Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
Р А З НЫЕ ПР ИНЦИПЫ Умелым, опытным судоводителем и промысловиком зарекомендо-; вал себя старший помощник капитана траулера «Марс» А. Ф. Куз-; нецов. И в томт что моряки этого судна добились в нынешнем году отличных производственных результатов, штурману принадлежит немалая заслуга. В коллективе он пользуется заслуженным уважением и автори тетом. На снимке: А. Ф. КУЗНЕЦОВ. Газета уже сообщала о про изводственных успехах экипа жа СРТ-723 «Капитан Король ков», поэтому я не буду повто ряться и расскажу лишь о неко торых моментах работы экипа жа — лидера социалистического соревнования.' Секрет успеха мурмансель- девцев на Дальнем Западе сей час уже в основном ясен всем. Он объясним не только хорошей организацией промысловой ра боты, не только умением руко водителей экипажей правильно и оперативно ориентироваться в обстановке, готовностью живо, без проволочек оказывать друг другу практическую помощь, чо и тем, чго в нынешней экспеди ции нами были правильно выб раны орудия и методы лова. Опыт мастеров по добыче «Мурмансельди » следует обоб щить более полно и обстоятель но, на основе этого опыта выра ботать рекомендации, которым** могли бы пользоваться промыс ловики других флотов. Ведь со вершенно очевидно, что на Джорджес-банке моряки сельдя ного флота вели добычу рыбы более эффективно, нежели их собратья — тралфлотовцы. На наш-их судах организация труда, коиеч!НО, имеет свою спе цифику. Работаем мы на два вахты, а « а многих траулерах было только два мастера по до быче — старший и помощник. Нагрузка усугублялась еще и тем, что надо всегда иметь на борту готовый трал^. чтобы пр.] случае быстро поставить. его взамен аварийного. А чтобы иметь его, надо иногда недо спать. . Напряженный труд все же умудрялись сочетать и с обучением матросов тралмей- стерскому мастерству. Конечно, собрать их для теоретических занятий времени не хватало. Но зато во время работы всегда выберется минута-другая дпя того, чтобы объяснить, показать. Л бьгвает и так, подашь матросу в руки иглицу. «Чи ви ! » . «Н е умею » , — отвечает. «Н е правда, умеешь. Вчера авоську вязал». Возьмется несмело, а потом, смотришь, получается. Мы все лето работали на Джорджес-банке. И что симпто матично, ни разу к нам товари щи из тралового флота не обра тились за помощью. Хотя лови ли мы лучше. В чем дело? Нам кажется, что капитаны и мастера по добыче неправильно убедили себя (а может, кто их Кроме хека и налима Он еще не остыл после горя чего рейса, еще не успокоились его нервы, це улеглось возбуж дение, рожденное промысловым аза р гом. Темперамент капитана СРТ-723 Владимира Васильеви ча Украинцева в данном случае проявился не в рассказе об ус пехах экипажа на Дальнем За паде, хотя и рассказать-то было о чем. Как-никак, а сегодня мо ряки СРТ-723 — победители •соревнования, худо-бедно, а ру беж — 20 тысяч центнеров ры бы — для них не за горами. Больше того: чтобы выловить 20.500 центнеров, им нужно всего лишь выполнить квар тальный план. А моряки, су мевшие выполнить годовое за дание, конечно, найдут возмож ным справиться и с этой зада чей. у Итак, взволнованность капи тана В. В. Украинцева была обусловлена не перечисленными обстоятельствами. Ему не тер пелось рассказать о другом. — Хека, конечно, на Дальнем Западе много Его, что называ ется, черпать можно. Основная промысловая рыба в этом райо не. Но только ли хека и налима можно ловить здесь? Едва ли одним безоговороч ным « д а » можно ответить на этот вопрос. Ведь пока, кроме хека и налима, с Джорджес-бан- ки ничего нового и необычного не доставляли в порт. Сельдь и пикша в данном случае в счет не идут. От этой рыбы никто и не отказывается. Да и сам В. В. Украинцев, очевидно, за давая вопрос, имеет в виду что- то другое. Что же? — Очень часто и в немалом количестве, — продолжает он, — в трал к нам попадала тач называемая бильдюга, рыба, на поминающая по своей форме и вкусовым качествам зубатку. Долгое время мы ее сдавали как сырье для кормовой муки. Мы возмутились таким порядком и обратились в главк с просьбой разрешить принимать производ ственным рефрижераторам биль- дюгу как пищевую рыбу. В глав ке нас поддержали. Бильдюгу, весом до килограмма, мы сда вали на заморозку, не разделы вая, кругляком, а весом больше килограмма разделывали так, как зубатку. — А какая рыба еще есть на Джорджес-банке, вкусовые ка чества которой выше, чем у хе ка и налима? — Я бы назвал, в первую очередь, тунца. С конца июня мы наблюдали сезонный проход косяков этой великолепной ры бы Мы активный лов тунца не пробовали производить. Но во время случайных дрейфов, во время стоянки у рефрижерато ров моряки на крючок с насад кой из кальмара за полчаса вы лавливали до 30 — 50 штук. При веду одни весьма характерный пример. В трал СРТ-434 во время циркуляции попало 2,5 тонны тунца. При всей случай ности этого факта нельзя не обратить на него внимание. Т у нец идет косяком в поверхност ных слоях воды. Его дан*е вид но. И возникает мысль: нельзя ли тунца ловить кошельковым неводом? В массовом порядке это едва ли приемлемо. Но в будущих экспедициях два — три судна можно вооружить или ко шельковым неводом, или пелаги ческими тралами. Согласимся и мы с капитаном В. В. Украинцевым. Прилов при лову рознь. Кое-что можно и на муку отправить, а вот тунца на до ловить не только для ухи на судне, но и для народного сто ла. Пусть удельный вес его в общей добыче будет невелик. Но ведь и наша кольская семга не тысячами тонн добывается. Есть на Дальнем Западе и еще одна рыба, по словам моря ков, очень вкусная, деликатес ная. Название ее — шет. Нам удалось видеть ее, даже пробо вать. Соленый шет вызывает только восторг; Его промысло вое значение пока не выяснено. По по словам В. В. Украинцева, с апреля на мелководьи Джорд- жес-банки шет попадает в тра лы вместе с сельдью и составля ет до 30 — 40 процентов улова. Нужно брать у моря все, что оно нам предлагает ценного. Дело за добытчиками-экспери- ментаторами, за учеными. Они должны подумать, рассчитать, испытать и цредложить промыс ловикам свои технические и экономические рекомендации. П. ДИМИН . убедил?), что наши тралы, наша оснастка не подходит к РТ . И только после указаний главка и управления «М урман се льдь » провести экспериментальные сравнительные траления с трау лером «К а р а с ь » убедились не которые товарищи в приемлемо сти нашего опыта. Очевидно, ре зультаты эксперимента, его тех нические подробности будут До ведены до сведения мастеров по добыче. Пока лишь скажу, что наши соседи придерживают ся неверного мнения, будто утя желение оснастки увеличивает уловистость трала. Мы же, на оборот, стараемся на трале 24,7. метра облегчить ее. Да и сам трал изготовляется у нас из бо лее тонкой нитки. Разубедить тралфлотовцея во многом помог и капитан В. В. Украинцев. Он активно высту пал на промысловых советах, советовал, предлагал. По его инициативе мне пришлось часто выступать по радио, пересажи ваться на другие суда. Таи, на « А к у л е » мне пришлось пере вооружить нижнюю подбору/ вместо стального троса поставил цепки. Ночной улов был не по казательным, но утром подняли десять тонн. В последующем мы отдали на « А к у л у » полностью вооруженный трал 24,7 метра. Отдали мы трал и на «Ше- лань » . Моряки нам сообщали потом, что уловы у них увели чились. Много раз приходилось кон сультировать и моряков С Р Р нашего флота. На СРТ-4229 я пересаживался и помог перево оружить трал, на котором убрач щитковый конец. Он предназна чен для хорошего вертикального раскрытия под щитком. Если же щиток не ставится, то конец мешает вертикальному раскры тию. Кстати, при работе на Джорд жес-банке нужно увеличивать не только горизонтальное, но и особенно вертикальное раскры тие трала, так как рыба здесь больше находится над грунтом. В заключение хочу посовето вать всем мастерам по добыче не стесняться экспериментиро вать, проверять различные ва рианты оснастки. Время для этого всегда можмо найти. В ря де случаев может постигнуть не удача, но зато выбранный на иболее результативный вариант оправдает усилия. В. ГОРНЫЙ , старший ма стер по добыче СРТ-723. Н А средний траулер «Бело- мор» я попала, когда он, вернувшись из очередного промыслового рейса и выгрузив добычу, снова готовился к выхо ду в море. Это был четвертый, последний день стоянки, и на корабле царило обычное в такие часы оживление. Траулер загру жали льдом, солью, топливом, продовольствием, всем необхо димым для очередного плава ния. . В маленькой каюте ставшего помощника капитана Валентина Александровича Романова тес но и шумно. То и дело хлопает входная дверь, заходят и выхо дят посетители. У Романова мас са дел сверхсрочных и неотлож ных. Я выслушала четыре— пять сообщений отчетного по рядка, переждала одну за дру гой несколько индивидуальных бесед. И лишь когда Валентин Александрович подписал с деся ток бумаг, кое о чем распоря дился, тесная каюта опустела. — Промысел? — устало и привычно спросил старший по мощник. У него умное лицо, внимательный и спокойный взгляд. — В общем-то идет успешно. План даем, некоторые рейсы — даже с перевыполнением... Он подал мне порядком потре панную школьную тетрадь. Здесь данные о каждом рейде — продолжительность, плановое задание, фактическое выполне- «и е . Читаю: «Всего с начала го да траулер «Б е л ом ор » доставил в порт 560 тонн полуфабрика та. Это почти на 200 тонн больше, чем предусматривалось ляаноМ. К оценке промысловых рей сов Романов подходит строго и деловито. Он сетует на плохо продуманное планирование, из- за чего нередко бывают просче ты. Наглядный пример — пос ледний тресковый рейс. Из-за лого, что на корабле кончились запасы льда и соли, с промысла пришлось уходить, хотя до кон ца рейса оставалось восемь су ток, а рыба хорошо ловилась, и димнр Кутай, капитан А л ек сандр Григорьевич Гриднев. Обучаются матросы всему: пра вилам добычи и обработки ры бы, умению обращаться с ору диями лова и с палубными ме ханизмами, изучают принцип устройства и эксплуатации су довой аппаратуры. Много работает с молодежью старший мастер по добыче Гри- В последнем .рейсе матросы тт. Буртик, Корсаков, Уваров, еще недавно новички, отлично прошли переаттестацию на зва ние матроса 2-го класса. С ус пехом выдержал экзамен на звание помощника рыбного ма стера матрос Анатолий Кова ленко, заменивший • ушедшего в отпуск товарища. Траулер «Б е л ом ор » — ста- Энтузиазм плюс мастерство главное, у людей было огромное желание работать. Случилось такое потому, что соль отпусти ли. по норме, в расчете на трес ку. На самом же деле чуть ли не половину улова составляла зубатка, на которую, как изве стно, соли расходуется больше. И все-таки план был перевы полнен и на этот раз. Что же помогает экипажу «Б е лом ора » промышлять так успешно? Многое. И в первую очередь — это большое умение людей, их опыт, серьезное отно шение к работе.' С первых же шагов освоения матросской про фессии рыбаки столкнулись со сложной современной тех-никой, с необходимостью осваивать ее, повышать свое мастерство. По этому на корабле регулярно ве дутся занятия по повышению квалификации, освоению смеж ных профессий. Проводят их опытные судоводители — штур маны Валентин Ромашкхв и Вла- горий Степанович Терентьев. Бывалый моряк, мастер высо кой квалификации, он терпеливо и настойчиво обучает молодежь. Результат этой учебы — быст рая, слаженная работа вахт. Трудно сказать, какая смела ра ботает лучше. И в той, и в дру гой чувствуется почерк Гри гория Степановича Терентьева. Старпом, наблюдая за рабо той матросов, всякий раз пора жался быстроте и четкости, с какой они выполняли распоря жения тралмейстера. Операции по подъему и спуску трала вы полнялись точнЪ, на каком-то едином дыхании, словно у моря ков были раз и навсегда отра ботаны рассчитанные на секун ды движения. Правильная расстановка лю дей, высокая техника работы с тралом всякий раз позволяет сберечь 5— 7 м.инут. А это до полнительные центшеры и тонны рыбы. рое, видавшее виды судно. Боль ше десяти лет оно не было в капитальном ремонте. И не смотря на это, не было случаев простоя в море. Этим корабль обязан судовому механику, или как его называют на корабле, «машинному доктору» Федору Васильевичу Черных Это ум ный, заботливый и вниматель ный хозяин, он .великолепно зна ет каждый узел, каждую деталь. Уже по звуку он определяет, где может появиться поломка, ста рается ее предотвратить. Как известно, успех промыс ла во многом зависит от капита на и штурманов, их умения пра вильно ориентироваться в райо не промысла, безошибочно нахо дить" места наибольшего скопле ния рыбы. И в этом смысле эки пажу «Б е лом ора » повезло. Боль шой опыт, знание . промысла, твердость, отличающие капитана коммуниста Александра Гри- горье!В,ича Гриднева, хорошо со четаются с деловитой энергией, напористостью отличло владею щего своей специальностью старшего штурмана . Валентина Александровича Романова. Мне рассказывали, как тот и другой сутками не уходили с вахты, на- 5лю,лая за поисковыми прибора ми, прислушиваясь к сообщени ям и сводкам с других промыс ловых судов, вычерчивая на карге квадраты, определяя и точно находя рыбные места. , И так — день за днем, неде ля за неделей, из рейса в рейс. А иначе им работать нельзя. Экипаж траулера «Б е л ом о р » обязался добыть в первом году, пятилеткч 10Ю0 центнеров ры бы сверх плана. Ж вопрос, на чем основыва ется это обязательство, капи тан Ответил: — Hit точном учете всех воз можностей, на строгом расчете* на передовом опыте, на подлин ном ошузиазме всех и каждого* С. НИ К О Л А Е В А . По следам наших выступлений «РЕЙС НЕОЖИДАННОСТЕЙ* Корреспонденция, опубликован ная под таким заголовком в номе ре газеты за 7 сентября, обсузмде* на работниками управления «Сев* рыбебыт». От торгующих органа* заций приняты заявки на реалнза^ цию охлажденной мойвы, и она; будет доставляться в магазины города. ЩЕРБИНА, зам. начальника у » * равления «Севрыбсбыт» ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz