Рыбный Мурман. 1968 г. Август.

f « ЭКСПЕРИМЕНТ » ДЕРЖИТ ЭКЗАМЕН ТРИ ФУТА ПОД КИЛЕМ! Ог туземного Катту Мара­ т а (два дерева ) до современ­ ных прогулочных, гоночных м крейсерских катамаранов пролог путь длиною в столе­ тия . Используя опыт минув­ ших поколений, смелая ин ­ женерная мысль двадцатого в т в короткий срок созда­ е т двухкорпуеные паромы, Саржи, кунгасы. карбасы, речные экскурсионные тепло ­ ходы, самоходные плавучие краны гиганты. И вот недавно в Балтии- с кос* морс на ходовые и про­ мысловые и иыта пи я вышел ПСрВЫЙ в миро рыболовный тра ул ер- ка та и а ран *Экспори- мент». Над созданием этого уника льного судна длитель­ ное время трудился большой т ворч оск ий коллектив к алв - н »нградск их учены х, ко нет- рукт«хров, инженеров кораб- л с т р о и т е л е й . Прежде чем сойти со с т а ­ не л е й за вода. «Экепери мент » держал свой первый экзамен в а прочность и надежность конструкции . Катамаран ста­ вили одним корпусом иа сплогнную килевую дорожку, другой же корпус покоился только иа двух точках опоры: в посовой и кормовой частях. Для испытания прочности со­ единительного моста выбива­ ли кормовую опору. Наливали водой машинное отделение и цистерны. В отдельных точ­ ках соединительного моста создавален крутящий момент о громного наир яжен ия , до 2.000 килограммов на квад ­ ратный сантиметр, но катам а ­ ран выдержал это нелегкое испытание . 18 июля 1968 года. Поздний вечер, но на пирсе необьггаое оясивленпе. Рабочие завода пришли проводить ст>е дети­ ще в первый ш 1 miьггательный рейс. \ Iроьожающие машут рук а ­ ми. — В добрый путь, «Экспе­ римент»! — Три фута иод килем! ИНТУИЦИЯ ПОДВИЛА На необычном корабле не­ обычный ак ай аж . В двух м а ­ ши ниы х отделе ния х ка та ма - рапа наравне с машинными командами несут вахту ди з е ­ листы судоремонтного завода. Трубопроводчики, слесари , и ипсенеры , у чен ые, ине пек - sf торы Регистра СССР — все в рабочих спецовках, все оди­ наково озабочены — попро­ буй отличи на первый взгляд их звания и регалии. На бор­ ту «Эксперимента» Госуда р- г:т венп а я приемная коми ссия, в составе которой видные ученые, инженеры корабле- стро ител и . продста в ител и раз­ личных снец иал ьн осте й Ми- ш; ет ерет ва рыб ного хозяйст­ ва. Йсе члены экипажа «Экс­ перимента» гак иди иначе связаны с его постройкой, ве­ рят в его счастливую звезду. Но нот на борг катамарана поднялся девиатор Николай Иванович Земсков. — Любопытная штука , — зад\мч-кяо оказал девиатор, — и простору много, и мореход­ ные качества, должно, непло­ хие, только... — Только, что?. — насторо­ жился председатель прием­ ной комиссии Игорь Митро- 4 fj:wrwfi 4 Семенов. — Поюсь, при заднем ходе ката вагин начнется , вот что. Врубите ка задний ход — ми­ гом зальет палубу, сухого ме­ ста не останется. Вы это из опьгга знаете, Нкколай Ина нови ч? — Нет, интуиция подсказы ­ вает. Как ни пытались инжене ­ ры убедить довиатора, что конструкция кормы надеж ­ ная. неоднократно проворя - лась при испытаниях на мо­ делях , Земсков стоял на сво­ ем. — Хорошо, — решил, нако ­ нец. Семенов, — не будем спорить, давайте посмотрим. И совершенно для всех начался вы й экс* j ер имен т ь море. Пока траулер в алея кормой на волну, и нж е ­ нер-кораблестроитель Фери в, не ж ел ая упустить интерес­ ный момент, настраивал на кормовой площадке чувстви­ тельный прибор — измери­ тель вибрации. На полную мощь заработа­ ли оба главных двигателя . Забурлил и вдоль бортов стре­ мительные потоки воды. К а ­ тамаран . подминая кормой упругую морскую волну, д ви ­ нулся назад. Усложняя опыт, решили при заднем ходе использовать рули. В отличюе от своих од­ ной орн ус ных собратьев, к а т а ­ маран при движении назад был хорошо управляем . Минут через двадцать в ру­ левой рубке появился Ферие . Вибрация кормовой ч а - гти «Эксперимента» нормаль ­ ная, — сказал он. — Во всех измеренных точках она не неожиданно самый пер- катамарана розворачи- ироььгшаст допустимую. Ясно, — улыбнулся Се­ менов, — только почему вы, Ферин, сухим оз воды вы ­ шли? — Как так? — А так , — Семенов выжи ­ дающе посмотрел ва девиа- тора. — Сдаюсь, сдаюсь, Игорь Митрофанович, — шутливо поднял руки Земсков. — Под­ вела меня интуиция. «ЭКСПЕРИМЕНТ» ТАНЦУЕТ ВАЛЬС Начались испытания к а т а ­ марана. В первую очередь н е ­ обходимо было проверить **о- HOBOCTI о * Н А У К И Т Ш 1 ИКи выра- рабо- ест ь моло- кому из моряков еще не «ри- х од илос ь видсть. — (/Мотрите, «Эксперимент» танцует вальс! восхищен- ]>е х одн ые ка чества «Эк с пери - мента» при циркуляции . В рулевой рубке звучит команда капитана Мохова: Левый руль — прямо! Правый руль — лево ва борт! Катамаран послушно ново рачввает влево. Попеременно аксперимеи- тировали рулями, сбавляли и увеличивали обороты виптов, по времени вообще вырубали один из двигателей — и все это время комиссия с секун ­ домерами и карандашами в руках замеряла , высчитыва­ ла, определяла наиболее удачный вариант циркуляции катама рана. ; Особенный интерес у при­ емной комиссии вызвал опыт, При котором машины, Жаясь морским языком, тали «н раздрай», то нинт одного двигателя тил на «полный вперед», дру- 1 ч>по — на «полный назад». К а к только заработавши м аши ­ ны. «Эксперимент» быстро, мягко и даже как-то граци­ озно начал поворачиваться вокруг своего ценгра т яж е ­ сти. Подобного разворота ни не воскликнул кто то. Катамаран кружил влево и вправо: со стороны, действи ­ тельно, могло показаться , что он танцует вальс. УКАЧАЛСЯ... ОДИН Но «Эксперимент» вышел в море не для развлечений. Уже после первых испытаний стало ясно: обладая хорошей маневренностью, быстро р а з ­ ворачиваясь на крохотном «пятачке», катамаран в неда­ леком будущем станет неза- мен имым и ромысл ов ым суд- ном при работе с кошелько­ вым неводом. И ученые, со­ вместно с инженерами преду­ смотрели это — центральная тралова я палуба катам а ра п а предназначена для работы с кошельком. Вес ь ком нл екс ис 1 iыта ни й катамарана , как «езда в не- зн а (мое». Тоорет ичес ки всо вроде бы сотки раз провере­ но, 11 |юавализировано и все- таки никто не может точно предсказать , как поведет себя катамаран в той или иной си­ туации . Взять, к примеру. качку суд на. Р. кон стру кт ojkjk ом бюро и в лабораториях пред­ полагалось, что, поскольку тра vл ер имест ан а чител ьну ю ширину и два корпуса, разде­ ленных водным коридором, то и качка должна быть зна ­ чительно меньше, чем у обычных судов. Натурные испытания катамарана в мо­ ре подтвердили это предполо- жепие. Качка действительно оказалась несшачи тельной, мя гк {)и. быст розат уXа ютпе й. ) 1 есом.ненно, г. дальнейшем с псц иал ис ты буду т к р о т »тли- во изучать характер этой с i 1 ециф г:чно й ка чк и, при ду ма - ют, вероятно, ей какое-либо мудреное название, по сей ­ час, поело первых* опытов, хочется отметить вот что. Из 75 членов экипажа «Экспери­ мента », добра я нолови на ко­ торого впервые вышла в мо­ ре, в свежую погоду у к ач ал ­ ся один. Разве ж е этот ф а к т не в !и)л I*ну л ву хк орн у сного судна? НА ПОРОГЕ ПРОМЫСЛОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ За неделю плавания в Ная- ти иском море на «Экспери­ мент е» был н |м*веден обшир­ ный комплекс всевозможных ходовых испытаний от про­ верки надежности брашпиля до перехода на аварийное уп­ равление рулем в румпель- иом отделении. Много волне­ ний доставили экипажу про­ мысловые испытания катам а ­ рана. Но когда первый же трал принес несколько цент­ неров рыбы — стало ясно: и на этом, пожалуй , самом в аж ­ ном фронте эксперименталь ­ ных работ все обстоит благо­ получно. Итак, ♦Эксперимент» ус­ пешно выдержал первые эк ­ замены на мореходные и про­ мысловые качества. Но здесь, естественно, возникает во­ прос: для чего нужны суда подобного тал а ? Что нового внесут катамараны в рыбную про мышл еиность стра я ы? Вот что говорит но этому поводу председатель Государствен­ ной приемной комиссии тов. Семенов: — В развитии рыбной про­ мышленности нашей страны было два мощных переход­ ных этапа, можно сказать, две тех нич еек ие ре вол юци и : первая — это появление в массовом количестве судов типа СРТ, что позволило р ы ­ бодобывающему флоту выяств в Северную Атлантику и дру- !ие районы мгг|кив&го окезша, вторая — обновление флота суда ми т ипа КМРТ. 11мдаюю появление крупнотоннажных судов с кормовым тралением ' позволило нашей стране за короткий срок* выйти на од­ но из первых мест в мире по добыче рыбы. Что же представляет собой со в рем е ни ое морск ое рыбодо - , бывающее судно? Это весьма сложное плавучее сооруже ­ ние со значительным количе­ ством разл ичны х моха низмов, промысловым и технологиче- ским об i>рvдо» а я ием, а 1 \ а ар а ­ та ми, приборами, размещение которых является трудной и нжонерно й зада чей . В «сложившейся обстановке мы должны смело идти на коренное изменение всей а р ­ хитектуры судна, а не при- c.иос а бл и к ат ь новые форм ы • производства к традицкон- * ным морским конструкциям. Одним из таких путей я в ­ л я е тс я постройка -ыорслеих . }> I л(н Н 1 ]юмЫ( л < тоых кат а-ма - ра нов. В чем основные преимуще­ ства двухкорпусных рьтболои- I?ых судов поред <wiп;ж op 11 ус ны ми? Прежде всего, заслуживай! вним а ни :i б<)л ьш ая нотгере ч- пая остойчивость катамарана . Это очень важное каче<'.тж> (Окончание ка 4-й стр.). V 6 АВГУСТА в Ленинграде открылась Можду на родная выставка «Ин- рыбнром 68 ». В выставке при­ нимают участие организации и фирмы из 22 стран: Австрии, Бел ьгки , Волга риги, Велико­ британии , Венгрии, Да наш, Италии , Канады, Норвегией, Нидерландов, ПНР, СССР, США, Финляндии , Франция , ФРГ, Швейцарией, Швеции, Югославки, Японии и др. На выставке демонстриру­ ются рыболовные суда разных стран , новейшая техника ры­ боловства и средства обработ­ ки рыоы и морен родуктсхв, меха морского зверя и гото­ вые изделии, образцы рыбных товаров, средства для подлин­ ной охоты и прочее. Какими экспонатами пред­ ставлен на этой выставке н аш Северный бассейн? С т а ­ ким вопросом обратился кор- мыи на траулерах кормового траления типа КМРТ, с мощ­ ностью главной машины 1900 - 2400 л. с. Кто вертикальное раскрытие 4 - 6 метров, а го­ ризонтальное — 18 - 20 мет ­ ром. Конструкция трала разра- пом для выгрузки и т))ашмю*р- т ировки рыб кой му к и. На Международной выстав- i;e «Инрыопром 6 8 » широко 11 редста вл ена ироду кция Мурманс!:ого рыбокомбина­ та . Вот что рассказала па- П1ему корр^успонденту стар- ши в и ижен ер рыбокомбината М. Ф. Сальникова. Она недав­ но вернулась из Лепингрэда , куда отвозила образцы экспо ­ натов: Па выставку наш комби­ нат направил образцы рыбы холодного копч ел ая (палтуса , окуня , умбршпл, бесу го), ухи по балкам, сельди-филе ио- лярной закусочной, сельди в брус ни чном соусе, к реветок, печени трески ( натуральной , в томатном соусе и печеноч­ ного паштета ) , наборы ухл (замороженной ) и з палтуса , трески и окуня , икра семга , сельди, трески и т. д. Почти «се это будет представлено на выставке как в банках , так и в мелкой расфасовке в нолиэтяленово - целлулоидных пакетах весом по 100—300 граммов. Всего отправлено па вы­ ставку &кояо 130 видов про­ дукции . ботана в Полярном научно- исследовательском и проект­ ном институте морского рыб­ ного хозяйства и океаногра­ фии вмени Н. М. Кпиповича. Авторы конструкции — к а н ­ дидат технических наук П. А. Старовойтов и инженер В, И. Федоркова. Тралы этой конструкции ш го то л л я ются Му рманслсой фабрикой орудий лова. Посетители увидят вы­ ставочный экземпляр пнев- диатичоской л а ш а н ы с пркце- ресно®дент «Рыбного Мурма­ на» к замеелпителю началыш - к а ЦВТИ главка «Се»рыба» JL М. Завгороднему. — На Ме>вду на родной вы ­ ставке в Ленинграде , — от­ ветил он, — наш бассейн продета вл ен тремя кру ниы ми экспонатами . В Ленинград доставлены макеты кошелькового невода и СРТ’ типа «Оксан» в мас­ штабе 1/50 натуральной вели­ чины. Отправлен па выставку трал в натуральную величину для лова сельди, сардин и других рыб у дна, примеияс- ■' • .4" • к ’ На «Инрыбпром-68 На Международную выставку «Инрыбпром- 68 » в Ленинград выехала большая груииа представите ­ л ей рыбного Мурмана! В ее составе работники главка «Севрыба», специалисты флотов, инж ен еры и передовики проилводства судоБ 01 >фи, рыб<жомбииата, проектных оргапизац»ш. Посланцы бассейна осмотрят все образцы и черте­ ж и новейшей техники рыболовства и средства обра­ ботки рыбы и морепродуктов с целью внедрения л у ч ­ ших и з них на предприятиях рыбной нромышлеяшо- «ти Севера,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz