Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.
Н ЕСКОЛЬКО ЛЕТ на страницах газет, по радио я телевидению велась активная про паганда значения, целей и задач научной организации труда Сейчас научная организация труда в траловом флоте приняла уже широкий размах и проводится по планам лаборатории НОТ *i судовых творческих бригад. Сотрудниками лаборатории НОТ совместно с судовым>) творческими бригадами разрабо тай типовой план для БМРТ польской построй ки Он преследует ц*ль помочь творческим брига дам у т и х кораблей наметить основные направле ния в работе и правильно сориентировать их дея тельность. Тачие же планы мы предполагаем ра з работать к концу третьего квартала для моряков иромыслоао производственных рефрижераторов и траулеров бортового траления. Н а у ч н а я организация т р у да в траловом флоте Разработку плана НОТ на добыче и обработке рыбы на БМРТ немецкой постройки лаборатория проводит совместно со специалистами других отделов и служб. 29 февраля на БМРТ 259 «Но- виков-Прибой» вышли в море инженер нашей ла боратории тов. Васильев А. М. и инженер отдела техники безопасности тов. Большаков В. М., а 20 мая на БМРТ-245 «Жигулевск» — инженер лаборатории НОТ тов. Пономарев А. С. и стар ший мастер наставник по добыче рыбы тов. Бо рисов Б. П. Для выявления путей сокращения вредного воз действия на моряков высоких уровней шумов, вибрации, загазованности, высоких температур, недостаточной или избыточной влажности в июне ва одном из РТ типа «Пионер» выйдет в море группа специалистов Мурманской станции гигие- вы труда и профзаболеваний, специалистов тра лового флота. До конца года мы предполагаем такую же работу провести» на судах польской востройки типа «Муром» (работающих на жид ком топливе), на БМРТ немецкой постройки и польской типа «Космос». Творческой бригадой машиносчетной станции и сотрудниками лаборатории с целью упорядочения взаимодействия участков проводился анкетный опрос работающих. Для определения потерь вре мени операторов цеха контроля производились фотографии рабочего дня. После их анализа был составлен план НОТ, в котором намечены меро приятия но улучшению работы станции, повыше* вию производительности труда операторов, внед рению промышленной эстетики, улучшению вен тиляции, модернизации оборудования. Отделы и службы управления флота совместно с вычислительным центром ЦПКТБ провели ис следования по упрощению и механизации обра ботки оперативной экономической информации € помощью электронно-вычислительной машины «Минск-22». Сейчас составляется проект обработ ки промысловых сводок с помощью ЭВМ. Это даст нам возможность быстро получать данные о режиме работы флота, добыче рыбы, реализации рыбопродукции, расходе материалов, производить взаимные расчеты, делать начисления заработной -платы морякам. Успешная работа экипажей промысловых судов во многом зависит от постоянства кадров на ко рабле. На флоте же еще велика текучесть кад ров, особенно внутренняя — с одного судна па другое. Лабораторией НОТ разработана специаль ная анкета — опросный лист «Почему увольняешь ся из флота?». Ее будут заполнять моряки, ухо дящие из флота «по собственному желанию» или во окончании срока действия трудового догово ра. Анализ ответов позволит выяснить истинные причины увольнения моряков из флота и наме тить меры к сокращению текучести. Сейчас лаборатория НОТ совместно с отделами в службами пересматривает положения о струк турных подразделениях управления и должност ные обязанности работников. Это будет способ ствовать повышению четкости работы аппарата управл ?ния, упорядочению взаимоотношений между отделами и службами. Н А ФЛОТЕ совершенствуются и унифици руются действующие формы отчетной и опе ративной документации. Одновременно со кращается их количество. Они уже пересмотрены ио бухгалтерии, отделу снабжения, жилищно-бы товой комиссии, механико-судовой службе и службе .эксплуатации и частично по отделу кад ров. Зная, что сокращение сроков подготовки • и оформления деловых бумаг позволяет ускорить решение ряда оперативных вопросов лаборато рией НОТ и административно-хозяйственным от делом, после проведенного учета объема работ, выполняемых машинистками, пересмотрен поря док организации работы машинописного бюро, Сейчас аналогичные наблюдения проводятся за работой машинисток в отделах управления. Пос ле обобщения наблюдений удастся выяснить сте пень загруженности машинисток в отделах и обеспечить равномерное распределение работы между ними. Творческой бригадой отдела снабжения прове дены хрономегражные наблюдения за затратами времени грузчиками и товароведами при обслу живании в порту двух БМРГ. Кроме того, дела лись фотографии рабочего времени грузовых автомашин и автопогрузчиков. Однако эти рабо ты еще незначительны. Руководству отдела снаб жения. членам бригады НОТ необходимо в бли жайшее время их продолжить. Б ОЛЬШУЮ РАБОТУ по научной организа ции труда проводят творческие бригады на судах флота. Сейчас их насчитывается 65. Год назад было 30. Творческие бригады оказывают большое влияние на улучшение производственной деятельности эки- : пажей. Не раз отмечался на страницах нашей пе чати опыт работы творческой бригады НОТ про* м ы с л о в э производственного рефрижератора «Псре- мышль». Внедрение ее планов обесценило' повыше ние производительности груда матросов-рыбообра- ботчико* на 2 процента (за счет применения си стемы лотков и изменения схемы подачи разделан ной и нерасделанной рыбы и прилова на муку). Изменение процесса сушки рыбной муки позволило ускорить е го и повысить производительность труда на этой операции на 10 процентов. Экипаж «Пере- мышля» в прошлом году разработал и внедрил в производство два плана ПОТ. Один из них был отмечен второй премией па областном конкурсе. Творческая бригада НОТ на промыслово-произ водственном рефрижераюре «Рембрандт» произве-' ла расчеты различных вариантов построения рейса. Они помогли определить экономическую стратегию рейса в различные периоды промысла. Кроме того, были усовершенствованы разделочные столы, что позволило увеличит^» число рабочих мест и поднять производительность труда на 8-—10 процентов. А уплотнение рабочего дня и привлечение несколь ких матросов к разделке рыбы позволило увели чить выработку готовой продукции на 600 кило граммов в сутки. Творческая бригада ПРТ «Павлово» разработа ла и проверила на практике три варианта орга низации труда на рыбной фабрике. Каждый из- них был эффективен в зависимости от размеров вылавливаемой рыбы. Кроме того, для оптималь ного использования грузоподъемности судна был, произведен расчет наиболее рациональной за грузки тромов и вспомогательных помещений. По предложению творческой бригады в те периоды, когда жир не вырабатывался, жировые танки на пали использовать для загрузки рыбной муки. Это позволило только за один рейс доставить в порт сверх задания 27 тони муки. Максимальное использование производственной мощности морозильной установки, чередование полной и неполной оттайГки морозильных камер позволило увеличить эксплуатационное время к а мер за рейс на 23 часа. За это время было выра ботано дополнительно 80 тонн мороженой рыбо продукции Условный экономический эффект от внедрения всех мероприятий НОТ по судну со ставляет 122 тысячи рублей. Немалый интерес представляет и работа творче ской бригады на БМРТ-422 «И. Кононов». Здесь благодаря хронометражу, перестановке матросов с одной вахты на другую удалось обеспечить рав номерную работу вахт на палубе и смен на рыбо- фабрике. А перестановка весов в расфасовочном отделении исключила тесноту па рабочих местах, и позволила повысить производительность труда расфаеозщиков на 20 процентов. В 1967 году на флоте было разработано де вять планов НОТ, из них 6 — на кораблях З з прошедшие четыре месяца текущего года их количество уже достигло 7, в том числе 5 судовых. Если условный экономический эффект от внед рения мероприятий НОТ в прошлом роду превы сил 231 тысячу рублей, при затратах на внедре ние 4® тысяч рублей, то внедрение мероприятий НОТ, разработанных за четыре месяца этого го- • да, даст экономию около 130 тысяч рублей при затратах в 80 тысяч рублей. Из э ш цифр видно, что внедрение научной организации труда сулит предприятию большие экономические выгоды, и дальнейшая работа в этом направлении должна вестись еще более активно. В. МАКШЕЕВ, начальник лаборатории НОТ управления тралового флота. l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lt l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i it i f^ (Песня над океаном! = Ц А ПРОИЗВОДСТВЕННОМ — П РеФРИЖ€РаТ0Ре «Поляр- Е ная звезда» готовился Е новогодний концерт. Репети- Е ции шли и днем, и ночью. Са- = модеятельные артисты ирихо- Е дили в кинозал прямо с вах- Е ты, снимали робу, подключа* Е лись к хору или шлифовали Е в красном уголке танцы. Да- Е же жестокие штормы, коуо- Е рые зимой особенно часты в Е Норвежском море и которые Е безжалостно трепали ко- Е рабль, не могли сломить эпту- = эиазма моряков. Е Больше всех доставалось Е инженеру-синоптику Влади- Е миру Золотовскому. Он репе- Е тировал с эст- Е радным орке- Е стром, работал Е с певцами, по- Е могал танцо- Е рам. Одним Е словом, каждо- = му артисту бы- его несколько Е проиграл= которая = выразила = ла нужна помощь. Однажды репетицию экономист дождался. на пришел инженер- Юрий Волков. Он когда Золотовекий с закончит работу с оркестром Z: и солистами, а потом подошел ± к нему: ~ — Я слышал, ты пробуешь Е свои силы в КОМПОЗИЦИИ... ч Е — Да, бывает иногда такая — слабость, — пошутил Золотов- S ский. Е — Я недавно написал сяо- Е ва. Песню бы сделать... Не Е взглянешь?.. Е — Отчего же... Е Золотовский пробежал гяа- Е зами по строчкам: Е Дремлют чайки на сонной Е волне, Е Льется нежная песня Е заката* ::: И Гитара на звучной струпе = Подпевает безусым ребятам. — Слова Атлантика, — снова Атлантика* и Кажется, проще слетать = на Луну... z Только романтика, только | z романтика Е Режет форштевнем крутую и волну. — — Кажется, ничего. Попро- Е бую сегодня, может, что ни- г: будь получится.. — Назавтра он проиграл Е 'Юрию первый вариант песни. = Припев получился сразу. Ши- Е рокий, раздольный, он удов- Е летворил и автора стихов, в Е самого композитора. А вот с Е основой песни пришлось ново- Е зиться. Кое-где Золотовского Е не удовлетворял текст. Тогда Е Юрий брался за перо. Иногда Е Золотовский браковал и этот Е вариант; они садились за стол Е вдвоем, думали, искали нуж- Е ные слова, .наиболее запомв- Е дающийся образ. Е Долго не получался второй Е куплет, в котором нужно бы- Е ло провести мысль о том, что Е Атлантика для моряка — дом Е родной. Е Глухо плещет чужая вода, Е и толкается бешеный ветер. Е Но Полярная снова звезда, Е словно друга старинного, Е встретит. Е Остановились на этом вари- = анте. Вместе со словами все бо лее вырисовывался и окончатеяь ный рисунок мелодии. Одна ко он не совсем удовлетворял Золотовского. Наконец, через дней Владимир Волкову мелодию, наиболее полно мысль песни. — 11 у, а как мы назовем песню? — спросил Золотов ский. — Ведь у нас еще нет назвэ ния. — Название? — задумался Юрий. — «Атлантика — ро мантика» подойдет? — Пожалуй, да. На том в порешили. ...К о з ц е р т превзошел все ожидания. Са- модеятельн ы х артистов при нимали горячо, ладоней не ж а лели. Гвоздем программы бы- _____________ ла, разумеется, новая песня. Ее тепло и проникновенно спел старший механик Валерий Рыженко. Над Атлаптикой бродит тумап. .словно все отодвинулось в мире — загрустил молодой капитан,' заштормило хаосом в эфире. Через несколько дней Вла димир Золотовский ушел в порт. На переходе он полу чил радиограмму от ;Юрш* Волкова: «Володя, предлагаю в иесне маленькое изменение: вместо слов «до встречи,. Ат лантика» слова «слышишь. Атлантика». Согласие ради руй». Золотовский тут же отнра- вил ответ: «Предложением согласен». Теперь концовка выглядела так: Пусть качает на в чае рассвета, в злобной волне минуты заката, но гитара на звучной струне подпевает уставшим ребята*. Слышишь, Атлантика* слышишь, Атлантика, кажется, проще слетать на Луну— Только романтика, только романтика режет форштевнем крутую волну. Вскоре друзья встретились на берегу- в Мурманске. — Знаешь. Володя, у меня есть новая песня, — сказал Юрий. — Какая? , ... 5 — На этот раз лирическая. Я ее так и назвал: «Морская лирическая». Вот послушай. И Юрий стал читать прямо на улице, .не обращая внима ния на прохожих. Чутко дремлет туман над уснувшим заливом. Недоспавшую ночь осторожные будят гудки. Пеленг дам, океан* молодым и счастливым,* ?' мы поспорить не прочь, хоть стоянки совсем :* коротки. (Орсончание на 4-й стр.). T illltllllltlltlH lllllllilllllllllltlllllillllltllllllllN lltllillilllllllillltlH lllillfflltlHtlvi .... * Ш m • Щ * .'С*: г- V. ■;*!} Старший механик ПРГ «Ван-Дейк» Владимир Иванович Иликов известен не только как уме лый специалист. С уважением отзываются о нем моряки как об отличном новаторе. В. И. Илико- ву присвоено звание заслуженного рационали затора РСФСР. НА СНИМКЕ: В. И. Иликов. Фото Б. Беркутова!.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz