Рыбный Мурман. 1968 г. Декабрь.

П и с ь м а с П Р Т « П е р е м ы ш л ь » <? 1. ПОЛМИЛЛИОНА СВЕРХ П Л А Н А Можно пока на пальцах сосчи­ тать количество промыслово-реф­ рижераторных траулеров, вер­ нувшихся из первого рейса к бе­ регам юго-западной Африки. В ил числе — «Перемышль?. Нам также, как рассказывает в евоей корреспонденции третий помощ­ ник капитана «Ковдора» В. Со­ ловьев, это плавание планирова­ ли к Южной Америке. Разница только в том, что, дойдя до Бра­ зильского побережья, повернули » Африке, а когда почти пере­ секли Атлантический океан, по­ следовала новая команда: следо­ вать на Патагонский шельф, то есть в обратную сторону. Здесь, проработав шесть суток, закрепи­ ли орудия лова по-походному и — курс снова к Африке. И опять хочется сослаться на етатью В. Соловьева. У нас, как у них и, видимо, у всех, кто на­ правлялся в этот район, не ока­ залось под рукой необходимых промысловых пособий. Замечу, мы запросили порт, чтобы высла­ ли нужные карты. Их направили е «Ван-Дейком», который встре­ тился с нами, когда мы шли до­ мой. Моряки Черноморского бассей­ на, балтийские рыбаки давно промышляют у берегов юго-за­ падной Африки. Они уже нако­ пили немалый опыт, имеют хо­ рошие планшеты тех мест. Тем непонятнее, почему северяне ока­ зались перед перспективой рабо­ тать вслепую. Передислокация кораблей в новый район была вы­ звана необходимостью, но ведь рейсы рефрижераторов длятся не недели, а месяцы. И уж мож­ но было за это время более опе­ ративно приступить к выпуску планшетов, карт. Мы пользова­ лась планшетами, вычерченными на основании генеральной карты. О точности их говорить не при­ ходится. Работать нам пришлось в трех районах: мыса Фрио, Уолфиш- Бея и Людериц — местах, дли мурманских рыбаков совершенно неизвестных. А учитывая отсут­ ствие пособий, затруднения е производством обсерваций, тяже­ лые грунтовые условия, станет ясным, как нелегао было про­ мышлять. У мыса Фрио рыба ловилась разнообразного ассортимента: ставрида, зубан, мерлуза. При­ чем, на одной и той же площад­ ке преобладает то один вид, то другой. Мерлузу добывали днем на меньших глубинах, ночью — на больших. Характерно, раз­ мерный состав ее мог меняться самым невероятным образом. Думаешь, что крупные экземпля­ ры держатся только на больших глубинах, а потом оказывалось: здесь мелкая мерлуза. И наобо­ рот. Грунт в этом районе камони- стый, в трал попадали плиты вулканического происхождения. Дель от них очень рвется, и во­ обще они доставляли много не­ приятностей. Однако есть и ров­ ные площадки, но найти их труд­ но. Мы приспособились узнавать по записи второго эхосигнала са­ мописца эхолота. Если линия жирная — значит . дпо камени­ стое, илистый грунт давал серый оттенок. Опыт приходил со временем, а в начале работы единственным ориентиром были для нас бал­ тийцы, которых старались при­ держиваться. Когда обтерлись, если так можно сказать, нашли из их числа хороших товарищей, помогавших нам во всем. Это не абстрактное понятие. Мы участ­ вовали в еоветах, прослушивали радиоразговоры штурманов чер­ номорских судов, но они были довольно туманными, не отлича­ лись достоверностью. А товари­ щи давали объективные данные о ходе промысла. В отличие от района мыса Фрио южнее его у Уолфиш-Бея и Людериц, расположенных друг от друга примерно в 18 часах хода, условия здесь другие. В ча­ стности, грунт илистый. На меньших глубинах меньше ила, на больших — больше. В первое время такой грунт доставлял иного неприятностей. Помню, еделали 30-минутное траление и мешок был ваполнен илом. Уч­ ли, что надо увеличить скорость. В дальнейшем держали ее до 5 узлов. В конце рейса мы обследовали район около устья реки Кунене, чтобы иметь некоторое представ­ ление о нем. Находится он се­ вернее мыса Фрио. Работали здесь полтора суток. В дневное время в этом районе на глуби­ нах 140—180 метров ловится став­ рида. Подъемы достигают 20 тонн. Поэтому 2—3 траления, произведенные в светлое время, дают достаточно сырья для вы- нолнепия суточного задания. Ночью можно искать на больших глубинах мерлузу. Промысел у берегов юго-запад­ ной Африки сдерживало отсутст­ вие поисковых судов. Поиском занимались суда в основном Балтийского бассейна, но на­ столько бессистемно, такими си­ лами, что их данные не играли дли нас никакой роли. Поэтому является крайней необходимо­ стью посылка туда собственного поискового корабля. Есть у меня замечание другого порядка. Рыба в том районе, в частности, мерлуза в ночное вре­ мя, а в основном ставрида, сарди­ на, сардинела держатся в сред­ них слоях воды. Рыбаки с Бал­ тики, Черного моря имели для облова их разноглубинные тралы и добивались хороших результа­ тов. Такими тралами надо снаб­ жать и наши корабли. Несколько слов о чисто судо­ водительской стороне дела. В новом районе, в те месяцы, когда мы были там; сложные метеоро­ логические условия, мешали производить астро н о м и ч е ­ ские обсервация. В то же время малоэффективно применение ло­ катора, так как берега очень низ­ кие, пустынные, песчаные барха­ ны, которые передвигаются. Вда­ ли — горы, покрытые редкой ра­ стительностью. Смотришь на эк­ ран локатора, а он показывает не береговые очертания, а дале­ кие холмы При такой обстановке, тяже­ лом грунте нашим штурманам* пришлось много поработать. Особенно надо отметить кипу­ чую деятельность третьего по­ мощника капитана Алексея Ми­ хайловича Поддубного. В честь 50-летия ВЛКСМ он награжден Почетной грамотой обкома комсо­ мола. Хорошим специалистом по­ казал себя второй штурман Ге­ оргий Николаевич Коротких. В общей сложности рейс «Пе- ремышля» продолжался 5,5 меся­ ца. На лову же находились 74 еу- ток. За это время вылов соста­ вил 39 тысяч центнеров. Харак­ терен другой показатель — сверхплановая прибыль в сумме более полмиллпона рублей. Л. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, стар­ ший помощник капитана. , Г в Типичный пейзаж Советского Заполярья. Снимок сделан Г. Бегловым в Норильске. lUiiiiiHiiiiiiHiiiiiiitiiiniitiiiiiiHiitiitiiiiiiiiiiiiiiitiiiiHiimiiiiiiiiiiiiiiiiiuiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimiiiiiuiiiiiitiiiiiiiiitHiiiii Путь к сохранению рыбных запасов Совместная проверка советских а американских инспекторов соблюдения правил рыболовства v Как известно, интересы про­ мышленного. рыболовства в Се­ верной Атлантике затрагивают ве только Советский Союз, но и еще четырнадцать государств, ве­ дущих здесь интенсивный мор­ ской промысел. Достаточно ска- вать, что только в Северо-Запад­ ной Атлантике, куда за послед­ ние годы переместился центр международного рыболовства, ежегодно промышляют сотни траулеров. Ими вылавливаются миллионы тонн рыбы. Конечно, мы не можем смотреть на оке­ ан, как на бездонную бочку, и та­ кой интенсивный промысел дол- ?кен быть регулируем определен­ ными правилами. В этой связи 15 государствами, в том числе и Советским Союзом, подписана конвенция о рыболов- етве в северо-западной части Атлантики. В целях соблюдения пунктов этой конвенции в ряде государств была создана морская рыбоохрана. Между инспектора­ ми морской рыбоохраны неодно­ кратно проводился обмен опытом по контролю за соблюдением правил рыболовства : в районе действия конвенции. Очередная такая встреча со­ ветских и американских инспек­ торов состоялась в сентябре — октябре нынешнего года. Наша группа вышла из Клайпеды на борту спасательного буксира «Занрыбы» — «Рамбинас». Аме­ риканская инспекторская группа из трех человек была принята па борт «Рамбинаса» в районе ка­ надского порта Галифакс. Офи­ циальным главой американской группы был мистер Кравлпья, специалист по зарубежному ры­ боловству. Членов американской инспекторской группы разме­ стили в отдельных каютах, где им были созданы хорошие усло­ вия для работы и отдыха. За время перехода на банку Джорджес, ^в район промысла советских, судов, гости были ознакомлены со структурой орга­ нов рыбоохраны и врспроизводст* ва рыбных запасов в нашей стра­ не, а также с . организацией в СССР контроля за соблюдением правил рыболовства в районе действия международных кон­ венций. На американских инс­ пекторов произвело впечатление, что у нас морская рыбоохрана осуществляется на специальных судах. В США эти функции ис­ полняет военная служба берего­ вой охраны, которой также вме­ няется и спасение жизни на во­ де. По выбору американских ин­ спекторов и в их присутствии нашими инспекторами было про­ верено шесть советских трауле­ ров, в том числе и Мурманского тралового флота. Ни на одном из проверенных судов не отмечено нарушений правил рыболовства. Посетили они также и рыбоох­ ранное судно «Мурманрыбвода» «Икар», которое в это время осу­ ществляло контроль за конвен- . ционным рыболовством. От посещений советских рыбо­ ловных судов и свободных бесед с промысловиками у американ­ цев сложилось хорошее мнение о советских рыбаках, возможно­ стях советских траулеров и о тон серьезности, с которой Со­ ветское правительство относится к охране и воспроизводству рыб ных запасов. В свою очередь, советские ин­ спекторы могли быть свидетеля­ ми проверки своими коллегами на корабле «Эктив» трех амери­ канских рыболовных судов. Эти траулеры по своему внешнему виду и техническому оснащению никак не могли соперничать с нашими. Там также не было найдено нарушений правил ры­ боловства. Наши инспекторы за­ давали капитанам судов вопро­ сы: «Какие проблемы имеют американские рыбаки, работаю­ щие в районах советского про мысла?». Капитаны заявляли, что ника­ ких трудностей и проблем при добыче рыбы в районах работы советской флотилии они не име­ ют. Дальнейшие переговоры по во­ просам организации и осущест­ вления контроля за правилами рыболовства велись в Бостоне между нашей делегацией и руко­ водством территориального уп­ равления Бюро коммерческого рыболовства США. Думается, что состоявшийся обмен опытом организации аме­ риканского и советского промыс­ ла в Северо-Западной Атлантике и системы контроля за соблюде­ нием в этой части океана между­ народных соглашений по рыбо­ ловству иослужит делу улучше­ ния взаимопонимания и сотруд­ ничества между советскими и американскими рыбаками и это будет содействовать сохранению рыбных запасов. С. РЕЗНИКОВ, вам. началь­ ника «Мурманрыбвода»* Угри прилетают на самолете Нынешней весной в Литву бы- ных количествах. ло доставлено 6000 000 икринок Самолетами в Литву нрибыва^ «королевской рыбы» — радужной ют и другие рыбы. Нынешней форели. весной импортировали 3 млн. Как известно, ♦королевская . стекловидных угрей, которых ну- рыба» в республике почти исчез- стили во внутренние водоемы, ла. Но вот уже 8 лет доставляют Когда угри подрастут и начнут на самолете из Чехословакии ик- мигрировать, их отловят. РУ радужной форели, которую Электрическими «барьерами» выращивают в Траку-Вокском; и угрей направят в специальный Швенченеляйском инкубаторах. канал, где будут сооружены ло- В нынешнем году получен пер- пушки, вый миллион форелей, родиной Стекловидных угрей в водреиы которых в полном смысле слова Литвы выпускают с 1956 т. За является Литовская ССР. . Через это время их выпустили больше 3—4 года республика сможет но- 11 млн. *■» ^ ставлять потребителям «королев- В республике ежегодно: вылаа- скую рыбу» в более значитель- ливают около 200 т угрей. - nDQCanDDaDDUPOODDDDODQDODDDODODDDDDDDDDnDDODODDOODODODDDDODODQDDDa^ D " D □ ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ о НЕФТЬ ЗА БОРТОМ Если взглянуть на карту по- о. бережья Кольского полуостро- ° ва, то можно увидеть, что оно о изрезано множеством губ. В о последнее время в них ведет- р ся усиленный промысел так ° называемой мурманской сель- □ ди, на которую всегда и везде □ имеется большой спрос. г Сейчас, как известно, сельдь □ облавливают кошельковыми □ неводами.. Да вот беда, тысячи □ тонн ценного дара моря порой □ идут не на пищевые цели, п Причина одна: отходы нефте- п продуктов, откачиваемые за q борт с кораблей, придают □ сельди специфический запах, п портят ее. А ведь на каждом ° судне имеются специальные | танки для сбора отработанио- о го масла и топлива. И каж- a дый механик знает, что нель- Ё эя выливать отходы иефтепро- ц дуктов за борт, нарушая этим самым ясные правила и инст­ рукции rj О оо g Промысловикам да и траве- п портнихам выгоднее иметь де- a ло е ниЩевой еельдыо. А если g спросить :«Что помешало вам g едать или принять рыбу n«- g щевой? Отвечают: «Нефть», g Но ведь эту нефть часто вы- g пускают е тех же судов. Во» g папример, однажды PC-5281 g стоял на бакштове у прока- g водетвепного рефрижератора g «Алексей ХлобыстОВ>>. И мы g видели, как с него выпускали g ручей мазута, плывущий в Н «кошелок» с рыбой. Благодари g быстро принятым мерам, уда- g лось спасти улов, отогнав ма- Я зут мощной струей воды из g пожарного шланга. | Это не единственный слу- а чай. Разумеется, не все капи- g таны и старшие механики р безответственно относятся к g сбору нефтяных отходов. Но а тех, кто загрязняет воды, ва- g до строго наказывать. р В. АНТОНОВ, маетер по о обработке рыбы РГ -5Ж g о _J3 i*3l3ClUDQODODODDDDDtiaBDQDDDOUDQOQQQDDDODDDDOOOODDDDOI5ClOCiDODDMOOQ ->MQw

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz