Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.

«м ЕТАЛЛ, дерево и другие материалы будут все более заменяться экономичны* ми, практичными и легкими синте* тическими материалами». * Этот пункт из Программы КПСС стал для кандалакшских машинострои­ телей исходным при внедрении капрона в производство. Сначала были робкие попытки и экспери­ менты, а начиная с 1964 года, капроновое литье на механическом заводе находит все более широкий |мюмах. Ветераном освоения капроново­ го литья на заводе является В. В. Осиноватиков. Он и сейчас работает на шприц-машине. В прошлом году Вениамин Василье­ вич изготовил более 60 тысяч кап­ роновых it 3 делий — на 10 тысяч больше, чем предусматривалось плановым заданием. И нынче дела у «его идут хорошо. Два года назад из капрона бы­ ла отлита опытная партия крышек фланцев амортизаторов в 350 штук. Они прошли промышленные испытания и показали хорошие эксплуатационные качества. В этом году завод получил заказ на изготовление уже семи тысяч крышек. Поступил также крупный заказ на изоляторы из капрона. От простых отливок вроде ру­ чек к шкерочным ножам до слож­ ных, как крылья осушительных насосов, выпускает сейчас anna* ратчик Вениамин Васильевич Осиноватиков, которого вы види­ те на снимке. Фото и текст А. Вандина. г. Кандалакша. ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И НОВШЕСТВА, П Р Е Д ­ ЛОЖЕННЫЕ РАЦИОНА ­ ЛИЗАТОРАМИ, НАХОДЯТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИ ­ МЕНЕНИЕ. ВМЕСТО МЕТАЛЛА -КАПРОН С о д е й с т в о в а т ь ускоре­ нию ремонта промысловых судов, улучшению качества при наименьших затратах вре­ мени и средств — основная цель рационализаторской работы, про­ носимой на судоремонтном заво ­ де № 1. Систематиче­ ский учет этой г г*-* + работы на за- A f воде ведется с 1957 года. И если сделать экскурс в прошлое, то можно видеть, что показатели творческого поис­ ка росли. Так, если в 1957 году было подано 92 предложения и внедрено 57, то в 1967 году чис­ ло поданных предложений воз­ росло до 318, я внедренных — до 209. Что же ценное внедрено на заводе за истекшее десятилетие? Подробно остановиться на этом вопросе в . газетной заметке не представляется . возможным. Ограничусь несколькими приме­ рами. Прежде всего, общие, циф­ ры. З а десять лет иостунило 2592 предложения , внедрено — 1603. Г1олу чев ный эко номи ч е- ский эффект составляет 207,4 тысячи рублей. , «Малогабаритный выпрямитель д л я электропитания электрора­ дионавигационных приборов на судах, стоящих в порту». Авто­ ры его инженер-акустик топ. Бурков и радиомонтажник тов. Шуняев. Он дал возможность в свое время отказаться от ис­ пользования заводского катера с установленным на нем генерато­ ром постоянного тока и произ­ водить ремонт аппаратуры не за ­ висимо от работы судовых гене­ раторов. Экономический эффект от этого — 5,5 тысячи рублей в год. «Реконструкция нагреватель­ ных печей кузнечного участка» — авторы мастер тов. Колесни­ ченко и другие — позволила значительно увеличить межре­ монтный период печей. Приспо­ собление токаря тов. Мирошни­ ченко дает возможность прота­ чивать звездочки ваерных бара­ банов траловых лебедок на месте, не прибегая к демонтажу вала. ф н о в а т о р о в За этот период было изготовле­ но мноисество штампов и коки­ лей, которые дали выигрыш в трудовых затратах и значитель­ ную экономию цветных метал ­ лов. Кстати,, об экономии метал ­ лов. Только в 1967 году после внедрения рационализаторских предложений сэкономлено цвет­ ных металлов 4391 килограмм, черных металлов — 3943 кило­ грамма. " Назвать всех, кто своей твор­ ческой активностью помогает коллективу завода в выполнении государственных планов, к сожа ­ лению, не представляется воз­ можным. Вот только некоторые имела. Старейший работник з а ­ вода, мастер ОТК IF. И. Шинилов подал 55 предложений, началь ­ ник слесарно-механического цеха М. И. Винник — 38 предложе­ ний. Начальник цеха А. А. Коно­ нов за три с половиной года ра­ боты на заводе внес 47 предло­ жений, которые дали экономи­ ческий эффект почти в 5 тысяч рублей. Токарь Ф. Е. Мирошни­ ченко подал 30 предложений. В числе активных рационали­ заторов следует назвать тт. Да- яилогорского, Туделя, Шуняева . Фомина, Солодяжникова, Витки­ на, Веревкина, Курочкина, Гра- бовского, Колесниченко, Кучу гу- рова, Шумило, Тверитина. Начальники цехов тт. Кононов, Винник, Фомин, заместитель н а ­ чальника цеха тов. Гуляев , сами я вляяс ь активными рационали ­ заторами, уделяют большое вни­ мание организаторской работе в своих коллективах. У труж е ни ­ ков предприятия теперь подход к делу один — творческий. У иих много хороших задумок. Традиционными стали на заво­ де конкурсы по рационализации. Проводятся они . ежегодно. Как; правило, поступление и внедре­ ние рацпредложений в период конкурсов возрастает в нееколы = ко раз. Победителям : конкурса ' присуждаются денежные премии, выдаются путевки в дома отды- ! ха, на ВДНХ. Проводится к о н - * курс-эстафета новаторов и в те- . кущем году. Он пачался 15 мар­ та. За два месяца конкурса ужо поступило 124 предложения . Несколько слов об экономиче­ ском эффекте от внедрения пред­ ложений рационализаторов. На ззеоде он сравнительно невысок. Объясняется это в основном спе­ цификой производства. Ведь на заводе отсутствует многосерий­ ный выпуск продукции. Преобла­ дает малосерийный и штучный характер выпуска изделий. Но не все еще идет у нас глад­ ко. Есть и недостатки. Медлен­ но, например, внедряются неко­ торые предложения . Иногда ипедрепие затягивается на не­ сколько месяцев из-за неразво ротливости исполнителей. Ёще слишком мал процент обсчета но экономическому эффекту внед­ ренных предложений. Нельзя не сказать и о наруше ­ ниях инструкции некоторыми работниками головного предприя ­ тия. Они берут на себя функцию квалификации рацпредложений, не входящую в их компетенцию. Об этих нарушениях знают и в областном совете ВОИР. Но по­ ложение, к сожалению, не ме­ няется. II. ЛИМОНЦЕВ, инженер но рационализации судоремонт­ ного завода № 1 Мурманской судоверфи. РАСХАЖИВАНИЕ ПУСКОВЫХ КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВЕЗ СНЯТИЯ ЦИЛИНДРОВОЙ КРЫШКИ В эксплуатации двигателей внутреннего сгорания бывают случаи зависания пуско­ вых клапанов , что приводит к нежела­ тельным последствиям, вплоть до аварии корабля во время швартовки. Раньше при заедании пусковых клапанов приходи лось снимать цилиндровую крышку и ое ребирать клапан, что отнимало у экипажа промысловое время. Старший механик СРТ-421 тов. Флорин j предложил и изготовил приспособление | для расхаживания пусковых клапанов j без снятия цилиндровой крышки двига ­ теля . После остановки двигателя пор­ шень цилиндра с зависшим пусковым .клапаном ставится в высшую мертвую точку, колпак с верхним поршеньком д ан ­ ного пускового клапана на цилиндровой крышке демонтируется, распгплинтовы- тагется гайка штока клапана , отдается ю к к а . снимается ограничительная т а р е л ­ ка. На резьбу штока наворачивается контргайка , специальный ключ крепится контргайкой. Механик становится на ци­ линдровую крышку , расхаживает клапан , смазывая его смесью дизельного топлива с маслом. Вся операция , как ноказала практика , занимает 10—12 минут. Творчество моряков «Мурман с ельди» О./ Раздвижнои р е з е ц О ТРЕЗНОЙ резец, пожалуй, самый «капризный» из токарных инстру­ ментов. Такие резцы чаще других выходят из строя, да и затачивать их слож­ нее. Тонкая и длинная режущая часть бы­ стро изнашивается. Чтобы восстановить ее прежнюю длину, приходится подтачивать и тело резца. Чтобы избежать этого, рационализатор одного из заводов Воронежа П. Филиппов предложил тело и режущую часть инстру­ мента делать отдельно. Режущую часть из полосовой стали марки PI 8 , а тело из обыч­ ной стали в виде прямоугольника с про­ дольным пазом. В него и вставляется ре­ вущая полоска. Когда она затупится, зата­ чивают только ее и выдвигают на нужную длину. Изготовление и применение раздвижных резцов дало заводу около пяти тысяч руб­ лей годовой экономии. ЩИТОК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВСТАВОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ Много времени уходит на то, чтобы вы­ яснить пригодность к работе вставок пре­ дохранителей. Для ускорения этого дела электрик СРТ-р-708 тов. Володин изгото­ вил и внедрил контрольный щиток. Щи­ ток изготовлен из текстолита (размер 100x150x10 мм) . На нем смонтированы электропатрон с лампочкой (миньон) на напряжение 24 вольт и губки для в ста ­ вок электропредохранителей . Питание 24 вольт подведено от зарядного щита. Контрольный щиток закреплен с правой стороны . главного распределительного щита, возле зарядного щита на кронштей ­ не. Губки, в которых крепится вставка п редохра н ителя , и з гога в л ива ются та к, чтобы можно было бы испытывать встав­ ки разных размеров. ЗАЩИТА ЭЛЕКТРОМОТОРОВ ПА ПАЛУБЕ На судах флота на главной палубе ус т а ­ новлены промысловые механизмы с элек ­ троприводом. Морская вода подчас попа­ дает через сальниковое уплотнение по ва­ лу мотора со стороны привода. Рационализатор старший механик СРТ-4223 тов. Руби некий предложил уста ­ новить щиток из 5-миллиметровой листо­ вой стали па внутренней стороне крышки электромотора со стороны сальникового уплотнения . С помощью такого щитка образуется емкость для накопления мор­ ской воды и стекающей смазки. В нижней части крышки устанавливается спускная пробка. На СРТ-4223 такое устройство сделано у мотора дрифтерного шпиля . Щиток изготавливается по шаблону и з а ­ крепляется электросваркой. Все неплот­ ности покрываются суриком. После штор­ ма механик проверяет наличие воды и спускает ее и з мотора через спускную пробку. ИЗМЕРЕНИЕ ЗАЗОРА В МОТЫЛЕВОМ ПОДШИПНИКЕ Чтобы замерить радиальный зазор * мотылевом подшипнике двигателя внут ­ реннего сгорания , два человека должны затратить не менее часа. Старпгий меха­ ник СРТ-4275 тов. Борисов предложил не­ сложное приспособление для замера з а ­ зора в мотылевом подшипнике двигателя ПВД-36. Теперь одни человек на эту опе­ рацию затрачивает всего 10—15 минут. Замер производится с помощью индика ­ тора. Поршень данного цилиндра двига ­ теля ставится в верхнюю мертвую точку, на штоке шатуна закрепляется кронш­ тейн нд расстоянии 90 мм от щеки , ус т а ­ навливается и закрепляется индикатор часового типа с удлинителем. Ломиком (30x1500 мм) поднимают шатун с .норш- нем вверх, выбирая радиальный зазор, ве­ личину которого показывает индикатор. Это приспособление может изготовить любая машинная команда. Оно отлично зарекомендовало себя в работе. ВЫСТРЕЛ ДЛЯ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ НАМОТКИ ИОВОДЦОВ На дрифтерном промысле при работе на поводцах. в 100—120 метро® выборка сетей усложняется из-за возможной на­ метки иоводцов на винт. ч В последние годы на многих кораблях сельдяного флота применяются устройст­ ва, называемые выстрелами . Их устанав ­ ливают в кормовой части судна по право­ му борту. Выстрел делается из стальной трубы диаметром в 70 мм, толщиной стен­ ки 7 мм, длиной 2,5 метра. Для н а т яже ­ ния троса (сизаль или капроновый фал) кренится груз 60 кг. В конструкторском бюро управления «Мурмаисельдь» разработаны новые чер­ т ежи (№ 24024-А, 24032-А) выстрелов для судов с открытой и закрытой кормой. По материалам БТИ главка «Севрыба». .Г Ч N i \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz