Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

v.v, К SO-ЛЕТИЮ МУРМАНСКА (\A/\/VVVV\AA/\/‘\/*«r»/\AA/V>AAA/\AAAA/\AyvV\AAAAA/\AA/\A/N/V\/V\/V\AAA/V\AAA/VA/\/\A/VV\AA/\A/VA/VV\AA/\/V\A/VV\A/' Будет достойное пополнение Отец шестнадцатилетнего Ко­ ли Рогова трудится в ремонтно­ механическом цехе Мурманской судоверфи. Он — высококвали­ фицированный токарь, пользу­ ется на производстве авторите­ том и уважением. И заработок у станочника, работающего по пя­ тому разряду, высокий. Дома у Роговых, на семейном совете, давно уже было решено, что Коля пойдет по стопам отца. «Вы ть династии судоремонтни­ ков Роговых !ь — заявил тогда глава семьи Анатолий Николае­ вич. И вот уже Николай Анатоль­ евич, или попросту Коля Рогов, вошел в ворота судоверфи. Правда, пока не как рабочий- Он поступил в техническое учи­ лище № 12 главка « Сев рыба» , созданное в нынешнем году. А училище это готовит кадры ра- бочих-судоремонтников. Да и расположено оно на террито­ рии судоверфи. Так что Коля считает себя уже в какой-то ме­ ре судоремонтником. Такого же мнения держатся и Слава Кузнецов, и Коля Бог­ данов, и другие учащиеся, тем более что многие из них — сыновья судоремонтников и мо­ ряков. У Славы отец тру­ дится на СРЗ-2, а отец Коли Богданова — котельщик-корпус­ ник слипово-докового цеха судо­ верфи. А через два года о»ни, эти юноши, сами пойдут в цехи су­ доремонтных предприятий рыб­ ного Мурмана грамотными рабо­ чими высокой квалификации. Ведь, кроме производственного обучения, в училище они будут изучать математику, общество­ ведение, теоретическую механи­ ку, техническое черчение и дру­ гие предметы. ...Первое сентября. На небе пасмурно, но для ребят се­ годня по-прежнему светит солн­ це, солнце знаний. Первое заня­ тие у них проходит в огромном классе, размерами в тысячи квадратных метров. А потолок — бездонное небо. Таким «клас ­ сом » была сама судоверфь. Семьдесят будущих котельщи- ков-корпусников и судовых плот­ ников во главе со старшим мас­ тером производственного обу­ чения Иваном Ивановичем Бой­ ко побывали с утра в цехах предприятия, знакомились с обо­ рудованием. Они наблюдали спуск со слипа на воду только что отремонтированного трауле­ ра. С интересом поднимались ребята на промысловый корабль, стоящий у причала судоверфи, своими глазами видели, ка « их отцы и братья выполняют ре­ монтные работы на судне. С глубоким вниманием слушали рассказы своего мастера, опыт­ ных рабочих, моряков. А бывалые судоремонтники, провожая юношей, тепло гово­ рили нм вслед: — Будьте достойным попол­ нением наших рабочих рядов. В добрый час! А . ВОЛГИН . Все новыми и новыми адаин* ямн украшается наш город. Расти ему и хорошеть! \ош ^ж Ёх - 3 Ребятам полюбилось Подмосковье Десятки мурманских школь­ ников провели свой летний от­ дых в. Подмосковье в пионер­ ском лагере «Дзержинец» . Рядом с пионерлагерем нахо­ дится колхоз «Родина » . И не случайно между ребятами и колхозниками с первых же дней установилась крепкая дружба. Пионеры помогали убирать ско­ шенный клевер. В один из дней, когда вышли на работу все от­ ряды, клевер убрали с площаци шесть гектаров. Оля Вилкова, Надя Новико­ ва, Женя Платонников, Толя Подерин и другие пионеры п о ­ лучили благодарность от прав­ ления колхоза. Дни, проведенные в пионер­ ском лагере, запомнятся ребя­ там увлекательными походами « а рыбалку, в лес за грибами и ягодами. Грибов нынче в Подмосковье было много. Их находили даже ■на территории лагеря. Лене Ан у ­ чину и Гене Баланчуку в этом отношении посчастлив и л о с ь больше всех. Совет дружины развернул со­ ревнование по сбору грибов, ягод, лекарственных трав. От- ряду-победителю на стол пода­ вался вкусный большой пирог. Их ждала поездка на экскур­ сию в Калугу и другие близле­ жащие города. Наши мурманские ребята по­ любили подмосковные леса и озера, научились хорошо ориен­ тироваться на местности. А в сборе грибов и ягод не уступа­ ли ребятам из областей средней полосы. Здоровые, жизнерадостные вернулись пионеры в Мурманск. Позади лагерная жизнь с ее ув­ лекательными- походами, спор­ тивными соревнованиями, тру­ довыми делами. Ребята сели за школьные парты. Хочется по­ желать им, чтобы дольше сохра­ нилась дружба, рожденная в пионерском лагере, чтобы в уче­ бе, в работе пионерских дру­ жин они проявляли такую же старательность и активность, как и в дни отдыха. В. РАЗИНКОВ , заместитель начальника пионерского лаге­ ря. На снимке: пионеры четвертого отряда за уборкой сена. «Ж ивой радар» С РЕДИ многочисленных свя­ щенных животных древнего Египта была одна рыбка, облада­ ющая совершенно уникальными способностями. Это — мормирус, или водяной слон. Челюсти у него вытянуты в небольшой хоботок. Природа наделила эту рыбку уди­ вительнейшим органом — радаром. В хвосте у мормируса небольшая «карманная ба­ тарейка». Нап­ ряжение тока, который она вы­ рабатывает, — невелико: каж­ дую ми н у т у радиолокатор мормируса посыла­ ет в пространство 80— 100 элект­ рических импульсов. Возникающие от разрядов «батарейки» электро­ магнитные колебания частично от­ ражаются от окружающих пред­ метов и в виде радиоэха вновь возвращаются к мормирусу. «При­ емник», улавливающий эхо, распо­ ложен в основании спинного плав­ ника этой удивительной рыбки. Сообщение о необычайных свой­ ствах мормируса было сделано в 1953 г. Восточно-африканским их­ тиологическим институтом. Мормирус живет на дне рек и озер и питается личинками насе­ комых, которых извлекает из ила длинными челюстями, словно пин­ цетом. Во время поисков пищи рыбка окружена густым ^облаком взбаламученного ила и ничего вок­ руг не видит. В таких условиях ей без «радиолокатора» не обойтись. Мормирус —- не единственный на свете «живой радар». Замеча­ тельный радиоглаз обнаружен так­ же в хвосте электрического угря Южной Амери­ ки, «аккумуля- торы» которого развивают ре­ кордное напря­ жение тока — до 500, а по некоторым данным до 800 в. Американский исследователь Кристофор Коутес после серии экспериментов пришел к выводу, что небольшие бородавки на го­ лове электрического угря — вос­ принимающие антенны радиоло­ катора. Они улавливают отражен­ ные от окружающих предме­ тов электромагнитные волны, из­ лучатель которых расположен в конце хвоста угря. Физическая природа рыбьего электролокатора еще не совсем ясна. Дело в том, что, .как извест­ но, короткие радиоволны сильно поглощаются водой, а радары, со­ зданные человеком, совершенно беспомощны под водой. Длинные радиоволны способны проникать на некоторую глубину, но они не годятся для радиолокации. Правда, из опыта минувшей вой­ ны известно, что в определенном диапазоне радиоволн возможна радиосвязь кораблей с подводны­ ми лодками, находящимися на не­ большой глубине. Радиосвязь с космосом тоже ведь ведется в очень узком спектре электромаг­ нитного излучения. Может быть, мормирус в результате длитель­ ной эволюции сумел «подобрать» для своего радиолокатора именно такой диапазон электромагнитных волн, с помощью которого ему уда­ лось осуществить радиолокацию и под водой на небольших дистан­ циях. А может быть, все дело в чувствительности его воспринима­ ющих органов, относительная мощ­ ность которых превосходит пока­ затели, достигнутые человеком в радиотехнике. Наука лишь приоткрыла завесу . яа* эт?й тайной, .. Д ЛЯ ВАС, МОРЯКИ 1 В техническую библиотеку тра­ лового флота, расположенную в Доме междурейсового отдыха про­ мысловиков, поступили новые кни­ ги: ; . /i А. П. Филиппов. «Обработка топ- лива и масла для судовых дизелей ..= и котлов» (М., «Транспорт», 1966 год). В настоящей работе обоб­ щаются сведения о конструкции и эксплуатации систем топлкво- подготовки на судах, рассматрива­ ется теория сепарации и фильтра* ции, практика эксплуатации и устройства новейших отечествен­ ных и зарубежных сепараторов и фильтров, назначение, состав при­ садок к топливам и способы их введения в судовых условиях. Книга поможет специалистам ос­ воить новые вопросы судомехаин- ческой практики, может быть ис­ пользована курсантами высших * средних мореходных училищ суда* механических отделений. Научно-исЛедовательским ии- ститутом информации по тяжело­ му энергетическому и транспортно­ му машиностроению выпущен об­ зор материалов. Автор П. П. Бот­ кин. «Топлива и масла для отече­ ственных и зарубежных судовык дизелей». (М., 1966 г.). В брошюре изложены физико­ химические показатели отечествен­ ных и зарубежных топлив и масел, применяемых при эксплуатации современных судовых дизелей* Рассмотрено влияние физико-хими­ ческих показателей топлива на на* дежность и долговечность работы топливной аппаратуры. Приведена классификация топлив и масел « СССР и за рубежом. Даны прак­ тические рекомендации по выбору топлив и масел для судовых дизе­ лей. Обзор рассчитан на инженер­ но-технических работников, зани­ мающихся проектированием, пост­ ройкой и эксплуатацией дизелей. Для мотористов рыбопромысло­ вого флота вышла вторым изда­ нием книга Е. М. Соловьева «По* собие мотористу рыбопромысловое го судна». (М., 1966 г.). В книге изложены основы теории и прин­ цип работы двигателей внутренне­ го сгорания. Подробно описаны конструкции, детали, системы и устройства основных типов, отече­ ственных и зарубежных ДВС, при­ меняемых в настоящее время в рыбопромысловом флоте. . . . Е. ЕФИМОВА* библиотекарь технической библиотеки. Зам. редактора Е. В; МИХАЙЛОВСКИЙ . «РЫ Б НЫ Й М У РМ А Н * Индекс 55654. Тип. «Полярная правда»» , ..Зак, 5149, ПН 07817

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz