Рыбный Мурман. 1968 г. Декабрь.
W l A / W W V W V W W W W W V W J W W W W V . A / W A A / W W V A / W V r ^ A A / W W W V W V W W W W V V / W W W W V A f l / W W V W W V A A A A A A j Щ | р Бережливым сопутствует В ПЛАИК научно-техниче ской организации труда н производства, разра ботанном на Кандалакшском механическом заводе к 100-ле тию со дня рождения В. И. Ленина, имеется специальный раздел, предусматривающий экономию материалов. Наме чено пересмотреть припуски на обработку деталей, эа счет совершенствования техноло гии сократить нормы расхода материалов на основное про изводство. Работа в этом на правлении уже ведется, что позволит добиться значитель ной экономии металла — до конца года 40 топн. Кроме того, применение пластмасс даст возможность заменить большое количество металла. Только из капрона в нынеш нем году будет отлито не ме- пее 50 тысяч различных дета лей. Но даже в таком всеобъем лющем документе, как план но НОТу, в составлении кото рого приняли участие цехи и отделы всего предприятия, не возможно было предусмотреть то новое, что рождается в повседневном труде, что на ходят люди пытливой мысли. Борьба за экономию и бе режливость ведется на всех участках. Так, по предложе нию работников технического отдела осуществлен перевод с поковки на штамповку из ли ста ушка к фланцу аморти затора. В результате на одно изделие сокращен расход ме талла па 3 килограмма 300 граммов. Уменьшение диамет ра серьги к подобному же фланцу тоже дает немалую выгоду. Только по двум дета лям — ушку и серьге — пред приятие сбережет, выполнив весь эакаэ, 35 тонн металла. Большую роль в борьбе за экономию играют технологи. Немало инициативы в этом деле проявляет Евгений Ше- лякин. Его путь в технологи начался со школы фабрично- заводского ученичества. Зани- мзясь в ФЗУ, он одновремен но закончил среднюю школу. Потом стал токарем. И по- ирежнему не терял времени зря — поступил на заочное отделение Ленинградского физико-механического техни кума. Здесь он успешно за щитил дипломный проект. Естественно, па заводе пере вели его на должность техно лога. Работал в инструмен тально-экспериментальном це хе. Под его руководством вы пущена не одна новая маши на для рыбаков и рыбообра ботчиков Мурмана. Сейчас Евгений Шелякин — в техотделе. Но где бы он ни работал, всюду проявляет глу бокое знание дела, инициати ву. Начальник технологиче ского бюро 3. Г. Аргунова так отзывается о Шслякине: — Это очень добросовест ный работник, деловой чело век. В техотделе провел ог ромную работу ио наведению порядка в технической доку ментации. Безусловно, Зоя Георгиевна знает, о чем говорит. Е Ше лякин работает^под се руко водством. В основном Е. Ше лякин занимается обработкой, совершенствованием техноло гии производства запасных частей к двигателям внутрен него сгорания в 300 и 400 ло шадиных еил. Работает он в этом направлении успешно. По его инициативе на многих операциях снижена трудоем- у д а ч а кость, уменьшены припуски на отливки, что дает эконо мию металла. В иоследнее время Шеля кин занимается рыбонасосной установкой для плавбазы «Во стока. Дело в том, что при испытании в Клайпеде в уста новке, изготовленной Канда лакшскими машиностроите лями, выявлены конструктив ные и технологические недо с т а т к и . Устранением их и за нимается молодой технолог. Задание спешное, не терпя щее проволочек. Вот и пору чили это ответственное дело Евгению Щелякину. На снимке: Евгений Шеля кин. Фото и текст А. Брькова. l//WVWWVWVWWWVV V \ A A / N A A A A / W W \ A / \ / W W W W N A A A A / W V \ A / W W W W W W V V \ - ПРОПИСАН НА ФЛОТЕ С е й ч а с д е н ь еерый, невзрачный, мелькает, как хвостик полярной лисицы, — и с приветом! Но для моряков — день ли, ночь, все одно: работать надо! И в числе многих других су дов бороздит зимний о к еан FT-174. Он уже «в годах». Н о к а к и прежде отважно броса е т с я с одного высокого греб л я волны на другой. А вода совсем черпая по сравнению со сплошной косой стеной п а дающего снега. Штормяга взбесился не на шутку. Баллов 8—9. Не мень ше. Злобно воет ветер в сна стях. Беснуются длинногривые волны. Нст-нет, да и забросит волна свою ледяную гриву на палубу, и долго бешено тря сет ею, пока растворится в полупортиках. В такую погоду хороший хозяин собаку на улицу не выгонит, как говорится в пос ловице. На палубе корабля пусто. Матросы — Жч) в своих каютах, кто в салоне. Читают, разговаривают, забивают «козла». И только старый боцман Лебедев по несколы<у раз вы ходит на палубу. Не потому, что его кто-то вынуждает, а просто такой уж он человек беспокойный, хлопотливый, добросовестный до щепетиль ности. Глядят молодые матросы на боцмана — диву даются. Па луба то впиз летит, то на ды бы встает. А боцман, креп кий, ловкий, в громадных са погах, ступает по палубе так, будто это городская улица. И каждый новичок думает: «Эх, мне так не суметь! Да и на учусь ли когда-нибудь ходить по палубе, точно по собствен ной квартире?». Заметив какой-либо беспо рядок, Лебедев кричит: «Эй, ребятки, марш наверх! Рабо та не ждет! А море ленивых ве терпит». Матросы, кто с полной го товностью, а кто и нехотя, поднимаются па палубу. Есть и такие, что ворчат иа неуго монного боцмана, но даже я они все равно любят и ува жают его. Капитан Куклин, наблюдая с мостика за происходящим, чуть усмехается. Говорит вах тенному штурману: «Днем « огнем поискать таких боцма нов, как наш, пе сыщешь. Зо лотой человек. Редкостный моряк!». — Что верно, *о верно, —> соглашается штурман. — Он, главное, настоящий хозяин. Иногда подумается: а когда наш Арсентьевич спит? Отды хает ли оп вообще? А, МОРЕ для Михаила Арсентьевича Лебеде ва дом родной. И даж е больше. Ведь порой люди ж и вут в домах временно, а Л е бедев навсегда прописался сердцем и душой на флоте. Здесь он научился вязать первый морской узел, ростить трос, шкерить рыбу, твердо ходить по палубе. Здесь жо научился выдержке, хладно кровию, спокойной отваге. А сколько молодых моряков прошло через его пропахшие смолой и рыбой руки, сколь ко их с огромной благодар ностью, уважением вспоми нают морскую алгебру, кото рую преподал им Михаил Ар сентьевич! Теперь многие «са лажата», воспитанные им, хо дят в море старшими матро сами, рыбмастерами. А кое- кто, окончив заочно мореход ку, — механиками, ш турм а нами. Пропасть важных дел и за бот лежит на крепких плечах боцмана. Он — хозяин палу бы, здесь дол}цен быть образ цовый порядок. М ОРЕ угомонилось. Стих ветер. Корабль идет по заданному курсу. Ве дется пойся ры бы . Михаил Арсентьевич пере секает налубу, подходит к Р матросу Моргунову. Тот во зится подле лебедки. За него боцман спокоен. Матрос опыт ный, работяхций, в указаниях и помощи не нуждается. Сам поучит других. За рыбоделом— на палубе Моргунов рабо тает — любо-дорого погля деть! Лебедев постоял немного. Ушел. Приметил: новенький матрос, занимающийся покра сочными работами всю вах ту, работает с ленцой. Матрос этот шел на судне впервые. Да и вообще прежде моря не нюхал. Боцман остановился от него в двух шагах. Продолжая ра ботать, новичок покосился на Лебедева. Вот он — крепкий, сильный, неугомонный. Такой холодище, ветрило и качка, а ему — хоть бы хны! Как и некоторые новички, молодой матрос считает боцмана злей шим своим врагом. Пройдет время, и он поймет, что боц ман — это самый верный то варищ, наставник, добрый учитель. Но пока он считает его въедливым, не в меру при дирчивым человеком, кото рый не даст лишний разок «курнуть». Тебя Васей кличут? — спрашивает Лебедев. — Ага, Васей. А .что? — Ровной, ровней красить нужно, товарищ Вася! И рас- тороппей. Работа не ждет. А море ленивых не терпит. Ну-ка, дай! Он берет у матроса кисть, осторожно и быстро погружает в котелок с краской, ловко на кладывает иа иеиокрашен- ный участок несколько слив шихся одна с другой полос. Работает с увлечением. Потом отдает кисть матро су и говорит: — Краску растирать крепче нужно... Кисти и рук не ж а леть! Добро разбазаривать нельзя. Матрос бубнит недовольно: — Тоже мне, корабль... Ста рая ржавая посудила! Выкра сить да выбросить... А тут ру ки губи над ней. — Эх ты, Вася, Вася, — укоризненно, с оттенком не которого сожаления говорит Лебедев. — Верно, пожилой уж е наш кораблик... Но за служенный. Знаешь, сколько на нем рыбки добыто народу? Ага, не знаешь. Так ты вот что: зайди-ка после вахты ко мне в каюту. Я- тебе растол кую, что к чему... И он уходит. А матросу ста новится как-то неловко, стыд но. Он вдруг осознает, что пот сейчас глубоко обидел старого боцмана, потому, что корабль и Лебедев — одно целое. А Михаил Арсентьевич при вычно ступает скользящим шагом по палубе и чуть при метно усмехается, думает: «Ничего, привыкнет парень к рыбацкому делу. Это понача лу он так-то. Молодо-зеле но...». И мысли Лебедева тут же озабоченно перестраиваются на другие дела, которые ждут его. Он спешит к этим новым делам. А горький ветер швы ряет ему в цросоленное лицо ледяные брызги океана. А. БЕРКУТ. Л Е Н И Н Г Р А Д . В оп лощ ая л е нинские зав еты об эл ектр и ф и к а ции стр ан ы , коллектив М етал л и ческого за в о д а имени X X II с ъ е зд а КП С С о сн ащ ает крупнейш ие эн ер гетические новостройки Р оди ны сам ы м соверш енны м о б о р у д о в а нием. Н а этом передовом п ред приятии и зго тавл и ваю т м ощ ны е ги д р авл и чески е турбины д л а К р ас ноярской и С аратовской ГЭС. Это агр егаты -ги ган ты . Их тр у д н о ср ав н и в ат ь с первой советской турбиной, собранной н а это м ж е зав о д е. М ощ ность се бы ла в ты сячу р а з м еньш е м ощ ности К р ас н оярской турбины . Н а сним ке: расточник Ф . Р ез вы х з а о бр аб отко й рабочего в а л а д евя то й турбины К расн оярской ГЭС . Д и а м етр этого в а л а более тр ех м етров. Ф ото М . Б лохи н а. Ф отохрон и ка ТАСС . ПЛАВБАЗА „ВОСТОК" Н а А д м и р ал тей ск о м за в о д е * Л е н и н г р а д е за к а н ч и в а е т с я со о р у ж е н и е у н и к а л ь н о й п л а в у ч е й б а з ы «В осток». Ч е т ы р е х н а л у б ш ли , д л и н о й 224 м и ш и р и н о й 28 м, ги г а н т н есет н а себе 14 с у - д о в -д о б ы тч и к о в . Т рю м к а ж д о г о и з н и х в м е щ а е т всего 10 т р ы б ы и л ь д а. О ста л ь н о е л о в е ц « р асф а со в ы вает» в с е т я н ы е м о ш к и -к у т к и (в м ес ти м о ст ью в 2—З т ) , к о т о р ы е «п о м ечает» р ад и о б у й к о м н ой т а в л я е т в м о р е. Д е ж у р н ы е к о р а б л и за ц е п л я ю т к у т к и и б у к с и р ую т и х к п л а в б а зе . Ч е р е з к о р м о во й сл и п (н а к л о н н ы й т у н н ел ь) н а т е л е ж к а х гр у з в т я г и в а е т с я н а б азу . К а к ж е п р о и сх о д и т ло в р ы б ы ? С н ач ал а н а р а зв е д к у с «В остока» о т п р а в л я ю т с я два в ер то л ет а. О н и о б сл ед ую т м оре в р ад и у се до 300 км . О б н а р у ж и в к о с я к и р ы б ы (до 30 м о т п о вер х н о сти м о р я ), п и л о ты и зв ещ а ю т о н и х но р а д и о те л е ф о н у д и с п е т ч е р а ф л о т и л и и . Е сл и ж е р ы б а п л а в а е т г л у б ж е 30 м, в ход в с ту п а ю т ги д р о л о к а т о р ы и эх о л о ты . Э л ек тр о н н о - в ы ч и с л и т е л ь н а я м аш и н а о бр а б а т ы в а е т д а н н ы е р а зв е д к и и п р о к л а д ы в а е т к у р с д о б ы в аю щ и м су д ам . П о в ер х н о ст н ы е к о с я к и о б л а в л и в а ю т с я к ош ел ь к о в ы м н е водом , д о н н ы е — трал о м . К о р п у с су д н а-л о в ц а (д л и н о й 17 м и ш и р и н о й 5,5 м ) о т л и т и а с р а в н и т е л ь н о л егк о го с т е к л о п л асти к а. Д в и га т е л ь м ощ н о стью ООО л. с. п о зв о л я е т б у к с и р о в а т ь т р а л со ск о р о стью до 5 у зл о в (обы чн о ск о р о сть т р а л е н и я п о п р е в ы ш а е т 3—3,5 у з л а ) . С «олго- щ ы о ги д р о ак у сти ч е ск о й а п п а 4 р ату р ы л о в е ц бы стро н а с т и г а е т «цель». З а х о до м р аб о ты с л о д я т п р и б о р ы , к о н тр о л и р у ю щ и е п о л о ж е н и е т р а л а . К а к то л ько м еш о к н а п о л н и т с я ры бой , он а в т о м а т и ч е ск и « зав я зы в а е т с я » и о т д е л я ется . В к л ю ч а е т с я его с и г н а л ь н ы й буй. О т н а д в и га ю щ е го с я ш то р м а т р а у л е р ы с п а с а ю т с я на б о р т у «В остока». М ощ н ы е к р ап ы п о д н и м а ю т с р а з у по ч е ты р е л о в ц а . Вес, к аж д о го д о б ы тч и к а — 60 т. Н а т р а у л е р е н е т п о сто я н н о й к о м ан д ы , н е т и ж и л ы х п о м ещ е н и й . Б р и г а д ы и з 5 ч е л о в е к (в м е сто 23— 100) р е гу л я р п о с м е н я ю т ДРУГ д р у га. О ко н ч и в р аб о ту , р ы б а к и « у е зж а ю т дом ой», н а п л а в б азу . Т ам и х ж д у т одно- и д в у х м естн ы е к а ю т ы с к о н д и ц и о н и р о в ан н ы м во зд у х о м , х о л о д н о й и го р я ч ей водой, удобн о й м еб ел ью . К у с л у га м э к и п а ж а — к и н о за л я к л у б , с а л о н ы о тд ы х а и с п о р т и в н ы й к о м п л е к с с п л а в а т е л ь н ы м б ас сей н о м и с о л яр и ем , к л а с с ы д л я з а н я т и й , п о л и к л и н и к а , п р а ч е ч н а я . Т р и с т а то н н ры бы в с у т к и см о гу т и п р и н я т ь и п е р е р а б о т а т ь ц е х и ги гап тск о го п л ав у ч е го з а в о да. «В осток» (в м и р е т а к и х с у д о в п о к а ещ е н ет) м о ж ет р а б о т а т ь б ез п о п о л н е н и я за п а с о в т о и л и в а , во ды , п р о д о в о л ь ств и я и п р о м ы сл о во го с н а р я ж е н и я ч е т ы р е м е ся ц а . З а р е й с (м е с я ц у х о д и т н а д о р о гу « ту д а и о б р атн о » ) п л а в б аза в ы р а б о т а е т око л о 20 т ы с я ч то н н св е ж е м о р о ж е н о й ры б ы , 20 м лн . б а п о к к о н сер во в , 2 т ы с я чи то н н р ы б н о й му км, 185 то н и й!ира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz