Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

Подтверждается фактами X X I I I съезд Коммунистичес­ кой партии Советского Союза поставил перед работниками рыбной промышленности боль­ шую задачу — добиться вылова к 1970 году 85 миллионов цент­ неров рыбы, обеспечить населе­ ние нашей страны в достаточном количестве охлажденной, моро­ женой и соленой столовой ры­ бой. Эта задача может быть вы­ полнена в достаточной мере лишь при освоении новых от­ крытых океанических районов промысла в мировом океане, внедрении новейших активных методов лова, автоматизации и механизации трудовых процес­ сов, технической реконструкции рыболовного флота. Переход на более прогрессивные виды лова ■— кошельковый, близнецовый, разноглубинный — даже в тра­ диционных для рыболовного флота Северного бассейна рай­ онах промысла, в Норвежском, Северном и Баренцевом морях, дает значительное увеличение уловов- Так, в сельдяном флоте про­ должается освоение кошельково­ го лова в Северной Атлантике. В настоящее время промысел кошельковыми неводами ведуг экипажи Jsfe№ СРТ-Р-712, 715, 718. Результаты их работы ха­ рактеризуются следующими по­ казателями: Экипаж СРТ -Р № 712 (капи­ тан тов. Кривенков) за 76 про­ мысловых суток выловил 12.114 центнеров сельди. Экипаж СРТ - Р N ° 715 (капитан тов. Лнш- «евский) за 62 промысловых су­ ток — 10.513 центнеров. Моряки СРТ -Р № 718 (капи­ тан тов Шаповалов) добыли за 66 промысловых суток 6 . 246 центнеров сельди. Вылов за сутки промысла со­ ставил: СРТ -712— 160 центне­ ров при плане на сутки промыс­ ла 40 центнеров; СРТ-715 — 170 центнеров при плане 40 центнеров; СРТ-718 — 95 цент­ неров. Средний вылов за одни замет: СРТ-712 — 290 центнеров; 715 — 245 центнеров; 718 — 148 центнеров. Производительность кошель­ кового промысла в этом рейсе оказалась выше дрифтерного в 3 раза. В сентябре на кошельковый лов выйдут еще шесть СРТ-Р . Большая работа проведена по подготовке квалифицированных кадров: комсостава, гидроаку­ стиков, мастеров лова. Одна из причин успеха^ кошелькового ло­ ва — подготовка квалифициро­ ванных кадров всех специально­ стей, отличное знание техники кошелькового лова, наличие на промысловых "судах гидроаку­ стических приборов, с помощью которых ведется прицельный лов сельди. В 1967— 68 годах под ко­ шельковый лов будут переобору­ дованы все суда типа «Океан » в количестве 20 единиц. Необхо­ димо отметить, что поступающие в будущем году суда типа СРТ -М планируются также для работы не только разноглубин­ ным тралом, но и кошельковым неводом. Будет продолжено ос­ воение разноглубинного и близ­ нецового лова. При условии по­ лучения нужных приборов для ведения прицельного лова и при­ боров, регистрирующих глубину хода трала, его наполнение ры­ бой, будет переключено на этот вид промысла 20 судов типа СРТ-300/400 л. с. Внедрение до конца года 7 15 тысяч капроновых сетей вместо хлопчатобумажных позволит нам уменьшить затраты по износу и повысить уловистость сетей при­ мерно на 15— 17 процентов. Внедрение высокопроизводи­ тельных орудий лова и механиз­ мов позволит в значительной степени снизить денежные зат­ раты, резко снизить себестои­ мость и повысить производитель­ ность труда. А . КЛИМОВ , заместитель на­ чальника управления «Мур- мансельдь» . НОВОСТИ З А РУБЕЖОМ ЛЮКСБУРСКИЙ ЗАВОД На Атлантическом побережье Канады в Повои Шотландии с 1964 года работает одно из круп­ нейших рыбообрабатывающих предприятий — «Люксбурекий за­ вод замороженных продуктов». Он поставляет мороженое сырье и по­ луфабрикаты на многие континен­ ты, включая страны Европы и Ав­ стралию. Завод занимает площадь свыше 48.500 квадратных метров, из ко­ торых 24.360 квадратных метров находятся под одной крышей. Ры­ боразделочный цех может перера­ ботать за час 22,7 тонны рыбы, в том числе на филе— 16—20,4 тон­ ны. Производительность льдозаво- да 180 тонн в день. Вместимость хо­ лодильных камер 2720 тонн, а вме­ стимость помещения на пирсе для хранения рыбы достигает 136 тонн. коптильный цех выпускает за 12 часов 13,6 тонны конченой рыбы, а рыбомучной завод может выра­ батывать ежесуточно 150 тони кормовой муки. Завод ежедневно перерабатыва­ ет полные грузы двух траулеров. В одноэтажном главном здании площадью 6315 квадратных мот- ров расположено 11 участков об­ работки рыбы (кулина;рный цех для приготовления вареных, жаре­ ных и консервированных морепро­ дуктов, зал дегустаций и лабора­ тория). На двух длинных пирсах завода имеются четыре разгрузочных участка, откуда рыба по алюми­ ниевым спускам поступает на сор­ тировочные станции, где взвеши­ вается и в контейнерах, вмещаю­ щих 207 килограммов, направля­ ется на обработку. Контейнеры перевозятся в цехи на аккумуляторных тележках с вилочными подъемниками. Если рыба идет на переработку немед­ ленно, она перегружается в бун­ керы и по гидротранспортеру на­ правляется в цехи. Разгрузка ры­ бы на филе производится вручную. Филе по гидротранспортеру посту­ пает на шкуросъемные машины и далее на столы инспекции. Отсюда филе по конвейеру проходит зак­ репление, взвешивание и линии за­ чистки и упаковки. Филе передает­ ся в плотных штампованных про­ тивнях. Отобранное для потреби­ тельской упаковки, оно заморажи­ вается и получает наружную обертку. На производственных линиях ис­ пользуется оборудование исключи­ тельно из алюминия, нержавеющей стали и пластмасс. Морозка филе производится в английских многоплиточных аппа­ ратах. Филе в коробках по 454 грамма замораживается менее чем за 30 минут. Кроме плиточных ап­ паратов, имеются шесть больших аппаратов интенсивного воздушно­ го замораживания. На заводе установлена новей­ шая современная машина для мойки противней. Любые металли­ ческие и пластмассовые предметы (противни, рейки, решета, контей­ неры и др.) на конвейерной ленте шириной в 124 сантиметра прохо­ дят последовательные следующие операции мойки: предварительную, Горячим детергентом, ополаскива­ ние струей под напором и ополас­ кивание горячей водой. По окон­ чании мойки контейнеры проходят через вентиляционную установку мощностью 15 лошадиных сил, снимающую любые оставшиеся ча­ стицы. Особый интерес Представляет кулинарный цех. Помещение раз­ мером 61x23 метра не имеет ни одной колонны. Блоки заморожен­ ного филе распиливаются в трех направлениях с тщательной пред­ варительной проверкой каждого блока. Фирма разработала маши­ ну для распиливания блоков на палочки, которые автоматически раскладываются на ленте маши­ ной, осуществляющей жидкую и сухую палировйу. Машина автоматически готовит панировочную смесь и поддержи­ вает нужную вязкость теста. Па­ нированные палочки проходят через непрерывно действующую обжа- рочную машину. Производитель­ ность машины 908 килограммов' в час. Обжаренные продукты прохо­ дят через предварительное охлаж­ дение в тоннель охлаждения дли­ ной 5,2 метра. Упаковка производится на 16- местной конвейерной линии. Кон­ вейер оборудован стальной нержа­ веющей лептой шириной 61 сайта-. метр, удобной для очистки. На конвейере одна лента подает к ме­ сту упаковки продукты, другая —< упаковочные материалы. Есть ав­ томатическое устройство для конт­ роля веса. Далее продукт посту­ пает в упаковочную машину, а за­ тем проходит через контрольное устройство, отмечающее присутст­ вие металла. Проверенные упаковки уклады­ ваются на противни: тележки с ус­ тановленными на них 60 противня-* ми доставляются в интенсивные воздушные морозильные аппара­ ты, где и замораживаются до 34,4 градуса, затем упаковываются at транспортные картонные ящики. Ящики после упаковки помещают на склад, где поддерживается тем­ пература 26,1 градуса. Кулинарный цех выпускает так* же необжаренные паинроваткпые продукты. Рыбомучная установка включает единственную в своем роде систему отсортировки отдель­ ной обработки жирной и тощей рыбы. При льдозаводе имеется склад на 400 тонн и система автомати­ ческой подачи к местам пользова* ния льда в количестве-до 40 тонн в час. С 1966 года в ассортимент вы-» пускаемой продукции входят кре-1 ветки, омары замороженные, а также консервы из омаров. JL БИКМАЕВА, старший ин­ женер БТИ главка . «Севры- ба». В минувшем рейсе на трауле­ ре «Победа » были проведены ^работы по применению бескля­ чевочной схемы для судов борто­ вого траления. Эксперимент про­ водился с тралами 31,2 м. (чер­ теж № 1625) и 31,4 м. (чертеж IN? 1605). И надо сказать, что он удался. Вооружение трала по беокля- чевочной схеме увеличивает его вертикальное раскрытие, способ­ ствует повышению уловов. Со­ вершенствуя и упрощая бескля- чевочную схему, мы пришли к выводу о возможности устране­ ния из нее вытяжного конца и шестиметрового голого грунт­ ропа. Схема бесклячевочной осна­ стки трала довольно простая. Грунтроп набивается, как обычно, в зависимости от грун­ товых условий в районе промыс­ ла. К крыловому грунтропу при­ соединяется голый грунтроп дли­ ной 3 метра. На другой конец этого грунтропа ставится 500- миллиметровый бобинец на лан­ ке длиной 90 сантиметров. Он предохранял голый грунтроп от протирания. Бобинец загружен с обеих сторон грунтропнымн •катушками (по восемь килограм­ мов).. Вес груза в зависимости от грунтовых условий может ме­ няться, при промысле на хоро­ ших грунтах можно ставить 400- миллиметровый бобинец, с обе­ их сторон которого ставятся ре­ зиновые прокладки. К концу го­ лого грунтропа крепится ниж­ ний- кабель длиной 40 метров. Длина кабелей регулируется в зависимости от грунтовых усло ­ вий в районе промысла. При работе у западных берегов Грен­ ландии наиболее оптимальной длиной кабелей следует считать 40 метров. На хороших грунтах длина кабелей может быть уве­ личена. ;К верхнему крылу через гу- жик присоединяется голый ко­ нец верхней подборы длиной 5,5 метра. Размер его определяется I расстоянием между дугами и бе­ рется с таким расчетом, чтобы длина хатлайна по сетям вместе с голыми концами была равна расстоянию между траловыми Э к сп е р им ен т удался дугами. Для трала 31,2 м. го­ лого конца хатлайна не требу­ ется. Голый конец хатлайна у трала 31,4 м. оканчивается коль­ цом, за который крепится гаком верхний кабель длиной 35 мет­ ров. У трала 31,2 м. верхний ка­ бель крепится прямо за чекель верхнего крыла, и длина его в этом случае равна 40 метрам. Верхние кабели изготавливают­ ся из стального троса диамет­ ром 11,5 миллиметра. Применение гужнков, предва­ рительно испытанных таким об­ разом, чтобы их разрывная кре­ пость была ниже стального тро­ са 11,5 миллиметра, позволила нам избежать разрывов сталь­ ного троса и хатлайна по сетям. Длина гужика вместе с гаком составляет 30 сантиметров. Верхний и нижний кабель со­ единяются между собой чеке- лем, к которому крепится верт­ люг. К вертлюгу крепится ка­ бель длиной 6 метров или сто­ порная цепь. Длина этого кабе­ ля также может регулироваться в зависимости от грунтовых ус­ ловий в районе промысла. При работе у западных берегов Грен­ ландии не следует увлекаться увеличением длины кабеля, а вполне достаточно иметь кабель . Р А Б О Т А С Т РАЛОМ ПО БЕСКЛЯЧЕВОЧНОЙ СХЕМЕ Н А БРТ-95 «ПО БЕД А » длиной 6 метров или стопорную цепь. Работа по бесклячевочной схе­ ме предусматривает некоторые изменения в промысловом рас­ писании. Ниже приводятся обя­ занности матросов и мастера по добыче , рыбы- В связи с тем, что в рейсе было много порывов. верхней сборочной и, как следствие, по­ рывов верхних крыльев, то. при­ шлось несколько изменить кон­ струкцию крыла. Следует сказать, что кабели, изготовленные из 18-миллимет­ рового троса со стальным сер­ дечником, в работе очень нена­ дежны. Подъем трала до подхода тра­ ловых досок происходит обыч­ ным способом. После взятия доски на цепку мастер по добы­ че подбирает кабели до подхода лапок досок. Первые номера матросов отсоединяют лапки до­ сок, вторые «омера помогают им. Мастер по добыче рыбы вы­ бирает кабели и «при подходе кормового голого конца оста­ навливает лебедку. Первый номер берет верхнюю подбору на оттяжку у траловой дуги. Затем мастер по добыче дает слабину кабеля с барабана, а первый номер с помощью вто­ рого отсоединяет верхний ка­ бель от верхней подборы. Мас­ тер по добыче продолжает вы­ борку .нижнего кабеля до подхо­ да концевого бобинца до под­ весного ролика, останавливает лебедку, зажимает кормовой стопор и разъединяет барабан. Мастер по добыче продолжа­ ет подбирать «носовой кабель до натяжения нижней подборы над планширем и заваливает ее на борт. Мастер по обработке „за­ жимает стопор носового ваера и отключает барабан. Затем вы­ бирается верхняя подбора. Дальнейший подъем улова происходит обычным способом. При волнении моря в 4— 5 баллов нижняя подбора может на борт не заваливаться, а улов — подыматься на борт обычным слособом. Спуск трала. Мешок трала выбрасывается обычным спосо­ бом. Потом соединяется барабан носового ваера, и носовой кабель подбирается до натяжения грун­ тропа над планширем. Затем дается задний ход, и грунтроп вываливается за борт. Далее со- (Гыжок еднняется барабан кормового ваера- Кабели подтравливаются до места соединения верхнего ка­ беля с верхней подборой. Пер­ вые номера соединяют верхние кабели с верхней подборой и отдают оттяжки крепления верх­ ней подборы к траловым дугам. Мастер по добыче продолжает вытравливать кабели до соеди­ нения кабеля с переходным кон­ цом, на котором установлен гу- жик для соединения ланок тра­ ловых досок с кабелем. Вторые номера выбирают слабину с ба­ рабанов, а первые номера сое­ диняют лапки досок с кабелем. Дальнейший слуск происходит обычным способом до взятия на стопор. Работа по бесклячевочной схе­ ме в течение трех месяцев у за­ падных берегов Гренландии да па очень хорошие результаты. При промысле на тяжелых грунтах улучшается проходимость трала и уменьшается аварийность. А увеличение „вертикального рас­ крытия трала, естественно, уве­ личивает уловы. Считаем целесообразным ре­ комендовать Мурманской экспег риментальной базе и промысло­ вому отделу управления трало­ вого флота провести испытание бесклячевочной схемы на про­ мысловых траулерах. Г. КУЗНЕЦОВ, капитан, Л. ДЮБАНОВ , старшин мастер по добыче. t fv z tC r t tf U к е г б в л ъ £ Г 4 0 А * Кры/Х&ой ярумгпрег» дерт/1*ог £*&* Ле&еходнои

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz