Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

'• V t ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДЯВЯЙТЕСЫ ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА » И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ ВЫГОДНО Й УДОБНО Такими словами ответил ка­ питан траулера « Челябинск» М. В. Мороз на вопрос коррес­ пондента: — Каково ваше мнение, Ми­ хаил Васильевич, о совместной работе в Баренцевом море v с производственным рефрижера­ тором «Франс Га лс »? — Действительно, очень вы­ годно и очень удобно сдавать свежую рыбу непосредственно на промысле на рефрижератор­ ные корабли. Правда, «Франс Г а лс » с этой целью недолго по­ был на промысле*, всего пять — шесть дней. Но за это время мо­ ряки «Челябинска » в самом на­ чале своего рейса сдали 40 rottH свежья — первосортной рыбы. А если бы вся эта рыба пошла под засол? Безусловно, в порту от этого вылова экипаж не досчитался бы тонн десяти— Третье возвращение Скупо до хода ли до нас изае- Стяя о работе пионера кошель­ кового- лоза экипажа СРТ-712 « А и с т » . Лишь короткие строч­ ки радиограмм, сообщающие уп­ равлению флота о результатах удачных и неудачных заметэв, дЗиади мы. Но вот энтузиасты самого прогрессивного вида до­ бычи сельди вернулись в порт. В третий раз возвращаются мо­ ряки сАи ста » с кошелькового промысла. И каждое возвраще­ ние — завершение очередного эгапа освоения техники работы кошельковым неводом. С 9 июня по 21 сентября длился последний рейс. И хотя моряки снова вышли в Норвеж­ ское море первыми, они не бы­ ли на этот раз одиночками. Вслед за ними. вооруженные неводами, вышли экипажи С Р Т 715 и 718,. руководители и моряцн, которых с неменьшим энтузиазмом взялись за освое­ ние непривычного, но много­ обещающего способа добычи. На «А и с т е » с самого начала рейса дела шли не блестяще. Но если и ловилось плохо в ию­ не, то только потому, что еще не совсем «соэр е ла » сырьевая база для кошелькового невода. Но начальник рейса инженер отдела добычи А. П. Мосиенко, капитан В. Ф. Кривей ков, стар­ ший мастер лова А . В. Поздня­ ков не теряли „времени, откры­ ли на своем судне плавучую академию. Учили не только мат­ росов навыкам работы с ко­ шельковым неводом, не только готовили наиболее способных из них на мастеров лова, но и пе­ редавали свой опыт капитанам, судовым специалистам других траулеров своего флота и род­ ственных флотилий. А . П. Мосиенко, гидроакусти­ ки Н. М. Паньков, Ю. П. Дэр- жин, капитан В . Ф, Кривенков пересаживались на С Р Т № № 715, 718, на траулеры Балтий­ ской флотилии, на траулер Гер­ манской Демократической Рес­ публики — «Ав гу с т Бебель » . Конечно, когда пошли насто­ ящие, плотные и мощные кося­ ка атлантической сельди, учебе пришлось уделять меньше вни­ мания: большая рыба требует не только духовных и физиче­ ских сил, но и времени, а его было не так уж ммого. Замет производили вечером. Ночью — выборка невода, уборка рыбы, которая попадала в невод и по 40, и по 50, и по 90 тонн. Весь улов на палубе не уместишь: рыбу укладывали в бочки, зали­ вали водой и опускалдс в трюм для охлаждения. А потом надо ее опять поднять на палубу, чтобы передать на рефрижера­ тор-приемщик. Наши моряки с завистью смотрели на исландские суда, экипажи которых не занимались таким непроизводительным тру­ дом. Их уловы рыбонасосами перекачивались на суда-прием­ щики. * Кошельковый промысел ста­ новится массовым промыслом. I f механизация передачи уловов вырастает * сегодня в первосте­ пенную проблему. Судите сами:» моряки «А и с т а » сделали 53 за-» мета. Всего за рейс они при за - » даиии 3600 центнеров вылови-» ли 12.600 центнеров сельди . » Экипаж СРТ-712 выполнил н е » только годовой план, но и соци-» алистическое обязательство, н е » только сам освоил промысел ко » шельковым неводом, но и под-» готовил к работе с ним 12 капи-» танов, из своего состава шесге-» рых матросов выучил на маете-» ров лова. Некоторые из них,» как, например, тов. Мусненко.» работают на других СРТ . 3 » этом большая заслуга инженера» отдела добычи Анатолия Петра-* вича Мосиенко, в течение 3 -х » лет возглавлявшего «операцию » » по освоению кошелькового нево-» да, отдающего этому делу » с е » свои знания и энергию. В ус-пехах рейса сказалась и 5 роль партийной организации 5 судна (секретарь парторганиза-Jj дни Н. М. Паньков), которая; всецело подчинила езою работу ; наиболее полному выполнению; рейсового задания. Е. РЫБНИКОВ. пятнадцати. . м Вариант работ!*! с производ­ ственным рефрижератором в Баренцевом море позволил мо­ рякам «Челябинска » не только выполнить рейсовое задание; которое предусматривало 11*2 тонн рыбы, но и добыть овбфе плана около трехсот центнеров; А в итоге получилось, что из 140 тонн сданной в порту рыбы — 80 тони составляет свежье, которое пользуется неограни­ ченным спросом у насел е«мА: Приходится лишь сожалеть/ что «Франс Га лс » поработал так мало с добытчиками. Его ами- паж на промысле не только при­ нимал и морозил треску, но и помогал искать концентрации рыбы, давал промысловые кон­ сультации нашим капитанам.' Капотам М. В. Мороз одобри­ тельно отозвался и о руководи­ телях траулеров «П р у т » , «С ж - новец», « Воткинс к » , с которы­ ми соревновался экипаж «Челя - бинска». — Мы имели неограничен­ ную возможность обмениваться промысловой информацией друг с другом. — сказал М. В. Мф роз, — на таких групповых со­ ветах нас ннкто не регламанта- рует во времени радиообмена» а поэтому капиталы выступают детально, всесторонне обсужда­ ют обстановку, советуются. Парное и групповое соревнова­ ние, я считаю, надежный наш помощник в промысловом деле. П. ДИМИН. СЛОВО СДЕРЖАЛИ * Экипаж производственного рефрижератора «В « т у с Берикяг* брал обязательство — выпол­ нить годовой план по изготовле­ нию рыбной продукции к 50-ле­ тию Мурманска. Экипаж преодолел все труд­ ности и взял первый свой наме­ ченный рубеж: годовой план -вы­ полнен! Выработано более 90 тысяч центнеров • рыбной нерэ- дукции. В парткоме тралового флота i t • м* БОЛЕТЬ ЗА ДЕЛО, РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ В минувший четверг состоя­ лось расширенное заседание партийного.. комитета тралового флота,. На нем . присутствовали начальники отделов и служб управления, секретари партий­ ных. ; организаций, капитаны, помнолиты, работники других организаций главного управле­ ния «Севрыба » , горкома и об- Sftowa КПСС. Секретарь парткома тов. Ке- меров отчитывался э проделан­ ной в июле— сентябре этого го­ да партийно-политической рабо­ те на судах тралового флота, промышляющих в Северо-Запад­ ной Атлантике. Лекции, докла­ ды, беседы, семинары помиоли- тов и секретарей судовых пар­ тийных организаций — вот да­ леко не полный перечень меро­ приятий, которые были осуще­ ствлены' почти за два месяца нахождения на промысле. Л у ч ­ шей оценкой проделанной рабо­ ты являются благодарные отзы­ вы, пожелания ежегодно прово­ дить непосредственно на про­ мысле подобного рода совеща­ ния и семшары . Докладчик, будучи на про­ мысле и вникая в организацию руководства флотом, анализиро­ вал работу экипажей промысло­ вых судов и плавбаз. Поэтому его наблюдения и критические высказывания вызвали деловой разговор о путях преодоления отставалвия по вылову рыбы. Безусловно, на результатах добычи сказалось ухудшение сырьевой базы в Северо-Запад­ ной Атлантике. Но, как показы­ вает анализ работы флотилий Б М Р Т «Запрыбы » и главка [«Севрыба» , в августе северяне отставали по вылову на час j p p ^ e -ния и сутки промысла и Занимали в разрезе пятидневок третье— четвертое место. 1Ка ленинградцы, литовцы* латвийцы смело эксперименти­ руют с орудиями лова. Их тра­ лы имеют большее вертикаль­ ное раскрытие, изготовляются из тонкой нити, пропитаннэй латексом. Мастера, инженеры отдела добычи и его наставники на промысле слабо изучают пере­ довой опыт, не вюявляют при­ чины худшей по сравнению с другими работы. В сентябре, когда был разрешен лов сельди, эюипажн кал ининграде ких БМ Р Т добывали ее на 10— 15 процентов больше, чем наши БМ РТ . Они промышляли сельдь тралом с дополнительными щитками на верхней подборе, увеличивающими вертикальное раскрытие трала. Мурманчане тоже применили щитки, но дли­ тельное время успеха не имели. И в этот сложный период рабо­ ты на промысле не было трал- мейстера-наставника. Экипажи «Мурмансельди » с меньшим количеством моряков, работая на две вахты, на С Р Т с мощностью главного двигателя вдвое меньшей, чем на РТ , добы­ вали больше рыбы, так как бы­ ли вооружены более уловисты­ ми тралами. Экипажи Р Т всеми правдами и неправдами пыта­ лись заполучить хотя бы один такой трал. Те, кому удавалось сделать это, сразу резко увели­ чивали производительность про­ мысла. Невольно вспоминается следующий факт. Еще в 1963 году моряки обратила внимание на успешную работу экипажей С Р Т на траловом промысле. Вместе того, чтобы глубоко вникнуть в существо дела, ра­ ботники отдела добычи трало­ вого флота и, в частности, тов. Попов тогда не придали этому значения и даже обвинили ры- (Оковчание ‘ . на 2:й СТР-К , Н А П О РО ГЕ Р ЕФ О РМ Ы В Северном рыбопромысловом бассейне подго­ товка к переводу флотов и береговых предприя­ тий на новую систему планирования и экономи­ ческого стимулирования ведется уже давно. В опытные рейсы выходили большие морозильные траулеры «Ч ехов » , «Ашхабад», «Хабаровск*, «Се­ вероморский комсомолец». Результаты работы экипажей обобщены. Они показали большие воз­ можности увеличения выработки продукции, пользующейся наибольшим спросом у населения, в условиях повышения материальной заинтере­ сованности моряков. Группа специалистов судоремонтного объедине­ ния выезжала в Клайпеду. Там она побывала на родственном предприятии, которое переводится на новую систему планирования и экономическо­ го стимулирования. Мурманчане почерпнули для себя немало поучительного. Поездка подобного рода предстоит рыбообработчикам в Ленинград на рыбообрабатывающий комбинат «Пищевик». Сейчас наступил период, когда надо переяо- дить к конкретным действиям, решать многие сложные проблемы. В главном управлении разра­ ботан план перевода предприятий на новые усло­ вия работы. Мурманское судоремонтное объеди­ нение и управление «М уркан см ьдь * намечено перевести на рабо­ ту по-новому с 1 января 1967 года. Вторую гру п п у предприятий — с 1 июля 1967 года, а все ост а л ь н ы е предприятия — с 1 января 1968 года. Наш корреспон­ дент обратился к начальникам пла­ новых отделов уп­ равлений «Муо- мансельдь» и «Севрыбхолодфлот» и попросил их рассказать о том, какая работа проводится у них по подготовке к осуществлению хозяйственной реформы, в чем трудности, какая требуется по­ мощь и от кого? — Рыбная промышленность — сложная от­ расль народного хозяйствам — говорит . началь­ ник планового отдела управления «Севоыбхолод- флот»- 3. Ф. ПИСАРЦЕВА. — Работа * флотов во многом зависит от состояния сырьевой базы, ко­ лебания которой по годам бывают очень значи­ тельными. Очень много трудностей связано с ос­ воением новых районов промысла, со сбытом про­ дукции и т. п. Производственно-финансовые показатели прие- мо-транспорткого флота в свою очередь зависят от того, как будет работать промысловый флот, как он будет обеспечивать производственные реф­ рижераторы и плавбазы полуфабрикатом и сырь­ ем для выработки готовой продукции. Для того, чтобы правильно составить расчеты, необходи­ мые для осуществления реформы, надо знать, сколько рыбы, какого ассортимента будет пере­ дано «Сезрыбхолодфлоту» для выработки про­ дукции, сколько готовой продукции и. из каких районов океана надо доставлять? Пока мы таких расчетов не имеем. Начальник планового отдела «Мурмансельди» А. И. СИДОРОВ вел разговор в более нонкретной форме. В управлении «Мурмансельдь» уже проведена немалая работа по подготовке «с осуществлению хозяйственной реформы. Специалисты отделов и служб, проанализировав работу экипажей СРТ за прошлые годы, выявили немало резервов про­ изводства. Все они были учтены при определении экономических возможностей коллектива. По предварительным подсчетам, за счет широ­ кого внедрения кошелькового и близнецового ло­ ва, за счет экономии промыслового вооружения, сокращения других затрат, флот может получить дополнительно 1,3—1,5 миллиона рублей прибыли. Но этой суммы недостаточно, чтобы обеспечить требования условий перехода на новую систему работы. Расчеты, сделанные с учетом увеличения плана по добыче рыбы против установленных контрольных цифр в 1967 году на 50 тысяч цент­ неров, также не решают задачу до конца. Работники нашего управления не раз высказы­ вали мнение о том, что расчетные цены не обес­ печивают рентабельности заготовки полуфабри­ ката донных рыб, добываемых в Баренцевом ме­ ре и в Северо-Западной Атлантике (в связи с тем, что большое количество добытой рыбы идет на непищевые цели). Нерентабельна и нежирная сельдь. А промысел ее производится ежегодно с конца февраля и до. июля. Это такой период, когда средние рыболов­ ные траулеры не направишь е Дальние Западные районы, а в Баренцевом море, из-за низких рас­ четных цен и сла­ бых уловов экипа­ жи также не могут работать рента, бельке. Такой с е я ь д и флот добывает око­ ло 300 тысяч цент­ неров в год, и по­ этому наша трево­ га должна быть понятной руково­ дителям главка. Нежирная •сельдь пользуется и небольшим спросом. Как быть? Если пускать ее на выработку муки, можно несколько сократить расходы за счет экономии тары. Неза­ чем тогда такую сельдь доставлять в порт в за­ ливных бочках. Должен быть решен вопрос и с использованием прибрежной сельди и мойвы. В этом году берего­ вые предприятия не справились с ее обработкой, и около 70 процентов добытой сельди и мойвы было переработано на муку. Это нанесло ущерб флоту. Много неясного с созданием фонда материаль­ ного поощрения. Дело в том, что премия за сверх­ плановый вылов сельди включена в расценки и входит сейчас в фонд заработной платы. Если все оставить без изменения, то в фонд поощрения может быть отчислено 600—700 тысяч рублей, что крайне недостаточно для нашего коллектива. Вносить изменения в систему оплаты труда уп­ равление «Мурмансельдь» не имеет права. Решить этот вопрос в состоянии только Министерство­ рыбного хозяйства СССР. Во всех методических указаниях говорится о том, что фонд поощрения в основном должен рас­ ходоваться на выплату премий инженерно-техни­ ческим работникам и служащим. Как поступить в этом случае? Не можем же мы расчленять коман­ ду и ломать систему оплаты труда экипажей. Подобных примеров можно приводить очень много. И надо, чтобы главк «Севрыба», Министер­ ство рыбного хозяйства СССР не затягивали р е ­ шения всех сложных вопросов* а быстрее дал«* четкие и определенные указанная или разъясне­ ния. Это позволит строить расчеты, связанные с осуществлением хозяйственной реформы, на бо- лее прочной основе-. t>'<

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz