Рыбный Мурман. 1968 г. Июль.
Твори, выдумывай, пробуй! ответы критиче- жу рна- Ж УГНАЛ даст комите ту комсомола тесный контакт с очень ши рок ой аудиторией. помож «т отуществить пр инцпii ра боты комсомола: «Дойти до каждо го!* 11а страницах журнала найдут себе место материалы «Комсомольского прожекто ра*, здесь будут печататься новости флота, письма моло дых моряков, стихи начинаю щих поэтов, рассказы и очер ки о море. Публикуя советы но методике работы комсо мольских вожаков, журнал будет отвечать на вопросы читателей, помещать администрации на ские статьи... Позвольте, о каком ле идет речь?.. Вот он. этот журнал. Белая папка из обычного чертежно го ватмана, и на вей очень старательно, от руки круп ными буквами черной тушью: «Работаю на пеленг». Это — название. А над ним — изо бражение комсомольского значка и — мелкими буква ми: «Орган комитета ВЛКСМ уп ра вленил «Сов рыбхолод- флот». Еще выше, на самом верху -г лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Не пытайтесь вспомнить, вы безусловно, не видели еще этого журнала. По он суще ствует. Выше приведена вы держка из его вводной статьи. Идея о создании журнала возникла в ходе подготовки к 50-летию комсомола на за седании комитета ВЛ КСМ. Вопрос о его выпуске обсуж дался очень бурно, хотя, впрочем, все сразу признали, что эго вещь нужная. Реши ли журналу посвятить специ альное заседание. Весь мате риал, который собрался, на копился за это время, был представлен на обс уждение членам комитета, прошел строгий отбор; утвердили пе редовую статью для журнала. причем очень критически — было внесено 17 замечаний л эту статью. Специальной редколлегии у нас нет. В роли главного ре дактора автор этих строк — материал собираю; художест венное оформление — это Миша Минин, член комитета. \ 1апечатать — это мы уже даем на общественных нача лах нашим комсомольцам: просто они остаются после работы, кто умеет печатать на машинке — печатают. Сло вом, общее твенпая реда кция . Так родился этот первый но мер. Он невелик, в нем всего 18 страниц. Вот передовая, о которой уже упоминалось. Следом за передовой — ко роткие, в четверть странички каждое, но емкие и деловые высказывания делегатов на шей конференции • на самые разные темы комсомольской жизни, в том числе и доволь но резкие критические заме чания в адрес самого ко митета. Потом печатаются материалы под рубрикой «В помощь секретарям комсо мольск их орга пиза ций », идут комсомольские новости, за метка комсорга плавбазы «Марите Мельникай то» Се р- гея Виноградова «Размышле ния начинающего комсор га», страничка интересных и малоизвестных справочных данных по флоту, интервью с начальником объединенной культбазы тов. Гоникманом — о планах культбазы на ближайшее время, о том, как лучше организовать сотруд ничество базы с комсомольца ми флота... И здесь же — стихи поота-моряка Мечисла ва Реута, рубрика «Комсо мольскии прожектор», за ни- мательная страничка «С ми ру по нитке»... Нет смысла подробно рас сказывать о каждом из этих материалов. А хотелось бы — потому что журнал интере сен. Но, пожалуй, не это в нем главное. Он буквально брызжет молодым задором, неподдельным комсомольским эвтузи азмом и увлеченностью V своим делом. Спору пет, сде лан он не профессионально —- порой шероховато, порой рас тянуто, норой даже чуть на ивно, да ведь его и делали-то пе профессионалы! Как отзываются комсомоль цы о журнале? Одобрительно. Все говорят, знакомясь с ним, что это очень нужное дело, что давно назрела такая не обходимость. Тем бодее, что такая психология у людей: писать, например, в печатные газеты он, может, постесня ется, посчитает свои творения слишком мелким делом для этого. А в своем журнале он чувствует себя уверенно. Естественно, сразу возник ли и всякие технические трудности. Пачали-то с энту зиазмом, с жаром, быстро со- б|)али материал, обеудили его, напечатали первый эк земпляр, но вот размножить — уже оказалось проблемой, из-за оплаты, бумаги и т. д. Вначале мы об этом даже не думали. Печатать на машин ке 50 экземпляров — это не мыслимо, это мы по сможем сделать. Есть машина «Эра», сна одпа у нас на флоте, за- груж епа полностью, ломается часто. Впдимо, придется печа тать па ротаторе, бесцветно будет, но все-таки журнал станет выходить. Е. ПОПОВ, зам. секрета ря комитета ВЛКСМ <<Сев- р ыбхолодфлота». Республика Мали. 76-летний жи тель столицы — Бамако Мамби Сидибе преподает всемирную исто рию в высшей Административной школе, построенной при содействии Советского Союза. Он известный в Западной Африке собиратель на родных несен и сказаний. Его ис следования в области истории это го района широко известны за ру бежом. Старый Мамби — большой друг советских людей. Эти многоэтажные жилые дома выросли за последние годы в но рой части старинного Загреба. Ежегодно в Социалистической Фе деративной Республике Югосла вии сдаются в эксплуатацию де сятки тысяч новых благоустроен ных квартир. Фото ТА »Ю Г — ТАСС. НА СНИМКЕ: Мамби Сидибе читает лекцию. Фото В. Корочанцеаа, wv.v.v.v.-.»»; m m i (Продолжение. Нач. в №№ 74, 75, 76, 79, 81. 83, 85, 86, 87). Утром 23 сентября из Архан гельска вышло гидрографическое судию «Девиатор» с лоцманами на борту, но из-за урагана оно ле смогло войгн в Двинский за лив и возвратилось на якорную стоянку к Черной башне у ост рова Мудьюг. Но распоряжению командова нии ТЩ-43 и ТЩ-65 зашли на рейд Черной башни, взяли с па рохода «Девиатор» но двадцать четыре лоцмана н направились к судам каравана. Лоцманов вы саживали ири десяти—одинна дцатибалльном шторме, отражая зенитным огнем атаки враже ски х бомба рдировщиков, напа- давших группами по двадцать — тридцать машин. Немцы в этом бою потеряли один самолет. Караван в Двин ском заливе был полностью со хранен. В ночь с 31 декабря на 1 янва ря 1943 года командование фло та поручило экипажу ТЩ-43 до ставить на боевые позиции в Озерко (Мотовский залив), па 11 <Iлуос т\н>ве Среднем. бое за пасы и продовольствие. Пользуясь ноч ной темнотой и плохой видимо стью. тральщик с полными трю мами прошел под самым бере- юм Рыбачьего в глубь Мотов ского залива. Правый берег залива был за нят и укреплен гитлеровцами. С мыса Пикушев немцы постоянно обстреливали залив наугад из мелкокалиберных орудий. В течение десяти—пятнадцати минут, пока тральщик не пере скочил зону обстрела, очереди трассирующих снарядов одна за другой то ложились по носу от судна, то пролетали над кораб лем или проходили за его кор мой. Около двух часов ночи ТЩ-'|3 ошвартовался у неболь шого причала в Озерке. Так воевал этот маленький мужестве нныйкорабль. В феврале 1943 года по реше нию правительства часть траль щиков вместе с экипажами была возвращена рыбакам. В числе этих судов был и ТЩ-43. Быв ший командир сорок третьего П. 3. Веселков стал Героем Со циалистического Труда, живет и работает в Севастополе, по-преж нему плавает иа рыболовных судах, передает свой богатый опыт молодым каагитаяшм. ВРАГУ НЕ СДАЕТСЯ НАШ ГОРДЫЙ «ВАРЯГ»..* } j му рманеких рыболовпых траулера, ставшие в годы Вели кой Отечественной войны воен ными кораблями, повторили бес- смортный подвиг «Ва ряга *. ...Стояли августовские дни 1941 года. Сторожевой корабль «Ту ман» несколько суток нес до зорную службу в Кольском за- ллве. Ранним утром 10 августа в воздухе появился вражеский са молет-разведчик, а через не сколько часов к нашим берегам устремились три фашистских ми ноносца. Командир доложил об становку в штаб и решил при нять бой: уйти от быстроходных эсминцев сторожевик не мог. «Туман* бесстра шно ринулся навстречу врагу, чтобы принять неравный бой. Шестьдесят снаря дов выпустила! по почти безза щитному судну фашистские пи раты. Получив двадцать прямых попадании. «Тума л» превратился в огненный факел. Вышло из строя управление, корабль поте рял маневренность. Пробило пра вый борт, разрушило каюгу команда ра, повредило радиоруб ку, загорелся командирский мос тик. Погиб командир — комсо молец старший лейтенант. Л. А. Шестаков, смертельно ранило комз#ссара П. II. Стрельникова. Командование принлл раненый лейтенант Л. А. Рыбаков. Через пробоину стало зали вать котельное отделение. Командир котельщиков С. Г. Го дунов,. стоя но посi-с в воде, за крывал пробоину своим телом. А вода все прибывала. На верх нюю палубу контуженный Году нов выбрался вплавь с помощью военного техника Кошева. Вражеским снарядом сбило с грот-мачты знамя корабля. Раз далась команда: — Поднять флаг! Исполнит, ее бросились двое комсомольцев — раненный в обе руки и грудь матрос Семенов и радист Блинов. Иа предложение капитулировать советские моря ки ответили отказом. Смертель но раненный, по не побежден ный, «Туман» с флагом Родины на мачте ушел в глубины Ба ренцева моря. Приказом командующего Крас нознаменным Северным флотом координаты гибели «Тумана* увековечены. Теперь ежегодно 10 августа здесь звучит салют с военного корабля, а на морских волнах покачиваются венки цве тов. «Пассат» до войны тоже про мышлял рыбу. В июне 1941 года траулер стал военным стороже вым кораблем. Капитана В. Л. Окуневича назначили команди ром сторожевика. Рыбный мастер II. Г. Фи щук возглавил отделе ние минеров, засольщик С. А. Ба шарик переквалифицировался в комендора. В июле 1941 гада «Пассат» конвоировал отряд судов ЭПРОНа из двух бывших рыболовлых траулеров. И, как «Туман», встре тился с тремя вражескими мино носцами. Командир Окуневич ре шил драться с фашистами до последнего. ; Траулерам было приказано идти к берегу, укрыться в одной ж бухт, а «Лаюсат» вступил в бой, прикрывая отход, конвои* руемых судов. Вдалеке показа лись еще два фашистских; ко рабля. На «Пассате» были две пушки и два пулемета, и это — против пяти пеприлтельских ми ноносцев. «Пассат» погиб, выполню) свой долг до конца. Погиб его э к и паж с командиром Окукеетче*#. Из сорока двух человек удалось спасти только двоих. Через два года подвиг «Пасса та* повторил ТЩ-42. бывший рыболовный траулер «Онежаяин* Архангельского тралового флота. Конвоируя наши транспортные гуда, моряки обнаружили след торпеды, выпущенной по тран спорту с фашистской иеддоршк лодки. Чтобы спасти трайкворт, «Онежанин» прикрыл егЧэ'Чвои»* бортом и погиб. ♦БРИЗ» ИДЕТ НА ТАРАН Хорош о сохранился в иамят* бывшего командира сторожевого корабля «Бриз» Всеволода Алек* сеевича Киреева тот августов ский день, когда корабль вышел из Мурманска с первым боевым заданием. Нужно было доставить на одну из наших военных баз личный состав береговой бата рей! и боезапас к ней. Всю па лубу загрузили бочками и аввжа* бензином. Словом, плавучий вул кан. Мурманское побережье в то время контролировалось мигио- косцами, авиацией и подводаы- ми лодками противника. Задание было выполнено от лично. Корабль прошел незаме ченным. Помогли хорошее зва ние рельефа берега и маневрен ных качеств судна, вьаюс 1 Бивость и морская закалка личного со става. Идя вдоль берега и обхо дя, как говорится, каждый кал*е- щек, славаясь с берегом, корабль благополучно достанид в пункт назначения сеой драгоценный груз. (Продолжение еледует)*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz