Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

Организованно начать учебный Партийные. комсомольские организации активно включи­ лись в работу по комплектова­ нию системы политического про­ свещения и подготовке к ново­ му 1966— 67 учебному году. * В целях оказания помощи су­ довым партийным организациям на промысле па Дальнем Запа­ де с помполитами и секретаря­ ми партийных и комсомольских организации проведен инструк­ таж о порядке комплектования системы политического просве­ щения. Через десять дней после этого было проведено совеща­ ние, на котором товарищи обме­ нялись опытом своей работы по данному вопросу. Выступившие помпол иты БМ Р Т «Жи гулевск » , «Иовпков-Прибой» , «Серафимо­ вич» тт. Осипенко, Ненахов, Ченалов отмечали, что на их судах формы учебы остаются прежними. В этих экипажах ор­ ганизованы начальные полит­ школы, где моряки будут изу­ чать биографию В. И. Ленина, основы политических знании, решения партии и правительст­ ва. Будут продолжать работать четырехгодичные школы по изу­ чению ос ио-в ма рксизма-л ейи- иизма по программе, утверж­ денной на этот год. Для комсо­ мольцев и молодежи организу­ ются лектории « Г л о б у с » , « К р у ­ гозор» . Часть комсомоль­ цев изъявила желание по­ вышать свои политические зна­ ния в системе партийной учебы. Все участники совещания под­ черкнули, что главное внимание, как и прежде, будет уделено са­ мостоятельной работе слушате­ лей по глубокому изучению ими V О %• рекомендуемых по программе произведений классиков марк­ сизм а-л еиинизма , документов и материалов Пленумов ЦК КПСС. Первостепенное значение об­ ращается при этом на дальней­ шее 'изучение решений XX I I I съезда партии. Па многих судах уже закон­ чено комплектование системы политической учебы на новый учебный год. Так, на производ­ ственном рефрижераторе «Запо ­ лярный» будет работать школа по изучению основ марксизма- ленинизма. В ней — 17 слуша­ телей, в том числе коммунисты: старпом тов. Логинов, технолог тов. Исмаилов, механик фабри­ ки тов. Огарко, четвертый меха­ ник .тов. Девяткин, комсомоль- ч цы — четвертый штурман тов. 4 Егоров, начальник радиостанции тов. Редченков, электромеханик тов. Мадудов, беспартийные — рефрижераторный механик тов. г о д Исаев, второй механик тов. До­ рошенко и другие. Пропаганди­ стом партийное собрание утвер­ дило тов. Ярового, заместителем пропагандиста — старшего ме­ ханика коммуниста тов. Махе- рина. Для комсомольцев и молоде­ жи по их желанию утвержден лекторий « Г л о б у с » . Его занятия будут, по предварительным дан­ ным, посещать 42 человека. Руководителем лектория утвер­ жден капитан-директор комму­ нист тов. Задорин. В помощь ему утверждены лекторы, имею­ щие высшее образование, — комсомольцы третий механик тов. Гусев, электромеханик тоз. Мадудов. y\/VV^7'^«^/'JV\AA/V\/\/\AAAAAAA/\A/,\AAAA/\A/\ Партийная жизнь A/VV\AAAAAAAAA/\AAAAAAAAAAAAAAAA/'\./VS/“ \ 12 моряков этого экипажа — заочники средних и высших учебных заведений. Для гото­ вящихся вступить в партию бу­ дет работать кружок по изуче­ нию Устава КПСС. Здесь ряд занятий будет посвящен бесе­ дам о КПСС. Поделился опытом работы на совещании и помполит БМ Р Т «Хабаровск» тов. Литвинов. — Па недавно проведенном партийном собрании, — гово­ рит он, — утверждена следую­ щая сеть просвещения: началь -1 ная политшкола (15 человек,; пропагандистом утвержден стар- пом коммунист тов. Бугров- скнй), школа по изучению основ марксизма-ленинизма (18 слуша­ телей, пропагандист капитан коммунист тов. Гладков). 26 мо­ ряков нашего судна — заочники высших и средних учебных за­ ведений. Уже завершена подготовка к учебному году в партийных ор­ ганизациях траулера «Рион» ., БМ Р Т «Мамин-Сибиряк» , «Ж и ­ гу левск» , «Новиков-Прнбой», производственного рефрижера­ тора "'«Ван Дейк» и многих дру­ гих судов. Участники совещания едино­ душно высказали’ мнение, что после предварительно проведён­ ной работы в оставшееся до на­ чала учебного года время надо вдумчиво решить вопрос о фор­ мах учебы для беспартийных. Особое внимание следует обра­ тить на вовлечение молодых мо­ ряков в заочную общеобразова­ тельную учебу. Высказано также мнение о том, что при сменяемости эки­ пажей необходимо добиваться того, чтобы коммунист продол­ жал учебу по избранной им ра­ нее программе. Необходимо тщательно про­ думать вопрос об организации политической учебы при подме­ не экипажей. Секретарь партийной органи­ зации производственного реф­ рижератора «Заполярный» то-*. Яровой и другие просили ра­ ботников кабинета политичес­ кого просвещения своевременно обеспечить пропагандистов учеб­ ными и наглядными пособия­ ми, больше уделять внимания обмену опытом работы пропа­ гандистов, обобщать и широко распространять этот олыг на кораблях. Па совещании состоялся об­ мен мнениями по ряду других вопросов. До начала учебного года оста­ лось немного времени. Задача всех парторганизаций — в остав­ шееся время сделать все для того, чтобы учеба началась -ор­ ганизованно, чтобы каждое заня­ тие проходило на высоком идей­ ном уровне, в тесной связи с задачами, решаемыми коллекти­ вами судов. М. КЕМЕРОВ , секретарь парткома тралового флота. К 50-л е т и ю М у р м а н с к а Время пишет историю Это выражение можно смсло применить и к нашему молодо­ му Мурманску. Да, наш город молод, несмотря на свои 50 лет. Впрочем, что такое 50 лет для города? И все же, сравни­ вая, например, цифры роста, понимаешь, что время внесло в историю заполярной столицы очень многое. Год 1914... На Кольском по­ луострове несколько школ. 80 процентов населения не умеет читать. Многие расписываются крестиками. На огромной тер- риюрии полуострова — только четыре врача, два фельдшера и одна акушерка. Состояние школ довольно точно описал в сноей книге «Крайний Север Европейской России» писатель Жиленский: «Школы на Мур- мане представляют собой без­ отрадную картину — неуютно, тесно, холодно...» А 1 сентября нынешнего го­ да сели за парты 150 тысяч бу­ дущих строителей, рыбаков, ин­ женеров, художников. Их при­ няли более трехсот школ. На­ чались занятия в двух вузах, шести техникумах области. На кафедры поднялись шесть ты­ сяч преподавателей. Время пишет историю... Д. ЮРОВ. Старое устухжает Бульдозер стальными гусени­ цами рыл землю, натужно ре­ вел, натягивал, как струну, тол­ стый трос. Его петля перехва­ тила венцы деревянного двух­ этажного дома по улице Самой­ ловой. Скрип, скрежет, грохот падающего от сотрясения ши­ фера. Рабочие снова закрепили трос, снова взревел бульдозер. Еще рывок, и в клубах пыли потонули руины старого дома. Зачем сносят дом рядом с фабрикой орудий лова? Ответ мы получили в областном уп­ равлении архитектуры. Здесь, скоро будет заложен фундамент четырехэтажного здания машиносчетной станции областного статистического уп­ равления. В новом помещении значительно улучшатся условия труда. Считающая аппаратура, машины, электронное оборудо­ вание позволят быстро обраба­ тывать статистические данные о развитии народного хозяйства области. Зря не хотел разрушаться старый деревянный дом. В. СЕМЕНОВ. В т в о р ч е с к о м п ni l l iti l lt ltl l l l l l l l l l l l l l l l ti l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ltl l l l l l l l l l l l l l ltl l l На большом морозильном траулере «Салтыков-Щедрин» уваже­ нием всего коллектива пользуется боцман Евгений* Александрович Бубнов. «Умеет работать», — так по-моряцки скупо отзываются о нем то­ варищи. Евгений Александрович — ударник коммунистического труда. Именно так я и решил озагла- ■ вить эти заметки, когда поэна- ■комился с людьми поискового ■ СРТ-М-8-201 «Волгодонск» и с ■ их делами. «Волгодонск » вышел в рейс ■ семнадцатого мая нынешнего ■ года. Задача перед экипажем ■была поставлена нелегкая. ■ Предстояло обследовать новые ■ районы Восточной Атлантики ■ южнее Исландии, ряд участков ■ Ирландского мелководья, спу­ с т и т ь с я еще южнее, к проливу ■ Ла-Манш, до границ Бискай- ■ского залива. Цель обследова- ■ иий — выявить возможности ■промышленного облова пута-ссу, ■ ставриды, морского карася, ■скумбрии и других ценных про- Смысловых рыб средними рыбо- ■ ловными траулерами типа ■ «Ма як » . Путассу — столовый . сорт ■ рыбы, пользующейся спросом у ■ покупателей. По своим качест- 1 вам он не уступает хеку. Между 2тем за хеком наши суда идут Z на Дальний Запад, к берегам 2 Северной Америки. А районы Sокеана, которые предстояло об- 5 следовать экипажу «Волгодон- 2ска» , находятся от Мурманска 5 почти вдвое ближе. Как обрадо- 5 вались бы наши промысловики, Z если станет возможным успеш- : но добывать рыбу <в новых райо- ■ нах. А ведь, кроме путассу, здесь, 2 по непроверенным • сведениям, 5 имеются немалые концентрации S других столовых рыб. Свою задачу экипаж «Волго- Z донска», возглавляемый опыт- 5 ным, капитаном Павлом Алек- 5 сандровичем Вагановым, выпол- S нил хорошо. За три с половиной Z месяца плавания волгодонцы 5 тщательно обследовали указан- "ные выше районы Атлантики, 5 установили, что промышленный 5облов рыбы в этих районах для 5судов типа «М а я к » вполне воз- ■ можем круглый год, определили ! р я д навигационных и гидроме- Sтеорологических особенностей £ их. ■ Но для этого... ® . — Настоятельно необходимо ■продолжать изучение новых для ■нас районов, — говорит помощ­ н и к капитана «Волгодонска » по ■научной~ части Геннадий Шан- ■дуловйч Хамидуллин, работник ■промразведки главка «Севры- ■ба » . — Места эти перспек- ■ «явные. ' У Западной Ирландии, ■ например, на банках Поркью- ■ пайи и Роккол млл обнаружили большие скопления путассу. Подъемы* за полуторачасовое траление достигали от двух до восьми и больше топи. Концент­ рации рыбы здесь устойчивые. Грунт песчаный, ровный. За рейс у нас практически не было эадевов, рвани и других серь­ езных повреждений орудий лова. Не зря экипажи иностранных промысловых кораблей европей­ ских стран облюбовали эти ме­ ста. Г. Ш. Хамидуллин говорит, что экипаж траулера сделал в рейсе также первый, но очень серьезный и важный шаг в ре­ шении и другой задачи. Первы­ ми в истории отечественного рыболовства мурманские моря­ ки приступили к делу научного познания распространения и распределения таких высоко­ ценных пород рыбы, как мор­ ской карась, ставрида, скумб­ рия. Где и когда проводят они нерест, насколько Мощными бы­ вают концентрации ставриды и особенно ж>рского карася, у которого не только замечатель­ ные вкусовые качества, но . и товарный вид? Как лучше об­ лавливать их? — Повторяю, — подчеркнул Г. Ш. Хамидуллин, — нами бы­ ли в рейсе сделаны лишь пер­ вые шаги в этом направлении. Дело теперь за внимательным и глубоким изучением новых рай­ онов. Необходимо, чтобы в рай­ онах западнее и юго-западнее Ирландии постоянно находились два — три наших поисковых суд­ на. Только в этом случае под­ готовка и передача новых райо­ нов промысловикам станет де­ лом реальным. Ловили усовершенствован­ ным тралом. Старшего мастера по добыче Владимира Егоровича Жушму на «Волгодонске » называют « ас ом » . Это энергичный, темпе­ раментный человек, высокий, сильный. Его смуглое лицочожа- ннна оживляют блестящие чер­ ные глаза. — У этого ид работе не бу­ дешь «ловить ворон» , — с ува­ жением говорят о Жушме мат­ росы. В рейсе не было ни одной за­ держки из-за неисправностей орудий лова, несмотря на то, что работали как донным тра­ лом, так и ра злоглубинным. Оба трала всегда были готовы к при- .мейёшно. • • ' ' ; Тонкий знаток своего деЛа, Владимир Егорович творчески подходит* к использованию ору­ дий лова. Он уже давно задался целью увеличить вертикальное раскрытие трала. Надо сказать, что над этой проблемой много лет ломают го­ ловы не только у нас, но и за рубежом. Сказать, что Жушма достиг в решении этой задачи большого успеха, может 'быть , еще и рановато. Но обязательно следует отметить, что он добил­ ся определенных успехов. Свыше ста семидесяти тонн путассу, тресковых, ставри­ ды, морского карася заморо­ зил в своих трюмах экипаж «Волгодонска» . Вз&ш бы у моря больше, да вот беда — не позволяет этого сделать про­ изводительность морозильных камер. Капитан судна Павел А л ек ­ сандрович. Ваганов, штурма­ ны, работники ПИН РО — все * дают должную оценку усоверше^ нствованным тралам Владимира ’ Егоровича Жушмы. Все они счи­ тают, что усовершенствования эти позволяют увеличить верти­ кальное раскрытие трала не ме­ нее чем на 1,5 — 2 метра. По-вгщимому, работникам •от­ дела добычи как управления тралового, так и управления « Му рманс ел ьди » следует обра- тпть самое серьезное внимание на изучение опыта волгодонцев. Настроение у людей в море было трудовое, бодрое. Только вот иногда портилось это хоро­ шее настроение. Например, ког­ да в океане производственный рефрижератор « Г ей з е р » попол­ нил «Волгодонск » водой и топ­ ливом... загрязненным. Или когда члены экипажа траулера смотрели на экране что-то на- 11 одобие « кинов i гнегре та » вме- сго фильма «Музыканты одного полка» , как было записано в формуляре. Ну, а о доставке газет, писем, другой корреспонденции для экипажей поисковых траулеров, иные из которых пребывают в океане и больше трех месяцев, даже говорить нечего. Получа­ ют письма рыбаки, как правило, уже когда рейс подходит к концу. . •. , . А в - общем экипаж « Волго­ донска » настроен оптимист^Т^ * ски. Дела у них идут н е п л о х ^ они готовы к новому творческо­ му поиску.* -. .4 . • Т. К Р У ГОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz