Рыбный Мурман. 1968 г. Декабрь.
СЕМГА ВОЗВРАЩАЕТСЯ С незапамятных времен слави- гидроэлектростанций, но здесь ее вона, позволит сократить сроки лаеь бурная Нива обилием сем- не вылавливали. выращивания молоди. Подобное ги. Но с возведением гидроэлект- Много рыбы прошло на нерест оборудование в опытном порядке ростанции русло реки начисто через рыбоход реки Колвица. уже используется на заводе и обмелело. А семга? Семгу уже не Инспектор рыбоохраны Борис дало прекрасные результаты по ловят в Ниве. Однако для ее вое- Великанов, проводивший здесь интенсификации роста мальков, производства в устье реки во- наблюдения, насчитал 2500 семг, с-вои-мит впашшгнлгг хпчяйст- строен рыбоводный завод. Здесь в то время как в прошлом году ю и ЖНлишно-бытовые зла- семга развивается от икринки рыбоходом проследовало 944, а а ж Г ^ л ^ с до штатного возраста, то есть до позапрошлом - всего 302 штуки. емкостью * ^ ж и"ой дам. периода, когда малыш могут «а- Таким образом, появилась реаяь- в Лувеньгн будет возведе- “Р °* ,лжить « ■ ВЫ' н о « в о е , более совещенное по жвз оре. лов ш ценно р ^ы . конструкции рыбоааградительное Нынешним летом в водоемы Большие перспективы у Канда- veTn0gCTB0 Кандалакшского района аыяуще- яакшского рыбоводного завода на J * на 121 тысяча двухлеток в трех- будущее. Здесь появится еще Примерная стоимость реконст- яеток, что значительно больше °Д*Н це* с бассейнами для ет- рукдни завода определена в 650 планового аАданнч Вес каждого мовкн мелоди. Его площадь 800 тысяч рублем. Осуществление «а- На енямке: ихтиолог Валенти- мастером. В 4964 году поступила в среднем превышает 20 квадратных метров, ва 200 квад- меченных работ позволит пере- ва Алексеевна Суржок. На рыбо- на заочное отделение Калипин- граммов. Это вполне жвзнестой- ратных метров больше существу- крыть первоначальную проект- водном заводе она трудится срав- градского института рыбной про- кая молодь. Окрепший организм *>щей в настоящее время подоб- ную мощность завода в весхоль-. нительно недавно. До этого рабо- мышленности и хозяйства. Ныв- хорошо переносит тяготы воль- вой производственной площади ко раз. Увеличится я возврат тала на коптильном завода Мур- че В. Суржок защитила диплом-' вой жизни в пресных водах, му- предприятия. Промышленная ус- взрослой семги в водоемы Кап- майского рыбокомбината. Снача- ную работу, да выпускаются мальки. Потом тавовка, которая будет емонтиро- далакшского района. ла рабочей, . затем весовщиком, А. БРЫСОВ. подросшие семужата уходят в iiMiiHiHIIHHHIIHiltUtlWHUmimiUUHIIIIIMMWHWWIHIIMWIHIffllHHHIfrtHIHWWJmmiMlllMWtlllHIHninHmMmmHmMIMmiMHMiniHlHimmillimmiHl море для нагула, н через год— три снова семга возвращается в родные края. Летом и осенью нынешнего го да в; Кандалакшском районе до быто около трех с половиной тысяч семг (многие из них с мет ками •Кандалакшского в Княже- ^нбекого рыбоводных заводов). ЧЙК) на тысячу с лишним экземп ляров больше, чем вылавлива лось в среднем за год до зарегу лирования рек, впадающих в Кандалакшский залив. Семга появилась и в устье Ни вы, и в водах отводящих кана лов Княжегубской и Нивской ПШШШШШШШШШШПШШШШШ НОВЫЕ КАНАТОВ I» Чтобы ечь миллионы трапу с борта спаса!еля, прини мают воздушные и гидравличе ские -шланги с подсоединенными к ним щеточными машинками, Канаты — исстари необходи мая принадлежность ’орудий ры боловства. Из пеньки и лыка, крапивы и льна вили их наши предки. Время меняло орудия, еамо представление о рыбном промысле, менялись и канаты. Сейчас было бы странно видеть ва современном рыболовном суд не лыковые или крапивные кана ты, применяемые для спуска тра ла. Сталь и синтетика пришли ita смену старым материалам. Над разработкой новой техно логии и конструкции канатов ра- вЬчает Центральный научно-ис следовательский институт лубя ных волокон. Многие его изделия могут быть с успехом применены рыбаками. В прошлом году институт раз работал комбинированную кон струкцию канатов «капрон — сталь». Канат трехпрядный, каж дая нрядь обвита слоем капроно вых’ каболок. Капроновое покры тие увеличивает стойкость пря дей к механическому износу. Срок службы такого каната по сравнению с равнопрочным пень ковым увеличивается более чем в 40 раз, стоимость же его в срав нении с пеньковым и капатом «Геркулес» снижается втрое. Институтом разработаны также два вида канатов комбинирован ной конструкции, изготовленных из капронового волокна в соче тании с полипропиленом. Приме нение полипропиленового волок на благодаря его низкому удель ному весу (0,9 г в кубическом саптпметре) позволяет получать плавающие канаты. Разработаны два типа: с максимальным уплог- плющим слоем и с повышенной стойкостью к износу. Институт разрабатывает вре менные технические условия па канаты из монофильного поли пропиленового волокна. На Ле нинградской фабрике была изго товлена'опытная партия канатов диаметром 30, 65, 100 и 475 мм. Все они плавающие. Прочность их в полтора раза выше прочно сти пеньковых того же размера. Полипропиленовые канаты со вершенно не подвержены гние нию и почти не намокают. Водоросли в ракушки различ- ежегодный убыток в 14 милдйо- от йодорбслей в приставшвх ра- Для очистки судна водолазы- ных беспозвоночных морских ор- нов рублей. ’ кушек механическими средства- пловцы спускаются 3 воду по ганизмов— сильный и коварный Нам неизвестно, ведутся ли та- ми непосредственно на промысле, враг судоходства. В теплой мор- кие подсчеты- в Министерстве В этом отношении большой ин- ской воде подводную часть судна рыбного хозяйства, но мы знаем, ' терес может представить опыт «оккупируют» морские желуди, что меры по защите судов от об- экспедиционного отряда аварий- мидии, различного рода губки и растания на флотах явно недо- но-спасательных подводных тех- подплывают к судну и начинают водоросли, в результате чего на статочны. нических работ (АСПТР) Черно- очистку днища, следуя в обрат- корцусе образуется шерохова- Всем известно, и нет необходи- морского пароходства, изложен- ном по отношению друг к дру*у то с т ь— или, как это принято на- мости приводить примеры, что су- ный в брошюре Центрального направлении. Скорость движений зывать, обрастание. да типа БМРТ и РТМ, транспорт- ' бюро научно-технической инфор- каждого из двух водолазов около При обрастании увеличивается ные рефрижераторы, веномога- мации Министерства морского 8 метров в минуту (за это время сопротивление при трении под- тельные суда, находящиеся дли- флота СССР (№ 44, 4967 г.) «Из водолаз очищает площадь около водной частн судна о воду, а зна- тельное время в тропиках, под- опыта применения установки для трех квадратных метров}, чит, и расход топлива, уменыпа-вергаются сильному обрастанию. » подводной очистки корпусов су- ется скорость, повышается кор- У промысловых судов в этой дов». ъпосоо очистки подводаои ва* розийность подводной части кор- связи уменьшаются скорости Авторы указывают, что перво- сти корпуса судна на плаву с по* пуса. ... , траления. Чтобы удержать задан- начально водолазы АСПТР осу- М01ДЬЮ гидроприводных щето1** " Вот почему борьба с обрастани- ный режим траления на судне, щоствляли полную или частич- ных машинок, управляемых во» ем морских судов — дело важ- подвергшемся обрастанию, дви- ную очистку подводной части долазами-пловцами, эфф екту вое. Специалисты ГДР, напри- гатели работают с большей на- корпуса судна на плаву вручную. вен и заслуживает внедрения. В мер, установили, что своевремеи* грузкой, перерасходуется тонли- При этом водолаз, держась за отряде АС1ПР Черноморского ная очистка от обрастания 30 су- во. Через 2—3 месяца нребыва- подкильный конец, заведенный госпароходства сосчитали, что та- дов, работающих на линии Рос- пия судна в тропической зоне об- под корпус судна, при помощи ким методом может быть очнще- ток — Бомбей — Калькутта — растание увеличивается настоль- скребка очищал корпус от обра- 00 на нлавУ в течение года: 0U Гавана, даст годовой экономи- ко, что, как говорится, «машина стателей. Однако этот способ ма- сухогрузных судов грузоиодъем* ческий эффект около 20 миллио- не тянет», режим траления не лоэффективен и дорог, требует костью 10 тысяч тонн, 9U пае* нов марок. Английская фирма выдерживается. значительных физических уси- сажирских судов средних рав- «Шелл», владеющая крупным В таких случаях промысловики лий. меров и Ш) малых пассажир нефтеналивным флотом, провела облегчают трал, причем идут по В 4965 году экспедиционный €К*Х судов всего около 41JU су- исследования об уменьшении двум путям: или уменьшают его отряд ACI1TP получил француз- дов* КПД силовых установок танке- размеры, или строят из более скую установку ддр подводной Применение установки создало ров по мере увеличения обраста- тонкой нити. В первом случае очистки корпусов судов на пла- зна4ительную экономию време» ния. Было установлено, что эа уменьшается уловистость, во вто- ву. Установка состоит из смонтн- ви п0 тРанспортному флоту Чер- год эксплуатации судна без дока ром — увеличивается аварий- рованного на общей раме агрега- номорсКого пароходства, выража- КПД силовои установки падает ность и сокращаются сроки та, двух комплексов легководо- ЮЩуи>ся в дополнительной зве на 38 процентов. службы трала, а в реаультате лааного снаряжения, двух гид- ПлуаТацяи сухогрузного судна Соответствующие работы ве- уменьшается вылов. равлических щеточных машинок, грузоподъемностью 10 тыюя» дутся и в Советском Союзе. В Моншо ли избежать ущерба от двадцати восьми круглых щеток в течение четырехсот судо- Министерстве морского флота названных причин, сохранить на- и двух комплектов шлангов. Пол- суток в Г0Д) с экономическим эф- СССР подсчитали, что возникаю- родному хозяйству немалые сред- ный вес установки, в рабочем со- фектом в 1 миллион рублей, щая от обрастания подводной ча- ства? Можно — путем оргапиза- стоянии — 4.040 кг, габариты — сти судов потеря скорости в уве- ции эффективной борьбы с обра- 456x1000x4020 мм. Черноморцы личение расходов топлива в пе- станием. Для этого подводную установили ее на спасательном ресчете на сто судов приносят часть судов необходимо очищать судне «Кречет». фектом В. АНИСИМОВ, корабельный инженер, В. ТИШИНСКИЙ* капитан дальнего плавания. П р и к а з с е р д ц а Т АКОЙ ЛЮБВИ позави- •дуешь. По крайней ме ре, должен завидовать каждый молодой механик. Борис Михаилович Батудин — однолюб: как принял в 1958 году траулер «Северо морск», так е ним и не рас стается. Надо ли говорить, что он там каждую гайку зна ет, а «гайки» его не нодводят. Сейчас это будет доказано цифрами и фактами. Красно речивыми фактами, которые могли бы украсить трудовую биографию любого специали ста, обладай он ими. «Североморск», его техника ве стареет. Построен он в 1955 году, спустя пять лет пере оборудован под жидкое топли во, в 19 М году прошел малый капитальный ремонт, в марте 19G7 года — докование, но от текущего ремонта старший механик отказался. За девять рейсов прошлого года сделано всего две котлочистки — это предмет не только* удивления, но и уважения теплотехников механико-судовой слу ж б ы флота: состояние машинно- котельпои установки хорошее. И в нынешнем году только две котдочистки проведено, сэкономлено мпого времени для работы на промысле. Машинная команда «Севе роморска» знает цену време ни в море и в порту, не тра тит его попусту, не загружает зря судоремонтников. Своими силами сиециалисты корабля, в прошлом году выполнили ремонтных работ на 809 нор- мо-часов, в нынешнем — уже более чем на 1300. Кроме то го, много времени ушло на профилактику механизмов. Когда техника выверена, «как часы», и топливо расхо дуется экономно. За 8 рейсов текущего года (285 суток ра боты) экономия мазута соста вила 107,7 тонны, или около 5 процентов, на сумму 3538 рублей, смазочных материа лов сэкономлено 938 кило граммов, то есть па 150 руб лей. Даже человеку, не сведу щему в тонкостях техники и экономики, ясно, что эти деньги идут в общую копилку экипажа, помогают снизить себестоимость рыбопродук ции. Если к этому добавить еще такой показатель — годо вой план 13300 центнеров, а добыча уже перевалила за 23000 центнеров рыбы — то станет ясным вклад машин ной команды «Североморска» в успех коллектива траулера. Глубокое изучение техники, влюбленность в нее неизбеж но будят творческую мысль, зовут к совершенствованию любимого детища. Борис Ми хайлович — один из специа листов флота, заботящихся о внедрении новшеств. На «Се вероморске» в течение семи месяцев испытывается на ди- намомашине и центробежном насосе набивка из синтетиче ского материала, заменившая металлическую норшневую набивку. Испытания показа ли, что дело это стоящее, пер спективное. Каким бы знающим и опыт ным ни был руководитель ма шинной команды, без верпых, надежных помощников ему не обойтись. Об этом всегда помнит • Борис Михайлович. Поэтому и техническая учеба на «Североморске» организо вана хорошо. Только в этом году здесь нодготов л е н о 7 специалистов. Уже около полугода хозяином главной машины ходит Владимир Сер геевич Сотсков. Не вез уча стия и помощи старшего ме ханика он поднялся на эту ответственную должностную ступеньку. 1 Много лет существует при каз о закреплении кадров. В основном он выполняется. Но лучшим исполнителем этого необходимого требования moj жет быть человек, который подчиняется, образно говоря, приказу сердца. Именпо он диктует поступками, всем yKj ладом жизпи и беспокойной живой работы Бориса Михай ловича Батулипа, бессменно го стармеха траулера «Севе роморск». В. ЗАХАРЬИН, замести тель начальника механи- ко-судовой _службы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz