Рыбный Мурман. 1968 г. Август.
С КОШЕЛЬКОВЫМ НЕВОДОМ В ОКЕАНЕ К о л л е к т и в нашего фло та главной свосй зада* чей считает добычу пен ней породы рыбы — атланти ческой сельди. В нынешнем го ду обстановка сложилась так, что в первые месяцы флот ока зался в пролове. Правда, по том положение выправилось за счет интенсивной работы в Б а ренцевом море. Промысел мурманской сель ди кошельковыми неводами в прибрежных районах и в Коль ском заливе явился как бы ре петицией перед использовани ем этого высокоуловистого орудия лова в o j крытом океа не. Экспедиция на Дальний Запад , промысел неводами в 11 орвсжском море выявили многие трудности, недостатки в пашей работе. Об этом я и хочу поделиться своими мыс лям м. В июне в Норвежском мо рс работало от G до 15 «Океа нов» «.Мурмапсельдн». Но, кро ме наших судов, здесь про мышляли «кошельком» около двухсот кораблей — главка «Зал рыба», ГДР, Норвегии, И сл а нд ии. Метеоролог ичесх а я обстановка была благоприят но»!. Генеральное направление движения сельди — северное, северо-восточное, до 77 парал лели Раньше так высоко на север сельдь не поднималась. Пр ячем шла она значительно восточнее, чем в предыдущие годы. Пели, например, в 1967 году ее облавливали по пито му меридиану, то в нынешнем — но !0—11. Вероятно, сказа лись особенности гидрологиче ской обстановки, вызванной перемещением границы льдов в Норвежском море. Сырьевая база, особенно во второй половине июня, была стабильной, чхо позволило экипажам нашей экспедиции месячный план перекрыть вдвое. Особенно хорошо поработали коллективы: СРТ-р-713 (капи тан тов. Кузьмин), добывший 5800 центнеров сельди, СРТ-р- 717 (капитан тов. Петров), вы лов 5030 центнеров, СРТ-р-702 (капитан тов. Герзшенко) вы лов 5700 центнеров, СР Г р-709 (капитан тов. Климчук), вы лов 4250 центнеров. В каких условиях шел про- мысел, покажу иа примере з а писи из моего дневника от 20 июня: «В последние дни можно наблюдать следующую картину поведения сельди: ут ром, в 7 —8 часов, рыба ухо дит на глубину до 250—270 метров. Подъем рыбы начина ется в 17— 18 часов, но некото рые стайки встречаются навер ху д аж е днем. После подъема рыба удерживается иа различ ных горизонтах — от 10 до 50 метров, отдельные экземпляры поднимаются до ноля. Протя женность стаек небольшая: 20—30 секунд малого и сред него хода. Вертикальное раз- внтие от 40 до 60 метров. Ве тер северный,- северо-восточ ный, 3—5 баллов (снежные з а ряды)». Корма для рыбы было до статочно. Она усиленно пита лась, накапливая жир. Подав ляющая масса сельди в этот период имела жирность 21—23 процента. В ИЮЛЕ положение не сколько измени л о с ь. Промысел шел в Шпиц бергенском районе. Здесь очень сильное течение, резкие перепады температуры воды. На резких температурных гра диентах планктон погибал. Пи тание сельди ухудшилось, она стала очень подвижной, чутко реагировала на посторонние шумы. Промысел усложнился. Требовалось изменить такти ку лова: увеличить скорость эамегов, не делать выдержек, к кольцеванию невода присту пать сразу же после замета. Вот тут if сказались паши недоработки. Для осуmec iвле- иия новой тактики не были подготовлены и люди, и ору дия ловз. Остро ощущалось отсутствие опигних настав»и- ков-добытчиков. А работа в океане с высокостенными ко шельковыми неводами (высота 150— 160 метров) гораздо сложнее, чем на прибрежном промысле. В июле мы имели 18 аварийных заметов, 3 на мотки на вши. Приведу сначала данные о работе экспедиции в июле, а потом расскажу о некоторых недостатках в промысловом вооружении судов. С июль ским планом справились толь ко два экипажа: СР Г р-717 (каин»ан тов. Петров), вылов 6169 цен»иеров, и СРТ-р-713 (капитан тов. Кузьмин), вылов — 5500 центнеров. Выполнение плана кораблями экспедиции в июле составило 09,1 процента, недолов 20350 центнеров. Па результатах работы в июле сказалась сложная про мысловая обстановка, неустой чивая сырьевая база, неопыт ность многих специалистов и экипажей в целом, неоператив ность в переходе судов из од ного района в другой. Как я уже сказал, надо бы ло по-новому строить тактику лона. Это было сделать не просто. Погружение высоко- стенных неводов, которыми во оружены наши суда, недоста точно быстрое, процесс коль цевания из-за малой мощности траловых лебедок — продол жителен (20—25 минут). Многие капитаны и стар шие мастера лова не знали точно размерении своего нево да, точной загрузки нижней подборы. Например, на СРТ-р- 703 (капитан тов. Матвеев, старший мастер лова тов. Ме ринов) считали, что вес гру зика 370 граммов, а при про верке оказалось, что он весит всего 240 граммов. Нижняя подбора невода была явно не догруженной. По этой причине замет шел медленно, экипаж оказывался в пролове. И это не единственный пример. На кораблях не оказалось доста точного количества запасных грузиков, с этой целью исполь зовались звенья такелажных ценен, чугунные грузики. Та кой кустарный выход из поло жения приводит к преждевре менному износу оснастки нево дов. Требуется продумать вопрос и о дополнительном компакт ном плаье для верхней подбо ры в виде цилиндрических кухтылей, которые могли бы свободно проходить через си ловой блок при выборке нево да. Кстати, о блоках. Лучше работают блоки с металличе скими ребрами, а с резиновы ми конструкция еще иедо- ргботана — резинки срывают ся после одной--двух выборок Ж ’Е о д а . 11 ро мысло вики нредъ являют свои претензии ремонтной ба зе в Тюва-губе и Териберке—- там еще недостаточно хорошо ведется ремонт неводов. На многих судах паспорта и чер тежи не соответствуют истин ным размерам полученных »»е- ведов. От дел у добы чи упра влен ия «Мурман сел ьд ь» иеоб ходимо учесть в?е эти замечания, что бы не повторить таких ошибок в будущем при организации кошелькового промысла. Надо прямо указать также и на то, что у »iac »ia флоте не верно относятся к сохранению кадров таких высококвалифи цированных специалистов, как гидроакустики. Они, как и к а питаны, должны быть закреп лены за кораблями типа «Окс ан». Эти корабли насыщены техникой и у нее должен быть постоянный, рачительный хо зяин. Это — одно из важней ших условий успеха на лову. К ОШЕЛЬКОВЫЙ ПРО МЫСЕЛ — дело творче ское. Каждый капитан должен хорошо знать обста новку, учитывать ее изменения и оперативно перестраивать работу. Надо не бояться экспе римента, увереннее использо вать опыт товарищей, актив нее учить этому виду лова свой эк.тпаж. Мне кажется, промыслови кам при год ятся некоторые наблюдения, которые я сфор мулировал так. В июле, когда сельдь актив но питается, быстро движется, чутко реагирует на шумы, з а ме» ы необходимо производить иа самом малом ходу, не де лая реверсов, метать невод с дистанции 170 метров от цент ра стаи. При выборке (во вре мя кольцевания) «косынку» рекомендуется брать на блок, чтобы избежать ухода рыб»л из невода. Надо уметь взять рыбу, ког да стаи имеют большое верти кальное развитие. Случается так, что уже с половины коль цевания рыба начинает резко опускаться и уходить из нево да-. на поведении рыбы сказы вается шум работающих вин тов корабля-ловца. Мы наблю дали, кач норвежцы произво дят кольцевание с помощью мс торных шлюпок (лор) , кото рые оттягивают ловца и дают ему возможность не работать машиной. Мы повторили такой опыт. 22 июля экипаж СРТ-р 724 производил кольцевание невода с помощью СРТ-3193. Замет был успешным — улов достиг 100 тони. Три судна пе ред этим при самостоятельном кольцевании успеха не имели— р»лба ушла под невод. Воз можность оказания помощи кораблю-ловцу при кольцева нии невода у нас есть: можно использовать суда-посредники. Предполагается, что era и с большим вертикальным разви тием облавливать труднее. Б момент кольцевания невода стяжные кольца и трос задева- ют рыбу, находящуюся внизу стаи. Срабатывает, вероятно, «сигнализация» стаи •— рыба быстро садится под невод. Вы вод: нужно подбирать сельдя ные стаи с небольшим верти кальным развитием, которые вмещались бы полностью в окольцованный невод. Еще многое из поведения сельди »»с объяснено. Поэтому кон»ел ьковисты дол ж ны т»ца - тельио собирать информацию о поведении сельди в зависи мости о» температуры воды, направления ветра, состояния планктона и других условий. Меньше всего надо думать о причинах, которые как-то оп- равдмвают пролов, внимание капитанов должно быть сосре доточено на главном: как до- би»ься максимальной добычи »ipи любой обстановке. Еще один совет. Новый стяжной трос необходимо ос вободить от смазки, так как при выборке невода дель при- липает к нему, накручивается на трос. Были случаи, когда из-за этого стяжной трое при шлось р)бить (СРТ-р 723). Трос необходимо, как гово рится. «размолодить» — вы травить его за борт при засто порен пом ходе, проделать это несколько раз. Иначе во время замета стяжные кольца будут застревать на тросе, замет мо жет стать аварийным (СРТ-р 7)8). Надо особо сказать о судах- погредииках. На кошельковом промысле оип становятся вер ными помощниками судов, ве дущих лов. В июле, например, посредники приняли у ловцов и перевезли 40 процентов до бычи — 20 тысяч центнеров рыбы. Па кошельковом лове возникает много ситуаций, в кот орЫX ил юл ьз уются иос рсд- ники. В настоящее время оп лата этих экипажей произво дится согласно положению, ут вержденному Министерством рыбного хозяйства СССР. Н ов положен»?и не учтены, напри мер, такие варианты: 1. По средник принимает у ловца свежье, пе обрабатывая его, сдает иа плавбазу в свежем виде для изготовления пресер вов. 2. Посредник принимает рыбу от судов других органи заций. Дозировка соли пр»» обра ботке рыбы на кошельковом промысле была установлена в пределах 20—30 процентов. Ни одной инструкцией такой дози ровки не предусмотрено. Но она оправдана, так как сельдь была крупной, жирной, с н и щей в желудке, ловилась в летнее время, а в «кошельке», как правило, ее многие десятки тонн. В обработке рыбы на ко шельковом промысле также обнаружились недостатки. На наших промысловых судах нет стандартных бункеров для приема сельди из каплера. Все зависит от фантазии рыбма- стерои. Бункеры более или ме нее удобны. Все они сделаны из досок. Отдельные рыбмасте- ра солят сельдь прямо в бун керах, с последующим затари ванием в бочки. Но вода из бункеров полностью не выхо дит, сельдь обмывается и по падает в бочки с заниженной дозировкой соли. Эго может сказаться на сортности рыбы, как и случилось па СРТ-р 726 и СРТ 834. Надо использовать опыт ка рельских промысловиков: они имеют бункеры, сваренные из металлических труб. Круглой формы, обтянутые делью, лег кие, она занимают на палубе мало места, дешевы в изго товлении и долговечны в экс- »!луа та »Iии, л егко сиима н \ гси и просто складируют си, когда суд»»о занимается другим ви дом промысла. . . А КОШЕЛЬКОВОМ про мысле очень важна нзаи- мовыру 11 ка эк ипа же \\. об мен опытом. В пашей экспеди ции было хороню развито пар- но? и групповое соревнование. Суда разбились по группам. Например, в июле эти группы вьп'лядели так: СРТ-р №№702, 713, 717. 709 — первая группа, СРТ-р 703, 708, 712. 7 1 4 - вторая группа, СРТ-р №ЛГ® 715 и 726 — третья группа, СРТ-р Л1\М* 718 н 705 — четвертая группа. 11 о группам подводи лись итоги соревнования, ока зывалась необходимая помощь о гстающнм. Кошельковый промысел в Норвежском море продолжает ся и в августе. Я думаю, что в упра вл еиии «Мурма нссл ьд ь» будут подведены итоги, сделал а иал из работы кошел ько висто в летом нынешнего года. Такой анализ необходим. Он поможет вскрыть все паши недостатки и упущения, использовать луч ший опыт для организации ко шелькового промысла в отк рытом океане. Используя все лучшее, что есть в нашем ак тиве, мы добьемся максималь ной добычи сельди. А. АЛЕКСЕЕВ, замести тель начальника экспеди ции управления «Мурман- еельдь» t Норвежском море. ^ u t i i t i i n n m i m s m i i i s i i i m m i i m i i m m t i i i i i i m n i i E H i i t i m i i i i f t i n K i i i i t f i i K t i n n i m H m K m i n H n m t i i m i u i i m u H ^ | • Июнь. Первый успех, т Июль, j | Изменение тактики лова. Наши j | просчеты. • Роль специалиста | | на н о ш е л ь н о в о м промысле . | ! • 0 су дах-посредниках, т 06ра- | | ботка сельди в новых условиях. 1 | • С о р е в н о в а н и е и а н а л и з | | работы кошельновистов. [ 5 >Ш Ш 1Ш 1Ш Ш Ш 1 1Ш Ш Ш 1Ш М Ш и НШ 1 Ж 1Ш 1 1Ш Ш Н МШ Ш !Ш Ш Ш НШ Ш 1Ш Ш Ш Ш Ш 1Ш М !Ш Ш Ш Ш Ш Ш 1 1 ! П Г =
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz