Рыбный Мурман. 1968 г. Июль.
C lf iJ V x 'V b ъЗнаЛ С ПЕРВЫМ рейсом в ны нешнем году экипажу большого морозильного траулер» ♦Душанбе», прямо пэ- Я*' признать, не повезло. Во первых, корабль с задерж кой на 1.5 месяца был выпушен «и ремонта А это значило, что без псикой пины коллектива за ним уже образовался долг. Во нгиги,п. качество ремонта, несмотря па столь длительную задержку, оказалось настолько низким, что члены машинной команды по выходе судна в мо ре не оаз и не два вспомнили судоремонтников и высказали ири этом вовсе нелеп ные для них слова. И. наконец. за время ремонта экипаж обновился в значитель ней степени. В команду взамен бывших опытных моряков при шли новички. Па нервом же общесудовом со бойнии предссДатель судового комитета профсоюза Николай I Iиколлейич Кош кин доложил об :>том экипажу и сказал: — Перед трудностями отсту пать пельзя. Потеряли мы из-зз ремойга полтора месяца — долзк- ны наверстать это ударной ра ботой в рейсе. Тревогу машин ной команды можпо оопять по «пять таки духом падать не при водится. Поднажмите. А что ка рается новичков, у меня есть предложение — закройить их за опытными моряками. Пусть учатся. Предложетгия председателя су довою комитета были единоглас но приняты. Рыбацкие будни нелегки. В дни промысла работы у всех, как говорится, «под завязку»! У администрациям подводил итоги социалистического соревнования между вахтами. Судком не только сам деист* вен но занимался всеми допроса ми, связанными с развитием трудовой борьбы за достижение лучших показателей, но и наце ливал на это профгруппы. Сна чала попытки суакома разбудить инициативу профгрупн и руко водителей смен и вахт наталки вались на равнодушие. Профгруп орги плечами пожимали: «Д. все это из пальца высосано. Работа идет -- и ладно». Но когда do жом» ведты, что ясно было — равнодушных среди членов команды почти ие чкталось. Только после очень строгого, придирчивого и тщательного р а з бора переходящие вымпелы ♦Победителю в соревновании» были присуждены второй ком плексной смене (мастера комму нист тов. Мироненко и тов. Ду ря гин). Она обеспечила, как это нризпали все, лучшие показате ли по спуску-подъему трала, вы работке тушки да счет хорошей организации работы всего кол лектива. НА ПОЗИЦИЯХ ТВОРЧЕСКИХ старшего мастера по добыче Н П. Кошкина даже побольше хлопот, чем у других. И тем не менее успевал он выкраивать время для проведения активной профсоюзной работы в самую го рячую нору. В рейсе мы соревновались с экипажем ВМВТ 240. И еже дневно моряки могли видеть в салоне по сводкам, как идут де ла у нас и у наших соперников. Капитаны, старшие мастера по добыче, технологи постоянно встречались в эфире, советова лись, совместно разбирались в причинах временных неудач. Все это очень помогало улучше нию работы обоих экипажей. Ежедекадно судовой комитет на своих заседаниях совместно с рекомендации судового комитета стали присваиваться звания луч ших по профессиям и когда ста ло ясно, что никто из моряков не остается к атому безучаст ным - нэ оборот, воспринимает это близко к сердцу, тогда рас шевелились и профгруппы и ру ководители вахт, смен. В копне рейса даже маловеры убедились, какую эффективную силу представляет действенное, а не формальное соревнование между вахтами, сменами, а так же по префессия м. Проя яил-ось это па очередном обшесудовом собрании, где определяли побе дителей. Настолько критически* подходили моряки к оценке ра боты друг друга, своей и «чу Среди машинной команды зва ния победителя добился коллек тив третьей вахты. Фамилии четырнадцати пере довиков решением судового ко митета были занесены на Доску почета, а двадцати трем моря ка м объявлена благодарность. В экипаже подведением итогов были удовлетворены: отмечены достойные. Инициатива, постоянное стрем ление к новому — характерная черта в стиле работы судового комитета болыиого морозильно- го траулера «Душанбе». И заслу га в этом во многом принадле жит его председателю коммуни сту П. П. Кошкину. Он возглав ляет судком бессменно на протя жении уже многих лет, на до кучливость хлопотливых t v o u i f обязанностей не жалуется, вы полняет их с душой, как и но- /жжено человеку, облеченному доверием коллектива. Когда коммунисты корабля до верили Николаю Николаевичу представлять их партийную о р ганизацию на очередной партий ной конференции тралового фло та. а затем и на городской кон* ференции, он по возвращении на судно обстоятельно доложил им результаты форумов комму нистов флота и города, поделил ся мыслями, вызванными у него докладами на конференциях» выступлениями делегатов. Весной П. Н. Кошкин был из бран делегатом съезда профсою за рабочих пищевой промышлен ности. Вернулся из Москвы, под робно рассказал товарищам о ра боте съезда, а попутно поделил ся впечатлениями* о пребывания в столице. За такие-то вот качества ха рактера, за его добросовестность в труде и уважение к людям пользуется коммунист Николай Николаевич Кошкин уважением v коллективе моряков, которые, как известно, ценят в первую очередь дело, а потом уже сло во. Экипаж «Душанбе», преодолев все трудности, успению справил ся с планом первого полугодия .^ Отрадно отметить, что в борьбе за это настоящим боевитым ор ганизатором проявил себя наш судовой комитет профсоюза, ра ботающий в тесном контакте с партийной организацией. В. ГРАВЕК, помполит. ( Продолжение. Нач в №№ 74, 75, 76, 79). Отправляясь в море за рыбой, люди шли навстречу не только трудностям, но подчас и смерти. В декабре на промышлявший ъ открытом море траулер «Ко минтерн». которым командовал капитан Дубаков. напали враже ские самолеты. В борт судна утдила бомба, но, к счастью, она ие взорвалась, а застряла в па лубной надстройке. Извлечь и разрядить ее могли только спе циалисты. а их на корабле не было. Под постоянной угрозой «яры на команда продолжала лов. Только в порту рыбаки вздохну ли легко: бомбу разрядили и •сдали в музей. «Коминтерн» сно ва ушел в море. А через три мееяца его потопили фашисты. Весь экипаж погиб. Надо было научиться защи щать траулеры ог воздушных и подводных пиратов. Па помощь и ри inли вое нвые моря ки-северо- морцы. В начале 1942 года на т ч : у и корме тральщиков по явились длинноствольные мор ские пушки. Промысловики стали не только добывать рыбу, мо и отбиваться от врага. В феврале 1912 года траль щик № 14 получил очень ответ ственное задание — во что бы то ии стало добыть сто тонн рыбы для фронта. Корабль ушел в рейс г*од командованием капитана А. Г. Хохлина и политрука А. А. Мок рецова. По нескольку раз в день нале тали вражеские самолеты, и команде приходилось тотчас пре кращать лов и нанимать места у орудий и пулеметов. Огонь с тральщиков сбивал стервятников с боевого курса и не давал им вести* прицельный обстрел. Однажды в* Мотовском заливе на судно напали семь фашист ских самолетов. Атаку отбили, а один из налетевших «фокке- вульфов» был сбит и, оставляя за собой черную полосу дыма, упал в море. Через двадцать дней тральщик доставил в порт сто пятьдесят тонн рыбы. Этот корабль про мышлял до конца войны, десят ки раз отбивая воздушные атаки противника. Работу его прави тельство приравняло к подвигам бойцов на фронте. Восемь чело век экипажа во главе с капита ном и политруком были награж дены боевыми орденами и ме далями. Огнем отбиваясь от неприя тельских самолетов и подводных лодок, добывали рыбу тральщи ки «Профинтсрн», «Ким», «Пал тус», «Иртыш», «Енисей». Когда траулер «Енисей» воз вращался в порт и до берега оставалось два десятка миль, в носовой части раздался взрыв, судно было торпедировано. По команде капитана В. М. Маевеко- го спустили шлюпки, и, пока ко- рабль оставался на плаву, рыбаки успели отойти на безопасное рас стояние. Сейчас бывший капитан «Ени сея» работает в центральном ап парате Министерства рыбного хо зяйства. Он рассказал более под робно об этом событии. В те дни судно промышляло треску в районе Повой Земли, на Гусиной банке. Радиосвязь с бе регом не поддерживали, чтобы не быть обнаруженными фашистски ми военными кораблями, которые рыскали по морю, охотясь за со ветскими и союзными торговыми <уда ми, д<июльствовалис ь тем, что можпо было слушать сообще ния Информбюро о положении на фронтах. О разгроме немецких войск под Москвой рыбаки знали еще ш*ред выходом из Мурман ска, но о размерах нашего контр наступления и огромных трофеях, захваченных у противника, им стало известно уже в море. П< зо- сти очень радовали, вселяли уве ренность, что и на других ф рон тах дела должны пойти лучше. Вечером 16 января старший ме ханик доложил капитану, что за пасы угля и пресной воды на ис ходе. нужно кончать промысел. Подняи ногледний трал, рыба ки подготовились идти в порт. Погода благоприятствовала пе реходу. Моряки тщательно соблю дали светомаскировку, держали в готовноети спаса тельные цглюи- ки. приподняв их на талях, ка полубаке все время находился впередсмотрящий. 18 января око ло семи часов утра (в это время на Севере стоит полярная ночь) судно внезапно столкнулось с каким-то металлическим предме том, и сразу же громыхнул взрыв. Капитана взрывной волной бро сило на палубу рубки, на мгно вение оя потерял сознание, но, быстро очнувшись, вскочил в по тянулся к телеграфу, чтобы засто порить машину. Ручка телеграфа свободно болталась, так как пере даточные тросы оказались обо рванными. Как выяснилось впоследствии, машину тотчас после взрыва остановил вахтенный второй ме ханик. Из окна рубки было видно, что неновой части судна уже нет, только мостик возвышается над водой. Взрывом оторвало полови ну корабля, по машинно-котель ную переборную Хорошо еще, что, по счастливой случайпости, боль шая часть экипажа находилась в столовой и п носовом помещении почти никого не было. X отя судно продолжал о оста - ваться на плаву, спустить шлюп ки на талях было не просто. При няли решение спускать их вруч ную ва фалинях, так как время было дорого: вода поступала в кочегарку со стороны машинпо- котельпой переборки, и судно могло с мядоути на минуту за тонуть. В это время па расстоянии од ного кабельтова показался силуэт всплывающей подводпой лодки. Рыбака полагали, htg фашисты откроют огонь, но те, убедив шись. очевидно, в безнадежном соетоя нии советекого тра улера. вошли на погружение, предвари тельно сфотографировав наш ко рабль. Отойди от тонущего судна, мо ряки взяли курс к берегу, рас считывая выйти к становищу Варзяно. Б ыло очень холодно, около двадцати градусов мороза. Так как ветер дул с берега, воз можность поставить паруса от пала, пришлось ограничиваться веслами. Но и грести как сле дует было невозможно, потому что ь шлюпках находилось слиш ком много людей. Конечно, в этих условиях скорость шлю пок не превышала полутора узлов. По расчетам, до берега было не менее двадцати миль, поэтому плавание предстояло долгое я трудное. Днем, когда над горизонтом показалось солнце, на юге от крылся остров Нокуев — милях в пятнадцати от рыбаков. Учи тывая, что шлюпка капитана, где были раненые и женщины, все время отставала от шлюпки старшего помощника, решили услать «скороходов» вперед, что бы, добравшись до берега, они организовали помощь остальным. Через несколько часов шлюпка el а рш его помощника скрылас ь за горизонтом. К ночи продви жение капитанской шлюпки впе ред почти остановилось, так как она попала в зону действия от ливного течения. К счастью, ночь была лунная. Восточнее своего курса моряки увидели выдаю щийся в море заснеженный мыс. Повернув на него, рыбаки к утру дос тигли с калисто го, усыпанного валунами берега. С трудом преодолевая огром ную усталость, развели костер, перевязали раненых. Часа через два, немного отдохнув, сделав из весел носилки для раненых, двинулись на восток в сторону становища Варзино. Па пути к ста новищу вконец измучелных людей встретили оленьи упряж ки, направленные на их поиски, и доставили , в поселок.* Через несколько дней нришед- щий за ними бот доставил их в Мурманск, Домой не вернулся только боцман . «Енисея» — ом погиб во время взрыва... Едва ли был в то время хоть один промысловый рейс, когда бы корабль не подвергался n a ilадению противника. Привычный, довоенный про мысловый режим был коренным образом нерестрооп. Днем лишь часть команды могла заниматься ловом рыбы. Треть экипажа на ходилась на боевых постах, в постоянной готовности* Основную промысловую рабо ту приходилось eecTitf ночью. Со всем иными стали и условия ночного лова. Ночью нужен свет, чтобы не путать марки на вае- рах при спуске трала, преду преждать несчастные случаи у лебедки, чинить трал, не портить при обработке рыбу. Поэтому раньше сильные прожекторы за ливали палубу светом, и, когда в море трудилась большая груп па траулеров, издали казалось, что видишь ярко освещенный город. Едва ли кто поверит, что но чью с тралом можно работать в темноте. Для героев-патриотов все оказалось возможным. Осо бенно трудно было действовать в кромешной тьме, когда сви репствовал шгорм. .радугу ока тывали потоки ледяном: воды, грозя смыть людей. И всё же за вертев трала было немного. Рыбу матросы разделывали на- о щу нь. За сольщикам помогали штурманы, механики, радист, но ва р. буфетчица —- еловом, все члены экипажа. От лова в привычных районах, где промышляли больше двух десятков лет. пришлось отказать ся: там кипели морские бои. На до было передислоцироваться в новые места, ранее считавшиеся нейромысловыми. Рыбы ‘там бы ло меньше, да и знали об этих районах очень мало. Ии течения, ни глубины, ни грунты, ви кор мовые условия для рыб там изу чены не были. А брать хорошие улоА! всле пую, конечпо, нельзя. Сутками капитаны не сходили с мостика, вынужденные и руководить до- вом, и быть в каком-то мере не* следователями новых :районов* То и другое осложнялось воен ной обстановкой: суда, вдя С тралом, были лишены маневрен ности, необходимой для уклоне ния от вражеского прицельного огня. » Во второй половине 4941 года промысловая площадь тралового лова составляла только один процент от довоенной, в -1942 го- ' г ..3 ду — более трех, в 1943. году — около шести, а в 1944 году —• тринадцать процентов. Только люди высочайшего мо рального закала — люди, забыв* шие о себе во имя Родины, могли успешно работать в тех трудных условиях. Меиьше пя тидесяти топн рыбы с моря тральщики не приаотли . ( Продолжение следует). Зиди историю С В О Е Г О ШУ10ТД
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz