Рыбный Мурман. 1968 г. Май.
З авт ра , — Д е я ь п о б е д ы I Посланец легендарной Балтики Вот уже иочтн 10 лет он встречает ежедневно при- ходящие с моря траулеры, то закованные в ледяную бро ню, когда над заливом висит морозное марево, то вымы тые до блеска нудными, не прекращающимися неделями дождями. В закрепленной за ним группе семпаддать су дов. И каждое из них он уже знает настолько хорошо, что, еще не видя, издали узнает по отрывистым гудкам. В экипажах этих судов хорошо знают и его — Льва Николаевича Николаева — группового механика Мур манского тралового флота. И хотя каждый стармех уже давно изучил характер этого всегда спокойного пожилого человека, но всякий раз, за видя его высокую плотную фигуру на причале, невольно испытывает чувство волне ния. И вовсе не потому, что Николаев строго спросит за состояние машины. Он не накричит, не стукнет сгоряча кулаком но столу. Наоборот, эю человек добрейшей души к разговаривает с грубова тым флотским народом ис ключительно вежливо. Но то му, у кого в машинном отде лении будут выявлены непо ладки, допущенные просто по недосмотру или по случайно, му проявлению халатности, ет вежливого тона «старика» Николаева становится жар че, чем после хорошей бани. Групповой механик не огра ничивается просмотром вах тенного журнала. Ему надо знать все: и как эксплуати руется техника, и как обу чается личный состав машин ной комапды. И тут уже его вокруг пальца не обведешь. Слушан биение корабельного сердца, Николаев с закрыты ми глазами определяет, ка кой у него ритм. Толк в своем деле Лев Николаевич знает. Наверня ка можно сказать, съел пуд соли, придя на флот еще в тридцатом году. Но об этом оп говорит скупо. Об этом зпаюг по его личному делу только в отделе кадров. О тех певозвратных годах сей час часто поется в песнях. Особенно номиится Николае ву такая, рожденная тут, на Севере. Говорится в ней о том, как с Балтики дальней когда-то явились эсминцы сюда, где берег звенит нако вальней, где море бушует всегда. Слушая ее, видит он себя молодым, бравым главстар- тивой-балтийцем. В отря де кораблей, составивших ядро молодого Северного фло та, был и его сторожевик «Гроза». А потом... Что было потом — быльем не поросло. Свыше четверти века отдал службе на Северном флоте инженер-капитан второго ранга Лев Николаевич Нико лаев. Близкие сослуживцы при встрече шутят: — Мы о тебе тут такого парассказывали молодым, что ты стал в некотором смы сле личностью легендарной. Николаев досадливо отма хивается. — И зря наговорили. В ге роях не ходил, а делал то, что полагалось. Да, скромности этому чело веку не занимать. Но тот, кто познакомится с прошлым Николаева, несомненно, от даст даиь глубокого призна ния этому седому человеку, вынесшему на своих нлечах всю тяжесть суровой фронто вой жизни с первых и до по следних дней обороны Со ветского Заполярья. Не часто надевает он свой парадный костюм е боевыми наградами. В их блеске не меркнущая слава и доблесть «•деланного нашей армией и флотом. Грудь Николаева украшают орден Ленина, ор дена Красного Знамени, Оте чественной войны первой степени, два ордена Красной Звезды, орден «Знак Почета»., полученный еще в 1935 году. Старый ветеран многое мо жет рассказать о боевой жиз ни, о подвигах героев, муже стве и находчивости в бою. о крепости солдатской дружбы. За его плечами десятки по ходов к Рыбачьему, огневые налеты на фланг шестой гор- ноегорской дивизии «героев Крита и Нарвика» у Западной Лицы, высадка морской пехо ты западнее хребта Муста Туитури, бросок в порт Лин нахамари, освобождение древпей Печснги. В 1956 году флагманский механик бригады миноносцев Николаев сменил палубу бое вого. корабля на палубу ры боловного траулера. Три го да ходил старшим механиком на РТ-64. Сейчас врачи, как говорит ся, закрыли визу на выход в море. Ио все равно Никола ев остается па флоте. Ком мунист с тридцатилетиям стажем, он считает себя при званным партией на перед ний край. Г. КУРГАНОВ. К АК-ТО мои старый друг пошутил: «Пишет тебе известный со второй ми ровой войны...». Ивана Анисифоровича Те стова, старшего диспетчера отдела эксплуатации тралово го флота, я знаю давно — много лет, всегда его считал молодым человеком. И вдруг делаю открытие — ветеран он и именно «времен второй мировой войны»: служить на Северном флоте Иван Ани- сифоровнч начал 5 ноября 1939 года — как раз накану не 22-й годовщины Великого Октября. Ване, молодому, симпатичному парню (он и сейчас что надо — встрети тесь, убедитесь), крупно ио- везло: служил ои несколько лет на эскадренном ми ноносце «Куйбышев» — од ном из первых краснозна менных кораблей Северного флота. Но и до службы Ваня был знаком с нашим неласковым морем. В 1934 году начал он учиться в Мурманском мор- техникуме — началась еже годная практика. В 16 лет хо дил машинным учеником ва траулере, познакомился с по бережьем Мурмапа, поплавав ва паруснике «Помор», — снабжали становища продо вольствием, по задапию уп равления берегового промыс ла брали для доставки в Мур манск рыбу. Запомнился 1938 год. Трало вый флот набирал силу, все активнее осваивал новые райопы Баренцева моря. Гре мела по области слава экипа жа траулера «Киров» и дру гих судов. Заговорили о «Скумбрии» — моряки на этом корабле впервые вышли в море па лов сельди. Сейчас никого не удивишь промыс лом в любой точке Мирового океана. А тогда это был круп- пый шаг вперед — сельдь ло вили обычно в заливах. Ка питан Яков Алексеевич Гу- нин (ныне зам. начальника флота) сумел в первом же рейсе поставить дело так, что коллектив добыл 102 тонны сельди. Траулер встречали в иорту торжественно: отмети ли добрый почин моряков. И ВОТ служба. Эсминец во траулер, многое было в новиику. Но не надол го: сказались любознатель ность и подготовка красно флотца, уже поработавшего на «гразкданке» штурманским учеником. А боевой корабль был интересным, но тем вре менам — первоклассным. «Куйбышев» па Северный флот пришел с Балтики. Эки паж сколотился хороший, учеба шла всерьез. Команди ры хорошо знали обстановку, готовили моряков к тяжелым испытаниям. Знали: враг ие сделает скидки на молодость Ме х аник В. Бере зной Шел трудный и тревожный 1941 год. Виктор Березной не раз обращался в военкомат с просьбой направить его добровольцем на фронт. Дол го ему отказывали — молод. Потом направили в танковое училище. 18-летним юношей он принял танковый взвод. Первое боевое крещение он получил на Орловско-Курской дуге. Яростно дрался его взвод с немецкими «тиграми», артиллерийскими установка ми. Танк Виктора был дваж ды подбит и подожжен. Ране ние. Госпиталь. Возвращение в часть. Постепенно к Виктору при ходит и военный опыт и му жество. Бои № Лебедии, ^1уб- вы, форсирование Днепра, Ходоровский плацдарм — вот этапы формирования качеств воина, командира. Много раз был Виктор Бе резной в глубокой разведке. И всегда он делал все воз можное в невозможное для человеческих сил, выполнял, казалось, невыполнимое, бое вое задание. Правительство высоко оце пило заслуги старшего лейте нанта Березпого. У него 8 бо евых наград, в том числе два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной воины, орден Красной Звезды. Сейчас Виктор Андреевич — механик по технологиче скому оборудованию на ПРТ «Зеленоборск*. В траловом флоте он работает с 1951 го да. Он, KjVKи многие другие,— прост, скромен. Только более принципиально решает дела, более чутко относится к своим товарищам, более настойчив в достижении намеченных це лей. В простых и привычных буднях, в повседневном труде, ежечасном общении иногда мы ие замечаем около себя че ловека особой, удивительной судьбы. За его простотой, скромностью не сразу разгля дишь всю чистоту и цельность характера коммуниста, борца. Да и сам он ничего особенно го не замечает. Он просто вы полняет свой партийный и гражданский долг, делает большое партийное и государ ственное дело без шума к еловесвой трескотни. Н. ЖУЛИН . флота, на отсутствие опыта ведения боевых действий в сложных условиях Севера. А то, что пад Кольским полу островом нависла угроза на падения, понимал каждый: пала в неравной борьбе Нор вегия, немецко-фашистские войска накапливались в Се верной Финляндии. Еще до 22 июня 1941 года самолеты с крестами на крыльях нару шали нашу границу. Наири- мер, 17 июня двухмоторный самолет фашистов вел развед ку над полуостровами Рыбз- чий и Средний, пролетал над Полярным — главной базой флота. Спустя два дня про изошел первый воздушный бой над Рыбачьим. Флот по высил боеготовность. В ОЙНА! От этого жестко го короткого слова и еейчас, спустя 23 года после залпов Дня Победы над охотник «МО-121», который был в составе охранения эс минцев. Катером командовал лейтенант И. А. Кроль. И ои выполнил свою задачу. Сни мая с берега наблюдательный пост, экипаж катера оказался под прицелом 18 бомбарди ровщиков. Маленькое, ощети пившееся огнем судно, полу чив повреждение, сбило еще три самолета, ушло от пре следования. также верпулоо домой. Этот бой Иван Анисифоро вич запомнил па всю жизнь. Молодой воин увидел, как простые парни в сложнейших условиях бесстрашно делали свое дело. Командир орудия старшина второй статьи Ле бедев при налете вражеской авиации проявил находчн вость — открыл огонь. По воздушной цели — из главно го калибра? Это никакими ±|IlllllllllllllfllllllltlllllllElilllltlllIII»||SIIIIHIIIirilllllIIIIIIIIIIIIII>lllllllllx= 1 Страницы одной биографии Е ! ZZ ( ~ < Е ! zz < ZZ < = < Е < — I : я ш п ш ш ш ш п н н г ш ш ш н н ш ш н и и ш ш ш н ш ш ш и ш ш п п ш п ш п фашистской Германией, сжи маются болью сердца милли онов, вспоминаются вновь и вновь имена погибших, дым пожа<рищ... Комендора эсминца «Куй бышев» Ваню Тестова война бросила в самое п«кло. Судь ба Северного флота, Мурман ска и всего Кольского полу острова была в руках таких, как он, упрямых иариеи. А эсминец оказался на едвом из самых решающих участков. Фашистские егери, хорошо обученные, отлично воору женные, вмея многократный численный перевес, оттеснили наши войска к перешейку по луострова Средний и к дороге, ведущей па Мурманск. На шим воинам нужна была не медленная огневая поддерж ка. Ее мог дать только флот. Так эсминец «Куйбышев» вы шел па острие удара. Корабль занял огневую позицию в Мо товском заливе, выслал на бе рег корректировщиков, открыл ураганный огонь. Вот где при годилась выучка мирного вре мени! Хладнокровно, с иск лючительной точностью кор ректировал огонь лейтенант II. Я. Песков, выехавший на берег с корабельным наблю дательным постом. Четко действовали орудийные рас четы. До нота работал с дру зьями у первого орудия Вапя Тестов. 227 фугасных 102- миллиметровых снаряда об рушили на голову врага куй бышевцы. Наступление фа нтастов захлебнулось. 200 зах ватчиков нашли свою гибель при артналете. Наши погра ничники, пехотинцы со слеза ми радости наблюдали этот бой. Подошел в Мотку эсминец «Урицкий». Огонь но врагу усилился. Но фашистское командование опомнилось* послало 22 пикировщика, по требовав от летчиков уничто жить смельчаков. Корабли да ли ход («Куйбышев» во вре мя стрельбы по наземным це лям стоял на якорях), откры ли огонь по фашистским са молетам. Залив кипел от взрывов бомб — их было сброшено около восьмидеся ти. ТТо эсминцы, искусно ма неврируя, сбив одного «юн- керса», ушли в туман, позже вернулись на базу. Озлоблен ный враг всю мощь огня об рушил на малый морской инструкциями по предусмат ривалось. Зато боем оправды валось: 120-миллиметровые снаряды были грозным ору жием. За этот бой Лебедев по лучил орден Красной Звезды. А его метод сразу же при вился па флоте. Потом англи чане были немало удивлепы тем, что русские ведут огонь из орудия главного калибра по самолетам, атакующим ка раваны. 0 КАРАВАНАХ у Ивана Анисифоровича — осо бые воспоминания. В сопровождении их эсминец «Куйбышев» участвовал не однократно. Но особо запом-" пилась проводка судов во время одной из арктических навигаций. Вели конвой, в составе которого особую цен ность представляли ледоколы. Обеспечение проводки таких караванов было особым чпра вительственным заданием Се верному флоту. А задание — не из легких. Враг понимал значение Северного морского пути для нашей страны, стре мился сорвать перевозки обо ронных грузов. Ледоколы для фашистских подводников бы ла заманчивой целью. Но до стигнуть се — пе так-то иро- сто: корабли охрапония хоро шо справлялись со своими обязанностями. Эсминец «Куйбышев» при отражении одной из атак потопил вра жескую подводпую лодку. За успешный поход многие чле ны экипажа эсминца были награждены. Иван Анисифо- рович получил «Медаль ад мирала Нахимова» — знак воинской доблести а боевого мастерства моряка. Н А СЕВЕРНОМ флоте стал легендарным случай спа сения экипажа эсминца «Сокрушительный». Этот ко рабль покрыл себя славой в многочисленных боях е воз душными пиратами в подвод ными лодками врага. Но по гиб он в схватке со стихией. Это случилось в ноябре 1942 года. Во время шторма, достигшего силы урагана, оторвало кормовую часть эс минца. Корабль потерял ход и управление. На .помощь то варищам, попавшим в беду, вышли эсминцы «Разумный*. «Куйбышев» и «Урицкий*. Особую роль в спасении эни- (Окончание на 4-й стр.). 'Ч . 1 < : i <! < 4■ я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz