Рыбный Мурман. 1968 г. Май.

З авт ра , — Д е я ь п о б е д ы I Посланец легендарной Балтики Вот уже иочтн 10 лет он встречает ежедневно при- ходящие с моря траулеры, то закованные в ледяную бро­ ню, когда над заливом висит морозное марево, то вымы­ тые до блеска нудными, не прекращающимися неделями дождями. В закрепленной за ним группе семпаддать су­ дов. И каждое из них он уже знает настолько хорошо, что, еще не видя, издали узнает по отрывистым гудкам. В экипажах этих судов хорошо знают и его — Льва Николаевича Николаева — группового механика Мур­ манского тралового флота. И хотя каждый стармех уже давно изучил характер этого всегда спокойного пожилого человека, но всякий раз, за­ видя его высокую плотную фигуру на причале, невольно испытывает чувство волне­ ния. И вовсе не потому, что Николаев строго спросит за состояние машины. Он не накричит, не стукнет сгоряча кулаком но столу. Наоборот, эю человек добрейшей души к разговаривает с грубова­ тым флотским народом ис­ ключительно вежливо. Но то­ му, у кого в машинном отде­ лении будут выявлены непо­ ладки, допущенные просто по недосмотру или по случайно, му проявлению халатности, ет вежливого тона «старика» Николаева становится жар­ че, чем после хорошей бани. Групповой механик не огра­ ничивается просмотром вах­ тенного журнала. Ему надо знать все: и как эксплуати­ руется техника, и как обу­ чается личный состав машин­ ной комапды. И тут уже его вокруг пальца не обведешь. Слушан биение корабельного сердца, Николаев с закрыты­ ми глазами определяет, ка­ кой у него ритм. Толк в своем деле Лев Николаевич знает. Наверня­ ка можно сказать, съел пуд соли, придя на флот еще в тридцатом году. Но об этом оп говорит скупо. Об этом зпаюг по его личному делу только в отделе кадров. О тех певозвратных годах сей­ час часто поется в песнях. Особенно номиится Николае­ ву такая, рожденная тут, на Севере. Говорится в ней о том, как с Балтики дальней когда-то явились эсминцы сюда, где берег звенит нако­ вальней, где море бушует всегда. Слушая ее, видит он себя молодым, бравым главстар- тивой-балтийцем. В отря­ де кораблей, составивших ядро молодого Северного фло­ та, был и его сторожевик «Гроза». А потом... Что было потом — быльем не поросло. Свыше четверти века отдал службе на Северном флоте инженер-капитан второго ранга Лев Николаевич Нико­ лаев. Близкие сослуживцы при встрече шутят: — Мы о тебе тут такого парассказывали молодым, что ты стал в некотором смы­ сле личностью легендарной. Николаев досадливо отма­ хивается. — И зря наговорили. В ге­ роях не ходил, а делал то, что полагалось. Да, скромности этому чело веку не занимать. Но тот, кто познакомится с прошлым Николаева, несомненно, от­ даст даиь глубокого призна­ ния этому седому человеку, вынесшему на своих нлечах всю тяжесть суровой фронто­ вой жизни с первых и до по­ следних дней обороны Со­ ветского Заполярья. Не часто надевает он свой парадный костюм е боевыми наградами. В их блеске не­ меркнущая слава и доблесть «•деланного нашей армией и флотом. Грудь Николаева украшают орден Ленина, ор­ дена Красного Знамени, Оте­ чественной войны первой степени, два ордена Красной Звезды, орден «Знак Почета»., полученный еще в 1935 году. Старый ветеран многое мо­ жет рассказать о боевой жиз­ ни, о подвигах героев, муже­ стве и находчивости в бою. о крепости солдатской дружбы. За его плечами десятки по­ ходов к Рыбачьему, огневые налеты на фланг шестой гор- ноегорской дивизии «героев Крита и Нарвика» у Западной Лицы, высадка морской пехо­ ты западнее хребта Муста Туитури, бросок в порт Лин­ нахамари, освобождение древпей Печснги. В 1956 году флагманский механик бригады миноносцев Николаев сменил палубу бое­ вого. корабля на палубу ры­ боловного траулера. Три го­ да ходил старшим механиком на РТ-64. Сейчас врачи, как говорит­ ся, закрыли визу на выход в море. Ио все равно Никола­ ев остается па флоте. Ком­ мунист с тридцатилетиям стажем, он считает себя при­ званным партией на перед­ ний край. Г. КУРГАНОВ. К АК-ТО мои старый друг пошутил: «Пишет тебе известный со второй ми­ ровой войны...». Ивана Анисифоровича Те­ стова, старшего диспетчера отдела эксплуатации тралово­ го флота, я знаю давно — много лет, всегда его считал молодым человеком. И вдруг делаю открытие — ветеран он и именно «времен второй мировой войны»: служить на Северном флоте Иван Ани- сифоровнч начал 5 ноября 1939 года — как раз накану­ не 22-й годовщины Великого Октября. Ване, молодому, симпатичному парню (он и сейчас что надо — встрети­ тесь, убедитесь), крупно ио- везло: служил ои несколько лет на эскадренном ми­ ноносце «Куйбышев» — од­ ном из первых краснозна­ менных кораблей Северного флота. Но и до службы Ваня был знаком с нашим неласковым морем. В 1934 году начал он учиться в Мурманском мор- техникуме — началась еже­ годная практика. В 16 лет хо­ дил машинным учеником ва траулере, познакомился с по­ бережьем Мурмапа, поплавав ва паруснике «Помор», — снабжали становища продо­ вольствием, по задапию уп­ равления берегового промыс­ ла брали для доставки в Мур­ манск рыбу. Запомнился 1938 год. Трало­ вый флот набирал силу, все активнее осваивал новые райопы Баренцева моря. Гре­ мела по области слава экипа­ жа траулера «Киров» и дру­ гих судов. Заговорили о «Скумбрии» — моряки на этом корабле впервые вышли в море па лов сельди. Сейчас никого не удивишь промыс­ лом в любой точке Мирового океана. А тогда это был круп- пый шаг вперед — сельдь ло­ вили обычно в заливах. Ка­ питан Яков Алексеевич Гу- нин (ныне зам. начальника флота) сумел в первом же рейсе поставить дело так, что коллектив добыл 102 тонны сельди. Траулер встречали в иорту торжественно: отмети­ ли добрый почин моряков. И ВОТ служба. Эсминец во траулер, многое было в новиику. Но не надол­ го: сказались любознатель­ ность и подготовка красно­ флотца, уже поработавшего на «гразкданке» штурманским учеником. А боевой корабль был интересным, но тем вре­ менам — первоклассным. «Куйбышев» па Северный флот пришел с Балтики. Эки­ паж сколотился хороший, учеба шла всерьез. Команди­ ры хорошо знали обстановку, готовили моряков к тяжелым испытаниям. Знали: враг ие сделает скидки на молодость Ме х аник В. Бере зной Шел трудный и тревожный 1941 год. Виктор Березной не раз обращался в военкомат с просьбой направить его добровольцем на фронт. Дол­ го ему отказывали — молод. Потом направили в танковое училище. 18-летним юношей он принял танковый взвод. Первое боевое крещение он получил на Орловско-Курской дуге. Яростно дрался его взвод с немецкими «тиграми», артиллерийскими установка­ ми. Танк Виктора был дваж­ ды подбит и подожжен. Ране­ ние. Госпиталь. Возвращение в часть. Постепенно к Виктору при­ ходит и военный опыт и му­ жество. Бои № Лебедии, ^1уб- вы, форсирование Днепра, Ходоровский плацдарм — вот этапы формирования качеств воина, командира. Много раз был Виктор Бе­ резной в глубокой разведке. И всегда он делал все воз­ можное в невозможное для человеческих сил, выполнял, казалось, невыполнимое, бое­ вое задание. Правительство высоко оце­ пило заслуги старшего лейте­ нанта Березпого. У него 8 бо­ евых наград, в том числе два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной воины, орден Красной Звезды. Сейчас Виктор Андреевич — механик по технологиче­ скому оборудованию на ПРТ «Зеленоборск*. В траловом флоте он работает с 1951 го­ да. Он, KjVKи многие другие,— прост, скромен. Только более принципиально решает дела, более чутко относится к своим товарищам, более настойчив в достижении намеченных це­ лей. В простых и привычных буднях, в повседневном труде, ежечасном общении иногда мы ие замечаем около себя че­ ловека особой, удивительной судьбы. За его простотой, скромностью не сразу разгля­ дишь всю чистоту и цельность характера коммуниста, борца. Да и сам он ничего особенно­ го не замечает. Он просто вы­ полняет свой партийный и гражданский долг, делает большое партийное и государ­ ственное дело без шума к еловесвой трескотни. Н. ЖУЛИН . флота, на отсутствие опыта ведения боевых действий в сложных условиях Севера. А то, что пад Кольским полу­ островом нависла угроза на­ падения, понимал каждый: пала в неравной борьбе Нор­ вегия, немецко-фашистские войска накапливались в Се­ верной Финляндии. Еще до 22 июня 1941 года самолеты с крестами на крыльях нару­ шали нашу границу. Наири- мер, 17 июня двухмоторный самолет фашистов вел развед­ ку над полуостровами Рыбз- чий и Средний, пролетал над Полярным — главной базой флота. Спустя два дня про­ изошел первый воздушный бой над Рыбачьим. Флот по­ высил боеготовность. В ОЙНА! От этого жестко­ го короткого слова и еейчас, спустя 23 года после залпов Дня Победы над охотник «МО-121», который был в составе охранения эс­ минцев. Катером командовал лейтенант И. А. Кроль. И ои выполнил свою задачу. Сни­ мая с берега наблюдательный пост, экипаж катера оказался под прицелом 18 бомбарди ровщиков. Маленькое, ощети пившееся огнем судно, полу­ чив повреждение, сбило еще три самолета, ушло от пре­ следования. также верпулоо домой. Этот бой Иван Анисифоро вич запомнил па всю жизнь. Молодой воин увидел, как простые парни в сложнейших условиях бесстрашно делали свое дело. Командир орудия старшина второй статьи Ле­ бедев при налете вражеской авиации проявил находчн вость — открыл огонь. По воздушной цели — из главно­ го калибра? Это никакими ±|IlllllllllllllfllllllltlllllllElilllltlllIII»||SIIIIHIIIirilllllIIIIIIIIIIIIII>lllllllllx= 1 Страницы одной биографии Е ! ZZ ( ~ < Е ! zz < ZZ < = < Е < — I : я ш п ш ш ш ш п н н г ш ш ш н н ш ш н и и ш ш ш н ш ш ш и ш ш п п ш п ш п фашистской Германией, сжи­ маются болью сердца милли­ онов, вспоминаются вновь и вновь имена погибших, дым пожа<рищ... Комендора эсминца «Куй­ бышев» Ваню Тестова война бросила в самое п«кло. Судь­ ба Северного флота, Мурман­ ска и всего Кольского полу­ острова была в руках таких, как он, упрямых иариеи. А эсминец оказался на едвом из самых решающих участков. Фашистские егери, хорошо обученные, отлично воору­ женные, вмея многократный численный перевес, оттеснили наши войска к перешейку по­ луострова Средний и к дороге, ведущей па Мурманск. На­ шим воинам нужна была не­ медленная огневая поддерж­ ка. Ее мог дать только флот. Так эсминец «Куйбышев» вы шел па острие удара. Корабль занял огневую позицию в Мо­ товском заливе, выслал на бе­ рег корректировщиков, открыл ураганный огонь. Вот где при­ годилась выучка мирного вре­ мени! Хладнокровно, с иск­ лючительной точностью кор­ ректировал огонь лейтенант II. Я. Песков, выехавший на берег с корабельным наблю­ дательным постом. Четко действовали орудийные рас­ четы. До нота работал с дру­ зьями у первого орудия Вапя Тестов. 227 фугасных 102- миллиметровых снаряда об­ рушили на голову врага куй­ бышевцы. Наступление фа­ нтастов захлебнулось. 200 зах­ ватчиков нашли свою гибель при артналете. Наши погра­ ничники, пехотинцы со слеза­ ми радости наблюдали этот бой. Подошел в Мотку эсминец «Урицкий». Огонь но врагу усилился. Но фашистское командование опомнилось* послало 22 пикировщика, по­ требовав от летчиков уничто­ жить смельчаков. Корабли да­ ли ход («Куйбышев» во вре­ мя стрельбы по наземным це­ лям стоял на якорях), откры­ ли огонь по фашистским са­ молетам. Залив кипел от взрывов бомб — их было сброшено около восьмидеся­ ти. ТТо эсминцы, искусно ма­ неврируя, сбив одного «юн- керса», ушли в туман, позже вернулись на базу. Озлоблен­ ный враг всю мощь огня об­ рушил на малый морской инструкциями по предусмат­ ривалось. Зато боем оправды­ валось: 120-миллиметровые снаряды были грозным ору­ жием. За этот бой Лебедев по­ лучил орден Красной Звезды. А его метод сразу же при­ вился па флоте. Потом англи­ чане были немало удивлепы тем, что русские ведут огонь из орудия главного калибра по самолетам, атакующим ка­ раваны. 0 КАРАВАНАХ у Ивана Анисифоровича — осо­ бые воспоминания. В сопровождении их эсминец «Куйбышев» участвовал не­ однократно. Но особо запом-" пилась проводка судов во время одной из арктических навигаций. Вели конвой, в составе которого особую цен­ ность представляли ледоколы. Обеспечение проводки таких караванов было особым чпра­ вительственным заданием Се­ верному флоту. А задание — не из легких. Враг понимал значение Северного морского пути для нашей страны, стре­ мился сорвать перевозки обо­ ронных грузов. Ледоколы для фашистских подводников бы­ ла заманчивой целью. Но до­ стигнуть се — пе так-то иро- сто: корабли охрапония хоро­ шо справлялись со своими обязанностями. Эсминец «Куйбышев» при отражении одной из атак потопил вра­ жескую подводпую лодку. За успешный поход многие чле­ ны экипажа эсминца были награждены. Иван Анисифо- рович получил «Медаль ад­ мирала Нахимова» — знак воинской доблести а боевого мастерства моряка. Н А СЕВЕРНОМ флоте стал легендарным случай спа­ сения экипажа эсминца «Сокрушительный». Этот ко­ рабль покрыл себя славой в многочисленных боях е воз­ душными пиратами в подвод­ ными лодками врага. Но по­ гиб он в схватке со стихией. Это случилось в ноябре 1942 года. Во время шторма, достигшего силы урагана, оторвало кормовую часть эс­ минца. Корабль потерял ход и управление. На .помощь то­ варищам, попавшим в беду, вышли эсминцы «Разумный*. «Куйбышев» и «Урицкий*. Особую роль в спасении эни- (Окончание на 4-й стр.). 'Ч . 1 < : i <! < 4■ я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz