Рыбный Мурман. 1968 г. Июль.
Фамильная гордость Б и о г р а ф и я как биогра фия. Как и у всех сверст ников. Родился, рос, учил ся. потом стал работать. Поэтому несколько даже р а ст е рялся второй механик траулера ♦Гатч и на » Виталиий М wx ай лон и ч 11 ер пепко, ко гда ра зду ммвал, о чем надо написать в антобиогре- mtfH пор (Vi вступлением к анди датом в члены КПСС. О чем писать? Пет еще био графии. Об отце ccjjw ? Паровозный машинист в До нецке Михаил Черненко, встре чая С ыновей, довольно говорит всегда: Ну, хлoun.bL докладыпайте, как там у вас и чго в жизни происходит. И сыновья «докладывают», после чего старый солдат смеет ся: Добре, сьдоки. Широко за- IIIлгали в жизни. Соберетесь вме сте, и я скажу — вся страна у меня гостит сегодня. В грозные годы Великой Оте- чI>гтвенной ж елезнодорожшик М Черненко находился на огне вых рубежах и, вероятно, ча стенько тосковал но семье: как они там? Семья выехала в Северный Ка захстан. Чтобы фашистам ве по пасться иод лютую их руку. А ребята мал-мала меньше были. Пришлось, конечно, трудно. fly, это дело прошлое. Четверть века с тех пор пролетела. Теперь отцу ость чем гордить ся. В празднивш он только усме хается: Покажите мне карту гео графическую. и я скажу, где ра ботаю т предет акители семьи Чер ненко... Старый солдат вправе гордить ся. Одесса. Здесь в морском паро ходстве |ьаботает инженером ме- Б ПАРТИЙНЫХ шишиЗацш хапмком Юрий Михайлович Чер- ленко. Владивосток. Здесь адрес элек тромех а ника рьгбх олодфлота Ви- чесла на Мих айлови ча Черненко. Му рман-ск. После окончания морсх(»дногг» училища вот уже нечем»* лет ходит в море Парен- Еще в феврале нынешнего !чэ- да партийный комитет управле ния «Скврыбхол(>дфлот» расемот- p«vi вопрос о состоянии учебы молодых моряков в заочных и специальных учебных . заведени ях. Отметив, что .многие моряки, в свое время не закончившие среднюю школу в силу разных причин, нигде не учатся, хотя имеют для этого все возможно сти, партийный комитет обязал судовые партийные и комсомоль- гюие организации провести ши рокую разъяснительную и моби лизующую работу в атом на- праилении. В настоящее время ряды заоч ников на флоте значительно уве личнлись. В средней заочной школе мора ков занимаются свы ше 630 моряков «Севрыбх олод флота». 340 человек учатся в средних и высших специальных учебных заведениях. Нолее 200 лекторовобществе®- ннков объединяет первичная ор ганизация общества «Знание» в у нра влешии * (1 еврыбхолодфлот *. В прошлом году силами декто- ров-обществен никою было прочи тано для меринов и тружеников береговых служб флота более ты сячи лекций. В нынешнем году 8 а первые четыре месяца прочи тано более 270 лекций по исто рни КПСС, международному ком мунистическому и рабочему дви жению. по экономическим вопро- сам. коммунистическому „ воепи т а ПИЮ . Примечательно, что десятки лекций посвящены искусству, этике и эстетике. Например, та ким темам: «Советское искусст во к 50-летию Великого Октяб ря», «В человеке все должно быть прекрасно», «Нравственный прогресс и моральный облик с о ветской молодежи» и другим. Т 1 о рекомендации партийного комитента иа всех крупнотоннаж ных кораблях созданы судоиыс AOKTUjUiM, ца и другие ближние и даль ние районы мирового океана Ви талий Мих айлович Черненко. — Это еще не все, — смеется Виталий Михайлович. — Приме ру трех братьев, связавших жизнь с мором, не захотел по следовать младший — Алек- са ндр. Стал электрооварщшсом- высотником. Теперь, гири встре чах, острит: «Вы хоть и в океа нах бываете, и думаете, что вам сам черт не брат, но маге с высо ты виднее». Чувствуется, что у Виталия Михайлови*»а хоропiее иac/rро е- 1 ше. Да и почему бы ему быть плохим? За восемь лет ckii сменил всего два судна. На «Мателоте», где начал машинистом после море ходки, за шесть лет дошел до вт<■ рчIго меха ника. ! Iотом — год на «Гурзуфе». Теперь вот — на «Гатчине». На атом корабле подал в пар- тий нуи> оргагаизацию заявление о приеме кандидатом в члены партии. Подал после глубоких и долгих раздумий: «Хочу быть настоящим бойцом счастье людей». I !ри утверждении дового партийного партийном комитете флота заме ститель секретаря Алексей Ва сильевич Палитгин тепло поже лал: — Как говорится, доб|К>го ну та, товарищ Черненко. Что остается добавить к это- му? Доброго пути, большого плава ния. Старый солдат Черяогосо в До- нецке может быть доволеп — до стойных наследников он выра стил. С. АНДРЕЕВ, партии за решетпии су- собрашин в НА СНИМКЕ: фрезеровщица Кандалакшского механиче ского завода 3. Пушкарсва. Передовая производственница достойно несет трудовую вахту в честь Дня рыбака. Фото А. Вандина. н АСТРОЕНИЕ у экипажа быпо прекрасное: траулер выполнил рейсовое задание, а впереди по чти не ими месяц промысла Редко кому гак везет! — А не замахнуться ли нам на полуюдо- ьой план? — как-то после смены вахт ска зал капитан-директор Александр Василье вич Смирнов. — Не на прогулку же мы пришли сюда, в Атлантику. Резон есть, — степенно поддержал к;»питана технолог Вен рев, кряжистый, не торопливый в жестах мужчина с. продуб ленным морскими ветрами широким мор щинистым лицом. — Сделаем, конечно, время есть, — за говорили матросы, — была бы рыба... — Ну, если желание есть, за рыбой дело не станет, — пошутил Смирнов. «Кильдин» работал вместе с группой ино странцев. Подъемы бы ли средние — 3—4 тон ны. Но податься больше было некуда — кругом льды. Капитан стоял на мостике и наблюдал за соседями: они все тес нее и теснее прижима лись к «Кильдину». Be* * стовый порывистыи ве тер гнал ледяные поля на восток н вытеснял ко рабли с промысловых глубин. Они собирались в тесную кучу, ходили параллельными и встреч ными курсами в непосредственной близскти друг от друга. — Последние сутки работаем, — поду мал Смирнов,—завтра придется уходить. А куда? Соседние квадраты тоже закрыты льдом. Па норде промышляют поляки, но туда опасно совап>ся: во-первых, у них тоже остался маленький кусочек чистой ьоды. который вот-вот закроет; и во-вто рых, до них не так уж и близок путь — пока доберешься, как раз окажешься у раз битого корыта. Остается один путь — зюйд. Там, далеко на юге, работает груп па наших траулеров, мурманских и архан гельских. Говорят, что обстановка непло хая — берут за траление по 8— 10 тонн. Но ведь не будет же рыба держаться все это время, рыба, ома свое дело знает: уйдет куда нибудь, а потом ищи-свищи ее. Предположения Смирнова оправдались: га другой день пришлось уходить. Как ни жаль было покидать это место (рыба все же водилась тут хорошая), но деваться было некуда. После короткого совещания решили двигаться на зюйд, к своим. Образовался караваи: путь пробивал транспортный рефрижератор «Валентин Серов», за ним — с интервалом в 150—200 метров — пристроились траулеры: «Киль- дин», «Хабаровск», «Свердловск». Скорость — 3—4 уз;;а: со льдом шутить нельзя. Ино гда ход «Серова» почти совсем падал — он пробивался через тяжелую перемычку. «Кильдин» наступал ему на пятки. Преодо лев перемычку, «Серов» увеличивал ход, а «Кильдин» барах»алси среди льдин, каж дая из которых норовила ударить в кор пус, остановить траулер. Судно, маневри руя, то и дело меняя скорость, наошуиь пробиралось сквозь тяжелую полосу. Караваи не преодолел и половины пути, когда сюда пришла весть: рыба отказала! Смирнов, не уходивший последние сутки с мостика, скрипнул зубами: час от часу не легче. Дальше идти не имело смысла — отыскали разводье, решили попытать сча стья здесь. Кинули один трал — пусто, кинули второй — та же история. Не име ли успеха и другие траулеры. В чем дело^ Куда девалась рыба? — те рялись в догадках капитан:и его помощни ки. Все предыдущие месяцы рыба была, исчезала, гравда (не без этого); но не вся, какая-то часть оставалась, словно для то го, чтобы рыбаки не теряли присутствия ;»уха. А гут — па тебе! Раньше таких пе шей на Лабрадоре не бывало. -— П да, размышлял Смирнов, тщетно доискиваясь до причины неудачи. Он пере рыл всю литературу, какая у него была, расспросил по радио своих друзей* капита не,и, но и те ничего толком не могли ска зать. — l l -да, вот;и выполни тут нолуго- 11!!«К111Н11111111К11К! 11111111111111 k 11 к 111111111111111 !И 111111 SIf!К 1111 ) 111 ! 11111111111 k 11 ! 111 ! i 11111 i f^ |Укрощение I |H e n ту н a I ?Ш 11ШПШ (!!!М1Ш !1ШШ1П1 !111ШНШШ !КШШШШ !Ш1ШШШ !11 !1Ш !1!Ш1ШШШ !!Ш1Г : довой план. Влипли ь историю. Наобещали с три короба, а сделать — ничего не еде- *али. С каким лицом покажешься в порт? Позор, позор, позор! Полугодовой план .. Это больше 25 тысяч центнеров рыбы! Больше 25 тысяч. Попробуй, наскреби их, когда трал раз за разом приходит пустым и, словно в насмешку, оставляет па палубе ьару дюж ип крабов да несколько неуклю жих омаров. Тьфу! Провалились бы они! Нам нужна треска, а не омары. ...Между тем, траулер продолжал поиски. Он метался от одного конца разводья к другому, но фишлупа «молчала». Хоть бы одно завалящее показание. Правда, кое- где рыба была, но она стояла слишком вы соко над грунтом. Решили все же попробо вать. — Стоит ли? — усомнился старпом Ни китич (как все коротко называли Влади мира Быкова). — Попробуем, — сказал Смирнов. — Иногда показании нет, а рыба попадается. Палубная команда спустила трал. Шлч но разным глубинам, начиная от 150 метров и кончая 280. Трал подняли через два ча са. Он был тощий и жалкий. Все, кто был на палубе и на кормовом мостике, не могли сдержать вздоха разочарования. Смирнов не стал смотреть, как вылива ют в ящик «гастроном», ушел в рулевую р\бку. В чем дело? Неужели команда раз училась ловить рыбу? Или рыба спрята лась так далеко, что ее не достать? А мо- ж^ет, черная кошка, то бишь черная рыба перебежала дорогу? Пет, капитан не верил ни в какие приметы, и рыбу команда не разучилась ловить. Дело в чем-то другом. «Кильдин» перешел в соседний квадрат, где собралос ь иесколько ниостр a 1 цев: один пертугалеа, один испанец и два англичани на. Они ходили но 200 метровой изобате. Смирнов прошел дальше, намереваясь «прощупать» Солее глубокое д*ю. Первый трал бросили, когда эхолот показывал 300 метров. Фишлупа по-прежнему безмолвст вовала: она аккуратно «отсекала» дно, «е оГжаруживая признаков рыбы — Курс? — 350 градусов, - ответил рулевой Вла димир Кириллов. —Держать 352. Право не ходить. Смирнов каким-то внутренним чутьем опытного промысловика чувствовал, что где-то здесь должна быть рыба И она пришла. Невесть сколько — всего две с по ловиной тонны, но эти две с половиной тонны значили сейчас для команды боль ше, чем десять: 1 лавиое, не потерять веру в успех. Легли на обратный курс. Теперь глубина была еще больше —- 360 метров. — Сколько времени будем тралить? — спро сил третий штурман Альберт Гомозон. — Два часа. Не мень ше. — Смирнов верил, что рыба «пойдет». Ус пех надо было закре пить. : Трал принес четыре тонны. Это уже не била случай 1 ость. «R ильдина «нащупал» рыбу. Од нако пра здйовать победу было рано. Четы- ре то!Iны — это хоропiо. Но траулеру нужны не 4, а несколько раз но рыба «пошла» (каждый 4—5, а то и по Ь тонн), думали над тем, как обе- дальнейшем. Уже на следующий день ситуация резко и:<М 1 пилась. Снова начал «наступать» лед. Разводье катастрофически сужалось, надо было куда-то убегать. А путей к отступле нию не было. Уже в последний момент «Кильдин» вошел я узкую щель, образо ванную двумя полями довольно тяжелого льда. Ни о каком промысле в етвк усло виях не могло быть и речи; •*гг.-ь* 400 тонн! И хотя трал приносил по командиры судна слечить успех в р УКО ВОД ИТЕЛ П нромысла приняли единственно верное в этих условиях решение: оставить Л а б р ад о р и уйти на Джорджес-баику, где к этому времени сложилась довольно сносная об становка. Капитаны с одобрением приняли это решение. Наконец-то можно покинуть Лабрадор. В этом году он показал свои коготки: несколько судов получили серьез ные повреждения и вынуждены были поки нуть промысел, чтобы залечить в порту раны. Правда, и рыбы Ныло как никогда много, но она давалась тяжело. Пожалуй, только один Смирнов с сож а лением покидал этот район. Переход на Джорджес-банку — это потеря минимум 6—7 суток. А за это время можно поймать 200 тони рыбы, рыбы, которая сейчас :так нужна траулеру. Конечно, Смирнов тоже был не е восторге от Лабрадора (он про мышлял в этом районе первый, раз, и ему гфиходилоеь особенно трудно), но тут ом хоть что-то имел. А как еще. сложатся дела т;.м, иа Джорджес-банке?.. Но приказ есть приказ — «Кильдин» дал полный ход и гзял курс на зюйд. Па третий или четвертый день перехода ломполит траулера Виталий Михайлович Скалин как бы случайно оказался в стсло- (Оиончавие на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz