Рыбный Мурман. 1968 г. Декабрь.
П и с ь м а с П Р Т « П е р е м ы ш л ь » <? 1. ПОЛМИЛЛИОНА СВЕРХ П Л А Н А Можно пока на пальцах сосчи тать количество промыслово-реф рижераторных траулеров, вер нувшихся из первого рейса к бе регам юго-западной Африки. В ил числе — «Перемышль?. Нам также, как рассказывает в евоей корреспонденции третий помощ ник капитана «Ковдора» В. Со ловьев, это плавание планирова ли к Южной Америке. Разница только в том, что, дойдя до Бра зильского побережья, повернули » Африке, а когда почти пере секли Атлантический океан, по следовала новая команда: следо вать на Патагонский шельф, то есть в обратную сторону. Здесь, проработав шесть суток, закрепи ли орудия лова по-походному и — курс снова к Африке. И опять хочется сослаться на етатью В. Соловьева. У нас, как у них и, видимо, у всех, кто на правлялся в этот район, не ока залось под рукой необходимых промысловых пособий. Замечу, мы запросили порт, чтобы высла ли нужные карты. Их направили е «Ван-Дейком», который встре тился с нами, когда мы шли до мой. Моряки Черноморского бассей на, балтийские рыбаки давно промышляют у берегов юго-за падной Африки. Они уже нако пили немалый опыт, имеют хо рошие планшеты тех мест. Тем непонятнее, почему северяне ока зались перед перспективой рабо тать вслепую. Передислокация кораблей в новый район была вы звана необходимостью, но ведь рейсы рефрижераторов длятся не недели, а месяцы. И уж мож но было за это время более опе ративно приступить к выпуску планшетов, карт. Мы пользова лась планшетами, вычерченными на основании генеральной карты. О точности их говорить не при ходится. Работать нам пришлось в трех районах: мыса Фрио, Уолфиш- Бея и Людериц — местах, дли мурманских рыбаков совершенно неизвестных. А учитывая отсут ствие пособий, затруднения е производством обсерваций, тяже лые грунтовые условия, станет ясным, как нелегао было про мышлять. У мыса Фрио рыба ловилась разнообразного ассортимента: ставрида, зубан, мерлуза. При чем, на одной и той же площад ке преобладает то один вид, то другой. Мерлузу добывали днем на меньших глубинах, ночью — на больших. Характерно, раз мерный состав ее мог меняться самым невероятным образом. Думаешь, что крупные экземпля ры держатся только на больших глубинах, а потом оказывалось: здесь мелкая мерлуза. И наобо рот. Грунт в этом районе камони- стый, в трал попадали плиты вулканического происхождения. Дель от них очень рвется, и во обще они доставляли много не приятностей. Однако есть и ров ные площадки, но найти их труд но. Мы приспособились узнавать по записи второго эхосигнала са мописца эхолота. Если линия жирная — значит . дпо камени стое, илистый грунт давал серый оттенок. Опыт приходил со временем, а в начале работы единственным ориентиром были для нас бал тийцы, которых старались при держиваться. Когда обтерлись, если так можно сказать, нашли из их числа хороших товарищей, помогавших нам во всем. Это не абстрактное понятие. Мы участ вовали в еоветах, прослушивали радиоразговоры штурманов чер номорских судов, но они были довольно туманными, не отлича лись достоверностью. А товари щи давали объективные данные о ходе промысла. В отличие от района мыса Фрио южнее его у Уолфиш-Бея и Людериц, расположенных друг от друга примерно в 18 часах хода, условия здесь другие. В ча стности, грунт илистый. На меньших глубинах меньше ила, на больших — больше. В первое время такой грунт доставлял иного неприятностей. Помню, еделали 30-минутное траление и мешок был ваполнен илом. Уч ли, что надо увеличить скорость. В дальнейшем держали ее до 5 узлов. В конце рейса мы обследовали район около устья реки Кунене, чтобы иметь некоторое представ ление о нем. Находится он се вернее мыса Фрио. Работали здесь полтора суток. В дневное время в этом районе на глуби нах 140—180 метров ловится став рида. Подъемы достигают 20 тонн. Поэтому 2—3 траления, произведенные в светлое время, дают достаточно сырья для вы- нолнепия суточного задания. Ночью можно искать на больших глубинах мерлузу. Промысел у берегов юго-запад ной Африки сдерживало отсутст вие поисковых судов. Поиском занимались суда в основном Балтийского бассейна, но на столько бессистемно, такими си лами, что их данные не играли дли нас никакой роли. Поэтому является крайней необходимо стью посылка туда собственного поискового корабля. Есть у меня замечание другого порядка. Рыба в том районе, в частности, мерлуза в ночное вре мя, а в основном ставрида, сарди на, сардинела держатся в сред них слоях воды. Рыбаки с Бал тики, Черного моря имели для облова их разноглубинные тралы и добивались хороших результа тов. Такими тралами надо снаб жать и наши корабли. Несколько слов о чисто судо водительской стороне дела. В новом районе, в те месяцы, когда мы были там; сложные метеоро логические условия, мешали производить астро н о м и ч е ские обсервация. В то же время малоэффективно применение ло катора, так как берега очень низ кие, пустынные, песчаные барха ны, которые передвигаются. Вда ли — горы, покрытые редкой ра стительностью. Смотришь на эк ран локатора, а он показывает не береговые очертания, а дале кие холмы При такой обстановке, тяже лом грунте нашим штурманам* пришлось много поработать. Особенно надо отметить кипу чую деятельность третьего по мощника капитана Алексея Ми хайловича Поддубного. В честь 50-летия ВЛКСМ он награжден Почетной грамотой обкома комсо мола. Хорошим специалистом по казал себя второй штурман Ге оргий Николаевич Коротких. В общей сложности рейс «Пе- ремышля» продолжался 5,5 меся ца. На лову же находились 74 еу- ток. За это время вылов соста вил 39 тысяч центнеров. Харак терен другой показатель — сверхплановая прибыль в сумме более полмиллпона рублей. Л. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, стар ший помощник капитана. , Г в Типичный пейзаж Советского Заполярья. Снимок сделан Г. Бегловым в Норильске. lUiiiiiHiiiiiiHiiiiiiitiiiniitiiiiiiHiitiitiiiiiiiiiiiiiiitiiiiHiimiiiiiiiiiiiiiiiiiuiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimiiiiiuiiiiiitiiiiiiiiitHiiiii Путь к сохранению рыбных запасов Совместная проверка советских а американских инспекторов соблюдения правил рыболовства v Как известно, интересы про мышленного. рыболовства в Се верной Атлантике затрагивают ве только Советский Союз, но и еще четырнадцать государств, ве дущих здесь интенсивный мор ской промысел. Достаточно ска- вать, что только в Северо-Запад ной Атлантике, куда за послед ние годы переместился центр международного рыболовства, ежегодно промышляют сотни траулеров. Ими вылавливаются миллионы тонн рыбы. Конечно, мы не можем смотреть на оке ан, как на бездонную бочку, и та кой интенсивный промысел дол- ?кен быть регулируем определен ными правилами. В этой связи 15 государствами, в том числе и Советским Союзом, подписана конвенция о рыболов- етве в северо-западной части Атлантики. В целях соблюдения пунктов этой конвенции в ряде государств была создана морская рыбоохрана. Между инспектора ми морской рыбоохраны неодно кратно проводился обмен опытом по контролю за соблюдением правил рыболовства : в районе действия конвенции. Очередная такая встреча со ветских и американских инспек торов состоялась в сентябре — октябре нынешнего года. Наша группа вышла из Клайпеды на борту спасательного буксира «Занрыбы» — «Рамбинас». Аме риканская инспекторская группа из трех человек была принята па борт «Рамбинаса» в районе ка надского порта Галифакс. Офи циальным главой американской группы был мистер Кравлпья, специалист по зарубежному ры боловству. Членов американской инспекторской группы разме стили в отдельных каютах, где им были созданы хорошие усло вия для работы и отдыха. За время перехода на банку Джорджес, ^в район промысла советских, судов, гости были ознакомлены со структурой орга нов рыбоохраны и врспроизводст* ва рыбных запасов в нашей стра не, а также с . организацией в СССР контроля за соблюдением правил рыболовства в районе действия международных кон венций. На американских инс пекторов произвело впечатление, что у нас морская рыбоохрана осуществляется на специальных судах. В США эти функции ис полняет военная служба берего вой охраны, которой также вме няется и спасение жизни на во де. По выбору американских ин спекторов и в их присутствии нашими инспекторами было про верено шесть советских трауле ров, в том числе и Мурманского тралового флота. Ни на одном из проверенных судов не отмечено нарушений правил рыболовства. Посетили они также и рыбоох ранное судно «Мурманрыбвода» «Икар», которое в это время осу ществляло контроль за конвен- . ционным рыболовством. От посещений советских рыбо ловных судов и свободных бесед с промысловиками у американ цев сложилось хорошее мнение о советских рыбаках, возможно стях советских траулеров и о тон серьезности, с которой Со ветское правительство относится к охране и воспроизводству рыб ных запасов. В свою очередь, советские ин спекторы могли быть свидетеля ми проверки своими коллегами на корабле «Эктив» трех амери канских рыболовных судов. Эти траулеры по своему внешнему виду и техническому оснащению никак не могли соперничать с нашими. Там также не было найдено нарушений правил ры боловства. Наши инспекторы за давали капитанам судов вопро сы: «Какие проблемы имеют американские рыбаки, работаю щие в районах советского про мысла?». Капитаны заявляли, что ника ких трудностей и проблем при добыче рыбы в районах работы советской флотилии они не име ют. Дальнейшие переговоры по во просам организации и осущест вления контроля за правилами рыболовства велись в Бостоне между нашей делегацией и руко водством территориального уп равления Бюро коммерческого рыболовства США. Думается, что состоявшийся обмен опытом организации аме риканского и советского промыс ла в Северо-Западной Атлантике и системы контроля за соблюде нием в этой части океана между народных соглашений по рыбо ловству иослужит делу улучше ния взаимопонимания и сотруд ничества между советскими и американскими рыбаками и это будет содействовать сохранению рыбных запасов. С. РЕЗНИКОВ, вам. началь ника «Мурманрыбвода»* Угри прилетают на самолете Нынешней весной в Литву бы- ных количествах. ло доставлено 6000 000 икринок Самолетами в Литву нрибыва^ «королевской рыбы» — радужной ют и другие рыбы. Нынешней форели. весной импортировали 3 млн. Как известно, ♦королевская . стекловидных угрей, которых ну- рыба» в республике почти исчез- стили во внутренние водоемы, ла. Но вот уже 8 лет доставляют Когда угри подрастут и начнут на самолете из Чехословакии ик- мигрировать, их отловят. РУ радужной форели, которую Электрическими «барьерами» выращивают в Траку-Вокском; и угрей направят в специальный Швенченеляйском инкубаторах. канал, где будут сооружены ло- В нынешнем году получен пер- пушки, вый миллион форелей, родиной Стекловидных угрей в водреиы которых в полном смысле слова Литвы выпускают с 1956 т. За является Литовская ССР. . Через это время их выпустили больше 3—4 года республика сможет но- 11 млн. *■» ^ ставлять потребителям «королев- В республике ежегодно: вылаа- скую рыбу» в более значитель- ливают около 200 т угрей. - nDQCanDDaDDUPOODDDDODQDODDDODODDDDDDDDDnDDODODDOODODODDDDODODQDDDa^ D " D □ ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ о НЕФТЬ ЗА БОРТОМ Если взглянуть на карту по- о. бережья Кольского полуостро- ° ва, то можно увидеть, что оно о изрезано множеством губ. В о последнее время в них ведет- р ся усиленный промысел так ° называемой мурманской сель- □ ди, на которую всегда и везде □ имеется большой спрос. г Сейчас, как известно, сельдь □ облавливают кошельковыми □ неводами.. Да вот беда, тысячи □ тонн ценного дара моря порой □ идут не на пищевые цели, п Причина одна: отходы нефте- п продуктов, откачиваемые за q борт с кораблей, придают □ сельди специфический запах, п портят ее. А ведь на каждом ° судне имеются специальные | танки для сбора отработанио- о го масла и топлива. И каж- a дый механик знает, что нель- Ё эя выливать отходы иефтепро- ц дуктов за борт, нарушая этим самым ясные правила и инст рукции rj О оо g Промысловикам да и траве- п портнихам выгоднее иметь де- a ло е ниЩевой еельдыо. А если g спросить :«Что помешало вам g едать или принять рыбу n«- g щевой? Отвечают: «Нефть», g Но ведь эту нефть часто вы- g пускают е тех же судов. Во» g папример, однажды PC-5281 g стоял на бакштове у прока- g водетвепного рефрижератора g «Алексей ХлобыстОВ>>. И мы g видели, как с него выпускали g ручей мазута, плывущий в Н «кошелок» с рыбой. Благодари g быстро принятым мерам, уда- g лось спасти улов, отогнав ма- Я зут мощной струей воды из g пожарного шланга. | Это не единственный слу- а чай. Разумеется, не все капи- g таны и старшие механики р безответственно относятся к g сбору нефтяных отходов. Но а тех, кто загрязняет воды, ва- g до строго наказывать. р В. АНТОНОВ, маетер по о обработке рыбы РГ -5Ж g о _J3 i*3l3ClUDQODODODDDDDtiaBDQDDDOUDQOQQQDDDODDDDOOOODDDDOI5ClOCiDODDMOOQ ->MQw
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz