Рыбный Мурман. 1968 г. Март.
ми средствами. Но он ценил и искусство с преимущест- венным тяготением н роман тике — разумеется,, к роман тике здоровой, бодрой, не противостоящей реализму. И в реалистичесном искусстве, it ' b искусстве романтическом он видел источники того но вого искусства, которое он называл социалистическим реализмом. В социалистиче ском реализме Горький ви дел творчество синтетиче ское, обобщающее художест венный опыт прошлого и ищущее новые пути. В советские годы, в эпоху строительства социализма, считал Горький, обществен ная роль писателя возраста ет. И сам Горький работал неутомимо, с той активно стью и энергией, которой нельзя не изумляться. Он писал, вкладывал в творче ство весь жар своей души. Писал романы, пьесы, очер ни, публицистические статьи. Он организовывал все новые и новые издания, которыми и ныне гордятся наша литера тура, журналистика, наука.? Организатор коллективных литературных начинаний до* революционных лет (сборни ки «Знание», журнал «Лето пись»), он в советские годы был инициатором и в ряде случаев руководителем та ких изданий, нак «Всемир ная литература», «Наши до стижения», «Литературная учеба», «Колхозник», «Исто рия фабрик и заводов», «Ис тория гражданской войны», «История молодого челввеиа XIX столетия», «Библиотека поэта», «За . рубежом», «СССР на стройке» (предше ственник журнала «Совет ский Союз»), «Жизнь заме чательных люден», «День мира». Горькому принадле жали также замыслы таких изданий, как «История горо дов», «История деревни», «История женщины», -*Две пятилетки», «Творчество на родов СССР». Все эти изда ния, по мысли Горького, должны были сплотить бqль• шие литературные коллекти вы, придать их работе боль шую общественную ответст венность. Горький всегда был пятив- нейшим помощником и на ставником для многих лите раторов. Кто только не был обязан Горькому, кто только не был благодарен ему за со вет и дружбу! Куприн и Се рафимович, Вересаев и Най денов, А. Толстой и Шоло хов, Леонов и Фадеев, Фе дин и Тихонов, Зощевнл и Есенин... Этот список можно продолжить. ских писателей, которым ру ководил Горький. После победы Великого Октября Горький выступил перед всем миром нак бо рец за мир и свободу наро дов, как непреклонный про тивник фашизма и войны. «С кем вы, мастера культу ры?» — гневно и настойчиво спрашивал Горьний, призы вая международную интелли генцию к единству, к боевому союзу против угрозы фаши зации и войны. И имя Горь кого, его огромный художе ственный авторитет, его ни чем не запятнанная совесть, подобно магниту, притягива ли к нему передовых ученых и писателей самых разных стран. В одних рядах с Горь- Великий немецкий писа тель Бертольд Брехт напи сал пьесу по мотивам пове сти Горького «Мать», заме чательные кинорежиссеры В. Пудовкин и Марк Донской создали по этой повести фильмы, с успехо?л прошед шие по экранам всего мира.., ПАТРИОТ, ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ, ГУМАНИСТ стью эта тема разработана в талантливых повестях Горь кого (псевдоним Пешкова) «Коновалов» и «Бывшие лю ди». Цензоры и министры не ошиблись: Горький был по следовательным заступником народным. Врага Горького безоши бочно угадывали в нем со циалиста. Один из царских цензоров проницательно за метил: «Особенное внимание цензуры обратил на себя очерк М. Горького «Конова лов» по многим местам со циалистического и резко воз будительного пошиба...». Один из царских жандармов, отзываясь на публикацию в журнале «Жизнь» горьков ской «Песни о Буревестпи- ЧЕЛОБЕК ИЗ НАРОДА В САМОМ начале на шего вена Горький : побывал в Хамовни ках у Льва Толстого. В днев нике Толстого вскоре появи лась такая запись: «...был Горький. Очень хорошо го ворили. И он мне понравил ся. Настоящий человек из народа». Молодой писатель* посе тивший патриарха русской литературы, был действи тельно плотью от плоти на родной. И в литературу, и в русское революционное дви жение . он вошел как борец за свободу и счастье народа. Уже в советские годы, вспо миная о далеком прошлом, о молодых годах, он написал в «Беседах о ремесле» про свои идейные искания: «Мо раль господ» была мне так же враждебна, как и «мо раль рабов», у меня слага лась третья мораль: «Вос стающего поддержи». Острота социальной пози ции, которую занял Горький, находила выражение в нрав ственном содержании его произведений — и в роман тическом пафосе «Песни о Соколе», и в реалистической силе «Коновалова», и в ге роической легенде о Данко, и в романе о Фоме Гордееве. Молодой писатель знал, что путь его не будет устлан ро зами, что за убеждения ему придется бороться в жесто ких условиях. В одном из пи сем 1896 года Горький пи сал: «У меня... есть своя правда, совершенно отличная от той, которая принята в жизни, и мне много придется страдать за мою правду, по тому что ее не скоро поймут и долго будут издеваться на до мной за нее». ПОЭТ РЕВОЛЮЦИИ С ЫН народа, Горький всегда оставался дру гом народа. За его преданность интересам тру дящихся он не раз подвер гался гонениям в старой, до революционной России. Его заключали в тюрьму, за ним следили филеры из царской охранки, его произведения уродовались цензурой. В 1897 году совещание четы рех царских министров вы несло решение закрыть жур нал «Новое слово». В «де ле» о «Новом слове» можно прочитать такие строки: «...в беллетристическом отделе первое место дается таким произведениям; в которых раскрывается борьба классов и бедственное состояние ра бочего люда. С особой ярко С 1906 ПО 1913 год Горькому пришлось прожить вдали от ро дины, и политической, эми грации. Жить годами вне Родины тяжко. Но Горьний за рубежом, подобно Герце ну, никогда пе терял связи с К И И Россией и с русским рево люционным движением. В апреле 1911 года Горь кий писал К. С. Станислав скому: «Вы — на Руси, мы — здесь, разными путями и приемами, но — все для ро дины будем жить и работать с радостью. с любовью». Александр Блок, человек по вышенной чуткости, великий поэт, писал еще несколько раньше, чем сам Горький в его исповедальных строках, что «если и есть реальное по нятие «Россия», или лучше — Русь... — то выразите лем его приходится считать в громадной степени — Горь кого». Да, Горький был убежденным патриотом и вместе с тем непреклонным интернационалистом. . Понятно’, что Горький был и деятельным борцом за дружбу советских народов, Еще до Октябрьской рево люции, в годы первой миро вой войны приступил Горь кий к выпуску больших анто логий поэзии народов Рос сии в переводах на русский язык. В этой работе он опи рался па помощь больших, поэтов — В. Брюсова, А. Блока и других. В тече ние двадцати лет несмолнае- мо звучал после этого голос Горького, зовущий к дружбе народов, утверждающий эту дружбу иа свободной с 1917 года иашей земле. В 1934 году этот голос с особенной силой прозвучал на Первом Всесоюзном съезде совет ним шли такие корифен нау ки, как И. Павлов, А. Бах, Э. Резерфорд, К. Тимирязев, А. Сперанский, такие писа тели, как Р. Ролла!н, А. Бар- бюс, Д. Голсуорси, Э. Синк лер, Э. Э. Киш, И Бехер, Б- Брехт, Г. Уэллс. Горький многого добился своей общественной дея тельностью, сплачивая пере довые умы и таланты. Но влияние творчества Горького и после его смерти остается огромным. Во всем мире, во всех странах читают и любят автора повести «Мать», ебз- дателя великого романа «Жизнь Клима Самгина», «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике», автора пьес, которые не перестают волновать сердца и умы .' И всюду и везде произведения Горького воздействуют На чи тателей и зрителей с боль шой эмоциональной' силой, учат сражаться за добро и справедливость, учат соли дарности и гуманности. " ОБНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА В СВОЕМ творчестве Горький был замеча тельным продолжате лем классических традиций русской и мировой литерату ры. Пушкин и Гоголь, Мери мо и Флобер, Щедрин и До стоевский, Бальзак и Стен даль были для него учителя ми, воспринимаемыми крити чески, творчески. Он был со временником Льва Толстого, Короленко, Чехову, и каж дый из этих художников был ему эстетически близок. Горький преклонялся перед своими учителями, перед сво ими предшественниками. Учась у них, он искал своих путей в искусстве. Горький считал, что источ ником обновления искусства является сама жизнь, даю щая новый и новый материал художнику. Но для того, что бы наиболее глубоко и полно познать жизнь, художник должен обладать мировоззре нием, позволяющим наиболее действенно проникнуть в тай ны бытия и наиболее эффек тивно обобщить свои знания о жизни и людях. Еще раз в 1905 году он писал одному начинающему писателю-рабо* чему: «Содержанием литера туры являются трагические противоречия действитслыю- ети, а не выдумки... Литера тура — большое и важное дело, она строится на прав де, и во всем, что касается ее, требует правды!».. Горь кий считал, что искусство правдивое можно создавать прежде всего реалнстнческн- ке», также показал себя не плохо осведомленным чинов ником: «Означенное стихо творение произвело сильное впечатление в литературных кружках известного направ ления, причем самого Горь кого стали называть не толь ко «буревестником»,' но и «буреглашатаем», так как он не только возвещает о гряду щей буре, но зовет бурю за собою». Горьковские слова «Пусть сильнее грянет буря!» звуча ли призывом к борьбе про тив реакции, против соци альной несправедливости. За прямоту, за боевой характер, за правдивость Горького по любили рабочие, полюбили все угнетенные и обездолен ные в царской России. Когда в 1898 году нздавалсяпервый том «Очерков и рассказов» Горького, то. по свидетельст ву издателя и публициста В. Поссе. «наборщики, наби равшие в типографии Бо- гельмапа (эту книгу), преры вали работу, складывали гранки, сообща читали и с восторгом говорили: — Вот это действительно наш писатель. Это за живое задевает». Слана революционера, ре путация борца возникли во круг Горького еще в минув шем веке. А в начале нашего века — время создания пьес «На дне» и «Враги», пове сти «Мать» — принесло их автору известность не толь ко всеевропейскую, но и все мирную. СЕРДЦЕ НАРОДА 1 В 1912 году, узиав О кончине болгарского поэта Пенчо Славей- кова, Максим Горький с группой литераторов -напра вил в Болгарию телеграмму, «Поэт — сердце народное,; Он — бессмертен», — так было написано в этой теле грамме. Сегодня, когда Горьного уже более тридцати годов нет е нами и когда творчест во Горького, не старясь, жи вет среди людей, мы вправе свидетельствовать: он бес смертен! Сегодня, когда исполняет ся сто лет со дня рождения Горького, мы вправе ска зать: он был народным серд цем — многозвучным, чи стым и.бесстрашным. Он был нм, и он им остается. Ал. ДЫМШИЦ, профессор, доктор фи лологических наук. На снимке: зав. библиотекой клуба судоверфи выдает книги М, Горького пионеркам Е. Сама рмной и С. Конышевой. Фото А. Леонтьева. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz