Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.
В твоем порту, моряк Хотя ш ( морские суда, обладают хоре- НА СТРАЖЕ ПОГОДЫ ' М о р я к , в е р н у в ш и й с я в род н о й п о р т п о сл е д л и т е л ь н о г о р е й с а , не м ож е т не з а м е т и т ь п р о и с ш е д ш и х за е го о т с у т с т в и е п е р ем е н . П о д н я л с я над м а ч та м и к о р а б л е й н о вы й к р а н , в ы р о с л о над ф у н д ам е н том с т р о я щ е е ся зд а н и е , з а г р у ж а е т с я , г о т о в и т с я в р е й с новое с у д н о ... В ны н еш н е м го д у , со йд я на б е р е г , м о р я к у в и д и т т о , ч т о б у д е т с п о с о б с т в о в а т ь у с к о р е н н о й о б р а б о т к е к о р а б л е й , и х д о б р о т н о м у о б с л у ж и в а н и ю в п о р т у . К а к у ж е с о о бщ а л а га з е т а , в в е д у т с я с к о р о в э к с п л у а т а ц и ю п е р в ы е с о т н и м е тр о в п р и ч а л ь н о й л и н и и в ю ж н о м р а й о н е за л и в а . Они б у д у т о б о р у д о в а н ы н е о б х о д им ы м к о л и ч е с т в о м п о р т а л ь н ы х к р а н о в . В этом ж е р а й о н е п о р т а р а с п о л о ж а т с я ф абрика орудий лова, распре-1Шей МОрСХОДНО- делительный холодильник,! стью, оснащены новейшими радио- оприемника, по два радиотелетай- и морского флота Москвы, Одес- бинатаГмТас^рсиива пнинроГза-|павигационными средствами, не- па, фототелеграфный аппарат, сы, Калининграда, Ленинграда и вод междурейсового рем онта ! редК0 случается, что корабль по- Все это позволяет принимать по Мурманска. Отсюда они передают- корпуса03' пре0д^Ьр и я Т и Т °% НуНдЬу т | падает во власть грозной стихии, радио от метеорологических цент- ся по радио всем судам, оборудованы современной тех-! что Может привести к авариям и ров синоптический и аэрологиче- Каждый капитан, пользуясь ник °ю ж н о м у району порта про-1 даже к гибели судна. Чтобы преду- ский материал, необходимый для этой информацией, имеет возмож- т ян у т с я со стороны по селка ! цредить моряков о грозящей опас- составления прогнозов погоды и ность выбирать наилучшие курсы в ° нынешенеемИО?од уЖНЫнеачнеУтТся |ности, существует служба погоды, штормовых предупреждений. для своего судна, лучше планиро- с т р о и т е л ь с т в о неф теб а зы . В 1966 г о д у Д. М АРИНИН . Звучат голоса родных о б ъ е д и н е н н о й ! этом отНОШвНИИ боЛЬШУЮ ПО- ПОМИМО ПРОГНОЗОВ ПОГОДЫ, СИ'* вать раооту на промысле. мощь судоводителям оказывают ноптические группы обеспечива- В Мурманском управлении гид- КЗ 0 0 и u n u n i a i u i D n w i л ' п п *» х ___ ^ с тр о и те л ь с тв о здесь еще не з а - | радиометеорологические центры ют суда гидрологическои и ледо- рометеослужоы ведется большая ве рш и т ся , но все равно то . ч^то! к а к с в е т с к о г о Союза, так и за- вой информацией. научно-исследовательская работа, у в и д и т мор , у д р .1рубежных стран. Радиоцентры В районах Дальнего Запада Ат- Так, нашими сотрудниками вьг- етрого в определенное время пе- лантики, на Лабрадоре синопти- полнены работы: «Штормы Боль.-* редают прогнозы погоды по от- ческая группа консультирует мо- шой Ньюфаундлендской банки», дельным акваториям морей и оке- ряков о ледовой обстановке-. Всем «Штормы и климатическая ха,- анов, а также в любое время су- судам сообщаются положение рактеристика Норвежского моря», ток—штормовые предупреждения, кромки льда, ее предполагаемое «Туманы Баренцева мо>ря». За-* Долгие месяцы моряки больших оторваны от семьи, своих родных! Однако передаваемые радио- смещение, наличие айсбергов и канчиваются раооты. «Ураганы на морозильных траулеров находят- и любимых. И какую большую] метеоцентрами прогнозы погоды другие сведения, неооходимые су- пооережье Мурмапа», «Мето* ся в открытом океане, надолго радость испытывают в море лю-| носят о^щий характер. Они состав- доводителям. прогноза положения кромзеи льда ди, услышав в эфире голоса род-1 ляются для больших районов, что Большую помощь синоптикам в Северной Атлантике», ных и близких! [несколько не удовлетворяет судо- оказывают штурманы наших ко- Среди наших сотрудников не-* Теперь такие встречи у моря- 1 водителей. Для обслуживания раблей. Четыре раза в сутки они мало энтузиастов своего дела. Эт» ДвооиеВа^у^уоы^име'ни^С м 1 промысловых судов непосредст- производят метеорологические на- прежде всего ншкенеры-сишшти- Кирова создана студия звукоза-1 венно в м°Ре У нас в Мурманском бл'юдения и сообщают их в мете- ки тт. Очкасов, Голубев, Вдовин^ лиси. Она направляет в море маг- 1управлении гидрометеослужбы орологические центры и синопти- 11тицин, океанологи: тт. Лебедев, нитофонные ленты с записями I созданы специальные синоптиче- ческим группам. Благодаря этому Боровая, Попов. Хорошо трудятся лекций и бесед на современные |ские группы (плавучие бюро пого- наши специалисты имеют возмож- молодые специалисты, недаввф общественно-политические темыЛды^ которые выходят на плавбазах ность точнее давать прогнозы и прибывшие к нам из Ленинград- концерты и песни в исполнении I или БМРТ в районы промысла. На консультации, предупреждать мо- ского гидрометеорологическом популярных советских артистов, I возложено составление прог- ряков о всех опасных явлениях института, тт. Шагиахметов, говорящие письма родных и1 _ __ близких моряков I нозов погоды и штормовых пре- погоды. Кондрашин и другие. От всей души моряки благода-1 дупреждений. Большую помощь промыслови- Сочетая исследовательскую ра- рят коллектив студии звукозапи-1 В настоящее время синоптиче- кам, раоотамщим в Северной Ат-боту с практической деятельно- си за их скромный труд, принося- 1ские группы работают в Норвеж- лантике, оказывает и непосредст- стмо, паши специалисты прилага- щий в море хорошее настроение. I ском и Баренцевом морях, в рай- венно Центральный институт ют все силы к тому, чтобы все* В телеграмме экипажа БМ РТ|оне Лабрадора и других районах, прогнозов. Институт ежедневно мерно улучшать и совершенство- «Кольский» говорится: «Пленку с Iд ля работы этих групп на плав- составляет прогнозы погоды на вать гидрометеорологическое управления «Севрыбхолод- три дня по 'отдельным квадратам служивание судов рыбной пр®- па'пы есчи такие Записи станутI ФЛОТ» И БМРТ ТралОВОГО фЛОТа Северной ПОЛОВИНЫ АтлантИЧеСКО- МЫШЛеНПОСТИ. приходить как можно чаще». I выделены специальные каюты, в го океана. Прогнозы Центрально- Б. АТЕМАСОВ, начальна На снимке: оператор студии I которых установлена новейшая го института по прямым телеграф- отдела службы прогнозов звукозаписи Дворца культуры I автоматическая аппаратура. В ча- ныл проводам поступают в радио- Мурманского управления - - - - - - 1 J " * -------------------- гидрометеослужбы. имени С. М. Кирова Надежда Бо-|стности, установлено по 4 ради- центры рыбной промышленности рисова готовит к отправке на промысел «живые голоса» родных и близких моряков. Фото Г. БЕГЛОВА. В М ИРЕ НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО W в о т — п л а в у Океан всегда изменчив и кап- ный специалист коммунист Вла- лектив оказывает большую п»- ризен. Вот в небе светит яркое димир Николаевич Птицин. Вы- мощь промысловикам, своезремея- солнце, спокойно катятсяленивые нускник Ленинградского высшего но предупреждая их о надвигаю-» волны, и вдруг небосклон покры- мореходного училища имени ад- щихся бурях. вается черными тучами, вздува- мирала Макарова, он три года Морякам памяТен разразивший- ются водяные валы: начинается успешно трудился на Дальнем Ьо- ся в е б мвнувшШ шторм. Много неприятностей и стоке и вот уже четвертый год года н Сида ветра достига< оед приносят мореходам капризы стоит на Страже погоды у нас в ла то 33 в в с&кувд погоды. И, естественно, моряки Заполярье. Отличныи инженер- у раган бушевал 7 часов потом он хотят знать заранее, чем им гро- синоптик, он прекрасно разбира- лерешел в шт0*рм> котор; 1Й ДЛИЛ(5 зит стихия. ется в повадках штормов и ура- часов крядУ> н 0 промысловые На помощь морякам приходят ганов. Вместе с ним успешно тру- ие пострадали. Синоптик*, зоркие стражи погоды - синоп- дятся супруги Борис Петрович и находяЩйеся на «Маточщи А тики, метеорологи. Сейчас на на- Антонина Кондратьевна Кондра- щ м за 1 3 чаС(>в ц - ших крупных-плавбазах и БМРТ шевы. _ дупредить моряков о надвига»: щейся буре, и экипажи всех ко- . . раблей, находящихся в этом рай- ники ооластного управления гид- телетайпом, фототелеграфом раз- 0 за5лаговременно подг<жн«- рометеослужоы. Гакая группа, или, личными радиоприиорамн. Их ои- ЛЙСЬ к встрече урагана как говорят промысловики, «пла- слаживают старший техник Ру- п ву,ее «юр» погоды» наюднтся доль* Арсентьевич 05ряд»н, Алея- « л и и р » сейчас и на плавбазе «Маточкин грй р,>тнрвич Апатии Николай " ла?мзы Ра^(ГГНИ1СЯ сивоттаче- Шар». Ее работники следят за со- и т ™ ь * т ч Лапатги, Николаи С1С0И груипы несут трудову» стоянием погоды в районе Нью- Иванович Карданец и Герман Ми- вахту посвященную ХХШ съез- фаундлепда иЛабрадора. Руководит хайлопич Васильев. ДУ этой синоптической группойопыт- Этот небольшой дружный кол- С. ЗАРНИЦЫН. l l ] | | l ! i i ! I I I IH I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I IH IH I I ! l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ! l ! ! | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ( | | | | | | | | | | | | | | |« | | | | | | | I | | | , | | i | | | | | | | , | | | | | | | | | | | | | |4 | | | | | | | | | | | | | | | | | ! | t t f | | | | | | | l l ! | | | | | | | | | | | | | | | t | | | | |K l l l l t t i t tH l t Во Ф р а н ц и и со зд ан п р о т о т и п п е р в о го в м и р е а э р о п о е зд а на воз* д у ш н о й п о д уш к е и ж е л е з о б е т о н н ы й р е л ь с для н е го . Э к с п е р и м е н т а л ь н а я м одель , п о х о ж а я на к а б и н у с ам о л е та , вдвое м е н ьш е н а т у р а л ь н о й в е л и ч и н ы : д л и н а 10 м е тр о в , вы с о т а — 1 м е тр 60 с а н т и м е т р о в , вес с гр у з о м 2 .500 к и л о гр а м м о в . О п ы т н ы й поезд р а с с ч и т а н на 6 ч е л о в е к : м а ш и н и с т а , и н ж е н е р а и 4 п а с с а ж и р о в . Н а ч а л и с ь и с п ы т а н и я э т о г о п о е з д а -л а б о р а т о р и и . На с н и м к е : м одель э к с п е р и м е н т а л ь н о г о а э р о п о е зд а . Ф о то А Ф П — ТАСС . вместе с рыбаками и рыбообра- Плавучее бюро погоды оснаще- ботчиками в море выходят сотруд- но новейшей аппаратурой, радио- раблей( находящнхся в этом ДЛЯ ВАС, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ В траловом п|ю- мысле у л с т р о н получил широ кое распростра нение. Там, где раньше при менили найлон или тери лен, сейчас повсеместно в Анг лин, Норвегии и ряде других стран применяется улстрон. С большим успехом улстрон используется в обкидиом про мысле Шотландии, лове рыбы жаберными сетями на Цейло не, канадском речном промыс ле, тресковом лове у Лофотен ских островов и других райо нах. Улстроновые канатные изделия выпускаются двух ви дов, причем основные их ха рактеристики (удельный вес, разрывное усилие, удлинение и др.) одинаковы, но первый значительно мягче *й с более гладкой поверхностью. Канаты из улстроновых волокон отно сительно легки, обладают боль шой сопротивляемостью к мас- сРЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55&54. У А I j r же (1е эффектив- А l i I ш U г ! ны- так как w- ж ж А А . Мт дня лова могут лам и химическим, а также бактериальным воздеиствиям. В современном рыболовстве улстрон получил в настоящее время широкое распростране ние. Улстрон легче найлона, «о не уступает ему по прочности и обладает большой сопротив ляемостью намоканмю. Удельный вес его лишь 0.9(в ъ то время как у других воло кон этот показатель значитель но выше (хлопок — 1,52; те рилен — 1,38; найлон — 1,14 и т. п.). Разрывное усилие улстрона выше, чем у терилена или найлона. Наряду с этим нить улстронового волокна весьма тонка, что очень важно в рыбном промысле. В практи ке рыболовства очень прочные волокна не всегда удобны, по скольку из-за малой эластично сти они соответственно могут ловить лишь крупных рыб; о то же время слабые нит* так- разорзаться. Благодаря прочности и эла стичности изделия из полипро пиленового волокна улстрон значительно дешевле, чем из прочих синтетических волокон, Улстрон может эффективно применяться в дрифтерных се тях, в тяжелых или легких траловых сетных мешках, плав» пых или разноглубинных трат лах, сейнерных неводах, жа берных сетях, ставных неводах, сетях для лова омаров и т. п. ...Самые необычные превра щения сл учаю тся с детеныш а ми рыбы-смариды: все о н * ро д ятся самками , но через три го да всем суждено ста ть самца ми. ...В южных морях водятся ры ба-еж и рыба-муха. Рыба- еж не боится врагов. За м етив хищника, она начинает НОВИНКИ ТЕХНИКИ Аноотшрвш врокладва р а главногопусковогоклапана Главный двигатель СРТ на промысле сельди за сутки де лает более 200 пусков и ревер сов. В результате частых пус ков главный пусковой клапан раздается в верхней части от ударов о крышку и происходит зависание клапана. При этом пуск главного двигателя невоз можен, что может привести к аварии судна. Старший механик CPT-7I0 В. Савченко нашел простой способ .предохранения главного гло тать воду и раздувается в ш ар , усеянны й острыми ш ипа ми.. Ни одна рыба ее не про глотит. Беспокоит ее только рыба-муха, которая, иак сани тар . ловит рачков-паразитов, пр ячущ их ся между иглами на спине у рыбы-ежа, и при этом прокусы вает ее довольно ч у в ствительно . пускового клапана от зависа ния: вырезается прокладка из 5-миллиметровой кожи или капроновая, наружный диаметр — G8 мм, внутренний — 30 ми« и устанавливается между пру жиной и крышкой. Смену прокладки слелуег производить через 3— 4 кеседа работы. . За два промысловых ^рейса в 1965 году благодаря примене нию таких прокладок не было случаев зависания главного- пускового клапана. А ЖУЧКОВА, техинфор-.. , матор управления «/VVyjVfj мансельдь». , Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда»» Зак. 4Mv ПН 06059. к -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz