Рыбный Мурман. 1968 г. Март.
о О Н КРУТНУЛ раз-другой штурвал и выбежал на «рыло мостика, чтобы окончательно убедиться в без опасности предстоящей вы- мегки невода. Своим орли ным взглядом охватил проплы вающий и взбугренный засне женными сопками берег, при тихшие суденышки, накануне загнанные штормом в губу. Он вовсе не был похож нз капи тана (я имею в виду того капи тана, который в морской фор ме степенно вышагивает по рулевой рубке от карты, за крепленной на штурманском столе, к иллюминатору). Шяп- кауш анкз с поднятым кверху одним клапаном, как у шоло ховского лела 111укаря, черный полушубок с разорванным ле вым рукавом, стеганые брюки, заправленные в рыбаикве са поги с раструбами повыше ко- л-iH, аглали его похожим на леоооуба. Это же самое под тверждали и обветренное ли ло , и иоршннки у глаз, выстре ленные н вискам редкими бес* колесными снопиками рж ь Но все же это был капитан Кравченко, созданный самой природой для штормовых се верных морей. — Так.., порядок, — вымол вил капитан, снова ныряя в рубку. На ходу он взглянул нз эхолот, гае самописец нара щивал черные пятна — пока зания косяков сельди. Сейнер снова послушен штурвалу, пе рекатываемому ловкими капи танскими руками. Ю Б К А П — Пора команду будить, — говорит капитан вахтенному штурману. — Тот уходит, глу хо погромыхивая на трапах. Сейнер, плавно выписывая ду гу, слегка покачивается. А над ним такое звездное небо, буд то янтарь рассыпан по сине му бархату. И среди него зо лотые рожки месяца. Воздух пропитан мартовской прохла дой, запахом моря и рыбы. Ч,жки парят на своих легких крыльях, зорко впиваясь глаз ками пуговичками в палубу сейнера: высматривают добы чу Матросы не заставляют себя жаагь. Их хмурые лииа и сли пающиеся глаза говорят о рано прерванном сне. Оанако выра ботанная временем привычка вскоре их делает собранными и разворотливыми. Одетые в одинаковую прорезиненную ро бу. рыбаки занимают свои ра бочие моста. Еще раз выбежав на крыло мостика, Кравченко взмахивает рукой: — Мечем! З А НОРМОЙ сейвера вытя гивается цепочка пено пластовых поплавков, об разуя замкнутый круг. Не вод в замете. Теперь нужво взять рыбу. Начинается са мая ответственная и трудо емкая работа — подсушивание невода. Матросы дружно нале гают на борт, подтаскивая са мо полотно и всевозможные ве ревки. Круг поплавков замет но сужается, и самые шустрые рыбешки, похожие на черные Л Е Т А Н А л. ГОРЮНОВ иглы, скользят над верхней под борой. Такая картина капита на Кравченко ничуть не беспо коит, но все же он делает не известно в чей адрес замеча ние: «Быстрее!» При этом сам энергично наклоняется над бортом, показывая пример дру гим. В рыбацких делах Кравчен ко сметлив и разворотлив. Тут, очевидно, сказались и безмерная любовь к морю, в долголетняя практика рыбака. В море окунулся Кравченко, когда ему едва-едва стукнуло девять. Юность пролетела в теплых водах юга, з потом сманйл Север. Вот здесь дей ствительно была работа! На борт траулера шли трал за тралом, туго набитые треской; мвого рыбин проходило через руки молодого матроса. Тыся чи раз за вахту наклонялся в выпрямлялся молодой Крав ченко. И все же это было ие бесследно. Это была проверкз на стойкость. Крав ченко глушил в себе потки слабости, отчаяния. Стоя за штурвалом, он сожалел о сво ем малом образовании: с пятью классами капитаном не станешь. Но хотя бы... Он идет нз курсы боцманов, затем тралмейстеров. Вперед, толь ко вперед! Разжигаемый стра стью стать капитаном, через пять лет он добивается желан ной цели. Кравченко — капи тан сейнера! Кравченко само стоятельно ведет судно в рай он промысла! — Андреич! Кравченко оглядывается, бежит на корму. Как он подви жен и ловок — этот старик! Старик? Да-да, ему сегодня пятьдесят лет! Сегодня он имеет право идти на отдых. Но, пожалуйста, не надо ему об этом напоминать: обидится. Старик.... Смешно. Да он лю бого за пояс заткнет! Старик... Ха-ха. Капитан уже на корме. Он весь в движении. В его руках какие-то снасти. Сейчас он разберется. Вокруг столпились матросы. Они помогают распу тывать... Снова все в порядке. Невод подтянут к борту. Сельдь кипи т. Кравченко поти рает руки: доволен. Он загля дывает в радиорубку, дает ука зание радисту немедленно свя заться с руководителем про мысла. Тот, развернув свои широкие плечи и раскуривая трубку, молча выстукивает нэ ключе. — Куда?... — не терпится Кравченко. — К базе. •— Хорошо, что не к лихтеру. К АПИТАН торопливо под нимается в рулевую руб ку, перезванивает теле граф. Вчизу задрожал двига тель, и сейнер ринулся вперед, распуская усы-волны. Крав ченко не нравится медленная буксирозка рыбы к плавбазе. У него созрел совершенно дру гой план. Как-то нз полном хо ду судна он заметил, что при вязанная с кормы шлюпка ста рается обогнать сейнер. Тзко- го чуда капитану не приходи лось видеть — шлюпка само стоятельно устремляется впе ред! Что это значит?! С того дня мысли о «чуде» не поки- дзли Кравченко. Наконец, он понял; вода, обтекающая шлюпку, завихрилась с кормы и толкала ее вперед. Просто и гениально! Почему бы не еде- лчть угольник из металличе ских листов в закрепить его впереди буксируемого певодг с рыбой?! И невод сам «побе жит», только поспевай за ним. Да-да, это вполне реально! —■ Ах, черт, плетемся, как черепаха! — прерывает капи тан свои мысли. — Боиман голубчик, готовь якорь! Боцман, с виду неуклюжий и крайне угрюмый, цепкой по ходкой морского волка прохо дит на нос судна. Можно счи тать, что с этой минуты якор» без малейшего промедления готов устремиться в воду. Сейнер красиво идет к плав базе. В рубке Кравченко срос ся со штурвалом, сейчас они неотделимы друг от друга; ма лейшее движение капитана — изменение курса судна. Сей нер плавно пристает к борту громадины. Воздух рассекают швартовы. За ними следует большая деревянная бадья, не известно когда и кем окре щенная сяампой. Она уверен но занимает место на палубе сейнера, а матросы заполняют te ненасытную утробу нежной рыбешкой. Отяжелевшая стам па важно поднимается над па лубой сейнера и плывет нг плавбазу. Этот однообразный процесс длится до тех пор, пе ка на сейнере не остается »» одной рыбешки. А. на восток* уже отпылала угренпим румян цем розоиошекая заря. Небо синего преобразилось в голу бое. Снег на лобастых сопках под нежными пальцами солнеч ных лучей порозовел, словно младенец. обласканный ма терью. Чайки повели свой ве селый разговор. Мир встрепе нулся, ожил, и море пришло в движение, подражая работ»- гам-судам. Один за другим спешили к плавбазам сейнеры, чтобы сдать ночной улов. Ко рабль Кравченко, облененный ст бремени груза, оторвался от борта базы и, будто рззаумы- вая, не торопясь пошел вдоль берега. Сейнер отправился в поиск. (Окончание следует). Г После службы в рядах Советской Армии я поступил на ра боту в «Севрыбюлодфлот». С первых же шагов меня привет • ливо встретил инспекюр отдела кадров, побеседовал, напра вил на учебное судно «Кола». Но, несмотря на это, на душе есе-такч было неспокойно , мучили сомнения: как примут на корабле? Как будут проходить занятия? . Все сомнения рассеялись сами собой после первого дня. Экипаж на «Коле» исключительно дружный, внимательный . К нам , новичкам, сразу же был проявлен добрый интерес, по этому мы почувствовали себя как дома и потом с уважением говорили: «Наша «Кола». Не скоро забудутся наше первое судно, люди, которые дали путевку в жизнь. Г!реподаеагельский состав на учебном ко * рабле подобран из опытных судоводителей. Хочется от души поблагодарить капитана Николая Борисовича Цейтлина, его старшего помощника Анатолия Сергеевича Бйранца, штурма нов Альберта Язеновича Заляускиса , Виталия ' Степановича Молчанова, боцмана Николая Кирилловича Разенкова. Они очень чутко относились к курсантам , материалы объясняли просто и доходчиво. Вот почему их ученйКи и на экзаменах отвечали хорошо. Учеба на «Коле» для нас теперь уже позади, мы получили квалификацию матросов второго класса. Впереди —* море, работа на кораблях «Севрыбхолодфлота». Сердечное спасибо вам, дорогие товарищи, за все, че.му вы нас научили! Д. САМСОНОВ, курсант учебного судна «Кола». Е Баку. Завод ♦Электросвет» выпустит в этом году ~ первые 7 миллионов автомобильных ламп. С эаверше- z нием монтажа всего оборудования кх будут изготавли Е вагь до 70 миллионов штук в год. Е На снимке: у стенда испьмани» автомобильных ламп. Е Фото Ю. Рахиля. Е -Фотохроника ТАСС С п а с и б о с т а р ш и м т о в а р и щ а м шшшвшвжяюшшкшшяяшшшшаштяшяяжгшшяш&шшпвяяяшшашяшшяяяшааш Обраггшыт ходом. Узнав от моряков траулера «Кировск», что вторым штурма ном к ним направлен Кирилл Андреевич Онучин, сведущие люди с других судов даже собо лезнование выразили: — Горькая ваша жизнь будет, братцы. — Это почему же так? — Всю дорогу, пока Онучин с вами, зарплату будете за 5 ми нут до отхода получать. Кировчане встревожились и, как дальнейшее показало, не зря. Явятся опи на стоянке 8а деньгами на судно, ан, не тут-то было. — Где Кирилл Андреевич? — приступят они к вахтенвому. — Нашего Кирилла Андрееви ча митькой звали, как на берег сошел. Глаз на судно не показы вает. День терпят моряки, два, по том отряжают экспедицию на поиски таинственно исчезнувше го штурмана. Участники экспедиции после обследования всех питейных за ведений находят Онучина чзще всего у себя на квартире. И ча- штшшшт ще всего в одном положении. —■Зав-тра при-ду, — с трудом лепечет пьяный Онучин. Но и назавтра тщетно ждут его на судне. Тогда отряжается ноная экспедиция с заданием доставить его па корабль живого или мертвого. Но такое задание не всегда легко выполнить. Онучин, даже согласившись идти с моряками, по дороге может выбросить фор тель. Вдруг хватится: — Братцы, а самонужнейшие- то бумаги я дома забыл. Вы по дождите, я сей момент вернусь. Доверчивые моряки, подож дав с полчаса на морозе, возвра щаются за Онучищлм. Но дома его уже нет. Ищи, как говорит ся, ветра е поле. На двух стоянках деньги при шлось получать для команды самому капитану. И подобные художества устра ивает не легкомысленный юнец, а мужчпна зрелый, в годах. Да и что там говорить, осли только один факт вспомнить: на том же самом «Кировске» несколько лет назад К. А. Онучин ходил... ка питаном. Но при движении по служебной лестнице ход он по чему-то предпочел обратный, из капитанов стал старпомом, по том передвинулся во вторые штурманы и так, обратным этим ходом, дошел до кочегаров. Л так как в юнги перейти ему воз раст не позволял, то взялся Ки рилл Андреевич за ум и какое- то время держался. Но, получив недавно снова штурманский диплом, опять пу стился во все тяжкие. Вот и бе гает при стоянках в порту коман да по всему городу, ищет Ону- чина. А Онучив лишь в море протрезвляется, чтобы, оказав шись на берегу, заняться повто рением пройденного. Вздыхают моряки, поругивая, жалеют Онучина: пропадет му* жик. А что делать с таким вот Ону» чиным? „ Воспитывать? Но об этом смешно даже и говорить. Чело* век сам" был воспитателем дру« гих. Посоветовали ©му друзья: идя к начальству, проеи, чтобы ле* читься отправили. Не хочет. Нравится ему в вья-* ном угаре пребывать. А о том, что кончится для него этот угар, тяжелейшим похмельем—уволь* нением из флота, помышлять, видно, не хочет. Вот к какому грустному фи* налу может привести себя чело* век, не желающий набраться мужской воли и наплевать 1 глаза зеленому змию. И. ИВАНОВ. ; КО ЛЮ ЧИ Е С Т Р О К И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz