Рыбный Мурман. 1968 г. Июль.

Твори, выдумывай, пробуй! ответы критиче- жу рна- Ж УГНАЛ даст комите­ ту комсомола тесный контакт с очень ши­ рок ой аудиторией. помож «т отуществить пр инцпii ра боты комсомола: «Дойти до каждо­ го!* 11а страницах журнала найдут себе место материалы «Комсомольского прожекто­ ра*, здесь будут печататься новости флота, письма моло­ дых моряков, стихи начинаю­ щих поэтов, рассказы и очер­ ки о море. Публикуя советы но методике работы комсо­ мольских вожаков, журнал будет отвечать на вопросы читателей, помещать администрации на ские статьи... Позвольте, о каком ле идет речь?.. Вот он. этот журнал. Белая папка из обычного чертежно­ го ватмана, и на вей очень старательно, от руки круп­ ными буквами черной тушью: «Работаю на пеленг». Это — название. А над ним — изо­ бражение комсомольского значка и — мелкими буква­ ми: «Орган комитета ВЛКСМ уп ра вленил «Сов рыбхолод- флот». Еще выше, на самом верху -г лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Не пытайтесь вспомнить, вы безусловно, не видели еще этого журнала. По он суще­ ствует. Выше приведена вы­ держка из его вводной статьи. Идея о создании журнала возникла в ходе подготовки к 50-летию комсомола на за­ седании комитета ВЛ КСМ. Вопрос о его выпуске обсуж ­ дался очень бурно, хотя, впрочем, все сразу признали, что эго вещь нужная. Реши­ ли журналу посвятить специ­ альное заседание. Весь мате­ риал, который собрался, на­ копился за это время, был представлен на обс уждение членам комитета, прошел строгий отбор; утвердили пе­ редовую статью для журнала. причем очень критически — было внесено 17 замечаний л эту статью. Специальной редколлегии у нас нет. В роли главного ре­ дактора автор этих строк — материал собираю; художест­ венное оформление — это Миша Минин, член комитета. \ 1апечатать — это мы уже даем на общественных нача­ лах нашим комсомольцам: просто они остаются после работы, кто умеет печатать на машинке — печатают. Сло­ вом, общее твенпая реда кция . Так родился этот первый но мер. Он невелик, в нем всего 18 страниц. Вот передовая, о которой уже упоминалось. Следом за передовой — ко­ роткие, в четверть странички каждое, но емкие и деловые высказывания делегатов на­ шей конференции • на самые разные темы комсомольской жизни, в том числе и доволь­ но резкие критические заме­ чания в адрес самого ко­ митета. Потом печатаются материалы под рубрикой «В помощь секретарям комсо­ мольск их орга пиза ций », идут комсомольские новости, за­ метка комсорга плавбазы «Марите Мельникай то» Се р- гея Виноградова «Размышле­ ния начинающего комсор­ га», страничка интересных и малоизвестных справочных данных по флоту, интервью с начальником объединенной культбазы тов. Гоникманом — о планах культбазы на ближайшее время, о том, как лучше организовать сотруд­ ничество базы с комсомольца­ ми флота... И здесь же — стихи поота-моряка Мечисла­ ва Реута, рубрика «Комсо­ мольскии прожектор», за ни- мательная страничка «С ми­ ру по нитке»... Нет смысла подробно рас сказывать о каждом из этих материалов. А хотелось бы — потому что журнал интере­ сен. Но, пожалуй, не это в нем главное. Он буквально брызжет молодым задором, неподдельным комсомольским эвтузи азмом и увлеченностью V своим делом. Спору пет, сде­ лан он не профессионально —- порой шероховато, порой рас­ тянуто, норой даже чуть на­ ивно, да ведь его и делали-то пе профессионалы! Как отзываются комсомоль­ цы о журнале? Одобрительно. Все говорят, знакомясь с ним, что это очень нужное дело, что давно назрела такая не­ обходимость. Тем бодее, что такая психология у людей: писать, например, в печатные газеты он, может, постесня­ ется, посчитает свои творения слишком мелким делом для этого. А в своем журнале он чувствует себя уверенно. Естественно, сразу возник­ ли и всякие технические трудности. Пачали-то с энту­ зиазмом, с жаром, быстро со- б|)али материал, обеудили его, напечатали первый эк­ земпляр, но вот размножить — уже оказалось проблемой, из-за оплаты, бумаги и т. д. Вначале мы об этом даже не думали. Печатать на машин­ ке 50 экземпляров — это не­ мыслимо, это мы по сможем сделать. Есть машина «Эра», сна одпа у нас на флоте, за- груж епа полностью, ломается часто. Впдимо, придется печа­ тать па ротаторе, бесцветно будет, но все-таки журнал станет выходить. Е. ПОПОВ, зам. секрета­ ря комитета ВЛКСМ <<Сев- р ыбхолодфлота». Республика Мали. 76-летний жи­ тель столицы — Бамако Мамби Сидибе преподает всемирную исто­ рию в высшей Административной школе, построенной при содействии Советского Союза. Он известный в Западной Африке собиратель на­ родных несен и сказаний. Его ис­ следования в области истории это­ го района широко известны за ру­ бежом. Старый Мамби — большой друг советских людей. Эти многоэтажные жилые дома выросли за последние годы в но­ рой части старинного Загреба. Ежегодно в Социалистической Фе­ деративной Республике Югосла­ вии сдаются в эксплуатацию де­ сятки тысяч новых благоустроен­ ных квартир. Фото ТА »Ю Г — ТАСС. НА СНИМКЕ: Мамби Сидибе читает лекцию. Фото В. Корочанцеаа, wv.v.v.v.-.»»; m m i (Продолжение. Нач. в №№ 74, 75, 76, 79, 81. 83, 85, 86, 87). Утром 23 сентября из Архан­ гельска вышло гидрографическое судию «Девиатор» с лоцманами на борту, но из-за урагана оно ле смогло войгн в Двинский за­ лив и возвратилось на якорную стоянку к Черной башне у ост­ рова Мудьюг. Но распоряжению командова­ нии ТЩ-43 и ТЩ-65 зашли на рейд Черной башни, взяли с па­ рохода «Девиатор» но двадцать четыре лоцмана н направились к судам каравана. Лоцманов вы­ саживали ири десяти—одинна­ дцатибалльном шторме, отражая зенитным огнем атаки враже­ ски х бомба рдировщиков, напа- давших группами по двадцать — тридцать машин. Немцы в этом бою потеряли один самолет. Караван в Двин­ ском заливе был полностью со ­ хранен. В ночь с 31 декабря на 1 янва­ ря 1943 года командование фло­ та поручило экипажу ТЩ-43 до­ ставить на боевые позиции в Озерко (Мотовский залив), па 11 <Iлуос т\н>ве Среднем. бое за пасы и продовольствие. Пользуясь ноч­ ной темнотой и плохой видимо­ стью. тральщик с полными трю­ мами прошел под самым бере- юм Рыбачьего в глубь Мотов­ ского залива. Правый берег залива был за ­ нят и укреплен гитлеровцами. С мыса Пикушев немцы постоянно обстреливали залив наугад из мелкокалиберных орудий. В течение десяти—пятнадцати минут, пока тральщик не пере­ скочил зону обстрела, очереди трассирующих снарядов одна за другой то ложились по носу от судна, то пролетали над кораб­ лем или проходили за его кор­ мой. Около двух часов ночи ТЩ-'|3 ошвартовался у неболь­ шого причала в Озерке. Так воевал этот маленький мужестве нныйкорабль. В феврале 1943 года по реше­ нию правительства часть траль­ щиков вместе с экипажами была возвращена рыбакам. В числе этих судов был и ТЩ-43. Быв­ ший командир сорок третьего П. 3. Веселков стал Героем Со­ циалистического Труда, живет и работает в Севастополе, по-преж­ нему плавает иа рыболовных судах, передает свой богатый опыт молодым каагитаяшм. ВРАГУ НЕ СДАЕТСЯ НАШ ГОРДЫЙ «ВАРЯГ»..* } j му рманеких рыболовпых траулера, ставшие в годы Вели­ кой Отечественной войны воен­ ными кораблями, повторили бес- смортный подвиг «Ва ряга *. ...Стояли августовские дни 1941 года. Сторожевой корабль «Ту­ ман» несколько суток нес до­ зорную службу в Кольском за- ллве. Ранним утром 10 августа в воздухе появился вражеский са­ молет-разведчик, а через не­ сколько часов к нашим берегам устремились три фашистских ми­ ноносца. Командир доложил об­ становку в штаб и решил при­ нять бой: уйти от быстроходных эсминцев сторожевик не мог. «Туман* бесстра шно ринулся навстречу врагу, чтобы принять неравный бой. Шестьдесят снаря­ дов выпустила! по почти безза­ щитному судну фашистские пи­ раты. Получив двадцать прямых попадании. «Тума л» превратился в огненный факел. Вышло из строя управление, корабль поте­ рял маневренность. Пробило пра­ вый борт, разрушило каюгу команда ра, повредило радиоруб­ ку, загорелся командирский мос­ тик. Погиб командир — комсо­ молец старший лейтенант. Л. А. Шестаков, смертельно ранило комз#ссара П. II. Стрельникова. Командование принлл раненый лейтенант Л. А. Рыбаков. Через пробоину стало зали­ вать котельное отделение. Командир котельщиков С. Г. Го­ дунов,. стоя но посi-с в воде, за ­ крывал пробоину своим телом. А вода все прибывала. На верх­ нюю палубу контуженный Году­ нов выбрался вплавь с помощью военного техника Кошева. Вражеским снарядом сбило с грот-мачты знамя корабля. Раз­ далась команда: — Поднять флаг! Исполнит, ее бросились двое комсомольцев — раненный в обе руки и грудь матрос Семенов и радист Блинов. Иа предложение капитулировать советские моря­ ки ответили отказом. Смертель­ но раненный, по не побежден­ ный, «Туман» с флагом Родины на мачте ушел в глубины Ба­ ренцева моря. Приказом командующего Крас­ нознаменным Северным флотом координаты гибели «Тумана* увековечены. Теперь ежегодно 10 августа здесь звучит салют с военного корабля, а на морских волнах покачиваются венки цве­ тов. «Пассат» до войны тоже про­ мышлял рыбу. В июне 1941 года траулер стал военным стороже­ вым кораблем. Капитана В. Л. Окуневича назначили команди­ ром сторожевика. Рыбный мастер II. Г. Фи щук возглавил отделе­ ние минеров, засольщик С. А. Ба шарик переквалифицировался в комендора. В июле 1941 гада «Пассат» конвоировал отряд судов ЭПРОНа из двух бывших рыболовлых траулеров. И, как «Туман», встре­ тился с тремя вражескими мино­ носцами. Командир Окуневич ре­ шил драться с фашистами до последнего. ; Траулерам было приказано идти к берегу, укрыться в одной ж бухт, а «Лаюсат» вступил в бой, прикрывая отход, конвои* руемых судов. Вдалеке показа­ лись еще два фашистских; ко­ рабля. На «Пассате» были две пушки и два пулемета, и это — против пяти пеприлтельских ми­ ноносцев. «Пассат» погиб, выполню) свой долг до конца. Погиб его э к и ­ паж с командиром Окукеетче*#. Из сорока двух человек удалось спасти только двоих. Через два года подвиг «Пасса­ та* повторил ТЩ-42. бывший рыболовный траулер «Онежаяин* Архангельского тралового флота. Конвоируя наши транспортные гуда, моряки обнаружили след торпеды, выпущенной по тран­ спорту с фашистской иеддоршк лодки. Чтобы спасти трайкворт, «Онежанин» прикрыл егЧэ'Чвои»* бортом и погиб. ♦БРИЗ» ИДЕТ НА ТАРАН Хорош о сохранился в иамят* бывшего командира сторожевого корабля «Бриз» Всеволода Алек* сеевича Киреева тот августов­ ский день, когда корабль вышел из Мурманска с первым боевым заданием. Нужно было доставить на одну из наших военных баз личный состав береговой бата­ рей! и боезапас к ней. Всю па­ лубу загрузили бочками и аввжа* бензином. Словом, плавучий вул­ кан. Мурманское побережье в то время контролировалось мигио- косцами, авиацией и подводаы- ми лодками противника. Задание было выполнено от­ лично. Корабль прошел незаме­ ченным. Помогли хорошее зва­ ние рельефа берега и маневрен­ ных качеств судна, вьаюс 1 Бивость и морская закалка личного со­ става. Идя вдоль берега и обхо­ дя, как говорится, каждый кал*е- щек, славаясь с берегом, корабль благополучно достанид в пункт назначения сеой драгоценный груз. (Продолжение еледует)*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz