Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.
«м ЕТАЛЛ, дерево и другие материалы будут все более заменяться экономичны* ми, практичными и легкими синте* тическими материалами». * Этот пункт из Программы КПСС стал для кандалакшских машинострои телей исходным при внедрении капрона в производство. Сначала были робкие попытки и экспери менты, а начиная с 1964 года, капроновое литье на механическом заводе находит все более широкий |мюмах. Ветераном освоения капроново го литья на заводе является В. В. Осиноватиков. Он и сейчас работает на шприц-машине. В прошлом году Вениамин Василье вич изготовил более 60 тысяч кап роновых it 3 делий — на 10 тысяч больше, чем предусматривалось плановым заданием. И нынче дела у «его идут хорошо. Два года назад из капрона бы ла отлита опытная партия крышек фланцев амортизаторов в 350 штук. Они прошли промышленные испытания и показали хорошие эксплуатационные качества. В этом году завод получил заказ на изготовление уже семи тысяч крышек. Поступил также крупный заказ на изоляторы из капрона. От простых отливок вроде ру чек к шкерочным ножам до слож ных, как крылья осушительных насосов, выпускает сейчас anna* ратчик Вениамин Васильевич Осиноватиков, которого вы види те на снимке. Фото и текст А. Вандина. г. Кандалакша. ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И НОВШЕСТВА, П Р Е Д ЛОЖЕННЫЕ РАЦИОНА ЛИЗАТОРАМИ, НАХОДЯТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИ МЕНЕНИЕ. ВМЕСТО МЕТАЛЛА -КАПРОН С о д е й с т в о в а т ь ускоре нию ремонта промысловых судов, улучшению качества при наименьших затратах вре мени и средств — основная цель рационализаторской работы, про носимой на судоремонтном заво де № 1. Систематиче ский учет этой г г*-* + работы на за- A f воде ведется с 1957 года. И если сделать экскурс в прошлое, то можно видеть, что показатели творческого поис ка росли. Так, если в 1957 году было подано 92 предложения и внедрено 57, то в 1967 году чис ло поданных предложений воз росло до 318, я внедренных — до 209. Что же ценное внедрено на заводе за истекшее десятилетие? Подробно остановиться на этом вопросе в . газетной заметке не представляется . возможным. Ограничусь несколькими приме рами. Прежде всего, общие, циф ры. З а десять лет иостунило 2592 предложения , внедрено — 1603. Г1олу чев ный эко номи ч е- ский эффект составляет 207,4 тысячи рублей. , «Малогабаритный выпрямитель д л я электропитания электрора дионавигационных приборов на судах, стоящих в порту». Авто ры его инженер-акустик топ. Бурков и радиомонтажник тов. Шуняев. Он дал возможность в свое время отказаться от ис пользования заводского катера с установленным на нем генерато ром постоянного тока и произ водить ремонт аппаратуры не за висимо от работы судовых гене раторов. Экономический эффект от этого — 5,5 тысячи рублей в год. «Реконструкция нагреватель ных печей кузнечного участка» — авторы мастер тов. Колесни ченко и другие — позволила значительно увеличить межре монтный период печей. Приспо собление токаря тов. Мирошни ченко дает возможность прота чивать звездочки ваерных бара банов траловых лебедок на месте, не прибегая к демонтажу вала. ф н о в а т о р о в За этот период было изготовле но мноисество штампов и коки лей, которые дали выигрыш в трудовых затратах и значитель ную экономию цветных метал лов. Кстати,, об экономии метал лов. Только в 1967 году после внедрения рационализаторских предложений сэкономлено цвет ных металлов 4391 килограмм, черных металлов — 3943 кило грамма. " Назвать всех, кто своей твор ческой активностью помогает коллективу завода в выполнении государственных планов, к сожа лению, не представляется воз можным. Вот только некоторые имела. Старейший работник з а вода, мастер ОТК IF. И. Шинилов подал 55 предложений, началь ник слесарно-механического цеха М. И. Винник — 38 предложе ний. Начальник цеха А. А. Коно нов за три с половиной года ра боты на заводе внес 47 предло жений, которые дали экономи ческий эффект почти в 5 тысяч рублей. Токарь Ф. Е. Мирошни ченко подал 30 предложений. В числе активных рационали заторов следует назвать тт. Да- яилогорского, Туделя, Шуняева . Фомина, Солодяжникова, Витки на, Веревкина, Курочкина, Гра- бовского, Колесниченко, Кучу гу- рова, Шумило, Тверитина. Начальники цехов тт. Кононов, Винник, Фомин, заместитель н а чальника цеха тов. Гуляев , сами я вляяс ь активными рационали заторами, уделяют большое вни мание организаторской работе в своих коллективах. У труж е ни ков предприятия теперь подход к делу один — творческий. У иих много хороших задумок. Традиционными стали на заво де конкурсы по рационализации. Проводятся они . ежегодно. Как; правило, поступление и внедре ние рацпредложений в период конкурсов возрастает в нееколы = ко раз. Победителям : конкурса ' присуждаются денежные премии, выдаются путевки в дома отды- ! ха, на ВДНХ. Проводится к о н - * курс-эстафета новаторов и в те- . кущем году. Он пачался 15 мар та. За два месяца конкурса ужо поступило 124 предложения . Несколько слов об экономиче ском эффекте от внедрения пред ложений рационализаторов. На ззеоде он сравнительно невысок. Объясняется это в основном спе цификой производства. Ведь на заводе отсутствует многосерий ный выпуск продукции. Преобла дает малосерийный и штучный характер выпуска изделий. Но не все еще идет у нас глад ко. Есть и недостатки. Медлен но, например, внедряются неко торые предложения . Иногда ипедрепие затягивается на не сколько месяцев из-за неразво ротливости исполнителей. Ёще слишком мал процент обсчета но экономическому эффекту внед ренных предложений. Нельзя не сказать и о наруше ниях инструкции некоторыми работниками головного предприя тия. Они берут на себя функцию квалификации рацпредложений, не входящую в их компетенцию. Об этих нарушениях знают и в областном совете ВОИР. Но по ложение, к сожалению, не ме няется. II. ЛИМОНЦЕВ, инженер но рационализации судоремонт ного завода № 1 Мурманской судоверфи. РАСХАЖИВАНИЕ ПУСКОВЫХ КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВЕЗ СНЯТИЯ ЦИЛИНДРОВОЙ КРЫШКИ В эксплуатации двигателей внутреннего сгорания бывают случаи зависания пуско вых клапанов , что приводит к нежела тельным последствиям, вплоть до аварии корабля во время швартовки. Раньше при заедании пусковых клапанов приходи лось снимать цилиндровую крышку и ое ребирать клапан, что отнимало у экипажа промысловое время. Старший механик СРТ-421 тов. Флорин j предложил и изготовил приспособление | для расхаживания пусковых клапанов j без снятия цилиндровой крышки двига теля . После остановки двигателя пор шень цилиндра с зависшим пусковым .клапаном ставится в высшую мертвую точку, колпак с верхним поршеньком д ан ного пускового клапана на цилиндровой крышке демонтируется, распгплинтовы- тагется гайка штока клапана , отдается ю к к а . снимается ограничительная т а р е л ка. На резьбу штока наворачивается контргайка , специальный ключ крепится контргайкой. Механик становится на ци линдровую крышку , расхаживает клапан , смазывая его смесью дизельного топлива с маслом. Вся операция , как ноказала практика , занимает 10—12 минут. Творчество моряков «Мурман с ельди» О./ Раздвижнои р е з е ц О ТРЕЗНОЙ резец, пожалуй, самый «капризный» из токарных инстру ментов. Такие резцы чаще других выходят из строя, да и затачивать их слож нее. Тонкая и длинная режущая часть бы стро изнашивается. Чтобы восстановить ее прежнюю длину, приходится подтачивать и тело резца. Чтобы избежать этого, рационализатор одного из заводов Воронежа П. Филиппов предложил тело и режущую часть инстру мента делать отдельно. Режущую часть из полосовой стали марки PI 8 , а тело из обыч ной стали в виде прямоугольника с про дольным пазом. В него и вставляется ре вущая полоска. Когда она затупится, зата чивают только ее и выдвигают на нужную длину. Изготовление и применение раздвижных резцов дало заводу около пяти тысяч руб лей годовой экономии. ЩИТОК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВСТАВОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ Много времени уходит на то, чтобы вы яснить пригодность к работе вставок пре дохранителей. Для ускорения этого дела электрик СРТ-р-708 тов. Володин изгото вил и внедрил контрольный щиток. Щи ток изготовлен из текстолита (размер 100x150x10 мм) . На нем смонтированы электропатрон с лампочкой (миньон) на напряжение 24 вольт и губки для в ста вок электропредохранителей . Питание 24 вольт подведено от зарядного щита. Контрольный щиток закреплен с правой стороны . главного распределительного щита, возле зарядного щита на кронштей не. Губки, в которых крепится вставка п редохра н ителя , и з гога в л ива ются та к, чтобы можно было бы испытывать встав ки разных размеров. ЗАЩИТА ЭЛЕКТРОМОТОРОВ ПА ПАЛУБЕ На судах флота на главной палубе ус т а новлены промысловые механизмы с элек троприводом. Морская вода подчас попа дает через сальниковое уплотнение по ва лу мотора со стороны привода. Рационализатор старший механик СРТ-4223 тов. Руби некий предложил уста новить щиток из 5-миллиметровой листо вой стали па внутренней стороне крышки электромотора со стороны сальникового уплотнения . С помощью такого щитка образуется емкость для накопления мор ской воды и стекающей смазки. В нижней части крышки устанавливается спускная пробка. На СРТ-4223 такое устройство сделано у мотора дрифтерного шпиля . Щиток изготавливается по шаблону и з а крепляется электросваркой. Все неплот ности покрываются суриком. После штор ма механик проверяет наличие воды и спускает ее и з мотора через спускную пробку. ИЗМЕРЕНИЕ ЗАЗОРА В МОТЫЛЕВОМ ПОДШИПНИКЕ Чтобы замерить радиальный зазор * мотылевом подшипнике двигателя внут реннего сгорания , два человека должны затратить не менее часа. Старпгий меха ник СРТ-4275 тов. Борисов предложил не сложное приспособление для замера з а зора в мотылевом подшипнике двигателя ПВД-36. Теперь одни человек на эту опе рацию затрачивает всего 10—15 минут. Замер производится с помощью индика тора. Поршень данного цилиндра двига теля ставится в верхнюю мертвую точку, на штоке шатуна закрепляется кронш тейн нд расстоянии 90 мм от щеки , ус т а навливается и закрепляется индикатор часового типа с удлинителем. Ломиком (30x1500 мм) поднимают шатун с .норш- нем вверх, выбирая радиальный зазор, ве личину которого показывает индикатор. Это приспособление может изготовить любая машинная команда. Оно отлично зарекомендовало себя в работе. ВЫСТРЕЛ ДЛЯ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ НАМОТКИ ИОВОДЦОВ На дрифтерном промысле при работе на поводцах. в 100—120 метро® выборка сетей усложняется из-за возможной на метки иоводцов на винт. ч В последние годы на многих кораблях сельдяного флота применяются устройст ва, называемые выстрелами . Их устанав ливают в кормовой части судна по право му борту. Выстрел делается из стальной трубы диаметром в 70 мм, толщиной стен ки 7 мм, длиной 2,5 метра. Для н а т яже ния троса (сизаль или капроновый фал) кренится груз 60 кг. В конструкторском бюро управления «Мурмаисельдь» разработаны новые чер т ежи (№ 24024-А, 24032-А) выстрелов для судов с открытой и закрытой кормой. По материалам БТИ главка «Севрыба». .Г Ч N i \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz