Рыбный Мурман. 1968 г. Февраль.
П ОМНИТСЯ, в канун но вого, юбилейного года, когда из-за экватора пришла радиограмма с борта рроизаодствонного рефриже ратора «Перемышль», некото рые М1>ряки скептически го ворили: — Пусть попробуют. Это пока никому не удавалось. Да, экипаж «Перемышля» решил тогда доказать, что на ППР можно за год добыть 150 тысяч центнеров рыбы. Заяв ка была дана, смелая, и по тому она могла быть воспри нята и недоверчиво. Впрочем, рекорды, поставленные на рыбном Мурмане в 30-е годы, «стотысячниками» и вот те перь «перемышлевцами», всег да воспринимались на первых норах с сомнениями. Как и все новое, что входит в жизмь. Даже ведь чтобы доказать наличие рыбы в районе, на званном теперь именем его первооткрывателя, старейшему капитану тралового флота С. Д. Копытову пришлось преодолевать косность не толь ко хозяйственных руководите лей, но и ученых ПИНРО. Все ли двенадцать месяцев экипаж «Перемышля» был уверен в успехе задуманного? Нет, одно время вопрос о вы полнении своего социалистиче ского обязательства стоял очень остро. И случилось та ксе в ноябре. Судно уже на ходилось в море длительное в-ремя. Для того, чтобы взять эти рекордные 150 тысяч цент неров рыбы, требовалось ми нимум еще 1200 тонн готовой продукции. Капитан тов. Ел- фнмов выложил на общем собрании свои мысли. — Есть два варианта. Или сдадим часть груза — 600 тонн «а базу, столько же- вырабо таем мороженой рыбы вновь и пойдем в порт. Но обязатель ство тогда будет не выполнено. Или же будем сдавать 1200 тонн и не станем ониматься с промысла, пока не заполним трюмы. Проголосовали за второй вариант. Несмотря1йа уста лость, долгую разлуку с род ными, победил честный ры бацкий принцип: «дал слово •— едоржи его». И в этом за слуга, конечно, не только той команды, которая совершала решающий рейс, но и другой, закладывавшей основу ре корда. А ставился ой так. ЭКИПАЖА были две задачи: выловить как можно больше рыбы и выработать из нее максималь ное количество продукции. Эти задачи конкретно выра жались соответственно двумя цифрами: 150 и IQp. тысяч. И борьба шла за реализацию обоих показателей. Творческая бригада НОТ, созданная йа корабле в начале года, заня лась анализом ■дея'тельиос'тй производств ениых участаов, направленным на лучшую ор ганизацию труда, усовершен- ствова ние техиологичоск их процессов. Было замечало, что вылнвка 20—25-тонного улова зани мает много времени, причем от этого портилось качество сырца, а, следовательно, сни жался и выход готовой про дукции. И вот по рекомендации членов бригады ПОТ трал мейстер В. Г. Белов создал специальную систему блоков, уменьшающую давление на траловый мешок. Еще одно новшество было внедрено в первом рейсе. Раньше обработанная рыба шла по желобу на транспор тер, таким же путем попадали по назначению и рыбные от ходы. Это представляло не удобство и сдерживало рабо ту. Николай Федорович Ильи чев, руководитель производст венной команды, предложил горловину бункера в рыбном ящике перегородить пополам. В одну из половин поставили два закрытых лотка, выходя щих на рыбную фабрику. Те перь и отходы и илкеренную рыбу можно было одновремен но отправлять на транспорте ры. В результате выработка разделанной продукции дошла до 32—36 тонн в сугки. Матросы Н. А. ЖАРАВОВ, Н. Г. ТРЕВОГИН, И. А. СЫРОКОВ — передовые моряки «Пере мышля». 2 ! l l l l l l l l t l l l l l l l l I l l i ! l l | | l ) l l l | | | l i l | | | | | | | | l | | | | | ! l t l t l | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | t | | | l l f | | | | | | | | | | | | | | | | | t | | | | | | | | | V i i | | | | i i | | U l l t l l l t l l l l l l l l t U I I I I I I I I I I ! l l l l l l l l l l l l l l l l l t ! t l l l l l l t l l ! l £ | Т А К С Т А В И Л С Я р е к о р д ! | • И з опыта экипажа НИ Р „Перемыгилъ“ • 1 Начальник радиостанции коммунист Александр Егоро вич БАБИЧЕВ. Не упустили из виду члены бригады НОТ и вопрос об уве личении производительности морозильных линий. Требова лось найти такой вариант их работы, который позволял бы, не снижая качества замороз-. ки, увеличить количество. Тех нолог Н. Ф. Ильичев и его помощник И. В. Спиридонов пускали ‘ линии на различных скоростях, выбирая наиболее рациональную. Далее они определили время/' когда луч ше всего останавливать ли нии, что было необходимо при пересмене вахт, а также и в течение их. «Перемышль» в отличие от других * подобных кораблей вошел в эксплуатацию немно го больше года назад. Естест венно, люди,-начавшие ка нем работать, не знали судовой техники, обе») удов амия, луч ших способов его эксплуата ции. Поэтому для ознакомле ния ведущие специалисты суд на побывали на «Груманте», «Прилуках», переняли там все ценное, что помогло бы быст рее- освоить свой рефрижера тор. В ПЕРВОМ ~ РЕЙСЕ эки паж, несмотря на мно гие оргаииз ационные трудности, связанные с ра ботой в новом районе, на но- всм корабле, новой командой, выработал 5t.980 центнеров готовой п-родукции. Это вселя ло уверенность, что намечен ный рубеж будет взят. И вот тогда-то, может, впервые скептики уже не осмеливались высказывать вслух недоверие, хотя у них и оставался пос ледний аргумент: времени-то на второе плавание будет меньше, чем на предыдущее. Действительно, вновь к про мыслу «перемышлевцы» при ступили в середине августа. Протем, дебют не вселял ра дости: рыба ловилась неваж но. В основном в трал попа дала умбрина, капитан» хека не было. Из рыбы-капнтаиа приходилось делать и филе, и тушкуГ Умбрина доставляла много хлопот с обработкой. Дело в том, что она плохо зам оражив ается. Пр.ихода лось в брикеты добавлять пресную воду. В одно время экипажу пред ставилась возможность пе рейти на облов хека, обнару женного одним из судов на два градуса южнее того места, где находился «Перемышль». Но попытка закончилась не уда ч»но. Тяжелые груi \ товые условия очень мешали работе. К тому же косяк держался узким пятном. Пришлось воз вращаться :назад и ждать улучшения .обстановки. Перелом наступил в конце сентября. Мощные концентра ции хека, появившиеся за 44-й южной параллелью, фактиче ски не сдерживали его добы чу. Сырья хватало и для вы работки мороженой рыбы к рыбной муки. Но выпуск это го .вида продукции сдержи вался. Ларчик, как говорится, открывался просто. Электрик Б, Шгрёбецкий заметил, что сигнал, • подающийся .ревуном о заполнении бункера рыбо мучной установки сырьем, был не слышен* машинистам РМУ из-за шума. Поэтому - они во время не могли, освободить бункер, установка простаива ла. Тов. Негребецкий смонти ровал в помещении РМУ сиг нальную лампу, соединенную с киопкой ручной сигнализ аиии. Теперь при заполнении емко сти рыбой и отходами рабо тающие на фабрике моряки давали об этом знать своим товарищам—машинистам. Про стом сократились, а выработка муки повысилась. Основное внимание коман дование судна, партийная ор ганизация, все моряки удели ли выработке продукции из разделанной рыбы. Забегая вперед, надо сказать, что из общего груза такая продукция составляет 2.370 тонн. Понят но, за короткое время одной производственной команде бы ло бы не под силу ошкерить столько рыбы. В разделке участвовали штурманы, меха ники, электрики, обслуживаю щий персонал, отстоявшие свои вахты. И если в начале рейса выпуск этой продукции в сут ки составлял 10—13 тонн, то потом — 27—29 токи. Н О МАЛО говорить толь ко о количестве. На «Перёмышле* самый тщательный контроль был по ставлен и за качеством про дукции. Забота об этом про являлась с -выливки улова на палубу, его хранения. Масте ра по добыче старались как можно быстрее и аккуратнее разделать улов. Затем рыбу укладывали в ящик неболь шим слоем и пересыпали льдом, чтобы «е портилась. Причем лед старались изго товлять в то в-ремя, когда ка меры были меньше всего за гружены. Обычно это дела лось ночью Борьба за качество продук ции шла и на последующих стадиях обработки рыбы. Мно гое зависело от того, чтобы не допустить пересортицы. При попадании рыб других пород на расфасовку улова ставили дополнительных моря ков. А если оплошность все-та ки допускалась, неправильно упакованная рыба- попадала в TfiOM, тут же вмешивались трюмные рабочие Д. Мельни- чук и Н. Тревогкн.* Уж они никогда не. пропускали ящи!К с мороженой ' рыбой, э т к е тк а с указанием ассортимента ко торой не сходилась е номером, поставленным упаковщиком. Моряки сами устраняли упу щения, а затем случай обсуж дался на совещании смены. То же самое делалось и -npi , других промахах. За весь рейс на ♦Пере мышль» не пришло ми одной рекламации. И тут, прежде все го, нужно отдать должное тех нологу тов. Ильичеву, рыбмас- терам, наладившим строгий контроль, добросовестному от ношению к делу рыбообра ботчиков, подсобной команде. Особенно отличились на ка чественной и быстрой уборке рыбы официантки В. Умай ская, Р. Устюжанинова, реф рижераторный машинист М. Шаврин, моторист В. Рож нов. В ЫБРАННЫЙ ЭКИПА ЖЕМ ВАРИАНТ для выполнения социали стических обязательств ока зался правильным. Моряки сделали даже больше того, что намечали. Они могли огра ничиться изготовлением в оставшееся время 1200 тонн готовой продукции, одна*со груз, уложенный в трюмы, со ставил на 440 тонн больше. К концу плавания они имели на своем счету с начала года свыше 150 тысяч центнеров до бытой рыбы и 104.022 центне ра мороженой продукцуги. Г ОВОРЯ ОБ УСПЕХАХ коллектива «Перемыш ля», нельзя не сказать и о том вкладе, который внес ли судовые новаторы. За два рейса рационализаторы раз работали 33 предложения. Многие из них внедрены на корабли. К каждому делу они подходили творчески. Казалось бы, пустяковая вещь — щиты, установленные технологом в трюме № 3. Но они позволили избежать порчи тары при передаче ящиков с рыбой с судна на плавбазу. А вот как, например, под ходили специалисты к реше нию вопроса о наибольшем выпуске филе. Как известно, на судах подобного типа нет специальных механизмов и приспособлений, облегчающих и ускоряющих изготовление этого ценного продукта. А ручная работа очень трудоем ка. От судовых специалистов требовалось найти наиболее подходящую технологическую схему. Остановились на том, что от транспортера № 24 до пе реходного мостика поставили дополнительный стол. Отходы пошли на транспортер № 25. А филе собирали в корзины, промывали и переносили в упаковочный цех. Тут его рас фасовывали в запасные про тивни, взвешивали :ь п р о ки дывали в подобную тару на морозильные линии, не оста навливая ее. Не подвели экипаж и реф рижераторный механик В. Прохоров, механнкпналад- чнх В. Олех, машинисты М. Шаврин и И. Маненко. Они выбрали самый лучший ва риант работы аммиачных ком- иреосоров, обеспечивая наи большую заморозку рыбы. Кстати, в некоторые дни через морозильные камеры проходи ло до 65 тонн продукции. А добиться такой производи тельности при высокой темпе ратуре забортной воды — до плюс 30 градусов — не так легко. Н АПРЯЖЕННЫЕ ВАХ ТЫ были у всех. Тем значительнее выглядят результаты труда экипажа «Перемышля». Инициатива рекордсменов атлантического промысла, надо думать, найдет своих последователей. А пока морялеи живут другой думой: быстрее и качественно отре- моаггировать корабль и закре пить успех в социалистическом соревновании в честь столетия со дня рождения В. И. Лени на. В. СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz