Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.
е ш е м и л сентябрьского Пленума Ц К КПСС — в жизнь! вырабатывать больше К УПРАВЛЕНИИ «Севрыбхолод- флот» пять нроизводствен- *ых рефрижераторов типа «Дау- >мя». Они имеют большие по срав нению с другимикораблями охлаж даемые трюмы, насыщены всевоз можными механизмами. Хочется высказать свои соображения о том, как лучше эксплуатировать вроизводственные рефрижераторы этого типа, добиваться макси мальной выработки готовой про дукции и высокой рентабельно сти. При проектировании эти суда предназначались главным образом для производства готовой продук ции из сельди. В настоящее вре мя на них вырабатываются пре сервы, сельдь слабосоленая ящич- вого посола, слабо-и ерсднесоле- яая в бочках и мороженая. Это вполне оправдывает себя, так как исключаются простои технологи ческого оборудования из-за от сутствия того или иного вида сы- 1 >ья (полуфабриката или свежья). Думается, что и в дальнейшем нет смысла специализировать эти производственные рефрижераторы на выработке какого-либо одного вида продукции. Выработка пресервов, а также мороженой продукции зависит прежде всего от того, как рефри жератор обеспечивается свежей сельдью. Экипажи СРТ сейчас едают свежье ежесуточно. Начи нают они выборку сетей раньше вбычного, чтобы успеть подойти к плавбазе разгрузиться и после по иска снова выметать порядок. Сырец доставляется на палубе в бочках, залитых морской водой. В конечном счете поступление свежья находится в зависимости от уловов и от погодных условий (не всегда СРТ может пришвар товаться к плавбазе). Для того, чтобы не иметь про стоев из-за нехватки сырья, обе спечить его непрерывное поступ ление на рыбофабрику, предла гаю в период массовой сдачи евежья принимать его с расчетом запаса на 3—4 дня и хранить в *охлажденной морской воде. Этот способ я успешно приме нял на плавбазах «Памяти Киро ва» и «Северодвинск». Свсжевы- ловленная сельдь, залитая мор ской водой, хранилась двое суток при температуре воды плюс нять- семь градусов. Если воду охлаж дать до ноля градусов, то срок хранения свежья может быть до веден до 3— 4 суток. Практически этого можно до биться следующим образом. Рыб ные ящики необходимо сделать водонепроницаемыми, в случае их нехватки установить брезентовые чаны. Перед приемкой сельди в них надо залить немного воды и насыпать льда. В дальнейшемсельдь но рядам пересыпается льдом. После запол нения емкостей на три четверти сельдь засыпается льдом и зали вается забортной водой. Длялучшего охлаждения рыбы можно установить ^еревосный центробежный насос дляцирку ляции воды. Я уже говорил, что для пере дачи сырца сейчас требуется обя зательныйподход СРТ к плавба зе. Эго отнимает много времени. Некоторые капитаны боятся по ломки судов при швартовке, осо бенно в тяжелых метеорологиче ских условиях, и это одна из причин того, что экипажи так не охотно сдают свежье. Надо применять рыбонасосы, которые позволят избежать* швар товок, ускорят разгрузку СРТ. Вариантов тут может быть не сколько: рыбонасос устанавлива ется на самойплавбазе или у ее борта на понтонах, а приемный шланг — на максимально воз можном удалении от плавбазы. Тут требуется провести экспери мент. Главным препятствием, тормо зящим увеличение выработки пресервов, является нехватка производственных площадей для их выдержки. Пресервам, как из вестно, требуется выдержка ми нимум 12 часов. В этом отноше нии заслуживает внимания опыт технолога тов. Мусина с произ водственного рефрижератора «М. Ломоносов». Он ставит банки е сельдью на деревянный щит, на щкт ставит новый ряд баиок и На каждом траулере есть люди, которыми гордится экипаж. Ча ще; всего это коммунисты, ударники коммунистического труда. Лич ным примером они похаэывают, как добросовестно нужно выпол нять свои служебный долг. Именно такие люди ка траулере «Кубань» консервный мастер Ни колай Николаевич Васев (слева) и старший мастер по обработке рыбы Иван Евгеньевич Васильез. Оба они передовики, коммунисты н ударники коммунистического труда. Сейчас Н. Н. Васев отдыхает на берегу, используя выходные дни, а И, Е. Васильев трудится вме сте с экипажем. Фото Б. Осокина. т. д. Так достигается экономия производственной площади. При таком складировании сок- рав^ется и время выдержки, за счет более быстрого и равномер ного просаливания. Нижпие и средние слои рыбы испытывают давление щита. Сельдь уплотня ется, вытесняет образующийся тузлук, который покрывает верх ний слой сельди в банке. Метод тов. Мусина следует внедрить на всех плавбазах уп равления «Севрыбхолодфлот». Но на производственных рефрижера торах типа «Даурия» с помощью его проблему полностью не ре шить. В цехе выделить дополни тельную площадь невозможно. Надо искать на корабле другое место для выработки пресервов. Производство слабосолсной сельди в ящиках освоено сравни тельно недавно. Поэтому при проектировании и постройке дан ных плавбаз не была предусмот рена линия для выработки этой продукции. В основном производство ящич ной сельди зависит от поступле ния соответствующего полуфаб риката и размеров производствен ных площадей. Последнее явля ется тормозом в работе на судах типа «Даурия». Практика пока зала, что лучше всего мойкусель ди производить па палубе, а ос тальные операции — только в трюме. Сейчас имеется возможность сравнить работу производственно го рефрижератора «Севрыба» ти па «Даурия» с плавбазой «Севе родвинск». На них в октябре— ноябре прошлого года был одина ковый штат рыбообработчиков, ТАК БЕЗОПАСНЕЙ На Дальнем Западе, когда суда бортового траления рабо тают в группе с производствен ным рефрижератором или плав базой, передача рыбопродук ции производится так называ емым бесконтактным способом. Контейнеры с рыбой, соединен ные стальным тросом, вывали вают за борт судна с помощью носовой стрелы. Операция эта не безопасна для работающих, так как одному матросу не вольно приходится становиться под поднятый груз, чтобы от дать гак. Опасность увеличи вается в свежую погоду, когда вес контейнера, приподнятого над палубой, и сила натяжения ваера от дрейфа судна-прием щика создают дополнительную нагрузку. Освобождение гака шкенте ля носовой стрелы производит ся путем крепления к гаку от тяжки из растительного или капронового троса. На это ухо дило много времени. Чтобы обезопасить работу и сократить время, мы заменили оттяжку лопарем сушилки. В этом случае передачу контей нера производили тем же пу тем, что и раньше, до момента отдачи лопаря носовой стрелы. Перед подвированием контей нера к гаку крепили лопарь сушилки. Далее сетку с рыбой вываливали за борт и в этот момент лебедкой обжимали лопарь сушилки. Отдача гака была безотказной, безопасной и занимала значительно мень ше времени. Думаю, что этот способ най дет применение на всех судах бортового траления, промыш ляющих в Атлантике. Ю. КАРНАК* старший 0 помощник капитана трау лера «Сванетня», вырабатывалась одна и та же продукция. За три недели работы коллек тив «Северодвинска» принял от экинал;ейСРТ 22000 центнеров полуфабриката и свежей сельди, изготовил 10.264 центнера гото вой продукции в бочках, 3450 центнеров ящичной сельди и 34.815 банок пресервов. У экипажа «Севрыбы» эти по казатели соответственно равны 13 496, 7938, 1554 центнерам и 24.366 банкам. Правда, на «Сев- рыбе» было выработано 960 цент неров мороженой сельди, экипаж выдал на СРТ 7270 центнеров соли и 8260 бочек. Если принять выработку на «Севрыбе» за 100 процентов, те производительность на плавбазе «Северодвинск» оказалась выше на 41 процент. Достигнуто это за счет больших производственных площадейилучших условийтруда. Данное сравнение еще раз подтверждает необходимость изы скания на производственных реф рижераторах типа «Даурия» до полнительных площадей. Сделать' это можно только за счет демон-*, талса линии по выработке сельди в бочках. Нет необходимости иметь на судне для этого четыре линии, так как с каждым годом будет расширяться производство слабей соленой сельди; К тому же линии, расположенные в твиндеке, зани мают площадь трюмов. А ведьев можно использовать длядоставки на промысел бочек, а в порт —«. рыбной продукции. В одном из твиндеков можно установить обо рудование для выработки пре сервов, другой использовать для производства ящичной сельди. Достаточно установить две ли ли на палубе. На всех базах ста рого типа готовая продукция в бочках вырабатывается на палубе, и. производительность труда ры бообработчиков ничуть не ниже, а: далее выше, чем на судах типа «Даурия». Ф. БАХТКГУЗИН. техно лог. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПОМОЖЕТ Рыборазделочный цех Кандалакшского рыбоконсервного завода из месяца в месяц перевыполняет план по переработке и выпуску готовой продукции. В этом коллективе трудится ударник коммуни- стического труда накольщица Анна Семеновна Серваткина. Смен ное производственное задание Анна Семеновна перевыполняет систе матически. Ее имя занесено на Доску почета завода. В настоящее время коллектив рыборазделочного цеха борется за почетное звание коллектива коммунистического труда. Активное участие в этом соревновании принимает Анна Семеновна. Одно вре мя некоторые рабочие не справлялись с выполнением сменного за* дания. Тогда передовая работница предложила проводить совещания, на которых заслушивались отчеты отстающих производственников. Выяснялись причины отставания того или иного рабочего. Проходи ло время, и отстающий уж е справлялся с заданием. Анна Семеновна не только энтузиаст производства, она к то му же способный организатор общественных дел^ Нужно идти пат рулировать — Анна Семеновна идет. Надо кому-то помочь делом, советом — Айна Семеновна обязательно поможет. В. РАЗИНКОВ. На снимке: Анна Семеновна Серваткина. Топенанты из стального троса Для увеличения прочности на тралы ставят топенанты и на траловые мешки — топе нанты и пожилины из геркуле сового троса диаметром 26 миллиметров. В общей слож ности для этой цели расхо дуется примерно 160 метров «геркулеса». Кроме того, к гер кулесовым топенантам трало вого мешка дополнительно пришиваются топенанты из стального троса. Такая оснаст ка утяжеляет трал. В минувшем рейсе мы сняли с мешка геркулесовые топе нанты и продольные прожили* ны, а вооружали только одни ми стальными топенантами и такой же нижней пожилиной. Верхнюю же пожнлину на мешок не крепили. По верхним крыльям трала оставили шестиметровые топе нанты из геркулеса (метр— го лый конец, на пятиметровый отрезок насаживали сети), остальную часть топенанта (26 метров) снимали. Стальные топенанты тралово го мешка крепили несколько иначе, чем геркулесовые. Через каждые полметра в трос про бивали капроновую привязку н затем привязывали ко шву мешка. Топенанты состояли из трех концов. Один — длиной два метра соединялся с 17-мет ровым концом соединительной скобой. Через эту скобу про-* пускали дележный строп. На 17-метровом конце с другой стороны заращивали огон длм- ной 80 сантиметров. В огон прв подъеме мешка по слипу про* пускали подъемный строп. Пос* ледний, третий отрезок топе нанта сращивали с предыду щим не по центру огона, а сбо ку. Это делалось для того, что бы можно было пропустить строп, так как в противной* случае огон может стянуться, В месте сшивки двухрядного мешка с однорядным пришива ли из старой двухрядной кап роновой дели жгут длиной полметра и шириной 10 ячей. При больших уловах на ме шок ставили обручи, пропус кая их между швом и топе нантом. Затем связывали шов, топенант и обруч привязкой. Такая оснастка трала и меш ка, на мой взгляд, оправды вает себя. Стальные топенанты, пожилины требуют меньшего ухода, удобнее заводить подъ емные стропы. Они не перепол зают по мешку ' Н. ВЫСОЦКИЙ, старший мастер по добыче рыбы JBMPT «Космос»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz