Рыбный Мурман. 1968 г. Февраль.

П ОМНИТСЯ, в канун но­ вого, юбилейного года, когда из-за экватора пришла радиограмма с борта рроизаодствонного рефриже­ ратора «Перемышль», некото­ рые М1>ряки скептически го­ ворили: — Пусть попробуют. Это пока никому не удавалось. Да, экипаж «Перемышля» решил тогда доказать, что на ППР можно за год добыть 150 тысяч центнеров рыбы. Заяв­ ка была дана, смелая, и по­ тому она могла быть воспри­ нята и недоверчиво. Впрочем, рекорды, поставленные на рыбном Мурмане в 30-е годы, «стотысячниками» и вот те­ перь «перемышлевцами», всег­ да воспринимались на первых норах с сомнениями. Как и все новое, что входит в жизмь. Даже ведь чтобы доказать наличие рыбы в районе, на­ званном теперь именем его первооткрывателя, старейшему капитану тралового флота С. Д. Копытову пришлось преодолевать косность не толь­ ко хозяйственных руководите­ лей, но и ученых ПИНРО. Все ли двенадцать месяцев экипаж «Перемышля» был уверен в успехе задуманного? Нет, одно время вопрос о вы­ полнении своего социалистиче­ ского обязательства стоял очень остро. И случилось та­ ксе в ноябре. Судно уже на­ ходилось в море длительное в-ремя. Для того, чтобы взять эти рекордные 150 тысяч цент­ неров рыбы, требовалось ми­ нимум еще 1200 тонн готовой продукции. Капитан тов. Ел- фнмов выложил на общем собрании свои мысли. — Есть два варианта. Или сдадим часть груза — 600 тонн «а базу, столько же- вырабо­ таем мороженой рыбы вновь и пойдем в порт. Но обязатель­ ство тогда будет не выполнено. Или же будем сдавать 1200 тонн и не станем ониматься с промысла, пока не заполним трюмы. Проголосовали за второй вариант. Несмотря1йа уста­ лость, долгую разлуку с род­ ными, победил честный ры­ бацкий принцип: «дал слово •— едоржи его». И в этом за ­ слуга, конечно, не только той команды, которая совершала решающий рейс, но и другой, закладывавшей основу ре­ корда. А ставился ой так. ЭКИПАЖА были две задачи: выловить как можно больше рыбы и выработать из нее максималь­ ное количество продукции. Эти задачи конкретно выра­ жались соответственно двумя цифрами: 150 и IQp. тысяч. И борьба шла за реализацию обоих показателей. Творческая бригада НОТ, созданная йа корабле в начале года, заня­ лась анализом ■дея'тельиос'тй производств ениых участаов, направленным на лучшую ор­ ганизацию труда, усовершен- ствова ние техиологичоск их процессов. Было замечало, что вылнвка 20—25-тонного улова зани­ мает много времени, причем от этого портилось качество сырца, а, следовательно, сни­ жался и выход готовой про­ дукции. И вот по рекомендации членов бригады ПОТ трал­ мейстер В. Г. Белов создал специальную систему блоков, уменьшающую давление на траловый мешок. Еще одно новшество было внедрено в первом рейсе. Раньше обработанная рыба шла по желобу на транспор­ тер, таким же путем попадали по назначению и рыбные от­ ходы. Это представляло не­ удобство и сдерживало рабо­ ту. Николай Федорович Ильи­ чев, руководитель производст­ венной команды, предложил горловину бункера в рыбном ящике перегородить пополам. В одну из половин поставили два закрытых лотка, выходя­ щих на рыбную фабрику. Те­ перь и отходы и илкеренную рыбу можно было одновремен­ но отправлять на транспорте­ ры. В результате выработка разделанной продукции дошла до 32—36 тонн в сугки. Матросы Н. А. ЖАРАВОВ, Н. Г. ТРЕВОГИН, И. А. СЫРОКОВ — передовые моряки «Пере­ мышля». 2 ! l l l l l l l l t l l l l l l l l I l l i ! l l | | l ) l l l | | | l i l | | | | | | | | l | | | | | ! l t l t l | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | t | | | l l f | | | | | | | | | | | | | | | | | t | | | | | | | | | V i i | | | | i i | | U l l t l l l t l l l l l l l l t U I I I I I I I I I I ! l l l l l l l l l l l l l l l l l t ! t l l l l l l t l l ! l £ | Т А К С Т А В И Л С Я р е к о р д ! | • И з опыта экипажа НИ Р „Перемыгилъ“ • 1 Начальник радиостанции коммунист Александр Егоро­ вич БАБИЧЕВ. Не упустили из виду члены бригады НОТ и вопрос об уве­ личении производительности морозильных линий. Требова­ лось найти такой вариант их работы, который позволял бы, не снижая качества замороз-. ки, увеличить количество. Тех­ нолог Н. Ф. Ильичев и его помощник И. В. Спиридонов пускали ‘ линии на различных скоростях, выбирая наиболее рациональную. Далее они определили время/' когда луч­ ше всего останавливать ли­ нии, что было необходимо при пересмене вахт, а также и в течение их. «Перемышль» в отличие от других * подобных кораблей вошел в эксплуатацию немно­ го больше года назад. Естест­ венно, люди,-начавшие ка нем работать, не знали судовой техники, обе») удов амия, луч­ ших способов его эксплуата­ ции. Поэтому для ознакомле­ ния ведущие специалисты суд­ на побывали на «Груманте», «Прилуках», переняли там все ценное, что помогло бы быст­ рее- освоить свой рефрижера­ тор. В ПЕРВОМ ~ РЕЙСЕ эки­ паж, несмотря на мно­ гие оргаииз ационные трудности, связанные с ра­ ботой в новом районе, на но- всм корабле, новой командой, выработал 5t.980 центнеров готовой п-родукции. Это вселя­ ло уверенность, что намечен­ ный рубеж будет взят. И вот тогда-то, может, впервые скептики уже не осмеливались высказывать вслух недоверие, хотя у них и оставался пос­ ледний аргумент: времени-то на второе плавание будет меньше, чем на предыдущее. Действительно, вновь к про­ мыслу «перемышлевцы» при­ ступили в середине августа. Протем, дебют не вселял ра­ дости: рыба ловилась неваж­ но. В основном в трал попа­ дала умбрина, капитан» хека не было. Из рыбы-капнтаиа приходилось делать и филе, и тушкуГ Умбрина доставляла много хлопот с обработкой. Дело в том, что она плохо зам оражив ается. Пр.ихода лось в брикеты добавлять пресную воду. В одно время экипажу пред­ ставилась возможность пе­ рейти на облов хека, обнару­ женного одним из судов на два градуса южнее того места, где находился «Перемышль». Но попытка закончилась не­ уда ч»но. Тяжелые груi \ товые условия очень мешали работе. К тому же косяк держался узким пятном. Пришлось воз­ вращаться :назад и ждать улучшения .обстановки. Перелом наступил в конце сентября. Мощные концентра­ ции хека, появившиеся за 44-й южной параллелью, фактиче­ ски не сдерживали его добы­ чу. Сырья хватало и для вы­ работки мороженой рыбы к рыбной муки. Но выпуск это­ го .вида продукции сдержи­ вался. Ларчик, как говорится, открывался просто. Электрик Б, Шгрёбецкий заметил, что сигнал, • подающийся .ревуном о заполнении бункера рыбо­ мучной установки сырьем, был не слышен* машинистам РМУ из-за шума. Поэтому - они во­ время не могли, освободить бункер, установка простаива­ ла. Тов. Негребецкий смонти­ ровал в помещении РМУ сиг­ нальную лампу, соединенную с киопкой ручной сигнализ аиии. Теперь при заполнении емко­ сти рыбой и отходами рабо­ тающие на фабрике моряки давали об этом знать своим товарищам—машинистам. Про­ стом сократились, а выработка муки повысилась. Основное внимание коман­ дование судна, партийная ор­ ганизация, все моряки удели­ ли выработке продукции из разделанной рыбы. Забегая вперед, надо сказать, что из общего груза такая продукция составляет 2.370 тонн. Понят­ но, за короткое время одной производственной команде бы­ ло бы не под силу ошкерить столько рыбы. В разделке участвовали штурманы, меха­ ники, электрики, обслуживаю­ щий персонал, отстоявшие свои вахты. И если в начале рейса выпуск этой продукции в сут­ ки составлял 10—13 тонн, то потом — 27—29 токи. Н О МАЛО говорить толь­ ко о количестве. На «Перёмышле* самый тщательный контроль был по­ ставлен и за качеством про­ дукции. Забота об этом про­ являлась с -выливки улова на палубу, его хранения. Масте­ ра по добыче старались как можно быстрее и аккуратнее разделать улов. Затем рыбу укладывали в ящик неболь­ шим слоем и пересыпали льдом, чтобы «е портилась. Причем лед старались изго­ товлять в то в-ремя, когда ка­ меры были меньше всего за ­ гружены. Обычно это дела­ лось ночью Борьба за качество продук­ ции шла и на последующих стадиях обработки рыбы. Мно­ гое зависело от того, чтобы не допустить пересортицы. При попадании рыб других пород на расфасовку улова ставили дополнительных моря­ ков. А если оплошность все-та­ ки допускалась, неправильно упакованная рыба- попадала в TfiOM, тут же вмешивались трюмные рабочие Д. Мельни- чук и Н. Тревогкн.* Уж они никогда не. пропускали ящи!К с мороженой ' рыбой, э т к е тк а с указанием ассортимента ко­ торой не сходилась е номером, поставленным упаковщиком. Моряки сами устраняли упу­ щения, а затем случай обсуж­ дался на совещании смены. То же самое делалось и -npi , других промахах. За весь рейс на ♦Пере­ мышль» не пришло ми одной рекламации. И тут, прежде все­ го, нужно отдать должное тех­ нологу тов. Ильичеву, рыбмас- терам, наладившим строгий контроль, добросовестному от­ ношению к делу рыбообра­ ботчиков, подсобной команде. Особенно отличились на ка­ чественной и быстрой уборке рыбы официантки В. Умай­ ская, Р. Устюжанинова, реф­ рижераторный машинист М. Шаврин, моторист В. Рож ­ нов. В ЫБРАННЫЙ ЭКИПА­ ЖЕМ ВАРИАНТ для выполнения социали­ стических обязательств ока­ зался правильным. Моряки сделали даже больше того, что намечали. Они могли огра­ ничиться изготовлением в оставшееся время 1200 тонн готовой продукции, одна*со груз, уложенный в трюмы, со­ ставил на 440 тонн больше. К концу плавания они имели на своем счету с начала года свыше 150 тысяч центнеров до­ бытой рыбы и 104.022 центне­ ра мороженой продукцуги. Г ОВОРЯ ОБ УСПЕХАХ коллектива «Перемыш­ ля», нельзя не сказать и о том вкладе, который внес­ ли судовые новаторы. За два рейса рационализаторы раз­ работали 33 предложения. Многие из них внедрены на корабли. К каждому делу они подходили творчески. Казалось бы, пустяковая вещь — щиты, установленные технологом в трюме № 3. Но они позволили избежать порчи тары при передаче ящиков с рыбой с судна на плавбазу. А вот как, например, под­ ходили специалисты к реше­ нию вопроса о наибольшем выпуске филе. Как известно, на судах подобного типа нет специальных механизмов и приспособлений, облегчающих и ускоряющих изготовление этого ценного продукта. А ручная работа очень трудоем­ ка. От судовых специалистов требовалось найти наиболее подходящую технологическую схему. Остановились на том, что от транспортера № 24 до пе­ реходного мостика поставили дополнительный стол. Отходы пошли на транспортер № 25. А филе собирали в корзины, промывали и переносили в упаковочный цех. Тут его рас­ фасовывали в запасные про­ тивни, взвешивали :ь п р о ки ­ дывали в подобную тару на морозильные линии, не оста­ навливая ее. Не подвели экипаж и реф­ рижераторный механик В. Прохоров, механнкпналад- чнх В. Олех, машинисты М. Шаврин и И. Маненко. Они выбрали самый лучший ва­ риант работы аммиачных ком- иреосоров, обеспечивая наи­ большую заморозку рыбы. Кстати, в некоторые дни через морозильные камеры проходи­ ло до 65 тонн продукции. А добиться такой производи­ тельности при высокой темпе­ ратуре забортной воды — до плюс 30 градусов — не так легко. Н АПРЯЖЕННЫЕ ВАХ­ ТЫ были у всех. Тем значительнее выглядят результаты труда экипажа «Перемышля». Инициатива рекордсменов атлантического промысла, надо думать, найдет своих последователей. А пока морялеи живут другой думой: быстрее и качественно отре- моаггировать корабль и закре­ пить успех в социалистическом соревновании в честь столетия со дня рождения В. И. Лени­ на. В. СЕРГЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz