Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

Некоторые вопросы эксплуатации котлов Э КОНОМИЧ ЕСК АЯ . эф­ фективность! С этой точ­ ки зрения необходимо подходить к каждому вопросу, выдвигаемому жизнью, произ­ водством. С этой точки зрения следует рассматривать и вопрос о продлении времени между чистками котла, который стоит иа повестке дня с 1964 года. Я имею в виду статьи, которые были опубликованы в «Рыбном Мурмане » . К сожалению, этим вопросом занимаются лишь от­ дельные механики на свой страх и риск. .В частности, на трауле­ ре «Красноармеец» 16 октября J965 года была произведена чи­ стка котла после того, как он проработал 1930 приведенных часов. С 26 октября 1965 года по 2 апреля 1966 года (т. е. 161 сутки) котел работал без чист­ ки. Смысл опыта заключался в том, чтобы при обычном промы­ словом режиме, обычном уходе за котлом без применения ка­ ких-то специальных мер и средств, проработать достаточно дол го без чистки котла. Как по­ казали осмотр теплотехником после вскрытия горловин и по­ следующее внутреннее освиде­ тельствование- инспектором Регистра СССР , котел находит­ ся в нормальном рабочем состо­ янии. Масла в нем нет, дефек­ тов, вызванных продолжитель­ ной работой без чистки котла, тоже не обнаружено Такие же опыты проводятся на траулере «Мичуринск» тов. Манаковым. И они тоже подт­ верждают возможность продол­ жительной работы без чистки нотла. Что может дать это флоту и государству? Во-первых* увеличится время нахождения судна в эксплуата­ ции и на лову, что позволит до­ бывать больше рыбы. Во-вторых, сократится число судов, стоящих в порту, появит­ ся возможность более равномер­ ной загрузки порта и ускорения погрузочно-разгрузочных работ. В-третьих, относительно раз­ грузятся судоремонтные пред­ приятия и появится возможность более равномерной их работы (особенно при наличии обмен­ ного фонда механизмов). Кроме того, появится возмож­ ность чистки котлов в теплое время года, что уменьшит зат­ раты на отопление судов, а са­ ма чистка будет более доброка­ чественной. Значительно сокра­ тятся затраты и за счет того, что чисток котла в течение го­ да будет меньше. Но... сейчас ни одна машин­ ная команда не заинтересована в продолжительной работе 'Кот- ла без чистки, как, впрочем, и остальные члены экипажа. По­ чему? Потому, что при сущест­ вующем планировании на сле­ дующий год кораблю будет уве­ личен план за счет сокращения междурейсовых стоянок в пор­ ту. Стоянки в порту уменьшат­ ся. Прибавится количество ра­ бот, выполняемых своими сила­ ми, на что уйдет большая часть времени стоянок. Нельзя будет своевременно произвести про­ филактические о смотры и ре­ монт, не уменьшая времени сво­ его пребывания в кругу семьи. Короче говоря, кроме допол­ нительных обязанностей и забот, лично каждому члену машинной команды это ничего не даст. Об этом надо говорить прямо, так как подобные суждения можно услышать ,и среди меха­ ников, и в отделах флота. И по­ ка эти вопросы не будут реше­ ны разумно (полное "освобожде­ ние судовых команд от работ на время стоянки, от прихода до отхода; все обязанности и рабо­ ты выполняют подменные команды), пока не будет мате­ риальной заинтересованности, Л . ПУРЛИЦИС , старший механик траулера «Красноармеец» □ до тех пор удлинением сроков между чистками котлов будут заниматься единицы из большо­ го числа судовых механиков. Ускоренные чистки котла (из- за погоды и др. условий) , прово­ димые в Атлантике, фактически являются очковтирательством и приносят только вред котлам. Поэтому настала пора решать этот вопрос кардинально. Надо провести необходимые опыты, обобщить все полезное в этой области и внедрить на всех су­ дах, внести необходимые изме­ нения в схемах судовых систем и механизмов, устройств, снаб­ дить суда необходимыми мате­ риалами, решить вопросы эко­ номического стимулирования — и после этого совместно с гос- рыбфлотинспекцией и Регист­ ром СССР решить окончатель­ но вопрос о нормах времени между чистками котла. Р АССМО Т РИМ основные . факторы, влияющие на работу котла. Как изве­ стно всем механикам, жаровые трубы имеют самую высокую тепловую напряженность из всех частей котла Путем радиации и конвекции они передают воде от 45 до 60 процентов тепла из общего количества тепла, пере­ данного всеми частями котла. Максимальная температура на­ грева стенок жаровой трубы находится под углом 35 — 40 градусов от горизонтального диаметра (при угольном отопле­ нии). - При работе котла стенки то­ пок постепенно покрываются слоем нагара, что уменьшает тепловую напряженность. Но ввиду неравномерного слоя на­ гара возможны местные разно­ сти температур и неравномер­ ность нагрева отдельных частей. Равномерный слой нагара вли­ ял бы благоприятно на сниже­ ние тепловой напряженности. Одна из основных причин аварий с топками — форсиров­ ка, которая может быть вызва­ на низким качеством топлива; загрязненностью котла сажей, накипью, маслом, шламом; низ­ кой температурой подогрева во­ ды; большим расходом пара, вспомогательными механизмами из-за плохого ухода; форсиро­ ванным дутьем; нарушением циркуляции ©оды в котле: пере­ ходом от пузырчатого.к пленоч­ ному режиму кипеиия; работой главных механизмов с числом^ оборотов больше разрешенных; перерасходом пара главными ме­ ханизмами из-за плохого ухода. Это основные причины форси­ ровки топок, а значит, и котла. Низкое качество топлива за­ ставляет сжигать больше угля, мазута, увеличивать давление дутья. Кроме того, при большом содержании сернистых соедине­ ний возможна поверхностная абсорбация серы металлом то­ пок, что может вызвать по­ верхностную хрупкость и появ­ ление трещин. При загрязненности последу­ ющих за топкой поверхностей нагрева их тепловая напряжен­ ность снижается, а топок — ра­ стет. При низкой температуре по­ догрева воды необходимо затра­ тить дополнительное количест­ во тепла, чтобы нагреть ее до температуры насыщения при данном давлении. А это увели­ чивает тепловую нагрузку кот­ ла. Кроме того, низкая темпера­ тура Подогрева воды усиливает кислородную коррозию, вызы­ вает температурные напряже­ ния в частях котла, нарушает установившийся контур • цирку­ ляции воды, увеличивает темпе­ ратуру перегрева пара из-за большего количества газов, про­ ходящих через огневое прост­ ранство котла. Необходимо обратить внима­ ние механиков на то, что после чистки котла, как, впрочем, и при дальнейшей эксплуатации, ни в коем случае нельзя форси­ ровать топки (котел) , так как поверхность топок чистая и че­ рез их поверхность при форси­ ровке передается до 60— 65 процентов всего тепла,, выделяе­ мого топливом при сгорании. Это приводит к недопустимо большой тепловой напряженно­ сти жаровых труб и может вы­ звать при чистой поверхности нагрева со стороны воды про­ садку топок, а при наличии ко­ лец жесткости (не снимающих напряжения изгиба, которые достигают предела упругости при форсировке) появление трещин. Как показывает практика экс­ плуатации, по мере загрязнения топок нагаром температура пе­ регретого пара растет. Это ука­ зывает на уменьшение тепловой напряженности топок и увели­ чение тепловой напряженности других поверхностей нагрева при чистой, достигаемой в экс-? плуатации, их поверхности. Кроме того, форсировка то­ пок при чистой их поверхности может привести к переходу от пузырчатого к пленочному ре­ жиму кипения. При этом режи* ме резко возрастает термиче­ ское сопротивление, уменьшаю­ щее коэффициент теплопереда­ чи. В этом на практике могут убедиться все механики, если внимательно проследят за рабо­ той кочегаров. Ведь и,ногда, стараясь быстро поднять пар* кочегар форсирует котел. До ка­ кого-то момента пар не подни­ мается или поднимается очень* медленно, а потом поднимается быстрее, что указывает на пере­ ход с одного на другой реаким кипения. ( Продолжение следует). В ПЕ РВЫЕ фамилию Вале­ рия Беляева я услышал в канун Нового года. Тогда еще не подозревал, что он ста­ нет героем моего очерка и мы встретимся с ним не однажды. В тот декабрьский день, если так можно назвать синеватые сумерки полярной ночи, я встре­ чал по заданию редакции тра­ улер «Во лн а » , возвращающийся с промысла. Иа причале, зябко кутаясь в поднятые воротники пальто, взад-вперед прохаживались не­ терпеливые встречающие. Трид- цатипятнградусный мороз жег лищ). Иней покрыл стены порто­ вых пристроек, пушистой дорож­ кой облепил провода, которые, казалось, не выдержат лютого холода и вот-вот разлетятся на куски. Залив парил. Насыщен­ ный туман не поднимался высо­ ко, но был настолько густой, что у проходивших мимо судов вид­ нелись лишь клотики мачт. Из этого полумрака траулер « В о л н а » выскочил неожиданно. Его форштевень был метрах в пятидесяти от причала. Через секунду на берег полетел броса­ тельный конец, и тут же через клюз пополз черной змеей швар­ тов. С причала замахали руками. — А боцману, знать, и холод нипочем, — обронил кто-то из встречающих, — даже шапку не надел. Среди моряков, работавших на полубаке, лишь один, сред­ него роста, был без головного убора. Канадка ладно облегала фигуру, болотные сапоги, ватные брюки говорили о том, что для этого моряка плавание еще не окончилось. Он крепко держал ходовой конец шпринга, изредка поворачивая голову в сторону мостика, и когда оттуда посту- па ла ко»манда « потравл ивай » , осторожно отпускал швартов. Чувствовалось, что моряк не из «зеленых» . , сноровистый, .,;,,С*вое заключение я высказал ВСЛУХ,-.. г. и• u t л — Иваныч — мировой па­ рень. Таких поискать, — отве­ тил молодой парень, ожидавший вместе со всеми «В о л н у » . С «мировыми парнями» всег­ да интересно познакомиться. И Две встречи я не удержался от такого иску­ шения. Едва судно коснулось стенки причала, мы спрыгнули на борт. Палуба, час назад ока­ ченная водой, покрылась чуть заметной корочкой льда. Впро­ чем, более толстый, почти глы­ бами, облепил дуги, обводы по­ лубака. Поднявшись на него, я не застал там боцмана. Не бы­ ло его и в каюте. — Только что вышел, — в один голос приветливо ответили моряки. — А , собственно, зачем он вам? — Люблю «мировых парней». — Вряд ли сегодня от него что-нибудь добьетесь. Завтра от­ ход. А сегодня — короткий ра­ бочий день. У боцмана хватит дела до ночи. — Тогда вы о нем расскажи­ те — Это пожалуйста. А что рассказывать? Он у нас медалью награжден. — Рукавиц не жалеет. — Да не слушайте его... Был тут у нас один, когда. Валерий ушел в отпуск. Вышли в море, а работать нечем. Забыл полу­ чить рукавицы. У нашего, воло­ годского, такого не случалось. — Он бы «траванул » вам, как его земляк убил 80 медве­ дей. — А помните, как боцман ла­ зил в шторм на мачту? Заменял лампу в фонаре. — Порядок, смотрите сами, какой на судне. У плохого... Более последовательно рас­ сказал слесарь Василий Каза­ ков, рейс назад избранный сек­ ретарем партийной организации. — В общем-то, они все пра­ вы Могу только добавить, что Валерий и коммунист стоящий. Тут у нас перед отходом в мо­ ре санитарный врач потребовал почистить питьевой танк. Време­ ни было в обрез, заверили, что сделаем по приходу в порт. А боцман не стал ждать, в рейсе со всем управился. Ну, и сами понимаете, стоянку из-за этого смогли сократить. Да, вот еще что.. У нас два боцмана. Леню Рыбакова Иваныч научил сво­ ему делу. В прошлый раз па­ рень получил удостоверение. А вот он и сам, наш Иваныч, — добавил Василий, повернув го­ лову к двери. На мою просьбу рассказать о себе боцман торопливо выпа­ лил: — Некогда, честное слово, не­ когда. — Боцман, снабжение привез­ ли, — послышался голос с па­ лубы. * — Ну, вот видите, — винова­ то проговорил Беляев и тут же исчез. . . Покидая траулер, я видел, как он вместе с группой матро­ сов перетаскивал на причал мешки с судовым бельем. Вторая встреча с Валерием состоялась спустя полгода. Од­ нажды в редакцию зашел Васи­ лий Казаков, перешедший к это­ му времени на траулер «В . Го­ ловнин» . Рассказывая о делах своего экипажа, он, между npo-j чим, сказал: — А помните боцмана с «В о лны » ? Он ведь сейчас наг­ ражден второй медалью. На другой день я был на «В о лн е » . Боцмана на борту не оказалось. * — Видели его в отделе кад­ ров, из отпуска вернулся* Завт­ ра должен появиться с направ­ лением, — ответили моряки. Предположение -это оказа­ лось верным. Но, к сожалению, рассказа я так и не услышал. Валерий, едва я повторил свою давнишнюю просьбу, взволно­ ванно заговорил: — Что рассказывать? Вы вот лучше пропишите о безобрази­ ях. Столько времени судно в ремонте, а конца его не видно. Ведь до чего додумались: про­ мысловый траулер превратили в водолея. А его место в море. Вы уж напишите об этом. В этом, наверно, главная чер­ та характера боцмана коммунис­ та Валерия Ивановича Беляева. В. ХРЯШКОВ . Саратовский речной порт —* один из крупнейших на Волге —» за навигацию 1966 года должен переработать четыре миллиона тонн народнохозяйственных гру* зов. На снимке: , в порту. Фото Е. Соколова. Фотохроника ТАСС. У С П Е Х П Р И Н Е С Л О У М Е Л О Е В минувшем рейсе нашим экипажем задание по вылову рыбы выполнено на .200 про­ центов. Одна только свежая ры­ ба составляет большую полови­ ну улова. Промышляли в прибрежных районах, где очень плохой грунт доставлял нам много хлопот. Пришлось мобилизовать все си­ лы палубной команды, . умение и знания судоводителей. Пожа^- луй, именно от судоводителей зависел успех промысла. Эго хорошо понимал капитан Виктор Филимонов, который требовал от штурманов точного исполне­ ния его наставлений. В этом бы­ ла соль нашего успеха, и секре­ тов никаких не было. Просто на­ до было выбирать правильный курс с учетом течения, ветра, скорости и не забывать о местах задева. Задевы — камень прет­ кновения промысла в прибреж­ ных районах. Многие экипажи С У Д О В О Ж Д Е Н И Е никак не могли приспособиться. Что ни спуск — то одна рвань, и ни одной рыбешки, несмотря на то, что концентрации были неплохие. Нередко за од-ш подъем трала мы высыпали на палубу до 3-х тонн рыбы. Ка­ питан часто выступал по радио, давал полезные советы экипа­ жам, работавшим рядом с нами. Не обходилось и у. нас без неприятностей. Иногда подыма­ ли порядком изуродованный трал, но наши мастера по добы­ че рыбы Г. Летунов и А. Сидо­ ренко были всегда на месте. Один трал в любой момент моле­ но было спускать за борт. И эго тогда, когда время траления не превышало 35 — 40 минут. Приходилось разворачиваться в полную напрузку и матросам палубной команды. Они успева­ ли и рыбу убирать и помогать' мастерам rfo добыче, приводить' трал в порядок. Следует отметить хорошую работу старшин вахты Л. Са- вушкина, А. Рожкова, матросов Д. Джунушбекова, Ф. Соловье­ ва, В. Коныгина и многих дру­ гих товарищей. До выполнения годового пла­ на добычи рыбы нам не хватает нескольких тонн. Наш экипаж стремится к тому, чтобы и годо­ вой план, и взятые обязатель­ ства выполнить к 50-летмю го­ рода Мурманска. Это будет на­ шим трудовым подарком к юби­ лею города. Ю. ГУСЕВ , боцман РТ 13 2 «М арс».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz