Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.
Воспитание добрЫх чувств «Я люблю тебя, Россия... отец и мать, как она работают, Я вернусь к тебе, Россия...». что полезное делают для своей Эти строки записал неизвест- страны, для людей, как относятся ■ый советский человек в фашист- к ним товарищи. Л ведь очень час иком лагере смерти. Он знал, что то дети даже не знают, кем рабо должен погибнуть, но сила любви тают родители. Необходимо про- я Родине заставила его писать о сто, в дружеской беседе рассказать Родине, вспомнить ее голубые да- ребятам о пройденном жизненном ли, зеленые березоньки, гладь пути, о родословной данной се- озер и ширь полей. Поэт спрятал мьи. свои стихи под камень, чтобы не Очень важно торжественно от- нашли фашисты... мечать в кругу семьи любую, даже ...Затаив дыхание, о к о л о трехсот самую маленькую, награду отца и человек слушали рассказ Анны матери, праздники нашей Родины. Ивановны Сединой, старшего пре- Сама подготовка к этим праздни- подавателя Мурманского педаго- кам уже воспитывает ребят. Глу- гического института. Слова ее вол- бокое чувство оставляет в сердце и Овал и каждого сидевшего в зале, ребенка день вступления в пионе- Шло очередное занятие универ- ры, а позже — в комсомол. Дома ситета для родителей, работающе- нужно обязательно это отметить, го второй год во Дворце культуры хорошо бы преподнести небольшой имени С. М. Кирова. Каждой ма- подарок. А через год спросить, тери и отцу хочется, чтдбы их сын что хорошее сделали сын или дочь или дочь выросли настоящими, для пионерской или комсомоль- нолноценными гражданами своей ской организации, страны. Поэтому на лекцию о Большое значение имеет эстети- воснитании добрых чувств пришло ческое воспитание поэтическим так много родителей' словом, песней о Родине. Многие — Наша задача, — говорит Ан- песни — это уже история нашей на Ивановна, — воспитывать хо- Родины — «Орленок», «Каховка», роших людей. Всех нас волнует, «Волочаевскне дни», «П о долинам кем они будут, будут ли они сча- и по взгорьям». Ребята любят эти стливы. Счастлив тот, — "продол- песни. Они их заставляют волно- жа£т она, - кто берет. Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь Р о м е н Р о л л а н (29 января—100 лет со дня рождения) да на стороне народных масс. Он вснно разоблачает ее антинарод- решительно и бесповоротно связал ный смысл. В годы, предшествую- свою жизнь и творчество с борь- щие второй мировой войне, он в бой трудящихся против капитали- первых рядах борцов против фа- сгического рабства. Литературное шизма и войны, выступает в за- наследие писателя поражает своей щиту республиканской Испании, многогранностью. Мопументаль- выдающихся деятелей междуна- ные романы «Жан Кристоф», «Оча- родного рабочего движения — рованная душа», цикл драм о Г. Димитрова, Э. Тельмана, французской революции, роман А. Грамши. Через всю свою жизнь «Кола Брюньон», явившийся по пронес писатель глубокую любовь словам М. Горького, «самой изу- к России, ее народу, культуре, ве- мительной книгой наших дней», ликим писателям. С первых дней своеобразная трилогия «героиче- Октябрьской революции Роллан ских жизней» Бетховена, Микел- становится большим другом Со- анджело, Льва Толстого, публици- ветского Союза. Его многолетняя стические статьи, труды по истории дружба с М. Горьким — одна из музыки, статьи о живописи и те- ярких страниц в истории прогрес- атре — таков далеко не ^полный сизной культуры. Произведения ...Я вместе с тем народом и перечень созданных им произведе- писателя широко известны наше- классом, который прокладывает ний. Писатель выступает как стра- му народу и любимы им. русло потоку человеческой исто- стный борец против угнетения че- Столетие со дня рождения Ро- рии, вместе с организованными ловека человеком, против лице- мена Роллана — событие, выходя- массами пролетариата, вместе с мерной и эгоистической буржуаз- щее за французские границы, оно Союзом Советских Социалистиче- ной морали, показывает, что бур- поисгине является всемирным, ских Республик. жуазное общество неизбежно идет Человечество готовится торжс- Роллан Р. Собрание сочи не- к упадку и разложению. Его те- ственно отметить столетие со дня ими в 14-ти т. Т. 13, стр. 372. рои Жан Кристоф Крафт («Ж ан рождения Роллана, мы чествуем Имя французского писателя Ро- Кристоф», Аннета Ривьер, ее сын великого французского писателя, мена Роллана (1868— 1944), вы- Марк («Очарованная душа») от- художника, который поднялся до дающегося художника слова, гу- называются жигь по законам ка- понимания высшей закономерности маниста. борца против фашизма и пигалистического общества, бро- современной эпохи и принял сто- империалистических воин является сают вызов его нравам, искус- рону новой революционной деист- кто отдает, а не тот, ваться, переживать. А ведь не у | одним из самых ярких и благород- ству и политике. В романе «Кола вительности. каждого дома есть они в наборе ! ных имен в истории мировой куль- Брюньон» Роллан выступает как Юбилей Роллана будет отмечать А. И. Седина рассказывает о пластинок. |туры. Творческий путь Р. Роллана воинствующий гуманист, создает вся наша страна. К нему активно жизни академика Курчатова, про- Для воспитания чувства Р од и - | _ это трудный и сложный путь ис- сверкающий красками гимн Жиз- готовятся в Москве и других горо- жившего небольшую, но счастли- мы важно привить ребятам лю-1каний честного художника, кото- ни и Человеку. Во время первой дах Российской Федерации, в сто- вую жизнь. Он много сделал для бовь к природе. Дети с первых ша-1 рЫйпонял, что историческая прав- мировой войны писатель мужест- лицах союзных республик, людей. А когда человек делает гов видят вокруг себя прелести полезное, приятное людям, он своего края. Человек всюду вос- счастлив. певает природу: в живописи, в Чго же человек может отдавать поэзии, в прозе, людям? Мысли, чувства,, дела. Тот, А все ли наши ребята знают, что кто делает людям приятное, всег- на месте стадиона в Мурманске да чувствует удовлетворение, был овраг. Руки мурманчан сде- Он весел, здоров. Ведь недаром в лали это место теперь таким крд- древности говорили, что лучшее сивым. Такие* примеры прививают лекарство — смех. и чувство* доброты, гуманности, Нужно вырабатывать у детей уважения к человеку, благородные чувства. Это опреде- Анна Ивановна рассказала, как ляет и характер, и доброе отноше- важно и нужно воспитывать чув- ние к людям; чувства определяют ство собственного достоинства у способности людей. Чем богаче детей. У мальчиков — чувство духовный мир человека, тем он уважения к женщине, у девочек счастливее. — чувство девичьей гордости. Анна Ивановна подробно рас- Все, слушавшие лекцию, оста- сказывает о тех чувствах, кото- лись очень довольны. Несомненно, рые способствуют развитию харак- такие беседы очень помогут* роди- тера. Прежде всего — это чувство телям. И неспроста, когда шли Родины. Оно рождает гордость за домой, то все говорили об услы- свою Отчизну. Оно определяет и шанном. Каждая мать искала в Характер, и развитие способностей, своем ребенке те черты, о которых Все знают, что в период рево- только что подробно рассказыва- Люции многие талантливые люди, ла Анна Ивановна, такие, как Куприн, Шаляпин, Бу- Двери университета широко от- нин. не поняли этого. Оторвав- крыты для всех. Около трех ты- шись от Родины, они не смогли сяч человек прослушали лекции о ничего сделать на чужбине. Пото- психологической характеристике му, что талант питает только чув- детей подросткового возраста, ство Родины. Именно это чувство половом воспитании, о том, делает человека сильным, одухо- как прививать детям желание творенным. учиться. На очередном занятии Воспитывать эго -чувство нужно будет прочитана лекция «Воспита- в семье. Семья — это самая ма- ние детей на революционных и ленькая частица нашей Родины, трудовых традициях срветского Дети должны знать, где работают народа». Л . Л ЕВЕНДОРСКАЯ . М. Е. Салтыков Щедрин (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Великий русский писательна - одного города», «Господа Голов- гирик , революционный демократ левы»' «Пошехонская старина», Михаил Евграфович Салтыков - п я i . /// л , /т о т юоп\ , ~ «Помпадуры и помпадурши», Щедрин (IH26— I8H9) занимает z r > почетное место в русской и ми - «Благонамеренные речи », сборники ровой литературе. Салтыков - рассказов и сказок , циклы сатири - Щедрин прошел суровую школу ческих очерков, литературно-крити - жизни. С ранних лет он почувст - ч еские статьи, пьесы «Смерть П а - вовал отвращение к крепостниче - зухина >, «Тени» и др. В своем ским порядкам. Государственная творчестве он беспощадно разо - служба, которую он ненавидел, блачал крепостничество и царское дала Салтыкову-Щедрину знание самодержавие , гневно бичевал ка - общественных отношений той эпо- питалистических хищников и либе - хи и социальной психологии всех ралов, смеялся над всем темным, слоев населения. Литературные косным, отсталым. Писатель соз - интересы Салтыкова - Щедрина дал целую галерею ярких обра - складывались под влиянием творче- зов, ставших воплощением произ - ства Н. В. Г'оголя, М. Ю. Лермон - вола , карьеризма, подхалимства, това. Влияние на формирование бюрократизма, предательства. Уг- взглядов писателя оказали В. Г. нетателям и эксплуататорам Сал - Белинский, идеи французских //го- тыков-Щедрин противопоставил сателя_ргалиста нашли продол - пических социалистов , кружок простого русского человека-тру- ' а п и Петрашевского. В произведениях жениха, подчеркнул его творче - жение в творчестве А. П. Чвховц, Салтыкова-Щедрина нашли отра - скую энергию , ум, смекалку, на - Л. М. Горького, В. В . Маяковско* жение ломка крепостного строя и ходчивость. Салтьисов-Щедрин по - го, Д. Бедного, Сатира Салтыков становление капиталистических казал себя выдающимся критиком ва-Щедрина и сегодня помогает отношений в России . Велико и и теоретиком литературы, блестя - - разнообразно литературное насле - щим публицистом , талйнтливым бороться с пережитками прошлого due писателя: романы и повести редактором , организатором моло - о сознании людей, способствуя 1 «Губернские очерки », «История дых творческих сил. Традиции пи - воспитанию нового человека .. l l l l l l l f l l l l l fK l l l l l l l f l l l l l l l l lU I I I I I IK I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I IK i l f l l l l l l i r Счастливого плавания... у причалаСЕГОДНЯВВЫСШЕММ0РЕЩ10М С нетерпением ждали курсанты мореходных училищ направления на учебное судно. Наконец , сдан последний экза мен. Сборы были недолги. Согласно программе курсанты должны были вернуться в учили ще со свидетельствами матросов первого класса. Для этого им пред стояло изучить рулевые, якорные, швартовые устройства, основы су довождения, уяснить сущность и порядок маневрирования при спу ске и подъеме трала, а т а кж е в процессе траления , дать описание встречающихся на переходе опас ностей. Курсанты Бакинского , Астрахан ско го училищ не могли «дать опи сание встречающихся на переходе Опасностей» по той простой при чине , что учебное судно «Краб», на котором они должны были про ходить мимо банок и отмелей, со вершал плавание... от пятого при чала к десятому и обратно. А на акватории порта, к а к известно, имеется всего лишь одна Анна- Корга . В таком ж е положении сейчас первокурсники Тобольской море ходки , находящиеся на борту со 2 октября прошлого года. Первого марта они должны прибыть в учи лище. У ребят по сути дела остал ся один месяц практи ки и нет уве ренности, что и эти 30 дней они проведут в плавании. В чем причина , что «Краб» вот уж е три месяца стоит у стенки причала? В октябре истек срок « р ы б н ы й м у р м а н » Индекс 55654. действия судовых документов. Су довая администрация знала, *что в это время судну запланирован сли- повый ремонт. Но она не знала, что такой ремонт планируется не толь ко на год, но и на квартал. Вот и оказалось, что «Крабу» слипова- ние перенесли на декабрь. Начались «хождения по мукам» капитана А. Д. Валявкина и стар шего механика Н. П. Сорокина. Долго они обивали пороги главка и тралового флота, пока судно на 3 дня не подняли на слип. В это время сломалась подъемная тележ ка , и вместо трех суток «Краб» простоял 24 дня. У руководителей судоверфи была возможность спустить корабль вовремя, если бы они в течение 5 дней не вели «базарный» разговор, красить или не красить подводную часть. Дэ слипования на «Крабе» был разобран узел движения главной машины: вскрыт цилиндр низкого давления, сняты поршень, поршне вой шток, ползун, шатун с моты- левым и головным подшипниками. Требовалось выяснить причину «вождения» штока. При стоянке судна на слипе в машинном отде лении на было ни одного рабоче го с первого судоремонтного за вода, производившего ремонт. После спуска судна механизм установили на место, но дефект не был устранен. Пришлось на чинать все сначала, и ремонт за тянулся до сегодняшнего дня. — Мы обращались к начальнику тралового флота тов. Калюгину# главкому инженеру тов. Пекишеву, в главк к тов. Антонову помочь ускорить срок окончания работ, — говорят тт. Валявкин и Сорокин,— но их обещания остались обеща ниями. Нам кажется , что «Краб», кроме мореходного училища, ни кому не нужен. На графике, когда заходит разговор о сроке выхода судна из ремонта, нам говорят: «Оставим пока без срока». Поэтому немудрено, что в трех дневный срок, назначенный глав ным инженером главка тов. Галь- яновым, рабочие не закончили ре монт учебного судна. Это было 13 января. На 20 января назначался новый срок, но и он был сорван. Такое положение больше про должаться не может. Неужели ру ководители, в первую очередь, тра лового флота не понимают, что, лишая курсантов плавательской практики , они рубят сук , на кото ром сидят. Через 2 —3 года нынеш ние курсанты придут на флот квалифицированными специалиста ми. Но они не смогут подняться на мостики траулеров командира ми. Им придется несколько меся цев плавать матросами, чтобы по лучить рабочий диплом. Не слиш ком ли дорогое удовольствие? Плавая на учебном судне, кур санты получают необходимые практические знания, и им идет стаж плавания в двойном размере. А это значит, что практиканты из Тобольской мореходки (если бы все время находились в море) име ли бы 8 месяцев плавания. А при сегодняшнем положении они не получат ничего! 13 января на «Краб» пришли 57 курсантов Ростовского мореходно го училища. Нельзя допустить, чтобы и их практика проходила в плавании от причала к причалу. В. СЕРГЕЕВ. В Мурманском высшем море ходном училище закончилась зим няя экзаменационная сессия. П о радовали успехами курсанты тре тьего курса судомеханического от деления. Только на «отлично» сдали экзамены по всем дисципли нам будущие инженеры-механики и электрики Г. Громов, И. У р сул, А Гатилов и В. Марченко. На четвертом курсе отличились кур санты О . Андреев, С. Челбаев, Н. Машков, на 2-м — В. Моргун, В. Егоров, В. Глухов, А. Больша ков, на 1-м — Л . Гехман. Теплое слово следует сказать и о группе механиков первого курса, направленных в училище на оч ную ускоренную учебу с флотов. Результаты — отрадные. Среди этих товарищей есть и сдавшие сессию только на «отлично» или на «хорошо» и «отлично». Напри мер, Владимир Николаевич Штанько, окончивший в 1958 году Ростовское-па-Дону среднее море ходное училище. С 1958 года Вла димир Николаевич работал в «Мурмансельди». В 1965 второго механика СРТ-346 Штанько руко водство сельдяного флота и пар тийный комитет направили, как лучшего производственника, на оч ную ускоренную учебу в высшее мореходное училище. Из тралово го флота па ускоренную учебу были направлены братья Иван й Борис Онепчукн, окончившие Мур манское мореходное училище работавшие механиками на БМРТ «Некрасов». На сессии они полу чили только хорошие и отличные оценки. *** При кафедре промыслового ры боловства идег подготовка к от крытию секции научного общества курсантов, где они самостоятельно будут решать некоторые научные проблемы н время от времени до кладывать о полученных резуль татах. Кроме того, начнется рабо та по руководству дипломными работами, которые должпы лучше выявить инженерно-техническую подготовку учащихся. *** В училище начал работу клуб эстетики. При кдуЬе открыты кружки любителей поэзии и теат ра, истории искусств, классиче ской музыки и кружок изобрази тельного искусства. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда»* Зак. 665. ПН-06079.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz