Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.

1 П и с ь м а с т - л у к и ОТ РАСЧЕТОВ —К ВНЕДРЕНИЮ зпннншжшшиншншншшпшшннпшишншшшин^Г КАКОЙ ВАРИАНТ ЛУ4111К Минуьшин рейс производствен­ ного рефрижератора «Прилукл» планировался в Юго-Западную Атлантику с иерспектавой. рабо. ты в трех районах: основном — на Патагонском шельфе , на Уругвайском шельфе на добыче горбы левых . пород и . районе об­ лова бесу го. К приходу па оро- ашсел этот район отпал, так как бееуго^в то врем» не создавала концентраций. Применительно к обстановке и jhcxo #» ил основных возможно­ стей, ш м предстояло так строить работу^ чтобы достичь макси­ мального экономического эффек та и дли корабли в целом, и для каждого члена экипажа . В соот­ ветствии с этим бригада НОТ со­ ставила четыре варианта работы коллектива на весь рейс. Напри* мер: первым вариантом преду ­ сматривалось выработать 300 •гояи рыбной муки, 100 тонн филе, 1000 тонн разделанного хека и 3600 тонн неразделаиного. Если бы мы выполнили намеченное, то к оплате приходилось бы 62400 рублен. Второй вариант явился разновидностью первого с гой лишь ризницей, что на 1500 тонн я редстоядо больше ра здела т ь ^>ыбы, соответственно уменьшив выпуск колодки Но третьему варианту уже учитывался вы­ пуск 1000 тонн мороженой ры- <>ы капитана , 1000 тонн шкере- ного хека и 2500 тонн непше- репою. К оплате экипажу полу ­ чалось 77595 рублей. Как наиболее приемлемый, мы выбрали этот вариант . «КАПИТАН» ПОД ПСЕВДОНИМОМ Прежде чем говорить о том, как экипаж «Прнлук» использо­ вал рекомендации бригады НОТ, надо сказать о тех причинах, ко ­ торые лтешали ритмичной, пла­ новой работе. Во-первых, из-за отсутствия поисковых кораблей промысловики не видели пер­ спективных скоплений рыбы. Район f0Fo-3a»aAH<wf' Атлантики большой, косяки подвижные, п время года не благоприятствовало созданию хорошей сырьевой ба­ зы. Подвижность косяков з а ­ ставляла несколько раз менять место действия. Из-за незнания этих мест промысла экипажи всех кораблей терпели большие аварии орудий лова, что, естест­ венно. сказывалось на* финансо ­ вых показателях. Примером тою, как пагубно отразилось отсутствие поисковых судов, может служить такой факт . 10 апреля экспедиционное судно ВНИРО ОРТ-8015 по свое­ му заданию работало в районе, где мурманчане год назад имели хорошие показатели по добыче бесуго. Капитан СРТ проявил любезность и по просьбе руково­ дителя промысла тон. Смирнова сде'лал здесь несколько поиско­ вых тралений. По его заключе­ нию рыбы » этих квадратах ве было. 'Гак как весь отряд IIРТ гл а з ­ ка «Севрыба» находился в боль­ шом пролове, капитан производ­ ственною рефрижератора «Пав­ лово» Ю. В. Манихин решил сам ироке рить тот рай он . Б укваль по в 10 милях от точки траления СРТ-8015 навловцы начали под­ нимать но 10 —15 тонн бесуго за час хода с тралом. К «Павлово» оперативно переключились все суда, экипажи которых в течение месяца вырабатывали до 70 тонн продукции в сутки. Руководитель промысла не имеет права самостоятельно на­ значать на поисковые работы. «Добро» на это давал только главк, находящийся за 9 тысяч миль от места действия. Разуме ­ ется. подобная практика мешает делу Второй причиной явилось то, что рыба капитан, создававшая устойчивые концентрации и со­ ставлявшая в то время основную часть улова, оказалась не тако ­ вой со всеми вытекающими от­ сюда последствиями для рыба­ ков. Дважды ее «разжаловали», соответственно меняя стои ­ мость. В какой-то момент ей присвоили псевдоним «серебри­ стый горбыль)У, снизив расценки за тонну. После долгих деба ­ тов промысловиков и ученых ВНИРО, работающих на Пата­ гонском • шельфе, горбыль . обла­ городился до морской форели, в фактуровщикн Шрллук* , как и други? крраблей, вынуждены бы­ ли в третий раз менять этикетки на ящиках , отражая злоключе­ н и я . рыбы капитана . А ведь она добывается моряками тралового флота почта три года. И отделу обработки давно уже пора иметь солидное представление об этой рцбе, а не лихорадить экипажи противоречивыми радиограмма­ ми, В-трогьих, в течение * рейса на м много раз корректировали первоначальное рейсовое зада ­ ние* 'Гак, по выходе из порта мы знали, . что за рейс следует выловить 55590 центнеров хека, изготовить из него 40754 центне ­ ра готовой продукции, в том числе 14862 центнера из разде­ ланной рыбы. Кроме тою, пред­ стояло выработать 312 центне­ ров филе., 2230 центнеров тушки, 2872 центнера рыбной муки и 50 центнеров рыбьего жира . В ре­ зультате. многих корректировок эти цифры претериели большие изме не нмя. Мо ряк и вынуждепы был н вы ра баты ват ь. па ирим ер, 39930 центнеров готовой продук­ ции. Следует сказать и о таком факте. В Юго-Западной Атлантике, как прилов, в трал попадает рыба различных пород, имеющая хо­ рошие пищевые качества. К иим можно отнести луфарь . енэк, нв- грито и другие. Но из-за отсут­ ствия квалифицированной реко­ мендации по их обработке и из- за отказа плавбаз принимать т а ­ кую продукцию партиями но 8—10 тонн, промысловики вы­ нуждены ценную рыбу пускать на выработку рыбной муки, что экономически не выгодно и для моряков, и для финансовых по­ казателей корабля в целом. Вопрос этот требует решения . УБЕДИТЕЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ ЦИФР В течение рейса члены брига ­ ды НОТ постоянно выпускали листки, отражающие экономиче­ ские показатели работы экипажа за тот или иной период. В этих листках убедительным языком цифр доказывалась целесообраз­ ность увеличения выра бот ки наиболее ценной продукции, н а ­ пример, разделанной рыбы. . При ­ чем, для сравнения приводились результаты деятельности коллек ­ тивов других судов. Одно время мы выпускали продукции мень­ ше, чем команды гудов голланд­ ской постройки, так как моро­ зильная мощность этих кораблей выше. За счет увеличения вы­ пуска шкерепой рыбы мы имели лучшие финансовые показатели. Гаи, 3 февраля моряки «Ремб­ рандта» заморозили G0 тонн хе­ ка, из них 20 тонн разделанного, выпустили тонну филе, 6 топн рыбной муки на сумму 899 руб­ лей. Мы имели такие показате ­ ля: хек неразделаниый 11 тонн, разделанный — 38,7 тонны, ф и ­ ле — 0,9 и рыбная мужа — 6 тонн. Для оплаты труда получили 1010 рублей 32 копейки. Такой аи али з доволь ао кра сно ре чи во иоказывал, что в интересах моря­ ков выпускать к ак можно боль­ ше разделанной рыбы. Экономически обоснованно и доходчиво бригада НОТ однажды дока зала целесообразность не ме­ нять место работы. Здесь хочется привести дословно текст этого листка. «В связи с тем, что группа балтийских судов работает в районе, где ловится рыба капи ­ тан, которая намного дороже (одно время так н было) , неко­ торые моряки настойчиво рвутся в те квадраты. Давайте подсчи­ таем, где выгоднее доработать рейс. На сегодняшний день мы сда­ ли на базы 1900 тонн продукции. Промышлять осталось 63 про­ мысловых суток, в течение кото­ рых нужно обработать 2800 тонн ' рыбы, чтобы иметь за рейс 4700 тонн готовой продукции. Ясно, что в сутки нам предстоит вырабатывать не менее 50 тонн. На добыче хека эта цифра реаль­ ная, и все зависит от добросове­ стной работы каждого из нас. Уловы рыбы капитана неста­ бильные, притом ловится она, по сообщению 1ТРТ «Заполярный», на самой границе рыболовной зоны. Каждый экипаж выпускает 40—45 тонн продукции в сутки. При таких условиях до конца рейса мы можем заморозить-око­ ло 2600 тонн рыбы капитана , во не сделаем 30 тонн филе...». Далее мы рассчитали предва­ рительный заработок матроса первого класса, имеющего восемь полярных надбавок. Расчеты велись с учетом добычи хека и рыбы капитана . Сравнении гово­ рили в пользу того, чтобы оста­ ваться на прежнем месте. Боль­ ше того, эти расчеты послужили организующей силой, так как моряки наглядно убедились в том, что пужно увеличить выпуск шкереной рыбы. ЭФФЕКТ — 500 ТОНН Расфасовка филе на судах ти­ па ИРТ — очень трудоемкий процесс и вызывает непроизводи­ тельные простои морозильной линии. В то же время, если не делать остановок, расфасовка будет нестандартная . Обычно каждую вахту по этой причине простои составляют 30—40 ми­ нут, что равпо потере около тонны рыбопродукцпи. Следова - тельпо, при стандартной ра сфа ­ совке за сутки выпуск мороже­ ной продукции уменьшается примерно до 5 тонн. Технолог В. Л. Пономарев внес предложение, которое было рас­ смотрено бригадой НОТ. Суть этого предложения заключается в том, что расфасовывать филе мы стали в запасные противни, в звешивая их па отдельно уста- (Окончание на 4-й стр.) . В очередной, третий рейс производственный рефриже ­ ратор «Профессор Баранов» вышел с обновленным напо­ ловину экииажем . Это и по­ нятно: наступила пора летних отпусков. Несколько дней мы работали, прис ма тр иваяс ь друг к другу, учили новичков рыбацкому труду. Дела шли неважно. Особенно плохо бы­ ло с выполнением суточных заданий по выпуску мороже­ ной продукции и тушки. Работаем у острова Медве­ жьего. Сырье от промыслови­ ков принимаем бесконтакт­ ным способом. Выходим на вахты, уже немного узнав Д р у г друга. Заметно: каждого что-то гнетет. Но вслух никто ничего не высказывает . И тут, словио кто-то подслушал на­ ш а мысли, что настало вре ­ мя обо всем наболевшем по­ говорить, видим объявление: ♦Сегодня, 8 мая состоится от­ крытое партийное собрание. ..» К началу в салоне, к а к го­ ворится, яблоку негде упасть. Здесь большинство рыбообра­ ботчиков, специалисты техно­ логической, ремонтной групп. Они вместе с производствен­ ной командой несут вахты, устраняют поломки, не допу­ скают простоев оборудования. Поэтому понятен их интерес к предстоящему разговору. Чувствуется , что собрание пройдет на высоте. Ка питан- директор Геннадий Александрович Клима хин го­ ворит о задачах, стоящих пе­ ред экииажем в третье** году пятилетки. За три квартала (в четвертом судну пред­ стоит. гарантийный ремонт) нам следует выпустить 9930 тонн готовой продукции. Корабль вступил в эксплуа ­ тацию" в октябре прошлого го­ ла, и: первый рейс, окончив­ шийся в январе , был перехо­ дящим. В счет 1968 года нами было заморожено 842 гиннм рыбы. В следующее плавание судно вышло спустя несколь­ ко суток. Работали мы хоро­ шо. Среднесуточный выпуск продукции составил 70 тонн и 2,3 тонны тушки. В порт до­ ставили 4540 тонн трески. Теперь следует подробно сказать о недостатках, кото­ рые мешали пам во втором рейсе. Во-первых, мы делали значительные перебежки. Бы ­ ли на прибрежном лове, за- дисцинлины наравне со всеми получили премию. Так, рыбмастер Иванов еще в плавании был наказан щ пьянку , кстати он и на отход явился навеселе. Подчинен­ ный ему личный состав был предоставлен самому себе. От­ сюда и нарушения трудовой дисциплины. А бывший по­ мощник капитана по произ­ водству тов. Маджитон смот­ рел на эти проступки сквозь пальцы. Чему учат ошибки тем — у Медвежки, на Мур­ манском мелководье, в Нор­ вежском море. Ритмичной ра­ боте мешали неблагоприятные метеорологические условия, да и промысловая обстановка в какое-то время оставляла желать много лучшего. Кроме тего, в команде рыбообработ­ чиков недоставало 19 моряков. Все эти причины, отразив ­ шиеся на деятельности эк и- пажа , не зависели от моряков. Но были и такие, которые з а ­ висели только от н а с . ' Начну с самого отхода. В общей сложности в назначен­ ный час на судно не явилось 7 человек, 38 моряков опозда­ ли. восемь побывало в медвы­ трезвителе . Были допущены и другие нарушения : пеявка па работу, опоздания на вахту. Отсутствовал контроль за вы ­ полняемыми работами, как рыбмастерамн, так и некото­ рыми командирами. Странно то, что, несмотря на эти во­ пиющие факты, нарушители Обо всем этом говорил ка- питан на открытом партий­ ном собрании. Был проанали ­ зирован и второй рейс, вклю­ чая стоянку. Снова повтори­ лась та же картина . И не бу ­ ду называть количество про­ гулов, взысканий, наложен- ' нЫх на разгильдяев. Скажу только, что в день отхода в третье, проходящее сейчас плавание на судно не явилось пять моряков. Причина та же : слабая требовательность командного состава, в некото­ рых случаях низкая дисцип­ лина самих командиров и опять неблагополучное поло­ женно в службе рыбообработ­ чиков, До последнего дня сто­ янки рыбмастера не знают людей своих смен, а это з а ­ трудняет организацию про ­ изводства, особеппо и первые дии рейса. Выступивший затем помощ­ ник капитана но производству тов.-Аюбов сказал, что все эти недостатки действительно имеют место и надо принять вс-о меры к их устранению. Специалисты других служб т а кж е говорили о том, как лучше наладить производство. В частности, старший меха­ ник по тсхоборудовзпию тов. Кузьмин заверил весь экипаж, что простоев но вине их не будет. Решено было вызвать на соревнование коллектив однотипного рефрижератора ♦Григорий Лысенко». . . Сейчас рейс в разгаре. 17 мая мы перевыполнили план второго квартала , з амо ­ розив 3536 тонн рыбы. Резуль ­ т аты суточной выработки про­ дукции можно видеть в «свод­ к е показателей работы». Нас радует, что мы постоянно оставляем коллектив «Григо­ рия Лысенко» позади. Так, 20 мая мы изготовили 8 тонн тушки , заморозили 128 тонн трески. У «соперников» пока­ з атели ниже : тушки — 4 тон­ ны, выпуск мороженой про­ дукции — 98 тонн. Вот что значит хорошо налаженная работа. Лучшей сменой но всем по­ к а з а т ел ям признана смена рыбмастера Алхименко. С первых дней и до сего време­ ни она не снижает ударных темпов. Есть полная уверенность, что при той обстановке, кото­ рая наблюдается сейчас в Б а ­ ренцевом море, экипаж «Про­ фессора Баранова» досрочно закончит этот рейс.. Но в борь­ бе за высокие производствен­ ные показатели мы не долж­ ны забывать и о тех просче­ тах в жи зни коллектива , ко­ торые имели место в первых двух рейсах. А. КЕДИЧ, матрос про­ изводственного рефри­ жератора «Профеосор Баранов». На Киевской киностудии художественных фильмов имени А. Довженко начались съемки четырехсерийного телевизионного ф и л ь м а «Сердце Бонивура» по одно­ именному роману Дмитрия Нагишкина. Фильм посвя­ щен 50-летию ВЛ КСМ. В нем рассказывается о борьбе дальневосточных комсомольцев во главе с Виталием Бонивуром против японо-американских интер­ вентов н белогвардейцев в 1918—1922 годах. Автор сценария — Анд­ рей Шемшурин, режиссер- постановщик фильма Марк Орлов, оператор-постанов­ щик Вадим Верещак. На снимке: кадр из филь­ ма. В роли Виталия Бониву- ра — артист Лев Прыгунов (слева ),, Алеши Пужняка — артист Анатолий Юрченко. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz