Рыбный Мурман. 1968 г. Август.

Совсем недавно вступил в crpOHj действующих судов транспортный рефрижератор «Пионер Мурма- на». Но и за этот короткий срок его экипаж сумел добиться нема лых успехов. На снимке: передовые моряки корабля (слева направо) боцман Василий Парфимович* штурман Борис Малыгин и старший мат­ рос Виталий Кузнецов. Фото II. Светлова В ЭТОМ году коллектив Мур­ манского тралового флота . отличается не только тем, 'что имеет сверхплановый вылов ^ыбы и работает лучше прошло- тоднего ,-но и... большим количе­ ством аварий а аварийных про­ исшествий , нарушений правил нрот к вопожарпой безопа сности . И если сверхплановый вылов р а ­ дует , то аварии и пожары тре­ вожат . Судите сами. Технический убы- т е к ет аварий и пожаров очень велмк. Суда мростояЛ'И в сверх ­ плановом ремонте 259 суток. Убыток от простои составляет 2Ы тысячу рублей. Па эти день- жарную команду. С прибытием пожарной команды старший по­ мощник не руководил работами по ликвидации пожара . Это привело к более тяжелым пос­ ледствиям. Факт этот свидетельствует о беспечности тов. Тк аченко и низ­ кой организации вахтенной службы. Подобная беспечность допуска­ ется и на других судах. Моряки уходят с судна, оставляя в клю ­ ченными свет, радиоприемники, одежду на горячих батареях и считают это в порядке вещей. Но ухо-дя из дому, вряд ли кто из них оставит включсвшыЪси Для этого и других кораб­ лей характерно, что вахтенные помощники капитала не делают обхода судов (или очень редко) и не знают, что творится в каю­ тах, в каком состоянии находят­ ся члены экипажа . Проверяющие на многих судах видели прикрепленные к пере­ борка м консервные банки* пе­ пельницы. Как известно, и каю­ тах курить не рекомендуется и д аж е не разрешается . Но на это нарушение смотрят сквозь паль­ цы. Л ведь не исключена воз­ можность, что бросит матрос окурок ь банку, а окурок упадет ротушения , в том числе углекис лстнылга и другими огиетушнте лями новейших типов. И вместо того, чтобы о т т я н у т ь вентиль или повернуть рукоятку , они ударяли огнетушитель о палубу. Нетрудно судить после этого о качестве н роводимой тех нодче ской и другой учебы. В ЧЕМ КОРЕНЬ ЗЛ А О ПРИЧИНАХ АВАРИЙНОСТИ И 1Н)ЖА19ОВ ИА КОРАБЛЯХ Вернемся к началу статьи, к раесу:кдениям о том. что аварии и пожары неизбежны, что это алой р;*к. Приведенные примеры убедительно показывают, что ко рень ала лежит в неорганиао- ва ннчм:т а , и ед ис ци 11 л ини ро-ва н пости, в халатном отношении людей к выполнению служебных обяаалитостей. На флоте должна быть желез пая дисциплина, полный поря док, высокая культура . Разгнль д я ям и пьяницам »е место на кораблях. В. ЕВГЕНЬЕВ, В Мурманскую облас тную Ъп€>лю) теку поступили »юэ;ле книги, п р е д с т а в ­ л яющ и е интерес для работников рыб- чой пром ыи 1 Лон носги . В книге «Техническая экепдуатавдгз» гребных электрических установок* (М., Гранспорт . 19G8. 176 с ) приведе ­ ны технические ха рак т ерис тики г р еб ­ ных электрических установок тшюьыя - сулоп отечественного морского и ры ­ бой ром мелового флота , дан краткий а н а ли з основных ха рак т ерис тик ГЭУ. Подробно рассмотрены вопросы ре гу ­ лировки и подготовки к работе оеиов- ных элементов ГЭУ, эл ек т ро г ен е р а т о ­ ров гребных э л е к т р о д ви г а т е л ей . ' Д а ­ ны рекомендации но улучшению тжх- шаческои эк сплу а т ации ГЭУ. Книга Сыромя тникова В. Ф. и Лу- бочкииа G. 11. * Автоматическое регу* лкрованме судовых паровых котлов» (М.. «Транспорт / ' , 1968. 272 с ) з н а к о ­ мит с з а д а ч ам и обеспечения наиболее высоких экономических пока за тел ей работы с удо змх котельных установок современных морских с у д о в / Д а е т с я материал по автоматическому р е гули ­ рованию т емп ер а т уры перегретого п а ­ ра . . ре гулированию с ж и р а т ш топлива , судовых вспомогательных котлов. Р а сс м а тр ив аюте я вс по мога т е л ьны е устройства , средства з аши ты и с и г н а ­ лиз ации . Особое внимание уделено экономическим х а р а к т е ри с тик ам с и ­ стем а в т ома ти з ации и. в чаетноеп*# экономической оценке систем а в т ом а ­ тиз ации сжи г ани я топлива . В книге «Автоматическое управление судовыми элек тропри вод ами и у с та ­ новками» (М.. *Тра нспорт» , 11>68. 304 с.) и з л а г ают с я сведения об э л е ­ ментах схем автома тики , апп а р а т а х , применяемых в схемах автома тиче ско ­ го управл ения эл ек т род ви г а т е л ями и ус тановкам ; приведены описания л ей по -контактных схем. схем автоя£ тнческого управления э л е к т р ом аши н а ­ ми. магнитными и полуироводнпковы* мн эл емен т ами ; р а с сма т рив ают с я ей* • с темы автома тиче ского управления су- довыми д ви г а т ел ями внутреннего его» рания . системы с т а били з а ции н а п р яж е ­ ния судовых ! енераторов . Об эк сплу а т ации , с од ержании и ре* монте сухих и плавучих доков pa r e ка-- з ы з а е т с я в книге Па в л о в а П. Я. и Карнаухов а Г. FT. «Э к сплу ат аци я до- ковэ (ДА.. «Транспорт» . 1958. *3п с.>. Д а е т с я краткое описание ус тройс тв а доков, их механизмов и приборов . Большое внимание уделено ь книге пр а к ти к е доковлния судов , ониглнню способов их постановки в док , подго ­ товки и npoBt дения доковой операции*. В. АНДРЕЕВА . старший библио ­ г р аф областной библиотеки . 4F*ма- ГК можно было бы ' ЙОСТЧЮИТЬ доа, а те и три первоклассных жерабля ил* нисколько домов для рыбаков. Можно, во, к с ож а ­ лению, деньги, . к а к говорится, ( р еш е ны на ветер. Находятся немало капитанов я дехапиков , которые н-е заду мы кдотсн над причинами аварий и пожаров , пыта ютея об ьяс нить лх чуть ли не 'роком , чем-то не­ избежным . А так ли это на са- !**>;* деде? ПЛОДЫ БЕСПЕЧНОСТИ И РАЗГИЛЬДЯЙСТВА Т раул ер «Сатурн» 11 марта на ­ правлялся на порта на промысел. После прохода острова Саль ­ ный капитан тою. Колодкин пе­ редоверил управление судном в у зк ост и гг а рш с 1 му помощи ик*у тон. Су< л**нко В. М.. Л тот даже, отпустил для ныполпения судо­ вых работ матроса-рулсвого. Н а ­ блюдение аа окружающей обета- ленвкой было ослаблено. И бот печальный результат . Траулер был носа жен на камни в районе губы Т)ОЛЫПОЙ НОЛОЙОВОЙ! Как видите, налицо нарушение whom еудолюжде нля , Ус така службы на судах флота рыбной промышленности СССР и реко- ме* 1 Да ци и хo jюш е й мojxau»й пр актики . Ещ е свежи в памяти события и а траулоре «Джанкой» 2 июня »о время стоянки г удна в порту на вахте старшего помощника тон. Ткаченко случился пожар. Выведены иа ст |юя рул ев ая руб ­ ка , электрорадионавитационкые и рыб <>1 i<> иск ойыо нрпбор ы . В каюте старпома находился нестацнонарный и. видимо, не оче*нь ич*лIрав»иый радиоп’ркемншс. Тон. Ткаченко ушел из каюты и ие выключал его. Б момент пе- |>с 4 слючения элевстроиитания про- жэошяо замыкание , огонь начал быстро распространяты :я по ка ­ юте . ... Вместо того, чтобы лично аа- авгяться организацией борьбы с огнем, Т(>в. Ткаченко поручил зто •©хтеяному матросу, а сам побе- зкал вызывать по телефону во* ол ект роу тюг, зл е«ст ролл и гку или, скажем , без присмотра печь. А если fauoe и случается,- то люда бистро бегут* домой, что&л аре- дупредить пожар, А ведь ко рабль — зто родггой дом моряка. ПРОВЕРКА ПОКАЗАЛА... Унра«влекие флота тщательно анализирует причину каждой а парна*, а ва ри йного происшест­ вии, пожара , виновные привле­ каются к ответственности. Прт* капы об этом рассылаются иа нее корабли. А па проверку вы ходит, что далеко не на вс^х траулерах :>ти приказы доводят­ ся до сведении моряшш, прои з ­ водится разбор ава[И 1 Й и т. д. С 20 по 25 июля служба глав ­ ного капитана управления флота проверяла несение вахт иа судах, стоящих в порту, выполнение приказов, касающихся противо­ пожарной беаопасши ти. И вот с ка к ими фа кта М 1 И при шлось ж‘т р ети тыя . Траулер «Тунец» (капитан Ыо скалюк С. Д.). Па корабле не оказалось приказа пч> флоту № 255. радиограмм главка «Сев рыба». !Ге проведен смотр про­ тивопожарной безопасности. 1 ^»аулер «Заш>‘рожье> (капитал т(« . Колле|кув). Судя по доку ­ ментации, пожарные тревоги здесь не и^кхюлились два с поло­ виной месяца. •> ящгше для хра­ нения ю т а для тушения пож'а- ра, хранилась истошь. li t траулере «Моржовец» пе *штаюг журнал, осмотрои кораб ля мо[кжими инспекторами. 11 ет записи о 1 П> 01 ведени 1 и у ч е н ы х тревог. В прошлом г о д у на траулере «Амдерма» один иа членов эки­ пажа был настолько иьтц что д аж е не почувствовал, • как па нем загорелась одежда от упав­ шей папиросы. Это долисао было послужить хо}к>пшг! уроком мо­ рякам. Но не послужило. 24 ию­ ля проверяющие , увидели в од­ ной из кают пьяных членов эки­ пажа . Все спали. З а воротом од­ ного из них овсааазся к счастью ПОТУХШИЙ ОКурОК^ на конку, па одежду. И тогда жди беды. Далеко не на высоте неслась вахта на большом морозильном тр аул ер е «Космос». На корабле — мертвая тишина. Пришлось даже кричать: «Есть ли на судне кто? Отзовитесь!* Ва хтодв ыг, н а зы в а е т с я , был и — четвертый помощник ка гейта иа и четвертый механик. Люди новые па БМРТ. Задумайтесь внимательно над этим фактом. Разве зто пра­ вильно назначать на вахту сра- &у двух новвчков? Проверка показала, что далеко не все члены экипаж ей и даже к ;»ма ндиры производс тва у меют П(»льзоваться средствами ножа- Т Е Х Н И К И Так называется новый л пока единственный в стране прибор для просчета рыбы. Эту компакт­ ную установку привезла в Мур- манск группа специалистов тент- раль ного к<>н етру irr орс кото бю ро у ивеере а л ьно го при б<>р*к*т рое*нкя Аиадсмнй Наук СССР. Прибор предстоит испытать »?а ))ыбоходе Верхне-Туломской ГЭС, В счетчшсе использованы фото­ элементы. Они позволят в етлм- чве от подобных установок, вы­ пущенных ранее, учитывать с большей точностью не только количество прошедшей рыбы, но и ее размеры. Товарищ за товарища | / ОРАБЛЬ готов к отходу. Пройдет пемно- го времени, и басовитый гудок траулера прозвучит над Кольским заливом. Но вот бе­ да: пора отдавать швартовы, а кого-то из членов зкипаж а нет. Мало л:и Kiuate бывают обстоя- тельгтва; заболел юш... да что греха таить , слу ­ чается, что и но собетвешнои ви-не отстают от судна. А если .не пришел засольщик или рыб- мастер? Ведь найти им замойу труднее , чем маттросу. ...На РТ 108 «Кронштадт» но штату 39 чело­ век. И большая часть членов зкинажа — уме­ лые. опытные моряки. He надо думать , что здесь вез работают но мдогу лет. (К сожале ­ нию, как и ва других судах, на РТ 108^ велика еще текучесть ) . Ное дело в технической учебе. Прямо скажем , тех учеба на «Кронштадте» поставлена умело. Ведут ее старший помощник к ан л т а ч а Е. Л. Карпол, старший механик Л. А. Ашах а нов, штурманы Е. В. Петро-в и 1Л. А. Горчаков, рыбмастер Б. Марчулшхас и друпие. И хорошо то, что руководители не огранич^гва- ются беседами в к а ю т - к о ш ш т и , а дополняют их занятиями на рабочем месте, практически . А результаты? Когда ушел в отпуск засоль­ щик Артамонов, его зашдонл ; с тарш ий матрос Багдевпч. И весь рейс добросовестно и умело выполнял все работы. В порту качество рыбы, подготовилсашой Багдеввчем,. было признано вы соасим. Успешно справлялся с обязанностями мастера по добыче матрос (>внрякин: И таких примеров можно привести немало. Нынешний рыбмастер Марчулинас ещ е по­ давно был засольщиком. Сейчас он не только хорошо знаег свое дело, но и обучает других. А на прежнюю должность Марчулинаса выдви ­ нут матрос Хруста лев. Мастером по добыче стал матрос Саирякин. Он тоже работает отлич­ но. Вот так и растут кадры на «Кронштадте», свш!, собственные, воспитанные на кораблеч Недавно еще одна группа моряков РТ-108 повысила квалификацию . Матрос Рудых, кото­ рый проявил себя пе только к а к отличный шкерщкк , но и умело чкнйл снасти, получил удостоверен а е мастера лова, а юнга Лапираль- сюий сдал экзамен н а помощника мастера по выгреву жира. Э к ш а ж «Кронштадта* гараятлгровая ет в с я ­ ких случайностей. На судне полная взаишюа- мевяежзсть . Здесь товарищ всегда заменит то- г арищ а . И пе случайно еще 20 июля коллеадткв заворщкл годоиоя плая.- А . в последагем р^йсе вы л о в лш 91 центнер рыбы при нлане 68 . К. ИЛЬИН. V- uvLU. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz