Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.

' Ф е е н п л сентябрьского Пленума Ц К КПСС — в жизнь! - Г — ~ ■ т ц _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС вызвали горячий отклик, высокую активность у тружеников рыб­ ной промышленности Северного бассейна. На страницах бассейновой газеты выступают эконо­ мисты и хозяйственники, рабочие и ученые. Они пред­ лагают, обсуждают, ищут новые, наиболее экономичные пути развития производства. Главное направление поис­ ков — ускорение окупаемости капиталовложений в о с ­ новные производственные фонды. Этот экономический показатель воплощает в себе все стороны хозяйствен­ ной и производственно-финансовой деятельности пред­ приятия. На нем будут основываться при введении но» вой системы планирования такие экономические катего­ рии, как исчисление рентабельности, размеры прибыли и создаваемых фондов предприятия (материального по­ ощрения, жилищного строительства, социально-культур- иого назначения), плата за основные фонды и другие. В новых условиях планирования и организации про­ изводства материальная заинтересованность трудящих­ ся в результатах личного “пэуда несколько меняет свое Значение, все больше приобретая характер коллектив­ ной, общественной заинтересованности. Рост материаль­ ного благосостояния каждого работника предприятия во многом будет зависеть от экономических результатов деятельности предприятия. Чем эффективнее будут ис­ пользоваться основные производственные фонды, тем лучшим будет показатель эффективности капиталовло­ жений, тем большая доля прибыли будет оставаться в распоряжении предприятия. Как надо понимать эффективность капиталовложений в основные производственные фонды? .Основные производственные средства или фонды ^ условиях рыбодобывающей промышленности — это промысловые, вспомогательные и транспортные суда флотов. В процессе производства работники флотов производят, транспортируют и реализуют продукцию, создавая на предприятии накопления средств (приба­ вочного продукта) или прибыль. При этом с помощью основных средств как бы отдаются обратно государству фонды, ранее вложенные в них ijpn строительстве и при­ обретении. Добиться наибольшей прибыльности или фондоотдачи — значит достичь высокой эффективности капиталовложений. Для определения степени эффективности вложений пользуются несколькими показателями. Наиболее рас­ пространены такие, как 1) срок окупаемости вложений ‘Xв; годах), определяемый отношением капитальных зат­ рат к прибыли и 2) выпуск промышленной продукции в ценностном выражении па рубль или тысячу рублей основных средств (определяется отношением прибыли к стоимости основных средств). В настоящее время в легкой, пищевой и рыбной про­ мышленности действуют нормативные сроки окупаемо­ сти от трех до пяти лет. Чем эффективнее используют­ ся основные производственные фонды, тем быстрее оку­ паются вложенные в них капитальные затраты. Для иллюстрации показателя экономической эффек­ тивности воспользуемся расчетами двух вариантов ра­ боты промысловой группы БМРТ Мурманского трало­ вого флота: I вариант — работа группы БМРТ с плавбазами «Сев- рыбх олодфлота*; I I вариант — работа группы БМРТ без плавбаз (пря­ мыми рейсами). Этот «опрос уже затрагивался на страницах бассей­ новой газеты. В статье «Учитывая эффективность капи­ таловложении...» тов. Свиташев утверждает, что промы­ словому рефрижераторному флоту целесообразнее ра ­ ботать без плавбаз, если учитывать эффективность вло­ жении. Кроме того, в статье обосновывается целесооб­ разность приобретения БМРТ вместо - плавбаз, также для работы их прямыми рейсами. Не ясно, почему в качестве исходных дан­ ных взяты надуманные цифры суточного вылова, коли­ чество эксплуатационных кораблей на промысле н т. П. В траловом флоте и «Севрыбхолодфлоте» имеются ут- вержденнные плановые данные, в которых учтены се­ зонные колебания уровня сырьевой базы, ассортимент продукции, режим работы судов, производственные зат­ раты и др. , определяющие в конечном счете размер плановой прибыли, себестоимости, без которых невоз­ можен элементарный расчет эффективности любого ме­ роприятия, а также капиталовложений. Плановый режим работы судна или всей группы БМРТ вполне приемлем при расчетах, тем более, что из года в год группа БМРТ перекрывает плановые задания по прибыли, и ошибка в сторону занижения сроков оку­ паемости маловероятна. В зависимости от постановки задачи исследования, можно вести расчет эффективно­ сти вложений по фактическим результатам рабочего го­ да. В первом случае мы выясняем, какова предполага­ ется эффективность вложений, во втором — какова была эффективность вложений в отчетном периоде. Вто­ рым из них мы воспользоваться не можем, так как ие имеем данных фактической работы в варианте промысла без баз. В приводимом расчете в варианте работы группы БМРТ с плавбазами использованы плановые данные на 1965 год. Во втором варианте (работа без баз) приняты расчетные данные производственной программы приме­ нительно к режиму работы судов прямыми рейсами. Балансовая стоимость всех списочных БМРТ (в т. ч. И находящихся в ремонте) и транспортных рефрижера­ торов принята фактическая. Показатели работы с плавбазами без плавбаз }. Производство продукции (тони) 193 000 143 000 в т. ч. субпродукты (тони) 22 300 16 000 2. Плановая прибыль (млп. руб.) 44,8 23,6 S. Плановое количество БМРТ на промысле. 23,5 17,5 4. Фабрично-заводская себестои­ мость 1 центнера смешанной про­ дукции (руб.) 25,48 25,75 При плановом количестве промысловых кораблей в течение года, средней грузовместимости каждого БМРТ 880 тонн (мороженая рыба, рыбмука, консервы и рыбий жир) н 2,7 рейса за год (при круглогодовом режиме работы) будет доставлено в порт продукции 56 тысяч тонн (23,5x880x2,7). Остальная продукция 137. тысяч тонн (193 тысячи тонн — 56 тысяч тонн) должна (?ыть вывезена плавбазами. При работе с транспортны­ ми рефрижераторами ‘ типа «Хибинские горы» потребу­ ется 3,3 таких судов. Их суммарная балансовая стои­ мость 12,3 млн. рублей. Они полностью обсспечгт снаб­ жение планового количества промысловых кораблей топливом и водой. При работе с транспортными рефрижераторами типа «И. Айвазовский» потребуется 5,5 судов этого типа (их стоимость составит 29,5 млн. рублей) и 1,5 танкера ти­ па «Пирятин» (суммарная стоимость — 2,4 млн. руб ­ лей). При существующем промысловом рефрижераторном флоте (стоимость всех списочных БМРТ 94,2 млн. руб­ лей) и принятом нами плановом количестве плавбаз и танкеров капиталовложения составят при работе С транспортным рефрижератором типа «Хибинские горы» 106,5 млн. рублей и при работе с транспортным рефри­ жератором типа «И. Айвазовский» *— 126,1 млн. рублей. Показатели сроков окупаемости вложений е этом случае будут соответственно 2,4 года (106,5:44,8) и 2,8 года (126,1:44,8). С ПЛАВБАЗАМИ и л и ПЛАВБАЗ? Когда плавбазам потребуется ремонт, то в этом слу­ чае неизбежно увеличение вложений примерно на 20 процентов. Они возрастут до 119 млн. рублей в случае работы с транспортным рефрижератором типа «Хибин­ ские горы» н до 132,5 млн. рублей в случае работы с транспортным рефрижератором типа «И/Айвазовский». Показатели окупаемости будут соответственно 2,7 года и 3 года. Один транспортный рефрижератор типа «Хибинские горы» может обслужить в плановом круглогодовом ре­ жиме 7 БМРТ, а транспортный рефрижератор типа «И. Айвазовский» — 4,4 БААРТ. Если в состав существующих флотов Еведем один транспортный рефрижератор типа «Хибинские горы» и 7 БМРТ или один транспортный рефрижератор типа «И. Айвазовский» и 4,4 БМРТ, то капиталовложения в производственные фонды возрастут соответственно до 124,0 млн. рублей и 140,0 млн. рублей, а прибыль (в плане 1965 г.) — до 58,1 и до 53,2 млн. рублей. При этом показатель окупаемости вложений составит соот­ ветственно 2,1 года и 2,5 года. А при увеличении вло­ жений на 20 процентов на случай ремонта баз окупае­ мость возрастет до 2,2 года н до 2,8 года. Если при существующем промысловом рефрижератор­ ном флоте мы по условию нашего исследования исклю­ чим плановые плавбазы и на их стоимость приобретем суда БМРТ, то получим следующие показатели. За счет 3,3 транспортных рефрижераторов типа «Хибин­ ские горы» мы сможем пополнить промысловый флот 6,4 БМРТ. Прибыль от флота составит 32,3 млн. руб­ лей. Показатель окупаемости — 3,3 года. Вместо 5,5 судов типа «И. Айвазовский» можно при­ обрести 15,4 БМРТ. При этом плановая прибыль воз­ растет до 44,4 млн, рублей. Показатель окупаемости — 2,8 года. По каким станет показатель окупаемости в случае исключения плавбаз при существующем промысловом рефрижераторном флоте? Это легко определить — 94,2: 23,6 = 4 года. В приводимых расчетах взяты условно два типа транспортных рефрижераторов. Один из них с высокой стоимостью и малой грузовместимостью, другой — С Оольшой грузовместимостью и сравнительно малой сто­ имостью. Оба типа судов новые, современные. В расчет они взяты потому, что приемо-транспортный флот будеу пополняться подобными судами. Их работа принята в плане при круглогодовом режиме. Однако, если отвлечь­ ся от условности и принять в расчет реальные суда «Севрыбхолодфлота», работавшие £ течение года с промысловым рефрижераторным флотом, то показатель срока окупаемости вложений немногим отличается от условно рассчитанных. Он составляет 2,9 года. Некоторое увеличение сроков окупаемости можно объяснить главным. образом простоями промыслового флота из-за ожидания баз и топлива. Производствен­ ная мощность всех прнемо-транспортных судов была достаточной, чтобы не допустить простоев. Поэтому надо думать не о ликвидации экспедиционной работы, а о рациональной расстановке флота с учетом сезонности промысла и совершенствования экспедиционных работ. Даже если со временем на флоте будут преобладать промысловые суда типа «Грумант», «Рембрандт» или суда с несколько меньшей грузовместимостью, о необ­ ходимости постройки которых говорит в статье тов. Свиташев (для работы их прямыми рейсами), то все* равно экспедиционная работа будет более эффективной. Не следует также сбрасывать со счета возможность работы флота в более отдаленных районах промысла, чем он работает теперь. Деже беглый анализ результатов наших исследова­ ний показывает преимущество работы флота с плавба­ зами типа «Хибинские горы». Во всех вариантах сроки окупаемости меньше ( сравните 2,4—2,8; 2,7—3,0; 2,1-^ 2,5; 2,2—2,8). Характерно, что с пропорциональным уве­ личением флота наблюдается .тенденция к улучшению БЕЗ РДЭГОЕОР^Л экономических показателей, сокращению сроков окупа­ емости вложений при равных плановых условиях. Перевыполнение плана вылова рыбы и производства продукции резко повышает эффективность вложений. Это происходит потому, что затраты по судам повыша­ ются незначительно и почти вся выручка от реализации сверхплановой продукции идет на увеличение прибыли и составляет сверхплановую прибыль. Так, например, при выполнении рассмотренного нами плана (в вариан­ те работы с плавбазами) на 110 процентов прибыль увеличится на 8—9 млн. рублей. Обращает на себя внимание тот факт, что работа БМРТ с транспортным рефрижератором типа «И. Айва­ зовский» малоэффективна. Во всех рассмотренных ва­ риантах срок окупаемости равен 2,8 года, даже в слу­ чае, когда на их стоимость приобретаются БМРТ. А в случае увеличения вложений на плавбазы на 20 процен­ тов за счет их ремонта срок окупаемости увеличивается до 3 лет. Значит, с точки зрения эффективности вложе­ ний нецелесообразно приобретать такие суда для их использования в работе с промысловым рефрижератор* ным флотом. Иногда работники флотов задают вопрос: какое пре­ дел насыщения группы БМРТ плавбазами? Е сли ориентироваться на уровень плановой прибыл» 1965 года по группе БМ РГ и сроку окупаемости вложе­ ний в 4 года, то мы можем иметь дополнительно 14 нлавбаз типа «Хибннские горы» или 10 плавбаз типа «И . Айвазовский». Но такого неразумного пополнения нриемо-транспортного флота никто ие допустит. Тран­ спортный флот будет пополняться судами по мере по­ полнения промысловой группы БМРТ. Главное —соблюл сти пропорции в развитии флотов, не допустить омертв­ ления основных средств или использования их не в полную мощность. В настоящее время при интенсивном промысл* на Дальпем Западе промысловые суда теряют много вре­ мени из-за ожидания плавбаз. Так, за 1964 год по этой причине потеряно 358 судо-суток, а за 1965 год—> 297 судо-суток. Есть два пути ликвидации этих про­ стоев. Первый — увеличение количества приемо-тран- спортных судов, а следовательно, — увеличение капи­ таловложений в основные производственные фонды н удлинение сроков их окупаемости. Второй — изыскание внутренних резервов. Ко второму главным образом относятся: повышение производительности труда; замена дорогостоящей кар­ тонной тары более легкой, дешевой и не громоздкой; организация разделки мелких пород рыб путем внед­ рения разделочных машин; улучшение организации промысла и промысловых ра­ бот; улучшение организации судоремонта и обработки су­ дов в порту; безаварийная работа и т. п. Использование этих и других резервов позволит лик­ видировать простои судов на промысле и другие непро­ изводительные потери, увеличить прибыльность группы БМРТ, а значит, сократить сроки окупаемости капита­ ловложений. {! V Несколько слов о сущности показателя, эффективно­ сти. Когда речь идет о сроке окупаемости вложений, то это не значит, что в течение найденного нами .срои* получаемая прибыль полностью возместит государству стоимость основных производственных средств {промы­ словых и транспортных судов). Этот показатель скорей Отвечает на вопрос: в какой срок предприятие см.оглб 0ы расплатиться с государством за выделенные в егф распоряжение основные средства, если бы вся прибыль шла только для этой цели? Поэтому нельзя буквально понимать срок окупаемо­ сти вложений, нельзя отождествлять его со cponoii службы основных средств. Это только экономический Показатель эффективности, свидетельствующий, насколь­ ко интенсивно мы используем основные средства, какую ртдачу получаем от них в определенный период эксплу­ атации. Показатель эффективности вложений из года Ь Год может изменяться в сторону увеличения или умень* фения. Это зависит от того, больше или меньше судой находится в ремонте, каков уровень производительно­ сти труда, больше или меньше получено прибыли и т Д. Полная окупаемость, в подлинном смысле слова, рас­ считана на весь срок службы основных .средств, (кораб­ ля). И возмещение стоимости этого корабля (основных Средств) производится не из прибыли, а путем аморти­ зационных отчислений (с учетом стоимости капитально­ го ремонта). При этом амортизационный фонд входит $ £оста<в себестоимости выпускаемой продукции. Другими словами — стоимость судна и стоимость капитального ремонта постепенно, в течение всего срока эксплуатаций переносится равными частями на стоимость единиий выпускаемой продукции. Соответственно одна часть амортизационного фонда в течение этого срока исполь­ зуется на ремонт судна и вторая часть к концу срока накапливается на специальном счете в банке для при­ обретения судна взамен «изношенного». Прибыль же используется на цели расширенного воспроизводства в масштабах предприятия и всего на­ родного хозяйства, то есть на покрытие расходов, свя­ занных с расширением производства, на покрытие убыт­ ков от коммунального хозяйства, на создание в н у т р и них фондов предприятия, о которых говорилось вывй^ на создание накоплений в госбюджете страны для *к>С* ледующего централизованного его распределения в на­ родном хозяйстве и другие цели. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС особенно заостряе| внимание хозяйственных и партийных органов на n<j* еышенин эффективности капиталовложений, увеличения их фондоотдачи. Знание каждым тружеником эконом^ ческнх основ хозяйствования, своевременное исследова? ние экономических явлений в жизни и деятельности предприятия (корабля) и правильное их применение помогут нам в выполнении решений нашей партии. Н. ЖУЛИН , инженер-экономист, заместитель на­ чальника лаборатории НОТ управления тралов , . ього флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz