Рыбный Мурман. 1968 г. Апрель.
Н А СОСТОЯВШЕЙСЯ деея- «Айвазовским» (эксплуатируются того апреля технической с 1957 г. и 1963 г.), ТР «Хибин- конференцни главка «Сев- ские горы», производственными рыба» выступающие высказыва- рефрижераторами типа «Даурия* ли тревогу в связи с поврежде- и «В. Беринг» (эксплуатируются ниями корпусов судов, происхо--о 1964 года), а также за плавбазой дящими при швартовках в море. «Атлантика», эксплуатирующейся Отмечалось также отрицательное с 1954 года, показывают, что на влияние на сохранность главных первом и втором повреждаются двигателей плавбаз типа «Дау- фальшборты с верхней кромкой рия» частых пусков и реверсов, ширстрека, борта надстроек юта производимых при швартовках и бака, но борт корпуса остается и передаче уловов. Установлен- целым. У третьего судна — нао- апый на плавбазе «Профессор Бз- борот, фальшборт и надстройка ранов» активный руль ае дал Чтобы корабли служили дольше ожидаемого эффекта ввиду его маломощности. Специалисты сде лали вывод, что кранцы не могут полностью исключать соприкос новения судов непосредственно корпусами. Удары происходят в промежутках м«жду кранцами, а х оконечностях транспортного судна швартующийся БМРТ сво ей консольной частью перекры вает габарит кранца. Таким образом, ироблемы со хранности корпусов судов и мо торесурса главных двигателей как бы связаны между собой и должны решаться в комплексе. Существует трв пути решения этого вопроса. Первый — уменьшение числа швартовок путем совершенство вания организации промысла и •методов бесконтактной передачи уловов. Этой проблемой занима ются моряки, эксплуатационники и проектные организации. Неко- благодаря отнесению их к диа- торые достижения в этой области метральной плоскости и ширст- цостнгнутЫ,'и они известны, од- рек, благодаря его округлению не яако полностью вопрос далеко деформируются, но зато надвод- «ще не решен. ный борт получает повреждения. Второй путь — надлежащее Суда типа «Даурия» и «В. Б**- подкрепление бортового пере- ринг» имеют все эти виды де- жрытия судового корпуса. Мне- формаций, а на плавбазе «Ат- толетние исследования повреж- лантика», не имеющей ледовых доний надводного борта судов на- подкреплений, деформации на шего бассейна показывают, что блюдаются по всей высоте борта, не на всех типах кораблей они Таким образом, наиболее нроч- ’«динаковы и, кроме того, зависят ный борт оказался у судов «Ир- -От характера эксплуатации, кутск» и тина «Айвазовский». Взять, например, два одпотиппьгх Если принять предельную на- «роизводственных рефрижератора грузку борта этих судов за еди- «В. Беринг» и «Грумапт». Пер- ницу, то у ТР «Хибинские горы» вый принимает уловы от группы она составляет 44 процента, СРТ, перерабатывает и один или плавбазы «Даурия» — 25 процен т а раза в течение рейса сдает тов, «В. Беринг» — 19 процентов, рыбопродукцию на транспортов плавбазы «Атлантика.» — 20 про зудно. Другой — сам добывает центов. фыбу и таким же порядком еда- Отсюда следует, что при ре- вт продукцию. Если у первого монте этих судов борт в районе имеются многочисленные дефор- часто повторяющихся деформа- лации бортов, то у второго они ций выгодно соответствующим «очти отсутствуют. Таким обра- образом подкрепить. Это не вы- аом, больше деформаций получа- зовет значительных затрат. На- жт принимающие суда. пример, применение широко рас- Но повреждения бортов на «ространенной в судоремонте этих судах далеко не одинаковы, марганцовистой стали уже дает Наблюдения за транспортными увеличение прочности на 25 про- -рефрижераторами «Йркутсн» и центов беи повышения веса кои- 0 развитии кормового тралового * • • • » , В л . лова в Норвегии струкцвй .и стоимости работ. Судоремонтникам хорошо зна комы и другие способы подкреп лений. Так, после подкрепления бортов плавбаз «Атлантика», «Пе- чепга», «Северодвинск», «В. Бе ринг», произведенных Мурман ской судоверфью в последние го ды деформации усиленных райо нов не повторяются. Наконец, третий путь. Рассмат ривая энергетическую сторону процесса швартовки, исследова ли, определили силу контакта сближающихся судов на основа нии совершаемой работы швар тующегося судна. В зависимости от массы судна и инерционной скорости эти силы достигают мно- гих десятков тонн, даже до 200 т и более. Кранец поглощает эту силу, являясь как бы пассивной защитой. Сила контакта являет ся максимальной, достигнутой движением судна, а в начале движения она была равна нолю. Следовательно, до начала кон такта инерцию судна можно бы ло погасить совершенно незначи тельной силой — силой упора вспомогательного гребного вин та. Отсюда оборудование трауле ра подруливающим устройством не только облегчает маневрен ность, сохраняя моторесурс дви гателя как плавбазы, так и сво его, по и амортизирует силу кон такта. Эта сторона подруливаю щих устройств мало изучена, поскольку у нас опыта их экс плуатации еще нет. Подруливающие устройства устанавливаются в носу и корме. Существуют стационарного типа и выдвижные, поворотные. Для промыслового флота требуется второй тип устройств — это уст ройство отечественного производ ства. Устройство пагшмипа- ет подвесной лодочный мо тор, но устанавливается в специ ально устраиваемой нитпе в дни ще судна, а штанга с приводным валом на винт проходит через корпус в сальнике, так что мотор остается внутри корпуса судна. Поворотом штанги можно ме нять направление упора винта на 360е’ в горизонтальной плоскости, а вертикальным ее перемещени ем — выдвинуть винт в нишу, чтобы он не мешал, когда в нем нет надобности. На ПР, БМРТ, РТ типа «Пио нер» и «Океан» мощности элект ростанции достаточно для пита ния двух устройств требуемой мощности. Осуществление этих мероприя тий позволит успешно решать поставленную задачу, в резуль тате чего техническое состояние флота, несомненно, улучшится. Д. СКВИРСКИЙ. зам. глав ного инженера управления «Севрыбхолодфлот». ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА. В Гдыне на три месяца. раньше срока по строено грузовое судно «Тал сы». Оно предназначено для Советского Союза. Телефото Ц А Ф—ТАСС. «ЕЯ Ж Ж •V .V .V т •v .v .v Ш'. т. IИ •ifr&XvifcvX /Л* ИРАН. Близ древнего горо- даИсфаган состоялась зАклад- ка первого в стране металлур гического завода, который бу дет сооружен при техническом содействии Советского Союза* На снимке: 35-тонный моно лит железной руды — символ советско-иранской дружбы. Фотохроника ТАСС. '.«•у.-:- П ЕРВОЕ НОРВЕЖСКОЕ СУД- .НО с кормовым тралением было построено в 1951 г. Не- ;большой траулер, оборудованный кормовым слипом, работал у бе регов Норвегии на расстоянии трех миль от берега и глу бине 70—300 м. Позднее были построены два небольших траулера с кормо вым тралением (каждое длиной до 21 м) и два больших траулера « кормопьЛ 1 тралением, обору дованные морозильными уста новками для быстрого замора живания рыбы. В последующем эти суда были переоборудованы для добычи трески у берегов Гренландии и выпуска клии- /фнска. , Дальнейшее развитие промыс ла с кормовым тралением приве- ж> к постройке трех плавучих рыбозаводов грузоподъемностью около 1000 т каждое. Суда пред назначены для добычи рыбы у ' берегов Гренландии я Ньюфа ундленда, а такясе выработки фи ле. Кроме того, было построено несколько больших и малых траулеров с кормовым тралеви ем для работы у берегов Норве гии и в открытых морях. Большая часть этих судов с обычным кормовым слипом бы ла оборудована лебедками с тя говым усилием 16—30 т в дви гателями мощностью <Ю0 -1800 л. с. с винтами регулируемого шага. Благодаря оснащению берего вой линии страны и близлежа щих рыболовных банок радио навигационной системой Декка сродпие траулеры могут рабо тать почти круглый год. Основными объектами лова траулеров с кормовым тралени ем являются треска, пикша и сайда. Весь прилов направляет ся ва выработку рыбной муки и жира. И. ГРЕБЕНЩИКОВ. Во всем мире ширится движение против американской аг рессии во Вьетнаме. Состоялась демонстрация и в Сант-Яго,- чилийской столице. Демонстранты выразили свою солндацн; ность с героическим борющимся народом Вьетнама, заявил* протест против преступной агрессии американского империа лизма. Они несли плакаты с надписями: «Вьетнам, комму нисты поддерживают тебя», «Вьетнам, Чили с тобой!». ‘ • ' - Фото АДН-гТА£С. • . i >^AAAAAAA/\AAAAAAAAAAAAAA^A/WW\AAAAAA/\rv УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ОКУНЕВОЙ ПУТИНЫ Анализ биологических матери алов по окуню клювачу показал, что числсппость его остается и в ятом году иа низком уровне. В связи с этим успех окуневого промысла в 1908 г. в районе Ко* пытова будет, определяться ус пешностью трескового промысла в Баренцевом море и гидрологи ческими условиями. Мы располагаем данными о том, что в текущем году райо ны зимовок окуня-клювача сво бодны от вод с низкими темпе ратурами, и поэтому в районе Копытова можно ожидать не больших по акватории, но ус тойчивых концентраций окукя- Ученые — промысловикам клюиача в течение всего апре ля. Прогноз погодных условии обещает благоприятную обста новку для ведения промысла "в этой части моря. Однако несом ненно и то, чгго производитель ность промысла на треске будет выше, чем на окуне в районе Копытова. Оправдано держать В районе Копытова только неболь шую группу судов. В первой по ловине мая, в связи с отходом самок окуня-клювача- к местам личинок,, плотность скоплений окуня на вападном свале райо на Копытова снизится. В основу этого прогноза иОло- я:еп анализ биологических дан ных и результатов промысла за ряд последних лет и собранные материалы на научно промысло- всм судне «Рига» под руковод ством капитана Александра Ми хайловича Будкина. Материал .собран сотрудниками ПИНРО Г. А. . Высоцкой, Г. М. Пинчук щ- Г. И. Ковцовым. В настоящее рремя в район Копытова ‘для наблюдений за уловами ойуля- клювача вышли на поисковом РТ-188 сотрудники ПИНРО. Л. ШЕСТОВА, научны» сот рудник ПИНРО. Письмо в редакцию П Р О Б Л Е М А О Б Е Уважаемая редакция! Пишут вам моряки тралового флота с судов, стоящих в ремонте ' ва -Мурманской судоверфи. Дело в следующем. На большинстве су дов, которые ремонтирует судо верфь, пищу не готовят. Пита ние для нас организовано в сто ловой этого предприятия при по мощи талонов «обед» и «завт рак», которые выдает нам рас четная часть тралового флота. Сама по себе эта система непло хая, ио беда в том, что столовая явно перегружена. Особенно ска зывается это в обеденный пере рыв, Пообедать раньше 14 часов удается редко. Поэтому разрыв между завтраком и обедом около шести часов. Хорошо ато или плохо, могут сказать работники здравоохранения. Но в данном случае мы хотели бы услышать ответ наших финансовых работ ников. И вот почему. В столовой нам дают только то, что паписа но в меню для моряков. А меню это всегда из определенного комплекта, А разве нельзя сде лать так, чтоб мы могли выбрать себе блюдо из общего меню? Ведь среди вас есть люди, кото рые питаются по определенной диете. Если пропускная способность в столовой мала (а это очевидво),. то необходимо для моряков сде лать возможным отоваривание талонов. Только, пожалуйста, не котлетами, как это сейчас дела ется. И еще одна просьба: надо про длить срок действия талонов. Сейчас они действительны толь ко три дня, и их немало пропада ет из-за того, что невозможно ре ализовать. Все эти недостатки легко уст ранимы, но, несмотря на это, они существуют уже давно. Мо жет быть, надо использовать опыт наших соседей — моряков .«Мурмансельди», где срок г»яв* нов на питание больше трех дней, опыт работников портов Таллина и Поти, где в столовой можно по талонам получить лю бое блюдо. Мы ждем ответа на наши вон* росы. _ _ _ _ _ А. ШИШКИН , боцман РТ- 169, депутат Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся, А. ЛАГУТИН , боцман РТ-66, С. МИ Щ УК , второй помощник капитана РТ-66, ■ другие, всего 23 под писи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz