Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.
Т¥3 командировки я возвра- щался через Москву в то »ремя года, когда основная масса отпускников, паколив подюжным солнцем необходимый запас ультрафиолетовых лучей, спеши ла иа север. Закомпостировать билет не только в купейный ва гон, но и па скорый поезд не представлялось возможным, и я был рад получить билет, по ко торому предстояло ехать на'боко вой полки в общем вагоне. Остаток дня и вечер я бродил но городу, а когда время прибли зилось к полуночи и пошел мел кий осенний дождь, решил вос пользоваться теплом и светом Ле нинградского вокзала. Объявили посадку на ленин градский поезд. Несколько чело век с чемоданчиками вышли из зала, и я занял место недалеко от выхода. Делать былонечего. Про смотрев свежий номер журнала, я стал наблюдать за окружающи ми меня людьми. Они входили и выходили, куда-то торопились, что-то узнавали. Мимо проследо вал в дальний, угол пожилой мо ряк. По шевронам на рукавах ки теля — капитан. Незадолго до ■объявления посадки появился еще одни моряк с семьей. Какой-то парень уступил его жене место: на руках ее дремала девочка но- лутора-двух лет. Отец держал за (руку мальчика дошкольного воз раста. «Тоже из отпуска», — решил я, хотя корзин и ящичков среди мх вещей не было. Они разместились напротив мс- 9>я. Устанавливая чемоданы, мо ряк вполголоса разговаривал с женой, и они понимали друг друга С полуслова. Выражение радушия и взаимопонимания не сходило с их лиц. Супруги былисовсем мо лоды. «Старпом», •— почему-то подумал я, глядя на его фуражку с крабом. Это подтверждала его манера говорить: коротко и ясно, только самое необходимое. Девочка закапризничала. Она то просила «пити», то %мня-мня», но не брала ни того, ни другого. Игрушки, взятые в дорогу, ^ с о вершенно неинтересовали ее. Наконец, объявили посадку. Люди засуетились, задвигались, замелькали фуражки носильщи ков. Растворились в толпе и мои соседи. «бай-бай», но заснули все лишь под утро. На второй день девочка чувст вовала себя лучше и весьдень ле петала и смеялась, играя с бра тишкой Колей, которого смешно называла: — Тюня батя, — что означало: Коля братик. Мне показалось, что между ро дителями что-то произошло. Муж читал газету, играл с детьми, но пи словом не обмолвился с же-, ной. Казалось, он не замечал ее. Это меня удивило. Ни ссоры, ни Пробираясь по заполненному людьми проходу к своему месту, я услышал знакомое: — Абутя... я, •— так девочка моих соседей говорила «не буду». — Ну, Танечка, миленькая, потерпи, дочка, сейчас поедем, будем бай-бай, — уговаривала се мать. •— Абутя... я... «Да», — подумал я, — «Не с детьми ездить в общих вагонах», — но тутже вспомнил, с. каким трудом сам раздобыл боковую полку. g ВАГОНЕ мое место оказалось напротив моих соседей, и я почему-то был4рад этому, хотя Таня всю ночь не давала спать ни мне, ни другим пассажирам. Часто со второй полки спрыгивал отец, где он разместился с сыном, вместе с матерью уговаривал доч ку не плакать, и они просили ее _____ Дорожная быль резких слов я не слышал и вдруг — такой разлад. Кто же кого обидел? Глупые. Через несколько дней предстоит “разлука, возможно, на несколько месяцев, и вы пожа леете, что поссорились в послед ние дни отпуска. Под вечер я вышел покурить в тамбур. У двери стоял, засунув руки в карманы и широко рас ставив логи, мой сосед-моряк. Он даже не оглянулся на стук двери, а продолжал смотреть на убегаю щие на юг березки и ели, покры тые первым снегом. Вот и кончилось лето крас ное, —-.сказал я, становясь рядом с ним. —Да, — неопределенно протя нул ОН. .яй5 — Скоро в море? *— Скорей бы. До чертиков надоело, болтаться на берегу, —‘ с недовольством в голосе ответил он и добавил, — мойпароход ужо в порту. — С тралового? — Оттуда... — Полсоюза проехали, вот из Волгограда возвращаемся. С деть ми трудно в дороге, *—. говорил он, глядя в окно, — хотели в куне ехать, да хорошо, хоть в об щий место достали. Не вагон, а автобус. Народ всю ночь ходит, разговаривает, гремит, а меньшая не спит, капризничает. Вот жена и вспылила. В общем выразила недовольство, что я не смог достать билет в купейный вагон. —Ничего, помиритесь, — по пробовал утешить я моряка. — Нет сомнения, по ттервая подойдет она. Тут дверь вагона открылась, и показалась голова сынишки: — Папа, откроймне дверь. Оп ушел, а я еще долго стоял в холодном тамбуре и думал: Видно, оба с характером... В динамике что-то щелкнуло и зашипело. И первое, что услы шал я, услышали все пассажиры, были такие родные слова: — ...Рыбацкий труд, суровый труд, а отступать нельзя... А затем: — Говорит радиостанция «Ат лантика», начинаем передачу... . Но вагону пробежало:. — Тихо, тише!—и все смолк ло. Глаза устремились -на динами ки, словно это были экраны те левизоров и все хотели увидать в них своих друзей, которые сейчас в море. Лица выражали «акро-то радость и словно говорили: — А вдруг и про мой -траулер скажут... Я глянул на соседа. Он-улы бался. Улыбался широко и радо стно, как улыбаются люди, уви давшие что-то близкое, родное. Оп попытался сдержать свои чув- «тва, но не мог. Тогда, скрывая свое лицо, он повернулся к жене синиой, но в следующиймомент искоса глянул на нее. Она тоже улыбалась, также широко и радо стно. Взгляды их встретились. Он легонько щелкнул ее по носу и кивнул в сторону динамика: слы шишь, мол, про наших передают. После этого все переменилось в отношениях моих соседей. Жена, симпатичная брюнетка, так и за светилась счастьем, карие глаза засверкали, маленькие ручки ста ли быстро собирать в сумку дет ские вещи и игрушки. Поезд подходил к перрону. Последний раз я увидел своих" дорожных знакомых, когда овй садились в такси. Захлопнулась дверца, и «Волга» с места набра ла скорость. — Счастливого пути-вам, хо рошая морская семья! Ю. ХМЫРОВ . £*0 своим соседом по квартире Егором Петровичем я встре чаюсь редко. Раньше оп вообще появлялся па берегу залетным го стем — вернется из рейса, а че рез несколько дней снова в море. Такая уж у него была профессия морская, рыбацкая. Сейчас он па пенсии. Я думаю, что всем другим ви дами способам времяпрепровожде ния Егор Петрович предпочитает шахматы, потому что можно об щаться с человеком, не утруждая три этом себя никакими разгово рами. Недаром же в промысловом флоте его и сейчас еще зовут ка питан Говорун и мало, пожалуй, кто знает, что настоящая его фа милия Стунин. Сидя сейчас за шахматной дос кой, я решил сделать попытку расшевелить Егора Петровича, «выудить» из него что-нибудь. Но он, казалось, не замечал всех моих «подходов», наводящих воп росов и молча расправлялся со мной на шахматной доске — я проиграл подряд две партии. — Сегодня вычто-то не в фор ме, — сказал Егор Петрович, убирая шахматы, и участливо по смотрел на меня — что, неприят ности на работе? — Да, всякое случается, •—* уклонился я от прямого ответа. — А у меня вот теперь ника ких служебных неприятностей, —* вздохнул Егор Петрович. — Ну, об этом жалеть не при ходится, — улыбнулся я. — На верное, когда плавали, тогда хва тало и неприятностей, и трудно- «РЫ БК ЬМ МУРМАН», Инденс 55654. стеи. *— Доставалось, не меньше других. — Но, наверное, были у вас и такие рейсы,которые особенно памятны? — Много их было на моемве ку, пожалуй, всех и не сосчитать, не только что запомнить. — Ну, а самый удачный? —* не сдавался я. Егор Петрович удивленно по смотрел на меня, потом, словно припоминая что-то, улыбнулся. — Вот, разве что елочныйрейс. — Елочный? — удивленно переспросил я. — Ну да. Это когда мы иа СРТ «Дельфин» елки к Новому году в Северную Атлантику возили. Я приготовился выслушать ка кую-нибудь необыкновенную ис торию про этот счастливый елоч- ныйрейс, но Егор Петрович упор но молчал. — Ну и как же закончился ваш елочный рейс?— спросил я. — Нормально закончился, — досадливо посмотревиа меня, ска зал Егор Петрович, и больше я не добился от него нм слова. рАЗГОВОР этот имел, однако, неожиданное продолжение. Несколько днейспустя но заданию своей редакции я проводил ново- годнпою анкету среди читателей— моряков тралового флота и «Мур- мансельди». Был в этой анкете и тот самый вопрос, который я за давал Егору Петровичу. — Гм. самый памятный мой рейс? — в раздумье повторил ка* питан СРТ «Скат» Дмитрий Федо рович Грозин и вдруг улыбнулся. — Елочный рейс, будьон не* ладен. Только это давненько бы- Рассказ ло, когда я еще боцманом на «Дельфине» ходил. — С Егором Петровичем? —< обрадовался я. — Ну да, с Говоруном, тоесть со Стуниным Егором Петрови* чем, — удивленно сказал Грозин. А вы откуда знаете? Я рассказал. — Между прочим, — вздох* иув, сказал он. — До этого елоч ного рейсая, признаться, плохо знал своего капитана, думал, один из тех молчунов, которым просто нечего сказать. Так случилось и на этот раз. Сказали в управлении или в базо* вом комитете — отвези, деекать, к Новому году в подарок морякам тридцать — сорок елок. Веселый был рейс, ничего не скажешь. Сначала мучились с по грузкой, елки— груз не очень транспортабельный, и к тому же деликатный. В Тюва-губе, пока дрифмейстер сдавал и принимал свои веревки, залив плотно накрыло туманом. Сидим сутки, пошли вторые, до Нового года осталась уже неделя. — Что будемделать, боцман? — спрашивает меня наш «гово рун». — Наряжать елку, — говорю, .— и водить хоровод. Он даже бровью не повел, по молчал и сказал: — Будешь впередсмотрящим. Особенно поглядывайчуть спра ва. Ну и нахватался же я страху, когда торчал на полубаке и про дирал глаза сквозь белесую муть тумана, каждую секунду мне ка залось, что вот-вот врежемся в прибрежный валун. И спрашива ется, из-за чего человек на та кой риск идет? Кто бы мог подумать, что капитан Гово рун, который воды не замутит, и вдруг решится на такое? А он, к нашему общему изумлению, ре шился, рванулся сквозь завесу тумапа и вышел в открытое море. На подходе к Норд-капу разы грался штормяга такой, что толь ко держись; наше суденышко скрипело, стонало и казалось, вот-вот развалится иод сви репыми ударами волн. Машина молотила из последних сил, но едва выгребала против ветра, Я на всякий случай предложил капитану выбросить эти елки в морс. Оп не только не принял этого совета, но даже предупре дил, что я буду отвечать головой за каждую елку. — Я — боцман, — сказал я ему, обидевшись, — а-не Дед- Мороз. А он посмотрел на меня с со жалением и покачал головой. — Черствый ты человек, боц ман. Лучше быон меня обругал, чем такие слова бросать. Было на переходе и еще немало всяких неприятностей и злоклю чений, но, наконец-то, все ховчк- лось. Притопали мык Фарерам, к стоянке нашей плавбазы уже 1 января, с опозданием на какю- то 6 часов. — Елки, говоришь, привез, *— рассмеялся на мостике капитал- директор плавбазы. — Ну и toi>- гуйсам. А нам этот тухлый товар теперь не нужен. Посмотрел я на своего капита на, и мне стало больпо и обидно за него. — Что же теперь делать? растерянно опросил я. — Выгружайте все елкина палубу. Кому надо — заберут, *—•' сказал и ушел в свою каюту. И чтобы вы думали? Забрали все до единой, йвид у этих елок былочень неказистый, — все по калеченные, помятые, уже замет но осыпавшиеся. Знакомый штурман, которому я отдал последнюю и неказистую елку, долго тряс мою руку и бла годарил. — Спасибо, старина, за пода* рок, от всей нашейкоманды спа сибо. Г. ИЛЬИН . ..... "............ ■ ' Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип, «Полярная правда», Зак, 7031. ПН 02438.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz