Рыбный Мурман. 1968 г. Февраль.

СЕКРЕТ в постоянстве э к и п а ж а В информации «Хорошее нача­ ле», опубликованной и «Рыбном Мурмане» 31 января, говорилось о том, что экипаж траулера «Магнитогорск» во втором году путилеткн занял третье место в социалистическом соревновании в честь 50-летия Великого Ок­ тября среди коллективов одно­ типных судов. Успешно начали работу магнитогорцы и и этом году. Они на 13 еуток р ан ь те f -рока выполнили месячный план. Наш корреспондент обратился к капитану Александру Леонидо- ричу Зелевскому с несколькими вопросами, ответы на которые объясняют «секрет» успеха эхш пажа «Магнитогорска». — Как складывался промысел для моряков вашего траулера в юбилейном году? — Промысел мы начали с нер- еы х дней года, так как судно три месяца до этого вернулось из ре­ монта и находилось в хорошем техническом состоянии. Всего мы сделали 11 рейсов. Но не все они были удачными, в двух постигла неудача. Сейчас не стоит гово­ рить о причинах их срыва, в од­ ном случае — объективных, в другом — зависящих от экипа­ жа. Гораздо характернее осталь­ ные девять рейсов. Благодаря тому, что в большинстве из них коллектив добивался значитель­ ного перевыполнения заданий, мы на 2 сентября недоловили до годового плана всего шесть тонп рыбы. Эту цифру я назвал не слу­ чайно. Как раз в начале первого осеннего месяца судно стало в междурейсовый ремонт. Он за­ нял без малого 30 суток. Естест- scnuo , если бы «Магнитогорск» продолжал оставаться в эксплу­ атации, то первую победу моря­ ки одержали бы памного рань­ ше. А так она пришла к нам в октябре. Тогда же мы и закре­ пили свой успех, потому что чет­ вертый квартал был весьма про­ дуктивным для промысла. В то время нам предстояло за два ос­ тавшихся месяца выработать 280 тонн полуфабриката. Фактически же мы заготовили 472 топны све­ жья, соленой рыбы, выполнив план на 168 процентов. Этому во многом способствовала хорошая промысловая обстановка и рабо­ та е производственным рефри­ жератором «Советск», на кото­ рый сдавали свежье. К концу года вылов (считая я полуфабрикате) был доведен до 16 857 центнеров, что на 4657 центнеров больше плана. Мы за­ пили третье место среди экипа­ жей однотипных судов. — Устраивает ли вас «бронзо­ вая» награда? —- Откровенно говоря, пет. По­ тому что мы имели все основа­ ния претендовать на «серебро». Но нам искусственно создали ус­ ловия для уменьшения вылова. Дело в том, что рейс «Магнито­ горск» совершает за 24 суток. Последнее же плаванио в про­ шедшем году было на шесть дней короче: так запланировали эксплуатационники с тем, чтобы до конца декабря еделать котло- чистку. Ко замысел не осущест­ вился. По приходе с моря судно двое суток простояло па рейде в ожидании причала, а остальное время было потеряно па затяну­ вшуюся обработку. Котлочистку же делали в январе. По нашим подсчетам, если бы траулер на­ ходился в море плановое коли­ чество дней, мы выловили бы до­ полнительно не менее 300 цент­ неров рыбы. — Александр Леонидопнч, рас­ скажите, как вы организуете ра­ боту? Чем объяснить успех кол­ лектива? — Прежде всего перед выхо­ дом в плавание я довожу до све­ дения моряков, где и почему именно здесь будем вести лов, я заодно информирую, какие в выбранном районе условия про­ мысла: грунт, ассортимент рыбы, величина улова, продолжитель­ ность траления. Отсюда вытека­ ют конкретные аадачи для всех специалистов: мастеров по добы­ че, обработке, матросов, машин­ ной команды, штурманов. То же самое делаем и при вынужден­ ной смене моста работы. Так бы­ ло в минувшем рейсе, когда с Медвежки пришлось бежать в Северо-Центральный район, по­ тому что там лед начал вытес­ нять корабли. Если штурманы видят, что уловы снизились, п моряки дру­ гих судов продолжают работать по-прежнему, то они в первую очередь анализируют свои дей­ ствия и когда убеждаются в их правильности, советуют добыт­ чикам проверить орудия лона. На таком нее принципе пост­ роена и работа механиков. Ни­ когда еще не было, чтобы они в ущерб промыслу занимались ре­ монтом механизмов. Для этого мы используем время подготовки судна к переходу в порт, а так­ же, если требуется, — перед за­ готовкой свежья. Всем известно, что вырабатывать охлажденный полуфабрикат очень выгод­ но: сколько его уложил в чердаки, столько и привез в порт. Поэтому очень важно в «свежьевой» период пе терять ни минуты. Полной самостоятельностью пользуются у нас штурма вы. Иначе нельзя, ведь пе может же капитан целыми сутками не схо­ дить с мостика. А мои помощни­ ки — опытные специалисты. Это относится и к старпому Михаилу Сергеевичу Солянину и второму штурмапу Сергею Васильевичу Загорскому. Поддерживая посто­ янно свянь с другими судами, они знают обстановку на про­ мысле и подстраиваются к тем, кто имеет лучшие уловы. Огвстить па вопрос: «чем объ­ яснить успех коллектива?» — довольно трудно. Вот, например, мы не знаем, преимущество это или наоборот просчет, что ни­ когда не меняем подбору трала, набитую но центру 500 милли­ метровыми бобинцами и но кры­ льям — 400-миллиметровыми. На наш взгляд, такая практика оп­ равдывает себя, хотя н других случаях и прислушиваемся к со­ вету товарищей по работе. Эго относится и к изменению длины кабелей и постановке дополни­ тельных гужпков при лове в квадратах, изобилующих губкой. Но несомненно, если бы мастера по добыче Анатолий Никаноро- вич Макаров, Петр Николае­ вич Залывский, Михаил Василь­ евич Корпев относились к свое­ му делу менее честно, то возмо­ жен был бы и нролов, и потеря времени на ремонт орудий лова. А их добросовестпая работа объ­ ясняется тем, что они дорожат судном, на котором трудятся по­ стоятото. Постоянством команды и объ­ ясняется «секрет» плодотворной деятельности экипажа «Магни­ тогорска». Известно, что там, где судно как проходной двор, нет ни порядка, ни слаженности в работе, притуплена ответствен­ ность людей за вверенный уча­ сток. А мы не случайно весь заго­ товленный полуфабрикат сдаем сортностью выше плановой. Ведь мастер по обработке Борис Ва­ сильевич Савотин, его помощник Аверьян Сергеевич Савельев не пропустят ни одной браковано? рыбины в трюм. За сортностью следят вес. Рев­ ностно контролируют шкерку, рубку старшины вахт тт. Гуссв- ский, Смольников, Козлов. Они —опытные матросы, первоклас­ сные шкерщики, обрабатываю­ щие в минуту но 15—18 рыбин. Так же добросовестно трудятся их товарищи. Если продолжить список н а ­ ших поредовиков, то неиремен- но надо назвать клипфискного мастера Габдулхака Галиева, вы­ работавшего сверх годового пла­ на 110 центнеров экспортной про­ дукции. Значительно больше за­ дания изготовили консервов ма­ стер Алексей Петрович Потара- лов вместе с помощником Миха­ илом Кващенко. Доброго слова яаслуживает ж старший маши­ нист К. А. Латвенас. Он добро­ совестно . обслуживает и меха­ низмы и может при случае заме­ нить токаря. — Какие планы у экипажа «Магнитогорска» на будущее? — Поддерживая почин пере­ довых коллективов, включив­ шихся в соревнование в честь 100 летия со дня рождения В. И. Ленина за досрочное вы­ полнение пятилетки, мы решили план этого года выполнить к 5 декабря. Задача не из легких, ведь судну запланирован на 3,5 месяца доковый ремонт. Но мо­ ряки надеются, что сдержат ело» во, только бы не подвели нас су- доремонтншш. Если, мы добьем­ ся намеченного, то тогда легче будет взять и другой рубеж: в июле 1970 года реализовать про­ грамму пятилетки и дать сверх нее 0 тысяч центнеров рыбы. На слимке: передовые специалисты тралового флота, коммуни­ сты (слева направо) мастер по добыче траулера «Нептун» Леонид Петрович Ящанко и рыбмасгер траулера «Мукачево» Леонид Нико­ лаевич Дорожеико. оказался необыкновенно труд­ ным: пустились на штормовой и каменистый Лабрадор. Бывалые моряки ворчали: — Нет того капитана... Иод тем капитаном подразу­ мевался Прокопий Прокопьевич Реглетов. Правда, многие педовольпы были и строгостью Решетона. Но сейчас вспоминают о своем ка­ питане с благодарностью. — Вот это ловил рыбу! Да-a, Решетов вписал не одну яркую страницу в историю рыб­ ного Мурмана. Давно ли экипаж «Добролюбова» первым во фло­ те брал обязательство выловить сто тысяч центнеров рыбы в год. Гремели после этого на всю страну. Добролюбовым коррес­ понденты посвящали первопо­ лосные статьи, книжное изда­ тельство выпустило специальную книгу о передовом коллективе. А капитан в то время, изведен­ ный недосыпанием, страдал нервным расстройством и в го­ товой лопнуть от табачного ды­ ма каюте тайком глотал таб­ летки валидола. А океан закидал яростью и, злобствуя па ветер, не щадил моряков. Валко переваливаясь, траулер упрямо разбивал волны. Трал снова уходил под воду, и Прокопий Прокопьевич, как ни в чем не бывало, подходил к приборам и давал штурманам указания . — Старайтесь как можно стро­ ж е выдержать глубину. Подошедшая на банку рыба обычно держится на определен­ ной глубине, потому так важно пройти нмвнво по ней. Ничего тут нового, но это сказал капи­ тан, и штурман чувствует ответ ственность. Передо мной вырисовывается фигура Прокопия Прокопье­ вича. В рубко он появляет­ ся неожиданно. Сам среднего роста, коренаст, седоват, осо­ бенно , заметно, когда он в голубой рубашке. Спачала вы­ глянет в окно: что делается впе­ реди судна? Затем подойдет к приборам, а потом — к карте. Над картой он порядочно «кол­ дует» с карандашом в руке. Бы­ вает, что выносит толстую тет­ радь с записями многолетних наблюдений. Вспоминает, в ка­ ком году, в какое время, какая рыба ловилась и где. Всиомдна- ет так, чтоб «намотали на ус» и его помощники. ...Все это было. Очень много всего было. А пока что траулер, сон ровождаемый крикливым и чайками, торопился па извест­ ный нам Лабрадор. Сладко спа­ ли матросы. Капитан выкури­ вал бессчетную сигарету. У ка ­ питана большая ответственность. Ему очень трудно. Ну, конечно, без колебаний я бы всем капитанам при жизни ставил памятники. Мелодия ДУ щ ; В море время до конца рейса кажется вечностью. Все уже те­ бе знакомо, все присмотрелось. Вдоволь навстречался с полы­ хающим алым заревом утренних зорь и трогательных бирюзовых закатов. Глядишь на зорьку о вычерче нными с илуэта мл и ро- пльгвающих судов, и чудится де­ ревня: росистый луг. лениво бре­ дущий скот, запах парного мо­ лока, огурцов, яблок, крапивы. И тарахтенье двигателя напоми­ нает рокот трактора. А па закате чудится стук те­ лег, ржание лошадей, гармошка, девичьи звонкие голоса; сердце наполняется тревожной грустью, едва защелкает в ближайших кустах соловей. Л пока что мы сидим в проку- реаьной каюте и... Это было похо­ же не то на скрипку, не то па виолончель, не то па... Это были трогательные, захватывающие глубину души чудодействепные звуки. Их нельзя было не слу­ шать, от них невозможно было ничем отделаться. Волшебная, вначале еле уловимая песня* те­ перь набирала силу, росла, ширилась. Она, словно вскипев­ шее молоко, клокотала избыт­ ком радости и, щедро расплески­ ваясь, неудержимо плыла, за­ топляя все на своем пути. Сладки воспоминания в море. И обязательно в таких случаях надо с кем-то поделиться. Но вечерам собираются парни в каютах, и оживают там сочные истории из морской и личной жизни. К середане : рейса уже в калодой каюте есть свои посто­ янные посетители. Наша, самая носовая, шшогда не бывает безлюдной, хотя в ней живет нас двое рулевых: я и мой кол­ лега Игорь Мицкевич, среднего роста, белолицый, недвижной москвич. Кроме основной ра­ боты, он особенно ничем не ув­ лекается, поэтому располагает большим свободным временем. В основном к нему и приходят матросы. Бывают у нас добыт­ чики: Владимир Сахно, бывший подводник, обладатель крепкой широкой груди, сильных рук и неистощимой энергии погово­ рить по любому поводу; Мах аил Долгушев, невысокий жилистый парень с густой шевелюрой, ко­ торая часто не покрывается шапкой даже во время снежных зарядов. Почти ежедневно наве­ дываются к нам парни с рыбо- фабрики; Bufcrop Кречетов, плотпый крепыш, и Валерий Кузспко, любитель носить ко­ роткую стрижку и медлитель­ ный в разговорах. Эти парни знают толк в рабо­ те. Им приходилось лоб в лоб сталкиваться с закипающей вол­ ной, не разгибая спины, кряду по нескольку часов обрабатывать улов, спешно в двадцатипяти- градусный мороз выгружать ящики с рыбой из трюма на па­ лубу или проливать пот в рыбо­ мучном трюме, когда наступает время сдавать пышущую теплом рыбную муку. Они умеют терпеливо выно­ сить штормы, страдая повышен­ ным аппетитом, умею? радовать­ ся радиограммам и письмам, пришедшим из порта на попут­ ном корабле. Любят хлестко по­ париться в парилке в банные дни и почитать интерсспыо кни­ ги или посмотреть фильм, когда ’есть свободное время. Парни что надо! 0 й » весут то же желаете , что и ка/кдмй рабочий человек. У них те же заботы/ — Надо усилить промысловую разгадку, — говорит ребята, ког­ да отказывает рыба. — Плохо, что не хватает жилья: текучка кадров большая, — Мастерам но добыче нуж­ но средие-техничес.кое и высшее образование. Профессия не ме­ нее важная, чем судоводителя или механика. Вокруг этих, кем-то обронен­ ных предложений вспыхивает горячий разговор. Толкуют са­ ми матросы. Стало быть, это но просто. Это что-то значит. К ним необходимо прислушаться: парты говорят о проблемных флотских делах. ...Слушаем... Какая музыка! . Музыка? А у нас выключен репродуктор. Так что ото? Ах, да-да... мелодая..* души. *** Велик ты, седовласый океаи* силен и хмудр. Много ты повидав на своем веку, много тайн зна* ешь. Ты бы даже попытался со* перничагь с матушкои-землей. Но есть сильнее тебя: ветер* Надавит в шутку, а у тебя уЖ нервная грудь ходит из«ергак>- щпмея вулканом. Куда хочет, туда и ворошит твою седую ше­ велюру. Кипишь ты, выходишь из себя и все ж слаб против ветра. А человек побеяедает все: и тебя, и ливни, и ветер. На то и человек. Слава человеку! Борт большого морозильного _ траулера «Добролюбов»* Атлантический океан. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz