Рыбный Мурман. 1968 г. Декабрь.
Новое пришло в школу Урок алгебры в первом классе... Но и седьмом и даже ни в пятом, к а к это было у родителей нынеш них первоклассников^ а именно в яорвом. Непривычно и по-роди тельски тревожно: у малышей — и вдруг математика. И вместе с тем интересно: как :>то у них по лучится? Новая учебная программа вы ш ла из стадии эксперимента и смело вошла в класс, вилотную к нашим дотям. Пришла к ним как итог многолетних педагогических споров, поисков, экспериментов и исследований. Да, это весьма нелегко, как не легко бывает во всяком новом большом деле. И очень непросто, особенно для тех, кто только что освоил букварь и сразу ж е при нялся за трудные иксы и игреки. Но это необходимо. Нужно для самих ребят. Ведь не только пе дагоги, родители, студенты, но и старшеклассники давно ужо говорили о том, что существо в а в т а я до последнего времени учебная программа явно устаре ла, не отвечала требованиям вре мени, не давала той суммы зн а ний и навыков, которые необхо димы уже на первоначальном этапе обучения. И вот теперь — новая про грамма. Как ж е дается матема тика первоклассникам? Что они думают о ней? Новую программу осваивают пока школьники Мурманска. Со следующего учебною года по ней будут заниматься все перво классники области. Почему ж е решили ввести >ту новую программу? Потому что необходимость ее подсказала сама жизнь. Ежегодно повышаю щ ийся материальный и культур ный уровень людей не может не сказаться на общем развитии на ших детей. В детском саду, у себя дома, общаясь со в-зрослнми, ребята “приобретают навыки: умение мыслить своеобразно и по-свое му, по-детски давать оценку окружающей действительности. Тормозить их развитие с п ер вых лет учебы, искусственно за держивать на чем-то давно уже известном и понятном — весьма вредно. Здесь стоит отметать, что за последние 25 лет шло ничем не оправданное упрощение програм мы в начальных классах. Работа передовых учителей и экспериментальные исследования Академии педагогических наук дали возможность придти к за- ключейлю. что настало время полностью изменить содержание начального обучения, п корне перестроить его. Разумеется, этому предшество- . вола большая исследовательская ' работа. 'Свыше десяти лет .научные коллективы АГШ наблюдали раз витие детей школьного возраста. Все свои наблюдения, предложе ния, они внесли в центральную программную комиссию АПН РСФСР и АН СССР. В свою очередь, центральная программная комиссия целый год работала над совершенствова нием проектов. Вносила измене ния, учитывала критические за мечания учителей, педагогиче ской общественности. Программу дважды обсуждали во всех краях, областях, рес публиках. Затем выделили три района. Ленинградской, Сверд ловской, Владимирской областей, в школах которых началась про верка новых программ я учебни ков для начальных классов. После проверки еще раз вно сились некоторые изменения. упрощения. И только после это го программа для первого класса была утверждена Министерством просвещения РСФСР. По ней » этом учебном году работает рай он или город it каждой области нашей республики. Что же дает новая программа? Она, несомненно, способствует прогрессивному развитию учени ка, расширяет его кругозор. Учит детей наблюдать, сравнивать, де лать выводы, обобщения. Новая программа рассчитана на посто янное закрепление я повторе ние. Программа но русскому языку, например, развивает устную и письменную речь, учит лучше понимать смысл изучаемых пра вил правописания. В период сокращенного обу чения проводится большая пре дупредительная работа ио грам матик»: дети узнают много пра вил. Проводится большая работа по развитию речи. Особенное внимание уделяется логическим упражнениям, выразительности чтения. На первых порах, естественно,- не всем удавалось добиться хо рошего письма, но сейчас наши первоклассники пишут так, как « четвертом классе. Введен новый упрощенный шрифт, приспособленный для безотрывного ннсыта. Это сдела но не случайно. Новая програм ма требует увеличения объема письменных работ, уметь много писать детям надо а, следова тельно, развивать скоропись. Р е бят учат писать, не отрывая пе ра от бумаги. Значительно раньше начина ется письмо но слуху, ио п ам я ти. Уже в первом классе иод ру ководством учителя дети пишут небольшие изложения и сочине ния о своих игра к, забавах, впе чатлениях. • ' В курс математики включены элементы геометрии и алгебры (прямые, кривые, вертикальные линии, многоугольники, углы и т. д.) Ио основным стержнем остается арифметика. Программа рассчитана на р а з витие математического мышле ния у ребят. Теперь наши пер воклассники ■ более успешно пользуются сравнением связан ных между собой математиче ских понятий и действий, более глубоко изучают свойства ариф метических действий, узнаю т бо лее рациональные приемы реше ния примеров и задач. / Начальное обучение рассчит^ро па три года. А с четвертого клас са начинается . систематическое изучение основ наук. В связи с переходом на новые учебные программы большое зн а чение придается подготовке де тей к школе в семье. К. ИВАНОВА, ' и н сп ек то р облоно. РО С Т О В -Н А -Д О Н У . В одном из за л о в краеведческого м узея о тк ры л ась л и тер ату р н о -д о к у м ен тал ьн ая вы ставк а «Тихий Д он » ср аж аетс я » , п освящ енн ая сор о кал етию со дня вы хода « свет первого том а ром ана Ми х аи л а Ш олохова. Э кспозиция расск азы вает о волнующ ей истории этого п ро и звед ен и я, о судьбе книги Ш о л о х о в а за рубеж ом . Зд есь представлены экзем п ляры «Ти хого Д о н а» , сбереж енны е и пронесенны е сквозь годы п од полья нем ецкими ан ти ф аш и стам и , докум енты из многих стр ан , экзем п л яры зар у б еж н ы х и здан ий р о м а н а , статьи , пись м а переводчиков, и здателей газет, ж у р н ал о в и т. д. | Электронная машина | — подарок школьникам Е А РМ Я Н С К А Я СС Р. Хороший п о дар о к — элек- = трон н о-зы чясли тельн ую м аш ину «У рал-2» — по- = лучили ученики ш колы -и н терната Лг 3 города = К и р о вак ан а от своих ш еф ов — ин сти тута «Ав- = том ати ка». ~ Уже в 1988 году у старш еклассн и ков иояви- 5 лись новы е дисциплины : основы п р о гр а^ м и р о - = вания на соврем енны х ЭВМ , ик н ал ад к а и экс- = п л у атац и я. Эту п рограм м у ведет инж енер Ba ss силий Д егтяр ев. 5Е Н а сним ке: у ЭВМ «У рал-2» ученики 9 клас- Е са. З ан я ти е ведет В асилий Д егтя р ев (с п р а в а ). Е Ф ого Э. И саакян а. Ф отохроника ТАСС, п и и ш ш ш п и н и н ш ш и и н ш ш и н м и и ш п п и н т и н м м и и т ш и п н ш н т н и и н ш п п и ш н п н н ш ш н ш ш ш т н т ; г.аааааооаиапаааолаоаааоасм аааааоаоооааоааааоооааи аоааааоооап ааоаааааааояаааап ооаоастааопоаааооаооааоп с I 10НАРМЕЙЦАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО Это воскресное утРо для тре тьеклассников тридцать шесто* школы Мурманска было осо бенно радостным. Еще бы: предстояла поездка » воин скую часть и гостя к молодым воинам. И вот бо,*4ее ста юнармейцев. удобно расположившись в двух автобусах, направились к месту вспречи. Прежде всего школьники оз накомились с комнатой боевой славы. Здесь дети увидели множество фотографий, пла катов и других экспонатов, рассказывающих об истории Советских Вооруженных Сил, отражающих боевой путь дан? кой воинской части. Внимание школьников было обращено на трофейное оружие, брошенное фашистами при отступлении, письмо немецкого солдата сво ей матери, в котором он про клинал войну. Затем юнармейцы были при глашены « кинозал, где они просмотрели интересным кино* фильм «Юный барабанщик*. * После этого перед детьми вы ступали с воспоминаниями об Отечественной войне ста рейшая учительница Мурман ска П. В. Чуруева. которая участвовала в освобождении города и являлась во время войны донором, сдавала свою кровь для спасения жизни защитников Заполярья, п Герой Советского Союза, быв ший разведчик Н. П .'П устын нее. - От имени школьников акти вистка тралового флота Е. С. Самохвалова преподнесла вол нам памятный адрес. После торжественной части юнармейцы были приглашены гостеприимными хозяевами в солдатскую столовую на обед. М . И В А Н О В С К И Й . Р ы б а — в к о нв е рт е Можно ли перевозить живую рыбу без воды? Оказывается мож но. Чтобы продемонстрировать это, английский ученый зоолог Т. Ра- венсдейл вложил золотую рыбку в обыкновенный почтовый конверт и отправил ее но почте своему другу. Выпущенная в воду после столь необычного путешествия, ^ыбка, как ни в чем ни бывало, про должала плавать ■ . * Как заявил Т. Равенсдейя, он разработал новый эффективный препарат под названием иропокент 7404. После инъекции этого пре парата рыба может оставаться без воды в течение 48 часов н вос станавливает жизненные функции, как только снова попадает в воду, . По мнению ученого, его открытие должно совершить революцию з деле транспортировки рыбы. Н а сним ке: один из уголков вы ставки . П ояснения д ае т ж у р н ал и ст К. П райм а, со б р а в ший больш ой м атер и ал о кни га х М. Ш о л о х о ва и их судьбе з а рубеж ом . Ф ото В. Т урби н а. Ф отохрон и ка ТАСС. Б л а г о д а р я т с т р о и т е л е Воспитатель общежития строи телей треста «Мурманскжил- строй», что находится на улице Полярные зэфи, М. Ежова при слала в Редакцию «Рыбного Мур- мана» письмо, а котором просит через газету выразить благодар ность работникам Дворца культу ры имени С.. М. Кирова н в осо бенности зав. политмассовым от делом Е. Парыгиной за хорошую шефскую помощь молодым, стро ителям в организации и приведе нии ряда тематических веч-аров. Темы этих вечеров, 'пишет М. Ежова, были самые раз нообразные. Запланированы и уже проводя тся, также с помощью работников Дворца культуры имени С. М. Ки рова, беседы и вечера, посвящен ные жизни и деятельности В И, Ленина, к юбилею которого гото вится вся страна. * Первая беседа на эту тему на зывалась «В. И. Ленин и Мур- май*. V \/ W \A AA A AA A AA A A/ V% A AA /W VA A /\A Следующий номер нашей газе ты аыйдет I января 1969 года. Р ед ак т о р К. В. МИХАЙЛОВСКИЙ . И з ’ V„• ( у *' ОКЕАНА itUiT / / А1 и W I ] С Е Г О Д Н Я О Ж И Д А Е Т С Я П Р И ХОД : РТ-00 «В айгач», РТ -153 «А ксай», РТ-225 «Д непропетровск*, РТ -329 «М урм аш и», э/с «Андре* м еда» , БМ РТ -240 «Х абаровск», Р С-5299. ЗА В Т Р А : PT -14I «М олд ави я»; РТ -157 « Л о ц мЖ » , РТ-177 «С у- лин», СРТ-4229, СРТ-132, С РТ -682, С РТ -217, СИТ-835, PC-101S. е щ ж ш 'Л1:Э 4 с р с м е V ДЕКАБРЯ, ПЯТНИЦА !0.0Э — Фильм для детей. Петроза водск. 11.00 — * «Два мушкетера». Ки нокомедия .Чехословакия. 12.20—16.30 — Перерыв. 10.30 — * Программа пере дач. 16.35 —■ * Для школьников. «Пав лик Морозов*. Телеспектакль Цент рального телевидения. 18.20 — * Объ явления. 18.30 — * Телевизионные из вестия. 18.45 — Клуб кинопутешест- всийивов. 1Ф.45 — «Белорусские огонь ки». Передача ил Минска. 21.00 — «Эстафета новостей». 22.00 —• * «Ге роям груда*. 28 ДЕКАБРЯ. СУББОТА 8.55 — Программа передач. 9 00 — Гимнастика для всех. 9.45 — Телено- вости. 10.00 — «С. днем рол^дения!* Музыкальная развлекательная про грамма. 10.30 — «Право или беспра вие». (О борьбе прогрессивных людей Америки за права человека). И.00 — с Прогресс*. Ннтервизионный журнал. 11.30 — Концерт участников художест венной самодеятельности. 12.30 — «Здоровье». — Научно-популярная про грамма. 13.00 — «В эфире — «Моло дость*. 14.00 — «Телевизионный атлас СССР*. Латвийская ССР. Передача из Риги. 15.00 — * «Наша почта*. 15.45 — * «Воскресенье а понедель ник». Телефельетон. 16.30 — Мир со циализма. 17.00 — Первенство СССР по волейболу. «Калев» (Таллин — ЦСКА). 10.00 — «Летят голуби». (Лейп циг — 196S г.). О фильмах — лауреа тах Международного фестиваля. 20.00— Праздничный концерт, посвященный 50-летию со дня образования БССР и Коммунистической партии Белоруссии. Передача из Минска. В перерыве —. «Время*. Информационная програм ма. 23.00 —Теленовостн. 23.15 — * «Суб ботний вечерок». * Передачи ния. Мурманского телевпде- ААК( ИТЕАЕООИЫ г. М у р м ан ск , ул. Т р а л о в а я , у п р а в л е н и е тр ал о во го ф л о т а (4-й я т а ж ). Т ел еф о н ы АТС ры б н о го п о р та: 63-96 — зам . р е д а к т о р а . о тв ет ств ен н ы й с е к р е т а р ь , л и т е р а т у р н ы е с о т р у д н и к и , 62-64 — р ед а к то р . В ы зо в е т е л е ф о о в в го р о д ско й АТС о с у щ е с т в л я е т с я по н о м ер ам : 7-86-396, 7-86-264. Типография «Полярная правда» г, Мурманск. « Р Ы Б Н Ы Й МУРМАН» Индекс 55654 Зак. 7403. ПН-06814.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz