Рыбный Мурман. 1968 г. Август.

П а р т и й н м ш щ б тр* АРТИЙПАЯ Организация I I на СРТ-704 была создана н док aбро л р о т ло го года после выхода судна из капиталь ­ ного ремонта. Коммунисты Пыли обрадованы, знакомясь друг с другом на первом своем собра­ нии: досрочно отозвали в порт, где мы узнали, что экипаж на нрав- ля рте.я па Дальний Запад для лона рыг)М кошельковым нево­ дом. При этом нам вместе с эки ­ пажа ми дру ги х на и ра нля омы х туда судов предназначалась роль пионеров в освоении промысла х 722. Они, как и мы, н ап р а в л я ­ л а с ь тоже иа Дальний Запад. — Будем соревноваться, под­ держивать связь, советоваться — смотришь, общими силами пре­ одолеем все трудности. Таков был ход нашил рассуж ­ дений. Л с трудностями, и немалыми, нам притилось с т о л к н у т а я бук- вально в первые часы начавше­ гося промысла. Сильные тече­ ния , тяж елы е грунты, сплошные туманы, мелководье доставляли уйму хлопот. При этом, находясь поиске долгом и трудном — Вот пас как много на таком [аленьком суденышке собра­ лось Да. для траулера нашегу типа это было немало: пять членов КПСС, один кандидат в члены картин. Но и задачи у нас были тоже немалые. До 15 февраля наш экипаж даел прибрежный промысел сель ди. В трудных зимних условиях, пои работе на тяжелых грунтах был достигнут первый крупный успех: задание перевыполнили вдвое. Все моряки, конечно, радова­ лись: есть первый вклад в план третьего года пятилетки . Но туг нас подстерегала не­ ожиданность. 15 февраля судно к о т ел ь ком в данном районе, так как производиться он должен был там впервые. Неожиданность оказалась не из приятных, но выполнять рас- иг ряжение надо было. В пути на Дальний Запад иро*> вели партийное собрание, обсу­ дил?! роль коммунистов в моби- л из ад ии колл ек гива на освоодгие нового дела. Задача эта облегчалась для нас тем, что находятся комму­ нисты на судне на ведущих по­ стах во всех службах: два штур­ мана. трое в машинной команде, один — в палубной. Реше ние ком му н истов стало таким — в рейсе основной упор сделать на групповое соревнова­ ние с экипажами СРТ №№ 707 в таком отдалении от родных берегов, мы чувствовали, что не все верят в успех. Отсутствие баз лихорадило все три коллек ­ тива. В таких условиях трудно бы­ ло, конечно, поднимать дух кол­ лектива. Но паша партийная ор­ ганизация , на мч>й взгляд, с этим справлялась , и весьма ус­ пешно. В любом деле, как известно, важен личный пример. Судовые коммунисты несь рейс находи­ лись на переднем крае борьбы за план. Так, при порывах нево­ да они выходили на подвахту для его чинки, чтобы предоста­ вить палубной команде возмож ­ ность отдохнуть. Тут стоит теплые слова ска ­ зать в адрес инженера -наставни ­ ка по добыче рыбы тов. Мосиен- ко, находившегося на нашем судно. Он нас пе только, как го­ ворится, наставлял , но сплошь и рядом трудился плечом к пле­ чу с па ми. Личный пример в труде ком­ мунисты сочетали с проводе п а ­ ем в экипаже бесед. При этом предпочитался индивидуальный меч од. Человек в задушевной бе­ седе с глазу на глаз раскрывает­ ся полнее, делится самым сокро­ венным, высказывает все свои мысли. И вот тут то, если, ска­ жем, человек, в чем-то ошибает­ ся. его всегда можно легче пере­ убедить, чем в групповой бесе­ де. где неизбежен налет извест­ ной официальности. Беседуя с моряками, комму­ нисты пользовались каждым случаем, чтобы помочь им л у ч ­ ше ориентироваться в междуна ­ родной обстановке. В ходе производственной ра ­ боты своим чередом шла и вся ж из нь па ртийной орга ни за цни. В рейсе состоялось пять партий ­ ных собраний. Регулярно выхо­ дила стенная газета. В салоне ежедневно в снециал ьяом табе­ ле отмечались результаты рабо­ ты как нашего зкииаж а , так и наших товарищей по еру п н е в о м у / соревнованию. f Тесная взаимосвязь с экип аж а ­ ми СРТ №№ 707 и 722, упорный, дружный труд всей нашей команды во главе с комму аиста­ ми. решительные и грамотные действия капитана тов. Богаты­ рева обеспечили, несмотря на все трудности, отрадные резуль­ таты промысла в незнакомом для нас районе. Уже к 10 июня мы выполнили обязательство, ко ­ торое брали в честь Дня рыбака, перекрыв рейсовое задание к этому времени на полов и try. А г.с*егп в рейсе при задании 7500 центнеров рыбы мы добыли 1.Т700 центнеров, выйдя победи­ телями в групповом соревнова­ нии .•« ч Сейчас па счету нашего эки­ пажа 21 тысяча центнеров вы­ ловленной с начала года рыбы. У нашего коллектива большая цель — к 5 декабря выловить 30 тысяч центнеров рыбы при годо­ вом плане 21080 центнеров. Колл ект ив, сце мен ти рова ян ый вок ру г партий но й орга низации, уверенный в своих силах, без сомной ия, обес иеч ит доет ижел но этого рубежа. В. ГОРМА1П, секретарь партийной о р г а н и з а ц и и ^ СРТ-704, второй помощник капитана . V. Плечо друга К РЛППИП правый фланг Великой Отечественной войны... Здесь, на Севе­ ре, как и по всему фронту — от Баренцева до Черного мо­ рен — советские люди показа­ ли в жестоких испытаниях об­ разны мужества и выполнения своего долга перед Род иной. В боях рождалась крепкая друж ­ ба fie только между бойца­ ми. но и между подразде­ лениями и частями. Мы всегда были готовы прийти друг дру- 17 на помощь. Нас волновали события, происходившие там, где решались судьбы войны. Летом 1942 года фашистские полчища ринулись к Волге. Се­ вероморцы, все воины Карель­ скою фронта были мыслями с защитниками Сталинграда. В те дли командиры не знали покоя. Они получали множе­ ство рано р го» с просьбой от­ править на помощь к защитни­ кам .твердыни на Волге. И -вот были сформированы и посланы туда батальоны •морской пехо­ ты. В ес составе было немало моряков-гралфлотовцев. Пом­ ню Клавдия Попова, Бориса Айзнльника. моториста с наше­ го СКР — Василька (так его все звали, фамилию забыл). Уже немало написано о му- жестве моря ков -севером орпев, дргбро сражавшихся на Вол­ ге. Многие из них отдали свои жизни. Погиб Клавдий Понов, выполняй боевое задание, не­ однократно были ранены Бо­ рис Айзильник и Василек. Военная судьба забрасывала тралфлотовцев на разные уча­ стки фронта. Комсомолец-судо­ водитель Аранович из промыс­ ловой разведки ушел в 41-м воевать, стал летчиком штур­ маном. Их соединение воевало в районе Старой Руссы и Нов­ города. После ранения Арано­ вич вернулся на Север?! ый флот. Сейчас это — отличный промысловик. Интересна судьба молодого механика Саши Суслова. В на­ чале войны он был направлен на транспортное судно. Попа­ дал в разные переделки. Не­ сколько раз после торпедиро­ вания тонул, спасался, снова плавал на транспортах. По боевому расписанию его место было у кордового орудия: Са­ ша был наводчиком. Однажды, после очередной «морской ку­ пели» Саша оказался в англий­ ском госпитале. Когда выпи­ сался,^ пошел в Мурманск на английском транспорте. Вместе с ним на боргу транспорта бы­ ли еще один русский матрос и помощник капитана по поли­ тической работе. Втроем они сос 1 а вил и ору дийиый расчет, взяв на подачу снарядов коче­ гара негра. Уже при нервом налете фа ­ шистских тор 11 едоноспев этот интерв а пион альн ый расчет по­ казал, на что он способен. Орудие вело скорострельный огонь по самолетам, заставляя их свернуть с боевого курса. С р*:ков. Они считали, что не? смысла погибать за «чужой» груз, что русские зря рискуют. Услышав рассказ об этом пе­ реходе, я вспомнил, как вели английские моряки себя в на­ чале войны Они ходили по пу­ стынным улицам Мурманска, хорошо экипированные, сы­ тые. са модовол ьные. Сейчас мы знаем, что у их правителей были далеко иду­ щие планы. Им бы очень хо- Иван Кривое. В годы войны он был и секретарем Мурманского горкома комсомола Сейчас Иван Иванович — начальник водол а зно и службы АДурман- ского рыбного порта. Мотоботы транспор т о г о де- визиона совершали рейсы по Мотовскому заливу к «гранит­ ному линкору», так называли тогда полуостров Рыбачий. З а ­ лив наск воз ь простр сливал ся вра жеск ими ба та рея ми. Адми­ рал Головко вспоминает: «В А. С. Храповицкий Из истории комсомольской организации Мурманского тралового флота [ м у ж а л и в б о я х ; транспорта еще стреляли носо­ вое орудие и зенитные пуле­ меты с мостика. Наш расчет так увлекся боевой работой, что не сразу заметил, что огонь ведут только они — рус­ ские и негр. На транспорте царила паника. После чьего-то выкрика: «торпеда!» команда бросилась к шлюпкам, которые но походному были выведены за борт. Еще мгновение — и шлюпки закачались на волне. Но транспорт сделал нрошво- лодочны й маневр. торпеда прошла мимо, а шлюпки оста­ лись далеко за кормой. Кор­ мовое орудие продолжало ве­ сти огонь. Бой закончился. Шлюпки с паникерами были подняты. К а ­ питан собрал всю команду в кают-компании и объявил рус­ ском у ра счету бла год арность за храбрость. I Го и такая «вос­ питательная мера» на панике­ ров не подействовала: предста­ вители королевского флота еще не раз позорно удирали с суд­ на. Этим горе-воякам было не понятно мужество русских мо­ телось, чтобы мы в единобор­ стве с фашистским зверем обессилили, согласились на лю­ бые условия, чтобы получить помощь. После боев иод Москвой, а особенно — Сталинградской битом, отношение союзников резко изменилось. Простые мо­ ряки при встрече с нашими людьми горячо выражали свои чувства восхищения мужест- * вом советского народа. Помню ьх возгласы: «Русь, ура! Русь, хорош матрос!», Н А ВОИНЕ важно чувст­ вовать рядом плечо дру­ га. При любых обстоя­ тельствах. И при выполнении любого задания. Почти совсем нет в печати в послевоенное время рассказов о наших тран­ спортниках. А тралфлотовские моряки и на этой боевой вах­ те отлично себя зарекомендо­ вали. Подлинными рейсами му­ жества были рейсы маленьких судов транспортною девизио- на. Командовал им воспитан­ ник Мурманской мореходки и тралового флопа комсомолец одном из таких боев над дву- мя еуден ышка мн, иоси вшими шутливые клички «Сазаяка» и «Пузанка», участвовало с обе­ их сторон до двухсот самоле­ тов»/' Как видите, в дело всту­ пала не только артиллерия. Особым доверием воинов, в частности, • раненых, достав­ ляемых с передовой в Мур­ манск, пользовался санитар­ ный катер, где командиром был • тралфлотовец Леонид Груздев (в последние годы — капитал траулера) . Он так ис- куссно вел свое небольшое су­ денышко, что всегда выходил невредимым из любых переде­ лок. Ни снаряды, ни бомбы ф а ­ шистов ни разу не поразили этот катер, хотя осколки и на ­ носили повреждения хрупкому корпусу. АЛорчки-транспортни­ ки, эвакуируя раненых, знали, что везут самый ценный груз — людей, поэтому проявляли при выполнении заданий все свое масгерство и умение. Говоря о раненых, мне по­ чему-то вспомнились мурман­ ские мальчишки. Раненый це­ ленек становится беспомощ­ ным. Ему нужна помощь дру­ га Могли ли ожидать взрос­ лые особой поддержки от ре­ бят? Ведь это тоже неокреп­ шие существа, их хрупкие пле­ чи не могли еще нести тягот войны. По так только к а за ­ лось/ Ребята о хебе были дру­ гого мнения. И доказали это делом Может быть, мурманских ре- бят кто-то из комсомольских вожаков организовал и спло­ тил в первые дни войны. Это­ го я. не знаю. Но не раз мне.-: приходилось слышать •о на ход- - чивости мальчишек. Говорили, что они помогали ловить ди­ версантов. забрасываемых фа- * пиктами в Мурманск. Ребята с улиц Ленинградской и Рабо­ чей (на Жилстрое) — ныне улипа Генералова) организо­ вались в группы, круглреуточ- * но дежурили на улицах * вели иаблюдеп ия за под озр ител ь- - ньшн лицами. Однажды он» оказались свидетелями разго­ вора .незнакомца с пожилой женщиной. Он спрашивал, как пройти к холодильнику.- Когда подоэрительный человек ушел (ребята, с него не спускали . глаз) , узнали у женщины под­ робности разговора. Каждый . мурманчанин знал, что холо­ дильник в рыбном порту. Жен­ щина показала спрашивавшему ложное направление, а ребята нашли милиционера и с его по­ мощью задержали диверсанта. Героический поступок совер­ шили мал ьчишк и Ж иле гро», предотвратившие . взрыв кино­ театра. Мальчишки, заметив, подо-* - ' зрительного человека/ начали игру, мнимую драку* на пусты­ ре у кинотеатра. Потом ОНИ&о- 1 тушили бикфордов шнур, по- " дожженный вражеским лазут­ чиком, помогли его задержать. Говорят, что таких случаев бы­ ло немало. Я думаю, читатели разделят мое желание: «От­ зовитесь, ребята! Теперь вы взрослые, оглянитесь на своё детство, поведайте о событиях тех лет нынешним комсомоль­ цам!».- Я знаю, трудно вспомнить . всех. Эго под силу только кол­ лективу авторов. Сегодня же, в заключение этой главы, я хо­ чу назвать еще несколько имен. Это наши комсомольские вожаки тех лет — Бухаиевич, Виктор Волков, Александр Богданов, Александр' Семенов, Ефремов, Третьяков... У к аж ­ дого из них по-своему сложи­ лась послевоенная судьба. Но все они остались верны своей комсомольской юности. В к аж ­ дом из них мы видели верного товарища и друга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz