Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.

ЭТО ВСЕГДА Об ЭТОМ ПОСТОЯННО ПОМНЯТ инженеры и техники управ ­ ления «Мурмансельдъ*. И де­ ло ют для развития творческой, рационализаторской мысли и сельдяном флоте многое. Так. в прошлом году коммуни­ сты тт. Фирсов. -Тр у тн и своей инициативной работой- спо­ собствовали ус иеху в организа­ ции и проведении смотра-кон­ курса но рационализации и изо бретательству. * проводимого в честь ГЮ-детия Великого Октября. В ходе: этого смотра механики коммунисты тт. Борисов, Третья ­ ков,. Тимофеев, Самсонов не толь ­ ко сами искали пути лучшего ре­ шения технических задач и проб­ лем, но и проводили широкую разъясп ительну ю работу среди •моряков. В результате этого новатор­ ская деятельность получила на флоте более широкий, чем преж­ де, размах. я>ак герен в этом случае up и мер БМРТ 440 «Плутоний». Здесь судовой технический совет во главе с коммунистом тов. Абаку­ мовым сумел добиться такого ВЫСТУПЛЕНИИ «ОТ РАСЧЕТОВ К ВНЕДРЕНИЮ* Статья тов. Байтимирова под таким заголовком, опубликован­ ная в «Рыбном Мурмане» 5 июня, рассмотрена специалистами отде­ лов тралового флота. Метод расфасовки филе в за­ пасные противни, примененный экипажем II РТ «Прнлуки», но ре­ комендации творческой бригады НОТ позволяет исключить непро­ изводительные простои конвейера и увеличим» выпуск продукции. Этот метод немедленно, радио­ граммой доведен до сведения всех экипажей ПРТ. Способ выгрузки . sici плавбазу через три точки не­ обходимо считать исключением, . т< к. он зависит не от экипажа RPT, а от расположения груза, тары и снабжения иа транспорт­ ном рефрижераторе. По разработке экономической стратегии рейса и обсчету вариан­ тов работы экипажа иа облове 1 рыб разных пород лабораторией НОТ тралового флота будет гото­ виться к изданию специальный плакат. Что касаегся поисковой рабош в районе шельфа Патагонии, то главк «Севрыба» в настоящее вре­ мя регулярно выделяет на поис­ ки один из ПРГ, находящийся на ьромысле. Ф. НИЗГИРЕВ, заместитель начальника управления тра­ лового флота. ♦ЧЕМУ УЧАТ ОШИБКИ» Факты, указанные в корреспон­ денции «Чему учат ошибки», дей­ ствительно имели место. Помощник капитана по произ­ водству ток. Маджигов впервые самостоятельно работал в этой должности на «Профессоре Бара­ нове». До этого тов. - Маджитов выполнял обязанности помощника капитана но производству на «Витусе Беринге»/ на судне, зна­ чительно меньшем по объему ра­ бот. При анализе итогов деятель­ ности экипажа во втором рейсе выяснилось, что по своим органи­ заторским способностям тов. Мад­ житов не может обеспечить руко- водс гво технологической службой такого крупного рефрижератора, как «Профессор Баранов». В настоящее время там работа­ ет более инициативный технолог X. С. Любов. * Вопрос о работе тов. Иванова будет решен по возвращении его из отпуска, гак как документы, характеризующие поведение тов. Иванова, пришли после предо­ ставления ему отпуска. Г. БОРОДУЛИН, начальник управления «Севрыбхолод- флот». положения , что лишь за один рейс новаторы корабля внесли 20 ра циоиализаторских предло­ жений. А всего по флоту посту­ пило за 5 месяцев б о л е е . 200 предложений при 150 иа соответ­ ствующий период прошлого го­ да . *Впод репо из них бол ее 120. Сдвиги есть, и и положитель­ ную сторону. Но настораживает одно. Основ­ ная масса рационализаторов и изобретателей сосредоточена в стенах управления флота, , тогда как главным образом эта работа должна проводиться на кораб­ лях. И тут яадо серьезные претен­ зии предъявить судовым партий­ ным организациям. Чей долг, как не их, будить творческую мьтсль людей, звать их в даль­ нюю дорогу иоиеков. Нигде, как на корабле, не най­ ти такого простора для творче­ ства рационализаторского и изн- jWV'V'yV'y'/V'/WVW‘.Г^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ MУРМАНСКОЕ областное книжное издательство выпус­ кает книгу «Рыбацкая доб­ лесть». В ней рассказывается о тружениках моря всех бассей­ нов страны, хорошо показаны истории отечественного про- мытленного рыболовства, под­ виги моряков в годы Великой Отечественной войны и их тру­ довые достижения в послевоен­ ные годы. Специальный раздел посвя­ щен рыбакам Заполярья. Книга эта поможет молодым труженикам рыбной промыш­ ленности лучше узиагь историю флота. Она явится хорошим подспорьем партийным, проф­ союзным и комсомольским ак- бретательского. Учись, выду мы­ кай, пробуй. Частенько еще от моряков, плавающих на судах, можно ус­ лышать: ~ Рационализация? Гд е ? . [1а корабле, где и так все иродума- но? Таки е суждения не имеют под собой никакой почвы. Смогли же моряки БМРТ-440 только за один рейс разрабо­ тать и ввести два десятка пред­ ложений , нреду сматрива ющих совершенствование производства иа самых различных этапах. Значит , дело за инициативой, за желанием добиться лучших результатов в работе. И тут свое слово предстоит сказать комму ­ нистам*'— передовым в шеренге борцов за технический прогресс на флоте. А. СЕКУШИН, инженер но рационализации и изобрета­ тельству сельдяного флота. Знакомьтесь: слесари СРЗ № I коммунист Петр Григорье­ вич Тюков (слева) и молодой нронзводстбенник Виктор Салюков. Рабочие успешно несут трудовую вахту в честь Дня рыбака. Недавно они хорошо справились с трудным и от­ ветственным заданием —. досрочно отремонтировали главный двигатель на БМРТ-258. \ .Ф ого А. Леонтьева. 1 тивистам в деле воспитания у 5 моряков чувства гордости за свой флот, корабль. Сегодня мы начинаем публи­ ковать отрывки из книги «Ры­ бацкая доблесть». S \ A A A / \ A / \ / \ / \ / \ A A / V \ / \ / \ A / \ A / \ A / V / \ / V A / V / \ A / V \ Л Л Л / \ Л Л Л Л Л / \ Л Л / \ Л / \ Л Л Л Л / \ / \ / \ y^ / 4 y V \ A A A / \ y V \ / V 4 / V \ ^ НАЧАЛО ПУТИ В начале нынешнего века аа рубежом стал развиваться тр а ­ ловый промысел. Перед первой мировой войной траловый флот Англия, на пример, насчитывал уже более тысячи судов, флоч Германий ~ свыше трехсот, Голландия имела сто пятнадцать тральщиков , а Россия всего.... один. Предприимчивый помор из Мудыоги .Н. Л. Конытов, смелый новатор и подлинный патриот, с болью переживавший отставание •русских, в 1906 году зафрахтовал у норвежцев пароход «Эрлнн» и приступил к траловому лову в море. Не найдя поддержки. Ко­ пыто в разорился. Перед самой войной 1914 года сделал попытку наладить трало­ вый лов судовладелец Спаде, з а ­ купивший четыре траулера и на ­ правивший их в прибрежные районы. Однако война сорвала оту попытку. Неоценимо много сделал для развития тралового промысла па Севере русский ученый, акаде ­ мик Н. М. Кшшович . Еще в кон­ це прошлого столетия он, пре­ одолевая консерватизм царских правителей, организовал на пароходе «Андрей Первозван­ ный» научную экспедицию в Б а ­ ренцево море для изучения пу­ тей миграции трески. Трудами этого ученого мы пользуемся и сегодня. Лишь после Великой Октябрь­ ской социалистической револю­ ции рыбные промыслы на Севе­ ре получили прочную техниче­ скую базу и стали быстро разви­ ваться. Как только белогвардей­ цы и интервенты были изгнаны с северной земли, Архангельский губернский революционный ко ­ митет национализировал рыбные предприятия и двенадцать не­ больших траулеров, которые с 1919 года рыбопромышленная фирма «Беазубиков с сыновьями» арендовала у военного ведомства. Эти корабли и стали базой ново­ го Архангельского тралового фло­ та. Большое внимание уделял ра з ­ витию рыбной промышленности на Севере В. И. Ленин. В 1918 году, когда положение с продовольствием в Петрограде было очень тяжелым , Ленин вы­ сказал идею быстрее организо­ вать хорошо спаянный коллектив рыбаков и поручить нм добычу рыбы, чтобы улучшить питание населения . После некоторой организацион­ ной подготовки, 18 октября 1918 года открылся первый съезд ры­ баков Северо-Западного района. Иа этом съезде обещал быть В. VI. Ленин, но ввиду болезни, из-за ранения , он присутствовать лично не мог и попросил А. В. Луначарского принять участие в работе съезда и выступить пе­ ред рыбаками. Время было тяжелым: ну юге наступал Деникин, Юденич угро­ жал красному Петрограду. Рыба ­ ки, выступая на съезде, говорили: — От всей души желаем на ­ шему дорогому Ильичу скорей­ шего выздоровления; мы не только, не жал е я сил, будем л о ­ вить рыбу, ио, если будет надо, возьмем винтовки, чтобы добить контрреволюцию . . А после заключительного сло­ ва А. В. Луначарского рыбаки поднялись с мост и поклялись прилоншть все силы, чтобы уве­ личить вылов рыбы. В 1920 году ио предложению В.. И. Ленина из Петрограда в Мурманск выехала правительст­ венная комиссия, в задачу кото­ рой входило определить возмож­ ности развития заполярного края. В том ж е году по реше­ нию Высшего совета народного хозяйства была организована Северная научно-исследователь­ ская экспедиция под руковод­ ством Николая Михайловича Книповича. Сорок, семь лет назад, весной 1920 года, начал работать трало ­ вый флот. Первым вышел в мо- jve рыболовный траулер «Навага» под командованием капитана Ф. М. Михова. П]шмитивными и необорудо­ ванными показались бы совре­ менным рыбакам те двенадцать тральщиков , что достались пио­ нерам советского тралового флота в наследство от капиталистов. Маленькие , грузоподъемностью всего сто тонн, они были снабже ­ ны паровой машиной мощностью в триста лошадиных сил. Уголь моряки сами доставали с судов, затонувших во время интервен­ ции. Ни о какой радиосвязи на судах п речи быть не могло. При подъеме трала больше рассчиты­ вали на «Дубинушку», чем на судовые механизмы. Команда ж и ­ ла в общих носовых кубриках, ту т и обедали, и портянки суши ли. Спали на трехъяруспых дере­ вянных койках. Помещения отап­ ливали камельками. Все же и эти двенадцать тр ал ь ­ щиков, плохо оборудованные, с необученной командой, дали в 1920 году семнадцать тысяч центнеров рыбы, или по шесть­ десят пять центнеров на каждого рыбака, в то время как раньше на одного добытчика приходилось в среднем по семи центнеров. На следующий год архангель­ ские промысловики решили обой­ тись без наемных английских тралмейстеров, и капитан Ф. -М. Михов с тралмейстером Ф. Е. Шо- малуевым занялись изготовле­ нием и ремонтом тралов, сами руководили их спуском и подъе­ мом. Это послужило первым толчком к тому, чтобы отказать ­ ся от приобретения за границей тралового вооружения . В 1921 году Н. М. Кшшович по лучил от В. Иг Ленина телефо­ нограмму с просьбой дать пред­ ложения о постановке рыбного дела ва Мурманс. • У’ишый ответил Ильичу: «Жи- во интересуясь Мурманом и его •промыслами, я... выработал, между прочим, план научно-про­ мысловых исследований в океа­ не в 1921 году». Пометки Ильича свидетельст­ вуют, ; как внима т ельно -и зуч ал ои это иисьмо. : В марте 1921 года В. И. Лепин подписывает декрет о создании специального Плаву ­ чего морского научно-исследова­ тельского института. Борясь за освоение неисчисли­ мых рыбных богатств Севера, создавая и развивая государст­ венный траловый промысел, ры­ баки Заполярья вписали много славных страниц в историю рыб ­ ной промышленности. Пока траловый флот базировал ­ ся только в Архангельске, а Мурманск еще не развился в крупный центр ры б н о й ' п р о ­ мышленности, промысел в • от­ крытом море носил сезонный х а ­ рактер. На зиму суда ставили на прикол, В 1924 году впервые стал про­ мышлять зимой Я. А. Богданов н а рыболовном траулере - (РТ) «Щука». В том же году был р е ­ ш е н вопрос о постройке трало­ вой базы в Мурманске. В 1920 •году первые !1 шесть траулеров направили н а 1зимний йромысел г базированием к порту Алек- «андровск, пыпе Полярный. В 1927 году Советское прави ­ тельство стало зака зыва т ь ва границей новые, бол ее мощные рыболовные суда. Первым т а ­ ким кораблем был «Дзержин ­ ский». Вслед за ним флот попол­ нили «Большевик», «Горький», «Архангельск», «Мурманск». В первый год экипаж «Дзержин ­ ского» выловил около восем­ надцати тысяч центперов рыбы. В 1922 году советский трало ­ вый флот насчитывал уж е д в а ­ дцать два корабля, которые сд е ­ лали двести тридцать шесть рей­ сов и сдали двести -десять тысяч центперов соленой -рыбы и пять тысяч центнеров нгира, В 1939 году траяв амй флот выловил рыбы в сто двадцать одни раз больше, чем в 1921 году. В 1933 году добыча сос т а ­ вила пятьсот сорок две тысячи центнеров, к 1930 один м и л ­ лион восемьсот тысяч, а н а к а н у ­ не Великой Отечественной вой ­ ны .улив превышал уже два мил­ лиона центнеров. • С особой теплотой и благо­ дарностью моряки Севера *вспо­ минают тех, кто стоял у колы­ бели заполярной рыбной и н д у - ' гтрии: Ф. М. Михова, С. Д. Ко- нытова, И. И. Демидова,-^ ,Ф. Е. ЛТамалуева, И. П. Амосова, а также славных героев п е р вы х пятилеток: Г. Г. Тнсяенко. 17. Н4 Корехова, А. Ф - Т ар ам , Д. А . Буркова, И. А. Маслова, Г. Я . Королькова, А. И. Стрельбицко- го. А. Т. Сидоренко. Говоря о ветеранах* Мурман­ ска и тех, кто внес: свой в кл ад в дело развития тралового -фло­ та. нельзя не упомянуть И. К. Скорнякова— капитана РТ «Ле­ бедка», э кипаж которого первым поднял флаг стахановского дви­ жени я в траловом флоте. В годы войны Николай Еф и ­ мович работал заместителем наркома рыбной промышленно ­ сти СССР, ириннмая активное участие в перевооружении т р а ­ лового флота и организации от­ пора врагу. Рыбаки Заполярья не только боролись за высокие уловы, а о ^ и постоянно изучали Баренцево море, искали новые районы про­ мысла, совершенствовали т е х н и ­ ку. работы с тралом, —создавали орудия лова новых конструкций . Капитан траулера «Треска» С. П. Леонтьев первым в 1923 году применил стрелу для подъе ­ ма трала . Капитан Д. А. Бур ко в па траулере «Зубатка» н к а пи т а н Я. А. Богданов на траулере «Щу­ ка» хорошо освоили лов рыбы в зимний период п опровергли «теорию» сезонности тралового* нромысла. . (Продолжение следует) .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz