Рыбный Мурман. 1968 г. Декабрь.
ПРИБЛИЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ О С Т О Й Ч И В О С Т И СУДНА С п особ н ость судна, вы ведевн о- ve иа соатояиия р ав н о в ес и я впо- ягокмя силами, возвращаться в .исходной положение поело пре кращения действия этих сил, из аываетея остойчивостью. Любое остойчивое судно можно поста вить в- условия, близкие к опро кидыванию, и даже опрокинуть его, если я процессе эксплуата ции не соблюдать необходимых мер предосторожности. Причем, о надвигающейся катастрофе ч а сто даже трудно предположить. Главная качка, п р едш еству ю щ ая моменту, лишь создает в и д и м ость относительного п о ко я и редко настораживает су д о во д и те л я. Поэтому оч ен ь в аж н о в су д о вы х у сл о в и ях , особенно в п ро ц есса п л а в а н и я , х о тя бы п р и б л и женно, но бы стро о п р ед ел я ть ос то й ч и в о сть судн а. О сто й ч и во сть су д н а х а р а к т е р и з у е т с я в за и м н ы м р асп о л о ж ен и ем ц е н т р а тя ж е с ти , ц ен тр а в е л и ч и н ы и м етац ен тр а. И н ф о р м ац и я о б о сто й ч и во сти гр узового су дн а д л я к а п и т а н а (в д ал ь н ей ш ем f и м ен у ется И н ф о р м ац и ей ) д л я р а зн ы х ти п о в судов п остр о ен а так , что р азл и ч н ы м образом с у д о в о д и т ел ь п о л у ч ает расч етн ы м п у тем гш ачен и я во зв ы ш ен и я у к а за н н ы х вели чи н . Д л я ти п о вы х сл у ч аев н а гр у зо к в И н ф о р м ац и и и м ею тся расп от- п ы е д ан н ы е. П р и э к сп л у атац и и еу д я а ч ащ е всего у сл о в и я н а гр у зо к сущ еств ен н о о тл и ч а ю тся о т п р и во д и м ы х ти п овы х сл у ч а ев в и зм ен яю тся в теч ен и е к о р о тк о го п р о м еж у т к а врем ен и . В р я д е с л у ч а е в х ар ак те р н агр у зо к д а ж е и т еч ен и е одной вахты к о л еб л е т с я в ш и р о к и х п р ед ел ах . П р о и зво д ство р асч о то в о сто й чи во сти по И н ф о р м ац и и я в л я е т с я тр у д о ем ки м делом , т а к ж е к а к и р а с ч е т о стой ч и во сти по к р и в и м эл ем ен тов тео рети ческое го ч е р теж а. Д л я б ы строй оц ен к и осто й ч и во сти эти м етоды вооб ще не пригодны. Вместе с тем на практике встречаются случаи, когда крайне необходимо быстро, хотя бы приближенно, опреде лит!. остойчивость судна. С настоящее время имеются приборы, позволяющие получать данные об остойчивости судна в течение всего периода эксплуа тации. В ближайшие год/л эти приборы будут широко ис пользоваться. Для приближенной, но бы ст рой оценки о стой ч и во сти судн а м о ж ет бы ть и сп о л ьзо в ан и зв е с т н ы й способ о п р ед ел ен и я мета- ц ен тр и ч е ск о й вы соты по п ер и о д у бортовой к ач к и . И зм е р и в в р е м я и о ск о л ьки х п о л н ы х к о л еб а н и й су дн а и п о л у ч и в ср ед н и й п е р и о д к о л еб ан и й , р ассч и ты в аю т зн ач ен и е м етац еп тр и ч еск о й вы- ( Г , П \ 2 — j ^ где С - к о эф ф и ц и - эмпкрическии ент, В — ш и р и н а су д н а, м, Т — п ер и о д к о л еб ан и й , сок. М етоди ка п о л у ч ен и я зн ач ен и й «С» д л я к о н кр етн о го су д н а в л и т е р а т у р е по теор и и к о р а б л я и з л а га е тс я . М. Н. Н и к и ф о р о в п к н и ге «Об л ед ен ен и е тр ау л ер о в» п р и во д и т таб л и ц у зн ач ен и й м етац ен тр и ч е- ской высоты в зависимости от периода качки и т и р а н ы судна. Для облегчения работы пред ставляется удобным составить две таблицы. Одну — зависи мость значений метацентриче- ской высоты от периода качки; вторую — критические значения метацептрической высоты для различных случаев нагрузки и плавания. Составление второй таблицы но составляет трудно стей, так как указанные данные могут быть выбраны и связаны в таблицу из Информации об остойчивости. Сравнивая полу ченные опытным путем — «из- мерянное» секундомером значе н и е метпцентрической вы со ты с его критическим зн ач ен и ем , с у д о в о д и тел ь с м и н и м ал ь н о й з а т р а то й в р ем ен и см о ж е т с д е л а ть в ы вод об о сто й ч и во сти корабля. В п ол н е очеви дн о , ч то к И н ф о р м ац и и об о сто й ч и во сти н ео б х о д и мо п р и л а га т ь таб л и ц у за в и с и м о сти м е т ац ен тр и ч еск о й вы со ты от п ер и о д а к о л еб ан и й су д н а. Эти р асч еты и х о р ош о со ста в л ен н ы е таб л и ц ы , в ы п о л н ен н ы е в к о н ст р у к то р ск о м бю ро, б у д у т способ ство в ать р о сту к у л ь ту р ы су д о во ж д ен и я. Ю. С ЕЛ ЬМ А Н О ВИ Ч , к а п и т а н М у р м ан ск о го т р а л о вого ф л о та. КАНДАЛАКШСКИЙ РЫБОЗАВОД ВЫПОЛНИЛ ГОДОВОЙ ПЛАН К оллектив К ан д алакш ского ры боконсервного за в о д а в р а з вернувш ем ся социалистическом соревновании в честь 100-лс- тия со дня рож ден и я В. И. Л е нина доби лся тр у дов о й побе ды . 13 д екаб р я он р ап ортовал Д о кон ц а го д а ры бооб работ чики нам етили д а т ь сверх п л а на трех л ег пятилетки 380 ты ся ч бан ок консервов. О тлично тр у д я тся на юби лейной вах те тт. С орокина, Ви но гр ад о ва, Берести ева и мно гие други е передовики произ водства. (О к о н ч ан и е. П ач. н а 1-й с т р .). должна но своей конструкции соответствовать всем необхо димым требованиям работы с РТЛ: удобный и бесперебой ный прием рыбы с ловцов, максимальный выпуск пище вой продукции, обеспечение снабжением я выполнение р е монтных работ. И — главное: капитан-директор базы дол жен быть канптан-директо- ром флотилии. Планирование, система заработной платы должны быть единой для шавшасяевиташт ф л о т и л и и. Только так можно добить ся согласован ности в работе экипажей базы и траулеров- ловцов. Только таким иутем будет выпол нена главная задача — мак симальный вы лов рыбы и в ы р а б о т к а рыбопр о д у к- цив на каждого вика. Чем С ам ы й л у ч ш и й в ар и ан т, к о н ечн о , б у д е т так о й , когда т р а у л е р -л о в е ц п о сл е н а л и в к е контейнеров оставит в х , н е отвлекаясь совсем на эту о п е рацию, а база осуществит ее самостоятельно. Чтобы избе ж ать потерь улова, надо, как уже здесь было сказано, обе спечить РТЛ безотказным освещением для контейнеров. Лучше всего до подхо да специализированных баз, вступившие в строй трауле ры-ловцы «Рыбак» и «Рыбач ка» можно ис- ВЫХОД О Д И Н : ФЛОТИЛИЯ! нромысло- быетрее мы придем к практическому осу ществлению этого принципа, тем лучше. Н О ВЕРНЕМСЯ к первому рейсу «Рыбака». После работы с ИР «Виктор Кингисепп», РТЛ был под ключен к ПР «Витус Беринг». Дело пошло успешнее. Способ передачи контейнеров на ходу был дважды испытав именно с этой базой. Она обладает неплохой маневренностью, имея активный руль и винт регулируемого шага. Кроме того, база и РТЛ работали без группы траулеров. Правда, передача контейнеров произ водилась в момент, когда Р Т Л ш ел без трала. Надо о п р о б о вать способ п ер ед а ч и у л о в а и во время траления. о выполнении годового план а. II IH IItm tllllllH IIIH IIIIIIIIIIirittlllltllllllllllllH IIIIIIIIIIIIM IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIItlltlllllllllltllllllllH llllllllllim tllllllllllllllilllllllllllllllllllllllllltllll£ Л. Горюнов О Ч Е Р К Ш Т О Р М Я Ш Т И Л Ь (П р о д о л ж ен и е. Н ач. в JV? 147), — Ч то-ли бо д е л а т ь н уж н о е у в ер ен н о стью , и н ач е у д ач и в » бу дет. Е ели н е ц е л и ть с я в Ч«?ль, вр яд л и ее с р ази ш ь , а? Т о-то ж е. Г л яд и -к а, а за п и с ь и еп л о х ая. — Б еги ту д а— Р у л ь с р а зу п ер ек л ю ч ай . К ак б у д е т готов тр ал , к р в к п еш ь . И . Т р а л но б ы л готов. К ар а- 408 сто я л , ш и р о к о р а с с т а в и в й о ги н а д р азб р о сан н ы м по ♦ п ал у б е тр ал о м с и гл и ц ей в п р аво й р у к е. Д в о е м атр о со в в п р о р ези н ен н ы х о р ан ж ев ы х р о б ах -«в р а с т я ж к у » д е р ж а л и «етп о е п о л о тн о . В аси ли й М ат-^ шбояжч (т а к зв а л и К а р ач ев а) ч и н и л тр ал . Р у к и , п о зн авш и е в- зн о й н о » ; со л н ц е и тр еек у ч и й м о р о з, н а в е д а л и с ь в н е п р е р ы вн о м д в и ж ен и и . Иглицу м о ж н о бы ло к а к сл ед у е т р а с с м о тр еть то л ько тогда, ко гд а о н н а к ак ую -то с ек у н д у о с т а н а в л и в а л с я , чтобы п р и к и н у ть д а л ь н е й ш у ю ч и н к у . И н огда он р езк о д е р га л п ол о тн о и п р и го в а р и в ал н а м атр о са: «Спиш ь?!» Т о т быстро стря- яинал е eefiji забывчивость в в в р е в в р е * «г г * руками. — Д а « н и м и ты -рукави цы ! —• п ал ега л К ар ач ев. М атрос « м ущ ал ся, н е в ы с к а зы в а я об и да* н а гр у б о сть м астер а. Н а К арачева^ p e f e m н е обиж аю т4 ся . Е сли с л у ч а е т с я , то о ч ен ь р едк о . Н а н его н е л ь з я о б и ж а т ь с я ; он го р яч, в о с п р а в е д л и в в « гл о тк у дерет» н е в л и ч н ы х и н тер еса х . В ообщ е-то го в о р я, к о гд а ры б а и д е т с л а бо и п р и х о д я т о собен н о р в а н ы е тр ал ы , д о б ы тч и к и о зл о б л ен ы до п р ед ел а, и в п ер в у ю о ч ер ед ь «кипит» м атр о с. Т о г д а я в о сп р аш и в аю , ск о р о л и б у д е т готов тр ал . Я ви д ел , что дел о д в и ж е т с я к ко н ц у. К а р а ч е в п р о д о л ж ал л и х о р ад о ч н о ч и н и ть , ч асто м е н я я и гл и ц ы , в о о р у ж е н н ы е к ап р о н о во й н и тк о й . И к а к г о в о р и тся , п е д ан бог, п с п о д а д у т в о в р ем я и гл и ц у , п о н есет т а к , что о к е а н у с т а н е т ж ар к о . — Ш евели сь, ш евел и сь ! — п о д го н я ет он н ер асто р о п н о го м о р як а В га к я х с л у ч а я х К а р а ч е в у н е п е р е ч а т К у д а там ! Т а к св е р к н е т своим и о стр ы м и гл азам и , бу дто н о ж о м в с е р д це. А р аб о ту зн ает, н а р аб о те он к а к о гон ь в п ечи : весь гори т. В ах та К а р а ч е в а ' с ч и т а л а с ь л у чш ей , ск о л ь к о я его зн а л , д в а кода. П р авд а, у м е н я с к е м то ж е б ы л и сх в а т к и . Н о м ал о л и что н е б ы в а е т н а р а боте! В о т свищ у ем у с м о сти к а п о п ер его во р н о й тр убе. В а ер а к а к р а з в э то в р е м я т р а в я т с я , еди н и з них то з а д е р ж и т с я , ТО «Ш)бе;КЯТ». П очем у гу л яю т?.. — енра:- м н к я о а. — З а в е р н е м тр ал ! — П ош ел к чер тям ! П о г л я д и , что со сто п о р ам и д е л а е т с я ! П р ав К а р ач ев : су д н о д ав н о и в б ы л о в рем о н те. Э то м ы о б а зн ае м хорош о, я п о то м у ч е р е з м и н у т п я т н а д ц а т ь — д в а д ц а ть у ж е весел о см еем ся н а д тем , к а к о р и ги н ал ь н о у м еем «ц ап аться» . К а р а ч е в у с л ы ш а л , к а к я х л о п н у л д в ер ью корм ового м о сти к а, з а д р а л су х ощ ав о е л и ц о , и сх л еста н н о е ветр ам и , и в ы к р и к н у л : —- С ей ч ас зак о н ч и м ! — Х орош о! П отом св и с тн и т е м н е сю да! Р е б я т а , ч у в с тв у е тс я , то р о п я т с я . П р а к т и ч е с к и й о п ы т у н и х есть, и гл ав н о е — к а р а - чевск о е в о сп и тан и е. Г ео р ги й К о р о л ев х о д и т н а «Добролю - Ф бове» у ж е д в а года. Х в а т к а у н его п о -н а с т о я щ е м у м о р ск ая. Н аск в о зь в и д и т р аб о ту , у м е е т тр у д и тьс я. О н то и видом х о ть к у д а! В ы со к, стр о ен , си л ен я вд о б аво к к р аси в. В д е л а х с о о б р ази тел ен , в д в и ж е н и я х б ы стр , н е л и ш е н см ек ал к и . С лю д ьм и о бщ и тел ен , сп особен п о вести и х аа собой! К о гда о н н а п ал у б е, то н асто л ь к о за х в а ч е н р або то й , что, к а ж е т с я , о к р у ж аю щ и й м и р д л я н его н е сущ еств у ет. В и ж у то ту го о б тя н у ту ю м о к р ы м р о к о в о м сп и н у , то ш и р о к и е л ад о н и р у к , п е р е д в и г а ю щ и е п о п одборе бо б и н ц ы , то о б р ащ ен н ы м к то вар и щ у . — Л еш а , п о д ер ж и -к а... А л ек сей З и н е н к о п р и до р- 4 ж и в а е т п о д б о р у , а К а р а ч е в п р о т а л к и в а е т бобинёц. — Ч е р т и , не м о гу т н а вете р п ар о х о д п о д е р ж а т ь ч то ли ! — с ер д и т ся Л е ш к а , с т а р а я с ь с т а т ь сп и н о й к с н еж н о м у вет- РУ. Н у, ко н еч н о , Л е ш к а всегд а остаем ся сам и м собой. О н лю б и т п о в о р ч а ть . Н а все это у н его н а х о д и т с я с е р ь е з н а я п р и ч и н а. Е м у о ч е н ь и д е т б ы ть в еселы м , ч у т о ч к у гр у б о в аты м , о т ч а я ш ш м . М о ж ет б ы ть; п о то м у , что и м ен н о к так о м у Л е ш к е п р и в ы к л и , а м о ж ет, п о то м у , что все, что д е л а е т и го в о р и т, н о си т о тп е ч а то к свое о б р азн о й с ам о сто я тел ь н о сти . К а к р а с с к а зч и к Л е ш к а н е з а м ен и м , к а к ш у тн и к — о б а я тел ен . У в ер е н н ы е п о вад к и д ел аю т его л о в к и м и у м ел ы м . Л е ш к а о тн о си тся к со р ту лю д ей си л ь н ы х д у х о м , у в ер ен н о ч у в ств у ю щ и х себ я в м оре. —- К р е п ч е д е р ж и , — гово р и т К а р а ч е в Л еш к е. — Т о л к а й , то л кай ... — о тв е ч а е т Л еш к а . К а к ж о та к , его п о у ч аю т, б у д то он сам н е ви д и т, что д о л ать . Л ю б о п ы тн о см о тр еть н а п р о и сх о д я щ е е, но к ак о в о там , н а п ал у б е п о д х л естк и м л н п к и м снегом ? — С коро? — это с п р а ш и в а е т Р еш ето в . — Ч е р е в д ве м и н у т ы ,— о тв еч аю в тру бу , — Р а зв о р а ч и в а й с я ч е р ез п р а в ы й б о р т и а о б р атн ы й к ур с! Ш ту р в а л п о сл уш ен м оей р у к е . Н е у сп ев аю л е ч ь н а обр ат- п ы й к у р с , сл ы ш у К а р а ч е в а : — В се готово! — Я сн о! — а в п ер его в о р н у ю тр у б у : — Т р а л готов к сп у ск у ! Р е й т м а н о тв еч ает: — Л я ж е ш ь н а к у р с — с п у скай ! — Т р а л за бо р т! — к р и ч у и е о т к р ы то го о к ош к а. Т р а л , гр о х о ч я м етал л о м , с п о л з а е т со с л и п а п од с к р у ч е н н ы е р у л о н ы волн. Т р ави м д о ск и в аер а . С б ав л яем ход, б ер е м н а стоп ор. И д ем с тр ал о м гл у б ж е п р е д ы д ущ его . И н тер ес н о , к ак о й б у д е т у л о в ? (П р о д о л ж ен и е с л е д у е т ). пользовать с базой такого типа. Регуляр ная, без вся ких задержек сдача улова позволит доби ться высокой сортности ры бы. Надо ска зать, что в иервом рейсе «Рыбака» было немало недо разумений в этом вопросе. Причем эки паж ПР «Витус Берипг» был более объективен при определении сортно сти рыбы, принимаемой с РТЛ: она принималась здесь болео высокой сортностью, чем на ПР «Виктор Кинги сепп». Поскольку работа с РТЛ ве дется круглосуточно, иа плав базе старший помощник ка питана должен иметь право самостоятельной приемки уловов с траулеров-ловцов. Н ЕСКОЛЬКО слов о совер шенствовании работы иа самих траулерах-лов- цах. Вероятно, им нужны тр а лы больших размеров, соот ветствующие мощности сило вой установки. Требуется до оборудование аппаратурой, которая позволит вести разио- пгубяппое траление. Она есть, но не в полном комплекте. Стоит продумать штатное рас- ■ писание экипажа. Капитан g «Рыбака» Ю р п й Яковлевич Сердюченко имеет до этому поводу конкретные предложе ния, уж е практически опро бовал небольшие перестанов ки людей. Сейчас здесь уве личеы ш тат машинной коман ды. Сделано это с единствен- пой целью: улучшить экс плуатацию техники, обеспе чить выполнение ремонтных работ. Когда ремонтные р а боты будут выполняться на базо флотилии, ш тат машин ной команды можно будет сократить до минимума. Старший механик РТЛ «Ры бак» Михаил Сергеевич Па-' еынко после первого рейса убедился в том, что можно иокоторыо системы нового ко рабля упростить. На эксплуа тация судовой техники это по отразится, надежность в работе механизмов будет обеспечена на должном уров не. Он предлагает, например, сократить число насосов и р я д других уеовсршенствова- ний. О б н а р у ж и л и с ь также к о н с т р у к т и в н ы е н е д о с т а т к и к о м п р ессо р о в. Н о это д ел о у ж е су д о с тр о и тел ь н о й в ер ф и , в ы п у с к а ю щ е й н о в ы е к о р аб л и . П Е Р В Ы Й Р Е Й С т р ау л ер а- л о в ц а «Ры бак» б у д е т п о д в е р г н у т ещ е - с п е ц и а л ь н о м у а н а л и зу . С п ец и а л и сты тщ а т е л ь н о р а с с м о т р я т о р га н и з а ц и о н н ы е п р и н ц и п ы р а б о т ы с к о р а б л я м и это го т и п а, в зв е с я т в о зм о ж н о сти н овой т е х н и к и д л я д о с т и ж е н и я м а к с и м а л ь н о го вы л о ва р ы б ы . М не х о ч е т с я в ваклю - ч е н и е е щ е р а з п о д ч е р к н у т ь т у м ы с л ь , ч т о л у ч ш и м в а р и а н то м в это м д е л е б у д е т со з д а н и е ф л о т и л и и , н е м я к ж к к а к о й о р га н и з а ц и и о н а б у д е т п р и н а д л е ж а т ь , б ы л бы о д и н х о з я и н — за б о т л и в ы й , н а с т о й ч и в ы й в д о с т и ж е н и и гл ав н о й п е л и , у м е ю щ и й с ч и т а т ь н а р о д н ы е д е н ь г и , п р е д у п р е ж д аю щ и й в с я к и е п р о сч ё ты в т а к о м в а ж н о м д ел е, к а к о с в о е н и е н о в о й те х н и к и . Ч т о т а к о й х о зя и н н у ж е н , у б е д и т е л ь н о д о к а з а л п е р в ы й р ей с Р Т Л « Р ы б ак» . С. Ш Е Р Е Д Е К А , к а п и т а н -ф л а гм а п . ш ш ш ш ш н и ш п п п п п и п п п т н и ш п ш ш ш н ш ш и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz