Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.

‘» ;! :jB третьем году f пятилетки увеличилось чксЗю экипажей больших мороаильных траулеров , ж$торыо ведут промысел в рав- ♦Йе Лабрадора . Но еще далеко ле все судоводители, мастера по Добыче рыбы изучили особенно­ сти этого района, хорошо при­ способились к работе в сложных грунтовых условиях. Моряки БМРТ «Хабаровск» и особенно мастера по добыче рыбы, воз­ главляемые Героем Социалисти- ческого Труда II. И. Городило- )ым , накопили большой опыт ло- рыбы на Лабрадоре и из рей­ са в рейс добиваются больших вро иэводстве н ных успехов. :\ В марте-апреле 1968 года я на­ ходился ла борту этого корабли, л а блюда л за организацией про­ мысла,* вооружением орудий ло- вЬ. Считаю, что опыт работы мастеров но добыче рыбы «Хаба ровска» будет полезен для кол ­ лективов всех судов, которые ве­ дут лов в . районе Лабрадора. «Промысел в .районе Лабрадора в любое время года проходит в «ложных условиях. Но особую трудность для э кип ажей пред­ ставляют т яж е лы е грунты, при ­ водящие очень часто к проти­ ранию мешка ' и порывам сетной MijCTii трала. Отсюда очень важ- Щ правильно выбрать трал и вооружить, его..: . : ”■На судах типа БМРТ приме­ н яют с я два основных трала. Крупноячейный 31,2 м (чертеж 162IVА) для лова трески и мел- коячейный 31 м (чертеж 326) для лова сельди и хека. Они имеют разные .параметры, основ­ ным из которых для донного л о ­ ва является вертикальное рас­ крытие. Оно равняется 4 0 —1,5 м д л я трала 31 м и 1,8—2,0 м для трала 31.2 м, когда последний вооружается но схеме с клячев- вами. Однако, вооруженный но схе ­ ме, ' предложенной в свое время старшим мастером по добыче БМРТ «Пушкин» тов. Задунас- sum , трал 31.2 м имеет верти­ кальное раскрытие до четырех метров. Вдвое меньшая стои ­ мость этого трала , простота ре­ монта его сетной части, меньшая длина набитого^ грунтропа объяс­ н яют его широкое применение на промысле донных рыб, в том числе и в районе Лабрадора. Схема тов. Задунаева предпо­ лагает длинные голые концы. Выбор размера голых концов трала , или, как их называют про­ мысловики. кабелей-двойников — д ело старшего мастера но добы­ че. По всегда надо стремиться к тому, чтобы они составляли наи ­ большую длину из общей дли- ш»|, кабелей. Ведь чем длиннее у трала голые концы, тем меньше силы, сокращающие - в ертикаль ­ ное раскрытие, а значит, больше площадь устья трала , больше его вертикальное раскрытие. К увеличепию длины кабелей- двойников надо стремиться еще и цотому, что в процессе работы они скручиваются и это скручи­ вание может достигать одной тр е ­ ти, одной четверти длины кабе­ ля. . Вследствие этого увеличи­ вается угол между верхним и рации моряки «Хабаровска* при­ менили новинку. После передачи л а т яж е п и я трала на кабели от­ т яж к у необходимо выключить л з двухзвенной цепки, постав­ ленной в скобу, соединяющую кабели-двойники с одинарвым кабелем. Но она очень часто на­ кручивается на кабели, з атруд ­ н я я тем самым быструю отдачу оттяжки . На БМРТ «Хабаровск» кабели-двойники соединяются с одиночным кабелем не только вертлюгом, но и штоком длиной 25—30 см. Па этот шток ставит­ ся двухзвенная целка . При лю ­ бом изменении крутки на кабе ­ л я х цепка ^свободно вращается на штоке, и накручивания от тяж ­ ки на кабели не происходит. Т а ­ кой же шток с двухзвениой цеп­ кой ставится и в месте соедине­ ния одинарного кабеля с пере ­ ходным концом доски, предот­ вращая тем самым накручивание ланки доски на кабель. Изготав- бых скоростях. В результате это­ го улучшается промысловый ре­ жим. Многие экипажи работают трехщелевыми распорными дос­ ками. По эти доски тяжелы , тре ­ буют большей з атраты мощности для обеспечения промысловой скорости. У трехщелевых досок быстро разбивается н ижп я я но­ совая часть. Очевидно, угольники, к которым крепятся передний и за дн ий л исты обш ивки, должп ы быть сквозными, доходящими до корпуса доски, и более прочными. Других претензий к работе этой доски мне не приходилось слы­ шать. Тяж елы е грунтовые условия, приводящие к повреждению низа сетной части трала, заставляют промысловиков искать и нахо­ дить -рациопальные схемы осна­ стки грунтропоп. Так ая схема найдена и с успехом применяет ­ ся на БМРТ «Хабаровск». Мне tllllllHllltlSllllltlllllllllllillllllllBIIIIStllVII Kll!llllKtKIII!!»l|irillllIICIIIIIllllllll!lll!ll||K!«il!IS||tI»t||S||||||||KtlMlltl!t!18tl!!llt! Особенности вооружения трала при работе на Лабрадоре нижним каоелями, увеличивают ­ ся силы, закрывающие трал по вертикали. Па «Хабаровске» кабели-двой­ ники изготовляют так. Длина к а ­ беля берется равной 41 метру. Bt рх ннй кабель изготовляется из стального троса диаметром 15.5 мм и соединяется с трех ­ метровой верхней лапкой гужи- ком, свитым из одной пряди т а ­ кого же троса в четыре витка. Нижний кабель имеет длину АО м и изготовлен из 20 мм сталь ­ ного троса. Недостающая до 41 м длина добирается бобинцем диа- мхтром 500 мм, поставленным иа шток. Шток бобинца скобой сое­ диняется с кабелем, а с другой стороны через вертлюг — с пят­ наД 1 13тимет ров ым голы м гру н- тр.оном. Кабели двойники соединяются с одинарным восемнадцати мет­ ровым кабелем диаметром 26 мм. Общая длина, изготовленного та ­ ким образом кабеля составляет 60 метров. Выбор общей длины кабеля зависит в основном от характера грунта и скорости траления . При работе на хороших грунтах и но­ вы ше нных ско рост я х кабел и де - лают длиной до 120, а иногда и белее метров. При работе»! же на заде вистых, скал ьных гру нта х кабели более 60 м применять не принято. Эго объясняется тем, что при большой длине кабели сильно провисают и быстро из­ нашиваются от трения о грунт. Подъем кабелей со слипа в ро­ лики производится с помощью обычных оттяжек . Па этой one- ливается малый шток из обыч­ ного штока клячовки (перере­ зают его пополам) или из и руга стали такого же диаметра. Изменены длина переходного конца и оснастка доски. П е р е ­ ходной конец равен 8,3 м, диа ­ метр его 2Г5 мм. Шкентель вклю­ чения доски заменен на цепку длиной 1,1 м вместе с гаком. Нижн я я ланка доски удлинена на десять сантиметров . поста­ новкой дополнительной скобы. Удлинение нижней лапки пред­ определяет ход доски с диффе ­ рентом иа пятку. Верхняя и нижняя . л а и к в еоединиюте я одинарной длииой 1,3 м вместо принятой длины три метра. Укорочение ланок и переход­ ного конца, отсутствие д л и н н о т шкентеля включения тральной доски сокращает время на прием траловой доски, упрощает эту операцию. С переходным концом длиной И3 м применяется однощелевая рёгнорная траловая доска И. Р. Матросова площадью 4,5 м2. Этой доске нромысловики отда ют предпочтение но ряду причин, главными из которых являются прочность и легкость, вследствие чего она хорошо работает на л во­ при ходил ось быть свидетелем того, как к тов. Городи лову об­ ращались мастера по добыче других гудов с просьбой расска­ зать о своей схеме грунтропа, и гот никогда не отказывал в этом. Схема набивки грунтропов на «Хабаровске» следующая. На крыловой груитрон ставится семь бобинцев-’Пятнсоток, шесть 15-килограммовых катушек* одна восьми килограммовая, дне ннтп- кил ограммовые. На одной ияти- килограммовон катушке стоит гужи к с лапкой для спуска тра ­ ла, на другой — трехзвенная цепка для включения гака вы­ тяжного конца. Иа центральном грун тропе семь бобинцев-пятисоток, шесть нятнадцатикн.н>граммовых к а ту ­ шек, две восьмикилограммовые, две патикилограммояые. 11 a inn*,ьм ик ял огра ммовы х ка­ ту ш кая ставятся гужики для крепления к ним нижней ножи- лины трала. В обоих случаях недостающая до 6 м длина набивается резин­ ками, а на крыловых гру и тронах могут ставиться дополнительные катушки в месте соединения с голыми концами. Попадание камней в трал про­ исходит обычно в конусах. Пояс- Письмо в редакцию О чистой одежде и грязных фуфайках Каждый день мне приходится ездить в автобусе № 11, идущем мо маршруту Мурманск — Мо­ лочное. Люди спешат на работу. Народу в автобусах много. Большинство едет в чистой одежде. По вот в Коле садятся рабочие ПМК (бывшего СМУ-3). Они в грязных4фуфайках . На не­ довольство пассажиров отвечают: ♦У нас на работе нет раздевал­ ки. Не будем ж е мы где-то под забором прятать свою рабочую вдежду!*. II еуж ел и без выходн ос пол о- жени е ? Почему все остальные должны из-за них страдать? Ни­ кому не хочется ходить в изма ­ занном пальто. Разве не могут эти люди сшить халаты, чтоб надевать поверх фуфаек? Нако ­ нец, нельзя разве сделать какие - нибудь ящи ки для храпепия ра­ бочей одежды? Т. КУДИНОВА, повар трало­ вого флота. t Н А СНИМКЕ Юрия Мар- тышкова — рыбообработ* чин с БМРТ «Чехов» Павел COCIOK- Он стоит на расфасовке. Павел пришел на судно после демобилизации. Освоить дело ему номогли опытные промысловика». кухтыли с 2 мм, то на трал нить это можно так: крыловые грунтропы трала сволакивают камни к центральному грунтро- пу. В месте соединения цент ­ рального и крылового грунтропа расстояние между бобинца ми обычно доходит до 70—80 см. Проходит эта часть грунтропа сравнительно близко к грунту, вследствие чего этими частями п происходит подхватывание и за­ кидывай ие камней в трал. Избежать * этого можно, о с п расстояние между центральным и крыловым груитропами со­ кратить, например , постановкой у крайних бобннцев но одной пя- тикило-граммовон катушке . В этом случае расстояние между соседними бобинцами в конуеах сократится до 16—20 см и трал будет переходить через камни, не загребая их. Отличается на «Хабаровске*» и оснастка верхней подборы пла ­ вом. Если используются обычные толщи ной стенки их ставится 95 штук . H i них на гуж 35 и на крылья но 30 кухтылей. Есл и и m i .* юте я глубоководные кухтыли, то их число увеличи­ вается до 110. В этом случае на гуж ставится W и на крылья но 35 кухтылей. Такое количество плава и легкая подбора обеспе­ чивают гралу достаточное верти­ кальное раскрытие и возможность легко проходит!» через препят­ ствия на грунте, уменьшив, а в ряде случаев и вовсе хкквиди- рor а в но ры вы сете й. При работе с геркулесовыми то­ пенантами. переделывается и пе­ реоснащается мешок трала. Пе­ ределка заключается в том, что на цилиндрической части отпа­ рывается топенант, с него среза­ ются трехзвенные кольца. Затем, топенант наращивается па Два метра с • вроггкой в их огоны трехзвенных колец, после чеп) топенанты вновь п рик ремсл я ются к швам. Это предотвращает вы­ борку вытяжки, сети в процессе работы. Для облегчения подъема меш­ ка на палубу в цолях экономии времени п.* застройку, первая застропка мошка вообще не де­ лается. А для включения гака вытяжного конца на огоны меш­ ков обоих топенантов поставле­ ны дв * стальные ланки диамет ­ ром 22 мм и длиной по три мет­ ра. Они пропущены по - веряу мтггка и прихвачены привязка ­ ми в двух местах, ко так, «гго огоны их свободны. После вытя ­ гивания грунтропа эти ланки вкапываются на палубе н в т н включается гак вытяжного «он1 ца. Мастера ио д о б ы т рыбы БМРТ ♦Хабаровск» творчески от­ носятся к делу, борются за сокра­ щение расходов на центнер до­ бытой рыбы. Только за рейс (ноябрь Ш57 года — февраль 1JK58 года) они сэкономили на иромвооруженйи 21 тысячу руб- л е й. Эко номия смол ьного трало­ вого прядена, посадочного тр«н;а составила 1400 рублей. Использование на других судах опыта работы палубной команды БМРТ 2ч0 «Хабаровск» поможет коллективу тралового флота еще успешнее вести промысел, луч ­ ше использовать основные про­ изводственные фонды. В. ЛУНИН, старший пре­ подаватель кафедры мор- 4!цоео дела к промрыболов* ства МВМУ. Горизонты Камышовой бухты На окраине Севастополя на ­ ходится Камышовая бухта — южн а я база советского рыбо­ ловства. Это, но сути, совре­ менный город с де ся ти тысяч ­ ным населением, со своим портом, холодильником, к он ­ сервным и судоремонтным з а ­ водами, более шестидесяти судов базируются здесь. У Камышовой бухты бога* тые перспективы. В новую пятилетку севастопольцы д олжны в н е с т и . (большой вклад — увеличить добычу рыбы в три раза. Эти планы имеют иод собой реальную основу. Промысловый и тран ­ спортный флот Камышовой бухты к 1070 году будет дове­ ден до 200 единиц. На смену «Тропикам» поступают новью промысловые суда типа «Ат- л антик», позволяющие рыба­ кам надолго уходить в море, в любые широты. К Черному морю будет приписана уни ­ к а л ьн а я плавучая база «Во­ сток» водоизмещением 43 т ы ­ сячи тони. Эта база не будет нужда ться в сопровождении ее флотилией рыболовных су ­ дов: четырнадцать сейнеров из стеклопластика поместятся на ее верхней палубе. Два из л и х — «Надежда-f» и «На­ дежда-2» уже испытываются в Гвинейском заливе. В 196S году начнется соору­ жение второй очереди рыбно­ го порта. Во время зимней путины порт сможет прини­ мать до 200 судов колхозов и рыбозаводов Азово-Черномор­ ского бассейна . Войдут в строи новые холодилытим , жиромучной комбинат , завод по выпуску деликатесных из­ делий. Сорок тонн деликатес­ ных изделий — балыков, ры- I бы холодного и горячего коп ­ чения , полуфабрикатов , изде­ лий из креветок к лангуста — будет ежесу то чно вы ходить из стен этого предприятия . Неподалеку вырастут новые корпуса судоремонтного заво­ да. Откроется мореходное у ч и л н т * . - . (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz