Рыбный Мурман. 1968 г. Март.

ми средствами. Но он ценил и искусство с преимущест- венным тяготением н роман­ тике — разумеется,, к роман­ тике здоровой, бодрой, не противостоящей реализму. И в реалистичесном искусстве, it ' b искусстве романтическом он видел источники того но­ вого искусства, которое он называл социалистическим реализмом. В социалистиче­ ском реализме Горький ви­ дел творчество синтетиче­ ское, обобщающее художест­ венный опыт прошлого и ищущее новые пути. В советские годы, в эпоху строительства социализма, считал Горький, обществен­ ная роль писателя возраста­ ет. И сам Горький работал неутомимо, с той активно­ стью и энергией, которой нельзя не изумляться. Он писал, вкладывал в творче­ ство весь жар своей души. Писал романы, пьесы, очер­ ни, публицистические статьи. Он организовывал все новые и новые издания, которыми и ныне гордятся наша литера­ тура, журналистика, наука.? Организатор коллективных литературных начинаний до* революционных лет (сборни­ ки «Знание», журнал «Лето­ пись»), он в советские годы был инициатором и в ряде случаев руководителем та­ ких изданий, нак «Всемир­ ная литература», «Наши до­ стижения», «Литературная учеба», «Колхозник», «Исто­ рия фабрик и заводов», «Ис­ тория гражданской войны», «История молодого челввеиа XIX столетия», «Библиотека поэта», «За . рубежом», «СССР на стройке» (предше­ ственник журнала «Совет­ ский Союз»), «Жизнь заме­ чательных люден», «День мира». Горькому принадле­ жали также замыслы таких изданий, как «История горо­ дов», «История деревни», «История женщины», -*Две пятилетки», «Творчество на­ родов СССР». Все эти изда­ ния, по мысли Горького, должны были сплотить бqль• шие литературные коллекти­ вы, придать их работе боль­ шую общественную ответст­ венность. Горький всегда был пятив- нейшим помощником и на­ ставником для многих лите­ раторов. Кто только не был обязан Горькому, кто только не был благодарен ему за со­ вет и дружбу! Куприн и Се­ рафимович, Вересаев и Най­ денов, А. Толстой и Шоло­ хов, Леонов и Фадеев, Фе­ дин и Тихонов, Зощевнл и Есенин... Этот список можно продолжить. ских писателей, которым ру­ ководил Горький. После победы Великого Октября Горький выступил перед всем миром нак бо­ рец за мир и свободу наро­ дов, как непреклонный про­ тивник фашизма и войны. «С кем вы, мастера культу­ ры?» — гневно и настойчиво спрашивал Горьний, призы­ вая международную интелли­ генцию к единству, к боевому союзу против угрозы фаши­ зации и войны. И имя Горь­ кого, его огромный художе­ ственный авторитет, его ни­ чем не запятнанная совесть, подобно магниту, притягива­ ли к нему передовых ученых и писателей самых разных стран. В одних рядах с Горь- Великий немецкий писа­ тель Бертольд Брехт напи­ сал пьесу по мотивам пове­ сти Горького «Мать», заме­ чательные кинорежиссеры В. Пудовкин и Марк Донской создали по этой повести фильмы, с успехо?л прошед­ шие по экранам всего мира.., ПАТРИОТ, ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ, ГУМАНИСТ стью эта тема разработана в талантливых повестях Горь­ кого (псевдоним Пешкова) «Коновалов» и «Бывшие лю­ ди». Цензоры и министры не ошиблись: Горький был по­ следовательным заступником народным. Врага Горького безоши­ бочно угадывали в нем со­ циалиста. Один из царских цензоров проницательно за­ метил: «Особенное внимание цензуры обратил на себя очерк М. Горького «Конова­ лов» по многим местам со­ циалистического и резко воз­ будительного пошиба...». Один из царских жандармов, отзываясь на публикацию в журнале «Жизнь» горьков­ ской «Песни о Буревестпи- ЧЕЛОБЕК ИЗ НАРОДА В САМОМ начале на­ шего вена Горький : побывал в Хамовни­ ках у Льва Толстого. В днев­ нике Толстого вскоре появи­ лась такая запись: «...был Горький. Очень хорошо го­ ворили. И он мне понравил­ ся. Настоящий человек из народа». Молодой писатель* посе­ тивший патриарха русской литературы, был действи­ тельно плотью от плоти на­ родной. И в литературу, и в русское революционное дви­ жение . он вошел как борец за свободу и счастье народа. Уже в советские годы, вспо­ миная о далеком прошлом, о молодых годах, он написал в «Беседах о ремесле» про свои идейные искания: «Мо­ раль господ» была мне так же враждебна, как и «мо­ раль рабов», у меня слага­ лась третья мораль: «Вос­ стающего поддержи». Острота социальной пози­ ции, которую занял Горький, находила выражение в нрав­ ственном содержании его произведений — и в роман­ тическом пафосе «Песни о Соколе», и в реалистической силе «Коновалова», и в ге­ роической легенде о Данко, и в романе о Фоме Гордееве. Молодой писатель знал, что путь его не будет устлан ро­ зами, что за убеждения ему придется бороться в жесто­ ких условиях. В одном из пи­ сем 1896 года Горький пи­ сал: «У меня... есть своя правда, совершенно отличная от той, которая принята в жизни, и мне много придется страдать за мою правду, по­ тому что ее не скоро поймут и долго будут издеваться на­ до мной за нее». ПОЭТ РЕВОЛЮЦИИ С ЫН народа, Горький всегда оставался дру­ гом народа. За его преданность интересам тру­ дящихся он не раз подвер­ гался гонениям в старой, до­ революционной России. Его заключали в тюрьму, за ним следили филеры из царской охранки, его произведения уродовались цензурой. В 1897 году совещание четы­ рех царских министров вы­ несло решение закрыть жур­ нал «Новое слово». В «де­ ле» о «Новом слове» можно прочитать такие строки: «...в беллетристическом отделе первое место дается таким произведениям; в которых раскрывается борьба классов и бедственное состояние ра­ бочего люда. С особой ярко­ С 1906 ПО 1913 год Горькому пришлось прожить вдали от ро­ дины, и политической, эми­ грации. Жить годами вне Родины тяжко. Но Горьний за рубежом, подобно Герце­ ну, никогда пе терял связи с К И И Россией и с русским рево­ люционным движением. В апреле 1911 года Горь­ кий писал К. С. Станислав­ скому: «Вы — на Руси, мы — здесь, разными путями и приемами, но — все для ро­ дины будем жить и работать с радостью. с любовью». Александр Блок, человек по­ вышенной чуткости, великий поэт, писал еще несколько раньше, чем сам Горький в его исповедальных строках, что «если и есть реальное по­ нятие «Россия», или лучше — Русь... — то выразите­ лем его приходится считать в громадной степени — Горь­ кого». Да, Горький был убежденным патриотом и вместе с тем непреклонным интернационалистом. . Понятно’, что Горький был и деятельным борцом за дружбу советских народов, Еще до Октябрьской рево­ люции, в годы первой миро­ вой войны приступил Горь­ кий к выпуску больших анто­ логий поэзии народов Рос­ сии в переводах на русский язык. В этой работе он опи­ рался па помощь больших, поэтов — В. Брюсова, А. Блока и других. В тече­ ние двадцати лет несмолнае- мо звучал после этого голос Горького, зовущий к дружбе народов, утверждающий эту дружбу иа свободной с 1917 года иашей земле. В 1934 году этот голос с особенной силой прозвучал на Первом Всесоюзном съезде совет­ ним шли такие корифен нау­ ки, как И. Павлов, А. Бах, Э. Резерфорд, К. Тимирязев, А. Сперанский, такие писа­ тели, как Р. Ролла!н, А. Бар- бюс, Д. Голсуорси, Э. Синк­ лер, Э. Э. Киш, И Бехер, Б- Брехт, Г. Уэллс. Горький многого добился своей общественной дея­ тельностью, сплачивая пере­ довые умы и таланты. Но влияние творчества Горького и после его смерти остается огромным. Во всем мире, во всех странах читают и любят автора повести «Мать», ебз- дателя великого романа «Жизнь Клима Самгина», «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике», автора пьес, которые не перестают волновать сердца и умы .' И всюду и везде произведения Горького воздействуют На чи­ тателей и зрителей с боль­ шой эмоциональной' силой, учат сражаться за добро и справедливость, учат соли­ дарности и гуманности. " ОБНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА В СВОЕМ творчестве Горький был замеча­ тельным продолжате­ лем классических традиций русской и мировой литерату­ ры. Пушкин и Гоголь, Мери­ мо и Флобер, Щедрин и До­ стоевский, Бальзак и Стен­ даль были для него учителя­ ми, воспринимаемыми крити­ чески, творчески. Он был со­ временником Льва Толстого, Короленко, Чехову, и каж­ дый из этих художников был ему эстетически близок. Горький преклонялся перед своими учителями, перед сво­ ими предшественниками. Учась у них, он искал своих путей в искусстве. Горький считал, что источ­ ником обновления искусства является сама жизнь, даю­ щая новый и новый материал художнику. Но для того, что­ бы наиболее глубоко и полно познать жизнь, художник должен обладать мировоззре­ нием, позволяющим наиболее действенно проникнуть в тай­ ны бытия и наиболее эффек­ тивно обобщить свои знания о жизни и людях. Еще раз в 1905 году он писал одному начинающему писателю-рабо* чему: «Содержанием литера­ туры являются трагические противоречия действитслыю- ети, а не выдумки... Литера­ тура — большое и важное дело, она строится на прав­ де, и во всем, что касается ее, требует правды!».. Горь­ кий считал, что искусство правдивое можно создавать прежде всего реалнстнческн- ке», также показал себя не­ плохо осведомленным чинов­ ником: «Означенное стихо­ творение произвело сильное впечатление в литературных кружках известного направ­ ления, причем самого Горь­ кого стали называть не толь­ ко «буревестником»,' но и «буреглашатаем», так как он не только возвещает о гряду­ щей буре, но зовет бурю за собою». Горьковские слова «Пусть сильнее грянет буря!» звуча­ ли призывом к борьбе про­ тив реакции, против соци­ альной несправедливости. За прямоту, за боевой характер, за правдивость Горького по­ любили рабочие, полюбили все угнетенные и обездолен­ ные в царской России. Когда в 1898 году нздавалсяпервый том «Очерков и рассказов» Горького, то. по свидетельст­ ву издателя и публициста В. Поссе. «наборщики, наби­ равшие в типографии Бо- гельмапа (эту книгу), преры­ вали работу, складывали гранки, сообща читали и с восторгом говорили: — Вот это действительно наш писатель. Это за живое задевает». Слана революционера, ре­ путация борца возникли во­ круг Горького еще в минув­ шем веке. А в начале нашего века — время создания пьес «На дне» и «Враги», пове­ сти «Мать» — принесло их автору известность не толь­ ко всеевропейскую, но и все­ мирную. СЕРДЦЕ НАРОДА 1 В 1912 году, узиав О кончине болгарского поэта Пенчо Славей- кова, Максим Горький с группой литераторов -напра­ вил в Болгарию телеграмму, «Поэт — сердце народное,; Он — бессмертен», — так было написано в этой теле­ грамме. Сегодня, когда Горьного уже более тридцати годов нет е нами и когда творчест­ во Горького, не старясь, жи­ вет среди людей, мы вправе свидетельствовать: он бес­ смертен! Сегодня, когда исполняет­ ся сто лет со дня рождения Горького, мы вправе ска­ зать: он был народным серд­ цем — многозвучным, чи­ стым и.бесстрашным. Он был нм, и он им остается. Ал. ДЫМШИЦ, профессор, доктор фи­ лологических наук. На снимке: зав. библиотекой клуба судоверфи выдает книги М, Горького пионеркам Е. Сама рмной и С. Конышевой. Фото А. Леонтьева. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz