Рыбный Мурман. 1966 г. Январь.

нот О научной организации труда в воследнее время говорят и пишут очень много. МОГ — не времен­ ное, модное явление; научной ор­ ганизации труда присуща высо­ кая динамичность, она постоянно развивается и совершенствуется, ее нельзя внедрять волевым путем по приказу сверху, силами исклю­ чительно штатных работников, проводить только административ­ ными мерами. НОТ — кровное де­ ло всех тружеников моря. Оно рождается на рабочем месте мат­ роса, кочегара или судоводителя. Разработка и внедрение планов НОГ на данном этапе развития производства основывается на новой технической базе, на вы­ соком 4культурном уровне трудя­ щихся, на коллективных методах и формах изучения и совершенст­ вования производства. Основная задача НОТ — обе­ спечение неуклонного повышения производительности труда, раци- опалыюе использование рабочего времени, оборудования, материа­ лов, иными словами, — 1 >ри наи­ меньших затратах труда, матери­ алов и рабочего времени достичь наибольших результатов. Постоянная борьба за научную организацию труда — это прежде всего борьба за знания того, что оиа дает и как достичь наиболь­ ших результатов. Знания требуют повседневной и настойчивой уче­ бы. Поэтому необходимо постоян­ но изучать экономику производ­ ства и труда. Необходимо отметить и то, что глубокая и всесторонняя разра­ ботка планов НОТ, а тем более их реализация на действительной научной основе невозможна при существующей сейчас текучести кадров плавсостава. Только сведя до минимума сменяемость работ­ ников флота, можно добиться вы­ сокой квалификации кадров плав­ состава, знания специфики и осо­ бенности рабочего места на каж­ дом корабле. ' Обеспечение постоянных кадров плавсостава — важное условие лучшего использования техники, накопления передового производ­ ственного опыта и повышения производительности труда. К недостаткам существующей ор­ ганизации труда следует отнести применение устаревших форм под­ готовки новых рабочих и повыше­ ния их квалификации, а также дело всех тружеников моря поверхностное изучение, слабое обобщение и распространение пе­ редового производственного опы­ та. Постоянное развитие техники, применение новых типов машин, новых материалов, способов об­ работки и т. д. требуют углубле­ ния и развития производственной культуры. Непосредственному повышению производственной культуры слу­ жит производственная эстетика, главное в которой—большое вни­ мание к созданию привлекательных по форме и цвету различных изде­ лий промышленности. Первый шаг в повышении куль­ туры производства и труда — это наведение элементарного порядка, чистоты. Более высокая ступень на этом пути — внедрение во все сферы работы достижений произ­ водственной эстетики. Труд дол­ жен быть красивым! Немалое место занимает пробле­ ма о роли цвета предметов про­ изводственной обстановки. Уже доказано, что если все вызываю­ щие опасность предметы и приспо­ собления будут окрашены в яркие предупреждающие тона, то одно это сможет понизить травматизм при опасных работах примерно на 20 процентов. Если на наших береговых пред­ приятиях в этом отношении что- то делается, то в добывающих н обслуживающих флотах окраске предметов, окружающих моряков, уделяется очень мало внимания. Л ведь на кораблях сосредоточе­ но большое количество различных механизмов и устройств, которые не всегда можно полностью обезо­ пасить и исключить возможность п о л у ч е н и я производственных травм. Если же пройти по палубе лю­ бого промыслового или транспорт­ ного судна, то вряд ли встретите4 предметы, устройства, окрашенные в броские предостерегающие цве­ та, сама окраска которых говори­ ла бы: «не прикасаться!», «осто­ рожно, ваер!» и др. Применяя различные цвета для окраски оборудования и помеще­ ний, нужно помнить о значении цвета, о его способности создавать определенное настроение. Уже давно установлено, что красный цвет возбуждает нервную систе­ му, а синий — угнетает, зеленый цвет действует успокаивающе, чер­ ный вызывает ощущение большей тяжести, чем светлые тона. От­ тенки от голубого до синего соз­ МОСКВА. В Центральном музее В. И. Ленина открылась новая экспозиция. Он$ рассказывает о том, как претворяют­ с я ленинские идеи в жизнь. В экспозицию включены новые документы В. И. Ленина в связи с выходом в свет полного собрания его Сочинений. На снимке: посетителе осматривают новые экспонаты. Фото Е. Касснка. Фотохроника ТАСС. дают впечатление прохлады, жел­ тые, коричневые, красные тона — впечатление тепла. Правильная, разумная окраска помещения на­ много повышает освещенность иа рабочих местах, способствует чис­ тоте, сохраняет бодрость, желание эффективно трудиться. Пора, на­ конец, изменить сущест вующие правила окраски судов флота рыбной промышленности и на научной основе разработать новые правила окраски судов, чтобы сам цвет их тоже создавал хорошее настроение и желание трудиться плодотворно. Ведь это в конечном счете повысит саму культуру тру­ да моряков, чего, в частности, и добивается научная организация труда. Моряков в условиях продолжи­ тельной оторванности от земли окружают в их труде серые, тем­ ные предметы, угнетающе дейст­ вующие на психику, а значит, и на производительность труда че­ ловека. Составная часть производствен­ ной эстетики — разработка фасо­ нов и мод производственной одеж­ ды, привлекательных по форме устройств и механизмов, окружаю’ щих моряков, а также удобных по форме рукояток, штурвалов и т. д. Мне, бывшему судоводителю тралового флота, пришлось пла­ вать как на старых, так и па-но­ вейших промысловых и транспорт­ ных судах. И вот при сравнении уровня техники и ее развития сра­ зу виден неравномерный прогресс на разных4 участках судовых служб, а значит, и различное со­ вершенствование организации тру­ да моряков. Безусловно, по уровню насы­ щения электрорадионавигациониой аппаратурой штурманские рубки новых кораблей не идут ни в ка­ кое сравнение со старыми. Труд су­ доводителей стал более квалифици­ рованным и в то же время более насыщенным. Для облегчения тру­ да судоводителей и служит тен­ денция в мировом судостроении к компановке управления всеми или почти всеми электро- и радиона­ вигационными приборами в одном месте. Каждый судоводитель ска­ жет, что эго наиболее правильное решение в создании «комфортной среды» для судоводителей. Од­ нако до сих пор паши проектные организации не закладывают в строящиеся промысловые и тран­ спортные суда это оригинальное • решение. А оно необходимо тем более, что судоводителям рыбо­ промыслового флота в своей дея* телыюстн приходится решать на­ много больше задач, чем штурма* нам морского флота. Еще один пример несоответст­ вия технического уровня и органи­ зации труда. В машинном отделе­ нии транспортного рефрижератора «Хибинские горы» управление главным двигателем и вспомога­ тельными механизмами может осуществляться с центрального по­ ста управления, для контроля в наблюдения за работой механиз­ мов применяется даже телеви­ зионная система. А труд матро- сов-грузчиков остается на преж­ нем уровне. Не существует даже малой механизации в трюмах. И это недостаток всех плавбаз, транспортных и производственных рефрижераторов. В заключение хочется сказать несколько слов тем, кто скептиче­ ски относится к возможности на* учиой организации труда ва предприятиях рыбной промышлеи^ пости, гем более на судах. Деист* вигелыю, неритмичность поступ­ ления сырья, то есть неравномерч «ость добычи рыбы создают боль­ шие трудности для совершенство* вамня организации груда. Но НОТ в добывающем флоте и должна быть направлена на* уменьшений до минимума этой неритмичности, па постоянное обеспечение рыбо* продукцией перерабатывающих участков, цехов. Для планомерно* го руководства организацией тру*- да на предприятиях и судах, на ведущих участках деятельности нашего бассейна (в траловом фло* те, на судоверфи и рыбокомбинат те) организованы лаборатории пб научной организация труда. Основные задачи лабораторий НОТ — изучение организации тру­ да и определение ее соответствия уровню техники и организации производства, разработка рекомен­ даций по переходу к научной ор ­ ганизации труда н их внедрение. С этой целыо лаборатории исполь­ зуют результаты проведенного анализа, новейшие научные ис­ следования . физиологии и психо­ логии труда, а также передовой опыт других предприятий. В. КРЮКОВ, старший ин­ женер отдела труда и зар­ платы главка «Севрыба». О Л Ю Д Я Х Х О Р О Ш И Х В последние дни декабря стоя­ ли крепкие морозы. От уличных фонарей свечами поднимались к темному небу светящиеся столбы. Залив парил. Серый холодный ту­ ман висел над самой поверхно­ стью воды, скрывая маяки, буи, вехи. Суда, стоявшие на якоре, поминутно перекликались методу собой одним коротким, потом длинным и снова коротким гуд­ ками. А те, что осторожно, будто на ощупь, спешили к родному причалу или покидали порт, на­ рушали туманную тишину про­ должительным звуком парового свистка. Траулер «Волна» умолк только в полукабельтове от причала. Но по-прежнему крутилась антенна радиолокатора — глаза судоводи­ телей. Капитан в полушубке, шапке-ушанке стоял на верхнем моетике и командовал: — Держите нптринг, шпринг держите. На полубаке матросы наклады­ вали на кнехты восьмерку за восьмеркой; им с причала крича­ ли: — Подождите, подож.., и не успей закрепить огон швартова, трое береговых работников броси­ ли швартовы в воду. Новый заход, снова летит на причал бросательный конец, по­ даныйморяком в темном берете (в такой-то мороз) и канадке. —- Боцмап, не промахнись, ■—■ запоздало сказал кто-то на при­ чале. Боцман? Человек, ради которо­ го я пришел встречать «Волну». Мое внимание только на нем: все надо запомнить. Не дожидаясь, пока будет вальном смысле за рукав прита- и лампы в сигнальных фонарях спущен трап, встречающие, осто- щил его в каюту и попросил под- сменит, а понадобится в такую же рожно держась за ванты, штаги, писать какуно-то бумагу. погоду буй снимать, он тут как сходили на борт траулера. Релин- — Подожди, Вася, — взмо- тут. ги, фальшборта, такелаж, полу- лился боцман. — Не болтай, нашел о чем бак обросли толстым матовым — Подпиши. рассказывать, — доносится го­ льдом. Невольно приходят на па- Подписал. Не обращая внима- лос боцмана в коридоре. Видно, ^WOCW^OOOO<WOOOOOOCO«WOOOOO0OCOCCOOOOOOOOOCCOCCOOOOOOOCWOCOOOeCO<ioOOOOCOCCO^«^^ НЕСОСТОЯВШИЙСЯ Р А З Г О В О Р •<«*o«*x<>o<>oo<>o«x>o<>oo«w мять слова хорошей морской пес­ ни: ...Когда возвращались устало к причалу В тяжелой броне ледяной корабли... Поднявшись на палубу по об­ мерзшему трапу, я уже не застал там боцмана. — Ушел в каюту, — объясни­ лиморяки. — Только сейчас был здесь,— ответили несколько моряков, со­ бравшихся на палубе и одетых так, как они обычно работают в море. Перед ними стояли бачки, лежала груда мешков. Через ми­ нуту ребята со своим хозяйством сошли на берег и направились в сторону магазина.' ; . / — Боцман, Иваныч! *— звал кто-то под полубаком. Это был секретарь партийной организации .слесарь Василий Ка­ заков. Найдя боцмана, он в бук?* ния на нас, тут же выскользнул наружу. — Сегодня у всех спешка. Ра­ бочий день в отделах кончается, а завтра выходной, а у нас—от­ ход. Вот и бегают, — объяснил Василий. А в коридоре слышны уже дру­ гие голоса: — Иваныч, понесли белье. — Боцман, снабжение привез­ ли. — Боцман у нас мировой. Впрочем, моряки считают, что на «Волне» два боцмана. Леня Ры­ баков — воспитанник Иваныча, друзья, водой не разольешь. Леня давно сдал техминимум на боцма­ на, но пока ходит помощником мастера по обработке. Не хочет покидать «Волну». Кто-то заглядывает в каюту, услышав рассказ парторга, встав­ ляет свое слово: Иваныч, если надо, в шторм как oil бежит на выход. — Летом Иваныч ушел в от­ пуск. Пришел другой боцман. В море хватились — того нет, дру­ гого. Моряки ругаются, в глаза ему говорят: «Быстрей бы прихо­ дил наш вологодский». Для мат­ росов- больной вопрос — рукави­ цы. Так вот Иваныч последнюю пару отдаст ............... — Добрый? — Разный. На переходе в порт увидел грязь в умывальни­ ке. Приказал курсанту Косьянен- ко (оп у нас практику проходит) убрать. А тот: почему я? — Ска­ зано, делай. Вот и весь разговор. Как часто, характеризуя чело­ века, говорят о нем: дисциплини­ рованный, исполнительный, уме­ лый специалист, требовательный. Хорошие слова, но трудно по най представить того, о ком это ска­ зано. И всегда ли найдутся слова, определяющие какой-то шаг. — Питьевой танк у нас за-*, грязнился. Иода пошла ржавая,. Иваныч вскрыл горловину, спу« стилея в танк, все зачистил. Если бы эту работу выполняли в порту береговые рабочие, судно простоя­ ло бы лишние сутки, — говорит- Василий. Каким словом определить этот маленький штрих в характере боцмана с «Волны»? Со спокой­ ной совестью в том же рейсе о£ мог бы продолжать наводить чи­ стоту в помещениях, красить над­ стройки и каюты, вечером рас» сказывать о своей родной Волог^ де и земляке, «убившем восемь­ десят медведей», оставив чистку танка до прихода в порт. Слушая сейчас добрые слова об Иваныче, я уже знаю наперед, что дальше скажет Василий Каза­ ков. «На борту — порядок, хо­ зяйство все прибрано, судно к проверке инспектором Регистра всегда подготовлено». •— «Волну» проверяли в мае. С одного раза предъявили инспекция Регистра СССР. Боцман с друти-* ми моряками по ходатайству инс­ пектора Регистра получил пре­ мию. Ну, я пошел, спешу, — за­ кончил Казаков. Пожалуй, на судне в это время не было ни одного свободного че­ ловека. Как же разговор с бод-* маном. Он вынырнул откуда-то внезапно. — Иваныч, расскажи о себе. — Некогда, честное слово, не­ когда. Так и не состоялся разговор с боцманом с «Волны» Валерием ' Ивановичем Беляевым. Bt ХРЯШКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz