Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.
ЭТО ВСЕГДА Об ЭТОМ ПОСТОЯННО ПОМНЯТ инженеры и техники управ ления «Мурмансельдъ*. И де ло ют для развития творческой, рационализаторской мысли и сельдяном флоте многое. Так. в прошлом году коммуни сты тт. Фирсов. -Тр у тн и своей инициативной работой- спо собствовали ус иеху в организа ции и проведении смотра-кон курса но рационализации и изо бретательству. * проводимого в честь ГЮ-детия Великого Октября. В ходе: этого смотра механики коммунисты тт. Борисов, Третья ков,. Тимофеев, Самсонов не толь ко сами искали пути лучшего ре шения технических задач и проб лем, но и проводили широкую разъясп ительну ю работу среди •моряков. В результате этого новатор ская деятельность получила на флоте более широкий, чем преж де, размах. я>ак герен в этом случае up и мер БМРТ 440 «Плутоний». Здесь судовой технический совет во главе с коммунистом тов. Абаку мовым сумел добиться такого ВЫСТУПЛЕНИИ «ОТ РАСЧЕТОВ К ВНЕДРЕНИЮ* Статья тов. Байтимирова под таким заголовком, опубликован ная в «Рыбном Мурмане» 5 июня, рассмотрена специалистами отде лов тралового флота. Метод расфасовки филе в за пасные противни, примененный экипажем II РТ «Прнлуки», но ре комендации творческой бригады НОТ позволяет исключить непро изводительные простои конвейера и увеличим» выпуск продукции. Этот метод немедленно, радио граммой доведен до сведения всех экипажей ПРТ. Способ выгрузки . sici плавбазу через три точки не обходимо считать исключением, . т< к. он зависит не от экипажа RPT, а от расположения груза, тары и снабжения иа транспорт ном рефрижераторе. По разработке экономической стратегии рейса и обсчету вариан тов работы экипажа иа облове 1 рыб разных пород лабораторией НОТ тралового флота будет гото виться к изданию специальный плакат. Что касаегся поисковой рабош в районе шельфа Патагонии, то главк «Севрыба» в настоящее вре мя регулярно выделяет на поис ки один из ПРГ, находящийся на ьромысле. Ф. НИЗГИРЕВ, заместитель начальника управления тра лового флота. ♦ЧЕМУ УЧАТ ОШИБКИ» Факты, указанные в корреспон денции «Чему учат ошибки», дей ствительно имели место. Помощник капитана по произ водству ток. Маджигов впервые самостоятельно работал в этой должности на «Профессоре Бара нове». До этого тов. - Маджитов выполнял обязанности помощника капитана но производству на «Витусе Беринге»/ на судне, зна чительно меньшем по объему ра бот. При анализе итогов деятель ности экипажа во втором рейсе выяснилось, что по своим органи заторским способностям тов. Мад житов не может обеспечить руко- водс гво технологической службой такого крупного рефрижератора, как «Профессор Баранов». В настоящее время там работа ет более инициативный технолог X. С. Любов. * Вопрос о работе тов. Иванова будет решен по возвращении его из отпуска, гак как документы, характеризующие поведение тов. Иванова, пришли после предо ставления ему отпуска. Г. БОРОДУЛИН, начальник управления «Севрыбхолод- флот». положения , что лишь за один рейс новаторы корабля внесли 20 ра циоиализаторских предло жений. А всего по флоту посту пило за 5 месяцев б о л е е . 200 предложений при 150 иа соответ ствующий период прошлого го да . *Впод репо из них бол ее 120. Сдвиги есть, и и положитель ную сторону. Но настораживает одно. Основ ная масса рационализаторов и изобретателей сосредоточена в стенах управления флота, , тогда как главным образом эта работа должна проводиться на кораб лях. И тут яадо серьезные претен зии предъявить судовым партий ным организациям. Чей долг, как не их, будить творческую мьтсль людей, звать их в даль нюю дорогу иоиеков. Нигде, как на корабле, не най ти такого простора для творче ства рационализаторского и изн- jWV'V'yV'y'/V'/WVW‘.Г^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ MУРМАНСКОЕ областное книжное издательство выпус кает книгу «Рыбацкая доб лесть». В ней рассказывается о тружениках моря всех бассей нов страны, хорошо показаны истории отечественного про- мытленного рыболовства, под виги моряков в годы Великой Отечественной войны и их тру довые достижения в послевоен ные годы. Специальный раздел посвя щен рыбакам Заполярья. Книга эта поможет молодым труженикам рыбной промыш ленности лучше узиагь историю флота. Она явится хорошим подспорьем партийным, проф союзным и комсомольским ак- бретательского. Учись, выду мы кай, пробуй. Частенько еще от моряков, плавающих на судах, можно ус лышать: ~ Рационализация? Гд е ? . [1а корабле, где и так все иродума- но? Таки е суждения не имеют под собой никакой почвы. Смогли же моряки БМРТ-440 только за один рейс разрабо тать и ввести два десятка пред ложений , нреду сматрива ющих совершенствование производства иа самых различных этапах. Значит , дело за инициативой, за желанием добиться лучших результатов в работе. И тут свое слово предстоит сказать комму нистам*'— передовым в шеренге борцов за технический прогресс на флоте. А. СЕКУШИН, инженер но рационализации и изобрета тельству сельдяного флота. Знакомьтесь: слесари СРЗ № I коммунист Петр Григорье вич Тюков (слева) и молодой нронзводстбенник Виктор Салюков. Рабочие успешно несут трудовую вахту в честь Дня рыбака. Недавно они хорошо справились с трудным и от ветственным заданием —. досрочно отремонтировали главный двигатель на БМРТ-258. \ .Ф ого А. Леонтьева. 1 тивистам в деле воспитания у 5 моряков чувства гордости за свой флот, корабль. Сегодня мы начинаем публи ковать отрывки из книги «Ры бацкая доблесть». S \ A A A / \ A / \ / \ / \ / \ A A / V \ / \ / \ A / \ A / \ A / V / \ / V A / V / \ A / V \ Л Л Л / \ Л Л Л Л Л / \ Л Л / \ Л / \ Л Л Л Л / \ / \ / \ y^ / 4 y V \ A A A / \ y V \ / V 4 / V \ ^ НАЧАЛО ПУТИ В начале нынешнего века аа рубежом стал развиваться тр а ловый промысел. Перед первой мировой войной траловый флот Англия, на пример, насчитывал уже более тысячи судов, флоч Германий ~ свыше трехсот, Голландия имела сто пятнадцать тральщиков , а Россия всего.... один. Предприимчивый помор из Мудыоги .Н. Л. Конытов, смелый новатор и подлинный патриот, с болью переживавший отставание •русских, в 1906 году зафрахтовал у норвежцев пароход «Эрлнн» и приступил к траловому лову в море. Не найдя поддержки. Ко пыто в разорился. Перед самой войной 1914 года сделал попытку наладить трало вый лов судовладелец Спаде, з а купивший четыре траулера и на правивший их в прибрежные районы. Однако война сорвала оту попытку. Неоценимо много сделал для развития тралового промысла па Севере русский ученый, акаде мик Н. М. Кшшович . Еще в кон це прошлого столетия он, пре одолевая консерватизм царских правителей, организовал на пароходе «Андрей Первозван ный» научную экспедицию в Б а ренцево море для изучения пу тей миграции трески. Трудами этого ученого мы пользуемся и сегодня. Лишь после Великой Октябрь ской социалистической револю ции рыбные промыслы на Севе ре получили прочную техниче скую базу и стали быстро разви ваться. Как только белогвардей цы и интервенты были изгнаны с северной земли, Архангельский губернский революционный ко митет национализировал рыбные предприятия и двенадцать не больших траулеров, которые с 1919 года рыбопромышленная фирма «Беазубиков с сыновьями» арендовала у военного ведомства. Эти корабли и стали базой ново го Архангельского тралового фло та. Большое внимание уделял ра з витию рыбной промышленности на Севере В. И. Ленин. В 1918 году, когда положение с продовольствием в Петрограде было очень тяжелым , Ленин вы сказал идею быстрее организо вать хорошо спаянный коллектив рыбаков и поручить нм добычу рыбы, чтобы улучшить питание населения . После некоторой организацион ной подготовки, 18 октября 1918 года открылся первый съезд ры баков Северо-Западного района. Иа этом съезде обещал быть В. VI. Ленин, но ввиду болезни, из-за ранения , он присутствовать лично не мог и попросил А. В. Луначарского принять участие в работе съезда и выступить пе ред рыбаками. Время было тяжелым: ну юге наступал Деникин, Юденич угро жал красному Петрограду. Рыба ки, выступая на съезде, говорили: — От всей души желаем на шему дорогому Ильичу скорей шего выздоровления; мы не только, не жал е я сил, будем л о вить рыбу, ио, если будет надо, возьмем винтовки, чтобы добить контрреволюцию . . А после заключительного сло ва А. В. Луначарского рыбаки поднялись с мост и поклялись прилоншть все силы, чтобы уве личить вылов рыбы. В 1920 году ио предложению В.. И. Ленина из Петрограда в Мурманск выехала правительст венная комиссия, в задачу кото рой входило определить возмож ности развития заполярного края. В том ж е году по реше нию Высшего совета народного хозяйства была организована Северная научно-исследователь ская экспедиция под руковод ством Николая Михайловича Книповича. Сорок, семь лет назад, весной 1920 года, начал работать трало вый флот. Первым вышел в мо- jve рыболовный траулер «Навага» под командованием капитана Ф. М. Михова. П]шмитивными и необорудо ванными показались бы совре менным рыбакам те двенадцать тральщиков , что достались пио нерам советского тралового флота в наследство от капиталистов. Маленькие , грузоподъемностью всего сто тонн, они были снабже ны паровой машиной мощностью в триста лошадиных сил. Уголь моряки сами доставали с судов, затонувших во время интервен ции. Ни о какой радиосвязи на судах п речи быть не могло. При подъеме трала больше рассчиты вали на «Дубинушку», чем на судовые механизмы. Команда ж и ла в общих носовых кубриках, ту т и обедали, и портянки суши ли. Спали на трехъяруспых дере вянных койках. Помещения отап ливали камельками. Все же и эти двенадцать тр ал ь щиков, плохо оборудованные, с необученной командой, дали в 1920 году семнадцать тысяч центнеров рыбы, или по шесть десят пять центнеров на каждого рыбака, в то время как раньше на одного добытчика приходилось в среднем по семи центнеров. На следующий год архангель ские промысловики решили обой тись без наемных английских тралмейстеров, и капитан Ф. -М. Михов с тралмейстером Ф. Е. Шо- малуевым занялись изготовле нием и ремонтом тралов, сами руководили их спуском и подъе мом. Это послужило первым толчком к тому, чтобы отказать ся от приобретения за границей тралового вооружения . В 1921 году Н. М. Кшшович по лучил от В. Иг Ленина телефо нограмму с просьбой дать пред ложения о постановке рыбного дела ва Мурманс. • У’ишый ответил Ильичу: «Жи- во интересуясь Мурманом и его •промыслами, я... выработал, между прочим, план научно-про мысловых исследований в океа не в 1921 году». Пометки Ильича свидетельст вуют, ; как внима т ельно -и зуч ал ои это иисьмо. : В марте 1921 года В. И. Лепин подписывает декрет о создании специального Плаву чего морского научно-исследова тельского института. Борясь за освоение неисчисли мых рыбных богатств Севера, создавая и развивая государст венный траловый промысел, ры баки Заполярья вписали много славных страниц в историю рыб ной промышленности. Пока траловый флот базировал ся только в Архангельске, а Мурманск еще не развился в крупный центр ры б н о й ' п р о мышленности, промысел в • от крытом море носил сезонный х а рактер. На зиму суда ставили на прикол, В 1924 году впервые стал про мышлять зимой Я. А. Богданов н а рыболовном траулере - (РТ) «Щука». В том же году был р е ш е н вопрос о постройке трало вой базы в Мурманске. В 1920 •году первые !1 шесть траулеров направили н а 1зимний йромысел г базированием к порту Алек- «андровск, пыпе Полярный. В 1927 году Советское прави тельство стало зака зыва т ь ва границей новые, бол ее мощные рыболовные суда. Первым т а ким кораблем был «Дзержин ский». Вслед за ним флот попол нили «Большевик», «Горький», «Архангельск», «Мурманск». В первый год экипаж «Дзержин ского» выловил около восем надцати тысяч центперов рыбы. В 1922 году советский трало вый флот насчитывал уж е д в а дцать два корабля, которые сд е лали двести тридцать шесть рей сов и сдали двести -десять тысяч центперов соленой -рыбы и пять тысяч центнеров нгира, В 1939 году траяв амй флот выловил рыбы в сто двадцать одни раз больше, чем в 1921 году. В 1933 году добыча сос т а вила пятьсот сорок две тысячи центнеров, к 1930 один м и л лион восемьсот тысяч, а н а к а н у не Великой Отечественной вой ны .улив превышал уже два мил лиона центнеров. • С особой теплотой и благо дарностью моряки Севера *вспо минают тех, кто стоял у колы бели заполярной рыбной и н д у - ' гтрии: Ф. М. Михова, С. Д. Ко- нытова, И. И. Демидова,-^ ,Ф. Е. ЛТамалуева, И. П. Амосова, а также славных героев п е р вы х пятилеток: Г. Г. Тнсяенко. 17. Н4 Корехова, А. Ф - Т ар ам , Д. А . Буркова, И. А. Маслова, Г. Я . Королькова, А. И. Стрельбицко- го. А. Т. Сидоренко. Говоря о ветеранах* Мурман ска и тех, кто внес: свой в кл ад в дело развития тралового -фло та. нельзя не упомянуть И. К. Скорнякова— капитана РТ «Ле бедка», э кипаж которого первым поднял флаг стахановского дви жени я в траловом флоте. В годы войны Николай Еф и мович работал заместителем наркома рыбной промышленно сти СССР, ириннмая активное участие в перевооружении т р а лового флота и организации от пора врагу. Рыбаки Заполярья не только боролись за высокие уловы, а о ^ и постоянно изучали Баренцево море, искали новые районы про мысла, совершенствовали т е х н и ку. работы с тралом, —создавали орудия лова новых конструкций . Капитан траулера «Треска» С. П. Леонтьев первым в 1923 году применил стрелу для подъе ма трала . Капитан Д. А. Бур ко в па траулере «Зубатка» н к а пи т а н Я. А. Богданов на траулере «Щу ка» хорошо освоили лов рыбы в зимний период п опровергли «теорию» сезонности тралового* нромысла. . (Продолжение следует) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz