Рыбный Мурман. 1968 г. Апрель.

Н А СОСТОЯВШЕЙСЯ деея- «Айвазовским» (эксплуатируются того апреля технической с 1957 г. и 1963 г.), ТР «Хибин- конференцни главка «Сев- ские горы», производственными рыба» выступающие высказыва- рефрижераторами типа «Даурия* ли тревогу в связи с поврежде- и «В. Беринг» (эксплуатируются ниями корпусов судов, происхо--о 1964 года), а также за плавбазой дящими при швартовках в море. «Атлантика», эксплуатирующейся Отмечалось также отрицательное с 1954 года, показывают, что на влияние на сохранность главных первом и втором повреждаются двигателей плавбаз типа «Дау- фальшборты с верхней кромкой рия» частых пусков и реверсов, ширстрека, борта надстроек юта производимых при швартовках и бака, но борт корпуса остается и передаче уловов. Установлен- целым. У третьего судна — нао- апый на плавбазе «Профессор Бз- борот, фальшборт и надстройка ранов» активный руль ае дал Чтобы корабли служили дольше ожидаемого эффекта ввиду его маломощности. Специалисты сде­ лали вывод, что кранцы не могут полностью исключать соприкос­ новения судов непосредственно корпусами. Удары происходят в промежутках м«жду кранцами, а х оконечностях транспортного судна швартующийся БМРТ сво­ ей консольной частью перекры­ вает габарит кранца. Таким образом, ироблемы со­ хранности корпусов судов и мо­ торесурса главных двигателей как бы связаны между собой и должны решаться в комплексе. Существует трв пути решения этого вопроса. Первый — уменьшение числа швартовок путем совершенство­ вания организации промысла и •методов бесконтактной передачи уловов. Этой проблемой занима­ ются моряки, эксплуатационники и проектные организации. Неко- благодаря отнесению их к диа- торые достижения в этой области метральной плоскости и ширст- цостнгнутЫ,'и они известны, од- рек, благодаря его округлению не яако полностью вопрос далеко деформируются, но зато надвод- «ще не решен. ный борт получает повреждения. Второй путь — надлежащее Суда типа «Даурия» и «В. Б**- подкрепление бортового пере- ринг» имеют все эти виды де- жрытия судового корпуса. Мне- формаций, а на плавбазе «Ат- толетние исследования повреж- лантика», не имеющей ледовых доний надводного борта судов на- подкреплений, деформации на­ шего бассейна показывают, что блюдаются по всей высоте борта, не на всех типах кораблей они Таким образом, наиболее нроч- ’«динаковы и, кроме того, зависят ный борт оказался у судов «Ир- -От характера эксплуатации, кутск» и тина «Айвазовский». Взять, например, два одпотиппьгх Если принять предельную на- «роизводственных рефрижератора грузку борта этих судов за еди- «В. Беринг» и «Грумапт». Пер- ницу, то у ТР «Хибинские горы» вый принимает уловы от группы она составляет 44 процента, СРТ, перерабатывает и один или плавбазы «Даурия» — 25 процен­ т а раза в течение рейса сдает тов, «В. Беринг» — 19 процентов, рыбопродукцию на транспортов плавбазы «Атлантика.» — 20 про­ зудно. Другой — сам добывает центов. фыбу и таким же порядком еда- Отсюда следует, что при ре- вт продукцию. Если у первого монте этих судов борт в районе имеются многочисленные дефор- часто повторяющихся деформа- лации бортов, то у второго они ций выгодно соответствующим «очти отсутствуют. Таким обра- образом подкрепить. Это не вы- аом, больше деформаций получа- зовет значительных затрат. На- жт принимающие суда. пример, применение широко рас- Но повреждения бортов на «ространенной в судоремонте этих судах далеко не одинаковы, марганцовистой стали уже дает Наблюдения за транспортными увеличение прочности на 25 про- -рефрижераторами «Йркутсн» и центов беи повышения веса кои- 0 развитии кормового тралового * • • • » , В л . лова в Норвегии струкцвй .и стоимости работ. Судоремонтникам хорошо зна­ комы и другие способы подкреп­ лений. Так, после подкрепления бортов плавбаз «Атлантика», «Пе- чепга», «Северодвинск», «В. Бе­ ринг», произведенных Мурман­ ской судоверфью в последние го­ ды деформации усиленных райо­ нов не повторяются. Наконец, третий путь. Рассмат­ ривая энергетическую сторону процесса швартовки, исследова­ ли, определили силу контакта сближающихся судов на основа­ нии совершаемой работы швар­ тующегося судна. В зависимости от массы судна и инерционной скорости эти силы достигают мно- гих десятков тонн, даже до 200 т и более. Кранец поглощает эту силу, являясь как бы пассивной защитой. Сила контакта являет­ ся максимальной, достигнутой движением судна, а в начале движения она была равна нолю. Следовательно, до начала кон­ такта инерцию судна можно бы­ ло погасить совершенно незначи­ тельной силой — силой упора вспомогательного гребного вин­ та. Отсюда оборудование трауле­ ра подруливающим устройством не только облегчает маневрен­ ность, сохраняя моторесурс дви­ гателя как плавбазы, так и сво­ его, по и амортизирует силу кон­ такта. Эта сторона подруливаю­ щих устройств мало изучена, поскольку у нас опыта их экс­ плуатации еще нет. Подруливающие устройства устанавливаются в носу и корме. Существуют стационарного типа и выдвижные, поворотные. Для промыслового флота требуется второй тип устройств — это уст­ ройство отечественного производ­ ства. Устройство пагшмипа- ет подвесной лодочный мо­ тор, но устанавливается в специ­ ально устраиваемой нитпе в дни­ ще судна, а штанга с приводным валом на винт проходит через корпус в сальнике, так что мотор остается внутри корпуса судна. Поворотом штанги можно ме­ нять направление упора винта на 360е’ в горизонтальной плоскости, а вертикальным ее перемещени­ ем — выдвинуть винт в нишу, чтобы он не мешал, когда в нем нет надобности. На ПР, БМРТ, РТ типа «Пио­ нер» и «Океан» мощности элект­ ростанции достаточно для пита­ ния двух устройств требуемой мощности. Осуществление этих мероприя­ тий позволит успешно решать поставленную задачу, в резуль­ тате чего техническое состояние флота, несомненно, улучшится. Д. СКВИРСКИЙ. зам. глав­ ного инженера управления «Севрыбхолодфлот». ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА. В Гдыне на три месяца. раньше срока по­ строено грузовое судно «Тал­ сы». Оно предназначено для Советского Союза. Телефото Ц А Ф—ТАСС. «ЕЯ Ж Ж •V .V .V т •v .v .v Ш'. т. IИ •ifr&XvifcvX /Л* ИРАН. Близ древнего горо- даИсфаган состоялась зАклад- ка первого в стране металлур­ гического завода, который бу­ дет сооружен при техническом содействии Советского Союза* На снимке: 35-тонный моно­ лит железной руды — символ советско-иранской дружбы. Фотохроника ТАСС. '.«•у.-:- П ЕРВОЕ НОРВЕЖСКОЕ СУД- .НО с кормовым тралением было построено в 1951 г. Не- ;большой траулер, оборудованный кормовым слипом, работал у бе­ регов Норвегии на расстоянии трех миль от берега и глу­ бине 70—300 м. Позднее были построены два небольших траулера с кормо­ вым тралением (каждое длиной до 21 м) и два больших траулера « кормопьЛ 1 тралением, обору­ дованные морозильными уста­ новками для быстрого замора­ живания рыбы. В последующем эти суда были переоборудованы для добычи трески у берегов Гренландии и выпуска клии- /фнска. , Дальнейшее развитие промыс­ ла с кормовым тралением приве- ж> к постройке трех плавучих рыбозаводов грузоподъемностью около 1000 т каждое. Суда пред­ назначены для добычи рыбы у ' берегов Гренландии я Ньюфа­ ундленда, а такясе выработки фи­ ле. Кроме того, было построено несколько больших и малых траулеров с кормовым тралеви ем для работы у берегов Норве­ гии и в открытых морях. Большая часть этих судов с обычным кормовым слипом бы­ ла оборудована лебедками с тя­ говым усилием 16—30 т в дви­ гателями мощностью <Ю0 -1800 л. с. с винтами регулируемого шага. Благодаря оснащению берего­ вой линии страны и близлежа­ щих рыболовных банок радио­ навигационной системой Декка сродпие траулеры могут рабо­ тать почти круглый год. Основными объектами лова траулеров с кормовым тралени­ ем являются треска, пикша и сайда. Весь прилов направляет­ ся ва выработку рыбной муки и жира. И. ГРЕБЕНЩИКОВ. Во всем мире ширится движение против американской аг­ рессии во Вьетнаме. Состоялась демонстрация и в Сант-Яго,- чилийской столице. Демонстранты выразили свою солндацн; ность с героическим борющимся народом Вьетнама, заявил* протест против преступной агрессии американского империа­ лизма. Они несли плакаты с надписями: «Вьетнам, комму­ нисты поддерживают тебя», «Вьетнам, Чили с тобой!». ‘ • ' - Фото АДН-гТА£С. • . i >^AAAAAAA/\AAAAAAAAAAAAAA^A/WW\AAAAAA/\rv УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ОКУНЕВОЙ ПУТИНЫ Анализ биологических матери­ алов по окуню клювачу показал, что числсппость его остается и в ятом году иа низком уровне. В связи с этим успех окуневого промысла в 1908 г. в районе Ко* пытова будет, определяться ус­ пешностью трескового промысла в Баренцевом море и гидрологи­ ческими условиями. Мы располагаем данными о том, что в текущем году райо­ ны зимовок окуня-клювача сво­ бодны от вод с низкими темпе­ ратурами, и поэтому в районе Копытова можно ожидать не­ больших по акватории, но ус­ тойчивых концентраций окукя- Ученые — промысловикам клюиача в течение всего апре­ ля. Прогноз погодных условии обещает благоприятную обста­ новку для ведения промысла "в этой части моря. Однако несом­ ненно и то, чгго производитель­ ность промысла на треске будет выше, чем на окуне в районе Копытова. Оправдано держать В районе Копытова только неболь­ шую группу судов. В первой по­ ловине мая, в связи с отходом самок окуня-клювача- к местам личинок,, плотность скоплений окуня на вападном свале райо­ на Копытова снизится. В основу этого прогноза иОло- я:еп анализ биологических дан­ ных и результатов промысла за ряд последних лет и собранные материалы на научно промысло- всм судне «Рига» под руковод­ ством капитана Александра Ми­ хайловича Будкина. Материал .собран сотрудниками ПИНРО Г. А. . Высоцкой, Г. М. Пинчук щ- Г. И. Ковцовым. В настоящее рремя в район Копытова ‘для наблюдений за уловами ойуля- клювача вышли на поисковом РТ-188 сотрудники ПИНРО. Л. ШЕСТОВА, научны» сот­ рудник ПИНРО. Письмо в редакцию П Р О Б Л Е М А О Б Е Уважаемая редакция! Пишут вам моряки тралового флота с судов, стоящих в ремонте ' ва -Мурманской судоверфи. Дело в следующем. На большинстве су­ дов, которые ремонтирует судо­ верфь, пищу не готовят. Пита­ ние для нас организовано в сто­ ловой этого предприятия при по­ мощи талонов «обед» и «завт­ рак», которые выдает нам рас­ четная часть тралового флота. Сама по себе эта система непло­ хая, ио беда в том, что столовая явно перегружена. Особенно ска­ зывается это в обеденный пере­ рыв, Пообедать раньше 14 часов удается редко. Поэтому разрыв между завтраком и обедом около шести часов. Хорошо ато или плохо, могут сказать работники здравоохранения. Но в данном случае мы хотели бы услышать ответ наших финансовых работ­ ников. И вот почему. В столовой нам дают только то, что паписа­ но в меню для моряков. А меню это всегда из определенного комплекта, А разве нельзя сде­ лать так, чтоб мы могли выбрать себе блюдо из общего меню? Ведь среди вас есть люди, кото­ рые питаются по определенной диете. Если пропускная способность в столовой мала (а это очевидво),. то необходимо для моряков сде­ лать возможным отоваривание талонов. Только, пожалуйста, не котлетами, как это сейчас дела­ ется. И еще одна просьба: надо про­ длить срок действия талонов. Сейчас они действительны толь­ ко три дня, и их немало пропада­ ет из-за того, что невозможно ре­ ализовать. Все эти недостатки легко уст­ ранимы, но, несмотря на это, они существуют уже давно. Мо­ жет быть, надо использовать опыт наших соседей — моряков .«Мурмансельди», где срок г»яв* нов на питание больше трех дней, опыт работников портов Таллина и Поти, где в столовой можно по талонам получить лю­ бое блюдо. Мы ждем ответа на наши вон* росы. _ _ _ _ _ А. ШИШКИН , боцман РТ- 169, депутат Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся, А. ЛАГУТИН , боцман РТ-66, С. МИ Щ УК , второй помощник капитана РТ-66, ■ другие, всего 23 под­ писи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz