Рыбный Мурман. 1968 г. Февраль.
6 Вклад рационализаторов — / По итогам минувшего года, вторую премию завоевал в хо де смотра-конкурса постанов ки 4рационализаторской рабо ты на предприятиях главка коллектив рационализаторов ордена Ленина рыбного пор та. И это вовсе не слу чайно. 85 тысяч рублей — токую годовую экономию по лучит порт за счет внедрен ных в производство 270 пред ложений новаторов этого предприятия. А всего за год было внесе но 400 предложений, направ ленных на совершенствование и ускоренно работ на самых различных участках произ водства. Таких результатов порт еще по имел за все годы своего существования. Лучшими рационализато рами в коллективе портови ков являются крановщики тт. Глазычев, Любченко, стар ший инженер тов. Пономарев (второй участок), крановщи ки тт. Тарасов, Борисов (пер вый участок), механик топ. Коломенкип (портовый флот) и многие другие. НА СНИМКЕ: передовые моряки траулера «Яга» старший меха ник А. П. Ивашенцев (слева) и‘старший помощник капитана А. А. Фролов. Фото Б. Птицыиа. До свидания, Мурманск! Ха цепко понимал: надо во что бы то ни стало получить «добро» на рейс в Юго-западную Атлан тику. Только тогда можно вы править положение. Но ему не шли навстречу. Просто смешпо. Ведь не о себе же беспокоился капитан-директор. Моряки боль ших морозильных траулеров и т а к по несколько месяцев не бывают дома, а тут в ущерб своим, семейным интересам, че ловек носится с требованием о цгестимесячном плавании. Чу д ак , право. Хаценко добивался, вместе с ним обивал пороги отделов фло та первый помощник Николай Васильевич Шаматрин. Потом оба решили, что надо брать вы ше, идти вплоть до обкома. И там увидели в доказательствах «ходатаев» рациональное зерно. Впрочем, понимал Бориса Се меновича и Федор Федорович Низгирев. Не знаю, что больше в этом контакте сказалось. Ког да-то бывший капитан БМРТ «Жигулевск» первым открывал новый район и, видимо, знал его перспективы и возможности. Может, другие нужно искать объяснения. Но Ф. Ф. Низгирев приложил много старания, что бы «Серафимовичу» разрешили южноатлантическое плавание. Главным сдерживающим «но» была трудность с комплекта цией команды. По этой, причине н отказывали Борису Семенови чу в просьбе. Лето, людей не хватает, а тут нужны не просто Кадры, а моряки, оформившие дополнительные документы, про шедшие тропическую, как гово р я т , комиссию. Быстро решить >» вопрос не удастся, а простой еудна... У команды «Серафимовича» был в запасе всего один, но важный аргумент. И вынаши вался он не в спешке, день, два, а считай, несколько меся цев. Еще в начале юбилейного года коммунисты судна задума лись над тем, как справиться с годовым заданием по добыче рыбы, выпуску готовой продук ции. Бог тогда-то и было при нято решение ходатайствовать перед руководством флота о плакировании очередного рейса экипаж у в Юго-западную Ат лантику . После плавания механики, па лубная команда сразу приступи ли к подготовки ( механизмов, корпуса судна к сдаче Регистру, а тем временем капитан, номпо- лит ходили от одной инстанции к другой, добиваясь выполнения Р ешения партийного собрания, [аконец, настойчивость победи ла. На БМРТ направили нуж ны х моряков. Но не всех. В пгга- то недоставало десять рыбообра ботчиков. Об этом стало извест но 14 августа — в день запла нированного отхода «Серафимо вича» в океан. Вопрос стоял остро: или уй-> дете в рейс, или будете ждать полной комплектации команды, но тогда изменится район пла вания . Из двух вариантов надо * было выбирать лучший, И 15 августа большой морозильный траулер взял курс на норд. — До свидания, Мурманск, — мыслеппо прощались моряки. Провожающим матерям и же нам говорили: — Пишите почаще, но скучай те, мы скоро верпемся. Это «скоро» измерялось полу годием. Выход найден Отсутствие в штате десяти рыбообработчиков поставило командовапие судпа, обществен ные организации перед большой проблемой: какой пайти выход? Этот вопрос обсуждали и коман диры и коммунисты. В копеч- ном счете разговор шел пе толь ко о том, чтобы имеемыми сила ми вырабатывать плановое ко личество продукции, а так по строить работу, чтобы ликвиди ровать задолженность, которая за первое полугодие составляла Как это было Если человек попадает в не знакомый лес, он может заблу диться. Это естественно. Если рыбаки пришли в новый район океана, опи пе заблудится. Окс ан дли штурманов везде одина ков, и уж опи-то всегда знают место нахождения судна. Но иеизведанные квадраты чреваты для промысловиков другими последствиями. Можно, напри мер, при первом тралении по терять ♦ловушки», можно неде лю, две цедить сквозь сети толь ко воду, монспо... Все может слу читься. Потому как новый рай он имеет свои специфические особенности. Л особенности на до знать. Капитан ♦Серафимовича» в первый раз т е л в Юго-западную Атлантику.. Старший мастер по добыче Владимир Ивапович Ро- манков — тоже, его помощники ни на йоту не отличались ана- уже не мучила совесть, что долг перед государством так и будет числиться за ними. Но успех, конечно, достался нелегко. Обманчиво думали не которые работники флота, что рыбы в новом районе невпрово рот, бери голыми руками. Слу чались дни, что и трал ничего не давал. Например, _хек ло вился только до 16 часов, а за тем пропадал. Приходилось вру бать полный ход и бежать миль за 80—100 на юг, где обстановка была хорошая. Информацию об этом получали и от земляков, и от судов других бассейнов. Для связи использовали УКВ, судо вой приемо-передатчнк. Долг, говорят, платежом кра сен. Не отделывались молчанием и «серафимовцы». И даже боль ше того. Дважды старший ма стер Владимир Ивапович Ро- манкон пересаживался на «чу жие» корабли и оказывал их экипажам добрую услугу. Б л а годарны ему за это были моря- ы IH IIIIfilltlllltlllltlllllllllllllilflllltiltlllltlllltlllllllllfl. В. Сергеев fllllliniHllllllllfflllllHIUflllll около 500 тонн. И больше того. Вся страна жила одной мыслью: отметить 50-летний юбилей Со ветского государства трудовыми подарками, досрочным выполне нием плана пятидесятого года Октября. Разве мог оставаться в стороне экипаж «Серафимовича», которому передано на вечное храпение переходящее Красное знамя. Да, тогда в день отхода, мо ряки занимали место где-то в третьей десятке, и тем не менее они смотрели на три-четыре месяца вперед. Решено было к 7 ноября дать сверх плана двух лет 12 тысяч центнеров моро женой продукции. Не надо вспоминать про сказку, которая быстро сказывается, хотя смысл второй части присказки вполне подошел бы для объяснения, как экипаж 256-го добивался своего. Чтобы не снижать суточную выработку продукции из-за не полного штата производствен ной команды, руководители эки пажа пошли на крайние меры: привлекли на уборку рыбы командиров. Причем, каждый штурман, механик, электрик должен был отработать на рыб ной фабрике в сутки четыре ча са. Эго помимо своих вахт. Далее из «подсобников» организовала специальные бригады для изго товления тушки и филе. В обеспечении нормальной ра боты рыбофабрики большую леп ту внес механик-наладчик Ва силий Иванович Скворцов. Рань ше, чтобы разделать рыбу на филе, ее нужно было потрошить. В этой операции участвовало три человека. Василий Иванович сделал приспособление для фи- летировочной машины, которая теперь исключала ручную шкер ку рыбы. В результате освободи лось две пары рук, вием нового района. Короче, может, два-три человека из всей команды раньше бывали здесь. И неосведомленность сразу ска залась. Первое же траление, улов которого вышли посмот реть почти все моряки, не при несло и центнера рыбы. На Па тагонском шельфе работала группа БМРТ вашего бассейна. Каждый экипаж брал стабиль ные и хорошие уловы. «Значит, хек есть, — решил Борис Семе нович Хаценко. — Тогда что-то неладно с тралами. Но ведь ими же мы промышляли и на Джорд- жес-банке, прекрасно промыш ляли». В этом-то и заключался весь секрет. Что подходит к одному району, не пригодно к другому. Капитан понял это сразу из разговора с Василием Харитоно вичем Мочаловым, руководите лем экипажа «Пушкина». Он-то и подсказал удлинить кабели до 130—150 метров, использовать трехщелевые распорные доски. А как избавиться от обильного попадания в трал ракушек, до думались сами. Во-первых, на центральный грунтроп постави ли 400-миллиметровые бобипцы и увеличили скорость траления. Устранение недостатков зан я ло сутки. И когда подняли «ло вушки» снова, в них оказалось тонн двадцать хека. Начались напряженные рыбацкие вахты. За 24 часа моряки изготавлива ли 35—40 тонн моржепой про дукции, в среднем же за рейс суточная выработка составила 38 тонн, что на три тонны боль ше задания. Начав промысел в середине августа, экипаж «Се рафимовича» за полтора месяца справился с планом третьего квартала. Дальше темп был еще более развит. В октябре всего за 30 дней реализовали програм му четвертого квартала. Эти цифры радовали. Потому что су мели выйти и з прорыва, никого ки «Яшмы» главка «Запрыба», на котором Владимир Иванович вооружил трал по схеме, ис пользуемой мурманскими рыба ками, и отрегулировал доски. То же самое можно сказать и о коллективе нашего ППР «Глет чер». На этом судне почему-то не оказалось тралмейстера, и д е ла на нем шли не блестяще. По- том-то они понравились. С 25 октября обстановка на Патагонском шельфе стабилизи ровалась. Если . раньше рыба держалась пятнами и косяки были очень подвижны (в одном направлении имели улов в 15 тонн, в обратном — «колеса»), то теперь все траления закан чивались весьма успешно. Это и дало возможность в оставшиеся дни до праздника выполнить обязательство. 7 ноября экипаж «Серафимовича» рапортовал о выработке 'сверх плана двух лет пятилетки 12 тысяч цент неров продукции, а спустя две надцать дней уложил в трюмы последние тонны в счет годово го задания. 7 декабря судно снялось с промысла.- Можно было теперь подвести итоги плавания. Они внушали уважение: «Серафимо вич» вышел на третье место среди однотипных кораблей фло та. Моряки за 87 суток нахож дения на лову добыли 53 тысячи цеИТнеров рыбы и выработали из нес 3287 тонн продукции. На стойчивость, умение окупились сторицей. Но капитан Борис Се менович Хаценко заметил с го речью: — Г1очелу-то в повом районе промышляет мало судов Север ного бассейна: Ведь наша груп па по численности не шла ни в какое сравнение с армадой ко раблей других флотов. Есть у капитана и ипые со ображения. Новый район очень обширный, и здесь особенно нужна оперативность в получе нии информации об уловах. Промысловый совет, который проходил в 8.00 по местному времени, запаздывал с переда чей сведений, так как суда дяя переключения в иные места ло ва использовали ночи После рейса 4 Экипаж «Серафимовича» до- . бился хороших результатов в минувшем рейсе. Это бесспорно. Пе подлежит также сомнению, что только работоспособный кол лектив мог преодолеть и труд ности, связанные с отсутствием в течение всего плавания десяти моряков и быстро освоиться па новом месте, вывести судно в передовые. Поэтому пе удиви-' тельво, что многие моряки з а ; успехи в труде получили поощ- " рения, фамилии других занесе ны на судовую Доску иочеТа. Это и матросы 10. М. Лебедев, Л. А. Глазунов, Ф. Ф. Давыдов, В. М. Цыганков, И. Г1. Милсдин, К). II. Митькин, 10. Н. Кармагнов, и моторист В. А. Купцов, и реф рижераторный машинист В. А. Свешенцев, и официантка В. В. Кулешова, и мехатшк-наладчик В. И. Скворцов. Но дело в другом. Подводя итоги соревнования между сме нами, вахтами, командование корабля, общественные орга низации решили лучших из луч ших наградить ценными подар ками из капитанского фонда и вручить их на запланированном семейном вечере. Такой ветер состоялся, но подарки не вручи ли. Не смогли «серафимовцы» и выполнить свое обещание уче никам подшефного 4 «б» класса четвертой школы, которым предполагали подарить фотола бораторию, купленную на те ж е деньги. Руководители флота категорически отказались иыде-'* лить из нескольких тысяч фонда капитала «Серафимовича» нуж ную сумму. Не стоит искать объяснение этому. Может, причина кроется в необычном желании судовых командиров. А что же тут не обычного? В одном из номеров «Гыбного Мурмана» тов. Слуц кий делился своими впечатле ниями, которые у него сложи; лись после посещения траулера Архангельского тралового фло та. В частности, он как раз го ворил, что архангелогородцы имеют возможность использо вать фонд капитана по своему усмотрению, в том числе и для приобретения подарков для пе,- редовых моряков. Деньги они получают на руки и потом на заседании судового комитета ре^ шают, кому что нужно. Это xoj роший стимул для сплочения коллектива, сохранения постоян ной команды. Почему же в на шем флоте не перенять ценную традицию? » * » Сейчас «Серафимович» гото вят к новому рейсу. И, копечно, же экипаж думает о своих рубе жах на будущее. Ближайший - • выполнить ко Дню рыбака плав трех лет пятилетки. Для этого надо выработать 1290 тонн рыб* ной продукции. л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz