Рыбный Мурман. 1968 г. Декабрь.

Новое пришло в школу Урок алгебры в первом классе... Но и седьмом и даже ни в пятом, к а к это было у родителей нынеш­ них первоклассников^ а именно в яорвом. Непривычно и по-роди­ тельски тревожно: у малышей — и вдруг математика. И вместе с тем интересно: как :>то у них по­ лучится? Новая учебная программа вы­ ш ла из стадии эксперимента и смело вошла в класс, вилотную к нашим дотям. Пришла к ним как итог многолетних педагогических споров, поисков, экспериментов и исследований. Да, это весьма нелегко, как не­ легко бывает во всяком новом большом деле. И очень непросто, особенно для тех, кто только что освоил букварь и сразу ж е при­ нялся за трудные иксы и игреки. Но это необходимо. Нужно для самих ребят. Ведь не только пе­ дагоги, родители, студенты, но и старшеклассники давно ужо говорили о том, что существо в а в т а я до последнего времени учебная программа явно устаре­ ла, не отвечала требованиям вре­ мени, не давала той суммы зн а­ ний и навыков, которые необхо­ димы уже на первоначальном этапе обучения. И вот теперь — новая про­ грамма. Как ж е дается матема­ тика первоклассникам? Что они думают о ней? Новую программу осваивают пока школьники Мурманска. Со следующего учебною года по ней будут заниматься все перво­ классники области. Почему ж е решили ввести >ту новую программу? Потому что необходимость ее подсказала сама жизнь. Ежегодно повышаю­ щ ийся материальный и культур­ ный уровень людей не может не сказаться на общем развитии на­ ших детей. В детском саду, у себя дома, общаясь со в-зрослнми, ребята “приобретают навыки: умение мыслить своеобразно и по-свое­ му, по-детски давать оценку окружающей действительности. Тормозить их развитие с п ер­ вых лет учебы, искусственно за ­ держивать на чем-то давно уже известном и понятном — весьма вредно. Здесь стоит отметать, что за последние 25 лет шло ничем не­ оправданное упрощение програм­ мы в начальных классах. Работа передовых учителей и экспериментальные исследования Академии педагогических наук дали возможность придти к за- ключейлю. что настало время полностью изменить содержание начального обучения, п корне перестроить его. Разумеется, этому предшество- . вола большая исследовательская ' работа. 'Свыше десяти лет .научные коллективы АГШ наблюдали раз­ витие детей школьного возраста. Все свои наблюдения, предложе­ ния, они внесли в центральную программную комиссию АПН РСФСР и АН СССР. В свою очередь, центральная программная комиссия целый год работала над совершенствова­ нием проектов. Вносила измене­ ния, учитывала критические за­ мечания учителей, педагогиче­ ской общественности. Программу дважды обсуждали во всех краях, областях, рес­ публиках. Затем выделили три района. Ленинградской, Сверд­ ловской, Владимирской областей, в школах которых началась про­ верка новых программ я учебни­ ков для начальных классов. После проверки еще раз вно­ сились некоторые изменения. упрощения. И только после это­ го программа для первого класса была утверждена Министерством просвещения РСФСР. По ней » этом учебном году работает рай­ он или город it каждой области нашей республики. Что же дает новая программа? Она, несомненно, способствует прогрессивному развитию учени ­ ка, расширяет его кругозор. Учит детей наблюдать, сравнивать, де­ лать выводы, обобщения. Новая программа рассчитана на посто­ янное закрепление я повторе­ ние. Программа но русскому языку, например, развивает устную и письменную речь, учит лучше понимать смысл изучаемых пра­ вил правописания. В период сокращенного обу чения проводится большая пре­ дупредительная работа ио грам ­ матик»: дети узнают много пра­ вил. Проводится большая работа по развитию речи. Особенное внимание уделяется логическим упражнениям, выразительности чтения. На первых порах, естественно,- не всем удавалось добиться хо­ рошего письма, но сейчас наши первоклассники пишут так, как « четвертом классе. Введен новый упрощенный шрифт, приспособленный для безотрывного ннсыта. Это сдела­ но не случайно. Новая програм­ ма требует увеличения объема письменных работ, уметь много писать детям надо а, следова­ тельно, развивать скоропись. Р е ­ бят учат писать, не отрывая пе­ ра от бумаги. Значительно раньше начина­ ется письмо но слуху, ио п ам я­ ти. Уже в первом классе иод ру­ ководством учителя дети пишут небольшие изложения и сочине­ ния о своих игра к, забавах, впе­ чатлениях. • ' В курс математики включены элементы геометрии и алгебры (прямые, кривые, вертикальные линии, многоугольники, углы и т. д.) Ио основным стержнем остается арифметика. Программа рассчитана на р а з­ витие математического мышле­ ния у ребят. Теперь наши пер­ воклассники ■ более успешно пользуются сравнением связан­ ных между собой математиче­ ских понятий и действий, более глубоко изучают свойства ариф ­ метических действий, узнаю т бо­ лее рациональные приемы реше­ ния примеров и задач. / Начальное обучение рассчит^ро па три года. А с четвертого клас­ са начинается . систематическое изучение основ наук. В связи с переходом на новые учебные программы большое зн а­ чение придается подготовке де­ тей к школе в семье. К. ИВАНОВА, ' и н сп ек то р облоно. РО С Т О В -Н А -Д О Н У . В одном из за л о в краеведческого м узея о тк ры л ась л и тер ату р н о -д о к у ­ м ен тал ьн ая вы ставк а «Тихий Д он » ср аж аетс я » , п освящ енн ая сор о кал етию со дня вы хода « свет первого том а ром ана Ми­ х аи л а Ш олохова. Э кспозиция расск азы вает о волнующ ей истории этого п ро­ и звед ен и я, о судьбе книги Ш о­ л о х о в а за рубеж ом . Зд есь представлены экзем п ляры «Ти­ хого Д о н а» , сбереж енны е и пронесенны е сквозь годы п од­ полья нем ецкими ан ти ф аш и ­ стам и , докум енты из многих стр ан , экзем п л яры зар у б еж н ы х и здан ий р о м а н а , статьи , пись­ м а переводчиков, и здателей газет, ж у р н ал о в и т. д. | Электронная машина | — подарок школьникам Е А РМ Я Н С К А Я СС Р. Хороший п о дар о к — элек- = трон н о-зы чясли тельн ую м аш ину «У рал-2» — по- = лучили ученики ш колы -и н терната Лг 3 города = К и р о вак ан а от своих ш еф ов — ин сти тута «Ав- = том ати ка». ~ Уже в 1988 году у старш еклассн и ков иояви- 5 лись новы е дисциплины : основы п р о гр а^ м и р о - = вания на соврем енны х ЭВМ , ик н ал ад к а и экс- = п л у атац и я. Эту п рограм м у ведет инж енер Ba­ ss силий Д егтяр ев. 5Е Н а сним ке: у ЭВМ «У рал-2» ученики 9 клас- Е са. З ан я ти е ведет В асилий Д егтя р ев (с п р а в а ). Е Ф ого Э. И саакян а. Ф отохроника ТАСС, п и и ш ш ш п и н и н ш ш и и н ш ш и н м и и ш п п и н т и н м м и и т ш и п н ш н т н и и н ш п п и ш н п н н ш ш н ш ш ш т н т ; г.аааааооаиапаааолаоаааоасм аааааоаоооааоааааоооааи аоааааоооап ааоаааааааояаааап ооаоастааопоаааооаооааоп с I 10НАРМЕЙЦАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО Это воскресное утРо для тре­ тьеклассников тридцать шесто* школы Мурманска было осо­ бенно радостным. Еще бы: предстояла поездка » воин­ скую часть и гостя к молодым воинам. И вот бо,*4ее ста юнармейцев. удобно расположившись в двух автобусах, направились к месту вспречи. Прежде всего школьники оз­ накомились с комнатой боевой славы. Здесь дети увидели множество фотографий, пла­ катов и других экспонатов, рассказывающих об истории Советских Вооруженных Сил, отражающих боевой путь дан? кой воинской части. Внимание школьников было обращено на трофейное оружие, брошенное фашистами при отступлении, письмо немецкого солдата сво­ ей матери, в котором он про­ клинал войну. Затем юнармейцы были при­ глашены « кинозал, где они просмотрели интересным кино* фильм «Юный барабанщик*. * После этого перед детьми вы­ ступали с воспоминаниями об Отечественной войне ста­ рейшая учительница Мурман­ ска П. В. Чуруева. которая участвовала в освобождении города и являлась во время войны донором, сдавала свою кровь для спасения жизни защитников Заполярья, п Герой Советского Союза, быв ший разведчик Н. П .'П устын­ нее. - От имени школьников акти­ вистка тралового флота Е. С. Самохвалова преподнесла вол­ нам памятный адрес. После торжественной части юнармейцы были приглашены гостеприимными хозяевами в солдатскую столовую на обед. М . И В А Н О В С К И Й . Р ы б а — в к о нв е рт е Можно ли перевозить живую рыбу без воды? Оказывается мож­ но. Чтобы продемонстрировать это, английский ученый зоолог Т. Ра- венсдейл вложил золотую рыбку в обыкновенный почтовый конверт и отправил ее но почте своему другу. Выпущенная в воду после столь необычного путешествия, ^ыбка, как ни в чем ни бывало, про­ должала плавать ■ . * Как заявил Т. Равенсдейя, он разработал новый эффективный препарат под названием иропокент 7404. После инъекции этого пре­ парата рыба может оставаться без воды в течение 48 часов н вос­ станавливает жизненные функции, как только снова попадает в воду, . По мнению ученого, его открытие должно совершить революцию з деле транспортировки рыбы. Н а сним ке: один из уголков вы ставки . П ояснения д ае т ж у р н ал и ст К. П райм а, со б р а в ­ ший больш ой м атер и ал о кни­ га х М. Ш о л о х о ва и их судьбе з а рубеж ом . Ф ото В. Т урби н а. Ф отохрон и ка ТАСС. Б л а г о д а р я т с т р о и т е л е Воспитатель общежития строи­ телей треста «Мурманскжил- строй», что находится на улице Полярные зэфи, М. Ежова при­ слала в Редакцию «Рыбного Мур- мана» письмо, а котором просит через газету выразить благодар­ ность работникам Дворца культу­ ры имени С.. М. Кирова н в осо­ бенности зав. политмассовым от­ делом Е. Парыгиной за хорошую шефскую помощь молодым, стро­ ителям в организации и приведе­ нии ряда тематических веч-аров. Темы этих вечеров, 'пишет М. Ежова, были самые раз­ нообразные. Запланированы и уже проводя­ тся, также с помощью работников Дворца культуры имени С. М. Ки­ рова, беседы и вечера, посвящен­ ные жизни и деятельности В И, Ленина, к юбилею которого гото­ вится вся страна. * Первая беседа на эту тему на­ зывалась «В. И. Ленин и Мур- май*. V \/ W \A AA A AA A AA A A/ V% A AA /W VA A /\A Следующий номер нашей газе­ ты аыйдет I января 1969 года. Р ед ак т о р К. В. МИХАЙЛОВСКИЙ . И з ’ V„• ( у *' ОКЕАНА itUiT / / А1 и W I ] С Е Г О Д Н Я О Ж И Д А Е Т С Я П Р И ­ ХОД : РТ-00 «В айгач», РТ -153 «А ксай», РТ-225 «Д непропетровск*, РТ -329 «М урм аш и», э/с «Андре* м еда» , БМ РТ -240 «Х абаровск», Р С-5299. ЗА В Т Р А : PT -14I «М олд ави я»; РТ -157 « Л о ц мЖ » , РТ-177 «С у- лин», СРТ-4229, СРТ-132, С РТ -682, С РТ -217, СИТ-835, PC-101S. е щ ж ш 'Л1:Э 4 с р с м е V ДЕКАБРЯ, ПЯТНИЦА !0.0Э — Фильм для детей. Петроза­ водск. 11.00 — * «Два мушкетера». Ки­ нокомедия .Чехословакия. 12.20—16.30 — Перерыв. 10.30 — * Программа пере­ дач. 16.35 —■ * Для школьников. «Пав­ лик Морозов*. Телеспектакль Цент­ рального телевидения. 18.20 — * Объ­ явления. 18.30 — * Телевизионные из­ вестия. 18.45 — Клуб кинопутешест- всийивов. 1Ф.45 — «Белорусские огонь­ ки». Передача ил Минска. 21.00 — «Эстафета новостей». 22.00 —• * «Ге­ роям груда*. 28 ДЕКАБРЯ. СУББОТА 8.55 — Программа передач. 9 00 — Гимнастика для всех. 9.45 — Телено- вости. 10.00 — «С. днем рол^дения!* Музыкальная развлекательная про­ грамма. 10.30 — «Право или беспра­ вие». (О борьбе прогрессивных людей Америки за права человека). И.00 — с Прогресс*. Ннтервизионный журнал. 11.30 — Концерт участников художест­ венной самодеятельности. 12.30 — «Здоровье». — Научно-популярная про­ грамма. 13.00 — «В эфире — «Моло­ дость*. 14.00 — «Телевизионный атлас СССР*. Латвийская ССР. Передача из Риги. 15.00 — * «Наша почта*. 15.45 — * «Воскресенье а понедель­ ник». Телефельетон. 16.30 — Мир со­ циализма. 17.00 — Первенство СССР по волейболу. «Калев» (Таллин — ЦСКА). 10.00 — «Летят голуби». (Лейп­ циг — 196S г.). О фильмах — лауреа­ тах Международного фестиваля. 20.00— Праздничный концерт, посвященный 50-летию со дня образования БССР и Коммунистической партии Белоруссии. Передача из Минска. В перерыве —. «Время*. Информационная програм­ ма. 23.00 —Теленовостн. 23.15 — * «Суб­ ботний вечерок». * Передачи ния. Мурманского телевпде- ААК( ИТЕАЕООИЫ г. М у р м ан ск , ул. Т р а л о в а я , у п р а в л е н и е тр ал о во го ф л о т а (4-й я т а ж ). Т ел еф о н ы АТС ры б н о го п о р та: 63-96 — зам . р е ­ д а к т о р а . о тв ет ств ен н ы й с е к р е т а р ь , л и т е р а т у р н ы е с о т р у д н и ­ к и , 62-64 — р ед а к то р . В ы зо в е т е л е ф о о в в го р о д ско й АТС о с у ­ щ е с т в л я е т с я по н о м ер ам : 7-86-396, 7-86-264. Типография «Полярная правда» г, Мурманск. « Р Ы Б Н Ы Й МУРМАН» Индекс 55654 Зак. 7403. ПН-06814.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz