Рыбный Мурман. 1968 г. Май.

!*- «Север» держит экзамен нлиш ИНТКРВЫО В ОДНОМ из номеров *РыПиоrp М урмана» мы рассказывали о пивом доГ)ыиающем судне «Север», которым пополнился трало­ вый флот. Сейчас этот трау­ лер ироходит ирбмыслоные испытания и Баренцевом мо­ ре. На его борту одно время находилась государст венная к о м и с с и я . В качестве экспер­ тов были специалисты различ­ ных отделов флота. Промыс­ ловой секцией руководил груиионой ииженер отдела добычи А натолий Михайл<>- вич Захарченко. Наш корре с я о и д в и т В. Хряшков обратился к нему с несколькими ионросами от­ носительно промысловых ка­ честв новою траулера. Какая задача стояла перед линией секцией? Foeударе*в еп н коми сс и я проводила промысловые ис­ пытания «Севера» и оконча­ тельную приемку его. Ого значит, что специалисты вы­ явили производственные воз­ можности. сделали предложе- ния дл>i усовершенствования векоторых участков, улучше­ ния условий работы на этом судне. Наша секция занималась испытанием судового промыс­ лового оборудования. Требо­ валось выбрать наиболее под­ ходящую схему работы с тра­ лом, которая бы занимала как можно меньше времени па спуск и подъем орудий лова» а также была бы менее трудоемкая и безопасная. К какому выводу вы про­ шли? Выполненное на «Севере» траловое устройство преду­ сматривало возможность' его испытаний по трем схемам. Это: работа с тралом, по схе­ ме с открытыми блоками со стопорной оттяжкой на пере­ движной канатной дороге или с закрепленной оттяжкой; но схеме с подвесными ве­ ерными блоками с неразрез- -ной обоймой, с выборкой кабелей на барабаны (ваер- ные) траловой лебедки; но схеме с подвесными веер­ ными блоками, с неразрез- лой обоймой, с выборкой ка­ белей на дополнительные ба­ рабаны траловой лебедки. Третий вариант был прове­ рен еще в сентябре прошлого года в период, ходовых целы- тзний в Черном море п пока­ зал перспективность. Однако из-за нодостаточ ной капа­ тоемкости дополнительных барабанов на лебедке ЛЕТР2-4 она пе может быть принята в качестве основной, так как современныо тралы, получис- 111 ио наибольшее распростра­ нение, имеют двойные и тройные кабели длиной до 100 и более метров. Государствен- ная комиссия рекомендует проектаигу увеличить канато* омкость дополяигельных ба- рабанов. Вторая схема испытывалась г, первом репсе «Севера», в декабре 19(57 года. Выло про­ ведено десять тралений. В ре­ зультате специалисты при­ шли к выводу, что она впол­ не приемлема. Наличие не­ разрезной обоймы, несколько ухудшает условия техники безопасности при работе тра­ лом. Следует заметить: вто­ рая схема, пе давая выигры­ ша но времени но сравне­ нию со схемой JSfe lt увеличи­ вает физическую нагрузку на матросов при подключении и отключении траловых досок. Работосоособиость нервой схемы была доказана при многократных тралениях в марте-анреле текущего года. Эта схема позволяет сравни­ тельно быстро спускать и поднимет ь трал, исключает больгаио физичеекие нагруз- ки на матросов, условия тру­ да удовлетворяют нравилам техники безопасности на су­ дах рыбной промышленности. В ходе испытаний зтой схе­ мы было обращено внимание на многие стороны работы. Так, мы определили, что пре- дусмотреияый проектом штат из шести матросов вполне обеспечивает все операций но спуску, подъему трала, ны- ливке улова. На основные операции но спуску, подъему трала тратилось от 36 до 50 минут; при этом 18—20 минут занимали выборка и травле­ ние ваеров, что объясняется недостаточной скоростью тра-. лоной лебедки. Ио мнению комиссии, при достаточной опытности па­ лубной команды время на гнуск, подъем орудий лова будет сокращено. Исходя из этого, специалисты рекомен­ довали принять в качестве час был про- основной первую схему е учетом некоторых рекоменда­ ций для усовершенствования. Какие возможности у «Се­ вера», как у судна-ловца? В период работы с тралом государственная к о м и с с и я ве­ ла наблюдения за уловами на РТ, промышляющих в одном месте с «Севером?». Причем для сравнения мы взяли наи­ более высокие результаты ра­ боты тех экипажей, которые их имели 5 апреля. Средний вылов на траления у «Севера» выше, чем у РТ. на 14 центов. 11о результатам испытаний промыслового оборудования можно сказать, что траулер новой серии при его исполь­ зовании на траловом лове в Баренцевом море, вооружен­ ный донным .и разноглубин­ ным тралами, имеет хорошие рыбодобывающие качества. Более длинная по сравне­ нию с БМРТ промысловая палуба обесиочиваот сраияи- тельно быстрый подъем тра­ ла. Хочу отце ран сказать,, что наша промысловая секция аа- )|ималась только нелытапием нромыслового оборудова ния. О других недостатках или преимуществах «Севера» мо­ гут рассказать специалисты соответствующих отделов. и ный - ' w V W V A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A / W W W W W W V / W W Получается, что на флоте ие. кусствеяно удорожается себесто­ имость. Только упорядочение учета и ««•четности даст нам возмож­ ность сократить расход орудий *ова ио флоту, экономить еже* »ч>дно 1— 1,5 миллиона рублей. Кроме того, мы разгрузим фабри- му орудии лова, Кандалакшский механический завод. Свыше пяти миллионов рублей ватрачивается ежегодно на при­ обретение картонных ящиков, бочек, консервных банок. Скла­ дировать тару приходится под открытым небом. Флот несет большие затраты на предохране­ ние тары от сырости, снега, на транспортировку и т. п. Давно назрел вопрос о постройке скла­ дов, и он должен быть решен в текущем году. Следует отметить, что многие экипажи по берегут бочки, кото­ рые выдаются на суда для хра* нения печени. На одних бочки используются два—три месяца, на других — пятнадцать—два­ дцать дней. Не пора ли строже спрашивать за сохранность тары. Ведь бочка стоит от пяти до ше­ сти рублей. А разве ве о бесхозяйственно­ сти свидетельствует такой факт. Когда работники отдела снабже­ ния вскрыли трюмы находящих­ ся иа от«гое BPS? MN I 9 $ 97/95, 1)4, то там находилось но- 1000— ;1500 бочек. Спрашиваем, кто хо­ зяин этих- бочек? Да никто, отве­ чают, берите и везите, куда угод­ но. И стоит ли после этого удив­ ляться, что в минувшем году до-‘ пущен перерасход тары, соли, льда и различных материалов на 299 тысяч рублей . Сейчас работникам отделов об­ работки и снабжения надо бы­ стрее решать вопрос, куда девать металлические ящики, джутовые и бумажные мешки. Судя но рас­ ходу, запас их таков, что его хватит года на два. Л ожидается новое поступление. Надо повести решительную борьбу за сохранность материа­ лов и оборудования, за то, чтобы выдерживался установленный срок эксплуатации. А у нас на отдельных судах ржавеют несмазанные тросы, гниют шлюп­ ки, ржавеет якорное устройство, и его бракует инспектор Регист­ ра. Нередко за борт выбрасыва­ ется еще пригодная бочка, ло­ пата, Ведро. На кораблях и складах флота по состоянию на 1 января 1968 года числится на несколько мил­ лионов рублей материалов. Это ла 2 миллиона 708 тысяч руб­ лей больше, чем ла первое янва­ ря 1967 года,. Такой запас креп­ ко тянет «карман фЛота», и нам буд^Уг очейь накладно после осу' N п о б е д и т е л ь На снимке: новар-пекарь ТР «Александр Иванов» коммунист В. Д. Захарчук. За безупречную работу Василий Дмитриевич на­ граждён медалью «За трудовую доблесть», а его имя занесено на судовую Доску почета. Фото Б. Беркутова. ществления >озяиствеиной ре- формы. До первого июля необходимо поручить всем отделам и служ­ бам флота внимательно изучить запасы материалов, запасных ча­ стей щ судах и складах, соста­ вить конкретные планы-зада­ ния по использованию их, с тем, чтобы, высвободить значительные суммы средств и не нести издер­ жек. 1? этому же сроку следует определить ненужные ценности и оперативнее решать вопрос с их реализацией. Подавно состоялось заседание экономического совета тралового флота, на котором были вскрыты недостатки в организации мате­ риально-технического снабже­ ния, вносились деловые предло­ жения. Рекомендации, принятые экономическим советом, помогут пам па паучной основе организо­ вать материально-техническое снабжение. Капитаны, старшие механики, мастера по добыче н обработке рыбы, все моряки должны повести решительную борьбу за экономию в большом и малом, помня, что в нашем боль­ шом хозяйстве потерянная ко­ пейка оборачивается десятками и тысячами рублей. Н . ГОРБЕНКО, заместитель начальника управления тра­ лового флота.1 В ОДНОМ из коридоров уп­ равлении тралового флота висит доска. Наверху крупные буквы, цифры — пока­ затели парного соревновании промысловых траулеров. В апреле на эту доску были занесены номера РТ-139, 184, 163, 175, 133, 231, 152, 50. Спешат мп- мо работники управления, но иногда кое-кто и остановится, окинет взглядом цифры — во флоте почти все хорошо друг друга знают — увидит номер корабля, где плавает дружок, или сам когда-то работал улыбнется. Победители. Прият­ но. Я тоже часто останавливаюсь у этой доски. Наверное, потому, что запомнился разговор с капи­ таном Леонардом Федоровичем /Куком с траулера «Мателот» и номполитом Дмитрием Петрови­ чем Дорожкиным со «Ставриды». Начался разговор с вопроса об экономической реформе — это сейчас у моряков важнейшая те­ ма. А потом перекинулся на нарно-грунпонео соревнование. Видимо, здесь люди тоже видит свои резервы. Промысловики говорили горя­ чо. По всей вероятности, не раз думали, как сделать это соревно­ вание ие просто «галочкой», а хорошим помощником рыбаков. И видно было, что хоть нарно- групновое соревнование далеко ие новинка во флоте, многое и многое в нем еще надо совер­ шенствовать. А что именно? Прежде всего теснее должен быть контакт ме­ жду соревнующимися экипажа­ ми. Именно экипажами. Капита­ ны кораблей часто говорит по радиотелефону, обмениваются информацией. По ведь не один капитан определяет успех рабо­ ты. На судне нет неглавных спе­ циальностей. Здесь от каждого зависит судьба плана. Так поче­ му не обмениваются опытом тралмейстеры, рыбные мастера, матросы? Тем, у кого дела идут хорошо. — есть, что сказать. Тем, у кого дело ие клеится. — не грех послушать и поучиться. Конечно, когда надо, капитаны консультируют друг друга, как вооружен трал и даже как идет обработка рыбы. Но мастеру но добыче поговорить со своим кол­ легой всегда польза. Ведь порой какая-нибудь незначительная деталь в оснастке орудия лова может «сделать погоду». А кани- таву вникать к такие подробно­ сти не всегда есть время. Масте­ ра же знают, на что следует об­ ратить внимание в деле, которое для них является основным. И уж они-то ни одной детали не упустят. А самое главное: такоо обще­ ние поможет наладить соревно­ вание ве только между экипажа­ ми, но и между отдельными спе­ циалистами, между вахтами двух кораблей. Короче говоря, чем теснее. бу­ дут контакты между экипажа­ ми, тем действеннее станет пар- но-групповое соревнование. f— А разве нельзя организо­ вать встречи соревнующихся экипажей в порту? — как будто размышляя вслух, говорит ном- полит «Ставриды». . Собираются моряки несколь­ ких судов в море. Вернутся они приблизительно в одно время. Ясно, что вз этих судов можно скомплектовать соревиующуюся группу. По насколько больше пользы будет, если экипажи предварительно познакомятся на берегу, а не заочно в море. А разве маловажный момент— P.Yководство парно-групповым соревнованием? Море есть морс. Сегодня рыба хорошо ловится в одних квадратах, а завтра — и других. II корабли оперативно переходят из района в район. Часто ломаются группы соревну­ ющихся судов. Происходит это из-за того, что руководители промысла иногда формально под­ ходят к комплектации таких групп. Начался рейс, разбили су­ да на группы — и забыли о них. А потом подбиваются «бабин? по результатам общего вылова на каждое судно и исправно вы­ водятся цифры итога соревнова­ ния группы. И это несмотря на то, что ко­ рабли работали в разных райо­ нах, и экипажи уже там нашли себе напарников но парно-груп­ повому соревнованию, то есть группы фактически просто пере­ мешались. И тут мне вспоминаются сето­ вания капитана РТ-198 Николая Федоровича Стромнлоиэ. ♦В одном из последних рейсов наш корабль сменил четыре рай­ она промысла. И получилось так, что в течение месяца мы соре­ вновались с добрым десятном экипажей. О каких итогах за рейс тут можно говорить. Цифры-то полу­ чаются формальными. Морякам нужна помощь от соревнова­ ния, а пе сомнительные итоги во имя все той же «галочки». Из-за плохой организация пар­ но-группового соревнования иногда получается так, что мно­ гие суда просто-напросто не уча­ ствуют в нем. В марте—апреле в Баренцевом море находилось (50 судов. Почти треть их но бы­ ла включева ни в одну из соре­ внующихся групп, но если РТ все-таки соревнуются мегкду со­ бой, то с ВМРТ дело обстоит со­ всем плохо. Но за ВМРГ — будущее. Флот все больше и больше пополняет­ ся именно такими судами. Зна­ чит, нужно искать тактику, ко­ торая поможет организовать пар­ но-групповое соревнование меж­ ду экипажами БМРТ. Тем болсо что освоение новых шельфов, отработка прогрессивных видов лова требует именно коллектив­ ных усилий. Ну, а вывод , иэ этого очень интересного раз­ говора опытных моряков напра­ шивается только один — пар­ тийные и профсоюзные органи­ зации флота должны больше внимания уделять парно-грунно- иому соревнованию экипажей промысловых судов. Потому чгго и побежденный в конечном ито­ го становится победителем. Ведь дополнительные центнеры рыбы — это победа, это гарантия вы­ полнения плана, обязательств. И. ЧЕСНОКОВ. О «Весне» и «Мелодии» 'Г . Тем из моряков, портовиков, судоремонтников, кто живет в домах 174 квартала, хорошо из- вестеп магазин «Весна». И нель­ зя сказать, чтобы с лестной сто­ роны. На весь- большой жилой массив магазин — единственный, гдо можно закупить продукты. Но попробуйте вы пройти здесь от прилавка к прилавку. Поме­ щение хоть и просторное, но на­ столько загромождено ящиками, что остается лишь узенький про­ ход, в котором жмутся люди. Бидоны о молоком на улщу, коночно, ие. выбросишь; Но нель­ зя'же/ чтобы“они забивали ма­ газин. Напротив «Веспы» расположен магазин, помещение которого, мне думается, используется но по назначению. Раньше там был хлебный отдел, а теперь над вхо­ дом появилась вывеска: «Мело­ дия». Но так как «Мелодия» начала с первых дней «гореть» с пла­ ном, то теперь там стали вместе с пианино продавать нейлоновые рубашки. А но лучше ли в этот магазин перевести молочный отдел из ^«Весны»? Л. КУЗНЕЦОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz