Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

Р А З НЫЕ ПР ИНЦИПЫ Умелым, опытным судоводителем и промысловиком зарекомендо-; вал себя старший помощник капитана траулера «Марс» А. Ф. Куз-; нецов. И в томт что моряки этого судна добились в нынешнем году отличных производственных результатов, штурману принадлежит немалая заслуга. В коллективе он пользуется заслуженным уважением и автори­ тетом. На снимке: А. Ф. КУЗНЕЦОВ. Газета уже сообщала о про­ изводственных успехах экипа­ жа СРТ-723 «Капитан Король­ ков», поэтому я не буду повто­ ряться и расскажу лишь о неко­ торых моментах работы экипа­ жа — лидера социалистического соревнования.' Секрет успеха мурмансель- девцев на Дальнем Западе сей­ час уже в основном ясен всем. Он объясним не только хорошей организацией промысловой ра­ боты, не только умением руко­ водителей экипажей правильно и оперативно ориентироваться в обстановке, готовностью живо, без проволочек оказывать друг другу практическую помощь, чо и тем, чго в нынешней экспеди­ ции нами были правильно выб­ раны орудия и методы лова. Опыт мастеров по добыче «Мурмансельди » следует обоб­ щить более полно и обстоятель­ но, на основе этого опыта выра­ ботать рекомендации, которым** могли бы пользоваться промыс­ ловики других флотов. Ведь со­ вершенно очевидно, что на Джорджес-банке моряки сельдя­ ного флота вели добычу рыбы более эффективно, нежели их собратья — тралфлотовцы. На наш-их судах организация труда, коиеч!НО, имеет свою спе­ цифику. Работаем мы на два вахты, а « а многих траулерах было только два мастера по до­ быче — старший и помощник. Нагрузка усугублялась еще и тем, что надо всегда иметь на борту готовый трал^. чтобы пр.] случае быстро поставить. его взамен аварийного. А чтобы иметь его, надо иногда недо­ спать. . Напряженный труд все же умудрялись сочетать и с обучением матросов тралмей- стерскому мастерству. Конечно, собрать их для теоретических занятий времени не хватало. Но зато во время работы всегда выберется минута-другая дпя того, чтобы объяснить, показать. Л бьгвает и так, подашь матросу в руки иглицу. «Чи ви ! » . «Н е умею » , — отвечает. «Н е правда, умеешь. Вчера авоську вязал». Возьмется несмело, а потом, смотришь, получается. Мы все лето работали на Джорджес-банке. И что симпто­ матично, ни разу к нам товари­ щи из тралового флота не обра­ тились за помощью. Хотя лови­ ли мы лучше. В чем дело? Нам кажется, что капитаны и мастера по добыче неправильно убедили себя (а может, кто их Кроме хека и налима Он еще не остыл после горя­ чего рейса, еще не успокоились его нервы, це улеглось возбуж­ дение, рожденное промысловым аза р гом. Темперамент капитана СРТ-723 Владимира Васильеви­ ча Украинцева в данном случае проявился не в рассказе об ус­ пехах экипажа на Дальнем За­ паде, хотя и рассказать-то было о чем. Как-никак, а сегодня мо­ ряки СРТ-723 — победители •соревнования, худо-бедно, а ру­ беж — 20 тысяч центнеров ры­ бы — для них не за горами. Больше того: чтобы выловить 20.500 центнеров, им нужно всего лишь выполнить квар­ тальный план. А моряки, су­ мевшие выполнить годовое за­ дание, конечно, найдут возмож­ ным справиться и с этой зада­ чей. у Итак, взволнованность капи­ тана В. В. Украинцева была обусловлена не перечисленными обстоятельствами. Ему не тер­ пелось рассказать о другом. — Хека, конечно, на Дальнем Западе много Его, что называ­ ется, черпать можно. Основная промысловая рыба в этом райо­ не. Но только ли хека и налима можно ловить здесь? Едва ли одним безоговороч­ ным « д а » можно ответить на этот вопрос. Ведь пока, кроме хека и налима, с Джорджес-бан- ки ничего нового и необычного не доставляли в порт. Сельдь и пикша в данном случае в счет не идут. От этой рыбы никто и не отказывается. Да и сам В. В. Украинцев, очевидно, за­ давая вопрос, имеет в виду что- то другое. Что же? — Очень часто и в немалом количестве, — продолжает он, — в трал к нам попадала тач называемая бильдюга, рыба, на­ поминающая по своей форме и вкусовым качествам зубатку. Долгое время мы ее сдавали как сырье для кормовой муки. Мы возмутились таким порядком и обратились в главк с просьбой разрешить принимать производ­ ственным рефрижераторам биль- дюгу как пищевую рыбу. В глав­ ке нас поддержали. Бильдюгу, весом до килограмма, мы сда­ вали на заморозку, не разделы­ вая, кругляком, а весом больше килограмма разделывали так, как зубатку. — А какая рыба еще есть на Джорджес-банке, вкусовые ка­ чества которой выше, чем у хе­ ка и налима? — Я бы назвал, в первую очередь, тунца. С конца июня мы наблюдали сезонный проход косяков этой великолепной ры­ бы Мы активный лов тунца не пробовали производить. Но во время случайных дрейфов, во время стоянки у рефрижерато­ ров моряки на крючок с насад­ кой из кальмара за полчаса вы­ лавливали до 30 — 50 штук. При­ веду одни весьма характерный пример. В трал СРТ-434 во время циркуляции попало 2,5 тонны тунца. При всей случай­ ности этого факта нельзя не обратить на него внимание. Т у ­ нец идет косяком в поверхност­ ных слоях воды. Его дан*е вид­ но. И возникает мысль: нельзя ли тунца ловить кошельковым неводом? В массовом порядке это едва ли приемлемо. Но в будущих экспедициях два — три судна можно вооружить или ко­ шельковым неводом, или пелаги­ ческими тралами. Согласимся и мы с капитаном В. В. Украинцевым. Прилов при­ лову рознь. Кое-что можно и на муку отправить, а вот тунца на­ до ловить не только для ухи на судне, но и для народного сто­ ла. Пусть удельный вес его в общей добыче будет невелик. Но ведь и наша кольская семга не тысячами тонн добывается. Есть на Дальнем Западе и еще одна рыба, по словам моря­ ков, очень вкусная, деликатес­ ная. Название ее — шет. Нам удалось видеть ее, даже пробо­ вать. Соленый шет вызывает только восторг; Его промысло­ вое значение пока не выяснено. По по словам В. В. Украинцева, с апреля на мелководьи Джорд- жес-банки шет попадает в тра­ лы вместе с сельдью и составля­ ет до 30 — 40 процентов улова. Нужно брать у моря все, что оно нам предлагает ценного. Дело за добытчиками-экспери- ментаторами, за учеными. Они должны подумать, рассчитать, испытать и цредложить промыс­ ловикам свои технические и экономические рекомендации. П. ДИМИН . убедил?), что наши тралы, наша оснастка не подходит к РТ . И только после указаний главка и управления «М урман се льдь » провести экспериментальные сравнительные траления с трау­ лером «К а р а с ь » убедились не­ которые товарищи в приемлемо­ сти нашего опыта. Очевидно, ре­ зультаты эксперимента, его тех­ нические подробности будут До­ ведены до сведения мастеров по добыче. Пока лишь скажу, что наши соседи придерживают­ ся неверного мнения, будто утя­ желение оснастки увеличивает уловистость трала. Мы же, на­ оборот, стараемся на трале 24,7. метра облегчить ее. Да и сам трал изготовляется у нас из бо­ лее тонкой нитки. Разубедить тралфлотовцея во многом помог и капитан В. В. Украинцев. Он активно высту­ пал на промысловых советах, советовал, предлагал. По его инициативе мне пришлось часто выступать по радио, пересажи­ ваться на другие суда. Таи, на « А к у л е » мне пришлось пере­ вооружить нижнюю подбору/ вместо стального троса поставил цепки. Ночной улов был не по­ казательным, но утром подняли десять тонн. В последующем мы отдали на « А к у л у » полностью вооруженный трал 24,7 метра. Отдали мы трал и на «Ше- лань » . Моряки нам сообщали потом, что уловы у них увели­ чились. Много раз приходилось кон­ сультировать и моряков С Р Р нашего флота. На СРТ-4229 я пересаживался и помог перево­ оружить трал, на котором убрач щитковый конец. Он предназна­ чен для хорошего вертикального раскрытия под щитком. Если же щиток не ставится, то конец мешает вертикальному раскры­ тию. Кстати, при работе на Джорд­ жес-банке нужно увеличивать не только горизонтальное, но и особенно вертикальное раскры­ тие трала, так как рыба здесь больше находится над грунтом. В заключение хочу посовето­ вать всем мастерам по добыче не стесняться экспериментиро­ вать, проверять различные ва­ рианты оснастки. Время для этого всегда можмо найти. В ря­ де случаев может постигнуть не­ удача, но зато выбранный на­ иболее результативный вариант оправдает усилия. В. ГОРНЫЙ , старший ма­ стер по добыче СРТ-723. Н А средний траулер «Бело- мор» я попала, когда он, вернувшись из очередного промыслового рейса и выгрузив добычу, снова готовился к выхо­ ду в море. Это был четвертый, последний день стоянки, и на корабле царило обычное в такие часы оживление. Траулер загру­ жали льдом, солью, топливом, продовольствием, всем необхо­ димым для очередного плава­ ния. . В маленькой каюте ставшего помощника капитана Валентина Александровича Романова тес­ но и шумно. То и дело хлопает входная дверь, заходят и выхо­ дят посетители. У Романова мас­ са дел сверхсрочных и неотлож­ ных. Я выслушала четыре— пять сообщений отчетного по­ рядка, переждала одну за дру­ гой несколько индивидуальных бесед. И лишь когда Валентин Александрович подписал с деся­ ток бумаг, кое о чем распоря­ дился, тесная каюта опустела. — Промысел? — устало и привычно спросил старший по­ мощник. У него умное лицо, внимательный и спокойный взгляд. — В общем-то идет успешно. План даем, некоторые рейсы — даже с перевыполнением... Он подал мне порядком потре­ панную школьную тетрадь. Здесь данные о каждом рейде — продолжительность, плановое задание, фактическое выполне- «и е . Читаю: «Всего с начала го­ да траулер «Б е л ом ор » доставил в порт 560 тонн полуфабрика­ та. Это почти на 200 тонн больше, чем предусматривалось ляаноМ. К оценке промысловых рей­ сов Романов подходит строго и деловито. Он сетует на плохо продуманное планирование, из- за чего нередко бывают просче­ ты. Наглядный пример — пос­ ледний тресковый рейс. Из-за лого, что на корабле кончились запасы льда и соли, с промысла пришлось уходить, хотя до кон­ ца рейса оставалось восемь су­ ток, а рыба хорошо ловилась, и димнр Кутай, капитан А л ек ­ сандр Григорьевич Гриднев. Обучаются матросы всему: пра­ вилам добычи и обработки ры­ бы, умению обращаться с ору­ диями лова и с палубными ме­ ханизмами, изучают принцип устройства и эксплуатации су­ довой аппаратуры. Много работает с молодежью старший мастер по добыче Гри- В последнем .рейсе матросы тт. Буртик, Корсаков, Уваров, еще недавно новички, отлично прошли переаттестацию на зва­ ние матроса 2-го класса. С ус­ пехом выдержал экзамен на звание помощника рыбного ма­ стера матрос Анатолий Кова­ ленко, заменивший • ушедшего в отпуск товарища. Траулер «Б е л ом ор » — ста- Энтузиазм плюс мастерство главное, у людей было огромное желание работать. Случилось такое потому, что соль отпусти­ ли. по норме, в расчете на трес­ ку. На самом же деле чуть ли не половину улова составляла зубатка, на которую, как изве­ стно, соли расходуется больше. И все-таки план был перевы­ полнен и на этот раз. Что же помогает экипажу «Б е лом ора » промышлять так успешно? Многое. И в первую очередь — это большое умение людей, их опыт, серьезное отно­ шение к работе.' С первых же шагов освоения матросской про­ фессии рыбаки столкнулись со сложной современной тех-никой, с необходимостью осваивать ее, повышать свое мастерство. По­ этому на корабле регулярно ве­ дутся занятия по повышению квалификации, освоению смеж­ ных профессий. Проводят их опытные судоводители — штур­ маны Валентин Ромашкхв и Вла- горий Степанович Терентьев. Бывалый моряк, мастер высо­ кой квалификации, он терпеливо и настойчиво обучает молодежь. Результат этой учебы — быст­ рая, слаженная работа вахт. Трудно сказать, какая смела ра­ ботает лучше. И в той, и в дру­ гой чувствуется почерк Гри­ гория Степановича Терентьева. Старпом, наблюдая за рабо­ той матросов, всякий раз пора­ жался быстроте и четкости, с какой они выполняли распоря­ жения тралмейстера. Операции по подъему и спуску трала вы­ полнялись точнЪ, на каком-то едином дыхании, словно у моря­ ков были раз и навсегда отра­ ботаны рассчитанные на секун­ ды движения. Правильная расстановка лю­ дей, высокая техника работы с тралом всякий раз позволяет сберечь 5— 7 м.инут. А это до­ полнительные центшеры и тонны рыбы. рое, видавшее виды судно. Боль­ ше десяти лет оно не было в капитальном ремонте. И не­ смотря на это, не было случаев простоя в море. Этим корабль обязан судовому механику, или как его называют на корабле, «машинному доктору» Федору Васильевичу Черных Это ум­ ный, заботливый и вниматель­ ный хозяин, он .великолепно зна­ ет каждый узел, каждую деталь. Уже по звуку он определяет, где может появиться поломка, ста­ рается ее предотвратить. Как известно, успех промыс­ ла во многом зависит от капита­ на и штурманов, их умения пра­ вильно ориентироваться в райо­ не промысла, безошибочно нахо­ дить" места наибольшего скопле­ ния рыбы. И в этом смысле эки­ пажу «Б е лом ора » повезло. Боль­ шой опыт, знание . промысла, твердость, отличающие капитана коммуниста Александра Гри- горье!В,ича Гриднева, хорошо со­ четаются с деловитой энергией, напористостью отличло владею­ щего своей специальностью старшего штурмана . Валентина Александровича Романова. Мне рассказывали, как тот и другой сутками не уходили с вахты, на- 5лю,лая за поисковыми прибора­ ми, прислушиваясь к сообщени­ ям и сводкам с других промыс­ ловых судов, вычерчивая на карге квадраты, определяя и точно находя рыбные места. , И так — день за днем, неде­ ля за неделей, из рейса в рейс. А иначе им работать нельзя. Экипаж траулера «Б е л ом о р » обязался добыть в первом году, пятилеткч 10Ю0 центнеров ры­ бы сверх плана. Ж вопрос, на чем основыва­ ется это обязательство, капи­ тан Ответил: — Hit точном учете всех воз­ можностей, на строгом расчете* на передовом опыте, на подлин­ ном ошузиазме всех и каждого* С. НИ К О Л А Е В А . По следам наших выступлений «РЕЙС НЕОЖИДАННОСТЕЙ* Корреспонденция, опубликован­ ная под таким заголовком в номе­ ре газеты за 7 сентября, обсузмде* на работниками управления «Сев* рыбебыт». От торгующих органа* заций приняты заявки на реалнза^ цию охлажденной мойвы, и она; будет доставляться в магазины города. ЩЕРБИНА, зам. начальника у » * равления «Севрыбсбыт» ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz