Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.

Воспитание добрЫх чувств «Я люблю тебя, Россия... отец и мать, как она работают, Я вернусь к тебе, Россия...». что полезное делают для своей Эти строки записал неизвест- страны, для людей, как относятся ■ый советский человек в фашист- к ним товарищи. Л ведь очень час­ иком лагере смерти. Он знал, что то дети даже не знают, кем рабо ­ должен погибнуть, но сила любви тают родители. Необходимо про- я Родине заставила его писать о сто, в дружеской беседе рассказать Родине, вспомнить ее голубые да- ребятам о пройденном жизненном ли, зеленые березоньки, гладь пути, о родословной данной се- озер и ширь полей. Поэт спрятал мьи. свои стихи под камень, чтобы не Очень важно торжественно от- нашли фашисты... мечать в кругу семьи любую, даже ...Затаив дыхание, о к о л о трехсот самую маленькую, награду отца и человек слушали рассказ Анны матери, праздники нашей Родины. Ивановны Сединой, старшего пре- Сама подготовка к этим праздни- подавателя Мурманского педаго- кам уже воспитывает ребят. Глу- гического института. Слова ее вол- бокое чувство оставляет в сердце и Овал и каждого сидевшего в зале, ребенка день вступления в пионе- Шло очередное занятие универ- ры, а позже — в комсомол. Дома ситета для родителей, работающе- нужно обязательно это отметить, го второй год во Дворце культуры хорошо бы преподнести небольшой имени С. М. Кирова. Каждой ма- подарок. А через год спросить, тери и отцу хочется, чтдбы их сын что хорошее сделали сын или дочь или дочь выросли настоящими, для пионерской или комсомоль- нолноценными гражданами своей ской организации, страны. Поэтому на лекцию о Большое значение имеет эстети- воснитании добрых чувств пришло ческое воспитание поэтическим так много родителей' словом, песней о Родине. Многие — Наша задача, — говорит Ан- песни — это уже история нашей на Ивановна, — воспитывать хо- Родины — «Орленок», «Каховка», роших людей. Всех нас волнует, «Волочаевскне дни», «П о долинам кем они будут, будут ли они сча- и по взгорьям». Ребята любят эти стливы. Счастлив тот, — "продол- песни. Они их заставляют волно- жа£т она, - кто берет. Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь Р о м е н Р о л л а н (29 января—100 лет со дня рождения) да на стороне народных масс. Он вснно разоблачает ее антинарод- решительно и бесповоротно связал ный смысл. В годы, предшествую- свою жизнь и творчество с борь- щие второй мировой войне, он в бой трудящихся против капитали- первых рядах борцов против фа- сгического рабства. Литературное шизма и войны, выступает в за- наследие писателя поражает своей щиту республиканской Испании, многогранностью. Мопументаль- выдающихся деятелей междуна- ные романы «Жан Кристоф», «Оча- родного рабочего движения — рованная душа», цикл драм о Г. Димитрова, Э. Тельмана, французской революции, роман А. Грамши. Через всю свою жизнь «Кола Брюньон», явившийся по пронес писатель глубокую любовь словам М. Горького, «самой изу- к России, ее народу, культуре, ве- мительной книгой наших дней», ликим писателям. С первых дней своеобразная трилогия «героиче- Октябрьской революции Роллан ских жизней» Бетховена, Микел- становится большим другом Со- анджело, Льва Толстого, публици- ветского Союза. Его многолетняя стические статьи, труды по истории дружба с М. Горьким — одна из музыки, статьи о живописи и те- ярких страниц в истории прогрес- атре — таков далеко не ^полный сизной культуры. Произведения ...Я вместе с тем народом и перечень созданных им произведе- писателя широко известны наше- классом, который прокладывает ний. Писатель выступает как стра- му народу и любимы им. русло потоку человеческой исто- стный борец против угнетения че- Столетие со дня рождения Ро- рии, вместе с организованными ловека человеком, против лице- мена Роллана — событие, выходя- массами пролетариата, вместе с мерной и эгоистической буржуаз- щее за французские границы, оно Союзом Советских Социалистиче- ной морали, показывает, что бур- поисгине является всемирным, ских Республик. жуазное общество неизбежно идет Человечество готовится торжс- Роллан Р. Собрание сочи не- к упадку и разложению. Его те- ственно отметить столетие со дня ими в 14-ти т. Т. 13, стр. 372. рои Жан Кристоф Крафт («Ж ан рождения Роллана, мы чествуем Имя французского писателя Ро- Кристоф», Аннета Ривьер, ее сын великого французского писателя, мена Роллана (1868— 1944), вы- Марк («Очарованная душа») от- художника, который поднялся до дающегося художника слова, гу- называются жигь по законам ка- понимания высшей закономерности маниста. борца против фашизма и пигалистического общества, бро- современной эпохи и принял сто- империалистических воин является сают вызов его нравам, искус- рону новой революционной деист- кто отдает, а не тот, ваться, переживать. А ведь не у | одним из самых ярких и благород- ству и политике. В романе «Кола вительности. каждого дома есть они в наборе ! ных имен в истории мировой куль- Брюньон» Роллан выступает как Юбилей Роллана будет отмечать А. И. Седина рассказывает о пластинок. |туры. Творческий путь Р. Роллана воинствующий гуманист, создает вся наша страна. К нему активно жизни академика Курчатова, про- Для воспитания чувства Р од и - | _ это трудный и сложный путь ис- сверкающий красками гимн Жиз- готовятся в Москве и других горо- жившего небольшую, но счастли- мы важно привить ребятам лю-1каний честного художника, кото- ни и Человеку. Во время первой дах Российской Федерации, в сто- вую жизнь. Он много сделал для бовь к природе. Дети с первых ша-1 рЫйпонял, что историческая прав- мировой войны писатель мужест- лицах союзных республик, людей. А когда человек делает гов видят вокруг себя прелести полезное, приятное людям, он своего края. Человек всюду вос- счастлив. певает природу: в живописи, в Чго же человек может отдавать поэзии, в прозе, людям? Мысли, чувства,, дела. Тот, А все ли наши ребята знают, что кто делает людям приятное, всег- на месте стадиона в Мурманске да чувствует удовлетворение, был овраг. Руки мурманчан сде- Он весел, здоров. Ведь недаром в лали это место теперь таким крд- древности говорили, что лучшее сивым. Такие* примеры прививают лекарство — смех. и чувство* доброты, гуманности, Нужно вырабатывать у детей уважения к человеку, благородные чувства. Это опреде- Анна Ивановна рассказала, как ляет и характер, и доброе отноше- важно и нужно воспитывать чув- ние к людям; чувства определяют ство собственного достоинства у способности людей. Чем богаче детей. У мальчиков — чувство духовный мир человека, тем он уважения к женщине, у девочек счастливее. — чувство девичьей гордости. Анна Ивановна подробно рас- Все, слушавшие лекцию, оста- сказывает о тех чувствах, кото- лись очень довольны. Несомненно, рые способствуют развитию харак- такие беседы очень помогут* роди- тера. Прежде всего — это чувство телям. И неспроста, когда шли Родины. Оно рождает гордость за домой, то все говорили об услы- свою Отчизну. Оно определяет и шанном. Каждая мать искала в Характер, и развитие способностей, своем ребенке те черты, о которых Все знают, что в период рево- только что подробно рассказыва- Люции многие талантливые люди, ла Анна Ивановна, такие, как Куприн, Шаляпин, Бу- Двери университета широко от- нин. не поняли этого. Оторвав- крыты для всех. Около трех ты- шись от Родины, они не смогли сяч человек прослушали лекции о ничего сделать на чужбине. Пото- психологической характеристике му, что талант питает только чув- детей подросткового возраста, ство Родины. Именно это чувство половом воспитании, о том, делает человека сильным, одухо- как прививать детям желание творенным. учиться. На очередном занятии Воспитывать эго -чувство нужно будет прочитана лекция «Воспита- в семье. Семья — это самая ма- ние детей на революционных и ленькая частица нашей Родины, трудовых традициях срветского Дети должны знать, где работают народа». Л . Л ЕВЕНДОРСКАЯ . М. Е. Салтыков Щедрин (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Великий русский писательна - одного города», «Господа Голов- гирик , революционный демократ левы»' «Пошехонская старина», Михаил Евграфович Салтыков - п я i . /// л , /т о т юоп\ , ~ «Помпадуры и помпадурши», Щедрин (IH26— I8H9) занимает z r > почетное место в русской и ми - «Благонамеренные речи », сборники ровой литературе. Салтыков - рассказов и сказок , циклы сатири - Щедрин прошел суровую школу ческих очерков, литературно-крити - жизни. С ранних лет он почувст - ч еские статьи, пьесы «Смерть П а - вовал отвращение к крепостниче - зухина >, «Тени» и др. В своем ским порядкам. Государственная творчестве он беспощадно разо - служба, которую он ненавидел, блачал крепостничество и царское дала Салтыкову-Щедрину знание самодержавие , гневно бичевал ка - общественных отношений той эпо- питалистических хищников и либе - хи и социальной психологии всех ралов, смеялся над всем темным, слоев населения. Литературные косным, отсталым. Писатель соз - интересы Салтыкова - Щедрина дал целую галерею ярких обра - складывались под влиянием творче- зов, ставших воплощением произ - ства Н. В. Г'оголя, М. Ю. Лермон - вола , карьеризма, подхалимства, това. Влияние на формирование бюрократизма, предательства. Уг- взглядов писателя оказали В. Г. нетателям и эксплуататорам Сал - Белинский, идеи французских //го- тыков-Щедрин противопоставил сателя_ргалиста нашли продол - пических социалистов , кружок простого русского человека-тру- ' а п и Петрашевского. В произведениях жениха, подчеркнул его творче - жение в творчестве А. П. Чвховц, Салтыкова-Щедрина нашли отра - скую энергию , ум, смекалку, на - Л. М. Горького, В. В . Маяковско* жение ломка крепостного строя и ходчивость. Салтьисов-Щедрин по - го, Д. Бедного, Сатира Салтыков становление капиталистических казал себя выдающимся критиком ва-Щедрина и сегодня помогает отношений в России . Велико и и теоретиком литературы, блестя - - разнообразно литературное насле - щим публицистом , талйнтливым бороться с пережитками прошлого due писателя: романы и повести редактором , организатором моло - о сознании людей, способствуя 1 «Губернские очерки », «История дых творческих сил. Традиции пи - воспитанию нового человека .. l l l l l l l f l l l l l fK l l l l l l l f l l l l l l l l lU I I I I I IK I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I IK i l f l l l l l l i r Счастливого плавания... у причалаСЕГОДНЯВВЫСШЕММ0РЕЩ10М С нетерпением ждали курсанты мореходных училищ направления на учебное судно. Наконец , сдан последний экза ­ мен. Сборы были недолги. Согласно программе курсанты должны были вернуться в учили­ ще со свидетельствами матросов первого класса. Для этого им пред­ стояло изучить рулевые, якорные, швартовые устройства, основы су­ довождения, уяснить сущность и порядок маневрирования при спу ­ ске и подъеме трала, а т а кж е в процессе траления , дать описание встречающихся на переходе опас­ ностей. Курсанты Бакинского , Астрахан ­ ско го училищ не могли «дать опи ­ сание встречающихся на переходе Опасностей» по той простой при ­ чине , что учебное судно «Краб», на котором они должны были про­ ходить мимо банок и отмелей, со­ вершал плавание... от пятого при ­ чала к десятому и обратно. А на акватории порта, к а к известно, имеется всего лишь одна Анна- Корга . В таком ж е положении сейчас первокурсники Тобольской море­ ходки , находящиеся на борту со 2 октября прошлого года. Первого марта они должны прибыть в учи ­ лище. У ребят по сути дела остал­ ся один месяц практи ки и нет уве­ ренности, что и эти 30 дней они проведут в плавании. В чем причина , что «Краб» вот уж е три месяца стоит у стенки причала? В октябре истек срок « р ы б н ы й м у р м а н » Индекс 55654. действия судовых документов. Су­ довая администрация знала, *что в это время судну запланирован сли- повый ремонт. Но она не знала, что такой ремонт планируется не толь­ ко на год, но и на квартал. Вот и оказалось, что «Крабу» слипова- ние перенесли на декабрь. Начались «хождения по мукам» капитана А. Д. Валявкина и стар­ шего механика Н. П. Сорокина. Долго они обивали пороги главка и тралового флота, пока судно на 3 дня не подняли на слип. В это время сломалась подъемная тележ­ ка , и вместо трех суток «Краб» простоял 24 дня. У руководителей судоверфи была возможность спустить корабль вовремя, если бы они в течение 5 дней не вели «базарный» разговор, красить или не красить подводную часть. Дэ слипования на «Крабе» был разобран узел движения главной машины: вскрыт цилиндр низкого давления, сняты поршень, поршне­ вой шток, ползун, шатун с моты- левым и головным подшипниками. Требовалось выяснить причину «вождения» штока. При стоянке судна на слипе в машинном отде­ лении на было ни одного рабоче­ го с первого судоремонтного за­ вода, производившего ремонт. После спуска судна механизм установили на место, но дефект не был устранен. Пришлось на­ чинать все сначала, и ремонт за­ тянулся до сегодняшнего дня. — Мы обращались к начальнику тралового флота тов. Калюгину# главкому инженеру тов. Пекишеву, в главк к тов. Антонову помочь ускорить срок окончания работ, — говорят тт. Валявкин и Сорокин,— но их обещания остались обеща­ ниями. Нам кажется , что «Краб», кроме мореходного училища, ни­ кому не нужен. На графике, когда заходит разговор о сроке выхода судна из ремонта, нам говорят: «Оставим пока без срока». Поэтому немудрено, что в трех­ дневный срок, назначенный глав­ ным инженером главка тов. Галь- яновым, рабочие не закончили ре­ монт учебного судна. Это было 13 января. На 20 января назначался новый срок, но и он был сорван. Такое положение больше про­ должаться не может. Неужели ру­ ководители, в первую очередь, тра­ лового флота не понимают, что, лишая курсантов плавательской практики , они рубят сук , на кото­ ром сидят. Через 2 —3 года нынеш­ ние курсанты придут на флот квалифицированными специалиста­ ми. Но они не смогут подняться на мостики траулеров командира­ ми. Им придется несколько меся­ цев плавать матросами, чтобы по­ лучить рабочий диплом. Не слиш­ ком ли дорогое удовольствие? Плавая на учебном судне, кур ­ санты получают необходимые практические знания, и им идет стаж плавания в двойном размере. А это значит, что практиканты из Тобольской мореходки (если бы все время находились в море) име­ ли бы 8 месяцев плавания. А при сегодняшнем положении они не получат ничего! 13 января на «Краб» пришли 57 курсантов Ростовского мореходно­ го училища. Нельзя допустить, чтобы и их практика проходила в плавании от причала к причалу. В. СЕРГЕЕВ. В Мурманском высшем море­ ходном училище закончилась зим­ няя экзаменационная сессия. П о ­ радовали успехами курсанты тре­ тьего курса судомеханического от­ деления. Только на «отлично» сдали экзамены по всем дисципли­ нам будущие инженеры-механики и электрики Г. Громов, И. У р ­ сул, А Гатилов и В. Марченко. На четвертом курсе отличились кур­ санты О . Андреев, С. Челбаев, Н. Машков, на 2-м — В. Моргун, В. Егоров, В. Глухов, А. Больша­ ков, на 1-м — Л . Гехман. Теплое слово следует сказать и о группе механиков первого курса, направленных в училище на оч­ ную ускоренную учебу с флотов. Результаты — отрадные. Среди этих товарищей есть и сдавшие сессию только на «отлично» или на «хорошо» и «отлично». Напри­ мер, Владимир Николаевич Штанько, окончивший в 1958 году Ростовское-па-Дону среднее море­ ходное училище. С 1958 года Вла­ димир Николаевич работал в «Мурмансельди». В 1965 второго механика СРТ-346 Штанько руко­ водство сельдяного флота и пар­ тийный комитет направили, как лучшего производственника, на оч­ ную ускоренную учебу в высшее мореходное училище. Из тралово­ го флота па ускоренную учебу были направлены братья Иван й Борис Онепчукн, окончившие Мур­ манское мореходное училище работавшие механиками на БМРТ «Некрасов». На сессии они полу­ чили только хорошие и отличные оценки. *** При кафедре промыслового ры­ боловства идег подготовка к от­ крытию секции научного общества курсантов, где они самостоятельно будут решать некоторые научные проблемы н время от времени до­ кладывать о полученных резуль­ татах. Кроме того, начнется рабо­ та по руководству дипломными работами, которые должпы лучше выявить инженерно-техническую подготовку учащихся. *** В училище начал работу клуб эстетики. При кдуЬе открыты кружки любителей поэзии и теат­ ра, истории искусств, классиче­ ской музыки и кружок изобрази­ тельного искусства. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда»* Зак. 665. ПН-06079.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz