Рыбный Мурман. 1968 г. Август.

П ОИСК. № правда яжу е с т ь н е ч т о т р е в о ж н о - з о ­ в у щ е е , г о р д о е , как п л а ­ мя к о с т р а , н э т о м е м к о м с л о ­ ве? ГГонек бывает разный. Смертельный риск ночной разводки на войне, утомитель­ ность бессонных ночей пыт­ ливого ученого, сотни кило­ метров трудной дороги за усталыми плечами геолога — ш е это поиск. Но в море umifK сложен вдвойне. Сложен и неповто­ рим по своей специфике. Стоит в п о р т у т р а у л е р ♦Джугба». Устало привалив­ шись сильным стальным пле­ чом к надежному причалу, он словно отдыхает в легкой Дрем?.». Что ж, экипаж ого з а ­ служил право на отдых. Ведь позади сотни хлопотливых морских миль! Хоть и в рыбацкой просо­ ленной робе траулер , а все же глядишь на него с удовольст­ вием. Работяга . Поисковик. - Вряд ли стоит доказывать, какие неоценимые услуги оказывает поисковик промыс­ ловым судам. В июле экип аж «Джугбы» обслуживал группу РТ и БМРТ , работающую в см еж ­ ных квадратах Южного и З а ­ падного склонов Медвежин* € к е й банки. Здесь поисковик неоднократно обнаруживал богатые скопления трески и наводил промысловые с у д а на ©блов этих скоплений. В скупых, сухих строчках радиограмм, посылаемых с T A . 1 V 1 , З А моря в порт, нее к аж е т с я нор ­ мальным. Мы как-то нрниыкли к бла ­ гополучным лаконичным со­ общениям с судов: находим­ ся там-то, плавание идет ус­ пешно. И забываем норой, что д аж е и в отличном рейсе у экипажа всегда бывают радо­ сти и огорчения, трудности и победы над ними. 209 кон грол ьн ых трален ни — что это такое? Это значит, что двести с лишним раз ко­ рабль опускал в море трал, и всякий раз замирало в радо­ стной надежде сердце каждо­ го моряка. Ж и знь моряков полна забот и хлопот. В сущности, любой рейс : это сплошные хлопо­ ты. А большая радость насту ­ пает тогда, когда экипаж , че ­ стно выполиии долг, возвра­ щается в порт. Выполнение рейсового задания — вот то главное, чем живут в основ­ ном рыбаки. Дать стране как можно больше рыбы — об этом думает каждый член эки­ пажа . В море надо работать с полной отдачей не только ф и ­ зических, но и всех душ ев ­ ных сил. А для этого требу­ ется овладеть своей специ ­ альностью в совершенстве, иметь высокие душевные к а ­ чества. Если говорить о людях с ♦Джугбы», то почти для всех них Заполярье — тот край, к Fla снимке слева направо: моряки «Джугбы» старший помощник капитана В. А. Злобин, старший механик М. А. Кириллов, боцман С. 11. Миц, капитан В. С. Куринский . которому они навеки прики­ пели сердцами. Давно известно, что море начинается с берега. Вряд ли встретишь среди моряков че­ ловека, который бы не любил, скажем , природу. 11 оэтому, можно, пожалуй , понять ради­ ста Ал та сапдра Серге евича Бату<юва, полюбившего песнь соленого ветра еще школьни­ ком на Брянщине , где и мо­ ря-то нет. Почти у каждого человека есть своя вершина, куда он мечтает подняться. Но не вся­ кий способен иа это. Саша с (Окончание ига 4 стр .) . С о в е т с к и й траловый промысел быстро осва­ ивает значительные м-убины, используя ценные дороды глубоководных рыб — м акруруса , аргентины , сине- * 4 >рого палтуса . О их массо­ вых сезонных передвижениях мы знаем еще мало. Чтобы нанести на каргу эти марш ­ руты , на помощь приходит мас-совое мечен ис — конечно, л а р я д у с другими методами морских и лабораторных ис­ следований . Так . л е т о м * прошлого года наш траловый флот впервые н ачал специализированный лов синекорого палтуса се* вернее Исландии. В июле — августе там успешно работа­ ла довольно большая группа iSMPT . и РТ. Естественно,.пе­ ред про мы г. л ов икам и, ноис*ко - никами и научными работни­ ками в с т али вопросы : откуда приходит п а л т у с и этот р ай ­ он, куда потом уходит? Нель­ з я ли начать промысел рань ­ ше, чем палтус сосредоточит­ ся севернее Иела яд ни? В прошлом году с поиско­ вых и исследовательских су ­ дов было выпущено в море около тысячи экземпляров синекорого ц а л т у с а . . Многие мз них бшьи пойманы вто­ рично (не только нашими, но н иностранными рыбаками) . Н ане ся на карту передвиже­ н и я меченых экземпляров , удалось проследить за теми морскими дорогами, по кото- р ым иу теш ечгтвуот иал туе. Уста поюлено, что севернее Исландии , на глубине 500— 700 м, летом сосредотачива­ ются на гул ьн ые сконл ен ия палтуса . Он откармливается креветками , капшаком, ры­ бой, мелкими кальмарами . В ооено е - з има л е мосицы налт ус отходит на запад, в желоб, разделяющий Исландию и Гренландию, а затем вдоль желоба , к северу. Зимою пал туе мечет икру , которая всплывает в верхние слои, п о д х в а т у ваетс я ст руя ми Вое- точаюгГренлавдекого течения и дрейфует на юг. Следова- тел ьно, осенняя мигра ции преднерестового палтуса — н е что иное, к а к «заход на течение», которое затем раз ­ носит икру палтуса в район буду ще го расп ространения молоди. ' . Отнерестившийся палтус в апр ел е—мае возвращается от Гренландии на восток, по на­ правлению к местам своего летнего нагула. Палтус д в и ­ жется на восток в струях хо­ лодного Восточно-Исландско­ го течения (которое ответвля ­ ется от Восточпо Гренланд- ejeoro). Вдоль южной кромки Восточно-Исландского тече ­ ния , в зоне |к>зкого темпера ­ турного градиента, палтус на­ ходит обильный корм. £.« 1 Н 11 Н 1 ШН По следам СИНбКОООГО Г7ШШШШ1 ш ш п ш п г Промышлять палтус можно и раньше, чем он достигнет района откорма. В апр ел е— мае текущего года поисковый БМРТ «Нептун» обнаружил плотные скопления палтуса, возвращавшегося па восток ш глубоководного желоба, расположенного между Грен­ ландией и Исландией. Прав­ да , улов ы о чен ь к <»л оба л ис ь— ведь рыба не стояла на месте, а не редви гал ась, не риодиче- ски поднималась над грун­ том. Синскорый иалтус во­ обще . гораздо меньше при­ в я з ан к грунту, чем осталь­ ные камбаловые рыбы. Летом в районе откорма скопления палтуса, были гораздо устой­ чивее и держались в очень узкой зоне — вдоль кромки Восточно-Исландского тече ­ нии, при температуре , близ­ кой к нулю (иногда слабо от­ рицательной) . По резкому перепаду температуры воды можно вести поиск летних скоплений этой рыбы. 13 текущем году палтус двигался на откорм точно той ж е морской дорогой, как и в прошлом. Например, 3 ав­ густа 1968 г. БМРТ «В. Река - шюс» (Клакнедокал база тра- Л<«ьо] о флоч a j BbL i o h u . i » верной Исландии меченого палтуса, выпущенного 18 ав­ густа 1967 г. в том ж е самом пункте. Конечно, это не озна­ чает. что палтус все время оставался на месте; напротив, он проделал длинное путеше­ ствие из района нагула в район нереста и обратно. Сл едуе г отметить ак ку рат- пость капитана БМРТ «В. Ре­ каш юс» тов. Вдовенко, кото­ рый немедленно радировал в ПИ ПРО о меченом палтусе, сообщил подробные данные о месте и времени пои шеи, о длине и весе рыбы. В ответ яи получил из НИ ПРО радио­ грамму о месте и дате вы­ пуска меченого палтуса. По- добя ый об мен и нформ а цие и помогает расшифровать пути рыбных косяком. принять правильное решение о рас ­ становке промыслового и по­ искового флота. Летом текущего года облов палтуса к северу от Ислан­ дии бьгл затруднен сложными ледовыми условиями. Необ­ ходимо отметить, что за по­ следние полтора — два года в Северной Атлантике зам ет ­ но усилились, все постоянные течения , как теплые , так и холодные. Ветвь Гольфстри­ ма, омывающая север Евро­ пы, принесла много тепла в !»аренцсво море, повысила температуру его водных масс, cmюобствовал а массопому проникновению трески в ос­ новные районы тралового про мы сл а . Одновременно ус и- л илея ко мпел 1 саторный отток воды из Арктики, больше льда стали выносить холод­ ные течения — Лабрадор- с кое, Восточ но- Г репл а и дек ое и другие. Сейчас ледовая обстановка севе рнсе Исл анди и нес к ол ьк о улучшилась , и там успешно облавливают палтуса трауле ­ ры «Сея рыбы» и «Запрыбы». По меньшей мере до копца августа промысловый флот сможет брать в этом районе хорошие уловы ценной сто­ ловой рыбы. К. КОНСТАНТИНОВ, з а ­ ведующий лабораторией донных . рыб Северной Атлантики , кандидат био­ логических наук , . Трудности роста Со многих предприятий , баз, складов, кораблей главка «Сев- рыба» поступают сюда для ре­ монта различные весоизмери­ тельные приборы. Участок под- *»ине>н ремонтно-механическому цеху Мурма некого рыбокомби - ната. Двадцать три год» воат»£г€ 2 н- <гт его ветеран труда, старожил Мурманска 11. К. Лобчтсов. Большой мастер своего дела, он много отдал энергии, проявил творческого беспокойства, чтобы еделать хозяист во образцов ым. — Когда я пришел сюда, — вспоминает Николай Константи­ нович, — помещение было низ ­ кое, деревянное и не соответст­ вовало требованиям Комитета стандартов для такого рода ма­ стерских. А механизмов — раз, два и обчелся. Стояла важдач- л а я установка «на курьих пож- ьах», а вместо сверл ил ъдого ста ива и :>лект родрел и приме ня - лэсь ручная дрель. Не было обо­ рудования, не хватало инстру­ ментов, а о запасных деталях и говорить нечего. Отсюда тнтя?- но: трудно было работать. Прошли годы, и положение из ­ менилось. С ростом предприятии рыбной ПрОМЫШЛСННОСТН вырос­ ло и весоремонтное хозяйство. Теперь его общая площадь в пять раз больше прежпей, ра з ­ мещен участок в капитальном здании. Обновилось оборудова вис , немало сделано но внедре­ нию механизации . Имеется шесть наждачных и перцовоч­ ных уста попок, доб ротн ый с вер- лильный и другие станки. Есть 7 \ (м»бход имые инет ру ме ит ы, к<унт- рольныэ и нровврочные плиты, крап-балка для доставки т яж е ­ лых товарных весов и -деталей в цех и обратно. Люди трудятся творч'ччеи, з а ­ нимаются рацнонализац и е й. Примером служит сам старший мастер. По предложению Нико­ л ая Константиновича на участке изготовлен и внедрен вальцо­ вочный станок для выравнива­ ния заусениц при изготовлении трафаретных пластин. Примене­ ние этого станка высвободило одного рабочего, значительно ус ­ корило выполнение заказов, по­ высило качество трафаретных пластин. Внедрены и другие pa­ ilио нал из ато рслске п редл озке - ния . Солее двадцати лет трудятся на участке бригадиры-слесари ударник коммунистического т р у ­ да А. С. Мавлютов и Г. В. Ку­ кушкин . Они в совершенстве изучили весоизмерительные при­ боры, отлично ремонтируют их и передают свой богатый опыт мо­ лодым рабочим. А среди моло­ дежи выделяются в труде ком- ^ T-y^jvV'y\ryV^AAAAAAAAAA/V\A/VV\A/^y\A.^AAA/\A/4AA/'^vy'JV\A/V'VV’\A4A/v,'-w,VrV*y'^V'wrv.'VVVV'. S * сомолсц Сергей Пятышев , Вик­ тор Нерон, Виктор • Иванов и другие. В среднем они выполня­ ют нормы от 120 до 140 про­ центов при хорошем качестве. Друж кы й кол л екти в участка песет трудовую вахту в честь 100-летия со дня рождения В. И. J Iе ни на. Ре мо нт и к и успешно справляются с заданиями и взя>- 7ЫМИ СОЦИ аЛИСТИЧССЖИМИ о б я Э Д - тел ьст ва ми. Бол ып ая засл у га коллектива и. в первую очередь, мастера тов. Лобчикова в том* что но их инициативе создан по­ стоянный обменный фонд весо- приборов для отходящих кораб­ лей и плавбаз. Уходя на иромш- сел, рыбаки доставляют весы Для ремонта, а взамен их нолу- ч ;iют иен ра влые. Следует сказать, что не все еще сделано для улучшения ра­ боты коллектива . Прежде всего, участок непланово снабж ается запасными частями и материа ­ лами. Поэтому мастеру прихо­ дится различными путями до­ ставать или выпрашивать где придется л гост нержавеющем стали, банку красок пли необхо­ димые детали. . Очень нужны 500-килограм­ мов ые ебраацопо-комтрол ьные гири и весы для проверки этих гирь. Они иамноро облегчает трудоемкую работу при нодгоя- ке товарных весов. Давно нора построить и обо-; рудовать склад для хранения ве- сг измерительных приборов. Ведь* се йчас бол ын wm тво их на ходит- ся гюд открытым нс^>ом. А ве^и» это точные приборы, т|)ебующио особого ухода. Рабочне гнраведливо требуют вьгпести нарупгу отсемгн-ую веп- тил'нцию от корцово'чных и н аж ­ дачных устано 1 Км;. Зто позволит ум(41ыппть шум, работа будет более эффективной. Большим неД(К‘таг.ком являет ­ ся то, что и цехе мало днпшого с-вета. .'Viecb лишь два неболь­ ших окна. II тому нее в помеще­ ние. где хранятся ценные прибо­ ры, аппараты и образцовые ве ­ сы, со второго и третьего эта­ жей поступает вода. И ещо один недостаток. К уч а ­ стку нет свободного подъезда даже летом, а о зиме и говорить не приходится: остается лишь узкая трояка . Весоремонтный участок зн а ­ чительно вырос, объем его рабо­ ты расширился, коллективу предъявляются повышенные тре ­ бования. И думается , что уже давно назрел вопрос о выделе­ нии весоремоптяого участка в самостоятел ыюе п редн риятио главка. К. ЧУМАНОВ. с < Ss С л а с и б о , д р у з ь я ! Коллектив произзодственно- ю рефрижератора «Маточкин Шар» (капитан-директор тов. Метан) умело обслуживает промысловиков. В адрес эки­ пажа рефрижератора поступи­ ли радиограммы со словами благодарности за быструю раз- грузку от моряков СРТ №№ 3193 и 360. ^/V\AA/\AAAAAA/VV\A/VVV^A/VVVVV\/V\/VV\/VV\/\/\/\A/VV\/\/4A/\/V/VN/VV\.-V/\/\/VV'»/\AAAA/VWA-^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz