Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

Промысловики предлагают Положение с добычей рыбы, сложившееся нынче у тралово­ го флота, волнует многих промысловиков. Это и понятно. На 12 сентября задолженность составляла 499,6 тысячи центне­ ров. Под угрозой выполнение государственного плана перво­ го года пятилетки. 10 сентября в редакции бассейновой газеты « Ры б ­ ный Мурман» состоялось совещание капитанов, обсудивших вопросы: «Какие оперативные хозяйственные меры нужно принять руководству флота, чтобы справиться с государствен­ ным планом I960 года?» и «Какая тактика лова приемлема в сложившейся обстановке в Баренцевом море?» Итак, слово участникам совещания. уЛЛЛАЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛА/1 УЧААЛААЛ Сергей Иванович Шередека, капитан-флагман судов, работа­ ющих в Баренцевом морю. Первой такой мерой должно быть направление в Баренцево море производственного рефри­ жератора, на который можно бу­ дет сдавать рыбу, обработанную под свежье экипажами судов бортового траления на жидком топливе. Как известно, на таких траулерах большую часть рей­ са заготовляют соленый полу­ фабрикат, теряющий впоследст­ вии тридцать процентов веса. Выигрыш от сдачи рыбы на I I P станет очевидным. Это подгвер- иаоборот. В любых условиях коллективы ПР возвращаются в порт с выполненными зада­ ниями, а экипажи траулеров, за редким исключением, заканчи­ вают рейс с плачевными резуль­ татами. Происходит это пото­ му, что я, например, как руко­ водитель промысла, вын ужден прикреплять к одному П Р зна­ чительно больше кораблей, чем ему нужно для загрузки произ­ водственных мощностей. Вот и получается: два десятка экипа­ жей работают в полсилы, ибо на ИР есть сырье для выработка продукции. Если эту группу зкдается работой Р Т с «Франсом уменьшить наполовину, то и тог- Галсом » Те экипажи, которые сдавали на него свежье, ежесу­ точно имели вылов на три тон­ ны больше, чем те, которые со­ лили рыбу. При отсутствии возможности направить в море ПР можно предложить другой вариант. .На­ пример, загрузить БР Т льдом и превратить его в транспортное да моряки рефрижератора не останутся без сырья. Если все ПР передать добы­ вающим флотам, то работу мож­ но построить совсем иначе. К одному рефрижератору прикре­ пить несколько траулеров, спу­ стить общий план с тем, чтобы капитан ПР отвечал за него. Г. И. Волощенко: В этом слу- судно. Возможно, даже не БРТ , чае капитан-флагман будет за­ интересован в том, чтобы как можно больше принять рыбы от добытчиков, причем любого ас­ сортимента. А. А. Карасев: При хороших а те траулеры, которые вот-вот пойдут па резку. Толку от них в осенне-зимний период все раз­ но мало. Главная машина не обеспечивает хода в свежую по­ году, а значит, моряки не могут работать успешно. имеют такие станции, позволя­ ющие им более оперативно пе­ реключаться на лучшие кон­ центрации рыбы, постоянно /на­ ходиться в курсе всех дел на промысле. С. И. Шередека правильно заметил, что на тех кораблях, на которых в котлочистку ремонти­ ровали навигационные и поис­ ковые приборы, буквально че­ рез двое-трое суток они выхо­ дят из строя. Причина одна: низкое качество ремонта. Объ­ ясняется оно тем, что при по­ гашенном котле судно не обес­ печивается своей электроэнерги­ ей, а с берега нет подвода то­ ка, нужного для работ с прибо­ рами. Поэтому всю стоянку бе­ реговые электрорадиомонтажни­ ки ничего не делают, а ремонт производят в оставшиеся дни, когда котел введут в эксплуата­ цию. О каком качестве здесь можно говорить? — Но на многих судах есть генераторы, которые там совсем не нужны и которые можно бы­ ло бы установить на берегу, — говорит С. И. Шередека. — На­ пример, на БМ Р Т «Пушкин » такой генератор бездействует уже 11 лет, и он вполне «потя­ н у л » бы пять судов. Волнует капитанов и медицин­ ское обслуживание моряков в Ба­ ренцевом море. Нередко из-за не­ значительной травмы, полученной одним из рыбаков, приходится ид­ ти в порт, срывать рейс. А это не способствует увеличению добычи рыбы. Надо сделать так, чтобы не­ обходимую медицинскую помощь можно было бы получить на про­ мысле. Претворение этих мероприятий в жизнь позволит коллективу тра­ лового флота намного, сократить отставание по вылову ры­ бы. Но при сложившейся обста- * — На мой взгляд, — говор. jt С. И. Шередека, — следует опе­ ративное руководство (в смысле перемещения кораблей) сосредо­ точить в руках представителя говорят, что при нордовых вет­ рах рыба отходит от берега. Но я знаю по своей практике, что это не всегда верно. В ближай­ шее время необходимо провести самого большого флота, то есть совещание опытных капитанов, тралового.. Сейчас существует такая практика. Появилась «вспышка» рыбы в каком-то квадрате. Руководитель промыс­ ла решает послать туда пять, например, кораблей с учетом, что на большую группу рыбы не хватит. В действительности оне­ которые бы подробно рассказа­ ли о тактике лова в прибреж­ ных районах. А. Н. Вншнннский: Скоро нач­ нется палтусовая путина. С пер­ вого дня в тех районах надо по­ ставить плав-маяки, и кроме то­ го, — лихтер или базу для прн- контактным способом. Практи­ чески наполнить трюмы можно за 3 — 4 суток. Кое у кого воз­ никнет вопрос: как определять вес сданной рыбы? На рефриже­ раторах она взвешивается." Я думаю, что выход есть. Как по­ казала практика, средний вес контейнера 800 килограммов. И если капитаны будут добро­ совестно следить за тем, чтобы они наполнялись плотно, то про­ блемы определения количества сданного полуфабриката не ста­ нет. Такая перестройка не требует ни дополнительных средств, ни больших организационных уси­ лий. Надо только на траулере- приемщике усилить трюмную и приемные бригады. Сейчас ко­ рабли работают в прибрежных районах, и в случае ухудшения погоды РТ-ириемщик можно по­ ставить в ближайшую бухту на якоре. • — Я поддерживаю тов. Ше- редеку, — сказал капитан-флаг­ ман А . А . Карасев, — и в свя­ зи с этим коснусь другого воп­ роса. . В траловом флоте сложилась ненормальная обстановка с пе­ редачей уловов па суда «Сев- рыбхолодфлота» . Неоднократно в разных отчетах и па страни­ цах бассейновой газеты говори­ лось о том, что, когда рыба ло ­ вится плохо, сдачу ее на базы не ограничивают, но при хоро­ шей промысловой обстановке получается парадокс. Экипажи промысловых судов не справля­ ются с суточными заданиями. Имея возможность выловить в сутки 20 тони рыбы-сырца, про­ мысловики добывают всего 10 тонн. Причем, как показала практика, при обильных уловах на рефрижераторах необосно­ ванно занижают сортность сыр­ цу. Мы приветствовали организа­ цию- транспортного флота. Но с первого же времени была дону-ч уловах, например, к «Даурин » новке в Баренцевом море надо нс- можно прикреплять не 10 кораб- пользовать,все резервы, выбирать наиболее рациональную тактику лова. Передавать улов следует бес- леи, а восемь, остальные два ис­ пользовать для поисковых и других работ. Г. И. Волощенко: Когда ПР передадут траловому флоту, можно будет в море произво­ дить и ремонт и котлочистку. Для этого надо лишь ввести в штат экипажа бригаду котло- чнетов. А . А. Карасев: Сейчас, чтобы решить какой-то пустяковый во­ прос, нужно обращаться чуть ли не в главк. С передачей ПР такие вопросы могут «утрясать­ с я » в рабочем порядке. Г. И. Волощенко: Если на ба­ зе, уходящей в порт, имеются Ftзлишки топлива, то его в при­ казном порядке обязывают сни­ мать. Нередко переход к базе занимает несколько часов. Раз ­ ве это нормальное положение? А ведь, работая группой во главе с ПР, можно было бы топ­ ливо перекачать на него, а уж потом при подходе Р Т к боргу передать тому, кто в нем дейст­ вительно нуждается. А. А. Карасев: Опыт работы' группы траулеров вместе с реф­ рижератором есть. В частности, на Дальнем Западе в таком ва­ рианте промышляют моряки из ГДР . Их группа «Андерсен Нек­ се » добывает окуня. В первую очередь они загружают рефри­ жератор, а потом набирают пол­ ный груз в трюмы своих кораб­ лей и уходят в порт. Сейчас в бассейне име­ ются несколько ПР. Надо снаб­ дить их всем необходимым, что­ бы они в любой момент могли принимать суда, обрабатывать их. Предложения промысловиков заслуживают, безусловно, боль ­ шого внимания. Вопрос в дру­ гом: нельзя допустить, чтобы эти дельные советы стали пово­ дом для долгих бесполезных раз­ говоров. И если вопрос о пере­ даче ПР должны решать компе­ тентные органы, то руководите­ ли тралового флота могут уже зывается: на «пятнышко» прибе- ема рыбы. Как известно, палтус жали и рыбаки-колхозники, и суда «Мурмансельди » , и других флотов. Как правило, все эки­ пажи оказываются в пролове. Сосредоточив оперативное ру­ ководство в одних руках, мы избежим такой неразберихи. Вопрос: Не окажется ли в этом случае траловый флот в привилегированном положении? Ответ: Нет. На совете пред­ ставителей всех флотов можно решить, сколько кораблей (про­ порционально общему количест­ ву) направить от того или ино­ го флота. Причем делать это надо быстро, оперативно, но разумно. На промысле не хватает поис­ ковых судов. А . А . Карасев: Надо нм опе­ ративнее действовать. С. И. Шередека: Сейчас на Демидовской банке появилась проходная рыба. Об рит ее ассортимент: тов крупной трески, ной, 20 — мелкой, тельно, надо держать под «при­ целом» Центральную возвышен­ ность. Но в этом районе нет по­ исковиков. Г. И. Волощенко: По данным ПИНРО , в сентябре рыба будет держаться у берегов, от Ры ­ бачьего до Канина. Квадраты, как говорится, каверзные. Не всякий капитан решится идти туда, потому что прибрежные районы нужно хорошо знать. Часто данные о поведении при­ брежной рыбы расходятся с действительностью. Например, этом гово- 60 процен- 20 — ров- Следова- будет ловиться недолго, и наша задача — использовать все воз­ можности для максимального вылова этой ценной рыбы. Суд­ но-приемщик загрузить продук­ тами, промвооружением, топли­ вом для РТ. Необходимо, помимо поисково­ го судна, выделять для поиско­ вой работы при добыче палтуса и корабль из числа промысло­ вых. чТакое право должен иметь руководитель промысла.^ С. И. Шередека: Экипажи по­ исковых судов сейчас не заин­ тересованны в обнаружении ко­ сяков. Надо ввести вновь пре­ миальную оплату. При направ­ лении на поисковый траулер капитана следует - тщательно проверить его. качества как по­ исковика. Капитан должен быть опытным, оперативным и иници­ ативным. А. Н. Вншнннский, А . А . Ка­ расев: Есть у нас претензии и к промысловому отделу. При ра­ боте на плохом грунте часто трал приходит рваным. Но если его пропитать латексом, то проч­ ность намного повышается. По­ чему бы такую возможность нам не использовать? Иностранные рыбаки работа­ ют тралом, изготовленным из синтетической. смолы. Можно было бы в порядке опыта ку­ пить несколько таких тралов и опробовать их в работе. От редакции: Публикуя этот материал, редакция обращается ко всем промысловикам с прось­ бой продолжить разговор, нача­ тый капитанами. Внедряя передовой опыт.. План полугодия но внедрению новой-техни­ ки и распространению новых методов труда коллективом Мурманского сельдяного флота выполнен в полном объеме. За полугодие поступило 206 рационализа­ торских предложений от 171 автора. Примято 198, а внедрено 113 предложений. Только по тридцати .одному предложению экономиче­ ски»! эффект составил бчлее 84 тысяч рублей. Коллектив рационализаторов «Мурмаисель- дн» направляет свои усилия на дальнейшее улучшение орудий лова, промвооружения, тех­ нологии обработки рыбы, на продление сроков эксплуатации судовых механизмов и оборудо­ вания, на улучшение санитарно-бытовых усло ­ вий, охраны труда и техники безопасности. Только за первое полугодие подготовлено к •изданию 14 информационных листков, два пла­ ката по обмену опытом работы, две брошюры по обобщению передовых методов труда, сбор­ ник тем по рационализации. ' Работники управления проводили совеща­ ния по обобщению опыта опорно-показатель­ ных судов и передаче его всем экипажам фло­ та. С судоводителям и-промйс ловшсам.и.-отраба­ тывалась техника наводки судов на косяки ры- бы при работе с кошельковым неводом. - Было проведено 26 занятий в школах пере­ дового опыта. В. МАТВЕЕВ . оишбна: пополняли флот и* сегодня направить в море тра- илавбяэами и-производственны- улер-приемщик. из числа тех, ми рефрижераторам)». .Надо которым . осталось плавать счи- ошибку эту срочно исправлять, тайные месяцы. П Р должны быть переданы до-. - На >совещании капиталы под- ьбьгвающим флотам. По сути де-- нимали и,: такте вопросы. Да .сих ла, при существующем •иоложе- »иор на! Р Т нет станций ..УКВ иии добыяающйе флоты сущест- «Акация » . Они нужны .позарез..] вуют для 'транспортного, а не-Архангелогородцы, . например* Один из передовых экипажей тралового флота — коллектив траулера. «Марс» — уверенно осу­ ществляет задачи, какие он поставил перед собой ид педвыц. год пятилетки* На снимке: моряки траулера «Марс» — кочегар Александр ЗАХАРЧЕНКО, мастер* по обработке рыбы Сергей СЕРГА, матросы Виктор КОРОСТЫ- ЛЕЦ и Николай НЕЧИПОРУК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz