Рыбный Мурман. 1968 г. Март.
a a a a a z w w w w w w \ / \ a a / \ a a a a a / \ / \ / w w w \ a / \ a a / w w \ a a / v w w v a a / w \ / \ / w w ' ! a a ^ К о л л е к т и в паропровод- пого цеха энергохозяй ства Мурманского орде на Ленина рыбного порта не сет трудовую вахту в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ланина. Хороша работает бригада слесарей, возглавляемая II. Б. Топленевым. Несмотря ва тяжелые климатические условия нынешней зимы, ког да температура воздуха до стигала 30 и более градусов мороза, ремонтники содержа ли наружные коммуникации в надлежащем эксплуатаци онном состоянии. В бригаде тов. Тенленева двенадцать человек. Работают они дружно. Но хочу особен но отметить добросовестный труд профгрупорга Анатолия Николаевича Перервы. Ов не только квалифицированный слесарь, но в активный об щественник. Ему прпсво&но почетное звание ударпика коммунистического труда. Пятый месяц в нашем цехе Борис Павлович Солнышков. За этот короткий срок . он ветерап труда — Николай Иг натьевич Карпов. Более три дцати лет отдал он рыбному порту. Сначала был слесарсм- водопроводчиком, затем элект росварщиком, им трудится и до сих пор. Он в совершопст- эпергией и водой предприя тий главка «Севрыба» и судов промысловых флотов вносят наши скромные женщины- труженицы. Ведь от их добро совестной работы во мпогом зависит своевременная обра- i i t i i i i i i i i t i i r t i i i i i i i i i i i i i i i i i i t i i i i i t i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t i m i i i i i i i i i i i i i H i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i П А Р О П Р О В О Д Ч И К И Ш1111ШШ111111Ш!1111111!1!1Ш11ШШ1111 a i l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l i l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ззрокомендовал себя, как гра мотный, знающий свое дело специалист. Примером его высококачественной работы служит установленная систе ма отопления помещения сто ловой участка № 3 порта. А нот Наш замечательный . AAA/VAA/\AAA/V/V\A/\AAA/V/\/V\/\A/\/\/\/V/\A/V\AA/\/\/*.A/V\/\/VV\A/\/V/\/‘^\ЛЛЛЛ/\АААЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛ Ц е л и с в о е й д о б ь е м с я Прошло четыре месяца после малого капитального ремонта траулера «Сириус». За это время паша машшшаи команда многое сделала для того, чтобы обеспечить хорошую техническую экс плуатацию судовых двигателей и механизмов. Душой коллектива является старший механик Герой Социали стического Труда В. А. Попов. Он просто «заражает» людей своим трудолюбием. Никому не хочется стоять в стороне от дела, в ма шинном отделении царит атмосфера творчества. На первых порах избавились от дефектов, допущенных в ходе ремонта. У прожекторов (па верхнем мостике) устранили частые вамыкания (происходили они из-за недостаточной герметичности прожекторов). Это избавило нас от частой замены мощных элек троламп, облегчилась работа судоводителей во время промысла вблизи плавающих льдов. Разумное освещение помещений корабля помогло устранить ие- регрузку генератора. По предложению Василия Александровича у паровых поршней котельного, питательного и балластпого пасосов одинарные коль ца с косым замком заменили на двойпые кольца в один кеп. Из готовили их в судовых условиях. Установкой двойных колец до стигается большее уплотнение пара. А периодическая графитная смазка паровых цилиндров меха низмов улучшает их работу, снижает естественный износ колец и стенок цилапдров. Мы стремимся уменьшить расход пара, не допускать форсиров ки котла, добиваемся правильной докотловой и впутрикотловой обработки воды — то есть делаем все для того, чтобы снять пере напряжение котла и обеспечить его надежную работу без котло- чнеткн в течение 6 месяцев. Выгода для флота нолучается огромная. На многих еще судах за год производится семь котлочисток. Мы хотим сократить их число до двух. Продолжительность одной котлочистки 5—6 суток, стоимость 248 рублей. Таким образом мы высвободим для про мысла 25—30 суток и сэкономим 1240 рублей. Таких результатов уже добивались машинные команды трауле ров: «Метеор» (старшим механиком был В. Л. Попов), «Нептун», «Очаков», «Североморск», «Ветлуга», «Мелитополь» и другие. У нас на корабле большое внимание уделяете» повышению ква лификации членов машинной команды. Этому способствует регу лярно проводимый технический совет. На нем мы обсуждаем со стояние каждого механизма. Бывшие танкист Владимир Попов и военный моряк Павел Жа- репков быстро освоили профессию котельных машинистов и сей час готовятся к сдаче экзаменов на машиниста первого разряда. Я лично помогаю Геннадию Карандашову стать машинистом вто рого класса. Большим уважением пользуются у нас токари Григорий Гри- цупов и Рашид Шегабудинов, третий механик Првел Васильевич Жигулин, второй механик Владимир Александрович Шумихин. Мы намерены сохранны, наш дружный коллектив машинной команды в течение всего года. Сейчас уходит в отпуск котельный машинист Виктор Борзов. Замена ему находится у нас на кораб ле, в отдел кадров за помощью не обращаемся. Надеемся, что ио йОйвращенпи из отпуска Виктор снова придет к нам на «Сириус» х будет продолжать борьбу за выполнение взятого коллективом обязательства. Оно у нас очень высокое, но в успехе мы не сом неваемся. В. СИМОНЕНКО, старшей машинист. I llllllllllllllllllllillllllillllllllllllllllllt llllllillilillllllllilllllilllllllllllllilllllllll ве овладел этими специально стями. Николаю Игнатьевичу одному из первых нрисвоспо звание ударника коммунисти ческого труда. Наряду с хорошими слеса- рями-ремоптяикамл необхо димо отметить и их бригади ра Павла Борисовича Тепле- пева. Он — инициативен, сме калист, активный рационали затор. Ежегодно вносит не сколько рацпредложений, ко торые значительно улучшают и облегчают эксплуатацию коммуникаций. Есть в нашем коллективе и другие добросовестные работ ники. Это слесари И. Ф. Ле бедев, Ф. II. Кубряков, А. А. Мильков, 11. Я. Сверчков. Большой вклад в беспере бойное обеспечение тепло- богка я выход корабля в рай он промысла. И тут, в первую очередь, хочется назвать име на слесарей-трубонроводчиц II. И. Курбатовой, А. П. Баба евой, Л. А. Горбуновой, Л. А. Логошипой, К. II. Тепленевой. II. Ф. Комаровой, Г. А. Коро левой и многих других. Они вовремя подключают корабли к причальным ком муникациям для отопления судов в период их обработки и профилактического ремонта, а также снабжают пресной водой суда, уходящие па про мысел. Наш коллектив мог бы тру диться еще лучше, если бы не ряд причин, мешающих нормальной работе. Одна из пих, пожалуй, самая суще ственная — это недостаток пресной воды, ощущающийся особенно в зимние месяцы. В связи с этим у нас очень большая просьба к строите лям, прокладывающим вто рую нить водощювода с реки Кола, — ускорить сдачу во допровода в эксплуатацию. Тем самым и город, и ого промышлеи пые предп риятия будут лучше обеспечены ко дой. Огромную роль в своевре менном ремонте наружпых и внутренних коммуникаций играет иолпое оснащение це ха соответствующим обору дованием. К сожалению, его у пас недостаточно. В частно сти, нужны токарный, трубо гибочный станки, трактор с навесным оборудованием для земляных работ. Кроме того, очень необхо дим цеху транспорт для вы полнении повседневных внут ренних н аварийных работ. Ведь наши коммуникации расположены по всей терри тории порта и даже вне сю,- и автомагаипа нужна посто янно. Мы надеемся, что руковод ство иорта учтет наши нуж ды и выделит цеху необходи мые оборудование и тран спорт. II. МАЛЫШЕВ, старшин инженер паро проводного цеха энергех'о- зайетва рыбного порта. ^/',ААА/'«ААЛАЛААА/\7Л/\У\/\ААЛЛ. лч ЛА/\АЛ/\^%*V\/\/\AyAAAAA/\/'u'VVVА/Л^V'-zA/\/'w^y\Ary\/\/\AA.'\A/\yVV\AA/v/>vA.^y\AAA/\A/,v/'^4/'N/'^v/\A/,J^y'vr^y*^y’vrv.^wrv шшшшшш яввяшш С 1937 года работает в центральной лаборатории инженер- спсктроскопист А. Н. Безгубова. Она отлично справляется со С 1 Ю.ИМН обязанностями; передает опыт молодежи. На снимке: А. Н. БЕЗГУБОВА. Фотю А, Леонтьева. О Т МОРСКИХ БУРЬ не за страховала ни одна часть Мирового океана. В раз личных его районах бури об ладают некоторой спецификой, сказавшейся на их названиях: «шторм», «ураган», «тайфуна и т. д Они — следствие большой разности атмосферного давле ния, рбразующойся на оравни- тельно близких расстояниях. Резкое изменение атмосферно го давления порождает силь ный ветер, отдельные поры вы которого могут достигать скорости 100 метров и секунду. Чаще всего возникновение бурь связано с существовани ем циклонов. Морские бури, называемые тайфунами, обычно являются тропическими циклонами, воз никающими в районе между Мариаискими, Маршалловыми, Каролинскими и Гавайским* островам)!, а также в Южно- Китайском море. По интенсив ности тайфуны весьма разно образны. Некоторые из них в течение всего времени действия остаются умерениыми цикло нами, другие, наоборот, стано вятся жестокими морскими бу рями. Тропический циклон с вихревым движением воздуха обладает огромной энергией и действует на* расстоянии* (в диаметре) — 50—2000 км, а атмосферное давление в его центре надает иногда на 30%> по сравнению с обычным. Наи более сильные ветры наблюда ются в правой передней части тайфуна — это самый опас ный его сектор. Приблизитель но в центре находится зона са мого низкого давления по всей системе, (называемая «глазом бури». Именно сюда притяги вается гигантское количество теплого и влажного воздуха с океана. Здесь, отдавая собран ное тепло, возникают восходя щие потоки, которые еще боль* ще понижают атмосферное дав ление, притяги.вая все .новые и новые массы влажного возду ха. С удалением от «глаза бу ри» ветер ослабевает. Тай фун действует свыше двух не- ‘ дель и проходит за это время более 6 тыс. км. ОпуСТОШИТеЛЫ! ЫМ СПу т й ИКО м циклона являетс я ра жш аемое км ветровое волнение, которое обычно .наблюдается в правой тыловой части тайфуна. Мор ские водны в цент,ре бури до* стигают высоты 25—30 метро© (тайфун «Руфь wNs 15», острова Волкамо). Чудовищное бурле ние в центре порождает вол ны, расходящиеся концентриче скими кругами. Появление крупных волн зыби — один из признаков приближения тайфу на. Направление движения зы би дает возможность судить о примерных координатах цент ра бури, а изменения в пагсрав ленки этого движения помо гают следить за направлением перемещения тайфуна. Не менее опасны и ураган ь Атлантики и Индийского океа иа. Ho-карибски «ураган» озна чает «сильная буря». Осенью в Атлантическом океане обычно случается несколько таких бурь. Весьма интенсивным был, например, ураган «Бетси», воз никший в конце августа 1905 г. восточнее Малых Антильских островов. Ветер со скоростью 75 метров в секунду и огром ные волны свирепствовали бо лее двух недель, двигаясь но северо-запад. В районе дейст вия «Бетси» потерпели бедст вне многие суда. Надо сказать, что шторм в открытом море очень серьезное испытание. Встреча с тайфуном или ураганом даже современ ных кораблей часто приводит к катастрофам и жертвам. Так, осенью 1944 г. (во время войны США с Японией) американ ская эскадра из 28 боевых еди ниц, встретив тайфун, потеряла три эсминца и более 800 чело век. У крейсера «Шпиттсбург», попавшего в зону действия тай фуна 5 июля 1945 г., была уничтожена носовая часть. Быстрое продвижение штор ма, яростная сила его волн на носят значительный урон мор* скому флоту. Поэтому, полу чив штормовое предупрежде ние, суда сутками простаивают в портах, а те, которые нахо дятся в открытом море, спе шат уйт.н от морской бури. В течение тысячелетий суда гиб нут в основном именно пото му, что не успевают своевре менно уйти от шторма. Еще большую опасность не сут морские волны прибреж ной золе. ‘Уже упомянутый ура ган «Бетси» причинил значи тельный урон ряду городов США, на Багамских острова*. Волны прорвали дам-бы, слой поды на улицах достигал 2 метров. Только в западном - полушарии убытки от урага нов за 1954 г. составили около 1350 миллионов долларов. Об щий ущерб от тропически* ураганов в 1955 г. составил бо лее 2 миллиардов долларов. В Японии ежегодный ущерб от тайфунов исчисляется в 550 миллионов долларов. Многим памятен ураган «Флора», обру шившийся в октябре I9G3 г. иа острова Гаити и Кубу. Тог да погибло более 5 тысяч чело-* нек и около 150 тысяч остались без крова. Все это заставляет изучать грозное явление афй- роты, учиться предокa:jьпвать его появление. Наблюдения показали, что в природе существуют зьвлсния, предшествующие штормам * позволяющие зaблагавр смелко судить о силе и направленности их действия. Казалось Си, тро т е всего организовать предела- эание погоды для тех участков океана, на которых возникают штормы, ведь пользуемся Ж€ мы прогнозами погоды на су ше. Но понятия погоды иа суше и на море разные. На суше по года изменяется в сснч>эиом ia счет состояния атмосферы, на море же все значительно сложнее. Под влиянием возникшего на каком-либо участке ветра вод ная поверхность быстро и ко ренным образом изменяет свои свойства. Волны образуют сложный и непрерывно изме няющийся «рельеф (местноста*. Меняется величина трсктя Между ветром и водой, что вы зывает ответные изменения скорости ветра. И если учесть, чго штормовые волны могу г покидать ту часть' океана, е которой их породил ветер, « в виде «мертвой зыби» распро страняться вплоть до самых отдаленных его уголков, вызы вая даже в безветренную пого ду могучий при-бой, если учесть, что необходимая точ ность прогноза явлений погоды иа море неуклонно {возрастает, становятся ясными (ВСЯ слож ность и проблематичнссть этой задачи. К тому же существуют и чисто организационные труд ности, препятствующие качест венному прогнозированию по годы на море. Эти обстоятельства застав ляют ученых искать «новые, наиболее эффективные нута для предсказания штормов, (Окончание на 4-й стр.)*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz