Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.
нот О научной организации труда в воследнее время говорят и пишут очень много. МОГ — не времен ное, модное явление; научной ор ганизации труда присуща высо кая динамичность, она постоянно развивается и совершенствуется, ее нельзя внедрять волевым путем по приказу сверху, силами исклю чительно штатных работников, проводить только административ ными мерами. НОТ — кровное де ло всех тружеников моря. Оно рождается на рабочем месте мат роса, кочегара или судоводителя. Разработка и внедрение планов НОГ на данном этапе развития производства основывается на новой технической базе, на вы соком 4культурном уровне трудя щихся, на коллективных методах и формах изучения и совершенст вования производства. Основная задача НОТ — обе спечение неуклонного повышения производительности труда, раци- опалыюе использование рабочего времени, оборудования, материа лов, иными словами, — 1 >ри наи меньших затратах труда, матери алов и рабочего времени достичь наибольших результатов. Постоянная борьба за научную организацию труда — это прежде всего борьба за знания того, что оиа дает и как достичь наиболь ших результатов. Знания требуют повседневной и настойчивой уче бы. Поэтому необходимо постоян но изучать экономику производ ства и труда. Необходимо отметить и то, что глубокая и всесторонняя разра ботка планов НОТ, а тем более их реализация на действительной научной основе невозможна при существующей сейчас текучести кадров плавсостава. Только сведя до минимума сменяемость работ ников флота, можно добиться вы сокой квалификации кадров плав состава, знания специфики и осо бенности рабочего места на каж дом корабле. ' Обеспечение постоянных кадров плавсостава — важное условие лучшего использования техники, накопления передового производ ственного опыта и повышения производительности труда. К недостаткам существующей ор ганизации труда следует отнести применение устаревших форм под готовки новых рабочих и повыше ния их квалификации, а также дело всех тружеников моря поверхностное изучение, слабое обобщение и распространение пе редового производственного опы та. Постоянное развитие техники, применение новых типов машин, новых материалов, способов об работки и т. д. требуют углубле ния и развития производственной культуры. Непосредственному повышению производственной культуры слу жит производственная эстетика, главное в которой—большое вни мание к созданию привлекательных по форме и цвету различных изде лий промышленности. Первый шаг в повышении куль туры производства и труда — это наведение элементарного порядка, чистоты. Более высокая ступень на этом пути — внедрение во все сферы работы достижений произ водственной эстетики. Труд дол жен быть красивым! Немалое место занимает пробле ма о роли цвета предметов про изводственной обстановки. Уже доказано, что если все вызываю щие опасность предметы и приспо собления будут окрашены в яркие предупреждающие тона, то одно это сможет понизить травматизм при опасных работах примерно на 20 процентов. Если на наших береговых пред приятиях в этом отношении что- то делается, то в добывающих н обслуживающих флотах окраске предметов, окружающих моряков, уделяется очень мало внимания. Л ведь на кораблях сосредоточе но большое количество различных механизмов и устройств, которые не всегда можно полностью обезо пасить и исключить возможность п о л у ч е н и я производственных травм. Если же пройти по палубе лю бого промыслового или транспорт ного судна, то вряд ли встретите4 предметы, устройства, окрашенные в броские предостерегающие цве та, сама окраска которых говори ла бы: «не прикасаться!», «осто рожно, ваер!» и др. Применяя различные цвета для окраски оборудования и помеще ний, нужно помнить о значении цвета, о его способности создавать определенное настроение. Уже давно установлено, что красный цвет возбуждает нервную систе му, а синий — угнетает, зеленый цвет действует успокаивающе, чер ный вызывает ощущение большей тяжести, чем светлые тона. От тенки от голубого до синего соз МОСКВА. В Центральном музее В. И. Ленина открылась новая экспозиция. Он$ рассказывает о том, как претворяют с я ленинские идеи в жизнь. В экспозицию включены новые документы В. И. Ленина в связи с выходом в свет полного собрания его Сочинений. На снимке: посетителе осматривают новые экспонаты. Фото Е. Касснка. Фотохроника ТАСС. дают впечатление прохлады, жел тые, коричневые, красные тона — впечатление тепла. Правильная, разумная окраска помещения на много повышает освещенность иа рабочих местах, способствует чис тоте, сохраняет бодрость, желание эффективно трудиться. Пора, на конец, изменить сущест вующие правила окраски судов флота рыбной промышленности и на научной основе разработать новые правила окраски судов, чтобы сам цвет их тоже создавал хорошее настроение и желание трудиться плодотворно. Ведь это в конечном счете повысит саму культуру тру да моряков, чего, в частности, и добивается научная организация труда. Моряков в условиях продолжи тельной оторванности от земли окружают в их труде серые, тем ные предметы, угнетающе дейст вующие на психику, а значит, и на производительность труда че ловека. Составная часть производствен ной эстетики — разработка фасо нов и мод производственной одеж ды, привлекательных по форме устройств и механизмов, окружаю’ щих моряков, а также удобных по форме рукояток, штурвалов и т. д. Мне, бывшему судоводителю тралового флота, пришлось пла вать как на старых, так и па-но вейших промысловых и транспорт ных судах. И вот при сравнении уровня техники и ее развития сра зу виден неравномерный прогресс на разных4 участках судовых служб, а значит, и различное со вершенствование организации тру да моряков. Безусловно, по уровню насы щения электрорадионавигациониой аппаратурой штурманские рубки новых кораблей не идут ни в ка кое сравнение со старыми. Труд су доводителей стал более квалифици рованным и в то же время более насыщенным. Для облегчения тру да судоводителей и служит тен денция в мировом судостроении к компановке управления всеми или почти всеми электро- и радиона вигационными приборами в одном месте. Каждый судоводитель ска жет, что эго наиболее правильное решение в создании «комфортной среды» для судоводителей. Од нако до сих пор паши проектные организации не закладывают в строящиеся промысловые и тран спортные суда это оригинальное • решение. А оно необходимо тем более, что судоводителям рыбо промыслового флота в своей дея* телыюстн приходится решать на много больше задач, чем штурма* нам морского флота. Еще один пример несоответст вия технического уровня и органи зации труда. В машинном отделе нии транспортного рефрижератора «Хибинские горы» управление главным двигателем и вспомога тельными механизмами может осуществляться с центрального по ста управления, для контроля в наблюдения за работой механиз мов применяется даже телеви зионная система. А труд матро- сов-грузчиков остается на преж нем уровне. Не существует даже малой механизации в трюмах. И это недостаток всех плавбаз, транспортных и производственных рефрижераторов. В заключение хочется сказать несколько слов тем, кто скептиче ски относится к возможности на* учиой организации труда ва предприятиях рыбной промышлеи^ пости, гем более на судах. Деист* вигелыю, неритмичность поступ ления сырья, то есть неравномерч «ость добычи рыбы создают боль шие трудности для совершенство* вамня организации груда. Но НОТ в добывающем флоте и должна быть направлена на* уменьшений до минимума этой неритмичности, па постоянное обеспечение рыбо* продукцией перерабатывающих участков, цехов. Для планомерно* го руководства организацией тру*- да на предприятиях и судах, на ведущих участках деятельности нашего бассейна (в траловом фло* те, на судоверфи и рыбокомбинат те) организованы лаборатории пб научной организация труда. Основные задачи лабораторий НОТ — изучение организации тру да и определение ее соответствия уровню техники и организации производства, разработка рекомен даций по переходу к научной ор ганизации труда н их внедрение. С этой целыо лаборатории исполь зуют результаты проведенного анализа, новейшие научные ис следования . физиологии и психо логии труда, а также передовой опыт других предприятий. В. КРЮКОВ, старший ин женер отдела труда и зар платы главка «Севрыба». О Л Ю Д Я Х Х О Р О Ш И Х В последние дни декабря стоя ли крепкие морозы. От уличных фонарей свечами поднимались к темному небу светящиеся столбы. Залив парил. Серый холодный ту ман висел над самой поверхно стью воды, скрывая маяки, буи, вехи. Суда, стоявшие на якоре, поминутно перекликались методу собой одним коротким, потом длинным и снова коротким гуд ками. А те, что осторожно, будто на ощупь, спешили к родному причалу или покидали порт, на рушали туманную тишину про должительным звуком парового свистка. Траулер «Волна» умолк только в полукабельтове от причала. Но по-прежнему крутилась антенна радиолокатора — глаза судоводи телей. Капитан в полушубке, шапке-ушанке стоял на верхнем моетике и командовал: — Держите нптринг, шпринг держите. На полубаке матросы наклады вали на кнехты восьмерку за восьмеркой; им с причала крича ли: — Подождите, подож.., и не успей закрепить огон швартова, трое береговых работников броси ли швартовы в воду. Новый заход, снова летит на причал бросательный конец, по даныйморяком в темном берете (в такой-то мороз) и канадке. —- Боцмап, не промахнись, ■—■ запоздало сказал кто-то на при чале. Боцман? Человек, ради которо го я пришел встречать «Волну». Мое внимание только на нем: все надо запомнить. Не дожидаясь, пока будет вальном смысле за рукав прита- и лампы в сигнальных фонарях спущен трап, встречающие, осто- щил его в каюту и попросил под- сменит, а понадобится в такую же рожно держась за ванты, штаги, писать какуно-то бумагу. погоду буй снимать, он тут как сходили на борт траулера. Релин- — Подожди, Вася, — взмо- тут. ги, фальшборта, такелаж, полу- лился боцман. — Не болтай, нашел о чем бак обросли толстым матовым — Подпиши. рассказывать, — доносится го льдом. Невольно приходят на па- Подписал. Не обращая внима- лос боцмана в коридоре. Видно, ^WOCW^OOOO<WOOOOOOCO«WOOOOO0OCOCCOOOOOOOOOCCOCCOOOOOOOCWOCOOOeCO<ioOOOOCOCCO^«^^ НЕСОСТОЯВШИЙСЯ Р А З Г О В О Р •<«*o«*x<>o<>oo<>o«x>o<>oo«w мять слова хорошей морской пес ни: ...Когда возвращались устало к причалу В тяжелой броне ледяной корабли... Поднявшись на палубу по об мерзшему трапу, я уже не застал там боцмана. — Ушел в каюту, — объясни лиморяки. — Только сейчас был здесь,— ответили несколько моряков, со бравшихся на палубе и одетых так, как они обычно работают в море. Перед ними стояли бачки, лежала груда мешков. Через ми нуту ребята со своим хозяйством сошли на берег и направились в сторону магазина.' ; . / — Боцман, Иваныч! *— звал кто-то под полубаком. Это был секретарь партийной организации .слесарь Василий Ка заков. Найдя боцмана, он в бук?* ния на нас, тут же выскользнул наружу. — Сегодня у всех спешка. Ра бочий день в отделах кончается, а завтра выходной, а у нас—от ход. Вот и бегают, — объяснил Василий. А в коридоре слышны уже дру гие голоса: — Иваныч, понесли белье. — Боцман, снабжение привез ли. — Боцман у нас мировой. Впрочем, моряки считают, что на «Волне» два боцмана. Леня Ры баков — воспитанник Иваныча, друзья, водой не разольешь. Леня давно сдал техминимум на боцма на, но пока ходит помощником мастера по обработке. Не хочет покидать «Волну». Кто-то заглядывает в каюту, услышав рассказ парторга, встав ляет свое слово: Иваныч, если надо, в шторм как oil бежит на выход. — Летом Иваныч ушел в от пуск. Пришел другой боцман. В море хватились — того нет, дру гого. Моряки ругаются, в глаза ему говорят: «Быстрей бы прихо дил наш вологодский». Для мат росов- больной вопрос — рукави цы. Так вот Иваныч последнюю пару отдаст ............... — Добрый? — Разный. На переходе в порт увидел грязь в умывальни ке. Приказал курсанту Косьянен- ко (оп у нас практику проходит) убрать. А тот: почему я? — Ска зано, делай. Вот и весь разговор. Как часто, характеризуя чело века, говорят о нем: дисциплини рованный, исполнительный, уме лый специалист, требовательный. Хорошие слова, но трудно по най представить того, о ком это ска зано. И всегда ли найдутся слова, определяющие какой-то шаг. — Питьевой танк у нас за-*, грязнился. Иода пошла ржавая,. Иваныч вскрыл горловину, спу« стилея в танк, все зачистил. Если бы эту работу выполняли в порту береговые рабочие, судно простоя ло бы лишние сутки, — говорит- Василий. Каким словом определить этот маленький штрих в характере боцмана с «Волны»? Со спокой ной совестью в том же рейсе о£ мог бы продолжать наводить чи стоту в помещениях, красить над стройки и каюты, вечером рас» сказывать о своей родной Волог^ де и земляке, «убившем восемь десят медведей», оставив чистку танка до прихода в порт. Слушая сейчас добрые слова об Иваныче, я уже знаю наперед, что дальше скажет Василий Каза ков. «На борту — порядок, хо зяйство все прибрано, судно к проверке инспектором Регистра всегда подготовлено». •— «Волну» проверяли в мае. С одного раза предъявили инспекция Регистра СССР. Боцман с друти-* ми моряками по ходатайству инс пектора Регистра получил пре мию. Ну, я пошел, спешу, — за кончил Казаков. Пожалуй, на судне в это время не было ни одного свободного че ловека. Как же разговор с бод-* маном. Он вынырнул откуда-то внезапно. — Иваныч, расскажи о себе. — Некогда, честное слово, не когда. Так и не состоялся разговор с боцманом с «Волны» Валерием ' Ивановичем Беляевым. Bt ХРЯШКОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz