Рыбный Мурман. 1968 г. Июль.

# LI я до такие моря- сухо- ш-г Б ЫНЛЯ в • отпуске, где- нибудь на 1 солнечном Кавказе или в тиши сродней полосы России, вольно часто слышу шшресы: как ты стал ном?-: Что тянуло тебя, »утшмв человека,, о далекие тревожны** «плавания? Один утверждают; тут. ко­ нечно. не обошлось без ро люоттш; Другие видят иное: знаем, мол, в чем соль. З ар а ­ боток там большой, деньги, небось, лопатой гребете. Мнение первых отчасти вер­ но, хотя и вызывает улыбку. На * |юма[ли«е далеко во уедешь. А вот точка древни вторых огорчает, дан$е обижает. Нельзя же в самом деле из мерять свою и чужую жизнь лишь деньгами! Понятное дело, каждому хочется прилично заработать. И ничего дурного в этом нет. Однако у нас на судне, к при­ меру, долго не держа гея те люди, которые видят смысл рыбацкого труда только в на жнве. Моро неохотно ириаи- мает подобных горе-моряков. А когда они, поняв, почем фунт ляха, уходят совсем, мы не. жалеем? (Скатертью дорога! В нрошлом я дсйствнтелыю . сугубо сухопутный человек. Есть на Кавказе тихий город Орджоникидзе, Там я за- кончил ремесленное училище* несколько месяцев работал. Сделать успел не ахти как много. Призвали в армлио. Помню: теплый осенний день. Просторный перрон, за сыпапны у пожелтевшими ли­ стьями. переполненный род­ ными и близкими призывни­ ков. Последний долгий гудок тепловоза. Дрогнули лица лю­ дей, ветви деревьев. И мед­ ленно поплыли, убегая назад, вокзал, железнодорожные пакгаузы, скверта. Мелькнули я последний раз и пропали лобастые горы. Служить мне довел-сь здесь, о Заполярье. Трудно было но началу. Правда, помог . тот опыт, что приобрел в Орджо­ никидзе. Там . мне пришлось участвовать в строительства железнодорожного моста, вод но го стадиона, и было чертов . улер и мы пойдем ко дву - кормить рыб. Море кшюяо, клокотало, ревело -вокруг. И было такое ощущение.- будто мы один на всем белом свете, что пе будет конца ггрокялто- , му шторму. . В . тот* иервый споиi • рейс я на всю жиэньнонял и оценил крепкую морскую дружбу, неза мелимое чувство локтя товарища. И теперь, на каком бы судне я ни плавал, всегда протягиваю руку помощи пар- тревожная ейи ириягно думать, что вот живу я^-и служу в армии на краю земл>г, а где-то далеко отсюда бегут иоезда но мо сту, купаются и загорают лю ди .па водном стадионе... И to. и другое строил я. Думал ш я когда-нибудь стать моряком? Пожалуй, нет. Разве что в детстве бредил дальним*» странами, зквауо- ром, голубыми островами, шквалами. Но кто из мальчи­ шек не мечтал в свои годы обо всем атом? Скажу честцо, демобилизо­ вавшись в 19Г)6 году, я репгвл пойти в море просто из любо­ пытства. Какое оио, море?.. В чем его притягательная сила? «Схожу два три рейса, под . заработаю и .вернусь на Кав­ каз», — думал я. А вышло по-друг-ому. Плаваю уже две наддать лет, и. жизни своей без сурового Заполярья, без. тяжелой рыбацкой работы ire представляю.. А тогда, в первом же рейсе, из меня вышибло начисто всю . ..морскую романтику. И 13а-ренвдвом моро разыгрался нггормк .Для старых . моряков он был обычным дел-ом. Но на меня ,. новичжа, на гнал страх. . Соленый ветер, огромные воллы, казалось, вот-вот пе­ ревернут наш маленький тра- Александра Никаноровпа Колчапова работает балычницей на коптильном заводе рыбокомби­ ната. Она отлично справляетея со своим делом. А. Н. Колчановой присвоено высокое эван 1 ?л ударника коммунистического труда. ШИРОКО открытые во­ рота цеха вошла маши­ на. В ее кузове — мо­ тор автомобиля. Пожилой вы­ сокий человек в черном ха­ лате с помощью злектротель- фера умело, цепляет мотор и бережно опускает его на руч­ ную тележку. Затем груз до- ставляется к месту, где в не­ сколько рядов поставлены де­ сятки таких же. двигателей. 13 моторном цехе мастер- ской автобазы главка ’«Сев- рыба» работает небольшой, но дружный коллектив мото­ ристов, электросварщиков, кузнецов. Руководит слесарямл мо- ториста ми высококвалифи цированпый мастер, ветеран труда Иван Сергеевич Реше- тов. Пришел он в мастерскую в 1932 году. На имя юноши заполни,™ тогда первую тру­ довую книжку. С тех пор она и находится здесь, Иван Сер геевич ни разу не брал ее в руки. В книжке имеется запись о том, что Решетов принят на работу в качестве грузчика. После в книжке лишь ставились отметки, что он окончил курсы шоферов, работал водителем, затем ма­ стером, автомехаником... Тридцать шесть лет прора­ ботал он на одном месте, по­ лучил не одну благодарность и Почетную грамоту. Только Великая Отечественная война прерывала его мирный труд. Па закрепленной за ним ма­ шине Решетов прошел десят­ ки тысяч километров на Кан- далагкигеком на правлешш, за­ тем па т о р о м н третьем Ук­ раинском фронтах, возвратил­ ся домой. Друзья .и товарищи увидели на груди солдата о р ­ ден Красной Звезды, медаль «За (/борону Ооветскозх) За ­ полярья» и другие награды Родины.. . Тепло встретили Ивана Сер­ геевича в цехе. Он опять с жаром взялся за любимое де­ ло. И снова имя. Решетова стало появляться то в празд­ ничных приказах, то на До­ ске почета Трудящиеся Мур «.9 Т Р У Д О В О Й С Л А В Ы манежа не раз- избирали его своим депутатом в городской Совечч На производстве Ре- шетову одному из первых присвоено высокое и почет­ ное звание ударника комму­ нистического труда, он на­ гражден значком «Отличашк с оциали-стического сор евно­ вапня рыбпой промышленно­ сти». Три года назад 'товарищи провожали Ивана Сергеевича па заслуженный отдых. Но не сидится пенсионеру дома. Когда нужно производству, ш выходит па работу. Так и нынче: ветеран пришел в мо­ торный цех и заменил масте­ ра. Почта такой же путь тру­ довой славы прошел и ста­ рейший работник автобазы главка «Соврьгба» Вячеслав Алексеевич Соколов. Он но* ступил сюда в феврале 1932 года, пять лет был шофером, Уд» иительными показались мне в ту пору старшие го-ва ри 1 цв но экипажу. Исхлестан­ ные злым ветром, уставшие от дикой качки и напряжен ной работы, они находили н себе душевную энергию, бы­ ли бодры и хладнотфовны. Палуба под ногами .ходила ходуном в страшной пляске, а трал поднимался за тралом. Добыча была богатая, и т о радовa.ini всех мор;ш ов. Ребята добродушно подшу чивади надо мной, беззлобно посмеивались. И в то же вре­ мя ободряли, спешили на по мощь, вид;!, что с непривычки я устал, растерялся, нал ду­ лом. затем его, как лучшего води­ теля, выдвинули на долж­ ность начальника авторемонт­ ной мастерской. Честно вы- нолнял он свои обязанности, одновременио училс я и вско­ ре был назначен главным ин­ женером автобазы. Семь лет он на зтой должности. Мож­ но и идти па заслуженный отдых, но он продолжает тру­ дит ся . В успехе работы мо­ терного цеха автомастерс гсой есть V» его большая доля. Хорошо идут дела у ре- м от никои. Они успешно за- вершили иолугодовой план ремонта мотором. Как прави­ ло, ежемесячно мз ремонта от.нравлялось на два-—три двигателя больше, чем но плану. В июне, например, на­ до было отремонтировать 19, а сдано 22. Среди }> еМ4>нгииков есть квалифицир*ша.шше масте­ ра, ветераны груда, прорабо­ тавшее в автомастерской от 10 до 35 лет.. Это бригадир Степая Дмитриенич Щ алюга, имя и портрет которого на Доске почета автобазы, это слесари мотористы Г. С. До­ рофеев, В. Т. Тарасов, Г. П. Вывшею, П. Г. Власов и дру­ т е . Все они трудятся высо- копроизводител ьно. Тов. Быв- ше*в. например, одна ремонта рует в месяц от трех до пя­ ти моторов и дает гарантий­ ный паспорт на каждый дви- гатель. Дружно начал вторую но- ловину пятилетки коллектив автомастерской, возглавляе­ мый Л. И. Михайловым. Ре- мелтникч! идут с опережени­ ем плана-графика. Онн репш- ли не сшгждть показателей, досрочно •вьтолштить годовое зада-шге. К. ЧУ МАНОВ. ню, впервые ступившему на палубу корабля. Этому научили меня друзья рыбаки, Вез этого нет и не может быть настоящих моря ков. .Сейчас я плаваю на трауле ро 41 Укра ила» помощником тралмейстера. Возглавляю третью вахту. Путь ог матро- са-новичка до маетора но добыче - сложный путь. И пройти с го ншозмо>кно, если рядом нет опытных людей, которые бы учили тебя ма стерству. В этом рейсе мы иелзи про мысел в районе Мурманской банки. 1,ейсОвое задание у нас было 140 тонн, мы дали 180 т ош рыбы. Из них — 80 тонн свежья. Плавание шло. можно сказать, успеш­ но. Правда, случилась досад­ ная помеха: мы простояли сутки из-за отсутствия соли, да п трюмы были забиты ры- срока. праздник встре- легкпм сердцем. На душе было весело, празд­ нично. Годовой план наш эки­ паж ВЫПОЛТШЛ ПОЛ'ИОСТЬЮ к 1 июля. Не всо шло гладко в рейсе. Особеошо в первые дшн про­ мысла. Почти ноловшга :>ки- пажл впервые шла в море. Глядя на новичков, мзеогие из которых чувствовали себя не- валшо, я невольно припомнил рабо: палу- иееБв мож- т»и раньше Рыбацкийй тили мы с, свой первый рейс.* Да и вс* ' паши «старичкй>> подумали •« том же. ’ * * • •' ГГанш ветераны мат[Юк Ау- рел ‘Токам. Андрей Комаев, старшина вахты, : боцман Нвал: Михайлович «1Кардгят<ов, засольщики тт. Гагарин •* »- Стрелков -- все они, не с ч и ­ таясь с coocTBeiHimM устало­ стью, отстояв вахту, станоизи- л т ь с новичками за рыбодел: и на ирактике ноказыва^яи класс работы. ‘ - , Когда рыба шла буквально навалом, брали ножи в руми, засучив рукава, номнолиг тов. Ккимов. старший ... механик тов. Шутаиин, вто 1 юй мехаш?к тов. Осипов и многие д-ругае. Своим примером они зажига­ ли молодых уставших мофя- ков... Здорово помогала в те музыка. Ставилл на бе мапштофоп, и под дело спорилось лагаее. Сейчас лето. Плавать во. Погода стояла отличная: много яркого солнца, теплый ветер, спокойное море. В сво­ бодное от вахт время мы вы­ пуска ян стенгазету, соби рз лись в галоно, где проводили' свой досуг. Под руководством боцмана Ивана Мпхайлов:ича гКарникова ребята перед при - ходом в порт выкрасил*! суд­ но, навели полный порядок.. Вся палубная команда во главе с тралмейстером Ива­ ном Ильи чем Мельнич vttom содержала прохМвооружение • в порядке. А машинная коман­ да со старшим механиком 11[укгаиным отлично обеспе­ чивала работу машин. Про­ стоев не было. Теперь, о глохнув, ;>ки- ita^i; траулера «Ук р аш ш инв-вь выйдет в море. ^}овет нас даль тревожная. И в этом - - радость борьбы со стнхяей. Встав на трудовую вахту в честь 100-летия со дня рож ­ дения В. И. Дешша, мы при ложпм все силы, чтобы пода - рить стране новые тоаны цепной рыбы. Ю. ГВОЗДЕВ, тралмейстера ^Украииа». помощник траулера Ш О В Ж Ы J E C м эжоыотжческо ли тера туры С ЕЙ ЧАС у ж е очень многие пр<'дпр«^г»ия Hayieii ctpanbi р-аоотаюг п у».ло ьнях применения tioBoil one г емы нланиропаннм. i)a6ora ко-новому требу­ ет непремлнного повышения jivon омических члаиил гружеянков осел звеньев предприятия. Именно поэтому в последние* годы резко возросло ко­ личество издаваемых пособий по экономике. Мне хочется рассказать о новых книгах по экономике. Некоторые из иих довольно тесно связаны и с вопросами организации производства. Нашу молодежь должна заинтересовать небольшая, с красиво оформлен­ ной обложкой брошюра Л. М. Ьпрмана «Талант экономиста* (издательство НК ВЛКСМ «Молодая гвардия»). В ней в очень популярной, доходчивой форме рассказывается, что такое экономика, какие экономические законы действуют в СССР и капиталисты- хозяйственной реформы <ее ческом мире, объясняются особенности новой главные причины, как говорит автор книги). Разделы о реформе так популярно и просто изложены, что они с успехом могуг быть использованы пропагандистами комсомольских кружков и аги­ таторами при проведении занятий о сущности нового планирования. Специальный раздел брошюры посвягцен описанию круга дел, которыми должен заниматься экономист. Он поможет молодежи разобраться в сущно­ сти экономики. Возможно, для многих он послужит и ориентиром в выборе в будущем профессии экономиста. Не меньший интерес представляет популярное учебное пособие под общей редакцией Л. М. Омарова «Экономика социалистической промышленности »> (Издательство политической литературы). Книга рассчитана на широкий круг рабочих и служащих, впервые при* ступивших к изучению основ экономики, социалистической промышленности в начальных экономических* кружках и школах производственно-технического обучения. Она поможет вооружить рабочих и служащих минимумом экономи­ ческих знаний и будет способствовать тем самым повышению их трудовой активности. • . . . Работников предприятии и организаций непроизводственной сферы долж­ на заинтересовать монография «Пятидневная рабочая неделя», подготовлен­ ная коллективом авторов под общем редакцией XL. И. Капустина (издатель­ ство «Экономика»). * В книге обобщается опыт работы предприятий, перешедших на пятиднев­ ную рабочую педелю с двумя выходными днями. Главное внимание, в ней уделяется тому, как влияет сокращение рабочей недели на использование рабочего времени, повышение экономической эффективности производства, на работоспособноегь и состояние здоровья.. трудящихся. В книге приводятся практические рекомендации по разработке наиболее рациональных графиков сменности, проектированию режимов рабочего времени в новых условиях.- Для пропагандистов при проведении занятий, посвященных обсуждению вопросов по переводу предприятий на новую систему планирования, большую помощь окажет комплект плакатов: «Показатели по переводу предприятий на новую систему планирования». Этот комплект состоит из 9 плакатов. Они показывают подготовку к переходу, показатели планирования производства и оценки производственно-хозяйственной деятельности, схему распределения прибыли, расчет уровня рентабельности, определение суммы платы за'основ­ ные производственные фонды и оборотные средства, образование и использо­ вание фондов развития производства, материального поощрения, социально- культурных мероприятий и жилищного строительства. Специалистам, работающим п областях, связанных с использованием ме­ тодов линейного программнрования, большую помощь в работе окажет кни­ га И. Я. Бирмана «Оптимальное программирование», выпущенная издательст­ вом «Экономика», .- В. МЛКП1ЕЕВ, начальник лаборатории НОТ Мурман­ ского тралового флота. Т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz