Рыбный Мурман. 1968 г. Июль.

И. «Олин за всех...» С ЕВЕРНЫЙ ФЛОТ в те­ чение всей Великой Оте­ чественной войны играл значительную роль в операци­ ях на крайнем нравом фланге. Особенно значителен вклад флота в отражение первого на­ тиска врага. В те дни СКР «Муссона вместе с другими ко­ раблями принимал участие в десантных операциях. Рядом с л?:ми находился с Iо рож свой корабль — бывший PT-5I ♦Лещ*. Запомнился десант 14 июля 1941 года. В нем принимало уча ггис много бывших моря- к<*в тралового флота В соста­ ве десанта у/харпую силу со­ ставляли добровольны — мо- рчки, еиисавн]иеся с боевых кораблей в морскую пехоту. Эт а сила « . ..не>дста I ь морс к им отрядам времен революции н гражданской войны». Так вы­ соко оцепил боевые качества морской пехоты адмирал Д. Го­ ловко. ...Корабли, вытянувшись в большую колонну, подходили к Западной Лице. i 1розвучал сигнал боевой тревоги: появил­ ся вражеский самолет-развед­ чик Я спускаюсь в моторное отделение. Здесь мой боевой вост. Задраиваю все люки и двери. Эго одна из необходи­ мых мер но обеспечению жи­ вучести корабля. Теперь связь с внешним миром только по переговорной трубе, соединяю­ щей нас с командным мости* ком. Кроме меня, в машинном отделении еще трое «смертни­ ков» — так н шутку называет мае экипаж. В этой соленой шутке — большая доля прав­ ды. При попадании бомбы или торпеды в сторожевик (а кор­ пус у траулера для такого средства уничтожения — все равно что бумага) шансов на спасение почти нет. Но и в таких условиях бой­ цы проявляли высокие мораль­ ные качества. В этом смысле показателен эпизод с СКР «Бриз». Под командованием Всеволода Киреева, бывшего нромыеловика, этот стороже­ вик таранил фашистскую под­ водную лодку. Люди в ма­ шинном отделении не знали о причинах сильного удара, по­ трясшего корабль. Сначала да­ же решили, что б сторожевик попала торпеда. Но никто не растерялся, не покинул боевого лгита. И рядом со мной, в нашем машинном отделении, были на­ стоящие боевые товарищи: командир отделения Дмитрий Моторный, моторист Петр Пи­ менов (комсорг, а потом парт­ групорг). котельный машинист Тимофей Амелин. ) (есколько слов о Пете Пименове, воспи­ таннике тралового флота. Ро ­ дился он в м урманске. Мать его работала на железной до­ роге, перед войной была депу­ татом городского Сове? а. Старшин браг Александр был зверобоем, потом они оба учи­ лись в курсовом комбинате. Позже Александр служил на Балтике. Их подводная лодка погибла в первые дни войны. А Г 1 егя, отличавшийся хороши- Скоро мы почувствовали, что корабль изменил курс, а мо­ стик три раза повторил при­ каз: «Полный вперед!» Это означало, что мы должны вы­ жать из главного двигателя все. что он может дать. Сде­ лано это было вовремя: за кормой прогремели мощные взрывы. Мы едва устояли ни ногах. Стрелка тахометра пля­ сала далеко за красной чер­ том. Была одна только мысль: ♦Не подвели бы двигатели!». 11 мы делали все. чтобы этого не случилось. бардировшиков, Не успели с соседнего сторожевика похоро­ нить погибших моряков,^ как в небе увидели наш самолет и преследующих его двух фаши­ стских стервятников. Наш са ­ молет, как видно, был повреж­ ден, не мог маневрировать. И боеприпасы у него кончились. Мы, конечно, могли не откры­ вать огня, чтобы не демаскиро­ вать группу. По уж так пове­ лось, еще в мирное время мы жили по принципу: «Один за всех, все за одно»о!». Мы от­ крыли огонь. Один из стервят- lM t t ! t l t l f l l i in i l i i i i l l t l l i i l ! ! i l i ! l ! t I i ИШМШНМШШШШШМНМШЖШШШШЖШШШШШШШгШПМШИШШи^ А. С. Храповтший Из истории комсомольской организации №урманекого тралового флота 1м у ж а л и в б о я х : ^ШШНМИШШНПМЖШНШНШШППШИШШПНМНШНППиПМШННШННМШПШШ'МШПМННШННШШШГг ми организаторскими способно­ стями, был комсомольским ра­ ботником, потом, как и мы, пришел ка сторожевой ко­ рабль. Он и у нас был при­ знанным вожаком. Командова­ ние знало: па таких людей можно положиться! J!осле отступления, которое мне показалось необходимым, расскажу о десанте. ...Звякнул телеграф, потом еще раз. Стрелка его указала на «полный вперед». Мы поня­ ли: надо да 1 ь максимальный ход. А потом началось — то полный вперед, то полный на­ зад. Глухо вибрировал корпус от взрывов, звонко били по металлу осколки. Мы пред­ ставляли, что происходиI там, наверху. Or взрывов выруба­ лись рубильники, иногда оскол­ ки. пробивали корпус. Но все команды с мостика мы выпол­ няли почти автоматически, в предельно короткое время? Шум работающих двига гелей не позволял нам разговари­ вать, но мы понимали друг друга с полувзгляда, по услов­ ленным жестам. Кечда напряжение спало, по­ явилась возможность побывать ка палубе. Boi что нам рас­ сказали там. Оказалось, скрытно подойти к берегу не удалось. Первыми обрушились на нас самолеты. Кораблям был отдан приказ: «Форсировать подход!». Наш командир первым вырвался из общей колонны. Это позволило нам избежать прицельного ог­ ня вражеских батарей, быстро подойти к скале. За нею сто­ рожевик мог маневрировать, избегая прямых попаданий снарядов. Экипаж занялся пе­ реправой десантников на берег. Когда эта операция была за ­ кончена, мы ушли, избегав ма­ невром огня батарей. Потерь в людях у нас не было. От разрывов снарядов и бомб в воде пострадала лишь обшив­ ка кормы. На других кораблях были первые жертвы войны. На другой день мы н груп­ пе с. двумя СКР стояли, при­ жавшись к береговым скалам. Это был единственный способ укрыться от пикирующих бом- IIиков кончил преследование. Оставляя шлейф дыма, пошел ма запад. Второй закружил над нами. Ясно, что он вызвал пикировщиков. Надо было ме­ нять позицию. Срочно подняли якоря, ушли под скалы в другое место. Сде­ лали это вовремя: вскоре вдоль губы начали рыскать три вражеских самолета. Но уходить из этого района без приказа штаба нельзя: нас мо­ гут в любую минуту послать к месту высадки десантников. Мы обнаружены. Начинается многочасовая погоня. Огня мы не открываем. Единственное наше оружие — маневр. Чтобы его легче осуществлять, выхо­ дим н залив. На наше счастье, с моря идет туман. Под его покровом возвращаемся в гу­ бу. Становимся на якоря на рейде I lop: -Владимира. Радио­ связь со штабом еще не уста­ новлена. Комиссар с одним из офицеров съезжает на берег для установления связи по те­ лефону. Вскоре они возвраща­ ются. Готовность К? 3. Сквозь туман чуть брезжит солнечный свет. Иногда туман идет хлопьями. Вполне вероят­ но, что мачты кораблей прони­ зывают его, видны сверху. Не­ мейкие летчики, продолжавшие охоту зз сторожевиками, воз­ можно, таким способом и об­ наружили нас. Олин из пики­ ровщиков бросил бомбу. Хотя была готовность № 3. у носового орудия неотлучно находился комендор Носов Комсо молеiг, уже про шедший первые испытания войны: он был направлен к нам г одного и:ч погибших кораблей. Носов скорее почувствовал, чем уни- дел, что вря же ский са м.олет пикирует на наш корабль. Он в доли секунды зарядил ору­ дие и выпрелил в направле­ нии, в котором виднелось тем­ ное пятю пикировщика Как нам потом сказали люди, на­ ходившиеся на берегу выше уровня тумана, они видели трассирующий снаряд, который прошел вблизи самолета. Вра­ жеский летчик отвернул и сбросил бомбу в другое место. После нашего выстрела по­ следовал сигнал боевой трево­ ги. Я быстро спускаюсь а ма­ шинное отделение, слышу мощ­ ные взрывы. Двигатель у нас уже на ходу, работает браш­ пиль. В машинное отделение спускают красиофлотна. Без посторонней помощи он не мо­ жет двигаться, с обмундирова­ ния течет вода. Потом еше одного. Приводят их в чувст­ во. Оказывается, ведутся ата­ са тельные работы — соседний сторожевик затонул. Гибель нгших товарищей потрясла нас. Но и вызвала чувство 1 не­ нависти к Hpai у, посягнувше­ му на нашу землю, из нашу жизнь. Всякий раз, когда после вой­ ны я бывал в Порт-Владимире, . я смотрел на то место, где по­ гиб сторожевик, бывший мир­ ный траулер «Лещ», погибли товарищи по рыбацкому к бое­ вому труду. Я думаю, что на одной из прибрежных скал с<* временем будет установлен обелиск с именем этого кораб­ ля и 1 погибших членов экипа­ жа. а суда, заходящие в эту бухту, будут по традиции чтить память героев. По приходу на базу в ’По­ лярное, мы узнали о гибели «Пассата». На нем погиб и наш радист, который был на­ правлен гуда перед рейсом. У нас остался радист -— комсо­ молец Медведев с только' что погибшего в )Порт-Владимире сторожевика... ( Продолжение. Нач. в 74, 75). Стрельбицний заверил делега­ тов съезда, что рыбаки Мурмана ж любую минуту, по первому зо­ ву. „партии готовы превратить свои суда в боевые корабли н шесте, с Военно-Морским Фло­ том разгромить врагов, которые питаются посягнуть на наши границы. Свою клятву рыбаки Заполя­ рья сдержали. Когда на нашу страну напал враг, все моряки тралового флота, в том числе и зrutпаж «Кирова», с честью вы­ полнили свой долг перед Роди­ ной. Они сменяли рыбацкий вым­ пел на военно-морской флаг, траловое снаряжение — на бое­ вое вооружение и встали на за ­ щиту Отечества. За годы войны РТ «{чиров», иороимсвоваиный в ТЩ-38, про- шел славный боевой путь. Ки­ ровцы, как и все рыбаки север­ ного промыслового флота, учи­ лись преодолевать трудности военного времени. Высокую оценку дал боевым способностям тружеников рыбо­ ловных судов адмирал Л. 1\ Го­ ловко, командовавший в то нре- г.я Северным флотом. ♦ Находясь на промысле по не­ скольку недель, команды трау­ леров привыкли к длительному пребыванию в море, к штормам, которые так часты на Севере. Как моряки, они были подготовлены отлично. Вот почему они легко перешли от мирною к военному труду в море и в короткое время научились владеть оружием, раз­ бираться в тактике противника и быстро находить правильное |кз- личше». Ла долю траулера «Киров» вы­ пала многогранная боевая дея­ тельность. «В составе Сонорного флота ак­ тивно участвовал в Великой Оте- чостидошой ынше ирегодв лсмецко- фашистских захватчиков. В боях за нашу Советскую Родину эки­ паж корабля двести суток провел в дозоре, 100 суток — в траль­ ных оиерациях; уничтожил 20 мин, неоднократно отражал ата­ ки вражеской авиации, участво­ вал в 1Г> конвойных операциях», — так скупо, но выразительно была отмечена :па деятельность на мемориальной доске, висев­ шей в какгг компании корабля. ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ В ВОЕННЫМ ГОДЫ Когда фашистская Германия на­ пала на нашу Родину, рыболов­ ный флот был разбросан на гро­ мадных просторах Карснцева мо­ ря. Несколько десятков траулеров промышляли м пятистах—шести­ стах милях от своих баз. Надо было быстро и без потерь стянуть в порты л и мирные, беззащит­ ные против врага корабли, часть которых уже была загружена рыбой. Двадцать второго июня в 16 часов 30 минут радиостанция тралового флота передала капита­ лам всех траулеров приказ пре­ кратить промысел и следовать в порт. Приказ был выполнен. Хотя фашисты заранее подтя­ нули ц соседнюю нам Норвегию мкого суxmiутных войск, авиа- н.ию, подводный и надводный флот, они не сумели перехватить наш 45 корабли Рыбаки хорошо выдержали первый экзамен * условиях военной обстановки. Промысловую работу временно 1 v| хекратили. Зн а чительную чж гь траулеров вместе «; лйчньф* {со­ ставом передали военному коман­ дованию. Недавние капитаны, матросы, тралмейстеры, засольщики сталш- военными морякам.и. Многие, вё' дожидаясь мобилизации, добро­ вольно вступили в ряды Красней Армии и Военно-Морского Фло* та. Те, кто по возрасту или со* стоянию здоровья не мог быть мобилизован, круглые сутки ра­ ботали на тральщиках, чтобы как . можно быстрее перевооружить суда и ввести их в строй воев- • н14х кораблей. I В сложн вшенея вое ягной об- *• станов ко рыба стала еще нуж- нее. О м ь оставшихся трал ищи* ков были срочно отремонтировав вы, вооружены и предназначе­ ны для промысла. Команды для них наб{>ал»и из тех, кто остался в тылу. Эти люди показали еоби такими же героями на промыс­ ле, как их сыновья, 4>ратья, отцы и мужья — в рядах армии и флота. ; j (П род олж ени е следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz