Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.
' Ф е е н п л сентябрьского Пленума Ц К КПСС — в жизнь! - Г — ~ ■ т ц _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС вызвали горячий отклик, высокую активность у тружеников рыб ной промышленности Северного бассейна. На страницах бассейновой газеты выступают эконо мисты и хозяйственники, рабочие и ученые. Они пред лагают, обсуждают, ищут новые, наиболее экономичные пути развития производства. Главное направление поис ков — ускорение окупаемости капиталовложений в о с новные производственные фонды. Этот экономический показатель воплощает в себе все стороны хозяйствен ной и производственно-финансовой деятельности пред приятия. На нем будут основываться при введении но» вой системы планирования такие экономические катего рии, как исчисление рентабельности, размеры прибыли и создаваемых фондов предприятия (материального по ощрения, жилищного строительства, социально-культур- иого назначения), плата за основные фонды и другие. В новых условиях планирования и организации про изводства материальная заинтересованность трудящих ся в результатах личного “пэуда несколько меняет свое Значение, все больше приобретая характер коллектив ной, общественной заинтересованности. Рост материаль ного благосостояния каждого работника предприятия во многом будет зависеть от экономических результатов деятельности предприятия. Чем эффективнее будут ис пользоваться основные производственные фонды, тем лучшим будет показатель эффективности капиталовло жений, тем большая доля прибыли будет оставаться в распоряжении предприятия. Как надо понимать эффективность капиталовложений в основные производственные фонды? .Основные производственные средства или фонды ^ условиях рыбодобывающей промышленности — это промысловые, вспомогательные и транспортные суда флотов. В процессе производства работники флотов производят, транспортируют и реализуют продукцию, создавая на предприятии накопления средств (приба вочного продукта) или прибыль. При этом с помощью основных средств как бы отдаются обратно государству фонды, ранее вложенные в них ijpn строительстве и при обретении. Добиться наибольшей прибыльности или фондоотдачи — значит достичь высокой эффективности капиталовложений. Для определения степени эффективности вложений пользуются несколькими показателями. Наиболее рас пространены такие, как 1) срок окупаемости вложений ‘Xв; годах), определяемый отношением капитальных зат рат к прибыли и 2) выпуск промышленной продукции в ценностном выражении па рубль или тысячу рублей основных средств (определяется отношением прибыли к стоимости основных средств). В настоящее время в легкой, пищевой и рыбной про мышленности действуют нормативные сроки окупаемо сти от трех до пяти лет. Чем эффективнее используют ся основные производственные фонды, тем быстрее оку паются вложенные в них капитальные затраты. Для иллюстрации показателя экономической эффек тивности воспользуемся расчетами двух вариантов ра боты промысловой группы БМРТ Мурманского трало вого флота: I вариант — работа группы БМРТ с плавбазами «Сев- рыбх олодфлота*; I I вариант — работа группы БМРТ без плавбаз (пря мыми рейсами). Этот «опрос уже затрагивался на страницах бассей новой газеты. В статье «Учитывая эффективность капи таловложении...» тов. Свиташев утверждает, что промы словому рефрижераторному флоту целесообразнее ра ботать без плавбаз, если учитывать эффективность вло жении. Кроме того, в статье обосновывается целесооб разность приобретения БМРТ вместо - плавбаз, также для работы их прямыми рейсами. Не ясно, почему в качестве исходных дан ных взяты надуманные цифры суточного вылова, коли чество эксплуатационных кораблей на промысле н т. П. В траловом флоте и «Севрыбхолодфлоте» имеются ут- вержденнные плановые данные, в которых учтены се зонные колебания уровня сырьевой базы, ассортимент продукции, режим работы судов, производственные зат раты и др. , определяющие в конечном счете размер плановой прибыли, себестоимости, без которых невоз можен элементарный расчет эффективности любого ме роприятия, а также капиталовложений. Плановый режим работы судна или всей группы БМРТ вполне приемлем при расчетах, тем более, что из года в год группа БМРТ перекрывает плановые задания по прибыли, и ошибка в сторону занижения сроков оку паемости маловероятна. В зависимости от постановки задачи исследования, можно вести расчет эффективно сти вложений по фактическим результатам рабочего го да. В первом случае мы выясняем, какова предполага ется эффективность вложений, во втором — какова была эффективность вложений в отчетном периоде. Вто рым из них мы воспользоваться не можем, так как ие имеем данных фактической работы в варианте промысла без баз. В приводимом расчете в варианте работы группы БМРТ с плавбазами использованы плановые данные на 1965 год. Во втором варианте (работа без баз) приняты расчетные данные производственной программы приме нительно к режиму работы судов прямыми рейсами. Балансовая стоимость всех списочных БМРТ (в т. ч. И находящихся в ремонте) и транспортных рефрижера торов принята фактическая. Показатели работы с плавбазами без плавбаз }. Производство продукции (тони) 193 000 143 000 в т. ч. субпродукты (тони) 22 300 16 000 2. Плановая прибыль (млп. руб.) 44,8 23,6 S. Плановое количество БМРТ на промысле. 23,5 17,5 4. Фабрично-заводская себестои мость 1 центнера смешанной про дукции (руб.) 25,48 25,75 При плановом количестве промысловых кораблей в течение года, средней грузовместимости каждого БМРТ 880 тонн (мороженая рыба, рыбмука, консервы и рыбий жир) н 2,7 рейса за год (при круглогодовом режиме работы) будет доставлено в порт продукции 56 тысяч тонн (23,5x880x2,7). Остальная продукция 137. тысяч тонн (193 тысячи тонн — 56 тысяч тонн) должна (?ыть вывезена плавбазами. При работе с транспортны ми рефрижераторами ‘ типа «Хибинские горы» потребу ется 3,3 таких судов. Их суммарная балансовая стои мость 12,3 млн. рублей. Они полностью обсспечгт снаб жение планового количества промысловых кораблей топливом и водой. При работе с транспортными рефрижераторами типа «И. Айвазовский» потребуется 5,5 судов этого типа (их стоимость составит 29,5 млн. рублей) и 1,5 танкера ти па «Пирятин» (суммарная стоимость — 2,4 млн. руб лей). При существующем промысловом рефрижераторном флоте (стоимость всех списочных БМРТ 94,2 млн. руб лей) и принятом нами плановом количестве плавбаз и танкеров капиталовложения составят при работе С транспортным рефрижератором типа «Хибинские горы» 106,5 млн. рублей и при работе с транспортным рефри жератором типа «И. Айвазовский» *— 126,1 млн. рублей. Показатели сроков окупаемости вложений е этом случае будут соответственно 2,4 года (106,5:44,8) и 2,8 года (126,1:44,8). С ПЛАВБАЗАМИ и л и ПЛАВБАЗ? Когда плавбазам потребуется ремонт, то в этом слу чае неизбежно увеличение вложений примерно на 20 процентов. Они возрастут до 119 млн. рублей в случае работы с транспортным рефрижератором типа «Хибин ские горы» н до 132,5 млн. рублей в случае работы с транспортным рефрижератором типа «И/Айвазовский». Показатели окупаемости будут соответственно 2,7 года и 3 года. Один транспортный рефрижератор типа «Хибинские горы» может обслужить в плановом круглогодовом ре жиме 7 БМРТ, а транспортный рефрижератор типа «И. Айвазовский» — 4,4 БААРТ. Если в состав существующих флотов Еведем один транспортный рефрижератор типа «Хибинские горы» и 7 БМРТ или один транспортный рефрижератор типа «И. Айвазовский» и 4,4 БМРТ, то капиталовложения в производственные фонды возрастут соответственно до 124,0 млн. рублей и 140,0 млн. рублей, а прибыль (в плане 1965 г.) — до 58,1 и до 53,2 млн. рублей. При этом показатель окупаемости вложений составит соот ветственно 2,1 года и 2,5 года. А при увеличении вло жений на 20 процентов на случай ремонта баз окупае мость возрастет до 2,2 года н до 2,8 года. Если при существующем промысловом рефрижератор ном флоте мы по условию нашего исследования исклю чим плановые плавбазы и на их стоимость приобретем суда БМРТ, то получим следующие показатели. За счет 3,3 транспортных рефрижераторов типа «Хибин ские горы» мы сможем пополнить промысловый флот 6,4 БМРТ. Прибыль от флота составит 32,3 млн. руб лей. Показатель окупаемости — 3,3 года. Вместо 5,5 судов типа «И. Айвазовский» можно при обрести 15,4 БМРТ. При этом плановая прибыль воз растет до 44,4 млн, рублей. Показатель окупаемости — 2,8 года. По каким станет показатель окупаемости в случае исключения плавбаз при существующем промысловом рефрижераторном флоте? Это легко определить — 94,2: 23,6 = 4 года. В приводимых расчетах взяты условно два типа транспортных рефрижераторов. Один из них с высокой стоимостью и малой грузовместимостью, другой — С Оольшой грузовместимостью и сравнительно малой сто имостью. Оба типа судов новые, современные. В расчет они взяты потому, что приемо-транспортный флот будеу пополняться подобными судами. Их работа принята в плане при круглогодовом режиме. Однако, если отвлечь ся от условности и принять в расчет реальные суда «Севрыбхолодфлота», работавшие £ течение года с промысловым рефрижераторным флотом, то показатель срока окупаемости вложений немногим отличается от условно рассчитанных. Он составляет 2,9 года. Некоторое увеличение сроков окупаемости можно объяснить главным. образом простоями промыслового флота из-за ожидания баз и топлива. Производствен ная мощность всех прнемо-транспортных судов была достаточной, чтобы не допустить простоев. Поэтому надо думать не о ликвидации экспедиционной работы, а о рациональной расстановке флота с учетом сезонности промысла и совершенствования экспедиционных работ. Даже если со временем на флоте будут преобладать промысловые суда типа «Грумант», «Рембрандт» или суда с несколько меньшей грузовместимостью, о необ ходимости постройки которых говорит в статье тов. Свиташев (для работы их прямыми рейсами), то все* равно экспедиционная работа будет более эффективной. Не следует также сбрасывать со счета возможность работы флота в более отдаленных районах промысла, чем он работает теперь. Деже беглый анализ результатов наших исследова ний показывает преимущество работы флота с плавба зами типа «Хибинские горы». Во всех вариантах сроки окупаемости меньше ( сравните 2,4—2,8; 2,7—3,0; 2,1-^ 2,5; 2,2—2,8). Характерно, что с пропорциональным уве личением флота наблюдается .тенденция к улучшению БЕЗ РДЭГОЕОР^Л экономических показателей, сокращению сроков окупа емости вложений при равных плановых условиях. Перевыполнение плана вылова рыбы и производства продукции резко повышает эффективность вложений. Это происходит потому, что затраты по судам повыша ются незначительно и почти вся выручка от реализации сверхплановой продукции идет на увеличение прибыли и составляет сверхплановую прибыль. Так, например, при выполнении рассмотренного нами плана (в вариан те работы с плавбазами) на 110 процентов прибыль увеличится на 8—9 млн. рублей. Обращает на себя внимание тот факт, что работа БМРТ с транспортным рефрижератором типа «И. Айва зовский» малоэффективна. Во всех рассмотренных ва риантах срок окупаемости равен 2,8 года, даже в слу чае, когда на их стоимость приобретаются БМРТ. А в случае увеличения вложений на плавбазы на 20 процен тов за счет их ремонта срок окупаемости увеличивается до 3 лет. Значит, с точки зрения эффективности вложе ний нецелесообразно приобретать такие суда для их использования в работе с промысловым рефрижератор* ным флотом. Иногда работники флотов задают вопрос: какое пре дел насыщения группы БМРТ плавбазами? Е сли ориентироваться на уровень плановой прибыл» 1965 года по группе БМ РГ и сроку окупаемости вложе ний в 4 года, то мы можем иметь дополнительно 14 нлавбаз типа «Хибннские горы» или 10 плавбаз типа «И . Айвазовский». Но такого неразумного пополнения нриемо-транспортного флота никто ие допустит. Тран спортный флот будет пополняться судами по мере по полнения промысловой группы БМРТ. Главное —соблюл сти пропорции в развитии флотов, не допустить омертв ления основных средств или использования их не в полную мощность. В настоящее время при интенсивном промысл* на Дальпем Западе промысловые суда теряют много вре мени из-за ожидания плавбаз. Так, за 1964 год по этой причине потеряно 358 судо-суток, а за 1965 год—> 297 судо-суток. Есть два пути ликвидации этих про стоев. Первый — увеличение количества приемо-тран- спортных судов, а следовательно, — увеличение капи таловложений в основные производственные фонды н удлинение сроков их окупаемости. Второй — изыскание внутренних резервов. Ко второму главным образом относятся: повышение производительности труда; замена дорогостоящей кар тонной тары более легкой, дешевой и не громоздкой; организация разделки мелких пород рыб путем внед рения разделочных машин; улучшение организации промысла и промысловых ра бот; улучшение организации судоремонта и обработки су дов в порту; безаварийная работа и т. п. Использование этих и других резервов позволит лик видировать простои судов на промысле и другие непро изводительные потери, увеличить прибыльность группы БМРТ, а значит, сократить сроки окупаемости капита ловложений. {! V Несколько слов о сущности показателя, эффективно сти. Когда речь идет о сроке окупаемости вложений, то это не значит, что в течение найденного нами .срои* получаемая прибыль полностью возместит государству стоимость основных производственных средств {промы словых и транспортных судов). Этот показатель скорей Отвечает на вопрос: в какой срок предприятие см.оглб 0ы расплатиться с государством за выделенные в егф распоряжение основные средства, если бы вся прибыль шла только для этой цели? Поэтому нельзя буквально понимать срок окупаемо сти вложений, нельзя отождествлять его со cponoii службы основных средств. Это только экономический Показатель эффективности, свидетельствующий, насколь ко интенсивно мы используем основные средства, какую ртдачу получаем от них в определенный период эксплу атации. Показатель эффективности вложений из года Ь Год может изменяться в сторону увеличения или умень* фения. Это зависит от того, больше или меньше судой находится в ремонте, каков уровень производительно сти труда, больше или меньше получено прибыли и т Д. Полная окупаемость, в подлинном смысле слова, рас считана на весь срок службы основных .средств, (кораб ля). И возмещение стоимости этого корабля (основных Средств) производится не из прибыли, а путем аморти зационных отчислений (с учетом стоимости капитально го ремонта). При этом амортизационный фонд входит $ £оста<в себестоимости выпускаемой продукции. Другими словами — стоимость судна и стоимость капитального ремонта постепенно, в течение всего срока эксплуатаций переносится равными частями на стоимость единиий выпускаемой продукции. Соответственно одна часть амортизационного фонда в течение этого срока исполь зуется на ремонт судна и вторая часть к концу срока накапливается на специальном счете в банке для при обретения судна взамен «изношенного». Прибыль же используется на цели расширенного воспроизводства в масштабах предприятия и всего на родного хозяйства, то есть на покрытие расходов, свя занных с расширением производства, на покрытие убыт ков от коммунального хозяйства, на создание в н у т р и них фондов предприятия, о которых говорилось вывй^ на создание накоплений в госбюджете страны для *к>С* ледующего централизованного его распределения в на родном хозяйстве и другие цели. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС особенно заостряе| внимание хозяйственных и партийных органов на n<j* еышенин эффективности капиталовложений, увеличения их фондоотдачи. Знание каждым тружеником эконом^ ческнх основ хозяйствования, своевременное исследова? ние экономических явлений в жизни и деятельности предприятия (корабля) и правильное их применение помогут нам в выполнении решений нашей партии. Н. ЖУЛИН , инженер-экономист, заместитель на чальника лаборатории НОТ управления тралов , . ього флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz