Рыбный Мурман. 1968 г. Декабрь.
»* * 1* i*» * m J»- • ьг ФН М*> ;WtitHi* Hnntmn>)imiHiW)nNiHi»iiHiN>»HHHiifNkiiniMiMiHHn>)mttHMHi>imiHiitm(HiHHiiiiiiiiiitrtHinitHliriiHlifiiriTifiTiiliiijiiK.'' В АВГУСТЕ-СЕНТЯБРЕ 1968 года экипаж боль шого рефрижераторного траулера «Лесков» за* инмалс» траловым промыслом сельди на Дисор- джес-банке. За 40 промысловых суток вылов сельди составил 13 тысяч центнеров, выработка готовой про дукции — 8300 центнеров. Из-за иивкой производи тельности морозильных камер м отсутствия плавбаз 4500 центнеров сельди было использовано для выра ботки рыбной муки. Разноглубинный промысел сельди производился ‘ только тралами (чертежи №№ 1024 и 104-1). Краткое описание разноглубинных тралов 1. ВООРУЖЕНИЯ ТРАЛОВ. Трал черт. 4041. Верхняя подбора траля вооружается обычными метал лическими кухтылями диаметром 200 мм равномерно по всей подборе. Размещать кухтыли необходимо так, чтобы расстояние можду ними было не менее 20 см. Количество кухтылей 130. Нижняя . подбора воору жается отрезками такелажных цепей, общий вес кото рых 400 кг. Такелажные цепи распределяются равно мерно по всей подборе. Длина .кабелей 00 м. Доски конструкции Зюбер Крюба. . «• -.»• Трал черт. № 1921 Верхняя подбора вооружается равпомерло обычными металлическими кухтылями диаметром 200 мм так, чтобы кухтыли но касались друг друга {шум, создаваемый кухтылями в воде при тралении, отпугивает сельдь). Количество кухтылей 90—100. Нижняя подбора вооружается .отрезками та келажных цепей, обпшй вес которых 140 кг. Впереди сборочных на расстоянии 3—G м подсоединяются два углубителя, вое каждого из них 450 кг. Длина кабелей 00 м. Доски конструкции Зюбер Крюба. 2. ТАБЛИЦЫ ИСПЫТАНИЯ ТРАЛОВ. На основании проведенных испытаний разноглубинных тралов (черт. JVsA'f 1041 и 1924) в августе нынешнего года бы ли установлены горизонтальное и вертикальное рас крытия тралов в зависимости от нагрузки главного двигателя. . ... Таблица 1. Трал чертеж № 1924. • Нагрузка' гл. двига-• : теля • ’ d (%) . Скорость судна (в узлах) Вертикаль» нос раскрытие (в меграх) Горнзон- тальн. раскрытие (в метрах) 70 3,1 17 24 m 3,4 15- 24 100 3,8 14 24 Таблица 2. Трал чертеж № 1041. 1laгрузка гл. двига теля (в %) Скорость судна (в узлах) Вертикаль- 1 • мое раскрытие (в метрах) Горизон- тальи. раскрытие (в метрах) • 70 3,3 14 18 -20 80 . 3,7—3,8 12 1 8 -20 100 4 ,0 -4 ,2 10-11 18 -20 Тралы устойчиво идут в заданном горизонте. Прак тически при работе с прибором ФНР-50 тралы молено вести в 2—3 меграх от грунта. 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРАЛОВ. Трал черт. № 1041. Преимущества: обладая меньшими размера ми, по сравнению с тралом черт. № 1924, болео удобен в работе. Затраты времени на спуск и подъем трала па 5—7 минут монын'о. При тралении скорость судна J на 0,5 узла больше, чем с тралом черт № 1924, при одинаковой пагрузко главного двигателя. Изменением числа оборотов главного двигателя можно быстро корректировать горизонт хода трала. Несмотря на то, что трал обладает меньшими размерами, уловы его были такими же, как и трала черт. .№ 1924. Недостатки: при больших уловах наблюдались по рывы последней плахи трала (в районе соединения трала с мешком). Трал черт. № 1924. Преимущества: обладает боль шей площадью облова, эффективен на разреженных косяках сельди. Недостатки: менее удобен в работе, спуск и подъем „Трала занимает времени больше на 5—7 минут (ноД- сооднпСшю углубитолей, нодвирыванио трала па борт). РЕКОМЕНДАЦИИ: Необходимо изготавливать по следние плахи трала черт. 1041 из витки толщи ной 3 мм для исключения их порыва при обильных уловах. Считаем, что. трал черт. Л* 1041 более прием лем для облова сельди. 4. НОРМА ОСНОВНОГО НРОМВООРУЖЕННЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ЛОВА СЕЛЬДИ РАЗНОГЛУБИННЫМ ТРАЛОМ. Таблица 9. Наименование Един. нэмер. | Количество 1. Тралы черт. № 1041 шт. 2 2. Мешки траловые 25 м шт. 4 3. Крылья пара 1 4. Рубашки сельдяные < шт. 4 5 Дель С ячеёй 100 мм кг 50 *9 : * : 80 мм кг 30 t 9 (Юмм кг 30 Ь 9 40 ММ • кг 30 • 9... ,1 30 мм кг 30 0. Нитка сеточная 10,7/24 кг 50 7. Кабели 00 м Д 18—20 мм пара 2 8. ‘ » 9 Д-15,5 мм 9 2 9. Доски Зюбер Крюба 9 2 10. Кухтыли шт. 300 11. Цепь такелажная. иг 1000 Поведение косяков сельди • , в районе промысла Для успешного лова ссльди разноглубинным тралом * необходимо знать се поведение в преднерестовый, н е - . ростевый период, а также в различное вдюмя суток.; Анализ работы судов на Джорджес-банко в течение ♦903—1908 годов показывает, что норбст сельди там происходит, как правило, в начале сентября, заканчи ваясь' в конце сентября — начале октября. В этот пе риод вылавливается максимальное количество сельди. • Поведение этой рыбы в августе — сентябре можно . разделить на три периода. 1. ПРЕДНЕРЕСТОВЫЙ ПЕРИОД. В это время иа- ибольшео скопление сельди наблюдается в квадратах 1509, 1510, 1497,:1498, 1484, 1485. Поведение косяков сельди в зависимости от времени суток следующее: в дневное вромлг сельдь образует плотные косяки'не большой протяженностью (200—250 метров). Уловы за траление составляют 7—12 тонн. Сельдь придержи вается глубид 90—130 метров. В вочернио часы сельдь перемещается к берегу иа глубины 60—70 метров н образует разреженные косяки большой протяженно сти. (1500—2500 метров). Уловы 5—7 топц за трале ние. Косяки сельди располагаются близко к поверх ности воды и отстоят от нее па 10—15 метров. В туманные и пасмурные дни, как правило, сельдь придерживалась глубин 100—130 метров, концентри ровалась в плотные косяки, которые отстояли от грун та в 10—30 метрах. В дневное время при солнечной погоде косяки сельди опускались на грунт, облов пе лагическим тралом был невозможен, поэтому для та ких случаев необходимо иметь готовый к спуску дон- :• ный трал. В квадратах 1450, 1457 и 1443 такжо встре чаются косяки сельди на глубинах 50—60 метров. В дневное вромя сельдь .там опускалась на грунт, а ве чером поднималась в верхние слои воды. .. 2. НЕРЕСТОВЫЙ ПЕРИОД. В конце августа - па- ' чало сентября косяки сельди перемещаются в ква драты 1450, 1457, 1443 н соверлую часть квадрата 1444. В этих квадратах происходит нерест сельди. Она кон центрируется в плотные косяки. В квадратах 1450, 1457, 1413 косяки держатся в основном на глубинах 50—60 метров, в северной части квадрата 1444 па глу- ' бинах 35—50 метров. Нообходимо отметить также на- , лично косяков иа глубинах 90—100 метров. В этот пе- • ррод косяки сельди малоподвижны. В дпевпоо время сельдь опускается на грунт, по косяки большие и от стоят от дна на 10—15 метров. Уловы разпоглубип- ным тралом эффективны н достигают 10—2 0 .тони за . траленио. • • С:; В вечерние часы (17—18 часов) сельдь отрывается * от грунта и удерживается в толщ?; воды. *'Во время i активных передвижений сельди уловы незначитель ны. В 21—22 часа сельдь удерживается постоянно на одном и том же горизонте в слоях воды до 5—0 ча- 1 сов утра. Этот пориод является самым‘Эффективным > для взятия максимальных уловов, они достигают 15— ! 30 тонн оа тралонио. Косяки большие по протяженно-; стн и очень плотные, дают возможность работать ил одном косяке большой группе судов. Во время нереста сельди в квадраты 1443, 1444 под- . ходит треска, которая питается икрой сельди. В днев ное время треска скапливается в мощный косяк, уло вы за 16—20 минут траления донным тралом! дости гают 10—20 тонн. ; 3. ПЕРИОД ОТНЕРЕСТИВШЕЙСЯ СЕЛЬДИ. В кон це сеипрбря — начале октября верест сельди закан-; чивается. Косяки' становятся подвижными и встреча- ’ются 1>еже. Однако улОвы также значительны. В этот иернод необходимо тратить много времени на ноиек косяков. Днем сельдь удерживается на груйгё, а ночью поднимается в толщу воды. В начале октября несло нереста сельдь ухбдит к берегам. Облоо ее воз можен в квадратах 1509, 1610, 1497, 1498. Группа су дов ГДР работала в октябре в этих квадратах, вылав ливая на промысловое судно от 10 до 25 тонн сельди. Поиск косяков сельди. Выбор курса траления и горизонта облова Ионск производился гидролокатором -«Лодарэ гори зонтальным и вертикальным трактом. Скорость хода судна составляла 8—10 узлов. При поиске только эхо лотом •ЫОрО^т^’судна 'можно держать максимальной. В прибрежных квадратах 1509, 1510,*1497, 1498 в ав густе косяки сельди придерживались одной глубины. Так, если косяк обнаруживался на глубине 10Q метров и но удовлетворял ио своим размерам для облова его разноглубинным тралом, то, следуя вдоль изобаты 100 метров, можно было обнаружить другие косяки сельди. "с Наличие китов в районе промысла также указыва ет на присутствие косяков сельди. Косяки обнаружи* вались при приближении к киту. Нанося на планшет данные других -промысловых судов о глубинах, иа которых обнаружены косяки сельди, о времени суток и о расстоянии расположе ния косяков над грунтом, можнО^ шятшют облегчить поиск. На ВМРТ ♦Лескова судоводительский состав вед журпал следующей формы: Дата и вре мя обнару жения Иа какой глу бине обпару-» жен косяк ,20/8i2(MO 90 М:. •Отстояние нижи, границы косяка от грун та 30 м Состоя ние погоды туман При обнаружении Иосяка судно проходит над ним для того, чтобы определить плотность и размеры, а также глубину, на которой он расположен. В районе прэмыслД па Джорджес-банко обычно на ходится много плавбаз, стоящих На якорях. При про хождении по косяку определяется положенно его от носительно плавбазы.„Лия- этого борется пеленг и ди станция е помощью РЛС. Полажеми» тослыл взносит ся на планшет. Выбор курса тралопия производится в зависимости от состояния погоды. П р и с в е ж е й «.доеддо траление, производится только ио ветру. 1Сан только аапись ко сяка па самописце эхолота прекратится, оудпо быстро разворачивается'па вотер и делается- заход для спус ка трала. Обычае в период с августа по октябрь по года на^ Джорджое-банке благоприятная. В районе промысла действуют сильные прилиинып течения, поэтому для успешного лова сельди в лю бой момент надо знать скорость и направление тече ний. 1 ‘ ; : ‘ . .; [•'; —* Расчет скорости •*■ . « ■ • и направление течения Направление точения определяется;лю базамучгоя- щим на якорях в райопо пррмысна^Вахтопный штур ман промыслового сУдпа вызывает по УКВ — станции вахтенного штурмана плавбазы й выясняет, куда на правлено течение в данный момопт.: Если в квадрате, где обнаружен косяк, плавбазы но имеется, скорость и направление течения снимается с карты. Они пока заны па карто стрелками (розами • течений). Длина стрелки от цаигра окружности выражает среднюю скорость, течения в узлах. -'Цифры у вершил стрелок означают промежуток времени п часах, прошедшим с момента малой воды п Бостоне, увеличенного » среднем на 1 час. Время малой воды в Бостоно при водится в таблице приливов (иэдаиие УГС ВМФ)-. Выбор горизонта облова г. -Поскольку запись .косяка .на самописце эхолота ■получается искаженной, из-за помех, для опреде ления наиболее плотной . части косяка необходимо; снижать степень усиления ахолота. r-После -определения плотной части косяка, пронзво- , дится йыфор горизонта облова с таким расчетом, что бы нижняя подбора трала проходила по няяшей, кро ме наиболее плотной части косяка. После определения горизонта облова и курса тралоння делается заход ва спуск трала. Заход ш* епуе»» тралам производится обязательно’ строго на точение. Величина забега определяется в зависимости от того, на, какой глубине расположен косяк, а также от натренированности палубной • команды. Забег должен, быть минимальным, чтобы ие потерять контакта с косяком. На нашем корабле при. работе на глубинах 90—130 метров величина забега судна составляет 8—10 кабельтовых, на глубинах- 50— 00 метров 5—6 кабельтовых, то есть соответствен-* ио 5—6 минут и 3—4 минуты нолного хода. При прохождении судна над косяком вахтенный штурмаи уточняет горизонт облова и изменением хо да судна корректирует горизонт хода трала с таким расчетом, чтобы трал нрошел но наиболее плотной части косяка, а скорость, .судна при прохождении по косяку была максимальной. Соблюдение этих условии.. помогает добиваться . максимального вылова. седьди: ‘ .дол не успевает уходить из,зоны работы, трала.. , ... Величина скорости судна зависит от величины вы травленных ваоров. Поэтому • необходимо давать та- -, кое количество их, чтобы скорость судна была макси-- мальвой при прохождении тралом но косяку, чтобы. трал устойчиво шел в заданном горизонте и имелся : запас мощности для корректировки горизонта хода ■ трала. .. . . . Таблица 4. •Глубина (места облова (в метрах) Отстояние центра косяка от грунта (в метрах) Количество ваероп (в саженях) 40—50 40-50 50-60 50—60 70-00 90-120 5-20 20-30 5 -20 20—30 5—20** 5 -20 : уг У' 100 50-75 125 i00 150-т175 175—200; Эта таблица составлена опытным путем и показы вает, зависимость вытравленных.. ваеров от глубины места облова косяка и отстояния центра косяка от грунта. ... • •..‘ В результате проведенных экспериментов выявлено яакже, что траление, пров.оДепноо против течения, да ет улов в 5 - 0 раз меньше, чем по течению. Поэтому ГЮцомендуется траления против течения вообще по «фОВОДИТЬ, Эксплуатация прибора ФНР-50 при облове сельди » _ И),.- •• •. •. Wl Uj . • .V и . • «• " " тралом 1. ПОДГОТОВКА ПРИБОРА К РАБОТЕ. Испытания прибора на режим работы производятся таким обра зом; передатчик направляется на какой-либо объект, например, кормовая рубка, колонны а т. д. Иа само писце и на экране фищлупы прибора должна появить ся четкая вертикальная, линия. Мы убеждаемся, .что прибор работает пормальио. После этого подсоединя ем передатчик строго посередине верхней подборы трала............... ... . . .•... ‘ 2 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРИБОРА. После стравливания ; досок в воду производим • спуск за борт приемника 1 типа «Параван». Длина кабеля, приемника должна; быть порядка 25—30 метров для того, чтобы исклю-■ •чить влияния струй, винта иа приемник,, а такжо из- j бежать- акустических помех. Оптпмальпая длина кабе- : ля для каждого судна подбирается опытным путем — , в зависимости от четкости записи на самописце при- j бора. .• ' . . .* . • .1 • Когда передатчик достигает глубины 10—15 мет ров, автоматически включается микровыключатель, установленный в нем, передатчик начинает работу. На самонисцо и на экрано фищлупы прибора должны * просматриваться четко три линииг линия грунта, ли* вви верхней и нижней подбор. Наличие записи на ленте срмописца между отметками верхней и нижней подбор указывает на наличие рыбы в заход ее в трал. По длительности и интенсивности' записи можно оп редели1]^ количество пойманной рыбы, даже не имея большего опыта. Интенсивная запись говорит о том, ’ что сельдь- заходит плотным косяком и наоборот -» разреженная запись говорит о слабом ааходе рыбы: ‘ Одновременно с выборкой трала па борт поднимает ся приемник прибора. При использовании батареек типа «Марс», «Сатурна, замена их производится через » 18—20 часов, если срок храпения но превышает Нор мативов. При эксплуатации прибора судоводители нашего.ко рабля научились распознавать характерные неисправ ности, освоили способы их устранения. Привожу здесь такой перечень: ХАРАКТЕР НЕИСПРАВНОСТИ: 1. На самописце прибора регистрируется запись верхпей подборы и грунта. Отсутствует запись вижней подборы. ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ: Дижпяя подбора , паходится впереди или позади передатчика и не по падает под излучение его импульсов (рис. 1, 2, 3). УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ: Выборку трала можно но производить, так как вертикальное раскры тие трала известно. Закончив траление и подняв трал на борт, изменением длины кабелей или переносом передатчика отрегулировать положение нижней под боры так, чтобы она попадала йод действие зондиру ющего импульса. ХАРАКТЕР НЕИСПРАВНОСТИ: 2. Отсутствует за пись ва самописце и фишлуно прибора линнй грунта, верхней и нижней подбор. ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТИ: Микровыключатсль передатчика во включился или передатчик запутался в сетях трала. УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ: Немедленно поднять трал на борт, во избежапио посадки его на , грунт, и проверить работу микровыключатоля. ХАРАКТЕР НЕИСПРАВНОСТИ: 3. На самописце прибора регистрируется двойная запись линий грун та, Нерхпей и нижней подбор. КТ Рис. а. Подбора ««ОТИ м?'мтя„л щ не «опддаег пвд его щялчв»*! г ^ ТТГГТПТг » Рис. ъ/пейоря «аяодцте* в э<7н*до.*«в1Ч кмпмьса передатчика. ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ: Указывает па ела бую связь между передатчиками и приемником при бора, которая можег возникнуть но следующим при чинам: излучение импульсов передатчика но точно ориентировано па вибратор приемника, передатчик находится под большим углом к приемнику за счет сноса трала течением ил и нодворога судна па большой угол. УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ: Траление произ водить толькэ ио течепию. Изменением длины кабеля приемника добиться точной ориентации импулы?ов передатчика па вибратор приемника. 9 *• ‘ •' "i Мероприятия по увели- и• , t чению вылова сельди при работе разноглубинным тралом 1. На лов ссльди надо направлять, на наш взгляд, суда, нмеющиэ мощные морозильные установки. В связи с том, что уловы сельди в августе — сентябре достигают 50—70 и выше тонн в сутки, суда, имеющие мощные морозильные установки, смогут вырабаты вать в сутки но менее 50 тонн готовой продукции (суда польской постройки типа ВМРТ, ПР). 2. В этот период па промысле должны находитьс» тралмейстер-наставник по разноглубинным тралам, и спев(иалист по приборам ФНР-50, ФНР-2 и ФНЗ-511Ц для оказания практической помощи промысловикам. 3. В связи с тем, чго компановка лриборов в шгур- цанской рубко не позволяет вахтенному штурману принимать достаточно правильные решения по веде нию разноглубинного лова, необходим перевод судо водителей на две вэхты: 1-я вахта — второй и третий помощники капитана, 2-я вахта — старший н четвер тый помощники капитана. Смепа вахт должна про изводиться через шесть часов. Это повысит безопас ность плавания, так как на сельди приходится рабо тать в очень большой rpyuue судов (были случаи, когда па одном косяке промышляло по 100—«42Q ко раблей). Точность прицельного лова значительно уве личится, счисление судии улучшится. Судоводитель ский состав будет иметь возможность принимать бо лее правильные решения, точнее действовать па раз- поглубинном лове, так как поступающая информация будот более длительное время игпользоваться одними и теми же судоводителями. 4. Группе ВМРТ должен быть придан СРТ, кото рый, кроме поисковой работы, может быть использо ван в основном в качество илавмаяка. Штурман ВМРТ, обнаруживший косяк, связывается по радио с СРТ, он подходит н становится на якорь в 0,5—0,7 ми ли от косяка. Такой ориентир поможет группе ВМРТ успешнее облавливать косяк. 5. На судах необходимо установить прибор типа ФНР-2, так как ФНР-50 но дает возмонсиости облав ливать прицельно косяки, отстоящие от грунта свыше 50 метров. 6. В период массового облова сельди (август — сен тябрь) в районо промысла должна, находиться плав база типа «Рыбный Мурмзп», чтобы промысловые су да могли осуществлять сдачу сельди на плавбазу в мешках (по опыту балтийцев). 7. 11а лов сельди должны поправляться суда с со- кращепным штатом команды. На ВМРТ типа «Лес ков» должно быть 85 человек, вместо 97 но штатному расписанию. Это снизит себестоимость продукции. В случае переключения судна па лов донных пород рыб, недостающих но штату моряков молено дослать в район промысла но заявке капитана. 8. Необходимо, чтобы суточное задание при лове сельди было в пределах 18—20 тонн, расценки за один центнер повышены по сравнению с существующими — это будет материальным стимулом дли экипажей промысловых судов, ведущих прогрессивный вид ло ва, каким является разноглубинный траловый про мысел. Псе эти мероприятия, на наш взгляд, позволят зна чительно увеличить вылов сельди в океане и снизить себестоимость цоиной продукции. Опыт разноглубинного траления необходимо сумми ровать и обобщить. Это припесет большую пользу всем промысловикам. В. ДЕДШЦГСВ, капитан-директор ВМРТ-400 «Лесков». .«niiiiiiiiiiiiiiiiiiiiB iiiiiiiiiiiiH iiiiiiniiiiH iiiiiiiiiiiiiiiiM iliiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiuiniittiiniiuj iiiiiiiiiiiiiiiiiiii) Iin имиипитии! inшинп, iiiHiHiiiiHiMB.iHlmitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiMiiuiiiiiiiuiiii.ii.iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiii* i H I H I I . l i l . N I I I I I I I I I I I I I H I . I I . I I I I I I I I I I I I I I I I I I H H I I I i n i l l l l l l H l l l l l H l l l l l l H H I I I M I I I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz