Рыбный Мурман. 1968 г. Август.

(Продолжение . Нач. в №№ 74, 75 , 76 , 79 , « I , 83 , 85 . К , 87 , 89 , 9 3 ) . Интерес моряков к новому гуд ну Пыл понятен. ведь еще н«и в одном Кассейно страны не ра- * ж 1 .ТРИ на таком траулере. (Сколько рыбы он может дать? 11 а этот вопрос вскоре ответили сами рыбаки. Вслед за ВМРТ «Лушкин» в Мурманск пришли «Некрасов», «Добролюбов», «Свердлове*» и другие. Вначале эти суда про- мышляли в Баренцевом, морс, вместе с траулерами бортового траления . Но моряки уже попи­ нали . что ме< то таким мощным кораблям — вдали от родных бе­ регом, в просторах Атлантики. В 19лб году капитал! И. 11. Ко- рехов на БМРТ «Свердловск» от­ крыл у берегов Ньюфаундленда богатую рыбой промысловую байку. С каждым годом районы промысла в Атлантике р а с т и р я - л ис ь. РьгГа к и Мурмана ие рв ыми ггали успешно работать в се- верной части Большой Пьюфз- ундлендской Па гиги, на банках Гамильтон и Джорджей, у остро­ ва' Сейбл. 11а освоение банки Джордж ес десять мурманских промыслови­ ков п научных работников 11ИПРО были награждены меда- лямк Выставки достижений на­ родного хозяйства. Самоотверженный труд, твор­ ческий подход к новому делу, упорство в достижении постав­ ленной цели помогли мурманча­ нам быстро выявить возможно­ сти траулеров типа «Пушкин», и уже в первый год эксплуатации иа этих судах были достигнуты высокие уловы. Экипаж «Некрасова» (капитан II. К. Елфимов) в 1956 году впер­ вые в исто рил рыболовства до­ был почти сто тысяч центнеров рыбы. Коллектив траулера до­ стиг высокой экономической эф ­ фективности производства. Го­ довая прибыль составила 7 мил­ лионов 832 тысячи рублей (в ст а ­ ром исчислении) . Это позволило УЧАТСЯ И РАБОТАЮТ В коллективе автобазы главного управления «Севры- ба» многие работники систе­ матически 11 ов ы in а ют св <>и общеобразовательные и тех ­ нические знания , без отрыва ог производства учатся в высших и средних учебных заведениях. Так, руководитель первой автоколонны В. И. Литвинен­ ко занимается в Горьковском автодорожном техникуме, диспетчер Т. П. Акатова — в Муj >ма нс.к«*м вы сш ем море - ход н(>м у чи;i ище, ра бот ник НТО В. Е. Кочешев — в Са­ ратовском политехническом институте, старшнй мастер В. А. Клюев — в Калинин ­ градском инженерно эконо­ мическом институте, шофер В. И. Скурихин — в Петроза­ водском автодорожном техни ­ куме, слесарь Е. II. Разин — в Ленинградском университе­ те, механик А. П. Кочнев — в Мурманском среднем море­ ходном училище. Все эти товарищи уж е сей­ час применяют на практике полученные в учебных заве­ дениях знания , трудятся с полной отдачей и добивают­ ся хороших результатов в сеосй работе. В. КРЮКОВА, инспектор но кадрам. создать фонд предприятия 218 тысяч рублей. Пра вител ьст во высоко оцс ни;»о труд моряков БМРТ «Некрасов». Дважды — в третьем и четвер­ том кварталах 1956 года — но итога м Всесоюзного социалиста - четкого соревнования они полу­ чали переходящее Красное зна­ мя Совета Министров СССР. Большая группа промысловиков была награждена орденами и медалями. КУРС ПА ЭКВАТОР Освоив промысел в Северной и Западной Атлантике, мурман­ ские рыбаки не успокоились. Опытнейшие капитаны повели смой траулеры дальше на юг, к берегам Африки. Первым из со­ ветских рыболовных судов побы­ вал в эква т р и а л ь н ы х водах у берегов Африки БМРТ «Серафи­ мович». Он нашел богатейшие концентрации сардины, выловил, заморозил и доставил в порт шестьсот тонн этой ценной ры­ бы. Рейс БМРТ «Серафимович» положил начало промышленно­ му рыболовству у берегов Афри­ ки. По проторенной им до}юге пошли в этот район и стали там успешно работать рыбаки Запад ­ ного и Азо во-Черноморе кого бассей нов. Экипаже м «Серафи мовича » командовал тогда старейший мур­ манский капитан Андрей Филип­ пович Таран. Этот человек всю свою жизнь отдал флоту. В шестнадцать лет он начал трудовой путь моряка: пошел в море юнгой. Позднее окончил Херсонский mojmvkoh техникум и плавал штурманом на судах Мурманского тралового флота. Еще до войны Андрея Тарана назначила начальником промыс­ ла> 1 Юи ра 1 ведки Мур ма ис к ого бассейна, а после войны он был уже одним из руководителей объели пел ия «Му рма в рыба ». Когда флот начал пополниться новыми большими траулерами дальнего действия, рыбак не уси­ дел на берегу, попросился иа корабль. Вначале плавал на траулере «Победа», а затем — на «Серафимовиче*. Суда, где он был капитаном, возвращались в порт, как правило, с полным гру­ зом. Комму ни ст ы Му рм а нск ой об­ ласти послали опытного капита ­ на, заме чател ьн (>г<> вое пита тел я моряков и одного из организато­ ров рыбной промышленности на Мурмане делегатом на XXI съезд КПСС. Труженики области оказали ему большое доверив, избрав депутатом Верховного Совета РСФСР. Отправляясь в далинее плава ­ ние к африканским берегам, Андрей Ф илиппович не подозре­ вал, что больше никогда не с т у ­ пит на причал родного порта. Он с победой привел свой ко­ рабль домой после труд по го мно­ гомесячного рейса и скончался на трудовом посту, пе успев сой­ ти па берег. Его имя носит сейчас большой морозильный траулер Ленинград­ ской базы океанического рыбо­ ловного флота. КЛАДОВАЯ ОНЫГА ОТКРЫТА ДЛЯ ВСЕХ Втор ым му рма нс-ким т рауле - ром, освоившим лов сардины в экваториальной Атлантике, был траулер «Северное сияние», Воз- гл а вл ял эк и \«аж* молод* \ й ка ни - тан В. И. За курда ев. Всего за несколько месяцев до африкан ­ ского рейса он успешно провел БМРГ «Ульяновск» через три океана, помог дальневосточни­ кам наладить работу на первом у них судне кормового, тралении. У всех участников перехода это двухмесячное плавание оста­ вило в памяти глубокий след. Было в пути много интересного, печального и смешного. В Среди­ земном море встретили и от­ праздновали Первомай. весело, с застольными тостами за Родину, за родных- н близких, оставших­ ся в Мурманске. В Суэце, отбив­ шись от ватаг восторженных ре­ бятишек . кричавших «Русские, хорошо!», пошли осматривать го­ род, видели следы разыгравшей ­ ся здесь в ноябре 195G года гра- геди и. В Син га 11 у ре у ;ка спул а моря ков нищета п родмест ии. В Малаккском проливе встре­ тили японский танкер. Он обла­ дал большей, чем траулер , ско­ ростью. и Закурдаев обрадован­ но сказал стоявшему возле него боцману, старому помору Ф. М. Ноташову: Повезло нам, старина, с этим японцем. П|к>лив узок и из­ вилист. того к гляди, сядешь на камень. А за танкером мы прой­ дем спокойно. Но пе тут то было: японец, против ожиданий, не спешил. Как ни уменьшал «Ульяновск» ход, чтобы пропустить танкер вперед, тот плелся сзади. Зато, когда вышли из пролива, японец задал такого ходу, что морнки долго смеялись. — Пу, мы-то впервые в такое ила ва ние идем, остерегаемся, и ведь на танкере , поди, морской волк сидит. А вел себя, как коза на привязи: тащился за нами всю дорогу. Но вот позади пятнадцать ты ­ сяч миль. В управлении морско­ го лова в Находке мурманским морякам с с >(>б11 [ или: — На ваш траулер у пас уже определен план — пятьдесят ты ­ сяч центнеров до конца года. Дальневосточные рыбаки с уважением смотрели на серую громаду корабля. Боцман не ус­ певал поддерживать порядок на судне: столько было посетите­ лей. Учить дальневосточных рыба­ ков иришлось в Охотском море, у западного побережья Камчат­ ки. Начиная от капитана , почти каждый па корабле имел своего дублера. Сырьевая база у кам­ чатских берегов удивила своим богатством даже бывалых мур­ манских рыбаков — очень хо­ рошо ловились камбала и сельдь. Но для того, чтобы вырабаты ­ вать филе, нужна была треска. Полный груз трески взяли бук ­ вально за две недели. Можно было бы возвращаться , но ока­ зании ь. что дальневосточники не были знакомы с разноглубин­ ным тралом. Закурдаев , когда-то одним и» первых применивший этот трал на «Северном сиянии», показал дублерам, как надо с ним работать. Вернувшись в Находку, З а к у р ­ даев прежде всего пошел в уп­ равление флота, а вскоре объя­ вил команде: — Домой летим. Дальневосточ­ ники за учебу нам спасибо пе­ редали и сказали , что в дальней ­ шем сумеют управиться сами. Обещали даже перегнать пас. Теперь В. И. Закурдаев рабо­ тает п Севастополе. Много опыт­ ных кадров отдали рыбаки Севе­ ра Азово Черноморскому бассей ну. Среди них — известные к а ­ питаны тт. Киреев, Требу шныв, Русак, Семенов, Басалаев , Кора­ бел ьн иков, Неробов, тралмейстер Бобылев. Бывшие мурма нчап е ус пепгно трудятся и в Западном бассей­ не: в Калининграде — инженер- добытчик Саврасов, капитан Ка­ расик, в Риге — капитаны Едемский и Кули ни ч, в Ленин ­ граде — капитан Дружинин. Мурманские рыбаки всегда рады слышать о трудовых успехах своих земляков. ПРОДОЛЖАЯ СЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ За годы семилетки рыбаки Се­ вера добились больших успехов в труде. Еще в 1937 году мур­ манские капитаны В. И. Закур даев и В. Р. Требушный впер­ вые в истории мирового рыбо­ ловства освоили разноглубинный лов сельди тралами. В первые же годы семилетки этот способ был широко внедрен во всех бассейнах страны. Мурманскому траловому ф л о ­ ту была присуждена Большая серебряная медаль Выставки до­ стижений на родного хозяйства СССР. 11 а судах рыбопромыслового флота получил всеобщее призна ­ ние и стал широко применяться и 'М >б|>ет<*нный мурманским трал ­ мейстером наставником А. С. По­ повым трал без квартропов: при этом резко сократилась аварий ­ н о г о орудий лова, значительно увеличилась их уловист ость. 11 родол жая ела ниые тради ци и прежних лет. мурманские моря­ ки в годы семилетки настойчиво искал и новые пут и у вел ичели я добычи. Одним из таких нова­ торских лачинаний явилось ско­ ростное траление . Первые ус­ пешные опыты на судах борто­ вого траления провел экипаж рыболовного траулера «Могилев* 11 од [> уководст во м ка пита на И. М. Котова, а на судах кор­ мового траления — экипаж большого морозильного трауле ­ ра «Некрасов» иод руководством капитана II. К. Ел фи моиа. Моряки траулера «Могилев» в 1959 году при увеличении ско­ рости траления на двадцать про­ центов за двадцати четы рехднев- ный рейс выполнили месячное задание на сто шестьдесят семь процентов. Одновременно они попытались добывать рыбу па / недосягаемой до того иол угоил о- 4. метровой глубине. Большую пользу во всех этих опытах ври- несли мяо гощел ев ые т рало вые доски, сконструированные та- л а птли вым ин жене ро м И. Р« Матросовым. В дальнейшем траление иа по­ вышенных скоростях, а такж е глубинный лов получали все бо ­ лее широкие распространение. П римен яя сп е ц иал ьио и з готов- ленное глубоководное вооруж е­ ние трала, мурманские и архан ­ гельские рыбаки смело выходи­ ли па километровую глубину и Д 1 >бивал ис ь нев ида ни ых прежде уловов палтуса. С каждым годом все шире применялись на судах орудия лова из синтетических сетемате­ риалов. была внедрена бескон­ тактная передача уловов с про­ мысловых судов ва производст­ венные рефрижераторы . В 1960 году «Мурманселъдь* перешагнула миллионный ру­ беж добычи рыбы, а в послед­ ний год семилетки моряки этого управления взяли улов свыше полутора милл ионов центнеров. Такой крутой подъем в развитой сельдяного промысла стал-, воз­ можен бла года ря пополнению флога новыми судами типа «Океан* и . «Волгодонск», осиа- ше и ных соире ме ни ой ради она ви­ га ци он н () й рыбопоисковой а пи а •> ра т урой. хол од ил ьным и уста нов- ками и передовой техникой д л я добычи и обработки рыбы. Сете выборочные и сететряе- ные машины, различные нрибо-. ры облегчили труд моряков и новыс ил и (‘го произ водит ел ь- ность. Значительно выросла и укрепилась береговая база фло­ та, по сравнению с 1959 годом объем судоремонта иа предпри­ ятиях главка «Сев-рыба* увели­ чился более чем на шестнадцать с половиной миллионов рублей. М у рма нск и й мojм.*ко й рыбпы й порт получил семнадцать Новых кранов, в том числе десять пор ­ тальных, пост рое ны и оспа щекы нIжо й те х ник о й глу бо ковод ный пирс, склад соли, льнозавод и завод рыбной муки. Из убыточ­ ного порт стал рентабельным предприятием . Пра вител ьст во высоко оценило труд портовиков, наградив Мур­ манский морской рыбный порт орденом Ленина. ЧЕЛОВЕК НЕОБЫЧНОЙ ПРОФЕССИИ Валентина Яковлевна Орлякко- ва — кан итан .д ал ьн е го . плава- ния. Для женщины это необыч­ ная профессия. По одно дело быть капита ном пассажирского или грузового судна, совершаю­ щего рейсы но графику от пор ­ та до порта, другое — водить на промысел китобоец или траулер . О Валентине Яковлевне на не-? сэно много статей, очерков. И не только потому, что она — единственная в мире жешциша- капитан , возглавлявшая промыс­ ловые суда, но и потому» что это человек больших душенных ка­ честв, умный и обаятельный. ( Продолжение сл еду ет ) . ИДУТ ЭКЗАМЕНЫ Они посвящают жизнь морю Из Сибири и Казахстана , Белоруссии и Украины , Москвы и Ленинграда , Карелии и Архангельска — чуть ли не со всех об­ ластей с т р аны прибыли н j экзамены в Мурманское среднее море­ ходное училище юноши и люди зрелого возраста. Тысяча двести заявлений подано на все отделения, — рас­ сказала нашему корреспонденту ответственный секретарь прием­ ной комиссия Раиса Ивановна I!лотникова. В одном из просторных фойе висит памятка для поступающих. На доске объявлений вывешены списки групп но отделениям, рас­ писание экзаменов и все. что связано с ними. Среди прибывших много юношей, только что закончивших среднюю школу, и таких , кто уже работал на производстве. Есть и бывшие солдаты и матросы, отслужившие в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Им, конечно, оказано предпочтение в приеме. Вот бывший сверхсрочник комсомолец Вячеслав Малетин. Он служил на Севере, полюбил море, ирииык к нему, поэтому и ре­ шил пойти в училище. Или назовем имена Александра Буркова и Анатолия Карель ­ ского. Они сыновья потомственных моряков. У первого отец стар ­ ший мехаиик в траловом флоте, моряк сю стажем, у второго — капитан . Среди экзаменующихся есть и такие товарищи , которые посту­ пают в училище по рекомендации коллектива . Вот. к примеру, Евгений Рыбочкин. Он опытный моряк, проработавший два десят ­ ка лет. Был на корабле механиком, затем окончил школу усовер­ шенствования командного состава, в последнее время работал старшим механиком на СРТ-229. А недавно управление сельдяно­ го флота направило его в среднее мореходное училище на курс у скofк»н ного обучения. Экзамены продлятся до 20 .августа. Мандатную и эк заменаци ­ онную комиссии прошло уже больше половины прибывших. «От­ сеялось» тоже порядочно. Ну что ж . Ребята должны понять, что требования к тем, кто решил посв-ятить себя суровым и спы т ания* в морях и океанах, большие, и к этим испытаниям надо упорно, самоотверженно готовиться. ..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz