Рыбный Мурман. 1968 г. Февраль.
СЕКРЕТ в постоянстве э к и п а ж а В информации «Хорошее нача ле», опубликованной и «Рыбном Мурмане» 31 января, говорилось о том, что экипаж траулера «Магнитогорск» во втором году путилеткн занял третье место в социалистическом соревновании в честь 50-летия Великого Ок тября среди коллективов одно типных судов. Успешно начали работу магнитогорцы и и этом году. Они на 13 еуток р ан ь те f -рока выполнили месячный план. Наш корреспондент обратился к капитану Александру Леонидо- ричу Зелевскому с несколькими вопросами, ответы на которые объясняют «секрет» успеха эхш пажа «Магнитогорска». — Как складывался промысел для моряков вашего траулера в юбилейном году? — Промысел мы начали с нер- еы х дней года, так как судно три месяца до этого вернулось из ре монта и находилось в хорошем техническом состоянии. Всего мы сделали 11 рейсов. Но не все они были удачными, в двух постигла неудача. Сейчас не стоит гово рить о причинах их срыва, в од ном случае — объективных, в другом — зависящих от экипа жа. Гораздо характернее осталь ные девять рейсов. Благодаря тому, что в большинстве из них коллектив добивался значитель ного перевыполнения заданий, мы на 2 сентября недоловили до годового плана всего шесть тонп рыбы. Эту цифру я назвал не слу чайно. Как раз в начале первого осеннего месяца судно стало в междурейсовый ремонт. Он за нял без малого 30 суток. Естест- scnuo , если бы «Магнитогорск» продолжал оставаться в эксплу атации, то первую победу моря ки одержали бы памного рань ше. А так она пришла к нам в октябре. Тогда же мы и закре пили свой успех, потому что чет вертый квартал был весьма про дуктивным для промысла. В то время нам предстояло за два ос тавшихся месяца выработать 280 тонн полуфабриката. Фактически же мы заготовили 472 топны све жья, соленой рыбы, выполнив план на 168 процентов. Этому во многом способствовала хорошая промысловая обстановка и рабо та е производственным рефри жератором «Советск», на кото рый сдавали свежье. К концу года вылов (считая я полуфабрикате) был доведен до 16 857 центнеров, что на 4657 центнеров больше плана. Мы за пили третье место среди экипа жей однотипных судов. — Устраивает ли вас «бронзо вая» награда? —- Откровенно говоря, пет. По тому что мы имели все основа ния претендовать на «серебро». Но нам искусственно создали ус ловия для уменьшения вылова. Дело в том, что рейс «Магнито горск» совершает за 24 суток. Последнее же плаванио в про шедшем году было на шесть дней короче: так запланировали эксплуатационники с тем, чтобы до конца декабря еделать котло- чистку. Ко замысел не осущест вился. По приходе с моря судно двое суток простояло па рейде в ожидании причала, а остальное время было потеряно па затяну вшуюся обработку. Котлочистку же делали в январе. По нашим подсчетам, если бы траулер на ходился в море плановое коли чество дней, мы выловили бы до полнительно не менее 300 цент неров рыбы. — Александр Леонидопнч, рас скажите, как вы организуете ра боту? Чем объяснить успех кол лектива? — Прежде всего перед выхо дом в плавание я довожу до све дения моряков, где и почему именно здесь будем вести лов, я заодно информирую, какие в выбранном районе условия про мысла: грунт, ассортимент рыбы, величина улова, продолжитель ность траления. Отсюда вытека ют конкретные аадачи для всех специалистов: мастеров по добы че, обработке, матросов, машин ной команды, штурманов. То же самое делаем и при вынужден ной смене моста работы. Так бы ло в минувшем рейсе, когда с Медвежки пришлось бежать в Северо-Центральный район, по тому что там лед начал вытес нять корабли. Если штурманы видят, что уловы снизились, п моряки дру гих судов продолжают работать по-прежнему, то они в первую очередь анализируют свои дей ствия и когда убеждаются в их правильности, советуют добыт чикам проверить орудия лона. На таком нее принципе пост роена и работа механиков. Ни когда еще не было, чтобы они в ущерб промыслу занимались ре монтом механизмов. Для этого мы используем время подготовки судна к переходу в порт, а так же, если требуется, — перед за готовкой свежья. Всем известно, что вырабатывать охлажденный полуфабрикат очень выгод но: сколько его уложил в чердаки, столько и привез в порт. Поэтому очень важно в «свежьевой» период пе терять ни минуты. Полной самостоятельностью пользуются у нас штурма вы. Иначе нельзя, ведь пе может же капитан целыми сутками не схо дить с мостика. А мои помощни ки — опытные специалисты. Это относится и к старпому Михаилу Сергеевичу Солянину и второму штурмапу Сергею Васильевичу Загорскому. Поддерживая посто янно свянь с другими судами, они знают обстановку на про мысле и подстраиваются к тем, кто имеет лучшие уловы. Огвстить па вопрос: «чем объ яснить успех коллектива?» — довольно трудно. Вот, например, мы не знаем, преимущество это или наоборот просчет, что ни когда не меняем подбору трала, набитую но центру 500 милли метровыми бобинцами и но кры льям — 400-миллиметровыми. На наш взгляд, такая практика оп равдывает себя, хотя н других случаях и прислушиваемся к со вету товарищей по работе. Эго относится и к изменению длины кабелей и постановке дополни тельных гужпков при лове в квадратах, изобилующих губкой. Но несомненно, если бы мастера по добыче Анатолий Никаноро- вич Макаров, Петр Николае вич Залывский, Михаил Василь евич Корпев относились к свое му делу менее честно, то возмо жен был бы и нролов, и потеря времени на ремонт орудий лова. А их добросовестпая работа объ ясняется тем, что они дорожат судном, на котором трудятся по стоятото. Постоянством команды и объ ясняется «секрет» плодотворной деятельности экипажа «Магни тогорска». Известно, что там, где судно как проходной двор, нет ни порядка, ни слаженности в работе, притуплена ответствен ность людей за вверенный уча сток. А мы не случайно весь заго товленный полуфабрикат сдаем сортностью выше плановой. Ведь мастер по обработке Борис Ва сильевич Савотин, его помощник Аверьян Сергеевич Савельев не пропустят ни одной браковано? рыбины в трюм. За сортностью следят вес. Рев ностно контролируют шкерку, рубку старшины вахт тт. Гуссв- ский, Смольников, Козлов. Они —опытные матросы, первоклас сные шкерщики, обрабатываю щие в минуту но 15—18 рыбин. Так же добросовестно трудятся их товарищи. Если продолжить список н а ших поредовиков, то неиремен- но надо назвать клипфискного мастера Габдулхака Галиева, вы работавшего сверх годового пла на 110 центнеров экспортной про дукции. Значительно больше за дания изготовили консервов ма стер Алексей Петрович Потара- лов вместе с помощником Миха илом Кващенко. Доброго слова яаслуживает ж старший маши нист К. А. Латвенас. Он добро совестно . обслуживает и меха низмы и может при случае заме нить токаря. — Какие планы у экипажа «Магнитогорска» на будущее? — Поддерживая почин пере довых коллективов, включив шихся в соревнование в честь 100 летия со дня рождения В. И. Ленина за досрочное вы полнение пятилетки, мы решили план этого года выполнить к 5 декабря. Задача не из легких, ведь судну запланирован на 3,5 месяца доковый ремонт. Но мо ряки надеются, что сдержат ело» во, только бы не подвели нас су- доремонтншш. Если, мы добьем ся намеченного, то тогда легче будет взять и другой рубеж: в июле 1970 года реализовать про грамму пятилетки и дать сверх нее 0 тысяч центнеров рыбы. На слимке: передовые специалисты тралового флота, коммуни сты (слева направо) мастер по добыче траулера «Нептун» Леонид Петрович Ящанко и рыбмасгер траулера «Мукачево» Леонид Нико лаевич Дорожеико. оказался необыкновенно труд ным: пустились на штормовой и каменистый Лабрадор. Бывалые моряки ворчали: — Нет того капитана... Иод тем капитаном подразу мевался Прокопий Прокопьевич Реглетов. Правда, многие педовольпы были и строгостью Решетона. Но сейчас вспоминают о своем ка питане с благодарностью. — Вот это ловил рыбу! Да-a, Решетов вписал не одну яркую страницу в историю рыб ного Мурмана. Давно ли экипаж «Добролюбова» первым во фло те брал обязательство выловить сто тысяч центнеров рыбы в год. Гремели после этого на всю страну. Добролюбовым коррес понденты посвящали первопо лосные статьи, книжное изда тельство выпустило специальную книгу о передовом коллективе. А капитан в то время, изведен ный недосыпанием, страдал нервным расстройством и в го товой лопнуть от табачного ды ма каюте тайком глотал таб летки валидола. А океан закидал яростью и, злобствуя па ветер, не щадил моряков. Валко переваливаясь, траулер упрямо разбивал волны. Трал снова уходил под воду, и Прокопий Прокопьевич, как ни в чем не бывало, подходил к приборам и давал штурманам указания . — Старайтесь как можно стро ж е выдержать глубину. Подошедшая на банку рыба обычно держится на определен ной глубине, потому так важно пройти нмвнво по ней. Ничего тут нового, но это сказал капи тан, и штурман чувствует ответ ственность. Передо мной вырисовывается фигура Прокопия Прокопье вича. В рубко он появляет ся неожиданно. Сам среднего роста, коренаст, седоват, осо бенно , заметно, когда он в голубой рубашке. Спачала вы глянет в окно: что делается впе реди судна? Затем подойдет к приборам, а потом — к карте. Над картой он порядочно «кол дует» с карандашом в руке. Бы вает, что выносит толстую тет радь с записями многолетних наблюдений. Вспоминает, в ка ком году, в какое время, какая рыба ловилась и где. Всиомдна- ет так, чтоб «намотали на ус» и его помощники. ...Все это было. Очень много всего было. А пока что траулер, сон ровождаемый крикливым и чайками, торопился па извест ный нам Лабрадор. Сладко спа ли матросы. Капитан выкури вал бессчетную сигарету. У ка питана большая ответственность. Ему очень трудно. Ну, конечно, без колебаний я бы всем капитанам при жизни ставил памятники. Мелодия ДУ щ ; В море время до конца рейса кажется вечностью. Все уже те бе знакомо, все присмотрелось. Вдоволь навстречался с полы хающим алым заревом утренних зорь и трогательных бирюзовых закатов. Глядишь на зорьку о вычерче нными с илуэта мл и ро- пльгвающих судов, и чудится де ревня: росистый луг. лениво бре дущий скот, запах парного мо лока, огурцов, яблок, крапивы. И тарахтенье двигателя напоми нает рокот трактора. А па закате чудится стук те лег, ржание лошадей, гармошка, девичьи звонкие голоса; сердце наполняется тревожной грустью, едва защелкает в ближайших кустах соловей. Л пока что мы сидим в проку- реаьной каюте и... Это было похо же не то на скрипку, не то па виолончель, не то па... Это были трогательные, захватывающие глубину души чудодействепные звуки. Их нельзя было не слу шать, от них невозможно было ничем отделаться. Волшебная, вначале еле уловимая песня* те перь набирала силу, росла, ширилась. Она, словно вскипев шее молоко, клокотала избыт ком радости и, щедро расплески ваясь, неудержимо плыла, за топляя все на своем пути. Сладки воспоминания в море. И обязательно в таких случаях надо с кем-то поделиться. Но вечерам собираются парни в каютах, и оживают там сочные истории из морской и личной жизни. К середане : рейса уже в калодой каюте есть свои посто янные посетители. Наша, самая носовая, шшогда не бывает безлюдной, хотя в ней живет нас двое рулевых: я и мой кол лега Игорь Мицкевич, среднего роста, белолицый, недвижной москвич. Кроме основной ра боты, он особенно ничем не ув лекается, поэтому располагает большим свободным временем. В основном к нему и приходят матросы. Бывают у нас добыт чики: Владимир Сахно, бывший подводник, обладатель крепкой широкой груди, сильных рук и неистощимой энергии погово рить по любому поводу; Мах аил Долгушев, невысокий жилистый парень с густой шевелюрой, ко торая часто не покрывается шапкой даже во время снежных зарядов. Почти ежедневно наве дываются к нам парни с рыбо- фабрики; Bufcrop Кречетов, плотпый крепыш, и Валерий Кузспко, любитель носить ко роткую стрижку и медлитель ный в разговорах. Эти парни знают толк в рабо те. Им приходилось лоб в лоб сталкиваться с закипающей вол ной, не разгибая спины, кряду по нескольку часов обрабатывать улов, спешно в двадцатипяти- градусный мороз выгружать ящики с рыбой из трюма на па лубу или проливать пот в рыбо мучном трюме, когда наступает время сдавать пышущую теплом рыбную муку. Они умеют терпеливо выно сить штормы, страдая повышен ным аппетитом, умею? радовать ся радиограммам и письмам, пришедшим из порта на попут ном корабле. Любят хлестко по париться в парилке в банные дни и почитать интерсспыо кни ги или посмотреть фильм, когда ’есть свободное время. Парни что надо! 0 й » весут то же желаете , что и ка/кдмй рабочий человек. У них те же заботы/ — Надо усилить промысловую разгадку, — говорит ребята, ког да отказывает рыба. — Плохо, что не хватает жилья: текучка кадров большая, — Мастерам но добыче нуж но средие-техничес.кое и высшее образование. Профессия не ме нее важная, чем судоводителя или механика. Вокруг этих, кем-то обронен ных предложений вспыхивает горячий разговор. Толкуют са ми матросы. Стало быть, это но просто. Это что-то значит. К ним необходимо прислушаться: парты говорят о проблемных флотских делах. ...Слушаем... Какая музыка! . Музыка? А у нас выключен репродуктор. Так что ото? Ах, да-да... мелодая..* души. *** Велик ты, седовласый океаи* силен и хмудр. Много ты повидав на своем веку, много тайн зна* ешь. Ты бы даже попытался со* перничагь с матушкои-землей. Но есть сильнее тебя: ветер* Надавит в шутку, а у тебя уЖ нервная грудь ходит из«ергак>- щпмея вулканом. Куда хочет, туда и ворошит твою седую ше велюру. Кипишь ты, выходишь из себя и все ж слаб против ветра. А человек побеяедает все: и тебя, и ливни, и ветер. На то и человек. Слава человеку! Борт большого морозильного _ траулера «Добролюбов»* Атлантический океан. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz