Рыбный Мурман. 1968 г. Июль.
И. «Олин за всех...» С ЕВЕРНЫЙ ФЛОТ в те чение всей Великой Оте чественной войны играл значительную роль в операци ях на крайнем нравом фланге. Особенно значителен вклад флота в отражение первого на тиска врага. В те дни СКР «Муссона вместе с другими ко раблями принимал участие в десантных операциях. Рядом с л?:ми находился с Iо рож свой корабль — бывший PT-5I ♦Лещ*. Запомнился десант 14 июля 1941 года. В нем принимало уча ггис много бывших моря- к<*в тралового флота В соста ве десанта у/харпую силу со ставляли добровольны — мо- рчки, еиисавн]иеся с боевых кораблей в морскую пехоту. Эт а сила « . ..не>дста I ь морс к им отрядам времен революции н гражданской войны». Так вы соко оцепил боевые качества морской пехоты адмирал Д. Го ловко. ...Корабли, вытянувшись в большую колонну, подходили к Западной Лице. i 1розвучал сигнал боевой тревоги: появил ся вражеский самолет-развед чик Я спускаюсь в моторное отделение. Здесь мой боевой вост. Задраиваю все люки и двери. Эго одна из необходи мых мер но обеспечению жи вучести корабля. Теперь связь с внешним миром только по переговорной трубе, соединяю щей нас с командным мости* ком. Кроме меня, в машинном отделении еще трое «смертни ков» — так н шутку называет мае экипаж. В этой соленой шутке — большая доля прав ды. При попадании бомбы или торпеды в сторожевик (а кор пус у траулера для такого средства уничтожения — все равно что бумага) шансов на спасение почти нет. Но и в таких условиях бой цы проявляли высокие мораль ные качества. В этом смысле показателен эпизод с СКР «Бриз». Под командованием Всеволода Киреева, бывшего нромыеловика, этот стороже вик таранил фашистскую под водную лодку. Люди в ма шинном отделении не знали о причинах сильного удара, по трясшего корабль. Сначала да же решили, что б сторожевик попала торпеда. Но никто не растерялся, не покинул боевого лгита. И рядом со мной, в нашем машинном отделении, были на стоящие боевые товарищи: командир отделения Дмитрий Моторный, моторист Петр Пи менов (комсорг, а потом парт групорг). котельный машинист Тимофей Амелин. ) (есколько слов о Пете Пименове, воспи таннике тралового флота. Ро дился он в м урманске. Мать его работала на железной до роге, перед войной была депу татом городского Сове? а. Старшин браг Александр был зверобоем, потом они оба учи лись в курсовом комбинате. Позже Александр служил на Балтике. Их подводная лодка погибла в первые дни войны. А Г 1 егя, отличавшийся хороши- Скоро мы почувствовали, что корабль изменил курс, а мо стик три раза повторил при каз: «Полный вперед!» Это означало, что мы должны вы жать из главного двигателя все. что он может дать. Сде лано это было вовремя: за кормой прогремели мощные взрывы. Мы едва устояли ни ногах. Стрелка тахометра пля сала далеко за красной чер том. Была одна только мысль: ♦Не подвели бы двигатели!». 11 мы делали все. чтобы этого не случилось. бардировшиков, Не успели с соседнего сторожевика похоро нить погибших моряков,^ как в небе увидели наш самолет и преследующих его двух фаши стских стервятников. Наш са молет, как видно, был повреж ден, не мог маневрировать. И боеприпасы у него кончились. Мы, конечно, могли не откры вать огня, чтобы не демаскиро вать группу. По уж так пове лось, еще в мирное время мы жили по принципу: «Один за всех, все за одно»о!». Мы от крыли огонь. Один из стервят- lM t t ! t l t l f l l i in i l i i i i l l t l l i i l ! ! i l i ! l ! t I i ИШМШНМШШШШШМНМШЖШШШШЖШШШШШШШгШПМШИШШи^ А. С. Храповтший Из истории комсомольской организации №урманекого тралового флота 1м у ж а л и в б о я х : ^ШШНМИШШНПМЖШНШНШШППШИШШПНМНШНППиПМШННШННМШПШШ'МШПМННШННШШШГг ми организаторскими способно стями, был комсомольским ра ботником, потом, как и мы, пришел ка сторожевой ко рабль. Он и у нас был при знанным вожаком. Командова ние знало: па таких людей можно положиться! J!осле отступления, которое мне показалось необходимым, расскажу о десанте. ...Звякнул телеграф, потом еще раз. Стрелка его указала на «полный вперед». Мы поня ли: надо да 1 ь максимальный ход. А потом началось — то полный вперед, то полный на зад. Глухо вибрировал корпус от взрывов, звонко били по металлу осколки. Мы пред ставляли, что происходиI там, наверху. Or взрывов выруба лись рубильники, иногда оскол ки. пробивали корпус. Но все команды с мостика мы выпол няли почти автоматически, в предельно короткое время? Шум работающих двига гелей не позволял нам разговари вать, но мы понимали друг друга с полувзгляда, по услов ленным жестам. Кечда напряжение спало, по явилась возможность побывать ка палубе. Boi что нам рас сказали там. Оказалось, скрытно подойти к берегу не удалось. Первыми обрушились на нас самолеты. Кораблям был отдан приказ: «Форсировать подход!». Наш командир первым вырвался из общей колонны. Это позволило нам избежать прицельного ог ня вражеских батарей, быстро подойти к скале. За нею сто рожевик мог маневрировать, избегая прямых попаданий снарядов. Экипаж занялся пе реправой десантников на берег. Когда эта операция была за кончена, мы ушли, избегав ма невром огня батарей. Потерь в людях у нас не было. От разрывов снарядов и бомб в воде пострадала лишь обшив ка кормы. На других кораблях были первые жертвы войны. На другой день мы н груп пе с. двумя СКР стояли, при жавшись к береговым скалам. Это был единственный способ укрыться от пикирующих бом- IIиков кончил преследование. Оставляя шлейф дыма, пошел ма запад. Второй закружил над нами. Ясно, что он вызвал пикировщиков. Надо было ме нять позицию. Срочно подняли якоря, ушли под скалы в другое место. Сде лали это вовремя: вскоре вдоль губы начали рыскать три вражеских самолета. Но уходить из этого района без приказа штаба нельзя: нас мо гут в любую минуту послать к месту высадки десантников. Мы обнаружены. Начинается многочасовая погоня. Огня мы не открываем. Единственное наше оружие — маневр. Чтобы его легче осуществлять, выхо дим н залив. На наше счастье, с моря идет туман. Под его покровом возвращаемся в гу бу. Становимся на якоря на рейде I lop: -Владимира. Радио связь со штабом еще не уста новлена. Комиссар с одним из офицеров съезжает на берег для установления связи по те лефону. Вскоре они возвраща ются. Готовность К? 3. Сквозь туман чуть брезжит солнечный свет. Иногда туман идет хлопьями. Вполне вероят но, что мачты кораблей прони зывают его, видны сверху. Не мейкие летчики, продолжавшие охоту зз сторожевиками, воз можно, таким способом и об наружили нас. Олин из пики ровщиков бросил бомбу. Хотя была готовность № 3. у носового орудия неотлучно находился комендор Носов Комсо молеiг, уже про шедший первые испытания войны: он был направлен к нам г одного и:ч погибших кораблей. Носов скорее почувствовал, чем уни- дел, что вря же ский са м.олет пикирует на наш корабль. Он в доли секунды зарядил ору дие и выпрелил в направле нии, в котором виднелось тем ное пятю пикировщика Как нам потом сказали люди, на ходившиеся на берегу выше уровня тумана, они видели трассирующий снаряд, который прошел вблизи самолета. Вра жеский летчик отвернул и сбросил бомбу в другое место. После нашего выстрела по следовал сигнал боевой трево ги. Я быстро спускаюсь а ма шинное отделение, слышу мощ ные взрывы. Двигатель у нас уже на ходу, работает браш пиль. В машинное отделение спускают красиофлотна. Без посторонней помощи он не мо жет двигаться, с обмундирова ния течет вода. Потом еше одного. Приводят их в чувст во. Оказывается, ведутся ата са тельные работы — соседний сторожевик затонул. Гибель нгших товарищей потрясла нас. Но и вызвала чувство 1 не нависти к Hpai у, посягнувше му на нашу землю, из нашу жизнь. Всякий раз, когда после вой ны я бывал в Порт-Владимире, . я смотрел на то место, где по гиб сторожевик, бывший мир ный траулер «Лещ», погибли товарищи по рыбацкому к бое вому труду. Я думаю, что на одной из прибрежных скал с<* временем будет установлен обелиск с именем этого кораб ля и 1 погибших членов экипа жа. а суда, заходящие в эту бухту, будут по традиции чтить память героев. По приходу на базу в ’По лярное, мы узнали о гибели «Пассата». На нем погиб и наш радист, который был на правлен гуда перед рейсом. У нас остался радист -— комсо молец Медведев с только' что погибшего в )Порт-Владимире сторожевика... ( Продолжение. Нач. в 74, 75). Стрельбицний заверил делега тов съезда, что рыбаки Мурмана ж любую минуту, по первому зо ву. „партии готовы превратить свои суда в боевые корабли н шесте, с Военно-Морским Фло том разгромить врагов, которые питаются посягнуть на наши границы. Свою клятву рыбаки Заполя рья сдержали. Когда на нашу страну напал враг, все моряки тралового флота, в том числе и зrutпаж «Кирова», с честью вы полнили свой долг перед Роди ной. Они сменяли рыбацкий вым пел на военно-морской флаг, траловое снаряжение — на бое вое вооружение и встали на за щиту Отечества. За годы войны РТ «{чиров», иороимсвоваиный в ТЩ-38, про- шел славный боевой путь. Ки ровцы, как и все рыбаки север ного промыслового флота, учи лись преодолевать трудности военного времени. Высокую оценку дал боевым способностям тружеников рыбо ловных судов адмирал Л. 1\ Го ловко, командовавший в то нре- г.я Северным флотом. ♦ Находясь на промысле по не скольку недель, команды трау леров привыкли к длительному пребыванию в море, к штормам, которые так часты на Севере. Как моряки, они были подготовлены отлично. Вот почему они легко перешли от мирною к военному труду в море и в короткое время научились владеть оружием, раз бираться в тактике противника и быстро находить правильное |кз- личше». Ла долю траулера «Киров» вы пала многогранная боевая дея тельность. «В составе Сонорного флота ак тивно участвовал в Великой Оте- чостидошой ынше ирегодв лсмецко- фашистских захватчиков. В боях за нашу Советскую Родину эки паж корабля двести суток провел в дозоре, 100 суток — в траль ных оиерациях; уничтожил 20 мин, неоднократно отражал ата ки вражеской авиации, участво вал в 1Г> конвойных операциях», — так скупо, но выразительно была отмечена :па деятельность на мемориальной доске, висев шей в какгг компании корабля. ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ В ВОЕННЫМ ГОДЫ Когда фашистская Германия на пала на нашу Родину, рыболов ный флот был разбросан на гро мадных просторах Карснцева мо ря. Несколько десятков траулеров промышляли м пятистах—шести стах милях от своих баз. Надо было быстро и без потерь стянуть в порты л и мирные, беззащит ные против врага корабли, часть которых уже была загружена рыбой. Двадцать второго июня в 16 часов 30 минут радиостанция тралового флота передала капита лам всех траулеров приказ пре кратить промысел и следовать в порт. Приказ был выполнен. Хотя фашисты заранее подтя нули ц соседнюю нам Норвегию мкого суxmiутных войск, авиа- н.ию, подводный и надводный флот, они не сумели перехватить наш 45 корабли Рыбаки хорошо выдержали первый экзамен * условиях военной обстановки. Промысловую работу временно 1 v| хекратили. Зн а чительную чж гь траулеров вместе «; лйчньф* {со ставом передали военному коман дованию. Недавние капитаны, матросы, тралмейстеры, засольщики сталш- военными морякам.и. Многие, вё' дожидаясь мобилизации, добро вольно вступили в ряды Красней Армии и Военно-Морского Фло* та. Те, кто по возрасту или со* стоянию здоровья не мог быть мобилизован, круглые сутки ра ботали на тральщиках, чтобы как . можно быстрее перевооружить суда и ввести их в строй воев- • н14х кораблей. I В сложн вшенея вое ягной об- *• станов ко рыба стала еще нуж- нее. О м ь оставшихся трал ищи* ков были срочно отремонтировав вы, вооружены и предназначе ны для промысла. Команды для них наб{>ал»и из тех, кто остался в тылу. Эти люди показали еоби такими же героями на промыс ле, как их сыновья, 4>ратья, отцы и мужья — в рядах армии и флота. ; j (П род олж ени е следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz