Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
Подтверждается фактами X X I I I съезд Коммунистичес кой партии Советского Союза поставил перед работниками рыбной промышленности боль шую задачу — добиться вылова к 1970 году 85 миллионов цент неров рыбы, обеспечить населе ние нашей страны в достаточном количестве охлажденной, моро женой и соленой столовой ры бой. Эта задача может быть вы полнена в достаточной мере лишь при освоении новых от крытых океанических районов промысла в мировом океане, внедрении новейших активных методов лова, автоматизации и механизации трудовых процес сов, технической реконструкции рыболовного флота. Переход на более прогрессивные виды лова ■— кошельковый, близнецовый, разноглубинный — даже в тра диционных для рыболовного флота Северного бассейна рай онах промысла, в Норвежском, Северном и Баренцевом морях, дает значительное увеличение уловов- Так, в сельдяном флоте про должается освоение кошельково го лова в Северной Атлантике. В настоящее время промысел кошельковыми неводами ведуг экипажи Jsfe№ СРТ-Р-712, 715, 718. Результаты их работы ха рактеризуются следующими по казателями: Экипаж СРТ -Р № 712 (капи тан тов. Кривенков) за 76 про мысловых суток выловил 12.114 центнеров сельди. Экипаж СРТ - Р N ° 715 (капитан тов. Лнш- «евский) за 62 промысловых су ток — 10.513 центнеров. Моряки СРТ -Р № 718 (капи тан тов Шаповалов) добыли за 66 промысловых суток 6 . 246 центнеров сельди. Вылов за сутки промысла со ставил: СРТ -712— 160 центне ров при плане на сутки промыс ла 40 центнеров; СРТ-715 — 170 центнеров при плане 40 центнеров; СРТ-718 — 95 цент неров. Средний вылов за одни замет: СРТ-712 — 290 центнеров; 715 — 245 центнеров; 718 — 148 центнеров. Производительность кошель кового промысла в этом рейсе оказалась выше дрифтерного в 3 раза. В сентябре на кошельковый лов выйдут еще шесть СРТ-Р . Большая работа проведена по подготовке квалифицированных кадров: комсостава, гидроаку стиков, мастеров лова. Одна из причин успеха^ кошелькового ло ва — подготовка квалифициро ванных кадров всех специально стей, отличное знание техники кошелькового лова, наличие на промысловых "судах гидроаку стических приборов, с помощью которых ведется прицельный лов сельди. В 1967— 68 годах под ко шельковый лов будут переобору дованы все суда типа «Океан » в количестве 20 единиц. Необхо димо отметить, что поступающие в будущем году суда типа СРТ -М планируются также для работы не только разноглубин ным тралом, но и кошельковым неводом. Будет продолжено ос воение разноглубинного и близ нецового лова. При условии по лучения нужных приборов для ведения прицельного лова и при боров, регистрирующих глубину хода трала, его наполнение ры бой, будет переключено на этот вид промысла 20 судов типа СРТ-300/400 л. с. Внедрение до конца года 7 15 тысяч капроновых сетей вместо хлопчатобумажных позволит нам уменьшить затраты по износу и повысить уловистость сетей при мерно на 15— 17 процентов. Внедрение высокопроизводи тельных орудий лова и механиз мов позволит в значительной степени снизить денежные зат раты, резко снизить себестои мость и повысить производитель ность труда. А . КЛИМОВ , заместитель на чальника управления «Мур- мансельдь» . НОВОСТИ З А РУБЕЖОМ ЛЮКСБУРСКИЙ ЗАВОД На Атлантическом побережье Канады в Повои Шотландии с 1964 года работает одно из круп нейших рыбообрабатывающих предприятий — «Люксбурекий за вод замороженных продуктов». Он поставляет мороженое сырье и по луфабрикаты на многие континен ты, включая страны Европы и Ав стралию. Завод занимает площадь свыше 48.500 квадратных метров, из ко торых 24.360 квадратных метров находятся под одной крышей. Ры боразделочный цех может перера ботать за час 22,7 тонны рыбы, в том числе на филе— 16—20,4 тон ны. Производительность льдозаво- да 180 тонн в день. Вместимость хо лодильных камер 2720 тонн, а вме стимость помещения на пирсе для хранения рыбы достигает 136 тонн. коптильный цех выпускает за 12 часов 13,6 тонны конченой рыбы, а рыбомучной завод может выра батывать ежесуточно 150 тони кормовой муки. Завод ежедневно перерабатыва ет полные грузы двух траулеров. В одноэтажном главном здании площадью 6315 квадратных мот- ров расположено 11 участков об работки рыбы (кулина;рный цех для приготовления вареных, жаре ных и консервированных морепро дуктов, зал дегустаций и лабора тория). На двух длинных пирсах завода имеются четыре разгрузочных участка, откуда рыба по алюми ниевым спускам поступает на сор тировочные станции, где взвеши вается и в контейнерах, вмещаю щих 207 килограммов, направля ется на обработку. Контейнеры перевозятся в цехи на аккумуляторных тележках с вилочными подъемниками. Если рыба идет на переработку немед ленно, она перегружается в бун керы и по гидротранспортеру на правляется в цехи. Разгрузка ры бы на филе производится вручную. Филе по гидротранспортеру посту пает на шкуросъемные машины и далее на столы инспекции. Отсюда филе по конвейеру проходит зак репление, взвешивание и линии за чистки и упаковки. Филе передает ся в плотных штампованных про тивнях. Отобранное для потреби тельской упаковки, оно заморажи вается и получает наружную обертку. На производственных линиях ис пользуется оборудование исключи тельно из алюминия, нержавеющей стали и пластмасс. Морозка филе производится в английских многоплиточных аппа ратах. Филе в коробках по 454 грамма замораживается менее чем за 30 минут. Кроме плиточных ап паратов, имеются шесть больших аппаратов интенсивного воздушно го замораживания. На заводе установлена новей шая современная машина для мойки противней. Любые металли ческие и пластмассовые предметы (противни, рейки, решета, контей неры и др.) на конвейерной ленте шириной в 124 сантиметра прохо дят последовательные следующие операции мойки: предварительную, Горячим детергентом, ополаскива ние струей под напором и ополас кивание горячей водой. По окон чании мойки контейнеры проходят через вентиляционную установку мощностью 15 лошадиных сил, снимающую любые оставшиеся ча стицы. Особый интерес Представляет кулинарный цех. Помещение раз мером 61x23 метра не имеет ни одной колонны. Блоки заморожен ного филе распиливаются в трех направлениях с тщательной пред варительной проверкой каждого блока. Фирма разработала маши ну для распиливания блоков на палочки, которые автоматически раскладываются на ленте маши ной, осуществляющей жидкую и сухую палировйу. Машина автоматически готовит панировочную смесь и поддержи вает нужную вязкость теста. Па нированные палочки проходят через непрерывно действующую обжа- рочную машину. Производитель ность машины 908 килограммов' в час. Обжаренные продукты прохо дят через предварительное охлаж дение в тоннель охлаждения дли ной 5,2 метра. Упаковка производится на 16- местной конвейерной линии. Кон вейер оборудован стальной нержа веющей лептой шириной 61 сайта-. метр, удобной для очистки. На конвейере одна лента подает к ме сту упаковки продукты, другая —< упаковочные материалы. Есть ав томатическое устройство для конт роля веса. Далее продукт посту пает в упаковочную машину, а за тем проходит через контрольное устройство, отмечающее присутст вие металла. Проверенные упаковки уклады ваются на противни: тележки с ус тановленными на них 60 противня-* ми доставляются в интенсивные воздушные морозильные аппара ты, где и замораживаются до 34,4 градуса, затем упаковываются at транспортные картонные ящики. Ящики после упаковки помещают на склад, где поддерживается тем пература 26,1 градуса. Кулинарный цех выпускает так* же необжаренные паинроваткпые продукты. Рыбомучная установка включает единственную в своем роде систему отсортировки отдель ной обработки жирной и тощей рыбы. При льдозаводе имеется склад на 400 тонн и система автомати ческой подачи к местам пользова* ния льда в количестве-до 40 тонн в час. С 1966 года в ассортимент вы-» пускаемой продукции входят кре-1 ветки, омары замороженные, а также консервы из омаров. JL БИКМАЕВА, старший ин женер БТИ главка . «Севры- ба». В минувшем рейсе на трауле ре «Победа » были проведены ^работы по применению бескля чевочной схемы для судов борто вого траления. Эксперимент про водился с тралами 31,2 м. (чер теж № 1625) и 31,4 м. (чертеж IN? 1605). И надо сказать, что он удался. Вооружение трала по беокля- чевочной схеме увеличивает его вертикальное раскрытие, способ ствует повышению уловов. Со вершенствуя и упрощая бескля- чевочную схему, мы пришли к выводу о возможности устране ния из нее вытяжного конца и шестиметрового голого грунт ропа. Схема бесклячевочной осна стки трала довольно простая. Грунтроп набивается, как обычно, в зависимости от грун товых условий в районе промыс ла. К крыловому грунтропу при соединяется голый грунтроп дли ной 3 метра. На другой конец этого грунтропа ставится 500- миллиметровый бобинец на лан ке длиной 90 сантиметров. Он предохранял голый грунтроп от протирания. Бобинец загружен с обеих сторон грунтропнымн •катушками (по восемь килограм мов).. Вес груза в зависимости от грунтовых условий может ме няться, при промысле на хоро ших грунтах можно ставить 400- миллиметровый бобинец, с обе их сторон которого ставятся ре зиновые прокладки. К концу го лого грунтропа крепится ниж ний- кабель длиной 40 метров. Длина кабелей регулируется в зависимости от грунтовых усло вий в районе промысла. При работе у западных берегов Грен ландии наиболее оптимальной длиной кабелей следует считать 40 метров. На хороших грунтах длина кабелей может быть уве личена. ;К верхнему крылу через гу- жик присоединяется голый ко нец верхней подборы длиной 5,5 метра. Размер его определяется I расстоянием между дугами и бе рется с таким расчетом, чтобы длина хатлайна по сетям вместе с голыми концами была равна расстоянию между траловыми Э к сп е р им ен т удался дугами. Для трала 31,2 м. го лого конца хатлайна не требу ется. Голый конец хатлайна у трала 31,4 м. оканчивается коль цом, за который крепится гаком верхний кабель длиной 35 мет ров. У трала 31,2 м. верхний ка бель крепится прямо за чекель верхнего крыла, и длина его в этом случае равна 40 метрам. Верхние кабели изготавливают ся из стального троса диамет ром 11,5 миллиметра. Применение гужнков, предва рительно испытанных таким об разом, чтобы их разрывная кре пость была ниже стального тро са 11,5 миллиметра, позволила нам избежать разрывов сталь ного троса и хатлайна по сетям. Длина гужика вместе с гаком составляет 30 сантиметров. Верхний и нижний кабель со единяются между собой чеке- лем, к которому крепится верт люг. К вертлюгу крепится ка бель длиной 6 метров или сто порная цепь. Длина этого кабе ля также может регулироваться в зависимости от грунтовых ус ловий в районе промысла. При работе у западных берегов Грен ландии не следует увлекаться увеличением длины кабеля, а вполне достаточно иметь кабель . Р А Б О Т А С Т РАЛОМ ПО БЕСКЛЯЧЕВОЧНОЙ СХЕМЕ Н А БРТ-95 «ПО БЕД А » длиной 6 метров или стопорную цепь. Работа по бесклячевочной схе ме предусматривает некоторые изменения в промысловом рас писании. Ниже приводятся обя занности матросов и мастера по добыче , рыбы- В связи с тем, что в рейсе было много порывов. верхней сборочной и, как следствие, по рывов верхних крыльев, то. при шлось несколько изменить кон струкцию крыла. Следует сказать, что кабели, изготовленные из 18-миллимет рового троса со стальным сер дечником, в работе очень нена дежны. Подъем трала до подхода тра ловых досок происходит обыч ным способом. После взятия доски на цепку мастер по добы че подбирает кабели до подхода лапок досок. Первые номера матросов отсоединяют лапки до сок, вторые «омера помогают им. Мастер по добыче рыбы вы бирает кабели и «при подходе кормового голого конца оста навливает лебедку. Первый номер берет верхнюю подбору на оттяжку у траловой дуги. Затем мастер по добыче дает слабину кабеля с барабана, а первый номер с помощью вто рого отсоединяет верхний ка бель от верхней подборы. Мас тер по добыче продолжает вы борку .нижнего кабеля до подхо да концевого бобинца до под весного ролика, останавливает лебедку, зажимает кормовой стопор и разъединяет барабан. Мастер по добыче продолжа ет подбирать «носовой кабель до натяжения нижней подборы над планширем и заваливает ее на борт. Мастер по обработке „за жимает стопор носового ваера и отключает барабан. Затем вы бирается верхняя подбора. Дальнейший подъем улова происходит обычным способом. При волнении моря в 4— 5 баллов нижняя подбора может на борт не заваливаться, а улов — подыматься на борт обычным слособом. Спуск трала. Мешок трала выбрасывается обычным спосо бом. Потом соединяется барабан носового ваера, и носовой кабель подбирается до натяжения грун тропа над планширем. Затем дается задний ход, и грунтроп вываливается за борт. Далее со- (Гыжок еднняется барабан кормового ваера- Кабели подтравливаются до места соединения верхнего ка беля с верхней подборой. Пер вые номера соединяют верхние кабели с верхней подборой и отдают оттяжки крепления верх ней подборы к траловым дугам. Мастер по добыче продолжает вытравливать кабели до соеди нения кабеля с переходным кон цом, на котором установлен гу- жик для соединения ланок тра ловых досок с кабелем. Вторые номера выбирают слабину с ба рабанов, а первые номера сое диняют лапки досок с кабелем. Дальнейший слуск происходит обычным способом до взятия на стопор. Работа по бесклячевочной схе ме в течение трех месяцев у за падных берегов Гренландии да па очень хорошие результаты. При промысле на тяжелых грунтах улучшается проходимость трала и уменьшается аварийность. А увеличение „вертикального рас крытия трала, естественно, уве личивает уловы. Считаем целесообразным ре комендовать Мурманской экспег риментальной базе и промысло вому отделу управления трало вого флота провести испытание бесклячевочной схемы на про мысловых траулерах. Г. КУЗНЕЦОВ, капитан, Л. ДЮБАНОВ , старшин мастер по добыче. t fv z tC r t tf U к е г б в л ъ £ Г 4 0 А * Кры/Х&ой ярумгпрег» дерт/1*ог £*&* Ле&еходнои
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz