Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
'• V t ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДЯВЯЙТЕСЫ ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА » И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ ВЫГОДНО Й УДОБНО Такими словами ответил ка питан траулера « Челябинск» М. В. Мороз на вопрос коррес пондента: — Каково ваше мнение, Ми хаил Васильевич, о совместной работе в Баренцевом море v с производственным рефрижера тором «Франс Га лс »? — Действительно, очень вы годно и очень удобно сдавать свежую рыбу непосредственно на промысле на рефрижератор ные корабли. Правда, «Франс Г а лс » с этой целью недолго по был на промысле*, всего пять — шесть дней. Но за это время мо ряки «Челябинска » в самом на чале своего рейса сдали 40 rottH свежья — первосортной рыбы. А если бы вся эта рыба пошла под засол? Безусловно, в порту от этого вылова экипаж не досчитался бы тонн десяти— Третье возвращение Скупо до хода ли до нас изае- Стяя о работе пионера кошель кового- лоза экипажа СРТ-712 « А и с т » . Лишь короткие строч ки радиограмм, сообщающие уп равлению флота о результатах удачных и неудачных заметэв, дЗиади мы. Но вот энтузиасты самого прогрессивного вида до бычи сельди вернулись в порт. В третий раз возвращаются мо ряки сАи ста » с кошелькового промысла. И каждое возвраще ние — завершение очередного эгапа освоения техники работы кошельковым неводом. С 9 июня по 21 сентября длился последний рейс. И хотя моряки снова вышли в Норвеж ское море первыми, они не бы ли на этот раз одиночками. Вслед за ними. вооруженные неводами, вышли экипажи С Р Т 715 и 718,. руководители и моряцн, которых с неменьшим энтузиазмом взялись за освое ние непривычного, но много обещающего способа добычи. На «А и с т е » с самого начала рейса дела шли не блестяще. Но если и ловилось плохо в ию не, то только потому, что еще не совсем «соэр е ла » сырьевая база для кошелькового невода. Но начальник рейса инженер отдела добычи А. П. Мосиенко, капитан В. Ф. Кривей ков, стар ший мастер лова А . В. Поздня ков не теряли „времени, откры ли на своем судне плавучую академию. Учили не только мат росов навыкам работы с ко шельковым неводом, не только готовили наиболее способных из них на мастеров лова, но и пе редавали свой опыт капитанам, судовым специалистам других траулеров своего флота и род ственных флотилий. А . П. Мосиенко, гидроакусти ки Н. М. Паньков, Ю. П. Дэр- жин, капитан В . Ф, Кривенков пересаживались на С Р Т № № 715, 718, на траулеры Балтий ской флотилии, на траулер Гер манской Демократической Рес публики — «Ав гу с т Бебель » . Конечно, когда пошли насто ящие, плотные и мощные кося ка атлантической сельди, учебе пришлось уделять меньше вни мания: большая рыба требует не только духовных и физиче ских сил, но и времени, а его было не так уж ммого. Замет производили вечером. Ночью — выборка невода, уборка рыбы, которая попадала в невод и по 40, и по 50, и по 90 тонн. Весь улов на палубе не уместишь: рыбу укладывали в бочки, зали вали водой и опускалдс в трюм для охлаждения. А потом надо ее опять поднять на палубу, чтобы передать на рефрижера тор-приемщик. Наши моряки с завистью смотрели на исландские суда, экипажи которых не занимались таким непроизводительным тру дом. Их уловы рыбонасосами перекачивались на суда-прием щики. * Кошельковый промысел ста новится массовым промыслом. I f механизация передачи уловов вырастает * сегодня в первосте пенную проблему. Судите сами:» моряки «А и с т а » сделали 53 за-» мета. Всего за рейс они при за - » даиии 3600 центнеров вылови-» ли 12.600 центнеров сельди . » Экипаж СРТ-712 выполнил н е » только годовой план, но и соци-» алистическое обязательство, н е » только сам освоил промысел ко » шельковым неводом, но и под-» готовил к работе с ним 12 капи-» танов, из своего состава шесге-» рых матросов выучил на маете-» ров лова. Некоторые из них,» как, например, тов. Мусненко.» работают на других СРТ . 3 » этом большая заслуга инженера» отдела добычи Анатолия Петра-* вича Мосиенко, в течение 3 -х » лет возглавлявшего «операцию » » по освоению кошелькового нево-» да, отдающего этому делу » с е » свои знания и энергию. В ус-пехах рейса сказалась и 5 роль партийной организации 5 судна (секретарь парторганиза-Jj дни Н. М. Паньков), которая; всецело подчинила езою работу ; наиболее полному выполнению; рейсового задания. Е. РЫБНИКОВ. пятнадцати. . м Вариант работ!*! с производ ственным рефрижератором в Баренцевом море позволил мо рякам «Челябинска » не только выполнить рейсовое задание; которое предусматривало 11*2 тонн рыбы, но и добыть овбфе плана около трехсот центнеров; А в итоге получилось, что из 140 тонн сданной в порту рыбы — 80 тони составляет свежье, которое пользуется неограни ченным спросом у насел е«мА: Приходится лишь сожалеть/ что «Франс Га лс » поработал так мало с добытчиками. Его ами- паж на промысле не только при нимал и морозил треску, но и помогал искать концентрации рыбы, давал промысловые кон сультации нашим капитанам.' Капотам М. В. Мороз одобри тельно отозвался и о руководи телях траулеров «П р у т » , «С ж - новец», « Воткинс к » , с которы ми соревновался экипаж «Челя - бинска». — Мы имели неограничен ную возможность обмениваться промысловой информацией друг с другом. — сказал М. В. Мф роз, — на таких групповых со ветах нас ннкто не регламанта- рует во времени радиообмена» а поэтому капиталы выступают детально, всесторонне обсужда ют обстановку, советуются. Парное и групповое соревнова ние, я считаю, надежный наш помощник в промысловом деле. П. ДИМИН. СЛОВО СДЕРЖАЛИ * Экипаж производственного рефрижератора «В « т у с Берикяг* брал обязательство — выпол нить годовой план по изготовле нию рыбной продукции к 50-ле тию Мурманска. Экипаж преодолел все труд ности и взял первый свой наме ченный рубеж: годовой план -вы полнен! Выработано более 90 тысяч центнеров • рыбной нерэ- дукции. В парткоме тралового флота i t • м* БОЛЕТЬ ЗА ДЕЛО, РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ В минувший четверг состоя лось расширенное заседание партийного.. комитета тралового флота,. На нем . присутствовали начальники отделов и служб управления, секретари партий ных. ; организаций, капитаны, помнолиты, работники других организаций главного управле ния «Севрыба » , горкома и об- Sftowa КПСС. Секретарь парткома тов. Ке- меров отчитывался э проделан ной в июле— сентябре этого го да партийно-политической рабо те на судах тралового флота, промышляющих в Северо-Запад ной Атлантике. Лекции, докла ды, беседы, семинары помиоли- тов и секретарей судовых пар тийных организаций — вот да леко не полный перечень меро приятий, которые были осуще ствлены' почти за два месяца нахождения на промысле. Л у ч шей оценкой проделанной рабо ты являются благодарные отзы вы, пожелания ежегодно прово дить непосредственно на про мысле подобного рода совеща ния и семшары . Докладчик, будучи на про мысле и вникая в организацию руководства флотом, анализиро вал работу экипажей промысло вых судов и плавбаз. Поэтому его наблюдения и критические высказывания вызвали деловой разговор о путях преодоления отставалвия по вылову рыбы. Безусловно, на результатах добычи сказалось ухудшение сырьевой базы в Северо-Запад ной Атлантике. Но, как показы вает анализ работы флотилий Б М Р Т «Запрыбы » и главка [«Севрыба» , в августе северяне отставали по вылову на час j p p ^ e -ния и сутки промысла и Занимали в разрезе пятидневок третье— четвертое место. 1Ка ленинградцы, литовцы* латвийцы смело эксперименти руют с орудиями лова. Их тра лы имеют большее вертикаль ное раскрытие, изготовляются из тонкой нити, пропитаннэй латексом. Мастера, инженеры отдела добычи и его наставники на промысле слабо изучают пере довой опыт, не вюявляют при чины худшей по сравнению с другими работы. В сентябре, когда был разрешен лов сельди, эюипажн кал ининграде ких БМ Р Т добывали ее на 10— 15 процентов больше, чем наши БМ РТ . Они промышляли сельдь тралом с дополнительными щитками на верхней подборе, увеличивающими вертикальное раскрытие трала. Мурманчане тоже применили щитки, но дли тельное время успеха не имели. И в этот сложный период рабо ты на промысле не было трал- мейстера-наставника. Экипажи «Мурмансельди » с меньшим количеством моряков, работая на две вахты, на С Р Т с мощностью главного двигателя вдвое меньшей, чем на РТ , добы вали больше рыбы, так как бы ли вооружены более уловисты ми тралами. Экипажи Р Т всеми правдами и неправдами пыта лись заполучить хотя бы один такой трал. Те, кому удавалось сделать это, сразу резко увели чивали производительность про мысла. Невольно вспоминается следующий факт. Еще в 1963 году моряки обратила внимание на успешную работу экипажей С Р Т на траловом промысле. Вместе того, чтобы глубоко вникнуть в существо дела, ра ботники отдела добычи трало вого флота и, в частности, тов. Попов тогда не придали этому значения и даже обвинили ры- (Оковчание ‘ . на 2:й СТР-К , Н А П О РО ГЕ Р ЕФ О РМ Ы В Северном рыбопромысловом бассейне подго товка к переводу флотов и береговых предприя тий на новую систему планирования и экономи ческого стимулирования ведется уже давно. В опытные рейсы выходили большие морозильные траулеры «Ч ехов » , «Ашхабад», «Хабаровск*, «Се вероморский комсомолец». Результаты работы экипажей обобщены. Они показали большие воз можности увеличения выработки продукции, пользующейся наибольшим спросом у населения, в условиях повышения материальной заинтере сованности моряков. Группа специалистов судоремонтного объедине ния выезжала в Клайпеду. Там она побывала на родственном предприятии, которое переводится на новую систему планирования и экономическо го стимулирования. Мурманчане почерпнули для себя немало поучительного. Поездка подобного рода предстоит рыбообработчикам в Ленинград на рыбообрабатывающий комбинат «Пищевик». Сейчас наступил период, когда надо переяо- дить к конкретным действиям, решать многие сложные проблемы. В главном управлении разра ботан план перевода предприятий на новые усло вия работы. Мурманское судоремонтное объеди нение и управление «М уркан см ьдь * намечено перевести на рабо ту по-новому с 1 января 1967 года. Вторую гру п п у предприятий — с 1 июля 1967 года, а все ост а л ь н ы е предприятия — с 1 января 1968 года. Наш корреспон дент обратился к начальникам пла новых отделов уп равлений «Муо- мансельдь» и «Севрыбхолодфлот» и попросил их рассказать о том, какая работа проводится у них по подготовке к осуществлению хозяйственной реформы, в чем трудности, какая требуется по мощь и от кого? — Рыбная промышленность — сложная от расль народного хозяйствам — говорит . началь ник планового отдела управления «Севоыбхолод- флот»- 3. Ф. ПИСАРЦЕВА. — Работа * флотов во многом зависит от состояния сырьевой базы, ко лебания которой по годам бывают очень значи тельными. Очень много трудностей связано с ос воением новых районов промысла, со сбытом про дукции и т. п. Производственно-финансовые показатели прие- мо-транспорткого флота в свою очередь зависят от того, как будет работать промысловый флот, как он будет обеспечивать производственные реф рижераторы и плавбазы полуфабрикатом и сырь ем для выработки готовой продукции. Для того, чтобы правильно составить расчеты, необходи мые для осуществления реформы, надо знать, сколько рыбы, какого ассортимента будет пере дано «Сезрыбхолодфлоту» для выработки про дукции, сколько готовой продукции и. из каких районов океана надо доставлять? Пока мы таких расчетов не имеем. Начальник планового отдела «Мурмансельди» А. И. СИДОРОВ вел разговор в более нонкретной форме. В управлении «Мурмансельдь» уже проведена немалая работа по подготовке «с осуществлению хозяйственной реформы. Специалисты отделов и служб, проанализировав работу экипажей СРТ за прошлые годы, выявили немало резервов про изводства. Все они были учтены при определении экономических возможностей коллектива. По предварительным подсчетам, за счет широ кого внедрения кошелькового и близнецового ло ва, за счет экономии промыслового вооружения, сокращения других затрат, флот может получить дополнительно 1,3—1,5 миллиона рублей прибыли. Но этой суммы недостаточно, чтобы обеспечить требования условий перехода на новую систему работы. Расчеты, сделанные с учетом увеличения плана по добыче рыбы против установленных контрольных цифр в 1967 году на 50 тысяч цент неров, также не решают задачу до конца. Работники нашего управления не раз высказы вали мнение о том, что расчетные цены не обес печивают рентабельности заготовки полуфабри ката донных рыб, добываемых в Баренцевом ме ре и в Северо-Западной Атлантике (в связи с тем, что большое количество добытой рыбы идет на непищевые цели). Нерентабельна и нежирная сельдь. А промысел ее производится ежегодно с конца февраля и до. июля. Это такой период, когда средние рыболов ные траулеры не направишь е Дальние Западные районы, а в Баренцевом море, из-за низких рас четных цен и сла бых уловов экипа жи также не могут работать рента, бельке. Такой с е я ь д и флот добывает око ло 300 тысяч цент неров в год, и по этому наша трево га должна быть понятной руково дителям главка. Нежирная •сельдь пользуется и небольшим спросом. Как быть? Если пускать ее на выработку муки, можно несколько сократить расходы за счет экономии тары. Неза чем тогда такую сельдь доставлять в порт в за ливных бочках. Должен быть решен вопрос и с использованием прибрежной сельди и мойвы. В этом году берего вые предприятия не справились с ее обработкой, и около 70 процентов добытой сельди и мойвы было переработано на муку. Это нанесло ущерб флоту. Много неясного с созданием фонда материаль ного поощрения. Дело в том, что премия за сверх плановый вылов сельди включена в расценки и входит сейчас в фонд заработной платы. Если все оставить без изменения, то в фонд поощрения может быть отчислено 600—700 тысяч рублей, что крайне недостаточно для нашего коллектива. Вносить изменения в систему оплаты труда уп равление «Мурмансельдь» не имеет права. Решить этот вопрос в состоянии только Министерство рыбного хозяйства СССР. Во всех методических указаниях говорится о том, что фонд поощрения в основном должен рас ходоваться на выплату премий инженерно-техни ческим работникам и служащим. Как поступить в этом случае? Не можем же мы расчленять коман ду и ломать систему оплаты труда экипажей. Подобных примеров можно приводить очень много. И надо, чтобы главк «Севрыба», Министер ство рыбного хозяйства СССР не затягивали р е шения всех сложных вопросов* а быстрее дал«* четкие и определенные указанная или разъясне ния. Это позволит строить расчеты, связанные с осуществлением хозяйственной реформы, на бо- лее прочной основе-. t>'<
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz