Рыбный Мурман. 1968 г. Июнь.

Н ЕСКОЛЬКО ЛЕТ на страницах газет, по радио я телевидению велась активная про­ паганда значения, целей и задач научной организации труда Сейчас научная организация труда в траловом флоте приняла уже широкий размах и проводится по планам лаборатории НОТ *i судовых творческих бригад. Сотрудниками лаборатории НОТ совместно с судовым>) творческими бригадами разрабо­ тай типовой план для БМРТ польской построй­ ки Он преследует ц*ль помочь творческим брига­ дам у т и х кораблей наметить основные направле­ ния в работе и правильно сориентировать их дея­ тельность. Тачие же планы мы предполагаем ра з ­ работать к концу третьего квартала для моряков иромыслоао производственных рефрижераторов и траулеров бортового траления. Н а у ч н а я организация т р у да в траловом флоте Разработку плана НОТ на добыче и обработке рыбы на БМРТ немецкой постройки лаборатория проводит совместно со специалистами других отделов и служб. 29 февраля на БМРТ 259 «Но- виков-Прибой» вышли в море инженер нашей ла­ боратории тов. Васильев А. М. и инженер отдела техники безопасности тов. Большаков В. М., а 20 мая на БМРТ-245 «Жигулевск» — инженер лаборатории НОТ тов. Пономарев А. С. и стар­ ший мастер наставник по добыче рыбы тов. Бо­ рисов Б. П. Для выявления путей сокращения вредного воз­ действия на моряков высоких уровней шумов, вибрации, загазованности, высоких температур, недостаточной или избыточной влажности в июне ва одном из РТ типа «Пионер» выйдет в море группа специалистов Мурманской станции гигие- вы труда и профзаболеваний, специалистов тра­ лового флота. До конца года мы предполагаем такую же работу провести» на судах польской востройки типа «Муром» (работающих на жид­ ком топливе), на БМРТ немецкой постройки и польской типа «Космос». Творческой бригадой машиносчетной станции и сотрудниками лаборатории с целью упорядочения взаимодействия участков проводился анкетный опрос работающих. Для определения потерь вре­ мени операторов цеха контроля производились фотографии рабочего дня. После их анализа был составлен план НОТ, в котором намечены меро­ приятия но улучшению работы станции, повыше* вию производительности труда операторов, внед­ рению промышленной эстетики, улучшению вен­ тиляции, модернизации оборудования. Отделы и службы управления флота совместно с вычислительным центром ЦПКТБ провели ис­ следования по упрощению и механизации обра­ ботки оперативной экономической информации € помощью электронно-вычислительной машины «Минск-22». Сейчас составляется проект обработ­ ки промысловых сводок с помощью ЭВМ. Это даст нам возможность быстро получать данные о режиме работы флота, добыче рыбы, реализации рыбопродукции, расходе материалов, производить взаимные расчеты, делать начисления заработной -платы морякам. Успешная работа экипажей промысловых судов во многом зависит от постоянства кадров на ко­ рабле. На флоте же еще велика текучесть кад­ ров, особенно внутренняя — с одного судна па другое. Лабораторией НОТ разработана специаль­ ная анкета — опросный лист «Почему увольняешь­ ся из флота?». Ее будут заполнять моряки, ухо­ дящие из флота «по собственному желанию» или во окончании срока действия трудового догово­ ра. Анализ ответов позволит выяснить истинные причины увольнения моряков из флота и наме­ тить меры к сокращению текучести. Сейчас лаборатория НОТ совместно с отделами в службами пересматривает положения о струк­ турных подразделениях управления и должност­ ные обязанности работников. Это будет способ­ ствовать повышению четкости работы аппарата управл ?ния, упорядочению взаимоотношений между отделами и службами. Н А ФЛОТЕ совершенствуются и унифици­ руются действующие формы отчетной и опе­ ративной документации. Одновременно со­ кращается их количество. Они уже пересмотрены ио бухгалтерии, отделу снабжения, жилищно-бы­ товой комиссии, механико-судовой службе и службе .эксплуатации и частично по отделу кад­ ров. Зная, что сокращение сроков подготовки • и оформления деловых бумаг позволяет ускорить решение ряда оперативных вопросов лаборато­ рией НОТ и административно-хозяйственным от­ делом, после проведенного учета объема работ, выполняемых машинистками, пересмотрен поря­ док организации работы машинописного бюро, Сейчас аналогичные наблюдения проводятся за работой машинисток в отделах управления. Пос­ ле обобщения наблюдений удастся выяснить сте­ пень загруженности машинисток в отделах и обеспечить равномерное распределение работы между ними. Творческой бригадой отдела снабжения прове­ дены хрономегражные наблюдения за затратами времени грузчиками и товароведами при обслу­ живании в порту двух БМРГ. Кроме того, дела­ лись фотографии рабочего времени грузовых автомашин и автопогрузчиков. Однако эти рабо­ ты еще незначительны. Руководству отдела снаб­ жения. членам бригады НОТ необходимо в бли­ жайшее время их продолжить. Б ОЛЬШУЮ РАБОТУ по научной организа­ ции труда проводят творческие бригады на судах флота. Сейчас их насчитывается 65. Год назад было 30. Творческие бригады оказывают большое влияние на улучшение производственной деятельности эки- : пажей. Не раз отмечался на страницах нашей пе­ чати опыт работы творческой бригады НОТ про* м ы с л о в э производственного рефрижератора «Псре- мышль». Внедрение ее планов обесценило' повыше­ ние производительности груда матросов-рыбообра- ботчико* на 2 процента (за счет применения си­ стемы лотков и изменения схемы подачи разделан­ ной и нерасделанной рыбы и прилова на муку). Изменение процесса сушки рыбной муки позволило ускорить е го и повысить производительность труда на этой операции на 10 процентов. Экипаж «Пере- мышля» в прошлом году разработал и внедрил в производство два плана ПОТ. Один из них был отмечен второй премией па областном конкурсе. Творческая бригада НОТ на промыслово-произ­ водственном рефрижераюре «Рембрандт» произве-' ла расчеты различных вариантов построения рейса. Они помогли определить экономическую стратегию рейса в различные периоды промысла. Кроме того, были усовершенствованы разделочные столы, что позволило увеличит^» число рабочих мест и поднять производительность труда на 8-—10 процентов. А уплотнение рабочего дня и привлечение несколь­ ких матросов к разделке рыбы позволило увели­ чить выработку готовой продукции на 600 кило­ граммов в сутки. Творческая бригада ПРТ «Павлово» разработа­ ла и проверила на практике три варианта орга­ низации труда на рыбной фабрике. Каждый из- них был эффективен в зависимости от размеров вылавливаемой рыбы. Кроме того, для оптималь­ ного использования грузоподъемности судна был, произведен расчет наиболее рациональной за­ грузки тромов и вспомогательных помещений. По предложению творческой бригады в те периоды, когда жир не вырабатывался, жировые танки на­ пали использовать для загрузки рыбной муки. Это позволило только за один рейс доставить в порт сверх задания 27 тони муки. Максимальное использование производственной мощности морозильной установки, чередование полной и неполной оттайГки морозильных камер позволило увеличить эксплуатационное время к а ­ мер за рейс на 23 часа. За это время было выра­ ботано дополнительно 80 тонн мороженой рыбо­ продукции Условный экономический эффект от внедрения всех мероприятий НОТ по судну со­ ставляет 122 тысячи рублей. Немалый интерес представляет и работа творче­ ской бригады на БМРТ-422 «И. Кононов». Здесь благодаря хронометражу, перестановке матросов с одной вахты на другую удалось обеспечить рав­ номерную работу вахт на палубе и смен на рыбо- фабрике. А перестановка весов в расфасовочном отделении исключила тесноту па рабочих местах, и позволила повысить производительность труда расфаеозщиков на 20 процентов. В 1967 году на флоте было разработано де­ вять планов НОТ, из них 6 — на кораблях З з прошедшие четыре месяца текущего года их количество уже достигло 7, в том числе 5 судовых. Если условный экономический эффект от внед­ рения мероприятий НОТ в прошлом роду превы­ сил 231 тысячу рублей, при затратах на внедре­ ние 4® тысяч рублей, то внедрение мероприятий НОТ, разработанных за четыре месяца этого го- • да, даст экономию около 130 тысяч рублей при затратах в 80 тысяч рублей. Из э ш цифр видно, что внедрение научной организации труда сулит предприятию большие экономические выгоды, и дальнейшая работа в этом направлении должна вестись еще более активно. В. МАКШЕЕВ, начальник лаборатории НОТ управления тралового флота. l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lt l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i it i f^ (Песня над океаном! = Ц А ПРОИЗВОДСТВЕННОМ — П РеФРИЖ€РаТ0Ре «Поляр- Е ная звезда» готовился Е новогодний концерт. Репети- Е ции шли и днем, и ночью. Са- = модеятельные артисты ирихо- Е дили в кинозал прямо с вах- Е ты, снимали робу, подключа* Е лись к хору или шлифовали Е в красном уголке танцы. Да- Е же жестокие штормы, коуо- Е рые зимой особенно часты в Е Норвежском море и которые Е безжалостно трепали ко- Е рабль, не могли сломить эпту- = эиазма моряков. Е Больше всех доставалось Е инженеру-синоптику Влади- Е миру Золотовскому. Он репе- Е тировал с эст- Е радным орке- Е стром, работал Е с певцами, по- Е могал танцо- Е рам. Одним Е словом, каждо- = му артисту бы- его несколько Е проиграл= которая = выразила = ла нужна помощь. Однажды репетицию экономист дождался. на пришел инженер- Юрий Волков. Он когда Золотовекий с закончит работу с оркестром Z: и солистами, а потом подошел ± к нему: ~ — Я слышал, ты пробуешь Е свои силы в КОМПОЗИЦИИ... ч Е — Да, бывает иногда такая — слабость, — пошутил Золотов- S ский. Е — Я недавно написал сяо- Е ва. Песню бы сделать... Не Е взглянешь?.. Е — Отчего же... Е Золотовский пробежал гяа- Е зами по строчкам: Е Дремлют чайки на сонной Е волне, Е Льется нежная песня Е заката* ::: И Гитара на звучной струпе = Подпевает безусым ребятам. — Слова Атлантика, — снова Атлантика* и Кажется, проще слетать = на Луну... z Только романтика, только | z романтика Е Режет форштевнем крутую и волну. — — Кажется, ничего. Попро- Е бую сегодня, может, что ни- г: будь получится.. — Назавтра он проиграл Е 'Юрию первый вариант песни. = Припев получился сразу. Ши- Е рокий, раздольный, он удов- Е летворил и автора стихов, в Е самого композитора. А вот с Е основой песни пришлось ново- Е зиться. Кое-где Золотовского Е не удовлетворял текст. Тогда Е Юрий брался за перо. Иногда Е Золотовский браковал и этот Е вариант; они садились за стол Е вдвоем, думали, искали нуж- Е ные слова, .наиболее запомв- Е дающийся образ. Е Долго не получался второй Е куплет, в котором нужно бы- Е ло провести мысль о том, что Е Атлантика для моряка — дом Е родной. Е Глухо плещет чужая вода, Е и толкается бешеный ветер. Е Но Полярная снова звезда, Е словно друга старинного, Е встретит. Е Остановились на этом вари- = анте. Вместе со словами все бо лее вырисовывался и окончатеяь ный рисунок мелодии. Одна­ ко он не совсем удовлетворял Золотовского. Наконец, через дней Владимир Волкову мелодию, наиболее полно мысль песни. — 11 у, а как мы назовем песню? — спросил Золотов­ ский. — Ведь у нас еще нет назвэ ния. — Название? — задумался Юрий. — «Атлантика — ро­ мантика» подойдет? — Пожалуй, да. На том в порешили. ...К о з ц е р т превзошел все ожидания. Са- модеятельн ы х артистов при­ нимали горячо, ладоней не ж а ­ лели. Гвоздем программы бы- _____________ ла, разумеется, новая песня. Ее тепло и проникновенно спел старший механик Валерий Рыженко. Над Атлаптикой бродит тумап. .словно все отодвинулось в мире — загрустил молодой капитан,' заштормило хаосом в эфире. Через несколько дней Вла­ димир Золотовский ушел в порт. На переходе он полу­ чил радиограмму от ;Юрш* Волкова: «Володя, предлагаю в иесне маленькое изменение: вместо слов «до встречи,. Ат­ лантика» слова «слышишь. Атлантика». Согласие ради­ руй». Золотовский тут же отнра- вил ответ: «Предложением согласен». Теперь концовка выглядела так: Пусть качает на в чае рассвета, в злобной волне минуты заката, но гитара на звучной струне подпевает уставшим ребята*. Слышишь, Атлантика* слышишь, Атлантика, кажется, проще слетать на Луну— Только романтика, только романтика режет форштевнем крутую волну. Вскоре друзья встретились на берегу- в Мурманске. — Знаешь. Володя, у меня есть новая песня, — сказал Юрий. — Какая? , ... 5 — На этот раз лирическая. Я ее так и назвал: «Морская лирическая». Вот послушай. И Юрий стал читать прямо на улице, .не обращая внима­ ния на прохожих. Чутко дремлет туман над уснувшим заливом. Недоспавшую ночь осторожные будят гудки. Пеленг дам, океан* молодым и счастливым,* ?' мы поспорить не прочь, хоть стоянки совсем :* коротки. (Орсончание на 4-й стр.). T illltllllltlltlH lllllllilllllllllltlllllillllltllllllllN lltllillilllllllillltlH lllillfflltlHtlvi .... * Ш m • Щ * .'С*: г- V. ■;*!} Старший механик ПРГ «Ван-Дейк» Владимир Иванович Иликов известен не только как уме­ лый специалист. С уважением отзываются о нем моряки как об отличном новаторе. В. И. Илико- ву присвоено звание заслуженного рационали­ затора РСФСР. НА СНИМКЕ: В. И. Иликов. Фото Б. Беркутова!.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz