Рыбный Мурман. 1968 г. Декабрь.

»* * 1* i*» * m J»- • ьг ФН М*> ;WtitHi* Hnntmn>)imiHiW)nNiHi»iiHiN>»HHHiifNkiiniMiMiHHn>)mttHMHi>imiHiitm(HiHHiiiiiiiiiitrtHinitHliriiHlifiiriTifiTiiliiijiiK.'' В АВГУСТЕ-СЕНТЯБРЕ 1968 года экипаж боль­ шого рефрижераторного траулера «Лесков» за* инмалс» траловым промыслом сельди на Дисор- джес-банке. За 40 промысловых суток вылов сельди составил 13 тысяч центнеров, выработка готовой про­ дукции — 8300 центнеров. Из-за иивкой производи­ тельности морозильных камер м отсутствия плавбаз 4500 центнеров сельди было использовано для выра­ ботки рыбной муки. Разноглубинный промысел сельди производился ‘ только тралами (чертежи №№ 1024 и 104-1). Краткое описание разноглубинных тралов 1. ВООРУЖЕНИЯ ТРАЛОВ. Трал черт. 4041. Верхняя подбора траля вооружается обычными метал­ лическими кухтылями диаметром 200 мм равномерно по всей подборе. Размещать кухтыли необходимо так, чтобы расстояние можду ними было не менее 20 см. Количество кухтылей 130. Нижняя . подбора воору­ жается отрезками такелажных цепей, общий вес кото­ рых 400 кг. Такелажные цепи распределяются равно­ мерно по всей подборе. Длина .кабелей 00 м. Доски конструкции Зюбер Крюба. . «• -.»• Трал черт. № 1921 Верхняя подбора вооружается равпомерло обычными металлическими кухтылями диаметром 200 мм так, чтобы кухтыли но касались друг друга {шум, создаваемый кухтылями в воде при тралении, отпугивает сельдь). Количество кухтылей 90—100. Нижняя подбора вооружается .отрезками та­ келажных цепей, обпшй вес которых 140 кг. Впереди сборочных на расстоянии 3—G м подсоединяются два углубителя, вое каждого из них 450 кг. Длина кабелей 00 м. Доски конструкции Зюбер Крюба. 2. ТАБЛИЦЫ ИСПЫТАНИЯ ТРАЛОВ. На основании проведенных испытаний разноглубинных тралов (черт. JVsA'f 1041 и 1924) в августе нынешнего года бы­ ли установлены горизонтальное и вертикальное рас­ крытия тралов в зависимости от нагрузки главного двигателя. . ... Таблица 1. Трал чертеж № 1924. • Нагрузка' гл. двига-• : теля • ’ d (%) . Скорость судна (в узлах) Вертикаль» нос раскрытие (в меграх) Горнзон- тальн. раскрытие (в метрах) 70 3,1 17 24 m 3,4 15- 24 100 3,8 14 24 Таблица 2. Трал чертеж № 1041. 1laгрузка гл. двига­ теля (в %) Скорость судна (в узлах) Вертикаль- 1 • мое раскрытие (в метрах) Горизон- тальи. раскрытие (в метрах) • 70 3,3 14 18 -20 80 . 3,7—3,8 12 1 8 -20 100 4 ,0 -4 ,2 10-11 18 -20 Тралы устойчиво идут в заданном горизонте. Прак­ тически при работе с прибором ФНР-50 тралы молено вести в 2—3 меграх от грунта. 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРАЛОВ. Трал черт. № 1041. Преимущества: обладая меньшими размера­ ми, по сравнению с тралом черт. № 1924, болео удобен в работе. Затраты времени на спуск и подъем трала па 5—7 минут монын'о. При тралении скорость судна J на 0,5 узла больше, чем с тралом черт № 1924, при одинаковой пагрузко главного двигателя. Изменением числа оборотов главного двигателя можно быстро корректировать горизонт хода трала. Несмотря на то, что трал обладает меньшими размерами, уловы его были такими же, как и трала черт. .№ 1924. Недостатки: при больших уловах наблюдались по­ рывы последней плахи трала (в районе соединения трала с мешком). Трал черт. № 1924. Преимущества: обладает боль­ шей площадью облова, эффективен на разреженных косяках сельди. Недостатки: менее удобен в работе, спуск и подъем „Трала занимает времени больше на 5—7 минут (ноД- сооднпСшю углубитолей, нодвирыванио трала па борт). РЕКОМЕНДАЦИИ: Необходимо изготавливать по­ следние плахи трала черт. 1041 из витки толщи­ ной 3 мм для исключения их порыва при обильных уловах. Считаем, что. трал черт. Л* 1041 более прием­ лем для облова сельди. 4. НОРМА ОСНОВНОГО НРОМВООРУЖЕННЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ЛОВА СЕЛЬДИ РАЗНОГЛУБИННЫМ ТРАЛОМ. Таблица 9. Наименование Един. нэмер. | Количество 1. Тралы черт. № 1041 шт. 2 2. Мешки траловые 25 м шт. 4 3. Крылья пара 1 4. Рубашки сельдяные < шт. 4 5 Дель С ячеёй 100 мм кг 50 *9 : * : 80 мм кг 30 t 9 (Юмм кг 30 Ь 9 40 ММ • кг 30 • 9... ,1 30 мм кг 30 0. Нитка сеточная 10,7/24 кг 50 7. Кабели 00 м Д 18—20 мм пара 2 8. ‘ » 9 Д-15,5 мм 9 2 9. Доски Зюбер Крюба 9 2 10. Кухтыли шт. 300 11. Цепь такелажная. иг 1000 Поведение косяков сельди • , в районе промысла Для успешного лова ссльди разноглубинным тралом * необходимо знать се поведение в преднерестовый, н е - . ростевый период, а также в различное вдюмя суток.; Анализ работы судов на Джорджес-банко в течение ♦903—1908 годов показывает, что норбст сельди там происходит, как правило, в начале сентября, заканчи­ ваясь' в конце сентября — начале октября. В этот пе­ риод вылавливается максимальное количество сельди. • Поведение этой рыбы в августе — сентябре можно . разделить на три периода. 1. ПРЕДНЕРЕСТОВЫЙ ПЕРИОД. В это время иа- ибольшео скопление сельди наблюдается в квадратах 1509, 1510, 1497,:1498, 1484, 1485. Поведение косяков сельди в зависимости от времени суток следующее: в дневное вромлг сельдь образует плотные косяки'не­ большой протяженностью (200—250 метров). Уловы за траление составляют 7—12 тонн. Сельдь придержи­ вается глубид 90—130 метров. В вочернио часы сельдь перемещается к берегу иа глубины 60—70 метров н образует разреженные косяки большой протяженно­ сти. (1500—2500 метров). Уловы 5—7 топц за трале­ ние. Косяки сельди располагаются близко к поверх­ ности воды и отстоят от нее па 10—15 метров. В туманные и пасмурные дни, как правило, сельдь придерживалась глубин 100—130 метров, концентри­ ровалась в плотные косяки, которые отстояли от грун­ та в 10—30 метрах. В дневное время при солнечной погоде косяки сельди опускались на грунт, облов пе­ лагическим тралом был невозможен, поэтому для та­ ких случаев необходимо иметь готовый к спуску дон- :• ный трал. В квадратах 1450, 1457 и 1443 такжо встре­ чаются косяки сельди на глубинах 50—60 метров. В дневное вромя сельдь .там опускалась на грунт, а ве­ чером поднималась в верхние слои воды. .. 2. НЕРЕСТОВЫЙ ПЕРИОД. В конце августа - па- ' чало сентября косяки сельди перемещаются в ква­ драты 1450, 1457, 1443 н соверлую часть квадрата 1444. В этих квадратах происходит нерест сельди. Она кон­ центрируется в плотные косяки. В квадратах 1450, 1457, 1413 косяки держатся в основном на глубинах 50—60 метров, в северной части квадрата 1444 па глу- ' бинах 35—50 метров. Нообходимо отметить также на- , лично косяков иа глубинах 90—100 метров. В этот пе- • ррод косяки сельди малоподвижны. В дпевпоо время сельдь опускается на грунт, по косяки большие и от­ стоят от дна на 10—15 метров. Уловы разпоглубип- ным тралом эффективны н достигают 10—2 0 .тони за . траленио. • • С:; В вечерние часы (17—18 часов) сельдь отрывается * от грунта и удерживается в толщ?; воды. *'Во время i активных передвижений сельди уловы незначитель­ ны. В 21—22 часа сельдь удерживается постоянно на одном и том же горизонте в слоях воды до 5—0 ча- 1 сов утра. Этот пориод является самым‘Эффективным > для взятия максимальных уловов, они достигают 15— ! 30 тонн оа тралонио. Косяки большие по протяженно-; стн и очень плотные, дают возможность работать ил одном косяке большой группе судов. Во время нереста сельди в квадраты 1443, 1444 под- . ходит треска, которая питается икрой сельди. В днев­ ное время треска скапливается в мощный косяк, уло­ вы за 16—20 минут траления донным тралом! дости­ гают 10—20 тонн. ; 3. ПЕРИОД ОТНЕРЕСТИВШЕЙСЯ СЕЛЬДИ. В кон­ це сеипрбря — начале октября верест сельди закан-; чивается. Косяки' становятся подвижными и встреча- ’ются 1>еже. Однако улОвы также значительны. В этот иернод необходимо тратить много времени на ноиек косяков. Днем сельдь удерживается на груйгё, а ночью поднимается в толщу воды. В начале октября несло нереста сельдь ухбдит к берегам. Облоо ее воз­ можен в квадратах 1509, 1610, 1497, 1498. Группа су­ дов ГДР работала в октябре в этих квадратах, вылав­ ливая на промысловое судно от 10 до 25 тонн сельди. Поиск косяков сельди. Выбор курса траления и горизонта облова Ионск производился гидролокатором -«Лодарэ гори­ зонтальным и вертикальным трактом. Скорость хода судна составляла 8—10 узлов. При поиске только эхо­ лотом •ЫОрО^т^’судна 'можно держать максимальной. В прибрежных квадратах 1509, 1510,*1497, 1498 в ав­ густе косяки сельди придерживались одной глубины. Так, если косяк обнаруживался на глубине 10Q метров и но удовлетворял ио своим размерам для облова его разноглубинным тралом, то, следуя вдоль изобаты 100 метров, можно было обнаружить другие косяки сельди. "с Наличие китов в районе промысла также указыва­ ет на присутствие косяков сельди. Косяки обнаружи* вались при приближении к киту. Нанося на планшет данные других -промысловых судов о глубинах, иа которых обнаружены косяки сельди, о времени суток и о расстоянии расположе­ ния косяков над грунтом, можнО^ шятшют облегчить поиск. На ВМРТ ♦Лескова судоводительский состав вед журпал следующей формы: Дата и вре­ мя обнару­ жения Иа какой глу­ бине обпару-» жен косяк ,20/8i2(MO 90 М:. •Отстояние нижи, границы косяка от грун­ та 30 м Состоя­ ние погоды туман При обнаружении Иосяка судно проходит над ним для того, чтобы определить плотность и размеры, а также глубину, на которой он расположен. В районе прэмыслД па Джорджес-банко обычно на­ ходится много плавбаз, стоящих На якорях. При про­ хождении по косяку определяется положенно его от­ носительно плавбазы.„Лия- этого борется пеленг и ди­ станция е помощью РЛС. Полажеми» тослыл взносит­ ся на планшет. Выбор курса тралопия производится в зависимости от состояния погоды. П р и с в е ж е й «.доеддо траление, производится только ио ветру. 1Сан только аапись ко­ сяка па самописце эхолота прекратится, оудпо быстро разворачивается'па вотер и делается- заход для спус­ ка трала. Обычае в период с августа по октябрь по­ года на^ Джорджое-банке благоприятная. В районе промысла действуют сильные прилиинып течения, поэтому для успешного лова сельди в лю­ бой момент надо знать скорость и направление тече­ ний. 1 ‘ ; : ‘ . .; [•'; —* Расчет скорости •*■ . « ■ • и направление течения Направление точения определяется;лю базамучгоя- щим на якорях в райопо пррмысна^Вахтопный штур­ ман промыслового сУдпа вызывает по УКВ — станции вахтенного штурмана плавбазы й выясняет, куда на­ правлено течение в данный момопт.: Если в квадрате, где обнаружен косяк, плавбазы но имеется, скорость и направление течения снимается с карты. Они пока­ заны па карто стрелками (розами • течений). Длина стрелки от цаигра окружности выражает среднюю скорость, течения в узлах. -'Цифры у вершил стрелок означают промежуток времени п часах, прошедшим с момента малой воды п Бостоне, увеличенного » среднем на 1 час. Время малой воды в Бостоно при­ водится в таблице приливов (иэдаиие УГС ВМФ)-. Выбор горизонта облова г. -Поскольку запись .косяка .на самописце эхолота ■получается искаженной, из-за помех, для опреде­ ления наиболее плотной . части косяка необходимо; снижать степень усиления ахолота. r-После -определения плотной части косяка, пронзво- , дится йыфор горизонта облова с таким расчетом, что­ бы нижняя подбора трала проходила по няяшей, кро­ ме наиболее плотной части косяка. После определения горизонта облова и курса тралоння делается заход ва спуск трала. Заход ш* епуе»» тралам производится обязательно’ строго на точение. Величина забега определяется в зависимости от того, на, какой глубине расположен косяк, а также от натренированности палубной • команды. Забег должен, быть минимальным, чтобы ие потерять контакта с косяком. На нашем корабле при. работе на глубинах 90—130 метров величина забега судна составляет 8—10 кабельтовых, на глубинах- 50— 00 метров 5—6 кабельтовых, то есть соответствен-* ио 5—6 минут и 3—4 минуты нолного хода. При прохождении судна над косяком вахтенный штурмаи уточняет горизонт облова и изменением хо­ да судна корректирует горизонт хода трала с таким расчетом, чтобы трал нрошел но наиболее плотной части косяка, а скорость, .судна при прохождении по косяку была максимальной. Соблюдение этих условии.. помогает добиваться . максимального вылова. седьди: ‘ .дол не успевает уходить из,зоны работы, трала.. , ... Величина скорости судна зависит от величины вы­ травленных ваоров. Поэтому • необходимо давать та- -, кое количество их, чтобы скорость судна была макси-- мальвой при прохождении тралом но косяку, чтобы. трал устойчиво шел в заданном горизонте и имелся : запас мощности для корректировки горизонта хода ■ трала. .. . . . Таблица 4. •Глубина (места облова (в метрах) Отстояние центра косяка от грунта (в метрах) Количество ваероп (в саженях) 40—50 40-50 50-60 50—60 70-00 90-120 5-20 20-30 5 -20 20—30 5—20** 5 -20 : уг У' 100 50-75 125 i00 150-т175 175—200; Эта таблица составлена опытным путем и показы­ вает, зависимость вытравленных.. ваеров от глубины места облова косяка и отстояния центра косяка от грунта. ... • •..‘ В результате проведенных экспериментов выявлено яакже, что траление, пров.оДепноо против течения, да­ ет улов в 5 - 0 раз меньше, чем по течению. Поэтому ГЮцомендуется траления против течения вообще по «фОВОДИТЬ, Эксплуатация прибора ФНР-50 при облове сельди » _ И),.- •• •. •. Wl Uj . • .V и . • «• " " тралом 1. ПОДГОТОВКА ПРИБОРА К РАБОТЕ. Испытания прибора на режим работы производятся таким обра­ зом; передатчик направляется на какой-либо объект, например, кормовая рубка, колонны а т. д. Иа само­ писце и на экране фищлупы прибора должна появить­ ся четкая вертикальная, линия. Мы убеждаемся, .что прибор работает пормальио. После этого подсоединя­ ем передатчик строго посередине верхней подборы трала............... ... . . .•... ‘ 2 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРИБОРА. После стравливания ; досок в воду производим • спуск за борт приемника 1 типа «Параван». Длина кабеля, приемника должна; быть порядка 25—30 метров для того, чтобы исклю-■ •чить влияния струй, винта иа приемник,, а такжо из- j бежать- акустических помех. Оптпмальпая длина кабе- : ля для каждого судна подбирается опытным путем — , в зависимости от четкости записи на самописце при- j бора. .• ' . . .* . • .1 • Когда передатчик достигает глубины 10—15 мет­ ров, автоматически включается микровыключатель, установленный в нем, передатчик начинает работу. На самонисцо и на экрано фищлупы прибора должны * просматриваться четко три линииг линия грунта, ли* вви верхней и нижней подбор. Наличие записи на ленте срмописца между отметками верхней и нижней подбор указывает на наличие рыбы в заход ее в трал. По длительности и интенсивности' записи можно оп­ редели1]^ количество пойманной рыбы, даже не имея большего опыта. Интенсивная запись говорит о том, ’ что сельдь- заходит плотным косяком и наоборот -» разреженная запись говорит о слабом ааходе рыбы: ‘ Одновременно с выборкой трала па борт поднимает­ ся приемник прибора. При использовании батареек типа «Марс», «Сатурна, замена их производится через » 18—20 часов, если срок храпения но превышает Нор­ мативов. При эксплуатации прибора судоводители нашего.ко ­ рабля научились распознавать характерные неисправ­ ности, освоили способы их устранения. Привожу здесь такой перечень: ХАРАКТЕР НЕИСПРАВНОСТИ: 1. На самописце прибора регистрируется запись верхпей подборы и грунта. Отсутствует запись вижней подборы. ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ: Дижпяя подбора , паходится впереди или позади передатчика и не по­ падает под излучение его импульсов (рис. 1, 2, 3). УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ: Выборку трала можно но производить, так как вертикальное раскры­ тие трала известно. Закончив траление и подняв трал на борт, изменением длины кабелей или переносом передатчика отрегулировать положение нижней под­ боры так, чтобы она попадала йод действие зондиру­ ющего импульса. ХАРАКТЕР НЕИСПРАВНОСТИ: 2. Отсутствует за­ пись ва самописце и фишлуно прибора линнй грунта, верхней и нижней подбор. ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТИ: Микровыключатсль передатчика во включился или передатчик запутался в сетях трала. УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ: Немедленно поднять трал на борт, во избежапио посадки его на , грунт, и проверить работу микровыключатоля. ХАРАКТЕР НЕИСПРАВНОСТИ: 3. На самописце прибора регистрируется двойная запись линий грун­ та, Нерхпей и нижней подбор. КТ Рис. а. Подбора ««ОТИ м?'мтя„л щ не «опддаег пвд его щялчв»*! г ^ ТТГГТПТг » Рис. ъ/пейоря «аяодцте* в э<7н*до.*«в1Ч кмпмьса передатчика. ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ: Указывает па ела бую связь между передатчиками и приемником при бора, которая можег возникнуть но следующим при­ чинам: излучение импульсов передатчика но точно ориентировано па вибратор приемника, передатчик находится под большим углом к приемнику за счет сноса трала течением ил и нодворога судна па большой угол. УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ: Траление произ водить толькэ ио течепию. Изменением длины кабеля приемника добиться точной ориентации импулы?ов передатчика па вибратор приемника. 9 *• ‘ •' "i Мероприятия по увели- и• , t чению вылова сельди при работе разноглубинным тралом 1. На лов ссльди надо направлять, на наш взгляд, суда, нмеющиэ мощные морозильные установки. В связи с том, что уловы сельди в августе — сентябре достигают 50—70 и выше тонн в сутки, суда, имеющие мощные морозильные установки, смогут вырабаты­ вать в сутки но менее 50 тонн готовой продукции (суда польской постройки типа ВМРТ, ПР). 2. В этот период па промысле должны находитьс» тралмейстер-наставник по разноглубинным тралам, и спев(иалист по приборам ФНР-50, ФНР-2 и ФНЗ-511Ц для оказания практической помощи промысловикам. 3. В связи с тем, чго компановка лриборов в шгур- цанской рубко не позволяет вахтенному штурману принимать достаточно правильные решения по веде­ нию разноглубинного лова, необходим перевод судо­ водителей на две вэхты: 1-я вахта — второй и третий помощники капитана, 2-я вахта — старший н четвер­ тый помощники капитана. Смепа вахт должна про­ изводиться через шесть часов. Это повысит безопас­ ность плавания, так как на сельди приходится рабо­ тать в очень большой rpyuue судов (были случаи, когда па одном косяке промышляло по 100—«42Q ко­ раблей). Точность прицельного лова значительно уве­ личится, счисление судии улучшится. Судоводитель­ ский состав будет иметь возможность принимать бо­ лее правильные решения, точнее действовать па раз- поглубинном лове, так как поступающая информация будот более длительное время игпользоваться одними и теми же судоводителями. 4. Группе ВМРТ должен быть придан СРТ, кото рый, кроме поисковой работы, может быть использо­ ван в основном в качество илавмаяка. Штурман ВМРТ, обнаруживший косяк, связывается по радио с СРТ, он подходит н становится на якорь в 0,5—0,7 ми ли от косяка. Такой ориентир поможет группе ВМРТ успешнее облавливать косяк. 5. На судах необходимо установить прибор типа ФНР-2, так как ФНР-50 но дает возмонсиости облав­ ливать прицельно косяки, отстоящие от грунта свыше 50 метров. 6. В период массового облова сельди (август — сен­ тябрь) в районо промысла должна, находиться плав­ база типа «Рыбный Мурмзп», чтобы промысловые су­ да могли осуществлять сдачу сельди на плавбазу в мешках (по опыту балтийцев). 7. 11а лов сельди должны поправляться суда с со- кращепным штатом команды. На ВМРТ типа «Лес­ ков» должно быть 85 человек, вместо 97 но штатному расписанию. Это снизит себестоимость продукции. В случае переключения судна па лов донных пород рыб, недостающих но штату моряков молено дослать в район промысла но заявке капитана. 8. Необходимо, чтобы суточное задание при лове сельди было в пределах 18—20 тонн, расценки за один центнер повышены по сравнению с существующими — это будет материальным стимулом дли экипажей промысловых судов, ведущих прогрессивный вид ло­ ва, каким является разноглубинный траловый про­ мысел. Псе эти мероприятия, на наш взгляд, позволят зна­ чительно увеличить вылов сельди в океане и снизить себестоимость цоиной продукции. Опыт разноглубинного траления необходимо сумми­ ровать и обобщить. Это припесет большую пользу всем промысловикам. В. ДЕДШЦГСВ, капитан-директор ВМРТ-400 «Лесков». .«niiiiiiiiiiiiiiiiiiiiB iiiiiiiiiiiiH iiiiiiniiiiH iiiiiiiiiiiiiiiiM iliiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiuiniittiiniiuj iiiiiiiiiiiiiiiiiiii) Iin имиипитии! inшинп, iiiHiHiiiiHiMB.iHlmitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiMiiuiiiiiiiuiiii.ii.iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiii* i H I H I I . l i l . N I I I I I I I I I I I I I H I . I I . I I I I I I I I I I I I I I I I I I H H I I I i n i l l l l l l H l l l l l H l l l l l l H H I I I M I I I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz