Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

« Т воя р а б о т а , с е к р е т а р ь ...» Н А С А 7И Р И Ч Е СК ОИ В О Л Н Е Скромная эта книжечка приз- циоииую работу одни можешь лекает внимание уже одним проводить? И за капитана, и за своим внешним видом. Со вку- командный состав?» сом оформленная красочная оо- ложка радует глаз. «Твоя работа, секретарь...> Так назвал журналист Евге­ ний Рыбников рассказ о нелег­ кой в сложных морских услови­ ях партийной работе на промыс­ ловом судне. Читается книга с интересом. Потому что автору удалось мно­ гое подметить, увидеть, обо всем этом, чувствуется, он не­ мало передумал. Траулер. Четыре десятка че- л овек. Нес кол ысо комму н:tc гов. Не секрет, что порой у нас в судовых организациях царят застой и формализм, вызывае­ мые бездумным отношением к делу . Не новы и такие рассуж­ дения в оправдание: — Ну что могут сделать че­ тыре— пять человек? Вот если бы нас столько было, сколько на больших предприятиях ком­ мунистов работает. Многое, при любви к делу, можно, оказывается, соверши гь « тогда, когда парторганизация малочисленна по составу. И вот об этом-то с хорошем знанием дела написал Е. Рыб ­ ников. Судовой коллектив. Четыре коммуниста. Приходит пятый — помполит, в недавнем прошлом школьный учитель. Не клеится у него с работой на первых порах. Хотя вроде бы все он делает так. как надо. Из- за неудач переживает, но при­ чин попять не может, пока бо­ лее опытный партийный работ­ ник не помогает ему «разуть глаза » . « — Один все равно не упра­ вишься. хоть на части разор­ вись. И сделать все так, как на­ до, не сумеешь. Ты что же ду­ маешь, раз ты помполиг, гак всю воспитательную и организа- Праздник Нептуна Производственный рефриже­ ратор «Прилуки» следует в новый район промысла. 19 сен* тября по традиции состоялся праздник Нептуна. Как и пола­ гается в таких случаях, капи­ тан судна Палинин спросил разрешения морского царя вступить в его воды, сообщил пункт назначения, цель плава­ ния. вручил судовые докумен­ ты. Прослушав рапорт, Нептун вручил капитану золотой клн*ч и разрешение пройти. После этого начался традиционный праздник. Многие моряки побывали в купели, после чего всем была преподнесена солидная чаша •доброго вина. Вечером с хоро­ шим концертом выступила ху­ дожествен ная самодеятельность корабля. Настроение экипажа хорошее, все здоровы, полны энергии и готовы к выполне­ нию производственного зада­ ния. БАЙТИМИРОВ, помполит, ЖИЛ ИИСКИ Я, предсуд- кома. Так сказал помполиту Груз­ деву инструктор парткома фло­ та, и немало еще пришлось то­ му помучиться,, ошибаться, по­ ка не осознал он всю правоту этих слов. А когда осознал — и по дру­ гому все завертелось на судно. И отлынивавший ог «нагрузок» старпом Орехов заработал, и люди пошли к помполиту с жи­ тейскими своими невзгодами и радостями, и дружнее стал кол­ лектив. Уходящий же па покой капитан, старый, опытный яро- IIHinillllllllUIIIIIIIIHtHlltllllllllllllll ИЗДАНО В МУРМАНСКЕ 'IKIIllflilllltfKllllllllfllllSKtllllllllflllllll мысловнк, тоже понял, что ра­ ботать, как надо, с людьми он не умел: учил их тому, как трал чинить надо, и за черту сугубо деловых отношений не перехо­ дил. А значит, и людей не уз ­ нал как следует, поверхностно оценивал их. Между тем. подчеркивает Е Рыбников, привлечение команд­ ного состава к воспитательной работе — задача одна из <:a- мых важных. И задача эта — основная, пожалуй, для каж­ дого колитического работника па флоте. Ведь как у нас порой еще по­ лучается? Если помполита не изберут секретарем партийной организации, он обижается и а открытые ворота начинает ло­ миться, как недоверие это рас­ ценивает . Между тем, к тому-то и надо стремиться, чтобы секретарями были именно сами моряки, учи­ лись на этом, а помполиту, ес­ ли о?; человек думающий и зна­ ющий, забот всегда найдется. Е. Рыбников хорошо показыва­ ет эго на примере всех заблуж­ дений и ошибок помполита Груздева, на его становлении, как политического руководи­ теля.* Написана книга «Твоя рабо­ та, секретарь... » добротным, жи­ вым языком. «Ходко продвигается по вол­ нам судно. II ритмичный гул ма- шины, и ощущение легкой виб рации корпуса траулера, и ше­ лестящий шум волн, за бортом — как песня, привычная, бод­ рящая. Вперед, вперед, вперед1 — выстукивают поршни в ци­ линдрах. Вперед, вперед, туда, где в соленом царстве свежой погоды на уходящей из-под мог палубе потекут промыслозые будни, заполненные до отказа работой и заботами...» Автор книжки сделал много интересных, верных и глубоких наблюдений. И думается, что о н а . найдет себе дорогу в лич­ ные библиотеки не только пар­ тийных работников, но и судо­ водителей, вообще всех коман­ диров промысловых флотов. А. ТЮПИН. Я МУЖ ПРОКУРОРА... 5* Второй штурман траулера « Л о т » Иван Алексеевич М *т- вейчев при знакомстве с члена­ ми экипажа не забывает ска­ зать, что жена его заместитель областного прокурора и что гам он не обычный штурман, а быв­ ший капитан первого ранга. Простим Матвейчеву эту че­ ловеческую слабость, хотя нам и не совсем попятно, какой та­ кой особый смысл есть, будучи лейтенантом запаса, называть ссбя капитаном первого ранга, и тем более присваивать такой высокий гражданский чип своей жене. Может быть, вознесение се­ бя и ближних своих, по его мне­ нию, оправдывает грубое отно­ шение с его стороны к матро­ сам, к команде? Может быть, мания величия помогает ему не чувствовать угрызений совести за ряд других непозволитель­ ных поступков по отношению к вечерней дали... Фото Беглова. коллективу? Как бы то ни было, но в десятом рейсе второй штур­ ман Матвейчев «прошляпил* продовольственную лавочку и в море предоставил на выбор но- • рякам такой мизерный ассорти­ мент продуктов, что они вынуж­ дены были жаловаться руковод­ ству судна. Есть и еще существенный грешок за Магвейчевым. Ока­ зывается, его знания судовож­ дения не соответствуют не толь­ ко званию капитана первого ранга, но и второго помощнича капитана. Как-то в заливе капи­ тан А. П. Ауров спросил не .без умысла у Матвейчева, что за судно с правого борта. Матвей- чев, не задумываясь, ответил: судно идет навстречу, нацо срочно взять вправо. А на са­ мом деле судно преспокойно стояло на якоре при всех соот­ ветствующих этому положению огнях. Честь мундира также ие очень беспокоит этого товари­ ща. Как-то соб.рал он с команды членские взносы Д О С А А Ф и Красного Креста, а вот в коми­ теты этих патриотических орга­ низаций их не сдал. В этой финансовой афере вто­ рого штурмана повинны и ру­ ководители общественных oprcjr иизаций судна, не проконтроли-"4 ровавшие его своевременно. Та­ кое отношение к организациям Д О С А А Ф и Красный Крест не может способствовать росту их рядов и выполнению уставных требований. Что касается самого Матвей­ чева, то, надо полагать, служба главного капитана заинтересу­ ется им и прислушается к мне­ нию многих капитанов, под ру­ ководством которых он работал. И. ЛАПОНОВ , председа­ тель комитета ДОСААФ тралового флота. В Мурманскую областную библиотеку поступили новые книги. В брошюре Ю. Сторожева «Саморемонт — в практику» (Владивосток, 1966, 22 стр.) рассказывается об опыте про­ ведения профилактического ре-' монта в море без вывода судна из эксплуатации на судах «Вос- токрыбхолодфлота» , Сахалин- рыбпрома и других управлений. Для моряков рыбопромысло­ вого флота представляет инте­ рес практическое пособие М. Никифорова «Обледенение тра­ улеров» (Калининград, Книж­ ное издательство. 1966, 126 стр.). Каковы причины обледене­ ния? Как возникает это грозное, а иногда и катастрофическое явление? Какие меры борьбы с ним наиболее эффективны? На все эти вопросы дается ответ в книге Автор ее — М. И. Никифо­ ров — опытный капитан даль­ него плавания, более 40 лет его жизни связаны с морем. ,В книге обобщен личный опыт ав­ тора, приводятся данные отече­ ственных и иностранных иссле­ дований обледенения судов в море. В книге Г. Л. Соскинда «М е ­ ры борьбы с коррозией топлив­ ной аппаратуры дизелей рыбо­ промысловых судов» {1966, 88 стр) изложены результаты исследований причин и механиз­ ма коррозии прецизионных де­ тален топливной аппаратуры ди­ зелей. Дано влияние конструк­ тивных, технологических и экс­ плуатационных факторов на коррозионные повреждения пре­ цизионных пар. Рассмотрены методы защиты плунжерных пар топливных насосов и рас­ пылителей форсунок от корро­ зии, которые оправдали себя на рыболовных траулерах. Книга предназначена для су­ довых механиков и других спе­ циалистов, связанных с техни­ ческой эксплуатацией рыбопро­ мыслового флота. В. АНД РЕЕВА , ст. библи­ ограф областной библиотеки. Длявас, любознательные О «дожажшших» ш «обжщестмвяшых х j л я г а н sl х » Новый Указ, сурово караю­ щий хулиганов, заставил заду­ маться многих. Меньше стало на улицах пьяных, реже стала слы ­ шна нецензурная брань. Сейчас встречаешь на улице «неопыт­ ных » , совсем юных хулигаио». Так, недавно был задержан сле­ сарь рыбокомбината Юрий Г у ­ саров. «Меня напоили друзья, и я пошел в город погулять» . Этот юноша (1949 года рожде­ ния) « г у л я л » очень своеобраз­ но: толкался, махал руками, на­ конец, сел на ступеньки лестни­ цы и встать уже не смог. Слесарь автобазы сСеврыба» «РЫ БНЫ Й м у р м а н » Индекс 55654. Сергей Трофимов (1948 года рождения) почувствовал от хме­ ля необыкновенную смелость, стал приставать на улице к де­ вушкам, а когда одна из них отчитала его, Трофимов ударил девушку. Он был арестов’ан на 15 суток. Так же наказан был и Иосиф Пролейчик, работник управле­ ния «Севрыбхолодфлот» , кото­ рому не понравилось обслужи­ вание в кафе «Автомат » . Свой гнев он выразил многоэтажным матом. Застарелые, более «опыт­ ные » хулиганы « ушли в под­ полье » , стали домашними дебо­ ширами. Таков Борис Василье­ вич Лапин, механик СРТ-3191. Жильцы .дона, напуганные львиным , рыком Лапина, вы­ нуждены были вызвать мили­ цию. после чего этот гражданин получил свои 15 суток. К разряду «домашних» хули­ ганов относится и механик тоа- лового флота Владимир Кон­ стантинович Блнзнюк. Он тоже большой любитель выпить. А выпив, устроить скандал. Надо же показать, кто глава семьи! Поэтому дом № 27 на Лыжной базе зачастую по ночам объят страхом: Влизнюк расходился. Последний скандал окончился плачевно для дебошира: по пу­ чил 15 суток ареста. В. РАЗИНКОВ , инспек­ тор управления охраны об- щественного порядка. Во вревя второй мировой войны Швеция пыталась применить но­ вое, очень оригинальное оружие. В качестве нового оружия наме­ ревались применить тюленей с прикрепленной на их спине взрыв­ чаткой. Они должны были атако­ вать подводные лодки противни­ ка. Тюленей учили «военному де­ л у » следующим образом. К кор­ пусу учебной подводной лодки привязывали связкой селедок, что привлекало нагруженных взрыв­ чаткой тюленей. Однако все дело не удавалось из-за упрямства тю­ леней — они никаким образом не хотели атаковать подводные лод­ ки, которые не имели на себе при­ вязанных селедок. • • Японские инженеры строят оке­ анографическое глубинное судно, которое сможет опускаться на глубину 10 километров. Первые испытания уже проводились. Спе­ циальные фильтры, сконструиро­ ванные профессором Осакой, бу­ дут специально обеспечивать эки­ паж кислородом, получаемым из воды. Новое судно будет иметь форму диска. Под водой оно бу­ дет двигаться аналогично тарел­ ке, брошенной жонглером, т. е. поступательно и вокруг своей оси. Экипаж будет находиться в цент­ ральной части судна, т. к. центро­ бежная сила свалила бы с ног любого человека, находящегося в крайней части судна. Недавно в Югославии построи­ ли орудие лова, которое по своим размерам превосходит любую сеть, построенную в мире. Это орудие лова — кошелек для лова тунца. Длина его—4000 метров, а вес, несмотря на лег­ кость синтетического материала, достигает 17 тонн. С этим кошель­ ком вышел в экспериментальный рейс югославский сейнер. Английский танкер «Альва Кейп» водоизмещением L6000 тонн получил дурную славу. 16 июня с. г. он столкнулся с американ­ ским танкером. В результате воз-: никшего пожара на «Альва Кейп» погибло 33 человека. Спустя две­ надцать дней, во время разгрузки на судне опять возник пожар. В результате потеряли жизнь еще 4 человека. Чтобы покончить нав­ сегда со «смертоносным» судном, было принято решение потопить его. Танкер отбуксировали в откры­ тое море и взорвали. Остатки тан­ кера ушли на дно. В водах Индийского океана на глубине около 5.000 м обнаруже­ ны скалы, которые своим соста­ вом не напоминают ни один из из­ вестных на земле мннералоз. • В последнее время все большее распространение получают суда на воздушной подушке. Рднако не каждый знает, что первое суд­ но на воздушной подушке было создано в июне 1932 года. Его конструктором был способу ный французский инженер Иоганн Бинард. Созданное им судно име­ ло длину 7,5 м и ширину — 3,1м. Испытание судна удалось в то время только наполовину, так как слабый двигатель не мог обеспе­ чить постоянно необходимым 'ко­ личеством воздуха. Несколько лет спустя этим от­ крытием заинтересовалось англкй* ское адмиралтейство. Однако ра­ боты были прерваны в связи с войной. И только в 1959 году анг­ лийский инженер Коккерель пост­ роил судно на воздушной подуш­ ке, которое после усовершенство­ вания стало прототипом судов этого типа. Первый же создатель судна, не* редвнгающегося на воздушной по­ душке, умер в 1959 году в забве­ нии и нищете. Около 100 миль на восток от острова Новая Гвинея находится малый архипелаг Тробиан, на ост­ ровах которого проживает о^оло 10.000 туземцев. Среди них до сяк пор господствует матриархат. Пре­ красный пол решает все важней­ шие дела островитян. Жизнь на архипелаге регулиру­ ется первобытными обычаями и правилами природы, а жнцелям чужды .достижения цивялиззшш* Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ ^ Тип. «Полярная празда». Зак 5154 Л Н 01103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz