Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
Некоторые вопросы эксплуатации котлов Э КОНОМИЧ ЕСК АЯ . эф фективность! С этой точ ки зрения необходимо подходить к каждому вопросу, выдвигаемому жизнью, произ водством. С этой точки зрения следует рассматривать и вопрос о продлении времени между чистками котла, который стоит иа повестке дня с 1964 года. Я имею в виду статьи, которые были опубликованы в «Рыбном Мурмане » . К сожалению, этим вопросом занимаются лишь от дельные механики на свой страх и риск. .В частности, на трауле ре «Красноармеец» 16 октября J965 года была произведена чи стка котла после того, как он проработал 1930 приведенных часов. С 26 октября 1965 года по 2 апреля 1966 года (т. е. 161 сутки) котел работал без чист ки. Смысл опыта заключался в том, чтобы при обычном промы словом режиме, обычном уходе за котлом без применения ка ких-то специальных мер и средств, проработать достаточно дол го без чистки котла. Как по казали осмотр теплотехником после вскрытия горловин и по следующее внутреннее освиде тельствование- инспектором Регистра СССР , котел находит ся в нормальном рабочем состо янии. Масла в нем нет, дефек тов, вызванных продолжитель ной работой без чистки котла, тоже не обнаружено Такие же опыты проводятся на траулере «Мичуринск» тов. Манаковым. И они тоже подт верждают возможность продол жительной работы без чистки нотла. Что может дать это флоту и государству? Во-первых* увеличится время нахождения судна в эксплуата ции и на лову, что позволит до бывать больше рыбы. Во-вторых, сократится число судов, стоящих в порту, появит ся возможность более равномер ной загрузки порта и ускорения погрузочно-разгрузочных работ. В-третьих, относительно раз грузятся судоремонтные пред приятия и появится возможность более равномерной их работы (особенно при наличии обмен ного фонда механизмов). Кроме того, появится возмож ность чистки котлов в теплое время года, что уменьшит зат раты на отопление судов, а са ма чистка будет более доброка чественной. Значительно сокра тятся затраты и за счет того, что чисток котла в течение го да будет меньше. Но... сейчас ни одна машин ная команда не заинтересована в продолжительной работе 'Кот- ла без чистки, как, впрочем, и остальные члены экипажа. По чему? Потому, что при сущест вующем планировании на сле дующий год кораблю будет уве личен план за счет сокращения междурейсовых стоянок в пор ту. Стоянки в порту уменьшат ся. Прибавится количество ра бот, выполняемых своими сила ми, на что уйдет большая часть времени стоянок. Нельзя будет своевременно произвести про филактические о смотры и ре монт, не уменьшая времени сво его пребывания в кругу семьи. Короче говоря, кроме допол нительных обязанностей и забот, лично каждому члену машинной команды это ничего не даст. Об этом надо говорить прямо, так как подобные суждения можно услышать ,и среди меха ников, и в отделах флота. И по ка эти вопросы не будут реше ны разумно (полное "освобожде ние судовых команд от работ на время стоянки, от прихода до отхода; все обязанности и рабо ты выполняют подменные команды), пока не будет мате риальной заинтересованности, Л . ПУРЛИЦИС , старший механик траулера «Красноармеец» □ до тех пор удлинением сроков между чистками котлов будут заниматься единицы из большо го числа судовых механиков. Ускоренные чистки котла (из- за погоды и др. условий) , прово димые в Атлантике, фактически являются очковтирательством и приносят только вред котлам. Поэтому настала пора решать этот вопрос кардинально. Надо провести необходимые опыты, обобщить все полезное в этой области и внедрить на всех су дах, внести необходимые изме нения в схемах судовых систем и механизмов, устройств, снаб дить суда необходимыми мате риалами, решить вопросы эко номического стимулирования — и после этого совместно с гос- рыбфлотинспекцией и Регист ром СССР решить окончатель но вопрос о нормах времени между чистками котла. Р АССМО Т РИМ основные . факторы, влияющие на работу котла. Как изве стно всем механикам, жаровые трубы имеют самую высокую тепловую напряженность из всех частей котла Путем радиации и конвекции они передают воде от 45 до 60 процентов тепла из общего количества тепла, пере данного всеми частями котла. Максимальная температура на грева стенок жаровой трубы находится под углом 35 — 40 градусов от горизонтального диаметра (при угольном отопле нии). - При работе котла стенки то пок постепенно покрываются слоем нагара, что уменьшает тепловую напряженность. Но ввиду неравномерного слоя на гара возможны местные разно сти температур и неравномер ность нагрева отдельных частей. Равномерный слой нагара вли ял бы благоприятно на сниже ние тепловой напряженности. Одна из основных причин аварий с топками — форсиров ка, которая может быть вызва на низким качеством топлива; загрязненностью котла сажей, накипью, маслом, шламом; низ кой температурой подогрева во ды; большим расходом пара, вспомогательными механизмами из-за плохого ухода; форсиро ванным дутьем; нарушением циркуляции ©оды в котле: пере ходом от пузырчатого.к пленоч ному режиму кипеиия; работой главных механизмов с числом^ оборотов больше разрешенных; перерасходом пара главными ме ханизмами из-за плохого ухода. Это основные причины форси ровки топок, а значит, и котла. Низкое качество топлива за ставляет сжигать больше угля, мазута, увеличивать давление дутья. Кроме того, при большом содержании сернистых соедине ний возможна поверхностная абсорбация серы металлом то пок, что может вызвать по верхностную хрупкость и появ ление трещин. При загрязненности последу ющих за топкой поверхностей нагрева их тепловая напряжен ность снижается, а топок — ра стет. При низкой температуре по догрева воды необходимо затра тить дополнительное количест во тепла, чтобы нагреть ее до температуры насыщения при данном давлении. А это увели чивает тепловую нагрузку кот ла. Кроме того, низкая темпера тура Подогрева воды усиливает кислородную коррозию, вызы вает температурные напряже ния в частях котла, нарушает установившийся контур • цирку ляции воды, увеличивает темпе ратуру перегрева пара из-за большего количества газов, про ходящих через огневое прост ранство котла. Необходимо обратить внима ние механиков на то, что после чистки котла, как, впрочем, и при дальнейшей эксплуатации, ни в коем случае нельзя форси ровать топки (котел) , так как поверхность топок чистая и че рез их поверхность при форси ровке передается до 60— 65 процентов всего тепла,, выделяе мого топливом при сгорании. Это приводит к недопустимо большой тепловой напряженно сти жаровых труб и может вы звать при чистой поверхности нагрева со стороны воды про садку топок, а при наличии ко лец жесткости (не снимающих напряжения изгиба, которые достигают предела упругости при форсировке) появление трещин. Как показывает практика экс плуатации, по мере загрязнения топок нагаром температура пе регретого пара растет. Это ука зывает на уменьшение тепловой напряженности топок и увели чение тепловой напряженности других поверхностей нагрева при чистой, достигаемой в экс-? плуатации, их поверхности. Кроме того, форсировка то пок при чистой их поверхности может привести к переходу от пузырчатого к пленочному ре жиму кипения. При этом режи* ме резко возрастает термиче ское сопротивление, уменьшаю щее коэффициент теплопереда чи. В этом на практике могут убедиться все механики, если внимательно проследят за рабо той кочегаров. Ведь и,ногда, стараясь быстро поднять пар* кочегар форсирует котел. До ка кого-то момента пар не подни мается или поднимается очень* медленно, а потом поднимается быстрее, что указывает на пере ход с одного на другой реаким кипения. ( Продолжение следует). В ПЕ РВЫЕ фамилию Вале рия Беляева я услышал в канун Нового года. Тогда еще не подозревал, что он ста нет героем моего очерка и мы встретимся с ним не однажды. В тот декабрьский день, если так можно назвать синеватые сумерки полярной ночи, я встре чал по заданию редакции тра улер «Во лн а » , возвращающийся с промысла. Иа причале, зябко кутаясь в поднятые воротники пальто, взад-вперед прохаживались не терпеливые встречающие. Трид- цатипятнградусный мороз жег лищ). Иней покрыл стены порто вых пристроек, пушистой дорож кой облепил провода, которые, казалось, не выдержат лютого холода и вот-вот разлетятся на куски. Залив парил. Насыщен ный туман не поднимался высо ко, но был настолько густой, что у проходивших мимо судов вид нелись лишь клотики мачт. Из этого полумрака траулер « В о л н а » выскочил неожиданно. Его форштевень был метрах в пятидесяти от причала. Через секунду на берег полетел броса тельный конец, и тут же через клюз пополз черной змеей швар тов. С причала замахали руками. — А боцману, знать, и холод нипочем, — обронил кто-то из встречающих, — даже шапку не надел. Среди моряков, работавших на полубаке, лишь один, сред него роста, был без головного убора. Канадка ладно облегала фигуру, болотные сапоги, ватные брюки говорили о том, что для этого моряка плавание еще не окончилось. Он крепко держал ходовой конец шпринга, изредка поворачивая голову в сторону мостика, и когда оттуда посту- па ла ко»манда « потравл ивай » , осторожно отпускал швартов. Чувствовалось, что моряк не из «зеленых» . , сноровистый, .,;,,С*вое заключение я высказал ВСЛУХ,-.. г. и• u t л — Иваныч — мировой па рень. Таких поискать, — отве тил молодой парень, ожидавший вместе со всеми «В о л н у » . С «мировыми парнями» всег да интересно познакомиться. И Две встречи я не удержался от такого иску шения. Едва судно коснулось стенки причала, мы спрыгнули на борт. Палуба, час назад ока ченная водой, покрылась чуть заметной корочкой льда. Впро чем, более толстый, почти глы бами, облепил дуги, обводы по лубака. Поднявшись на него, я не застал там боцмана. Не бы ло его и в каюте. — Только что вышел, — в один голос приветливо ответили моряки. — А , собственно, зачем он вам? — Люблю «мировых парней». — Вряд ли сегодня от него что-нибудь добьетесь. Завтра от ход. А сегодня — короткий ра бочий день. У боцмана хватит дела до ночи. — Тогда вы о нем расскажи те — Это пожалуйста. А что рассказывать? Он у нас медалью награжден. — Рукавиц не жалеет. — Да не слушайте его... Был тут у нас один, когда. Валерий ушел в отпуск. Вышли в море, а работать нечем. Забыл полу чить рукавицы. У нашего, воло годского, такого не случалось. — Он бы «траванул » вам, как его земляк убил 80 медве дей. — А помните, как боцман ла зил в шторм на мачту? Заменял лампу в фонаре. — Порядок, смотрите сами, какой на судне. У плохого... Более последовательно рас сказал слесарь Василий Каза ков, рейс назад избранный сек ретарем партийной организации. — В общем-то, они все пра вы Могу только добавить, что Валерий и коммунист стоящий. Тут у нас перед отходом в мо ре санитарный врач потребовал почистить питьевой танк. Време ни было в обрез, заверили, что сделаем по приходу в порт. А боцман не стал ждать, в рейсе со всем управился. Ну, и сами понимаете, стоянку из-за этого смогли сократить. Да, вот еще что.. У нас два боцмана. Леню Рыбакова Иваныч научил сво ему делу. В прошлый раз па рень получил удостоверение. А вот он и сам, наш Иваныч, — добавил Василий, повернув го лову к двери. На мою просьбу рассказать о себе боцман торопливо выпа лил: — Некогда, честное слово, не когда. — Боцман, снабжение привез ли, — послышался голос с па лубы. * — Ну, вот видите, — винова то проговорил Беляев и тут же исчез. . . Покидая траулер, я видел, как он вместе с группой матро сов перетаскивал на причал мешки с судовым бельем. Вторая встреча с Валерием состоялась спустя полгода. Од нажды в редакцию зашел Васи лий Казаков, перешедший к это му времени на траулер «В . Го ловнин» . Рассказывая о делах своего экипажа, он, между npo-j чим, сказал: — А помните боцмана с «В о лны » ? Он ведь сейчас наг ражден второй медалью. На другой день я был на «В о лн е » . Боцмана на борту не оказалось. * — Видели его в отделе кад ров, из отпуска вернулся* Завт ра должен появиться с направ лением, — ответили моряки. Предположение -это оказа лось верным. Но, к сожалению, рассказа я так и не услышал. Валерий, едва я повторил свою давнишнюю просьбу, взволно ванно заговорил: — Что рассказывать? Вы вот лучше пропишите о безобрази ях. Столько времени судно в ремонте, а конца его не видно. Ведь до чего додумались: про мысловый траулер превратили в водолея. А его место в море. Вы уж напишите об этом. В этом, наверно, главная чер та характера боцмана коммунис та Валерия Ивановича Беляева. В. ХРЯШКОВ . Саратовский речной порт —* один из крупнейших на Волге —» за навигацию 1966 года должен переработать четыре миллиона тонн народнохозяйственных гру* зов. На снимке: , в порту. Фото Е. Соколова. Фотохроника ТАСС. У С П Е Х П Р И Н Е С Л О У М Е Л О Е В минувшем рейсе нашим экипажем задание по вылову рыбы выполнено на .200 про центов. Одна только свежая ры ба составляет большую полови ну улова. Промышляли в прибрежных районах, где очень плохой грунт доставлял нам много хлопот. Пришлось мобилизовать все си лы палубной команды, . умение и знания судоводителей. Пожа^- луй, именно от судоводителей зависел успех промысла. Эго хорошо понимал капитан Виктор Филимонов, который требовал от штурманов точного исполне ния его наставлений. В этом бы ла соль нашего успеха, и секре тов никаких не было. Просто на до было выбирать правильный курс с учетом течения, ветра, скорости и не забывать о местах задева. Задевы — камень прет кновения промысла в прибреж ных районах. Многие экипажи С У Д О В О Ж Д Е Н И Е никак не могли приспособиться. Что ни спуск — то одна рвань, и ни одной рыбешки, несмотря на то, что концентрации были неплохие. Нередко за од-ш подъем трала мы высыпали на палубу до 3-х тонн рыбы. Ка питан часто выступал по радио, давал полезные советы экипа жам, работавшим рядом с нами. Не обходилось и у. нас без неприятностей. Иногда подыма ли порядком изуродованный трал, но наши мастера по добы че рыбы Г. Летунов и А. Сидо ренко были всегда на месте. Один трал в любой момент моле но было спускать за борт. И эго тогда, когда время траления не превышало 35 — 40 минут. Приходилось разворачиваться в полную напрузку и матросам палубной команды. Они успева ли и рыбу убирать и помогать' мастерам rfo добыче, приводить' трал в порядок. Следует отметить хорошую работу старшин вахты Л. Са- вушкина, А. Рожкова, матросов Д. Джунушбекова, Ф. Соловье ва, В. Коныгина и многих дру гих товарищей. До выполнения годового пла на добычи рыбы нам не хватает нескольких тонн. Наш экипаж стремится к тому, чтобы и годо вой план, и взятые обязатель ства выполнить к 50-летмю го рода Мурманска. Это будет на шим трудовым подарком к юби лею города. Ю. ГУСЕВ , боцман РТ 13 2 «М арс».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz