Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
v.v, К SO-ЛЕТИЮ МУРМАНСКА (\A/\/VVVV\AA/\/‘\/*«r»/\AA/V>AAA/\AAAA/\AyvV\AAAAA/\AA/\A/N/V\/V\/V\AAA/V\AAA/VA/\/\A/VV\AA/\A/VA/VV\AA/\/V\A/VV\A/' Будет достойное пополнение Отец шестнадцатилетнего Ко ли Рогова трудится в ремонтно механическом цехе Мурманской судоверфи. Он — высококвали фицированный токарь, пользу ется на производстве авторите том и уважением. И заработок у станочника, работающего по пя тому разряду, высокий. Дома у Роговых, на семейном совете, давно уже было решено, что Коля пойдет по стопам отца. «Вы ть династии судоремонтни ков Роговых !ь — заявил тогда глава семьи Анатолий Николае вич. И вот уже Николай Анатоль евич, или попросту Коля Рогов, вошел в ворота судоверфи. Правда, пока не как рабочий- Он поступил в техническое учи лище № 12 главка « Сев рыба» , созданное в нынешнем году. А училище это готовит кадры ра- бочих-судоремонтников. Да и расположено оно на террито рии судоверфи. Так что Коля считает себя уже в какой-то ме ре судоремонтником. Такого же мнения держатся и Слава Кузнецов, и Коля Бог данов, и другие учащиеся, тем более что многие из них — сыновья судоремонтников и мо ряков. У Славы отец тру дится на СРЗ-2, а отец Коли Богданова — котельщик-корпус ник слипово-докового цеха судо верфи. А через два года о»ни, эти юноши, сами пойдут в цехи су доремонтных предприятий рыб ного Мурмана грамотными рабо чими высокой квалификации. Ведь, кроме производственного обучения, в училище они будут изучать математику, общество ведение, теоретическую механи ку, техническое черчение и дру гие предметы. ...Первое сентября. На небе пасмурно, но для ребят се годня по-прежнему светит солн це, солнце знаний. Первое заня тие у них проходит в огромном классе, размерами в тысячи квадратных метров. А потолок — бездонное небо. Таким «клас сом » была сама судоверфь. Семьдесят будущих котельщи- ков-корпусников и судовых плот ников во главе со старшим мас тером производственного обу чения Иваном Ивановичем Бой ко побывали с утра в цехах предприятия, знакомились с обо рудованием. Они наблюдали спуск со слипа на воду только что отремонтированного трауле ра. С интересом поднимались ребята на промысловый корабль, стоящий у причала судоверфи, своими глазами видели, ка « их отцы и братья выполняют ре монтные работы на судне. С глубоким вниманием слушали рассказы своего мастера, опыт ных рабочих, моряков. А бывалые судоремонтники, провожая юношей, тепло гово рили нм вслед: — Будьте достойным попол нением наших рабочих рядов. В добрый час! А . ВОЛГИН . Все новыми и новыми адаин* ямн украшается наш город. Расти ему и хорошеть! \ош ^ж Ёх - 3 Ребятам полюбилось Подмосковье Десятки мурманских школь ников провели свой летний от дых в. Подмосковье в пионер ском лагере «Дзержинец» . Рядом с пионерлагерем нахо дится колхоз «Родина » . И не случайно между ребятами и колхозниками с первых же дней установилась крепкая дружба. Пионеры помогали убирать ско шенный клевер. В один из дней, когда вышли на работу все от ряды, клевер убрали с площаци шесть гектаров. Оля Вилкова, Надя Новико ва, Женя Платонников, Толя Подерин и другие пионеры п о лучили благодарность от прав ления колхоза. Дни, проведенные в пионер ском лагере, запомнятся ребя там увлекательными походами « а рыбалку, в лес за грибами и ягодами. Грибов нынче в Подмосковье было много. Их находили даже ■на территории лагеря. Лене Ан у чину и Гене Баланчуку в этом отношении посчастлив и л о с ь больше всех. Совет дружины развернул со ревнование по сбору грибов, ягод, лекарственных трав. От- ряду-победителю на стол пода вался вкусный большой пирог. Их ждала поездка на экскур сию в Калугу и другие близле жащие города. Наши мурманские ребята по любили подмосковные леса и озера, научились хорошо ориен тироваться на местности. А в сборе грибов и ягод не уступа ли ребятам из областей средней полосы. Здоровые, жизнерадостные вернулись пионеры в Мурманск. Позади лагерная жизнь с ее ув лекательными- походами, спор тивными соревнованиями, тру довыми делами. Ребята сели за школьные парты. Хочется по желать им, чтобы дольше сохра нилась дружба, рожденная в пионерском лагере, чтобы в уче бе, в работе пионерских дру жин они проявляли такую же старательность и активность, как и в дни отдыха. В. РАЗИНКОВ , заместитель начальника пионерского лаге ря. На снимке: пионеры четвертого отряда за уборкой сена. «Ж ивой радар» С РЕДИ многочисленных свя щенных животных древнего Египта была одна рыбка, облада ющая совершенно уникальными способностями. Это — мормирус, или водяной слон. Челюсти у него вытянуты в небольшой хоботок. Природа наделила эту рыбку уди вительнейшим органом — радаром. В хвосте у мормируса небольшая «карманная ба тарейка». Нап ряжение тока, который она вы рабатывает, — невелико: каж дую ми н у т у радиолокатор мормируса посыла ет в пространство 80— 100 элект рических импульсов. Возникающие от разрядов «батарейки» электро магнитные колебания частично от ражаются от окружающих пред метов и в виде радиоэха вновь возвращаются к мормирусу. «При емник», улавливающий эхо, распо ложен в основании спинного плав ника этой удивительной рыбки. Сообщение о необычайных свой ствах мормируса было сделано в 1953 г. Восточно-африканским их тиологическим институтом. Мормирус живет на дне рек и озер и питается личинками насе комых, которых извлекает из ила длинными челюстями, словно пин цетом. Во время поисков пищи рыбка окружена густым ^облаком взбаламученного ила и ничего вок руг не видит. В таких условиях ей без «радиолокатора» не обойтись. Мормирус —- не единственный на свете «живой радар». Замеча тельный радиоглаз обнаружен так же в хвосте электрического угря Южной Амери ки, «аккумуля- торы» которого развивают ре кордное напря жение тока — до 500, а по некоторым данным до 800 в. Американский исследователь Кристофор Коутес после серии экспериментов пришел к выводу, что небольшие бородавки на го лове электрического угря — вос принимающие антенны радиоло катора. Они улавливают отражен ные от окружающих предме тов электромагнитные волны, из лучатель которых расположен в конце хвоста угря. Физическая природа рыбьего электролокатора еще не совсем ясна. Дело в том, что, .как извест но, короткие радиоволны сильно поглощаются водой, а радары, со зданные человеком, совершенно беспомощны под водой. Длинные радиоволны способны проникать на некоторую глубину, но они не годятся для радиолокации. Правда, из опыта минувшей вой ны известно, что в определенном диапазоне радиоволн возможна радиосвязь кораблей с подводны ми лодками, находящимися на не большой глубине. Радиосвязь с космосом тоже ведь ведется в очень узком спектре электромаг нитного излучения. Может быть, мормирус в результате длитель ной эволюции сумел «подобрать» для своего радиолокатора именно такой диапазон электромагнитных волн, с помощью которого ему уда лось осуществить радиолокацию и под водой на небольших дистан циях. А может быть, все дело в чувствительности его воспринима ющих органов, относительная мощ ность которых превосходит пока затели, достигнутые человеком в радиотехнике. Наука лишь приоткрыла завесу . яа* эт?й тайной, .. Д ЛЯ ВАС, МОРЯКИ 1 В техническую библиотеку тра лового флота, расположенную в Доме междурейсового отдыха про мысловиков, поступили новые кни ги: ; . /i А. П. Филиппов. «Обработка топ- лива и масла для судовых дизелей ..= и котлов» (М., «Транспорт», 1966 год). В настоящей работе обоб щаются сведения о конструкции и эксплуатации систем топлкво- подготовки на судах, рассматрива ется теория сепарации и фильтра* ции, практика эксплуатации и устройства новейших отечествен ных и зарубежных сепараторов и фильтров, назначение, состав при садок к топливам и способы их введения в судовых условиях. Книга поможет специалистам ос воить новые вопросы судомехаин- ческой практики, может быть ис пользована курсантами высших * средних мореходных училищ суда* механических отделений. Научно-исЛедовательским ии- ститутом информации по тяжело му энергетическому и транспортно му машиностроению выпущен об зор материалов. Автор П. П. Бот кин. «Топлива и масла для отече ственных и зарубежных судовык дизелей». (М., 1966 г.). В брошюре изложены физико химические показатели отечествен ных и зарубежных топлив и масел, применяемых при эксплуатации современных судовых дизелей* Рассмотрено влияние физико-хими ческих показателей топлива на на* дежность и долговечность работы топливной аппаратуры. Приведена классификация топлив и масел « СССР и за рубежом. Даны прак тические рекомендации по выбору топлив и масел для судовых дизе лей. Обзор рассчитан на инженер но-технических работников, зани мающихся проектированием, пост ройкой и эксплуатацией дизелей. Для мотористов рыбопромысло вого флота вышла вторым изда нием книга Е. М. Соловьева «По* собие мотористу рыбопромысловое го судна». (М., 1966 г.). В книге изложены основы теории и прин цип работы двигателей внутренне го сгорания. Подробно описаны конструкции, детали, системы и устройства основных типов, отече ственных и зарубежных ДВС, при меняемых в настоящее время в рыбопромысловом флоте. . . . Е. ЕФИМОВА* библиотекарь технической библиотеки. Зам. редактора Е. В; МИХАЙЛОВСКИЙ . «РЫ Б НЫ Й М У РМ А Н * Индекс 55654. Тип. «Полярная правда»» , ..Зак, 5149, ПН 07817
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz