Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
« Т воя р а б о т а , с е к р е т а р ь ...» Н А С А 7И Р И Ч Е СК ОИ В О Л Н Е Скромная эта книжечка приз- циоииую работу одни можешь лекает внимание уже одним проводить? И за капитана, и за своим внешним видом. Со вку- командный состав?» сом оформленная красочная оо- ложка радует глаз. «Твоя работа, секретарь...> Так назвал журналист Евге ний Рыбников рассказ о нелег кой в сложных морских услови ях партийной работе на промыс ловом судне. Читается книга с интересом. Потому что автору удалось мно гое подметить, увидеть, обо всем этом, чувствуется, он не мало передумал. Траулер. Четыре десятка че- л овек. Нес кол ысо комму н:tc гов. Не секрет, что порой у нас в судовых организациях царят застой и формализм, вызывае мые бездумным отношением к делу . Не новы и такие рассуж дения в оправдание: — Ну что могут сделать че тыре— пять человек? Вот если бы нас столько было, сколько на больших предприятиях ком мунистов работает. Многое, при любви к делу, можно, оказывается, соверши гь « тогда, когда парторганизация малочисленна по составу. И вот об этом-то с хорошем знанием дела написал Е. Рыб ников. Судовой коллектив. Четыре коммуниста. Приходит пятый — помполит, в недавнем прошлом школьный учитель. Не клеится у него с работой на первых порах. Хотя вроде бы все он делает так. как надо. Из- за неудач переживает, но при чин попять не может, пока бо лее опытный партийный работ ник не помогает ему «разуть глаза » . « — Один все равно не упра вишься. хоть на части разор вись. И сделать все так, как на до, не сумеешь. Ты что же ду маешь, раз ты помполиг, гак всю воспитательную и организа- Праздник Нептуна Производственный рефриже ратор «Прилуки» следует в новый район промысла. 19 сен* тября по традиции состоялся праздник Нептуна. Как и пола гается в таких случаях, капи тан судна Палинин спросил разрешения морского царя вступить в его воды, сообщил пункт назначения, цель плава ния. вручил судовые докумен ты. Прослушав рапорт, Нептун вручил капитану золотой клн*ч и разрешение пройти. После этого начался традиционный праздник. Многие моряки побывали в купели, после чего всем была преподнесена солидная чаша •доброго вина. Вечером с хоро шим концертом выступила ху дожествен ная самодеятельность корабля. Настроение экипажа хорошее, все здоровы, полны энергии и готовы к выполне нию производственного зада ния. БАЙТИМИРОВ, помполит, ЖИЛ ИИСКИ Я, предсуд- кома. Так сказал помполиту Груз деву инструктор парткома фло та, и немало еще пришлось то му помучиться,, ошибаться, по ка не осознал он всю правоту этих слов. А когда осознал — и по дру гому все завертелось на судно. И отлынивавший ог «нагрузок» старпом Орехов заработал, и люди пошли к помполиту с жи тейскими своими невзгодами и радостями, и дружнее стал кол лектив. Уходящий же па покой капитан, старый, опытный яро- IIHinillllllllUIIIIIIIIHtHlltllllllllllllll ИЗДАНО В МУРМАНСКЕ 'IKIIllflilllltfKllllllllfllllSKtllllllllflllllll мысловнк, тоже понял, что ра ботать, как надо, с людьми он не умел: учил их тому, как трал чинить надо, и за черту сугубо деловых отношений не перехо дил. А значит, и людей не уз нал как следует, поверхностно оценивал их. Между тем. подчеркивает Е Рыбников, привлечение команд ного состава к воспитательной работе — задача одна из <:a- мых важных. И задача эта — основная, пожалуй, для каж дого колитического работника па флоте. Ведь как у нас порой еще по лучается? Если помполита не изберут секретарем партийной организации, он обижается и а открытые ворота начинает ло миться, как недоверие это рас ценивает . Между тем, к тому-то и надо стремиться, чтобы секретарями были именно сами моряки, учи лись на этом, а помполиту, ес ли о?; человек думающий и зна ющий, забот всегда найдется. Е. Рыбников хорошо показыва ет эго на примере всех заблуж дений и ошибок помполита Груздева, на его становлении, как политического руководи теля.* Написана книга «Твоя рабо та, секретарь... » добротным, жи вым языком. «Ходко продвигается по вол нам судно. II ритмичный гул ма- шины, и ощущение легкой виб рации корпуса траулера, и ше лестящий шум волн, за бортом — как песня, привычная, бод рящая. Вперед, вперед, вперед1 — выстукивают поршни в ци линдрах. Вперед, вперед, туда, где в соленом царстве свежой погоды на уходящей из-под мог палубе потекут промыслозые будни, заполненные до отказа работой и заботами...» Автор книжки сделал много интересных, верных и глубоких наблюдений. И думается, что о н а . найдет себе дорогу в лич ные библиотеки не только пар тийных работников, но и судо водителей, вообще всех коман диров промысловых флотов. А. ТЮПИН. Я МУЖ ПРОКУРОРА... 5* Второй штурман траулера « Л о т » Иван Алексеевич М *т- вейчев при знакомстве с члена ми экипажа не забывает ска зать, что жена его заместитель областного прокурора и что гам он не обычный штурман, а быв ший капитан первого ранга. Простим Матвейчеву эту че ловеческую слабость, хотя нам и не совсем попятно, какой та кой особый смысл есть, будучи лейтенантом запаса, называть ссбя капитаном первого ранга, и тем более присваивать такой высокий гражданский чип своей жене. Может быть, вознесение се бя и ближних своих, по его мне нию, оправдывает грубое отно шение с его стороны к матро сам, к команде? Может быть, мания величия помогает ему не чувствовать угрызений совести за ряд других непозволитель ных поступков по отношению к вечерней дали... Фото Беглова. коллективу? Как бы то ни было, но в десятом рейсе второй штур ман Матвейчев «прошляпил* продовольственную лавочку и в море предоставил на выбор но- • рякам такой мизерный ассорти мент продуктов, что они вынуж дены были жаловаться руковод ству судна. Есть и еще существенный грешок за Магвейчевым. Ока зывается, его знания судовож дения не соответствуют не толь ко званию капитана первого ранга, но и второго помощнича капитана. Как-то в заливе капи тан А. П. Ауров спросил не .без умысла у Матвейчева, что за судно с правого борта. Матвей- чев, не задумываясь, ответил: судно идет навстречу, нацо срочно взять вправо. А на са мом деле судно преспокойно стояло на якоре при всех соот ветствующих этому положению огнях. Честь мундира также ие очень беспокоит этого товари ща. Как-то соб.рал он с команды членские взносы Д О С А А Ф и Красного Креста, а вот в коми теты этих патриотических орга низаций их не сдал. В этой финансовой афере вто рого штурмана повинны и ру ководители общественных oprcjr иизаций судна, не проконтроли-"4 ровавшие его своевременно. Та кое отношение к организациям Д О С А А Ф и Красный Крест не может способствовать росту их рядов и выполнению уставных требований. Что касается самого Матвей чева, то, надо полагать, служба главного капитана заинтересу ется им и прислушается к мне нию многих капитанов, под ру ководством которых он работал. И. ЛАПОНОВ , председа тель комитета ДОСААФ тралового флота. В Мурманскую областную библиотеку поступили новые книги. В брошюре Ю. Сторожева «Саморемонт — в практику» (Владивосток, 1966, 22 стр.) рассказывается об опыте про ведения профилактического ре-' монта в море без вывода судна из эксплуатации на судах «Вос- токрыбхолодфлота» , Сахалин- рыбпрома и других управлений. Для моряков рыбопромысло вого флота представляет инте рес практическое пособие М. Никифорова «Обледенение тра улеров» (Калининград, Книж ное издательство. 1966, 126 стр.). Каковы причины обледене ния? Как возникает это грозное, а иногда и катастрофическое явление? Какие меры борьбы с ним наиболее эффективны? На все эти вопросы дается ответ в книге Автор ее — М. И. Никифо ров — опытный капитан даль него плавания, более 40 лет его жизни связаны с морем. ,В книге обобщен личный опыт ав тора, приводятся данные отече ственных и иностранных иссле дований обледенения судов в море. В книге Г. Л. Соскинда «М е ры борьбы с коррозией топлив ной аппаратуры дизелей рыбо промысловых судов» {1966, 88 стр) изложены результаты исследований причин и механиз ма коррозии прецизионных де тален топливной аппаратуры ди зелей. Дано влияние конструк тивных, технологических и экс плуатационных факторов на коррозионные повреждения пре цизионных пар. Рассмотрены методы защиты плунжерных пар топливных насосов и рас пылителей форсунок от корро зии, которые оправдали себя на рыболовных траулерах. Книга предназначена для су довых механиков и других спе циалистов, связанных с техни ческой эксплуатацией рыбопро мыслового флота. В. АНД РЕЕВА , ст. библи ограф областной библиотеки. Длявас, любознательные О «дожажшших» ш «обжщестмвяшых х j л я г а н sl х » Новый Указ, сурово караю щий хулиганов, заставил заду маться многих. Меньше стало на улицах пьяных, реже стала слы шна нецензурная брань. Сейчас встречаешь на улице «неопыт ных » , совсем юных хулигаио». Так, недавно был задержан сле сарь рыбокомбината Юрий Г у саров. «Меня напоили друзья, и я пошел в город погулять» . Этот юноша (1949 года рожде ния) « г у л я л » очень своеобраз но: толкался, махал руками, на конец, сел на ступеньки лестни цы и встать уже не смог. Слесарь автобазы сСеврыба» «РЫ БНЫ Й м у р м а н » Индекс 55654. Сергей Трофимов (1948 года рождения) почувствовал от хме ля необыкновенную смелость, стал приставать на улице к де вушкам, а когда одна из них отчитала его, Трофимов ударил девушку. Он был арестов’ан на 15 суток. Так же наказан был и Иосиф Пролейчик, работник управле ния «Севрыбхолодфлот» , кото рому не понравилось обслужи вание в кафе «Автомат » . Свой гнев он выразил многоэтажным матом. Застарелые, более «опыт ные » хулиганы « ушли в под полье » , стали домашними дебо ширами. Таков Борис Василье вич Лапин, механик СРТ-3191. Жильцы .дона, напуганные львиным , рыком Лапина, вы нуждены были вызвать мили цию. после чего этот гражданин получил свои 15 суток. К разряду «домашних» хули ганов относится и механик тоа- лового флота Владимир Кон стантинович Блнзнюк. Он тоже большой любитель выпить. А выпив, устроить скандал. Надо же показать, кто глава семьи! Поэтому дом № 27 на Лыжной базе зачастую по ночам объят страхом: Влизнюк расходился. Последний скандал окончился плачевно для дебошира: по пу чил 15 суток ареста. В. РАЗИНКОВ , инспек тор управления охраны об- щественного порядка. Во вревя второй мировой войны Швеция пыталась применить но вое, очень оригинальное оружие. В качестве нового оружия наме ревались применить тюленей с прикрепленной на их спине взрыв чаткой. Они должны были атако вать подводные лодки противни ка. Тюленей учили «военному де л у » следующим образом. К кор пусу учебной подводной лодки привязывали связкой селедок, что привлекало нагруженных взрыв чаткой тюленей. Однако все дело не удавалось из-за упрямства тю леней — они никаким образом не хотели атаковать подводные лод ки, которые не имели на себе при вязанных селедок. • • Японские инженеры строят оке анографическое глубинное судно, которое сможет опускаться на глубину 10 километров. Первые испытания уже проводились. Спе циальные фильтры, сконструиро ванные профессором Осакой, бу дут специально обеспечивать эки паж кислородом, получаемым из воды. Новое судно будет иметь форму диска. Под водой оно бу дет двигаться аналогично тарел ке, брошенной жонглером, т. е. поступательно и вокруг своей оси. Экипаж будет находиться в цент ральной части судна, т. к. центро бежная сила свалила бы с ног любого человека, находящегося в крайней части судна. Недавно в Югославии построи ли орудие лова, которое по своим размерам превосходит любую сеть, построенную в мире. Это орудие лова — кошелек для лова тунца. Длина его—4000 метров, а вес, несмотря на лег кость синтетического материала, достигает 17 тонн. С этим кошель ком вышел в экспериментальный рейс югославский сейнер. Английский танкер «Альва Кейп» водоизмещением L6000 тонн получил дурную славу. 16 июня с. г. он столкнулся с американ ским танкером. В результате воз-: никшего пожара на «Альва Кейп» погибло 33 человека. Спустя две надцать дней, во время разгрузки на судне опять возник пожар. В результате потеряли жизнь еще 4 человека. Чтобы покончить нав сегда со «смертоносным» судном, было принято решение потопить его. Танкер отбуксировали в откры тое море и взорвали. Остатки тан кера ушли на дно. В водах Индийского океана на глубине около 5.000 м обнаруже ны скалы, которые своим соста вом не напоминают ни один из из вестных на земле мннералоз. • В последнее время все большее распространение получают суда на воздушной подушке. Рднако не каждый знает, что первое суд но на воздушной подушке было создано в июне 1932 года. Его конструктором был способу ный французский инженер Иоганн Бинард. Созданное им судно име ло длину 7,5 м и ширину — 3,1м. Испытание судна удалось в то время только наполовину, так как слабый двигатель не мог обеспе чить постоянно необходимым 'ко личеством воздуха. Несколько лет спустя этим от крытием заинтересовалось англкй* ское адмиралтейство. Однако ра боты были прерваны в связи с войной. И только в 1959 году анг лийский инженер Коккерель пост роил судно на воздушной подуш ке, которое после усовершенство вания стало прототипом судов этого типа. Первый же создатель судна, не* редвнгающегося на воздушной по душке, умер в 1959 году в забве нии и нищете. Около 100 миль на восток от острова Новая Гвинея находится малый архипелаг Тробиан, на ост ровах которого проживает о^оло 10.000 туземцев. Среди них до сяк пор господствует матриархат. Пре красный пол решает все важней шие дела островитян. Жизнь на архипелаге регулиру ется первобытными обычаями и правилами природы, а жнцелям чужды .достижения цивялиззшш* Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ ^ Тип. «Полярная празда». Зак 5154 Л Н 01103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz