Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
Промысловики предлагают Положение с добычей рыбы, сложившееся нынче у тралово го флота, волнует многих промысловиков. Это и понятно. На 12 сентября задолженность составляла 499,6 тысячи центне ров. Под угрозой выполнение государственного плана перво го года пятилетки. 10 сентября в редакции бассейновой газеты « Ры б ный Мурман» состоялось совещание капитанов, обсудивших вопросы: «Какие оперативные хозяйственные меры нужно принять руководству флота, чтобы справиться с государствен ным планом I960 года?» и «Какая тактика лова приемлема в сложившейся обстановке в Баренцевом море?» Итак, слово участникам совещания. уЛЛЛАЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛА/1 УЧААЛААЛ Сергей Иванович Шередека, капитан-флагман судов, работа ющих в Баренцевом морю. Первой такой мерой должно быть направление в Баренцево море производственного рефри жератора, на который можно бу дет сдавать рыбу, обработанную под свежье экипажами судов бортового траления на жидком топливе. Как известно, на таких траулерах большую часть рей са заготовляют соленый полу фабрикат, теряющий впоследст вии тридцать процентов веса. Выигрыш от сдачи рыбы на I I P станет очевидным. Это подгвер- иаоборот. В любых условиях коллективы ПР возвращаются в порт с выполненными зада ниями, а экипажи траулеров, за редким исключением, заканчи вают рейс с плачевными резуль татами. Происходит это пото му, что я, например, как руко водитель промысла, вын ужден прикреплять к одному П Р зна чительно больше кораблей, чем ему нужно для загрузки произ водственных мощностей. Вот и получается: два десятка экипа жей работают в полсилы, ибо на ИР есть сырье для выработка продукции. Если эту группу зкдается работой Р Т с «Франсом уменьшить наполовину, то и тог- Галсом » Те экипажи, которые сдавали на него свежье, ежесу точно имели вылов на три тон ны больше, чем те, которые со лили рыбу. При отсутствии возможности направить в море ПР можно предложить другой вариант. .На пример, загрузить БР Т льдом и превратить его в транспортное да моряки рефрижератора не останутся без сырья. Если все ПР передать добы вающим флотам, то работу мож но построить совсем иначе. К одному рефрижератору прикре пить несколько траулеров, спу стить общий план с тем, чтобы капитан ПР отвечал за него. Г. И. Волощенко: В этом слу- судно. Возможно, даже не БРТ , чае капитан-флагман будет за интересован в том, чтобы как можно больше принять рыбы от добытчиков, причем любого ас сортимента. А. А. Карасев: При хороших а те траулеры, которые вот-вот пойдут па резку. Толку от них в осенне-зимний период все раз но мало. Главная машина не обеспечивает хода в свежую по году, а значит, моряки не могут работать успешно. имеют такие станции, позволя ющие им более оперативно пе реключаться на лучшие кон центрации рыбы, постоянно /на ходиться в курсе всех дел на промысле. С. И. Шередека правильно заметил, что на тех кораблях, на которых в котлочистку ремонти ровали навигационные и поис ковые приборы, буквально че рез двое-трое суток они выхо дят из строя. Причина одна: низкое качество ремонта. Объ ясняется оно тем, что при по гашенном котле судно не обес печивается своей электроэнерги ей, а с берега нет подвода то ка, нужного для работ с прибо рами. Поэтому всю стоянку бе реговые электрорадиомонтажни ки ничего не делают, а ремонт производят в оставшиеся дни, когда котел введут в эксплуата цию. О каком качестве здесь можно говорить? — Но на многих судах есть генераторы, которые там совсем не нужны и которые можно бы ло бы установить на берегу, — говорит С. И. Шередека. — На пример, на БМ Р Т «Пушкин » такой генератор бездействует уже 11 лет, и он вполне «потя н у л » бы пять судов. Волнует капитанов и медицин ское обслуживание моряков в Ба ренцевом море. Нередко из-за не значительной травмы, полученной одним из рыбаков, приходится ид ти в порт, срывать рейс. А это не способствует увеличению добычи рыбы. Надо сделать так, чтобы не обходимую медицинскую помощь можно было бы получить на про мысле. Претворение этих мероприятий в жизнь позволит коллективу тра лового флота намного, сократить отставание по вылову ры бы. Но при сложившейся обста- * — На мой взгляд, — говор. jt С. И. Шередека, — следует опе ративное руководство (в смысле перемещения кораблей) сосредо точить в руках представителя говорят, что при нордовых вет рах рыба отходит от берега. Но я знаю по своей практике, что это не всегда верно. В ближай шее время необходимо провести самого большого флота, то есть совещание опытных капитанов, тралового.. Сейчас существует такая практика. Появилась «вспышка» рыбы в каком-то квадрате. Руководитель промыс ла решает послать туда пять, например, кораблей с учетом, что на большую группу рыбы не хватит. В действительности оне которые бы подробно рассказа ли о тактике лова в прибреж ных районах. А. Н. Вншнннский: Скоро нач нется палтусовая путина. С пер вого дня в тех районах надо по ставить плав-маяки, и кроме то го, — лихтер или базу для прн- контактным способом. Практи чески наполнить трюмы можно за 3 — 4 суток. Кое у кого воз никнет вопрос: как определять вес сданной рыбы? На рефриже раторах она взвешивается." Я думаю, что выход есть. Как по казала практика, средний вес контейнера 800 килограммов. И если капитаны будут добро совестно следить за тем, чтобы они наполнялись плотно, то про блемы определения количества сданного полуфабриката не ста нет. Такая перестройка не требует ни дополнительных средств, ни больших организационных уси лий. Надо только на траулере- приемщике усилить трюмную и приемные бригады. Сейчас ко рабли работают в прибрежных районах, и в случае ухудшения погоды РТ-ириемщик можно по ставить в ближайшую бухту на якоре. • — Я поддерживаю тов. Ше- редеку, — сказал капитан-флаг ман А . А . Карасев, — и в свя зи с этим коснусь другого воп роса. . В траловом флоте сложилась ненормальная обстановка с пе редачей уловов па суда «Сев- рыбхолодфлота» . Неоднократно в разных отчетах и па страни цах бассейновой газеты говори лось о том, что, когда рыба ло вится плохо, сдачу ее на базы не ограничивают, но при хоро шей промысловой обстановке получается парадокс. Экипажи промысловых судов не справля ются с суточными заданиями. Имея возможность выловить в сутки 20 тони рыбы-сырца, про мысловики добывают всего 10 тонн. Причем, как показала практика, при обильных уловах на рефрижераторах необосно ванно занижают сортность сыр цу. Мы приветствовали организа цию- транспортного флота. Но с первого же времени была дону-ч уловах, например, к «Даурин » новке в Баренцевом море надо нс- можно прикреплять не 10 кораб- пользовать,все резервы, выбирать наиболее рациональную тактику лова. Передавать улов следует бес- леи, а восемь, остальные два ис пользовать для поисковых и других работ. Г. И. Волощенко: Когда ПР передадут траловому флоту, можно будет в море произво дить и ремонт и котлочистку. Для этого надо лишь ввести в штат экипажа бригаду котло- чнетов. А . А. Карасев: Сейчас, чтобы решить какой-то пустяковый во прос, нужно обращаться чуть ли не в главк. С передачей ПР такие вопросы могут «утрясать с я » в рабочем порядке. Г. И. Волощенко: Если на ба зе, уходящей в порт, имеются Ftзлишки топлива, то его в при казном порядке обязывают сни мать. Нередко переход к базе занимает несколько часов. Раз ве это нормальное положение? А ведь, работая группой во главе с ПР, можно было бы топ ливо перекачать на него, а уж потом при подходе Р Т к боргу передать тому, кто в нем дейст вительно нуждается. А. А. Карасев: Опыт работы' группы траулеров вместе с реф рижератором есть. В частности, на Дальнем Западе в таком ва рианте промышляют моряки из ГДР . Их группа «Андерсен Нек се » добывает окуня. В первую очередь они загружают рефри жератор, а потом набирают пол ный груз в трюмы своих кораб лей и уходят в порт. Сейчас в бассейне име ются несколько ПР. Надо снаб дить их всем необходимым, что бы они в любой момент могли принимать суда, обрабатывать их. Предложения промысловиков заслуживают, безусловно, боль шого внимания. Вопрос в дру гом: нельзя допустить, чтобы эти дельные советы стали пово дом для долгих бесполезных раз говоров. И если вопрос о пере даче ПР должны решать компе тентные органы, то руководите ли тралового флота могут уже зывается: на «пятнышко» прибе- ема рыбы. Как известно, палтус жали и рыбаки-колхозники, и суда «Мурмансельди » , и других флотов. Как правило, все эки пажи оказываются в пролове. Сосредоточив оперативное ру ководство в одних руках, мы избежим такой неразберихи. Вопрос: Не окажется ли в этом случае траловый флот в привилегированном положении? Ответ: Нет. На совете пред ставителей всех флотов можно решить, сколько кораблей (про порционально общему количест ву) направить от того или ино го флота. Причем делать это надо быстро, оперативно, но разумно. На промысле не хватает поис ковых судов. А . А . Карасев: Надо нм опе ративнее действовать. С. И. Шередека: Сейчас на Демидовской банке появилась проходная рыба. Об рит ее ассортимент: тов крупной трески, ной, 20 — мелкой, тельно, надо держать под «при целом» Центральную возвышен ность. Но в этом районе нет по исковиков. Г. И. Волощенко: По данным ПИНРО , в сентябре рыба будет держаться у берегов, от Ры бачьего до Канина. Квадраты, как говорится, каверзные. Не всякий капитан решится идти туда, потому что прибрежные районы нужно хорошо знать. Часто данные о поведении при брежной рыбы расходятся с действительностью. Например, этом гово- 60 процен- 20 — ров- Следова- будет ловиться недолго, и наша задача — использовать все воз можности для максимального вылова этой ценной рыбы. Суд но-приемщик загрузить продук тами, промвооружением, топли вом для РТ. Необходимо, помимо поисково го судна, выделять для поиско вой работы при добыче палтуса и корабль из числа промысло вых. чТакое право должен иметь руководитель промысла.^ С. И. Шередека: Экипажи по исковых судов сейчас не заин тересованны в обнаружении ко сяков. Надо ввести вновь пре миальную оплату. При направ лении на поисковый траулер капитана следует - тщательно проверить его. качества как по исковика. Капитан должен быть опытным, оперативным и иници ативным. А. Н. Вншнннский, А . А . Ка расев: Есть у нас претензии и к промысловому отделу. При ра боте на плохом грунте часто трал приходит рваным. Но если его пропитать латексом, то проч ность намного повышается. По чему бы такую возможность нам не использовать? Иностранные рыбаки работа ют тралом, изготовленным из синтетической. смолы. Можно было бы в порядке опыта ку пить несколько таких тралов и опробовать их в работе. От редакции: Публикуя этот материал, редакция обращается ко всем промысловикам с прось бой продолжить разговор, нача тый капитанами. Внедряя передовой опыт.. План полугодия но внедрению новой-техни ки и распространению новых методов труда коллективом Мурманского сельдяного флота выполнен в полном объеме. За полугодие поступило 206 рационализа торских предложений от 171 автора. Примято 198, а внедрено 113 предложений. Только по тридцати .одному предложению экономиче ски»! эффект составил бчлее 84 тысяч рублей. Коллектив рационализаторов «Мурмаисель- дн» направляет свои усилия на дальнейшее улучшение орудий лова, промвооружения, тех нологии обработки рыбы, на продление сроков эксплуатации судовых механизмов и оборудо вания, на улучшение санитарно-бытовых усло вий, охраны труда и техники безопасности. Только за первое полугодие подготовлено к •изданию 14 информационных листков, два пла ката по обмену опытом работы, две брошюры по обобщению передовых методов труда, сбор ник тем по рационализации. ' Работники управления проводили совеща ния по обобщению опыта опорно-показатель ных судов и передаче его всем экипажам фло та. С судоводителям и-промйс ловшсам.и.-отраба тывалась техника наводки судов на косяки ры- бы при работе с кошельковым неводом. - Было проведено 26 занятий в школах пере дового опыта. В. МАТВЕЕВ . оишбна: пополняли флот и* сегодня направить в море тра- илавбяэами и-производственны- улер-приемщик. из числа тех, ми рефрижераторам)». .Надо которым . осталось плавать счи- ошибку эту срочно исправлять, тайные месяцы. П Р должны быть переданы до-. - На >совещании капиталы под- ьбьгвающим флотам. По сути де-- нимали и,: такте вопросы. Да .сих ла, при существующем •иоложе- »иор на! Р Т нет станций ..УКВ иии добыяающйе флоты сущест- «Акация » . Они нужны .позарез..] вуют для 'транспортного, а не-Архангелогородцы, . например* Один из передовых экипажей тралового флота — коллектив траулера. «Марс» — уверенно осу ществляет задачи, какие он поставил перед собой ид педвыц. год пятилетки* На снимке: моряки траулера «Марс» — кочегар Александр ЗАХАРЧЕНКО, мастер* по обработке рыбы Сергей СЕРГА, матросы Виктор КОРОСТЫ- ЛЕЦ и Николай НЕЧИПОРУК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz