Рыбный Мурман. 1968 г. Август.

с |Е КТ ИВЕ МИР ^;{Ши11МШ111!ШШ||Ш1Ш1111Ш11!Ш111Ш1Ш11И1ШН11111>111Ш111Ш1Ш1111Ш111111МШШП1Н1«1Ш1!111ШН1Ш<111!Ш1111ШШ11НШ11!!11НШ11111|1ШШШШПШ111<1 КА К о В А И В А Е Т я и РАЗНОГЛУБИННЫЙ ПРОМЫСЕЛ i - U •• •' • Необ* одимос т ь у вел имения добычи рыбы и повышении Рентабельности работы фло­ та ставит перед промыслови­ кам и немало задач . Одной из них является освоение ра зно ­ глубинного лова трески и сельди. Во многих районах промыс­ ла треска и другие рыбы вре­ менами приподнимаются от грунта . В этот период дон­ ным тралом ее не возьмешь. Эк и ! 1 аж и выиу жден ы л ибо ждать, пока рыба вновь опус­ тится' на дно, либо искать но- вЫ} косяки. И в том, и в дру ­ гом случае теряется * немало драгоценного времени. С помощью разноглубинно­ го трала можно облавливать рыбу в толще воды. Но дело это не простое. Разноглубин ­ ные траления возможны только при использовании специальных приборов, кото­ рые позволяют ♦видеть» и ры ­ бу, и трал. Многое зависит от конструкции орудий лова, их вооружения и других ф а кто ­ ров. Как ж е осваивается этот вич лова п Мурманском тр а ­ ловом флоте? Вот что рассказал нашему корреспонденту начальник от дел а дс бычи у пра вл е иия флота Кравцов В. А. • В текущем году освоение ра '.<н<> гл убинного про мыг,л а проводится по специально разработанному плану и в бол пи широких масштабах. Недавно закончился экспери ­ ментальный рейс БМ РТ-400 «Лесков». Моряки, руководи­ мые ка н ита ном тов. Котл я р о ­ вым, совместно с ведущим конструктором ЦПКТБ глав ­ ка «Севрыба» тов. Возлюком (начальник рейса) и инжене ­ ром тов. Беловым добились неплох их результатов при ра ­ боте в районе Западной Грен­ ландии . Ис иыт ывалея чет ы ре х ил а - стный разноглубинный трал (чертеж 1921). За тридцать восемь тралений в различных слоях воды от 15 до 70 мет­ ров от грунта выловлено 150 тони трески. лерах . А что делается для внедрения разноглубинного лова с иромыслово-нроизвод- ственпых рефрижераторов? НИР «Прокопьевск» я в л я ­ ется у нас эксперименталь­ ным кораблем широкого диа- ]! ркдетепт; гак им же тралом работал и экипаж БМРТМ09 ♦Комета» в районе Лабрадо ­ ра. Подъемы за траление до ­ стигали 4—7 тонн. Оба экипажа имеют на во- о |>уже нии up ибо ры я нон слой фирмы «Фуруио». В частно­ сти, марки ФИР-50. Датчик его кропится к верхней под­ боре трала. Приемник спус­ кается в воду с борта кораб­ ля. Самописец чертит три линии: верхней и нижней подбор трала и линию дна. Рыбу показывает в виде ко­ ротких черточек. Искусство штурмана состоит в том. что­ бы черточки (рыба) во вре ­ мя траления находились как раз между линиями подбор (это достигается путем при­ поднимания или заглубления трала ) . В настоящее БМ ГТ-400 «Лесков» промысле. Экипаж задание — провести тралении в районе гена. Здесь ио сообщеиинм капитанов поисковых судов много трески в толще воды. Затем корабль возьмет курс на банку Джорджее . В з ад а ­ чу экипажа такж е входит ис­ пытание разноглубинного т р а ­ ла (чертеж № 1924). До спл нор разговор шел о больших морозильных трау- в р е м и снова па получил опытные Шшшбср- 18!! f ! IS11! Ii ИИШ !П!Ш ! 11! IШПI ВISi НISf Iii! 111HI f i »IHI f !) 111!В )! ПIКIi i !! 11»1111Ш11 «НОРМАЛЬНО, ФЕДЯ!» Е ГО ими Фарит, . по почти все, кто его знает, н а зы ­ вают просто Федя. И он привык к этому. В дежурную электриков ш е ­ стого причала вошел моряк. - II ожа л уй ста , иодк люч ите мукомольную, машину у РТ-281, — попросил , он. Идемте, — ответил Фарит. Взяи диэл ект pit ческ ие перч ат- ки. ключ и плоскогубцы, он на- н ра вил ся ы а со< ед ни it п ричал . Открыв электрощит , Фарит бы ­ стро подключил трехжильный электрический шланг и дал знак машинисту . «Мукомолка» с р а - ау ж е загрохотала , а моряк про­ кричал : — Норма а-а-льно, Федя! ...Девятый год Фарит Абитов работает в энергохозяйстве рыб­ ного порта. Девятый год он д е ­ ж урный электромонтер на при ­ чалах . Тысячи судов тралового, сельдяного и других флотов об ­ с л уж и л и продолжает обслужи­ в а т ь скромный, неутомимый т р у ­ ж ени к . А ведь работа эта не из лег ­ ких . Надо быть исключительно внимательным и опытным: дело­ то имеешь с электричеством, с в ысок им на пря жея ием. II уж но доврсмя дать свет па подошед­ ш ее к причалу судно или от­ ключить электроэнергию на ко­ рабле , уходящем на промысел. Необходимо подготовить всеваж-* л с й 11ей е эл ектрос ва рочны е а ииа - рьты для работы или произве­ сти мелкий ремонт электроколо- дюк... С этими обязанностями Ф ари т Абитов справляется хоро­ ню, не имеет замечаний . Он р о д и л с я и выр о с в М у р ­ манска*. В м е с т е с о с в о и м и д р у з ь - назона. Он оборудуется всем необходимым для ведения ко ­ шелькового и разноглубинно­ го промысла. На корабле бу ­ дут установлены рыбопоиско­ вые приборы ХАГ-250 и «Пал­ тус». Специалистами ЦПКТБ главка «Севрыба» разрабаты ­ вается трал специально для судов данного ш л а . Канда ­ лакшей ому мех а иическ ом у заводу дан зака з на изготов­ ление двух крыловидных до­ сок площадью 8,5 м2. Ещ е в прошлом году капи ­ таны высказывали опасения , что японские приборы приоб­ ретаются без запасных ча­ стей. А в период освоения приборов неизбежны различ­ ного рода поломки. Насколь­ ко серьезны эти опасения? Нехватки запасших частей уж е сказывается на эксплуа ­ тации приборов ФНЗ-5. По ра зл ичны м ирц чина м он и бездействуют па БМРТ №№ 237, 246, 253. Судоводителям необходи­ мо бережное эксплуатировать эту технику , а управлению флота надо изыскивать воз-, можпость закупки запасных частей. Для того, чтобы освоить про мысел р ыб ы ра з погл уб ип- ным .тр алом в широких про- из водст вени ых масштаба х , нужно иметь на большинстве БМРТ и ПНР самые совер­ шенные приборы контроля хода трала и поиска рыбы. Такими приборами, по мне­ нию работников отдела добы­ чи у правления тралового флота, являются : кабельный «нстцзонд» «ХА Г-250*, а т а к ­ же ФНР-2. Республика Куба. Уверенно развивается рыбное хозяйство страны. В Гаване построена новая гавань для промысловых судов, где работает около 2.000 человек, многие из них имеют специальное техническое обра­ зование. На снимке: с помощью мощ­ ных современных кранов идет нрием улова в Гавайском пор­ ту. Фото 11 репса Л ати иа-—ТАСС. т т После дальнего плавания привыч­ находит ими сверстниками учился в школе, а семнадцатилетиим на­ чал трудиться па производстве. Сначала был подсобным рабо­ чим в бригаде плотников. Потом о иладсл слIецн ал ьиос.тьк> а втос л е- саря... Но Фариту больше всего хо- телось работать в рыбном порту. И вскоре перешел туда. Месяц проходил он практику . Здесь сму пе рода вал и с.вой бога ты й опыт Алексей Лобок и Михаил Корнеев, и сейчас отлично рабо­ тающие в порту: Большая радость пришла, к о ­ гда Абитов у ра з ре ш ил и сам осто зл ел ьну ю работу. Доверие адми ­ нистрации и товарищей он оп­ равдал. Везде он четко выпол­ нял все требования. Так ж е до­ бросовестно и успешно несет он трудовую вахту и сейчас. — Электрик и товарищ он хо ронгий. — говорят все, кто его знает... Сейчас у Фарита Абитова есть свои ученики. Вот,* например, Валерий Матвиенко. Юноша п е ­ решел в 11 -й класс вечерней школы. Он очень любит электро­ технику , желает поступить учиться в военно-инженерное училище . А пока пришел в порт овладеть профессией электрика. — Парень способный, — ха ­ рактеризует Абитов. — За два месяца уж е многому научился . Вот смотрите, к а к умело и бы ­ стро дал электроэнергию подо­ шедшему к причалу «Красно­ гвардейскую. Да, мы убедились в этом.- Р ы ­ баки встречали Валерия как знающего свое дело электро­ монтера. К. МОСКВИЧЕ». К АК-ТО стало ным: когда речь о рыбацких буд ­ нях, то в первую очередь при­ нято рассказывать о грозном шторме и о людях крепче стали. С плавбазой «Антарктика» мы * познакомились в порту. Казалось, что она дремлет, прислонившись к причалу, убаюканная монотонным шу­ мом прилива. О том. что плав ­ база прибыла из трудного рейса, говорил только легкий налет ржавчины па вытертых бортах. При первой встрече с моря­ ками плавбазы мы поинтере­ совались. какая промысловая обстановка в море, часто ли штормило? Последовали пре ­ дел ьно к ра гк ие от нет ы : про- ммеловая обстановка была, что надо, а вот шторма вро­ де не замечали. 11 оказзтел и 105 суточ но го рейса могут подтвердить это: планово:* задан lie выпол нено на 1'*0 процентов. «Антарктика» далеко не со­ временное судно. 11 алуба, где труд;п сп рыбообработчики, ничем не защищена от непо ­ годы. Много хлопот и огорче­ ний приносят неудобные для слслад иро ва н ия }>ыб но й и ре­ дукции трюмы. Все это ус ­ ложняется ещ е и тем, что бригады рыбообработчиков обмч но укомплектованы .не полностью. Моря к и вс номил а ют: быва - ли случаи , когда на судно обрушивались небывалой си­ лы снежные заряды , лица об­ жигало морозом, но люди не покидали своих рабочих мест. Однажды па общесудовом собрании была зачитана при­ ш едш а я из порта радиограм­ ма, в которой было дано у к а ­ за ние немедленно иристунить к уборке трески в ящики . Это на базе памечалось впервые. Обсуждение проходило бур­ но. Высказывались различно­ го рода мнения. Одних сму­ щали ещ е не отрегулнровап- лыэ для судовых условий нормы выработки, расценки . Другие не упустили случая вы сказать свои претензии . 11 о большинство моряков правильно подошло к до­ лу. Ра з обращается к ним порт , значит, это необходимо. После собрания еще долго не утихали оживленные разгово­ ры. I!а следующий день все, как один, рыбообработчики и сво ­ бодные от вахты моряки во главе с капитан-директором II. II. Клизаровым трудились за рыбоделамн. Да ещ е как трудились! Меи гду сме на ми, внутри смен развернулось со­ ревнование. Ежедневно смены перевыполняли нормы днев ­ ной выработки. Отдельные рыбообработчики добились рекордных результатов. На­ пример, тов. Казан-кин за сме­ ну укладывал до 170—180 ящиков. Никого не удивило, когда на помощь пришли ж е н ­ щины: санитарка тов. Пурто- ва, буфетчицы гт. Шамкипа, Крайняя и другие. За сравни­ тельно короткий срок рыбооб­ работчики с помощью всего экипажа успешно закончили «♦дну из самых трудоемких работ на плавбазе — укладку ящиков . К своему празднику рыбо­ обработчики взяли социали­ стическое обязательство — вы ­ полнить семимесячный план. Но уже к (> июня план был перекрыт . Во втором квартале вместо 2840 топи ио плану принято 3628 тонн рыбы, в полтора раза перевыполнен план выработки рыбной про­ дукции . — В чем Же секрет успеха? — спросили мы у капитан -ди ­ ректора тов. Елизарова. — Секретов ту т никаких нет, — отвечает капитан- директор .—Успеху способство­ вали благоприятная промыс- ло ва я обета новка . са мо от ве р- жеииьгй труд моряков. Кто ж е они. эти люди? Вот рьгбмастер Н. М. Верещак. Его смена заняла первое ме­ сто в соревновании. Он ма­ стер своего дела, хороший ор­ ганизатор и воспитатель. Мно­ го доброго говорят и о рыбо­ обработчике Турссне. С уважением отзываются моряки и о плотнике тов. Гу­ жове. За что бы он нн брался, все делает на совесть. Много инициативы и старания в к л а ­ дывает моряк в любое де- *ло. Так, например , хорошо он 11 опруди л ся , что бIл сдел ать красный уголок судна более уютным и светлым. Тов. Гу- жев избран заместителем се ­ кретаря комсомольской орга­ низации, за доб росовест ны й труд ему объявлена благодар­ ность. 1 Хочется сказать несколько слов о работе машинной команды. Члены команды су­ мел и ( гсне чить бесТ!ерс 1 Ги\й - ную работу механизмов. Бо­ лее 150 траулерам силами команд!,! оказана помощь в проведении различных ре­ монтных работ. За счет пра­ вильной эксплуатации меха- низмов, за счет их надежно­ сти в работе сокращались междурейсовые стоянки в порту. За работой машины следит опытный старший мо хан ив; тов. Черемныи. 14 лет он трудитс я на «Аитарктв ке ». Но еле уловимым признакам безошибочно ставит диагноз механизмам, что дает возмож пость исключить серьезные неполадки в их работе. Уже ми мо лет Черемныи выполняет различные общест­ венные поручения. Он агита-^ тор, активный рационализа ­ тор. По его предложению был сдела и гидра вл ически й пресс, з{ред на з иа чеи-иы й дл я у isл от - пения рыбы в ящиках . Рыбо обработ чик и дал я в овшест ву высокую оценку. За последнее время судовы­ ми рационализаторами вне­ дрено в производство около сем и ра ци редложеи ий. Уже дзюво на «Антарктике» ста ­ вится вопрос, о том, чтобы д аж е крупный ремонт, тре ­ бующий заводских условий, производить своими силами . Так, уж е произведен круп и ый ре мопт трубон'роводных магистралей . Широк круг интересов мо­ ря ко в. Посл е н а иря я; ен иого рабочего дня они садятся за учебники. Тт. Дидоп, Фролов и другие получили ужо аттестаты зрел ги т и. Хорошо была н алаж ена работа по под­ готовке судэвы х снециал ис­ тов: мастерою-приемщиков, л е ­ бедчиков, электросварщиков. Многие моряки получили не ­ сколько специальностей, что позволяет в любую минуту ок а зать иомощь то вар ищу , переключиться туда , где в аж ­ нее. В. СОКОЛОВ. - а -О П «!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz