Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.
‘» ;! :jB третьем году f пятилетки увеличилось чксЗю экипажей больших мороаильных траулеров , ж$торыо ведут промысел в рав- ♦Йе Лабрадора . Но еще далеко ле все судоводители, мастера по Добыче рыбы изучили особенно сти этого района, хорошо при способились к работе в сложных грунтовых условиях. Моряки БМРТ «Хабаровск» и особенно мастера по добыче рыбы, воз главляемые Героем Социалисти- ческого Труда II. И. Городило- )ым , накопили большой опыт ло- рыбы на Лабрадоре и из рей са в рейс добиваются больших вро иэводстве н ных успехов. :\ В марте-апреле 1968 года я на ходился ла борту этого корабли, л а блюда л за организацией про мысла,* вооружением орудий ло- вЬ. Считаю, что опыт работы мастеров но добыче рыбы «Хаба ровска» будет полезен для кол лективов всех судов, которые ве дут лов в . районе Лабрадора. «Промысел в .районе Лабрадора в любое время года проходит в «ложных условиях. Но особую трудность для э кип ажей пред ставляют т яж е лы е грунты, при водящие очень часто к проти ранию мешка ' и порывам сетной MijCTii трала. Отсюда очень важ- Щ правильно выбрать трал и вооружить, его..: . : ”■На судах типа БМРТ приме н яют с я два основных трала. Крупноячейный 31,2 м (чертеж 162IVА) для лова трески и мел- коячейный 31 м (чертеж 326) для лова сельди и хека. Они имеют разные .параметры, основ ным из которых для донного л о ва является вертикальное рас крытие. Оно равняется 4 0 —1,5 м д л я трала 31 м и 1,8—2,0 м для трала 31.2 м, когда последний вооружается но схеме с клячев- вами. Однако, вооруженный но схе ме, ' предложенной в свое время старшим мастером по добыче БМРТ «Пушкин» тов. Задунас- sum , трал 31.2 м имеет верти кальное раскрытие до четырех метров. Вдвое меньшая стои мость этого трала , простота ре монта его сетной части, меньшая длина набитого^ грунтропа объяс н яют его широкое применение на промысле донных рыб, в том числе и в районе Лабрадора. Схема тов. Задунаева предпо лагает длинные голые концы. Выбор размера голых концов трала , или, как их называют про мысловики. кабелей-двойников — д ело старшего мастера но добы че. По всегда надо стремиться к тому, чтобы они составляли наи большую длину из общей дли- ш»|, кабелей. Ведь чем длиннее у трала голые концы, тем меньше силы, сокращающие - в ертикаль ное раскрытие, а значит, больше площадь устья трала , больше его вертикальное раскрытие. К увеличепию длины кабелей- двойников надо стремиться еще и цотому, что в процессе работы они скручиваются и это скручи вание может достигать одной тр е ти, одной четверти длины кабе ля. . Вследствие этого увеличи вается угол между верхним и рации моряки «Хабаровска* при менили новинку. После передачи л а т яж е п и я трала на кабели от т яж к у необходимо выключить л з двухзвенной цепки, постав ленной в скобу, соединяющую кабели-двойники с одинарвым кабелем. Но она очень часто на кручивается на кабели, з атруд н я я тем самым быструю отдачу оттяжки . На БМРТ «Хабаровск» кабели-двойники соединяются с одиночным кабелем не только вертлюгом, но и штоком длиной 25—30 см. Па этот шток ставит ся двухзвенная целка . При лю бом изменении крутки на кабе л я х цепка ^свободно вращается на штоке, и накручивания от тяж ки на кабели не происходит. Т а кой же шток с двухзвениой цеп кой ставится и в месте соедине ния одинарного кабеля с пере ходным концом доски, предот вращая тем самым накручивание ланки доски на кабель. Изготав- бых скоростях. В результате это го улучшается промысловый ре жим. Многие экипажи работают трехщелевыми распорными дос ками. По эти доски тяжелы , тре буют большей з атраты мощности для обеспечения промысловой скорости. У трехщелевых досок быстро разбивается н ижп я я но совая часть. Очевидно, угольники, к которым крепятся передний и за дн ий л исты обш ивки, должп ы быть сквозными, доходящими до корпуса доски, и более прочными. Других претензий к работе этой доски мне не приходилось слы шать. Тяж елы е грунтовые условия, приводящие к повреждению низа сетной части трала, заставляют промысловиков искать и нахо дить -рациопальные схемы осна стки грунтропоп. Так ая схема найдена и с успехом применяет ся на БМРТ «Хабаровск». Мне tllllllHllltlSllllltlllllllllllillllllllBIIIIStllVII Kll!llllKtKIII!!»l|irillllIICIIIIIllllllll!lll!ll||K!«il!IS||tI»t||S||||||||KtlMlltl!t!18tl!!llt! Особенности вооружения трала при работе на Лабрадоре нижним каоелями, увеличивают ся силы, закрывающие трал по вертикали. Па «Хабаровске» кабели-двой ники изготовляют так. Длина к а беля берется равной 41 метру. Bt рх ннй кабель изготовляется из стального троса диаметром 15.5 мм и соединяется с трех метровой верхней лапкой гужи- ком, свитым из одной пряди т а кого же троса в четыре витка. Нижний кабель имеет длину АО м и изготовлен из 20 мм сталь ного троса. Недостающая до 41 м длина добирается бобинцем диа- мхтром 500 мм, поставленным иа шток. Шток бобинца скобой сое диняется с кабелем, а с другой стороны через вертлюг — с пят наД 1 13тимет ров ым голы м гру н- тр.оном. Кабели двойники соединяются с одинарным восемнадцати мет ровым кабелем диаметром 26 мм. Общая длина, изготовленного та ким образом кабеля составляет 60 метров. Выбор общей длины кабеля зависит в основном от характера грунта и скорости траления . При работе на хороших грунтах и но вы ше нных ско рост я х кабел и де - лают длиной до 120, а иногда и белее метров. При работе»! же на заде вистых, скал ьных гру нта х кабели более 60 м применять не принято. Эго объясняется тем, что при большой длине кабели сильно провисают и быстро из нашиваются от трения о грунт. Подъем кабелей со слипа в ро лики производится с помощью обычных оттяжек . Па этой one- ливается малый шток из обыч ного штока клячовки (перере зают его пополам) или из и руга стали такого же диаметра. Изменены длина переходного конца и оснастка доски. П е р е ходной конец равен 8,3 м, диа метр его 2Г5 мм. Шкентель вклю чения доски заменен на цепку длиной 1,1 м вместе с гаком. Нижн я я ланка доски удлинена на десять сантиметров . поста новкой дополнительной скобы. Удлинение нижней лапки пред определяет ход доски с диффе рентом иа пятку. Верхняя и нижняя . л а и к в еоединиюте я одинарной длииой 1,3 м вместо принятой длины три метра. Укорочение ланок и переход ного конца, отсутствие д л и н н о т шкентеля включения тральной доски сокращает время на прием траловой доски, упрощает эту операцию. С переходным концом длиной И3 м применяется однощелевая рёгнорная траловая доска И. Р. Матросова площадью 4,5 м2. Этой доске нромысловики отда ют предпочтение но ряду причин, главными из которых являются прочность и легкость, вследствие чего она хорошо работает на л во при ходил ось быть свидетелем того, как к тов. Городи лову об ращались мастера по добыче других гудов с просьбой расска зать о своей схеме грунтропа, и гот никогда не отказывал в этом. Схема набивки грунтропов на «Хабаровске» следующая. На крыловой груитрон ставится семь бобинцев-’Пятнсоток, шесть 15-килограммовых катушек* одна восьми килограммовая, дне ннтп- кил ограммовые. На одной ияти- килограммовон катушке стоит гужи к с лапкой для спуска тра ла, на другой — трехзвенная цепка для включения гака вы тяжного конца. Иа центральном грун тропе семь бобинцев-пятисоток, шесть нятнадцатикн.н>граммовых к а ту шек, две восьмикилограммовые, две патикилограммояые. 11 a inn*,ьм ик ял огра ммовы х ка ту ш кая ставятся гужики для крепления к ним нижней ножи- лины трала. В обоих случаях недостающая до 6 м длина набивается резин ками, а на крыловых гру и тронах могут ставиться дополнительные катушки в месте соединения с голыми концами. Попадание камней в трал про исходит обычно в конусах. Пояс- Письмо в редакцию О чистой одежде и грязных фуфайках Каждый день мне приходится ездить в автобусе № 11, идущем мо маршруту Мурманск — Мо лочное. Люди спешат на работу. Народу в автобусах много. Большинство едет в чистой одежде. По вот в Коле садятся рабочие ПМК (бывшего СМУ-3). Они в грязных4фуфайках . На не довольство пассажиров отвечают: ♦У нас на работе нет раздевал ки. Не будем ж е мы где-то под забором прятать свою рабочую вдежду!*. II еуж ел и без выходн ос пол о- жени е ? Почему все остальные должны из-за них страдать? Ни кому не хочется ходить в изма занном пальто. Разве не могут эти люди сшить халаты, чтоб надевать поверх фуфаек? Нако нец, нельзя разве сделать какие - нибудь ящи ки для храпепия ра бочей одежды? Т. КУДИНОВА, повар трало вого флота. t Н А СНИМКЕ Юрия Мар- тышкова — рыбообработ* чин с БМРТ «Чехов» Павел COCIOK- Он стоит на расфасовке. Павел пришел на судно после демобилизации. Освоить дело ему номогли опытные промысловика». кухтыли с 2 мм, то на трал нить это можно так: крыловые грунтропы трала сволакивают камни к центральному грунтро- пу. В месте соединения цент рального и крылового грунтропа расстояние между бобинца ми обычно доходит до 70—80 см. Проходит эта часть грунтропа сравнительно близко к грунту, вследствие чего этими частями п происходит подхватывание и за кидывай ие камней в трал. Избежать * этого можно, о с п расстояние между центральным и крыловым груитропами со кратить, например , постановкой у крайних бобннцев но одной пя- тикило-граммовон катушке . В этом случае расстояние между соседними бобинцами в конуеах сократится до 16—20 см и трал будет переходить через камни, не загребая их. Отличается на «Хабаровске*» и оснастка верхней подборы пла вом. Если используются обычные толщи ной стенки их ставится 95 штук . H i них на гуж 35 и на крылья но 30 кухтылей. Есл и и m i .* юте я глубоководные кухтыли, то их число увеличи вается до 110. В этом случае на гуж ставится W и на крылья но 35 кухтылей. Такое количество плава и легкая подбора обеспе чивают гралу достаточное верти кальное раскрытие и возможность легко проходит!» через препят ствия на грунте, уменьшив, а в ряде случаев и вовсе хкквиди- рor а в но ры вы сете й. При работе с геркулесовыми то пенантами. переделывается и пе реоснащается мешок трала. Пе ределка заключается в том, что на цилиндрической части отпа рывается топенант, с него среза ются трехзвенные кольца. Затем, топенант наращивается па Два метра с • вроггкой в их огоны трехзвенных колец, после чеп) топенанты вновь п рик ремсл я ются к швам. Это предотвращает вы борку вытяжки, сети в процессе работы. Для облегчения подъема меш ка на палубу в цолях экономии времени п.* застройку, первая застропка мошка вообще не де лается. А для включения гака вытяжного конца на огоны меш ков обоих топенантов поставле ны дв * стальные ланки диамет ром 22 мм и длиной по три мет ра. Они пропущены по - веряу мтггка и прихвачены привязка ми в двух местах, ко так, «гго огоны их свободны. После вытя гивания грунтропа эти ланки вкапываются на палубе н в т н включается гак вытяжного «он1 ца. Мастера ио д о б ы т рыбы БМРТ ♦Хабаровск» творчески от носятся к делу, борются за сокра щение расходов на центнер до бытой рыбы. Только за рейс (ноябрь Ш57 года — февраль 1JK58 года) они сэкономили на иромвооруженйи 21 тысячу руб- л е й. Эко номия смол ьного трало вого прядена, посадочного тр«н;а составила 1400 рублей. Использование на других судах опыта работы палубной команды БМРТ 2ч0 «Хабаровск» поможет коллективу тралового флота еще успешнее вести промысел, луч ше использовать основные про изводственные фонды. В. ЛУНИН, старший пре подаватель кафедры мор- 4!цоео дела к промрыболов* ства МВМУ. Горизонты Камышовой бухты На окраине Севастополя на ходится Камышовая бухта — южн а я база советского рыбо ловства. Это, но сути, совре менный город с де ся ти тысяч ным населением, со своим портом, холодильником, к он сервным и судоремонтным з а водами, более шестидесяти судов базируются здесь. У Камышовой бухты бога* тые перспективы. В новую пятилетку севастопольцы д олжны в н е с т и . (большой вклад — увеличить добычу рыбы в три раза. Эти планы имеют иод собой реальную основу. Промысловый и тран спортный флот Камышовой бухты к 1070 году будет дове ден до 200 единиц. На смену «Тропикам» поступают новью промысловые суда типа «Ат- л антик», позволяющие рыба кам надолго уходить в море, в любые широты. К Черному морю будет приписана уни к а л ьн а я плавучая база «Во сток» водоизмещением 43 т ы сячи тони. Эта база не будет нужда ться в сопровождении ее флотилией рыболовных су дов: четырнадцать сейнеров из стеклопластика поместятся на ее верхней палубе. Два из л и х — «Надежда-f» и «На дежда-2» уже испытываются в Гвинейском заливе. В 196S году начнется соору жение второй очереди рыбно го порта. Во время зимней путины порт сможет прини мать до 200 судов колхозов и рыбозаводов Азово-Черномор ского бассейна . Войдут в строи новые холодилытим , жиромучной комбинат , завод по выпуску деликатесных из делий. Сорок тонн деликатес ных изделий — балыков, ры- I бы холодного и горячего коп чения , полуфабрикатов , изде лий из креветок к лангуста — будет ежесу то чно вы ходить из стен этого предприятия . Неподалеку вырастут новые корпуса судоремонтного заво да. Откроется мореходное у ч и л н т * . - . (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz