Рыбный Мурман. 1968 г. Август.
(Продолжение . Нач. в №№ 74, 75 , 76 , 79 , « I , 83 , 85 . К , 87 , 89 , 9 3 ) . Интерес моряков к новому гуд ну Пыл понятен. ведь еще н«и в одном Кассейно страны не ра- * ж 1 .ТРИ на таком траулере. (Сколько рыбы он может дать? 11 а этот вопрос вскоре ответили сами рыбаки. Вслед за ВМРТ «Лушкин» в Мурманск пришли «Некрасов», «Добролюбов», «Свердлове*» и другие. Вначале эти суда про- мышляли в Баренцевом, морс, вместе с траулерами бортового траления . Но моряки уже попи нали . что ме< то таким мощным кораблям — вдали от родных бе регом, в просторах Атлантики. В 19лб году капитал! И. 11. Ко- рехов на БМРТ «Свердловск» от крыл у берегов Ньюфаундленда богатую рыбой промысловую байку. С каждым годом районы промысла в Атлантике р а с т и р я - л ис ь. РьгГа к и Мурмана ие рв ыми ггали успешно работать в се- верной части Большой Пьюфз- ундлендской Па гиги, на банках Гамильтон и Джорджей, у остро ва' Сейбл. 11а освоение банки Джордж ес десять мурманских промыслови ков п научных работников 11ИПРО были награждены меда- лямк Выставки достижений на родного хозяйства. Самоотверженный труд, твор ческий подход к новому делу, упорство в достижении постав ленной цели помогли мурманча нам быстро выявить возможно сти траулеров типа «Пушкин», и уже в первый год эксплуатации иа этих судах были достигнуты высокие уловы. Экипаж «Некрасова» (капитан II. К. Елфимов) в 1956 году впер вые в исто рил рыболовства до был почти сто тысяч центнеров рыбы. Коллектив траулера до стиг высокой экономической эф фективности производства. Го довая прибыль составила 7 мил лионов 832 тысячи рублей (в ст а ром исчислении) . Это позволило УЧАТСЯ И РАБОТАЮТ В коллективе автобазы главного управления «Севры- ба» многие работники систе матически 11 ов ы in а ют св <>и общеобразовательные и тех нические знания , без отрыва ог производства учатся в высших и средних учебных заведениях. Так, руководитель первой автоколонны В. И. Литвинен ко занимается в Горьковском автодорожном техникуме, диспетчер Т. П. Акатова — в Муj >ма нс.к«*м вы сш ем море - ход н(>м у чи;i ище, ра бот ник НТО В. Е. Кочешев — в Са ратовском политехническом институте, старшнй мастер В. А. Клюев — в Калинин градском инженерно эконо мическом институте, шофер В. И. Скурихин — в Петроза водском автодорожном техни куме, слесарь Е. II. Разин — в Ленинградском университе те, механик А. П. Кочнев — в Мурманском среднем море ходном училище. Все эти товарищи уж е сей час применяют на практике полученные в учебных заве дениях знания , трудятся с полной отдачей и добивают ся хороших результатов в сеосй работе. В. КРЮКОВА, инспектор но кадрам. создать фонд предприятия 218 тысяч рублей. Пра вител ьст во высоко оцс ни;»о труд моряков БМРТ «Некрасов». Дважды — в третьем и четвер том кварталах 1956 года — но итога м Всесоюзного социалиста - четкого соревнования они полу чали переходящее Красное зна мя Совета Министров СССР. Большая группа промысловиков была награждена орденами и медалями. КУРС ПА ЭКВАТОР Освоив промысел в Северной и Западной Атлантике, мурман ские рыбаки не успокоились. Опытнейшие капитаны повели смой траулеры дальше на юг, к берегам Африки. Первым из со ветских рыболовных судов побы вал в эква т р и а л ь н ы х водах у берегов Африки БМРТ «Серафи мович». Он нашел богатейшие концентрации сардины, выловил, заморозил и доставил в порт шестьсот тонн этой ценной ры бы. Рейс БМРТ «Серафимович» положил начало промышленно му рыболовству у берегов Афри ки. По проторенной им до}юге пошли в этот район и стали там успешно работать рыбаки Запад ного и Азо во-Черноморе кого бассей нов. Экипаже м «Серафи мовича » командовал тогда старейший мур манский капитан Андрей Филип пович Таран. Этот человек всю свою жизнь отдал флоту. В шестнадцать лет он начал трудовой путь моряка: пошел в море юнгой. Позднее окончил Херсонский mojmvkoh техникум и плавал штурманом на судах Мурманского тралового флота. Еще до войны Андрея Тарана назначила начальником промыс ла> 1 Юи ра 1 ведки Мур ма ис к ого бассейна, а после войны он был уже одним из руководителей объели пел ия «Му рма в рыба ». Когда флот начал пополниться новыми большими траулерами дальнего действия, рыбак не уси дел на берегу, попросился иа корабль. Вначале плавал на траулере «Победа», а затем — на «Серафимовиче*. Суда, где он был капитаном, возвращались в порт, как правило, с полным гру зом. Комму ни ст ы Му рм а нск ой об ласти послали опытного капита на, заме чател ьн (>г<> вое пита тел я моряков и одного из организато ров рыбной промышленности на Мурмане делегатом на XXI съезд КПСС. Труженики области оказали ему большое доверив, избрав депутатом Верховного Совета РСФСР. Отправляясь в далинее плава ние к африканским берегам, Андрей Ф илиппович не подозре вал, что больше никогда не с т у пит на причал родного порта. Он с победой привел свой ко рабль домой после труд по го мно гомесячного рейса и скончался на трудовом посту, пе успев сой ти па берег. Его имя носит сейчас большой морозильный траулер Ленинград ской базы океанического рыбо ловного флота. КЛАДОВАЯ ОНЫГА ОТКРЫТА ДЛЯ ВСЕХ Втор ым му рма нс-ким т рауле - ром, освоившим лов сардины в экваториальной Атлантике, был траулер «Северное сияние», Воз- гл а вл ял эк и \«аж* молод* \ й ка ни - тан В. И. За курда ев. Всего за несколько месяцев до африкан ского рейса он успешно провел БМРГ «Ульяновск» через три океана, помог дальневосточни кам наладить работу на первом у них судне кормового, тралении. У всех участников перехода это двухмесячное плавание оста вило в памяти глубокий след. Было в пути много интересного, печального и смешного. В Среди земном море встретили и от праздновали Первомай. весело, с застольными тостами за Родину, за родных- н близких, оставших ся в Мурманске. В Суэце, отбив шись от ватаг восторженных ре бятишек . кричавших «Русские, хорошо!», пошли осматривать го род, видели следы разыгравшей ся здесь в ноябре 195G года гра- геди и. В Син га 11 у ре у ;ка спул а моря ков нищета п родмест ии. В Малаккском проливе встре тили японский танкер. Он обла дал большей, чем траулер , ско ростью. и Закурдаев обрадован но сказал стоявшему возле него боцману, старому помору Ф. М. Ноташову: Повезло нам, старина, с этим японцем. П|к>лив узок и из вилист. того к гляди, сядешь на камень. А за танкером мы прой дем спокойно. Но пе тут то было: японец, против ожиданий, не спешил. Как ни уменьшал «Ульяновск» ход, чтобы пропустить танкер вперед, тот плелся сзади. Зато, когда вышли из пролива, японец задал такого ходу, что морнки долго смеялись. — Пу, мы-то впервые в такое ила ва ние идем, остерегаемся, и ведь на танкере , поди, морской волк сидит. А вел себя, как коза на привязи: тащился за нами всю дорогу. Но вот позади пятнадцать ты сяч миль. В управлении морско го лова в Находке мурманским морякам с с >(>б11 [ или: — На ваш траулер у пас уже определен план — пятьдесят ты сяч центнеров до конца года. Дальневосточные рыбаки с уважением смотрели на серую громаду корабля. Боцман не ус певал поддерживать порядок на судне: столько было посетите лей. Учить дальневосточных рыба ков иришлось в Охотском море, у западного побережья Камчат ки. Начиная от капитана , почти каждый па корабле имел своего дублера. Сырьевая база у кам чатских берегов удивила своим богатством даже бывалых мур манских рыбаков — очень хо рошо ловились камбала и сельдь. Но для того, чтобы вырабаты вать филе, нужна была треска. Полный груз трески взяли бук вально за две недели. Можно было бы возвращаться , но ока зании ь. что дальневосточники не были знакомы с разноглубин ным тралом. Закурдаев , когда-то одним и» первых применивший этот трал на «Северном сиянии», показал дублерам, как надо с ним работать. Вернувшись в Находку, З а к у р даев прежде всего пошел в уп равление флота, а вскоре объя вил команде: — Домой летим. Дальневосточ ники за учебу нам спасибо пе редали и сказали , что в дальней шем сумеют управиться сами. Обещали даже перегнать пас. Теперь В. И. Закурдаев рабо тает п Севастополе. Много опыт ных кадров отдали рыбаки Севе ра Азово Черноморскому бассей ну. Среди них — известные к а питаны тт. Киреев, Требу шныв, Русак, Семенов, Басалаев , Кора бел ьн иков, Неробов, тралмейстер Бобылев. Бывшие мурма нчап е ус пепгно трудятся и в Западном бассей не: в Калининграде — инженер- добытчик Саврасов, капитан Ка расик, в Риге — капитаны Едемский и Кули ни ч, в Ленин граде — капитан Дружинин. Мурманские рыбаки всегда рады слышать о трудовых успехах своих земляков. ПРОДОЛЖАЯ СЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ За годы семилетки рыбаки Се вера добились больших успехов в труде. Еще в 1937 году мур манские капитаны В. И. Закур даев и В. Р. Требушный впер вые в истории мирового рыбо ловства освоили разноглубинный лов сельди тралами. В первые же годы семилетки этот способ был широко внедрен во всех бассейнах страны. Мурманскому траловому ф л о ту была присуждена Большая серебряная медаль Выставки до стижений на родного хозяйства СССР. 11 а судах рыбопромыслового флота получил всеобщее призна ние и стал широко применяться и 'М >б|>ет<*нный мурманским трал мейстером наставником А. С. По повым трал без квартропов: при этом резко сократилась аварий н о г о орудий лова, значительно увеличилась их уловист ость. 11 родол жая ела ниые тради ци и прежних лет. мурманские моря ки в годы семилетки настойчиво искал и новые пут и у вел ичели я добычи. Одним из таких нова торских лачинаний явилось ско ростное траление . Первые ус пешные опыты на судах борто вого траления провел экипаж рыболовного траулера «Могилев* 11 од [> уководст во м ка пита на И. М. Котова, а на судах кор мового траления — экипаж большого морозильного трауле ра «Некрасов» иод руководством капитана II. К. Ел фи моиа. Моряки траулера «Могилев» в 1959 году при увеличении ско рости траления на двадцать про центов за двадцати четы рехднев- ный рейс выполнили месячное задание на сто шестьдесят семь процентов. Одновременно они попытались добывать рыбу па / недосягаемой до того иол угоил о- 4. метровой глубине. Большую пользу во всех этих опытах ври- несли мяо гощел ев ые т рало вые доски, сконструированные та- л а птли вым ин жене ро м И. Р« Матросовым. В дальнейшем траление иа по вышенных скоростях, а такж е глубинный лов получали все бо лее широкие распространение. П римен яя сп е ц иал ьио и з готов- ленное глубоководное вооруж е ние трала, мурманские и архан гельские рыбаки смело выходи ли па километровую глубину и Д 1 >бивал ис ь нев ида ни ых прежде уловов палтуса. С каждым годом все шире применялись на судах орудия лова из синтетических сетемате риалов. была внедрена бескон тактная передача уловов с про мысловых судов ва производст венные рефрижераторы . В 1960 году «Мурманселъдь* перешагнула миллионный ру беж добычи рыбы, а в послед ний год семилетки моряки этого управления взяли улов свыше полутора милл ионов центнеров. Такой крутой подъем в развитой сельдяного промысла стал-, воз можен бла года ря пополнению флога новыми судами типа «Океан* и . «Волгодонск», осиа- ше и ных соире ме ни ой ради она ви га ци он н () й рыбопоисковой а пи а •> ра т урой. хол од ил ьным и уста нов- ками и передовой техникой д л я добычи и обработки рыбы. Сете выборочные и сететряе- ные машины, различные нрибо-. ры облегчили труд моряков и новыс ил и (‘го произ водит ел ь- ность. Значительно выросла и укрепилась береговая база фло та, по сравнению с 1959 годом объем судоремонта иа предпри ятиях главка «Сев-рыба* увели чился более чем на шестнадцать с половиной миллионов рублей. М у рма нск и й мojм.*ко й рыбпы й порт получил семнадцать Новых кранов, в том числе десять пор тальных, пост рое ны и оспа щекы нIжо й те х ник о й глу бо ковод ный пирс, склад соли, льнозавод и завод рыбной муки. Из убыточ ного порт стал рентабельным предприятием . Пра вител ьст во высоко оценило труд портовиков, наградив Мур манский морской рыбный порт орденом Ленина. ЧЕЛОВЕК НЕОБЫЧНОЙ ПРОФЕССИИ Валентина Яковлевна Орлякко- ва — кан итан .д ал ьн е го . плава- ния. Для женщины это необыч ная профессия. По одно дело быть капита ном пассажирского или грузового судна, совершаю щего рейсы но графику от пор та до порта, другое — водить на промысел китобоец или траулер . О Валентине Яковлевне на не-? сэно много статей, очерков. И не только потому, что она — единственная в мире жешциша- капитан , возглавлявшая промыс ловые суда, но и потому» что это человек больших душенных ка честв, умный и обаятельный. ( Продолжение сл еду ет ) . ИДУТ ЭКЗАМЕНЫ Они посвящают жизнь морю Из Сибири и Казахстана , Белоруссии и Украины , Москвы и Ленинграда , Карелии и Архангельска — чуть ли не со всех об ластей с т р аны прибыли н j экзамены в Мурманское среднее море ходное училище юноши и люди зрелого возраста. Тысяча двести заявлений подано на все отделения, — рас сказала нашему корреспонденту ответственный секретарь прием ной комиссия Раиса Ивановна I!лотникова. В одном из просторных фойе висит памятка для поступающих. На доске объявлений вывешены списки групп но отделениям, рас писание экзаменов и все. что связано с ними. Среди прибывших много юношей, только что закончивших среднюю школу, и таких , кто уже работал на производстве. Есть и бывшие солдаты и матросы, отслужившие в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Им, конечно, оказано предпочтение в приеме. Вот бывший сверхсрочник комсомолец Вячеслав Малетин. Он служил на Севере, полюбил море, ирииык к нему, поэтому и ре шил пойти в училище. Или назовем имена Александра Буркова и Анатолия Карель ского. Они сыновья потомственных моряков. У первого отец стар ший мехаиик в траловом флоте, моряк сю стажем, у второго — капитан . Среди экзаменующихся есть и такие товарищи , которые посту пают в училище по рекомендации коллектива . Вот. к примеру, Евгений Рыбочкин. Он опытный моряк, проработавший два десят ка лет. Был на корабле механиком, затем окончил школу усовер шенствования командного состава, в последнее время работал старшим механиком на СРТ-229. А недавно управление сельдяно го флота направило его в среднее мореходное училище на курс у скofк»н ного обучения. Экзамены продлятся до 20 .августа. Мандатную и эк заменаци онную комиссии прошло уже больше половины прибывших. «От сеялось» тоже порядочно. Ну что ж . Ребята должны понять, что требования к тем, кто решил посв-ятить себя суровым и спы т ания* в морях и океанах, большие, и к этим испытаниям надо упорно, самоотверженно готовиться. ..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz