Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
Счастливые** 0 . 1 к в а д р а т ы ★ ★ ★ Кработе подходили творчески В трудных условиях приходится работать в этом году моря- 5 * мам тралового флота. Промысловая обстановка такова, что S выполнять суточные, рсйсовые задания очень сложно. И тем ■ не менее экипажи некоторых судов успешно ведут промысел ■ ■ м в таких условиях. С полным грузом окуня недавно дернулся ■ в порт траулер «Сванетия». О том, где, как проходил рейс, ^ м п ' ч -p i i ' i i L i D * ) ш т г в г л я и а и п п а н и а т п г п л и в и а 5 L м рассказывают сегодня моряки этого судна. ш м й м » 1 т в » в в а в в » н н > м в и в » т « м м « м 1 1 » т * и 1 1 « в » 1 н 1 « Л Больше смелости и выдержки В минувшем рейсе промысел начали на северо-западном склоне Мурманской банки. Первые же траления показали, чт© при мизерных и нестабиль ных уловах, которые .мы имели, ^ с заданием не справиться. Вот тогда и появилась мысль пере бежать на Медвежку. Там в предыдущем плавании мы смог ли добыть 153 тонны окуня. После согласования с руково дителем промысла проложили . курс в тот квадрат, оттуда сни мались в порт. Сразу же поста вили буй. Надо сказать, что ры ба не держалась на одном месте. Она постоянно соверша ла местные миграции. Следить за передвижением косяка помо гала фишлупа. Благодаря по исковому прибору мы смогли" все время иметь хорошие у ло вы. Характерная деталь: у буя мы долго не задержались, по показаниям определили, что стадо окуня смещается на се вер. В квадрате 4605 поставили другой ориентир. Здесь и вели в основном промысел. Иногда трал приносил 2 — 3, а один раз было пять тонн рыбы. Конечно, мы не держали в секрете свои успехи. Помимо сообщений в сводках, выступа ли на советах капитанов. Прохо димость волн в нашем районе была плохая, но все равно с помощью третьих лиц, находя щихся между основной группой и нами, связь поддерживали постоянно. И вот что удиви тельно: к нам не торопились переходить экипажи других су дов. В чем тут дело? Многих, вероятно, смущает то обстоятельство, что окунь в этом районе ловится с пере е д е н н ы м успехом. Действитель- ч но, иногда рыба «скисала » , и корабли спешили покинуть не перспективный район. Так, на пример, поступили промысло вики двух— трех траулеров, . рискнувших перейти к нам. И что же вышло? Меняя глубины, курсы траления, мы вновь «на щупывали» косяк и продолжали работать успешно. До последнего времени на Медвежинской банке не было поисковых судов. Это в какой- то степени „ сдерживало реши мость капитанов переходить в этот район, руководствуясь лишь данными промышляющих там траулеров. Почему же Мед- вежка выпала из ноля зрения разведки? По-моему, в этом ви новаты работники ПИНРО . Кто как не они должны были дать рекомендацию держать тот уча сток моря под наблюдением. Рыба там есть. Надо только иметь промысловую выдержку, терпение. Траление мы вели по глубинам от 350 до 550 метров. Бывало так — ночью окунь был то на малой, то на большой глубине. Понятно, что без по искового прибора трудно было бы уследить за его миграцией. Фишлупы имеются и на многих других судах, но часто бывает, что их показаниям не доверяют. Так было и на «Сванетни» в прошлом рейсе. А такое недо верие необоснованно. Наши су доводители теперь убедились в этом. Если они видят, что при бор не фиксирует скоплений рыбы, тут же меняют направле ние траления, глубины. О значении буев в промысло вой работе говорить не прихо дится. Но надо сказать, что в западных районах Баренцева моря без них просто не обой тись. Здесь большое течение (до 1,5 узла ) , часто небо по крыто облаками, а значит нель зя производить астрономиче ские обсервации. Поэтому буй — первый ориентир для удер жания судна на одном месте. Снимаясь с промысла, мы договорились с руководителями промысла, чтобы очередной рейс планировали в тот же рай он. Есть уверенность, что он также будет успешным.' Хоте лось бы и другим капитанам порекомендовать вести добычу окуня в районе Медвежинской банки. Победа .придет к выдер жанным, терпеливым. Е. КАРЕЛЬСКИИ , капитан. В канун нашего последнего рейса большая концентрация рыбы преобладала в Централь ном районе Баренцева моря. Т у да мы поспешили. Но успели, как говорится, к шапочному раз бору. Максимальные подъемы за траление не превышали од ной тонны, а в большинстве слу чаев в среднем поднимали 500 килограммов трески. Понимали, что надо что-то срочно предпри нимать. И капитан Е. Карель ский принял решение перейти на свал Медвежинской банки. В то время там занимался поисками один траулер,, который без кон ца поднимал обильные уловы окуня. Вскоре суждения поиско виков о том, что именно здесь, на свале, есть рыба, подтверди лись: экипаж ежедневно стал перевыполнять задания. По мере передвижения рыбного косяка в сторону Шпицбергена, продви гался и наш траулер. Для боль шего ориентира ставили буй. Так, мы были уверены, что рыбы в этом районе вполне до статочно, чтобы вести успеш ный промысел. От нас — трал- мейстерского состава и матро сов — требовались максималь- люе внимание и творческий под ход к делУ, чтобы взять как можно больше окуня. Нашей первостепенной зада чей было содержать в исправ ном состоянии промысловое во оружение. Как раз перед выхо дом в море мы получили новые ваера. Поэтому первое время они требовали особого внима ния: не всегда вытягиваются одинаково. Систематическая про мерна ваеров позволила сохра нить их одинаковыми. Нижние подборы трала набивали по схе мам промыслового отдела, но немного облегчали центр. Рабо тали мы поочередно левым и правым бортом. После каждого перехода с трала на трал тща тельно проверяли все траловое вооружение. Это позволило нам обнаружить кое-какие недостат ки в оснащении трала* Напри мер, посадочный трос, изготов ленный из капрона, сильно вы тягивается и скользит по подбо рам во время задевов и других аварий орудий лова. Приходи лось производить пересадку по садочного троса на место, а также несколько укорачивать' его на верхних крыльях. Кста ти будет сказать, на суда дают слабые ваерные вертлюги. В штормовую погоду такой верт люг у нас оборвался. Недоста точно дают и кабелей. Кабели нужно давать не 60, а 9 0— 100 метров. Ведь всем известно, что окунь приходится добывать на больших глубинах. Ну,* чем еще можно объяс нить успех нашего экипажа? Думаю, что творческий подход чк работе всегда приносит свои плоды. Тут сказывается и добро совестное отношение к делу ма стеров по добыче тт. Громова и Афанасьева и матросов тт. Балыбердина, Снеховского, Лоз- бинева, Пеплова, Ковалайнена, Онегина и других. А . ЧЕРВЯКОВ , старший ма стер по добыче. С. полной отдачей сил Если сполна применять свои знания и отдавать все силы лю бимому делу, то намеченной це ли можно добиться. Задача на шей машинной команды — со держать механизмы в хорошем рабочем состоянии. Как меха ники добиваются образцового состояния механизмов, уже де сятки раз рассказывалось на страницах нашей рыбацкой га зеты. Конечно, помимо обыден ной организации труда, на каж дом судне среди машинных ко манд есть что-то свое. Заметить в повседневной жизни трудно. Я сейчас вспомню только то, чго было проделано нами за послед ние два рейса- Первым долгом перебрали два котельных и два форсуночных насоса, затем — осушительный, пожарный и кон- денсатный. Перебрали и обе динамо-машины. А во время сто янок в порту заменили кольца ЦВД главной машины. Выйдя в рейс, заменили коль ца в траловой лебедке. Младших специалистов ста раемся готовить непосредствен но на корабле. Знаешь, что че ловек любит ту или иную спе циальность и ей он готов посвя тить свою жизнь. Так, когда-то матрос-уборщик В. И. Уваров тянулся в машинное отделение. Стали с ним заниматься механи ки, подобрали необходимую техническую литературу. Инте рес у парня возрос к знаниям еще больше, когда он практиче ски столкнулся с механизмами. Прошло время, и В. Уваров стал машинистом второго класса. А вот бывший котельный маши нист Ю. М. Серов пожелал стать машинистом рыбомучной установки. Приобретенные тех нические знания упорным пов седневным трудом дали ему возможность изучить материаль ную часть установки. Так Ю- Серов стал машинистом ры бомучной установки. Котельный машинист Г. С. Масягин основную работу ус пешно совмещает с делами пред седателя судового комитета, и в то же время он заочно учится в школе моряков. Теплые слова можно сказать и в адрес третьего механика Н. П. Сумарокова, слесаря В. И. Хотия, старшего машиниста Н. П. Марченко и других членов машинной команды. Их энтузиазм сказывался и во время обильных уловов. Пар ни, свободные от вахты, без на поминаний выходили на палубу, чтобы помочь матросам быстрее обработать очередной улов. В. СТЕПАНОВ , старший ме ханик. Экипаж нашего траулера в минувшем рейсе потрудился в полную силу- В порт доставлен полный груз рыбы — 207 тонн окуня, пять тонн клиифиска, 22 тонны рыбной муки. Эта победа достигнута благодаря, в первую очередь, умению и опытности капитана Евгения Кирилловича Карельского. Хорошо работала трюмная бригада, которую возглавляет мастер по обработке Николай Герасимович Мальчеков. Это Классный специалист Слаженно и дружно Нас, матросов, на второй вах те четверо. Трое давно усво или матросские премудрости, и лишь Виктор Аннщенко шел в свой первый рейс. Его определи ли мне в напарники- Сразу объ яснил ему обязанности. И если в первые дни Виктор еще пу тался в чем-то, то потом трудил ся неплохо. Естественно, вахта, укомплек тованная классными специали стами, работала слаженно. При подъеме и спуске трала никогда ничего не заедало, все делали быстро, но без суеты. Не было тай нервозности, окриков, кото рые часто можно услышать на других судах. До «Свянетин» я работал бо ле е полутора лег на траулере « А р г а » . И вот, сравнивая те перь коллективы этих двух су- ^Дов, хочется сказать, что у нас моряки более дружны. А там, где чувствуется локоть товари ща, трудности легче преодоле вать. А они были у нас, трудно сти. Шутка ли, иногда уловы до ходили, до пяти тонн. Окунь — средний, обрабатывать его— не легкая задача. Стоит ли гово рить, что одним матросам не под силу ,было управиться во время с таким уловом. На по мощь выходили и штурманы, и механики, остальные члены эки пажа, свободные от вахты. А боцман Александр Осипов помо гал вначале мастерам, по обра ботке, потом, когда начали за готавливать охлажденный полу фабрикат, работав с нами за ры- боделом. На переходе в порт Александр, сумел за двое суток покрасить надстройки, навести ПОРЯДОК И 4HCTOty. Часто на других траулерах бывает так:, спустят *матросы трал и потом устраивают за: тяжной перекур. Мы же сразу; едва поправим на бруске шке- роч*ный нож/ становились за ры- бодел. Просто стыдно было « т я нуть резину», если нас уже под жидали подсобники. Ну и, ко нечно, в погоне за количеством не забывали и о высококачест венной обработке рыбы. Мы совершили два окуневых рейса. И если в первом чувст вовались организационные упу щения и другие промахи, то те перь, я думаю, мы избежим их, будем работать еще лучше. Моряки «Сванетин», готовясь достойно отметить 49-ю. годов щину Великого Октября, помнят о том, что в будущем году наш народ будет отмечать 50-летие Советской власти. И все стрем ление нашего коллектива — не отстать от других, достойными трудовыми делами ознаменовать большой праздник советских людей. Можно не сомневаться, что экипаж нашего судна, работая дружно и слаженно* не подка чает. В. ЛОЗБИНЕВ , матрос пер вого класса. исключительно трудолюбивый, опытный моряк. Для него высо кокачественная обработка рыбы — кровное дело. Поэтому-то Ни колая Герасимовича можно было увидеть у рыбодела не только на подвахте, но и на аврале, по казывающего, как лучше обра батывать окунь. А сколько труда стоило на шим мастерам по обработке со брать трюмные чердаки, кото рые у нас нестандартные. Нуж но было из большого количест ва заборочных досок найти не обходимые. В этом, да и в остальных работах хорошими по мощниками зарекомендовали се бя Р. М. Садыков и А . Я. Стрел ков. Они всегда добросовестно выполняли распоряжения свое го наставника, у которого есть чему поучиться. За трудрлюбие Н. Г. Мальче ков неоднократно отмечался по ощрениями. О нем, как о клас сном специалисте, писали в на шей бассейновой газете « Р ы б ный Мурман». И на этот раз не подвел моряков рыбный мастер. Всю продукцию сдали плановой сортностью. Как говорится, это лучшая награда за его старание и беспокойство. Николай Герасимович .— хо роший товарищ. В любую мину ту готов он придти на помощь другу. Притом в этом качестве своего характера он не видит чего-то из ряда вон выходяще го. По его мнению, так сьно и должно быть, ибо в море без этого нельзя. За большое трудолюбие, за умение работать, за готовность всегда помочь другому, научить его и уважают моряки нашего судна своего товарища. В. КАЛМЫЧЕВСКИИ , клип- фискиый мастер. ОТ РЕДАКЦИИ : Читатели помнят выступление капитана траулера «Алупка» В. Токмачева на страницах бассейновой газеты «Рыбный Мурман». В нем, в частности, говорилось, о том, что на Медвежинской, Шпицбергенской банках в тече ние всего года и особенно в мае—сентябре на глубинах 350 — 450 метров постоянно держатся промысловые скопления окуня-клювача. Как видно из рассказов моряков «Сванетни», утверждение капитана В. Токмачева весьма обоснованно. Тем не менее за время между опубликованием этих материалов в западных районах Баренцева моря вели промысел экипажи всего нескольких траулеров. Почему же те районы остались без внимания руководителей флота, промысловиков? Ведь другие банки не изобилуют в этом году устойчивыми концент рациями рыбы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz