Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.

КУРС— ЭКОНОМИКА * i —7- ' ........................... ■ ........... ....... . J -— '--ГЯГТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛАВНОЕ ФФЕКТИВНОСТЬ ОИ3В0 д Ст Советский народ начал осу­ ществлять экономическую про­ грамму, замеченную партией на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС. На первый план выдвигается за­ дача повышения экономической Эффективности производства, ро­ ста производительности труда, увеличения отдачи от капиталь­ ных вложений и производствен­ ных фондов. Как же эту задачу решает кол­ лектив сельдяного флота? Какими мы располагаем возможностями, чтобы в 1966 году добиться наи­ большейрентабельности, получить максимальную прибыль? Маржей сельдяного флота до­ срочно на один месяц и двадцать дней завершили выполнение се­ милетнего плана по добыче рыбы. За шесть лет семилетки коллек­ тив получил 68.719 тысяч руб­ лей прибыли. Сверх плана 1965 года добыто 155 тысяч центнеров рыбы. Финансовые же показатели но характерны для работы флота, так -как бывшим Государственным производственным комитетом по ры-биому хозяйству были произ­ вольно установлены расчетные цены на сельдь-полуфабрикат. Наши главные резервы — уве­ личение добычи рыбы за счет бо­ лее интенсивного использования флота, дальнейшего совершенство- «ания техники лова, за счет под­ тягивания отстающих до уровня передовых.. За одиннадцать месяцев прош­ лого года среднийвылов рыбы па судно тина СРТ-Рсоставил 14.414 центоеров, на судно типа ОРТ ■— 9.067 центнеров. В то же время средний вылов десяти передовых экипажей флота составил соответ­ ственно 15.917 и 12.613 центне­ ров. Если бы все экипажи сумели довести свой вылов до уровня средней добычи десяти передовых судов, то вылов но флоту возрос бы на 400 тысяч центнеров. А доходность предприятия за ми­ нусом прямых затрат, то есть чи­ стая прибыль возросла бы более чем на 500 тысяч рублей. Конечно, достижение уровня добычи передовых экипажей всем флотом — дело нелегкое. Дляэто­ го требуется большая работа ру­ ководителей промысла, наставни­ ков, специалистов управления флота. Нужно шире внедрять пе­ редовой опыт, лучше обслуживать суда в период междурейсовой стоянки, не допускать сверхнор­ мативных простоев судов под разгрузкой. На мой взгляд, для оказания более оперативной и квалифици­ рованной помощи экипажам от­ стающих судов следует весь флот разбить по отрядам. Руководство отрядами возложить на флагман­ ские экипажи, которые должны быть укомплектованы лучшими капитанами и старшими помощни­ ками, наиболее опытными масте­ рами лова. Специалисты с флагманского ПРИБЫЛЬ Н Хозрасчетная группа управле­ ния флота«в течение года рассмат­ ривает итоги производственно-фи­ нансовой деятельности большин­ ства экипажей. На разборах рей­ сов присутствуют, как правило, лица командного состава, да два—три матроса. Этотревожный факт. Значит, не всех членов эки­ пажа глубоко волнуют вопросы экономики. Предстоит много по­ трудиться, чтобы добиться лс'ре- Из донлада заместителя начальника управления «Мурмансельдь» В. А. НЕМЫЧЕННОВА корабля будут переходить для вре­ менной работы на отстающие су­ да. Капитан, его помощник или мастер лова отстающего корабля —• на флагманский корабль. Си­ стема оплаты труда специалистов флагманского СРТ должна быть поставлена в зависимость от вы­ полнения'их собственного плана и плана всего отряда. Причем раз­ мер оплаты этой категории ра­ ботников должен быть повышен на 20—25 процентов по сравне­ нию со специалистами рядовых судов. Большим резервом повышения экономической эффективности ра­ ботыфлота является устранение непроизводительных простоев су­ дов на промысле и в порту. Толь­ ко за девять месяцев 1965 года флот потерял из-за этого более 3100 тысяч рублей.Следует от­ метить, что простои СРТ у плав­ баз в минувшем году увеличились но сравнению с 1964 годом. Сумма ежегодного расхода ма­ териалов, мелкого инвентаря и инструментов по флоту составляет 17— 17,6 .мил иона рублей. Если снизить расход только на один процент, то экономическая эф­ фективность предприятия будет повышена да 176 тысяч рублей. Наибольший удельный вес в со­ ставе материальных ценостей составляют орудия лова — 9,4 миллиона рублей, и по этой ста­ тье затраты могут быть снижены не на один процент, а больше. Од­ нако за девять месяцев 1965 года затраты превысили плановые. В октябре 1965 года экипаж. СРТ-153 потопил в штилевую по­ году порядок сетей на сумму 7.976 рублей. Капитан объяснил это большим уловом. Мне думает­ ся, что дело в халатности. Вы­ борку порядка на корабле начали в 6 часов, а потопили его в 23 часа. Моряки видели, как отдель­ ные буи то скрывались, то появ­ лялись над водой (явные призна­ ки потопления). Надо было поста­ вить дополнительные буи, можно было обратиться за помощью к рядом промышляющему экипажу. Но не былосделано ни того, ни другого. Очень важный фактор в сокра­ щении затрат на добычу рыбы — внедрение орудий лова и промыс­ лового вооружения из синтетиче­ ских материалов. В этом отноше­ нии мы можем кое-чему поучить­ ся у наших коллег из «Запрыбы». Еще довольно часто СРТ уходят с промысла с полупустыми трю­ мами или с трюмами, заполнен­ ными порожней тарой. Руково­ дители промысла и капитаны су­ дов, видимо, не знают, что каж­ дый лишний центнер рыбы, доставленный в порт, увели­ чивает доход предприятия но сравнению со сдачей на плавбазу на 14 рублей. Каждая пустая боч­ ка, доставленная в порт на СРТ, приносит флоту 1 рубль 3 копей­ ки убытка. Помимо перечисленных резер­ вов, которые должны бытьприве­ деныв действие буквально с пер­ вых дней нового года, флот рас­ полагает еще одним крупным ре­ зервом. Я имею в виду Перемеще­ ние базы снабжения флота из Тю- ва-губы в район Мурманска. На содержание Тюва-губской базы ежегодно расходуется (не считая затрат но ремонту йстрои­ тельству складов) около 1 0 0 ты­ сяч рублей. На заходы в Тюва- губу для получения и сдачи пром- вооружения флот ежегодно затра­ чивает от 500 до 600 судо-Суток эксплуатационного времени. Не­ производительные расходы, свя­ занные с этим, составляют по пла­ новой себестоимости еудо-суток 840 тысяч рублей. Кроме того, завозимые в Тюва­ губу сети и другие материалы при погрузке и выгрузке с судов рвут­ ся, очень часто попадают иод дождь, а затем при хранении гниют. Если принять, что в ре­ зультате этого материалы, теряют свою прочность всего на полтора процента, то убыток составляет 50—60 тысяч рублей в год. Только за счет всех этих ре­ зервов прибыльность сельдяного флота может быть повышена ми­ нимум на 4 миллиона рублей. Но для этого требуется, чтобы каж­ дый моряк был экономистом на своем рабочем месте, чтобы он считал корабельные затраты так же, как хороший хозяин считает деньги в своем кармане и умело расходует их. В «Мурмансельдиэ состоялась экономическая конферен­ ция на тему «Экономическая эффективность — главное в про­ изводстве». В ее работе приняли участие работники управле­ ния флота, члены экипажей судов, находящихся в порту. На конференции выступили заместитель начальника управ­ ления флота тов. НЕМЫЧЕНКОВ, начальник механико-судо­ вой службы тов. ТРАВКИН, старший механик СРТ тов. ХАСА- ПОВ, старший инженер отдела обработки рыбы тов. ПАЗИЧ, технолог экспедиции тов. УШАКОВ, старший экономист тов. МЕДВЕДЕВА, капитан СРТ-4202 тов. ПОНОМАРЕВ, началь­ ник отдела добычи рыбы тов. КЛИМОВ, начальник управления флота тов. ШАПОВАЛОВ. Затем товарищам был показан кинофильм, снятый на про­ мысле в период освоения экипажем СРТ-Р-712 кошелькового лова. Конференция приняла рекомендации, в которых намечены пути повышения рентабельности "работы флота. УМЕТЬСЧИТАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ Из выступления старшего Анализируя работу СРТ, очень часто приходится наблюдать, когда экипажи, промышлявшие в одно и то же время, в одинаковых условиях, имеют различный вы­ лов и различные экономические показатели. Одна из причин неравномерной работы — большие простои у плавбаз в ожидании получения снабжения и выгрузки полуфаб­ риката. За одиннадцать месяцев прошлого года по флоту они со­ ставили 922 судо-суток. Сокра­ щение простоев — важный ре­ зерв увеличения добычи рыбы и достижения наибольшей прибыли. Как это ни печально, но при­ ходится говорить о том, что да­ леко-еще не все наши экипажи умеют Считать Народную копей­ ку, бережливо расходовать мате­ риалы. У моряков СРТ-843, на­ пример, себестоимость центнера полуфабриката составила 42 руб­ ля 93 копейки, а у моряков СРТ-15 — 58 рублей 6 копеек. Произошло это потому, что эки­ паж СРТ-15 израсходовал па центнер полуфабриката почти вдвое больше топлива, чем эки­ паж, СРТ-843, а по статье «из- зкономиста Н. М. МЕДВЕДЕВОЙ нос орудий лова» допущен пере­ расход в сумме 12.895 рублей. Капитан СРТ-15 тов. Соловьев во время, раэбора рейса так и не смог толком объяснить причину перерасхода 196 сетей, 215 мет­ ров вожакового каната, 880 мет­ ров еиэальских новодцов. Экипаж СРТ-220 не выполнил рейсового задания по добыче сель­ ди, но допустил перерасход орут дий лова на 7.816 рублей. На 17.271 рубль перерасходовал нромвооружеиия в рейсе экипаж СРТ-14. Так работать дальше нельзя! Морякам сельдяного флота надо учиться хозяйствовать у экипа­ жейСРТ .¥•№ 4202, 12, 843, ко­ торые Добились ЭКОНОМИК HfsOM- вооружения соответственно -95114 рублей,7.680 и 7.320 рублей. Надо постоянно заботиться о сокращении расхода орудийлова, топлива, средств на текущий ре­ монт, затрат на материалы, епец- одежду. Если каждый экипаж в течение года сократит затраты по этим статьям только на един процент, то по флоту будет сэко­ номлено более 440 тысяч> рублей. Из выступления старшего рыбы А. Согласно договору «Мурман­ сельдь» выплачивает управлению «Севрыбхолодфлот» .в виде штра­ фа три процента от стоимости продукции, находящейся в бочках, если на них отсутствует трафа­ рет. В 1965 году за это нам был предъявлен счет на 15.700 руб­ лей. Сумма, как видите, крупная. Мастерам но обработке рыбы надо тщательно наносить марки­ ровку, следить за тем, чтобы ее не смыло. Кстати говоря, скоро исполнит­ ся десять лет,как бывшее Мини­ стерство рыбной промышленности издало приказ — обеспечить все рыбодобывающие организации спе­ циальными карандашами с утол­ щенными грифелями. За это время в рыбнойпромышленности страны произошли большие изменения, а вот эти самые «несмываемые» карандаши мы никак не можем нолучить(?!). Мастера по добыче рыбы, капи- Из выступления капитана СРТ-4202 А. П. ПОНОМАРЕВА лома в сознании людей. основная статья расходов на фло­ те. Наш .экипаж дал 134 тысячи рублей сверхплановой прибыли, но пи один моряк не был за это Наряду с усилением воспита- материально поощрен, тельной работы надо повысить и Мне думается, что надо разра- материальную заинтересован- ботать систему оплаты труда в за- ность моряков в результатах сво- висимости от суммы прибыли, но- его труда. лученной, экипажем, и внедрить Сейчас за экономию лром^, се в опытном порядке на двух~т вооружения никакой доплаты не трех судах. А в дальнейшем и на производится, между тем, это всех судах. инженера отдела обработки Т. ПАЗИЧА таныСРТ не утруждают себяопре­ делением качества тары. Что на­ пишет в квитанции приемщик плавбазы, с тем и соглашаются. Дёньги-то ведь но из своего кар­ мана платят. А теперь давайте посмотрим, что из этого получается. Возьмем к примеру СРТ-158. В течение рейса у этого экипажа находилось в обороте 4674 бочки. На плав­ базах определили, что 54 бочки нуждаются в капитальном ремон­ те, 211 — в среднем, 388 — в мелком, у 1250 бочек поломано’ дно (?!), Такая картина наблю­ дается почти на всех СРТ. В сред­ нем но флоту получается, что плавбазы принимают от СРТ два­ дцать пять процентбв бочек, тре­ бующих ремонта/и примерно 30 процентов с ломаным дном. Подоб­ ного положения, конечно, бытьне может, и на плавбазах такое ко­ личество бочек не ремонтируется. Деньги же за ремонт платим ог­ ромные — десятки тысяч рублей. Капитальный ремонт одной сто­ двадцатилитровой бочки стоит 3 рубля 95 копеек, средний — 3 рубля 40 копеек, мелкий — 3 рубля 5 копеек. Если при сдаче полуфабриката на плавбазу рыбмастер и капи­ тан станут серьезно подходить к определению качества тары, про­ являть должную принципиаль­ ность, тогда наверняка уменьшит­ ся количество «поломанной» та­ ры, и флоту будут сэкономлены десятки тысяч рублей. ЗАДАЧА Из выступления начальника отдела добычи рыбы А. И. НЛИМОНА Внедрение прогрессивных ме­ тодов добычи рыбы — важней­ шая задача нашего коллектива. В прошлом году экипажами СРТ-Р-712, PC У Ш 5282 и 5300 был освоен лов ^табы ко­ шельковым неводом. Экипажи средних рыболовных • траулеров удачно облавливали сельдь тра­ лом. Мы можем уже ставить во­ прос о широком внедрении этих методов лова на флоте. Это даст возможность резко сократить за­ траты на добычу рыбы. Расчеты показывают, что при кошельковом промысле затраты на орудия лова вдвое меньше, чем при дрифтерном. Даже учитывая дополнительные затраты, связан­ ные с проведением эксперимента ,1 себестоимость добычи центнера сельди у экипажа СРТ-Р-712 ока­ залась на 6 рублей 9 копеек ни­ же по сравнению с плановой се­ бестоимостью центнера сельди при дрифтерном промысле. Главному управлению «Севры- ба» надо как можно быстрее ре­ шить вопрос о приобретении но­ вейших рыбопоисковых приборов. Практика показывает, что экипа­ жи судов других государств, про­ мышляющих в одном районе с нами, поднимают на борт столько рыбы, сколько смогут обработать. И ,эго благодаря приборам, даю­ щим возможность вести при­ цельный лов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz