Рыбный Мурман. 1968 г. Май.
!*- «Север» держит экзамен нлиш ИНТКРВЫО В ОДНОМ из номеров *РыПиоrp М урмана» мы рассказывали о пивом доГ)ыиающем судне «Север», которым пополнился трало вый флот. Сейчас этот трау лер ироходит ирбмыслоные испытания и Баренцевом мо ре. На его борту одно время находилась государст венная к о м и с с и я . В качестве экспер тов были специалисты различ ных отделов флота. Промыс ловой секцией руководил груиионой ииженер отдела добычи А натолий Михайл<>- вич Захарченко. Наш корре с я о и д в и т В. Хряшков обратился к нему с несколькими ионросами от носительно промысловых ка честв новою траулера. Какая задача стояла перед линией секцией? Foeударе*в еп н коми сс и я проводила промысловые ис пытания «Севера» и оконча тельную приемку его. Ого значит, что специалисты вы явили производственные воз можности. сделали предложе- ния дл>i усовершенствования векоторых участков, улучше ния условий работы на этом судне. Наша секция занималась испытанием судового промыс лового оборудования. Требо валось выбрать наиболее под ходящую схему работы с тра лом, которая бы занимала как можно меньше времени па спуск и подъем орудий лова» а также была бы менее трудоемкая и безопасная. К какому выводу вы про шли? Выполненное на «Севере» траловое устройство преду сматривало возможность' его испытаний по трем схемам. Это: работа с тралом, по схе ме с открытыми блоками со стопорной оттяжкой на пере движной канатной дороге или с закрепленной оттяжкой; но схеме с подвесными ве ерными блоками с неразрез- -ной обоймой, с выборкой кабелей на барабаны (ваер- ные) траловой лебедки; но схеме с подвесными веер ными блоками, с неразрез- лой обоймой, с выборкой ка белей на дополнительные ба рабаны траловой лебедки. Третий вариант был прове рен еще в сентябре прошлого года в период, ходовых целы- тзний в Черном море п пока зал перспективность. Однако из-за нодостаточ ной капа тоемкости дополнительных барабанов на лебедке ЛЕТР2-4 она пе может быть принята в качестве основной, так как современныо тралы, получис- 111 ио наибольшее распростра нение, имеют двойные и тройные кабели длиной до 100 и более метров. Государствен- ная комиссия рекомендует проектаигу увеличить канато* омкость дополяигельных ба- рабанов. Вторая схема испытывалась г, первом репсе «Севера», в декабре 19(57 года. Выло про ведено десять тралений. В ре зультате специалисты при шли к выводу, что она впол не приемлема. Наличие не разрезной обоймы, несколько ухудшает условия техники безопасности при работе тра лом. Следует заметить: вто рая схема, пе давая выигры ша но времени но сравне нию со схемой JSfe lt увеличи вает физическую нагрузку на матросов при подключении и отключении траловых досок. Работосоособиость нервой схемы была доказана при многократных тралениях в марте-анреле текущего года. Эта схема позволяет сравни тельно быстро спускать и поднимет ь трал, исключает больгаио физичеекие нагруз- ки на матросов, условия тру да удовлетворяют нравилам техники безопасности на су дах рыбной промышленности. В ходе испытаний зтой схе мы было обращено внимание на многие стороны работы. Так, мы определили, что пре- дусмотреияый проектом штат из шести матросов вполне обеспечивает все операций но спуску, подъему трала, ны- ливке улова. На основные операции но спуску, подъему трала тратилось от 36 до 50 минут; при этом 18—20 минут занимали выборка и травле ние ваеров, что объясняется недостаточной скоростью тра-. лоной лебедки. Ио мнению комиссии, при достаточной опытности па лубной команды время на гнуск, подъем орудий лова будет сокращено. Исходя из этого, специалисты рекомен довали принять в качестве час был про- основной первую схему е учетом некоторых рекоменда ций для усовершенствования. Какие возможности у «Се вера», как у судна-ловца? В период работы с тралом государственная к о м и с с и я ве ла наблюдения за уловами на РТ, промышляющих в одном месте с «Севером?». Причем для сравнения мы взяли наи более высокие результаты ра боты тех экипажей, которые их имели 5 апреля. Средний вылов на траления у «Севера» выше, чем у РТ. на 14 центов. 11о результатам испытаний промыслового оборудования можно сказать, что траулер новой серии при его исполь зовании на траловом лове в Баренцевом море, вооружен ный донным .и разноглубин ным тралами, имеет хорошие рыбодобывающие качества. Более длинная по сравне нию с БМРТ промысловая палуба обесиочиваот сраияи- тельно быстрый подъем тра ла. Хочу отце ран сказать,, что наша промысловая секция аа- )|ималась только нелытапием нромыслового оборудова ния. О других недостатках или преимуществах «Севера» мо гут рассказать специалисты соответствующих отделов. и ный - ' w V W V A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A A / W W W W W W V / W W Получается, что на флоте ие. кусствеяно удорожается себесто имость. Только упорядочение учета и ««•четности даст нам возмож ность сократить расход орудий *ова ио флоту, экономить еже* »ч>дно 1— 1,5 миллиона рублей. Кроме того, мы разгрузим фабри- му орудии лова, Кандалакшский механический завод. Свыше пяти миллионов рублей ватрачивается ежегодно на при обретение картонных ящиков, бочек, консервных банок. Скла дировать тару приходится под открытым небом. Флот несет большие затраты на предохране ние тары от сырости, снега, на транспортировку и т. п. Давно назрел вопрос о постройке скла дов, и он должен быть решен в текущем году. Следует отметить, что многие экипажи по берегут бочки, кото рые выдаются на суда для хра* нения печени. На одних бочки используются два—три месяца, на других — пятнадцать—два дцать дней. Не пора ли строже спрашивать за сохранность тары. Ведь бочка стоит от пяти до ше сти рублей. А разве ве о бесхозяйственно сти свидетельствует такой факт. Когда работники отдела снабже ния вскрыли трюмы находящих ся иа от«гое BPS? MN I 9 $ 97/95, 1)4, то там находилось но- 1000— ;1500 бочек. Спрашиваем, кто хо зяин этих- бочек? Да никто, отве чают, берите и везите, куда угод но. И стоит ли после этого удив ляться, что в минувшем году до-‘ пущен перерасход тары, соли, льда и различных материалов на 299 тысяч рублей . Сейчас работникам отделов об работки и снабжения надо бы стрее решать вопрос, куда девать металлические ящики, джутовые и бумажные мешки. Судя но рас ходу, запас их таков, что его хватит года на два. Л ожидается новое поступление. Надо повести решительную борьбу за сохранность материа лов и оборудования, за то, чтобы выдерживался установленный срок эксплуатации. А у нас на отдельных судах ржавеют несмазанные тросы, гниют шлюп ки, ржавеет якорное устройство, и его бракует инспектор Регист ра. Нередко за борт выбрасыва ется еще пригодная бочка, ло пата, Ведро. На кораблях и складах флота по состоянию на 1 января 1968 года числится на несколько мил лионов рублей материалов. Это ла 2 миллиона 708 тысяч руб лей больше, чем ла первое янва ря 1967 года,. Такой запас креп ко тянет «карман фЛота», и нам буд^Уг очейь накладно после осу' N п о б е д и т е л ь На снимке: новар-пекарь ТР «Александр Иванов» коммунист В. Д. Захарчук. За безупречную работу Василий Дмитриевич на граждён медалью «За трудовую доблесть», а его имя занесено на судовую Доску почета. Фото Б. Беркутова. ществления >озяиствеиной ре- формы. До первого июля необходимо поручить всем отделам и служ бам флота внимательно изучить запасы материалов, запасных ча стей щ судах и складах, соста вить конкретные планы-зада ния по использованию их, с тем, чтобы, высвободить значительные суммы средств и не нести издер жек. 1? этому же сроку следует определить ненужные ценности и оперативнее решать вопрос с их реализацией. Подавно состоялось заседание экономического совета тралового флота, на котором были вскрыты недостатки в организации мате риально-технического снабже ния, вносились деловые предло жения. Рекомендации, принятые экономическим советом, помогут пам па паучной основе организо вать материально-техническое снабжение. Капитаны, старшие механики, мастера по добыче н обработке рыбы, все моряки должны повести решительную борьбу за экономию в большом и малом, помня, что в нашем боль шом хозяйстве потерянная ко пейка оборачивается десятками и тысячами рублей. Н . ГОРБЕНКО, заместитель начальника управления тра лового флота.1 В ОДНОМ из коридоров уп равлении тралового флота висит доска. Наверху крупные буквы, цифры — пока затели парного соревновании промысловых траулеров. В апреле на эту доску были занесены номера РТ-139, 184, 163, 175, 133, 231, 152, 50. Спешат мп- мо работники управления, но иногда кое-кто и остановится, окинет взглядом цифры — во флоте почти все хорошо друг друга знают — увидит номер корабля, где плавает дружок, или сам когда-то работал улыбнется. Победители. Прият но. Я тоже часто останавливаюсь у этой доски. Наверное, потому, что запомнился разговор с капи таном Леонардом Федоровичем /Куком с траулера «Мателот» и номполитом Дмитрием Петрови чем Дорожкиным со «Ставриды». Начался разговор с вопроса об экономической реформе — это сейчас у моряков важнейшая те ма. А потом перекинулся на нарно-грунпонео соревнование. Видимо, здесь люди тоже видит свои резервы. Промысловики говорили горя чо. По всей вероятности, не раз думали, как сделать это соревно вание ие просто «галочкой», а хорошим помощником рыбаков. И видно было, что хоть нарно- групновое соревнование далеко ие новинка во флоте, многое и многое в нем еще надо совер шенствовать. А что именно? Прежде всего теснее должен быть контакт ме жду соревнующимися экипажа ми. Именно экипажами. Капита ны кораблей часто говорит по радиотелефону, обмениваются информацией. По ведь не один капитан определяет успех рабо ты. На судне нет неглавных спе циальностей. Здесь от каждого зависит судьба плана. Так поче му не обмениваются опытом тралмейстеры, рыбные мастера, матросы? Тем, у кого дела идут хорошо. — есть, что сказать. Тем, у кого дело ие клеится. — не грех послушать и поучиться. Конечно, когда надо, капитаны консультируют друг друга, как вооружен трал и даже как идет обработка рыбы. Но мастеру но добыче поговорить со своим кол легой всегда польза. Ведь порой какая-нибудь незначительная деталь в оснастке орудия лова может «сделать погоду». А кани- таву вникать к такие подробно сти не всегда есть время. Масте ра же знают, на что следует об ратить внимание в деле, которое для них является основным. И уж они-то ни одной детали не упустят. А самое главное: такоо обще ние поможет наладить соревно вание ве только между экипажа ми, но и между отдельными спе циалистами, между вахтами двух кораблей. Короче говоря, чем теснее. бу дут контакты между экипажа ми, тем действеннее станет пар- но-групповое соревнование. f— А разве нельзя организо вать встречи соревнующихся экипажей в порту? — как будто размышляя вслух, говорит ном- полит «Ставриды». . Собираются моряки несколь ких судов в море. Вернутся они приблизительно в одно время. Ясно, что вз этих судов можно скомплектовать соревиующуюся группу. По насколько больше пользы будет, если экипажи предварительно познакомятся на берегу, а не заочно в море. А разве маловажный момент— P.Yководство парно-групповым соревнованием? Море есть морс. Сегодня рыба хорошо ловится в одних квадратах, а завтра — и других. II корабли оперативно переходят из района в район. Часто ломаются группы соревну ющихся судов. Происходит это из-за того, что руководители промысла иногда формально под ходят к комплектации таких групп. Начался рейс, разбили су да на группы — и забыли о них. А потом подбиваются «бабин? по результатам общего вылова на каждое судно и исправно вы водятся цифры итога соревнова ния группы. И это несмотря на то, что ко рабли работали в разных райо нах, и экипажи уже там нашли себе напарников но парно-груп повому соревнованию, то есть группы фактически просто пере мешались. И тут мне вспоминаются сето вания капитана РТ-198 Николая Федоровича Стромнлоиэ. ♦В одном из последних рейсов наш корабль сменил четыре рай она промысла. И получилось так, что в течение месяца мы соре вновались с добрым десятном экипажей. О каких итогах за рейс тут можно говорить. Цифры-то полу чаются формальными. Морякам нужна помощь от соревнова ния, а пе сомнительные итоги во имя все той же «галочки». Из-за плохой организация пар но-группового соревнования иногда получается так, что мно гие суда просто-напросто не уча ствуют в нем. В марте—апреле в Баренцевом море находилось (50 судов. Почти треть их но бы ла включева ни в одну из соре внующихся групп, но если РТ все-таки соревнуются мегкду со бой, то с ВМРТ дело обстоит со всем плохо. Но за ВМРГ — будущее. Флот все больше и больше пополняет ся именно такими судами. Зна чит, нужно искать тактику, ко торая поможет организовать пар но-групповое соревнование меж ду экипажами БМРТ. Тем болсо что освоение новых шельфов, отработка прогрессивных видов лова требует именно коллектив ных усилий. Ну, а вывод , иэ этого очень интересного раз говора опытных моряков напра шивается только один — пар тийные и профсоюзные органи зации флота должны больше внимания уделять парно-грунно- иому соревнованию экипажей промысловых судов. Потому чгго и побежденный в конечном ито го становится победителем. Ведь дополнительные центнеры рыбы — это победа, это гарантия вы полнения плана, обязательств. И. ЧЕСНОКОВ. О «Весне» и «Мелодии» 'Г . Тем из моряков, портовиков, судоремонтников, кто живет в домах 174 квартала, хорошо из- вестеп магазин «Весна». И нель зя сказать, чтобы с лестной сто роны. На весь- большой жилой массив магазин — единственный, гдо можно закупить продукты. Но попробуйте вы пройти здесь от прилавка к прилавку. Поме щение хоть и просторное, но на столько загромождено ящиками, что остается лишь узенький про ход, в котором жмутся люди. Бидоны о молоком на улщу, коночно, ие. выбросишь; Но нель зя'же/ чтобы“они забивали ма газин. Напротив «Веспы» расположен магазин, помещение которого, мне думается, используется но по назначению. Раньше там был хлебный отдел, а теперь над вхо дом появилась вывеска: «Мело дия». Но так как «Мелодия» начала с первых дней «гореть» с пла ном, то теперь там стали вместе с пианино продавать нейлоновые рубашки. А но лучше ли в этот магазин перевести молочный отдел из ^«Весны»? Л. КУЗНЕЦОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz