Рыбный Мурман. 1968 г. Июль.
Уважают б родном коллективе ремонтно-механического це ха Мурманской судоверфи Расима Салиева. Ударник комму нистического труда, отличный слесарь не только хорошо рабо тает, но и учится, служит примером в цехе. Фото А. Леонтьева. 1М1И1М11!НП11111МНИМП1!!!МН!«иПП!11!Ж1!ПМ11!11113П1!Ш!1М111111ШИ1 1П11|11111111НП11111Ш11!тШ11!11!Ш11111!тт!г Четверть века морю В БЕЛУЮ июньскую пол ночь, взбудоражив дре мавших на воде чаек, траулер ♦Мета» швартовался к причалу. Истекли послед име минуты двухмеея чно го рейса, и моряки нетерпеливо, и двадцать рук, принимал.» с берега трап. Здесь и повстречался я сно ва с Николаем Григорьевичем Дементьевым. Собственно, за десять лет, когда с ним впер вые выходили в океан на тра улере «Мета», старший ме ханик почти но наметился. Та же добродушная улыбка. Та же пеносодливость, когда тре буется самолично заглянут!» в самые сок {>оионныс у : олки машинного отделения, под бодрить, а то и просто по мочь товарищам. Разве что рместо легкой изморози в по редевшем чубе выпал настоя щий снег. Но это закономер но: стармоху под шестьдесят, и тридцать пять из них отда ны рыбному Мурману. И механике судовой службе Дементьева называют однолю бом. И тут же поясняют: при дет на корабль — значит, бу дет работать на нем годами. Десять лет он па «Мете». Каждому рейсу отдана части ца сердца. Вот и в последнем плавании два месяца нее эки паж напряженную вахту в честь Дня рыбака. За один этот рейс за готовили 5.730 гужгне{юв трески в полуфаб рика ге, завершили программу года и сверх нее добыли 220. тонн рыбы. Когда от рыбы «ломплис* заборочные ящики, на по мощь мат|>осам спешили штурманы, механики. Став к разделочному сголу, стармех обеспечивал сразу четырех шкерщиков. (Слушая рассказ об атом, я видел такую кар тину. ...Все с нетерпением ждут оче родшно подъема трала . Тихо цокает эхолот, отмечая на розовой бл7мажвой ленте глубины и концентрации ры бы. Зеленые «дыни» рисует у грунта рыб>оискатель. Хороши картинки! — глядя г. его экран, потирает руки Дементьев. - Пожалуй, и моя силушка пригодится. Много дел у стармех а на судне. Да и годы дают себя знать. Иной раз так намается за день, что, кажется, добе рется до постели — заснет мертвецким сном. Вот и сей час Дементьев направился было н свою каюту, но увиде»л гору трески. притомленные лица матросов и заулыбался: — Поразмяться, что ли? — и ухватил за 'черенок лопату. «Дед» пришел! -- задор но тряхнул кудрявым чубом матрос. — ТГак пить дать, рас считает двух подавальщиков! Держитесь, братцы! Демен гьев поглубже натя нул брезентовые рукавицы, с хитриикой взглянул на моря ков: Ну-ка, посмотрю, на что вы способны! И начал подавать треску не на один, а сразу на два рыбо- : разделочных стола. Действо вал напористо, ловко, несмот ря на свою довольно солид- : иую комплекцию. — Передохни чуть! — взмо лились матросы. — Дай за вал хоть убрать. — Шевели, шевели ручка ми, - улыбался «дед». ...Это случилось на Копы товской банке. Небывалой си лы ураган обрушился « а ко рабль. Удар водяного вала был так силен, что корпус траулера вздрогнул* будто на поролся на подводную скалу. Кренометр показал пятьдесят аность градусов. Шквал воды покатился гю палубе и надстройкам. Сорва ло брусья, прикрывавшие трю мы. Выбросило в море палуб ные щиты, прожектор, трал. Выдавило стекла в штурман* свой рубке. Вода ворвалась в каюту капитана. Как ножом, i резало головку вентилятора в машинном отделении. В от сек хльгнула вода. Умодкли генераторы. Погас свет. Стали электромоторы, приводящие в действие ветрогон котла и Л}>угие Meха иизмы. Спокойно, ребята! — спу скаясь в машинное отделение, крикнул Дементьев. - И по быстрее за дело. Включив аварийный свет, л где и при свечах, стармех со своими помощниками вел спешный ремонт. И вскоре первым генератор дал ток. За три с половиной десятка лег, которые провел Дементь ев в море, не раз приходилось попадать в крепкие перепле ты. Но из любого положения моряк на х<> дил вы\ од. ...Со|к>к третий год. Д|к»бя белопенные волны, траулер «Феликс Дзержинский» — ♦тридцать четвертый», как именовали ею по законам во ейн от времени. держал ку)к* в открытое море. Внезап но раздался пронзительный г-вист: «Самолет!». Капитан мигом переложил руль на борт, перевел машинный те леграф на полный ход. Пронесшись над кораблем, фашистский стервятник обдал его градом пуль. С траулера глухо забарабанила зенитная автоматическая пушка. Ко роткая очередь прошила небо. И фашист отвернул. Густая полена пара скрыла палубу. Капитан застопорил ход. Перебита паровая .маги страль. Принимаю меры. От ремонтируем сами, — доло жил капитану стармех Нико лай Дементьев. Вместе с ме ханиками он без роздыха все го за несколько часов произ вел ремонт. Рейс продолжал ся. В те суровые дни Дементь еву и сотням его товарищей приходилось добывать рыбу там, где рыскали подводные лодки врага, где плавали не мецкие мины, где охотились г>ШППННМ!Ii11!i Ifi11111!!ПIПI!Ill I! III1111111!iН1111!! Ii !Ii111!It11111!! I!I!111i111i 111 UAIilHX ВЫСТУПЛЕНИИ «СТАРАЯ ПРОБЛЕМА» Б ответ на корреспонденцию, опубликованную под таким заго- ловком в номере газеты за 5 июля, сообшаю, что руководителю промыслом тов. Гаврилову, капитанам судов «Даурии» и «Г. Лы сенко» дано указание установить строгий контроль за соблюдением графика подхода траулеров, а также принимать весь полуфабрикат независимо сг ассортимента. В. ТРАВКИНА, начальник производственного отдела ♦Севрыбхолодфлота» воздушные хищники «Соче- ~ тая мирный труд с боекиш, к = любой момент .рыбаки ‘были = готовы прервать промысел = для отражения «раак&ской 2 атаки. ~ Ордена и медали на груди = стармех а — памятные вехи ~ ударных рейсов в военные и Е мирные дни. = ...Окончен еще один такой = рейс. Закапчивает-сайда дела и ~ машинная команда. В этом ^ коллективе немало оиш тшш = специалистов. Стармех с гор- ~ достыо отмечает самых стара- ~ тсльпых. Третий механик ~ Геннадии Просеков — заме- = ститель секрет.аря на ргиилой » организации, заочник море- =: ходки... Старшина котелытых = машинистов Николай Афа- :г насъев... Хо[к,»ш>ие ребята, с = такими только плавать да z: плавать! На сов«м*ть работали = и в машинном отделении, и ~ на палубе! з И только о -своей работе .Де- = менгьев не любит рассказы- = вать: гг —- Заслуга тут общая. Вез г: коллектива я - ноль без па гг лочки... =: Ветеран Мурманского тра- ~ лового флота коммунист Пи- ~ колай Григорьевич Дементь- ~ ов по прежнему ь рыбацком = строю. Несмотря на пенсион г: ный возраст, ударно трудится = он на nepivu*e«M крае пятилет = ки. =: В. ГЕРАСИМОВ. = ШПННПШН1ШЖМШ?гггЖ11Н1Шгт~ (Продолжен ие. Нач. в №№ 75, 75. 76, 79, 81. 83). ТРАУЛЕРЫ МЕНЯЮТ ПРОФЕССИЮ В дни воины многие рыбопро мысловые траулеры стали мин ными заградителями, стороже- 1 . 1 »*ми, irocыльными, копвойными судами. Охраняя морские грани цы и водное и jkk * t ранетво (Совет ского Заполярья, они несли до зорную службу, уничтожали минные ноля противника; кон воировали и охраняли гра непорт ные суда с военными грузами, шедшие к нашим северным воен- но мо рс ким о а \;\ м; вст}вечали конвои наших союзников, со провождали их на пути в Мур манский и Архангельский порты; высаживали десанты на полуост рова Средний и Рыбачий, на бе рега Мотовского залива, а отту да вывозили раненых. 11 все э т о в обстановке непрерывных атак с воздуха, нападений фашист ских надводных и подводных корабле]!. На боевые задания напги ко рабли выходили ежедневно, за исключением четырех- пяти дней в квартал, когда корабль по гра фику становился на профилак тический ремонт и осмотр меха низмов г» главной базе. Моряки Северного флота с большим уважением относились к недавним рыбакам и любовно называли моряков из дивизиона тральщиков (ТЩ) «пахарями моря». Наши тральщики были на хорошем счету и у союзников. Нередко капитаны пароходов союзного каравана, оторвавших ся в пути от группы судов во время вражеских атак, предпочи тали продолжать переход в Мур манск или Архангельск под охра ной одного советского ТЩ вместо нескольки х английских или аме рк к*анеких минoiюс цев. «При нападении врага сою з ные миноносцы покидают кара* .кал, а советские моряки никогда во оставляют нас одних в боде», — говорили эти капитаны. Так, в 1942 году капитан паро хода, отставшего от каравана, от казался следовать с Новой Земли г. Архангельск с союзными пшен ными кораблями, а решил идти иод охраной ТЩ-Ж бывшего РТ <‘Киров», кот*>рым к<>мандопал А. 11. Стрельбицкий. Излюбленным приемом враже- ских б<>мба рдир<>вщигкои было внезапное нападение на наши корабли. В ясную, солнечную по году они обычно заходили со сто роны солнца, потому что в сол нечных лучах обнаружить само леты труднее. В пасмурную по году, при низкой облачности, они держались выше облаков, неожиданно вылетая из просве ты». Нападали они также из-за высоких сопок на Корабли, иду щие вблизи побережья. Важно было своевременно обнаружить врага в воздухе, разгадать его замысел и; противопоставив ему мощь зенитного вооружения, не допустить внезапного бомбового удара. В СХВАТКЕ С ВРАГОМ С первых дней войны капитан дальнего плавания Никои Зосн- мович Веселков командовал ТЩ-'»‘1 (бывший РТ-309 «Мудыо- жанин») н вел дневник, по ма териалам которого написана эта глава. В конце августа 1941 года дивизион тральщиков получил задание провести боевое трале ние на фарватере о т Кольского налива до губы Териберка через Кильдншкую банку. На эту опе рацию командованием было выде лено шесть судов. *• Pain» утром, выйдя жл «базы, яю сигналу флагмана ккмрабгш взяли. курс на севвро^ккток, эвлетреик- л-ись ус тупом и, поставив мен*. иые тралы, приступили к -выш>л- нению задания, На судах была <<i-LjtB.'H^ia готоашость ..№ Л («е- медленмая боев ая птшшктъ ), Сопровождавшие 4»т)»1Д <торс (-хотникиa 1 1 poi’.i ушивали ‘водное пр{?странство в рай-с.*ие тралолбия: не появтгп я ли вражеская под водная лодка. Пройдя траверз губы Долгой, кемандир 1ТЦ-37 Тарасов сдюб- щил флагману, что с левого бор та но курсу обнаружил перископ подводной лодки, а .вслед за/зташ доложил, что с левого борт.а;;ви- ден след торпеды... Тральщику удалось уйти *от нее в сторону. 1 4 Командир дивизиона не родал команду: четвертому, пятому и шестому гралыцикам выити из строя и атаковать глубинными бомбами вражескую подводную лодку, а первым трем — дуюдол- жать работу. Послыншлись взрывы глубагн- ных бомб, сброшенных с траль щиков и .<1 морских охотников». 11ерез несколько минут команди ры кораблей доложили, что ви- дпт большие пузыри воздуха, на поверхшк’ть моря всплывают масло, деревянные пр<*дметы. А вот о чем рассказала другая запись в дневнике. Погода стояла солнечная, небо было прозрачное, голубое. Дале ко на горизонте показался летев ший низко над мо}>ем дражеский с а молет-разведчпк. Около полу дня, когда первые два тральщика уже прошли остров Малый Киль- дин и заходили в тень, падавшую на воду от высоких сопок, флаг манский корабль передал сигнал — «Боевая готовность № 2». Од нако самое узкое место у острова Малый Кильдпн командиры р е шили проходить, приняв -боевдю готовность №1. (Продолжение следует}*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz