Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.
1 П и с ь м а с т - л у к и ОТ РАСЧЕТОВ —К ВНЕДРЕНИЮ зпннншжшшиншншншшпшшннпшишншшшин^Г КАКОЙ ВАРИАНТ ЛУ4111К Минуьшин рейс производствен ного рефрижератора «Прилукл» планировался в Юго-Западную Атлантику с иерспектавой. рабо. ты в трех районах: основном — на Патагонском шельфе , на Уругвайском шельфе на добыче горбы левых . пород и . районе об лова бесу го. К приходу па оро- ашсел этот район отпал, так как бееуго^в то врем» не создавала концентраций. Применительно к обстановке и jhcxo #» ил основных возможно стей, ш м предстояло так строить работу^ чтобы достичь макси мального экономического эффек та и дли корабли в целом, и для каждого члена экипажа . В соот ветствии с этим бригада НОТ со ставила четыре варианта работы коллектива на весь рейс. Напри* мер: первым вариантом преду сматривалось выработать 300 •гояи рыбной муки, 100 тонн филе, 1000 тонн разделанного хека и 3600 тонн неразделаиного. Если бы мы выполнили намеченное, то к оплате приходилось бы 62400 рублен. Второй вариант явился разновидностью первого с гой лишь ризницей, что на 1500 тонн я редстоядо больше ра здела т ь ^>ыбы, соответственно уменьшив выпуск колодки Но третьему варианту уже учитывался вы пуск 1000 тонн мороженой ры- <>ы капитана , 1000 тонн шкере- ного хека и 2500 тонн непше- репою. К оплате экипажу полу чалось 77595 рублей. Как наиболее приемлемый, мы выбрали этот вариант . «КАПИТАН» ПОД ПСЕВДОНИМОМ Прежде чем говорить о том, как экипаж «Прнлук» использо вал рекомендации бригады НОТ, надо сказать о тех причинах, ко торые лтешали ритмичной, пла новой работе. Во-первых, из-за отсутствия поисковых кораблей промысловики не видели пер спективных скоплений рыбы. Район f0Fo-3a»aAH<wf' Атлантики большой, косяки подвижные, п время года не благоприятствовало созданию хорошей сырьевой ба зы. Подвижность косяков з а ставляла несколько раз менять место действия. Из-за незнания этих мест промысла экипажи всех кораблей терпели большие аварии орудий лова, что, естест венно. сказывалось на* финансо вых показателях. Примером тою, как пагубно отразилось отсутствие поисковых судов, может служить такой факт . 10 апреля экспедиционное судно ВНИРО ОРТ-8015 по свое му заданию работало в районе, где мурманчане год назад имели хорошие показатели по добыче бесуго. Капитан СРТ проявил любезность и по просьбе руково дителя промысла тон. Смирнова сде'лал здесь несколько поиско вых тралений. По его заключе нию рыбы » этих квадратах ве было. 'Гак как весь отряд IIРТ гл а з ка «Севрыба» находился в боль шом пролове, капитан производ ственною рефрижератора «Пав лово» Ю. В. Манихин решил сам ироке рить тот рай он . Б укваль по в 10 милях от точки траления СРТ-8015 навловцы начали под нимать но 10 —15 тонн бесуго за час хода с тралом. К «Павлово» оперативно переключились все суда, экипажи которых в течение месяца вырабатывали до 70 тонн продукции в сутки. Руководитель промысла не имеет права самостоятельно на значать на поисковые работы. «Добро» на это давал только главк, находящийся за 9 тысяч миль от места действия. Разуме ется. подобная практика мешает делу Второй причиной явилось то, что рыба капитан, создававшая устойчивые концентрации и со ставлявшая в то время основную часть улова, оказалась не тако вой со всеми вытекающими от сюда последствиями для рыба ков. Дважды ее «разжаловали», соответственно меняя стои мость. В какой-то момент ей присвоили псевдоним «серебри стый горбыль)У, снизив расценки за тонну. После долгих деба тов промысловиков и ученых ВНИРО, работающих на Пата гонском • шельфе, горбыль . обла городился до морской форели, в фактуровщикн Шрллук* , как и други? крраблей, вынуждены бы ли в третий раз менять этикетки на ящиках , отражая злоключе н и я . рыбы капитана . А ведь она добывается моряками тралового флота почта три года. И отделу обработки давно уже пора иметь солидное представление об этой рцбе, а не лихорадить экипажи противоречивыми радиограмма ми, В-трогьих, в течение * рейса на м много раз корректировали первоначальное рейсовое зада ние* 'Гак, по выходе из порта мы знали, . что за рейс следует выловить 55590 центнеров хека, изготовить из него 40754 центне ра готовой продукции, в том числе 14862 центнера из разде ланной рыбы. Кроме тою, пред стояло выработать 312 центне ров филе., 2230 центнеров тушки, 2872 центнера рыбной муки и 50 центнеров рыбьего жира . В ре зультате. многих корректировок эти цифры претериели большие изме не нмя. Мо ряк и вынуждепы был н вы ра баты ват ь. па ирим ер, 39930 центнеров готовой продук ции. Следует сказать и о таком факте. В Юго-Западной Атлантике, как прилов, в трал попадает рыба различных пород, имеющая хо рошие пищевые качества. К иим можно отнести луфарь . енэк, нв- грито и другие. Но из-за отсут ствия квалифицированной реко мендации по их обработке и из- за отказа плавбаз принимать т а кую продукцию партиями но 8—10 тонн, промысловики вы нуждены ценную рыбу пускать на выработку рыбной муки, что экономически не выгодно и для моряков, и для финансовых по казателей корабля в целом. Вопрос этот требует решения . УБЕДИТЕЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ ЦИФР В течение рейса члены брига ды НОТ постоянно выпускали листки, отражающие экономиче ские показатели работы экипажа за тот или иной период. В этих листках убедительным языком цифр доказывалась целесообраз ность увеличения выра бот ки наиболее ценной продукции, н а пример, разделанной рыбы. . При чем, для сравнения приводились результаты деятельности коллек тивов других судов. Одно время мы выпускали продукции мень ше, чем команды гудов голланд ской постройки, так как моро зильная мощность этих кораблей выше. За счет увеличения вы пуска шкерепой рыбы мы имели лучшие финансовые показатели. Гаи, 3 февраля моряки «Ремб рандта» заморозили G0 тонн хе ка, из них 20 тонн разделанного, выпустили тонну филе, 6 топн рыбной муки на сумму 899 руб лей. Мы имели такие показате ля: хек неразделаниый 11 тонн, разделанный — 38,7 тонны, ф и ле — 0,9 и рыбная мужа — 6 тонн. Для оплаты труда получили 1010 рублей 32 копейки. Такой аи али з доволь ао кра сно ре чи во иоказывал, что в интересах моря ков выпускать к ак можно боль ше разделанной рыбы. Экономически обоснованно и доходчиво бригада НОТ однажды дока зала целесообразность не ме нять место работы. Здесь хочется привести дословно текст этого листка. «В связи с тем, что группа балтийских судов работает в районе, где ловится рыба капи тан, которая намного дороже (одно время так н было) , неко торые моряки настойчиво рвутся в те квадраты. Давайте подсчи таем, где выгоднее доработать рейс. На сегодняшний день мы сда ли на базы 1900 тонн продукции. Промышлять осталось 63 про мысловых суток, в течение кото рых нужно обработать 2800 тонн ' рыбы, чтобы иметь за рейс 4700 тонн готовой продукции. Ясно, что в сутки нам предстоит вырабатывать не менее 50 тонн. На добыче хека эта цифра реаль ная, и все зависит от добросове стной работы каждого из нас. Уловы рыбы капитана неста бильные, притом ловится она, по сообщению 1ТРТ «Заполярный», на самой границе рыболовной зоны. Каждый экипаж выпускает 40—45 тонн продукции в сутки. При таких условиях до конца рейса мы можем заморозить-око ло 2600 тонн рыбы капитана , во не сделаем 30 тонн филе...». Далее мы рассчитали предва рительный заработок матроса первого класса, имеющего восемь полярных надбавок. Расчеты велись с учетом добычи хека и рыбы капитана . Сравнении гово рили в пользу того, чтобы оста ваться на прежнем месте. Боль ше того, эти расчеты послужили организующей силой, так как моряки наглядно убедились в том, что пужно увеличить выпуск шкереной рыбы. ЭФФЕКТ — 500 ТОНН Расфасовка филе на судах ти па ИРТ — очень трудоемкий процесс и вызывает непроизводи тельные простои морозильной линии. В то же время, если не делать остановок, расфасовка будет нестандартная . Обычно каждую вахту по этой причине простои составляют 30—40 ми нут, что равпо потере около тонны рыбопродукцпи. Следова - тельпо, при стандартной ра сфа совке за сутки выпуск мороже ной продукции уменьшается примерно до 5 тонн. Технолог В. Л. Пономарев внес предложение, которое было рас смотрено бригадой НОТ. Суть этого предложения заключается в том, что расфасовывать филе мы стали в запасные противни, в звешивая их па отдельно уста- (Окончание на 4-й стр.) . В очередной, третий рейс производственный рефриже ратор «Профессор Баранов» вышел с обновленным напо ловину экииажем . Это и по нятно: наступила пора летних отпусков. Несколько дней мы работали, прис ма тр иваяс ь друг к другу, учили новичков рыбацкому труду. Дела шли неважно. Особенно плохо бы ло с выполнением суточных заданий по выпуску мороже ной продукции и тушки. Работаем у острова Медве жьего. Сырье от промыслови ков принимаем бесконтакт ным способом. Выходим на вахты, уже немного узнав Д р у г друга. Заметно: каждого что-то гнетет. Но вслух никто ничего не высказывает . И тут, словио кто-то подслушал на ш а мысли, что настало вре мя обо всем наболевшем по говорить, видим объявление: ♦Сегодня, 8 мая состоится от крытое партийное собрание. ..» К началу в салоне, к а к го ворится, яблоку негде упасть. Здесь большинство рыбообра ботчиков, специалисты техно логической, ремонтной групп. Они вместе с производствен ной командой несут вахты, устраняют поломки, не допу скают простоев оборудования. Поэтому понятен их интерес к предстоящему разговору. Чувствуется , что собрание пройдет на высоте. Ка питан- директор Геннадий Александрович Клима хин го ворит о задачах, стоящих пе ред экииажем в третье** году пятилетки. За три квартала (в четвертом судну пред стоит. гарантийный ремонт) нам следует выпустить 9930 тонн готовой продукции. Корабль вступил в эксплуа тацию" в октябре прошлого го ла, и: первый рейс, окончив шийся в январе , был перехо дящим. В счет 1968 года нами было заморожено 842 гиннм рыбы. В следующее плавание судно вышло спустя несколь ко суток. Работали мы хоро шо. Среднесуточный выпуск продукции составил 70 тонн и 2,3 тонны тушки. В порт до ставили 4540 тонн трески. Теперь следует подробно сказать о недостатках, кото рые мешали пам во втором рейсе. Во-первых, мы делали значительные перебежки. Бы ли на прибрежном лове, за- дисцинлины наравне со всеми получили премию. Так, рыбмастер Иванов еще в плавании был наказан щ пьянку , кстати он и на отход явился навеселе. Подчинен ный ему личный состав был предоставлен самому себе. От сюда и нарушения трудовой дисциплины. А бывший по мощник капитана по произ водству тов. Маджитон смот рел на эти проступки сквозь пальцы. Чему учат ошибки тем — у Медвежки, на Мур манском мелководье, в Нор вежском море. Ритмичной ра боте мешали неблагоприятные метеорологические условия, да и промысловая обстановка в какое-то время оставляла желать много лучшего. Кроме тего, в команде рыбообработ чиков недоставало 19 моряков. Все эти причины, отразив шиеся на деятельности эк и- пажа , не зависели от моряков. Но были и такие, которые з а висели только от н а с . ' Начну с самого отхода. В общей сложности в назначен ный час на судно не явилось 7 человек, 38 моряков опозда ли. восемь побывало в медвы трезвителе . Были допущены и другие нарушения : пеявка па работу, опоздания на вахту. Отсутствовал контроль за вы полняемыми работами, как рыбмастерамн, так и некото рыми командирами. Странно то, что, несмотря на эти во пиющие факты, нарушители Обо всем этом говорил ка- питан на открытом партий ном собрании. Был проанали зирован и второй рейс, вклю чая стоянку. Снова повтори лась та же картина . И не бу ду называть количество про гулов, взысканий, наложен- ' нЫх на разгильдяев. Скажу только, что в день отхода в третье, проходящее сейчас плавание на судно не явилось пять моряков. Причина та же : слабая требовательность командного состава, в некото рых случаях низкая дисцип лина самих командиров и опять неблагополучное поло женно в службе рыбообработ чиков, До последнего дня сто янки рыбмастера не знают людей своих смен, а это з а трудняет организацию про изводства, особеппо и первые дии рейса. Выступивший затем помощ ник капитана но производству тов.-Аюбов сказал, что все эти недостатки действительно имеют место и надо принять вс-о меры к их устранению. Специалисты других служб т а кж е говорили о том, как лучше наладить производство. В частности, старший меха ник по тсхоборудовзпию тов. Кузьмин заверил весь экипаж, что простоев но вине их не будет. Решено было вызвать на соревнование коллектив однотипного рефрижератора ♦Григорий Лысенко». . . Сейчас рейс в разгаре. 17 мая мы перевыполнили план второго квартала , з амо розив 3536 тонн рыбы. Резуль т аты суточной выработки про дукции можно видеть в «свод к е показателей работы». Нас радует, что мы постоянно оставляем коллектив «Григо рия Лысенко» позади. Так, 20 мая мы изготовили 8 тонн тушки , заморозили 128 тонн трески. У «соперников» пока з атели ниже : тушки — 4 тон ны, выпуск мороженой про дукции — 98 тонн. Вот что значит хорошо налаженная работа. Лучшей сменой но всем по к а з а т ел ям признана смена рыбмастера Алхименко. С первых дней и до сего време ни она не снижает ударных темпов. Есть полная уверенность, что при той обстановке, кото рая наблюдается сейчас в Б а ренцевом море, экипаж «Про фессора Баранова» досрочно закончит этот рейс.. Но в борь бе за высокие производствен ные показатели мы не долж ны забывать и о тех просче тах в жи зни коллектива , ко торые имели место в первых двух рейсах. А. КЕДИЧ, матрос про изводственного рефри жератора «Профеосор Баранов». На Киевской киностудии художественных фильмов имени А. Довженко начались съемки четырехсерийного телевизионного ф и л ь м а «Сердце Бонивура» по одно именному роману Дмитрия Нагишкина. Фильм посвя щен 50-летию ВЛ КСМ. В нем рассказывается о борьбе дальневосточных комсомольцев во главе с Виталием Бонивуром против японо-американских интер вентов н белогвардейцев в 1918—1922 годах. Автор сценария — Анд рей Шемшурин, режиссер- постановщик фильма Марк Орлов, оператор-постанов щик Вадим Верещак. На снимке: кадр из филь ма. В роли Виталия Бониву- ра — артист Лев Прыгунов (слева ),, Алеши Пужняка — артист Анатолий Юрченко. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz