Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

Счастливые** 0 . 1 к в а д р а т ы ★ ★ ★ Кработе подходили творчески В трудных условиях приходится работать в этом году моря- 5 * мам тралового флота. Промысловая обстановка такова, что S выполнять суточные, рсйсовые задания очень сложно. И тем ■ не менее экипажи некоторых судов успешно ведут промысел ■ ■ м в таких условиях. С полным грузом окуня недавно дернулся ■ в порт траулер «Сванетия». О том, где, как проходил рейс, ^ м п ' ч -p i i ' i i L i D * ) ш т г в г л я и а и п п а н и а т п г п л и в и а 5 L м рассказывают сегодня моряки этого судна. ш м й м » 1 т в » в в а в в » н н > м в и в » т « м м « м 1 1 » т * и 1 1 « в » 1 н 1 « Л Больше смелости и выдержки В минувшем рейсе промысел начали на северо-западном склоне Мурманской банки. Первые же траления показали, чт© при мизерных и нестабиль­ ных уловах, которые .мы имели, ^ с заданием не справиться. Вот тогда и появилась мысль пере­ бежать на Медвежку. Там в предыдущем плавании мы смог­ ли добыть 153 тонны окуня. После согласования с руково­ дителем промысла проложили . курс в тот квадрат, оттуда сни­ мались в порт. Сразу же поста­ вили буй. Надо сказать, что ры­ ба не держалась на одном месте. Она постоянно соверша­ ла местные миграции. Следить за передвижением косяка помо­ гала фишлупа. Благодаря по­ исковому прибору мы смогли" все время иметь хорошие у ло ­ вы. Характерная деталь: у буя мы долго не задержались, по показаниям определили, что стадо окуня смещается на се­ вер. В квадрате 4605 поставили другой ориентир. Здесь и вели в основном промысел. Иногда трал приносил 2 — 3, а один раз было пять тонн рыбы. Конечно, мы не держали в секрете свои успехи. Помимо сообщений в сводках, выступа­ ли на советах капитанов. Прохо­ димость волн в нашем районе была плохая, но все равно с помощью третьих лиц, находя­ щихся между основной группой и нами, связь поддерживали постоянно. И вот что удиви­ тельно: к нам не торопились переходить экипажи других су­ дов. В чем тут дело? Многих, вероятно, смущает то обстоятельство, что окунь в этом районе ловится с пере­ е д е н н ы м успехом. Действитель- ч но, иногда рыба «скисала » , и корабли спешили покинуть не­ перспективный район. Так, на­ пример, поступили промысло­ вики двух— трех траулеров, . рискнувших перейти к нам. И что же вышло? Меняя глубины, курсы траления, мы вновь «на ­ щупывали» косяк и продолжали работать успешно. До последнего времени на Медвежинской банке не было поисковых судов. Это в какой- то степени „ сдерживало реши­ мость капитанов переходить в этот район, руководствуясь лишь данными промышляющих там траулеров. Почему же Мед- вежка выпала из ноля зрения разведки? По-моему, в этом ви­ новаты работники ПИНРО . Кто как не они должны были дать рекомендацию держать тот уча­ сток моря под наблюдением. Рыба там есть. Надо только иметь промысловую выдержку, терпение. Траление мы вели по глубинам от 350 до 550 метров. Бывало так — ночью окунь был то на малой, то на большой глубине. Понятно, что без по­ искового прибора трудно было бы уследить за его миграцией. Фишлупы имеются и на многих других судах, но часто бывает, что их показаниям не доверяют. Так было и на «Сванетни» в прошлом рейсе. А такое недо­ верие необоснованно. Наши су­ доводители теперь убедились в этом. Если они видят, что при­ бор не фиксирует скоплений рыбы, тут же меняют направле­ ние траления, глубины. О значении буев в промысло­ вой работе говорить не прихо­ дится. Но надо сказать, что в западных районах Баренцева моря без них просто не обой­ тись. Здесь большое течение (до 1,5 узла ) , часто небо по­ крыто облаками, а значит нель­ зя производить астрономиче­ ские обсервации. Поэтому буй — первый ориентир для удер­ жания судна на одном месте. Снимаясь с промысла, мы договорились с руководителями промысла, чтобы очередной рейс планировали в тот же рай­ он. Есть уверенность, что он также будет успешным.' Хоте­ лось бы и другим капитанам порекомендовать вести добычу окуня в районе Медвежинской банки. Победа .придет к выдер­ жанным, терпеливым. Е. КАРЕЛЬСКИИ , капитан. В канун нашего последнего рейса большая концентрация рыбы преобладала в Централь­ ном районе Баренцева моря. Т у ­ да мы поспешили. Но успели, как говорится, к шапочному раз­ бору. Максимальные подъемы за траление не превышали од­ ной тонны, а в большинстве слу ­ чаев в среднем поднимали 500 килограммов трески. Понимали, что надо что-то срочно предпри­ нимать. И капитан Е. Карель­ ский принял решение перейти на свал Медвежинской банки. В то время там занимался поисками один траулер,, который без кон­ ца поднимал обильные уловы окуня. Вскоре суждения поиско­ виков о том, что именно здесь, на свале, есть рыба, подтверди­ лись: экипаж ежедневно стал перевыполнять задания. По мере передвижения рыбного косяка в сторону Шпицбергена, продви­ гался и наш траулер. Для боль­ шего ориентира ставили буй. Так, мы были уверены, что рыбы в этом районе вполне до­ статочно, чтобы вести успеш­ ный промысел. От нас — трал- мейстерского состава и матро­ сов — требовались максималь- люе внимание и творческий под­ ход к делУ, чтобы взять как можно больше окуня. Нашей первостепенной зада­ чей было содержать в исправ­ ном состоянии промысловое во­ оружение. Как раз перед выхо­ дом в море мы получили новые ваера. Поэтому первое время они требовали особого внима­ ния: не всегда вытягиваются одинаково. Систематическая про­ мерна ваеров позволила сохра­ нить их одинаковыми. Нижние подборы трала набивали по схе­ мам промыслового отдела, но немного облегчали центр. Рабо­ тали мы поочередно левым и правым бортом. После каждого перехода с трала на трал тща­ тельно проверяли все траловое вооружение. Это позволило нам обнаружить кое-какие недостат­ ки в оснащении трала* Напри­ мер, посадочный трос, изготов­ ленный из капрона, сильно вы­ тягивается и скользит по подбо­ рам во время задевов и других аварий орудий лова. Приходи­ лось производить пересадку по­ садочного троса на место, а также несколько укорачивать' его на верхних крыльях. Кста­ ти будет сказать, на суда дают слабые ваерные вертлюги. В штормовую погоду такой верт­ люг у нас оборвался. Недоста­ точно дают и кабелей. Кабели нужно давать не 60, а 9 0— 100 метров. Ведь всем известно, что окунь приходится добывать на больших глубинах. Ну,* чем еще можно объяс­ нить успех нашего экипажа? Думаю, что творческий подход чк работе всегда приносит свои плоды. Тут сказывается и добро­ совестное отношение к делу ма­ стеров по добыче тт. Громова и Афанасьева и матросов тт. Балыбердина, Снеховского, Лоз- бинева, Пеплова, Ковалайнена, Онегина и других. А . ЧЕРВЯКОВ , старший ма­ стер по добыче. С. полной отдачей сил Если сполна применять свои знания и отдавать все силы лю­ бимому делу, то намеченной це­ ли можно добиться. Задача на­ шей машинной команды — со­ держать механизмы в хорошем рабочем состоянии. Как меха­ ники добиваются образцового состояния механизмов, уже де­ сятки раз рассказывалось на страницах нашей рыбацкой га­ зеты. Конечно, помимо обыден­ ной организации труда, на каж­ дом судне среди машинных ко­ манд есть что-то свое. Заметить в повседневной жизни трудно. Я сейчас вспомню только то, чго было проделано нами за послед­ ние два рейса- Первым долгом перебрали два котельных и два форсуночных насоса, затем — осушительный, пожарный и кон- денсатный. Перебрали и обе динамо-машины. А во время сто­ янок в порту заменили кольца ЦВД главной машины. Выйдя в рейс, заменили коль­ ца в траловой лебедке. Младших специалистов ста­ раемся готовить непосредствен­ но на корабле. Знаешь, что че­ ловек любит ту или иную спе­ циальность и ей он готов посвя­ тить свою жизнь. Так, когда-то матрос-уборщик В. И. Уваров тянулся в машинное отделение. Стали с ним заниматься механи­ ки, подобрали необходимую техническую литературу. Инте­ рес у парня возрос к знаниям еще больше, когда он практиче­ ски столкнулся с механизмами. Прошло время, и В. Уваров стал машинистом второго класса. А вот бывший котельный маши­ нист Ю. М. Серов пожелал стать машинистом рыбомучной установки. Приобретенные тех­ нические знания упорным пов­ седневным трудом дали ему возможность изучить материаль­ ную часть установки. Так Ю- Серов стал машинистом ры­ бомучной установки. Котельный машинист Г. С. Масягин основную работу ус­ пешно совмещает с делами пред­ седателя судового комитета, и в то же время он заочно учится в школе моряков. Теплые слова можно сказать и в адрес третьего механика Н. П. Сумарокова, слесаря В. И. Хотия, старшего машиниста Н. П. Марченко и других членов машинной команды. Их энтузиазм сказывался и во время обильных уловов. Пар­ ни, свободные от вахты, без на­ поминаний выходили на палубу, чтобы помочь матросам быстрее обработать очередной улов. В. СТЕПАНОВ , старший ме­ ханик. Экипаж нашего траулера в минувшем рейсе потрудился в полную силу- В порт доставлен полный груз рыбы — 207 тонн окуня, пять тонн клиифиска, 22 тонны рыбной муки. Эта победа достигнута благодаря, в первую очередь, умению и опытности капитана Евгения Кирилловича Карельского. Хорошо работала трюмная бригада, которую возглавляет мастер по обработке Николай Герасимович Мальчеков. Это Классный специалист Слаженно и дружно Нас, матросов, на второй вах­ те четверо. Трое давно усво­ или матросские премудрости, и лишь Виктор Аннщенко шел в свой первый рейс. Его определи­ ли мне в напарники- Сразу объ­ яснил ему обязанности. И если в первые дни Виктор еще пу­ тался в чем-то, то потом трудил­ ся неплохо. Естественно, вахта, укомплек­ тованная классными специали­ стами, работала слаженно. При подъеме и спуске трала никогда ничего не заедало, все делали быстро, но без суеты. Не было тай нервозности, окриков, кото­ рые часто можно услышать на других судах. До «Свянетин» я работал бо­ ле е полутора лег на траулере « А р г а » . И вот, сравнивая те­ перь коллективы этих двух су- ^Дов, хочется сказать, что у нас моряки более дружны. А там, где чувствуется локоть товари­ ща, трудности легче преодоле­ вать. А они были у нас, трудно­ сти. Шутка ли, иногда уловы до­ ходили, до пяти тонн. Окунь — средний, обрабатывать его— не­ легкая задача. Стоит ли гово­ рить, что одним матросам не под силу ,было управиться во­ время с таким уловом. На по­ мощь выходили и штурманы, и механики, остальные члены эки­ пажа, свободные от вахты. А боцман Александр Осипов помо­ гал вначале мастерам, по обра­ ботке, потом, когда начали за­ готавливать охлажденный полу­ фабрикат, работав с нами за ры- боделом. На переходе в порт Александр, сумел за двое суток покрасить надстройки, навести ПОРЯДОК И 4HCTOty. Часто на других траулерах бывает так:, спустят *матросы трал и потом устраивают за: тяжной перекур. Мы же сразу; едва поправим на бруске шке- роч*ный нож/ становились за ры- бодел. Просто стыдно было « т я ­ нуть резину», если нас уже под­ жидали подсобники. Ну и, ко­ нечно, в погоне за количеством не забывали и о высококачест­ венной обработке рыбы. Мы совершили два окуневых рейса. И если в первом чувст­ вовались организационные упу­ щения и другие промахи, то те­ перь, я думаю, мы избежим их, будем работать еще лучше. Моряки «Сванетин», готовясь достойно отметить 49-ю. годов­ щину Великого Октября, помнят о том, что в будущем году наш народ будет отмечать 50-летие Советской власти. И все стрем­ ление нашего коллектива — не отстать от других, достойными трудовыми делами ознаменовать большой праздник советских людей. Можно не сомневаться, что экипаж нашего судна, работая дружно и слаженно* не подка­ чает. В. ЛОЗБИНЕВ , матрос пер­ вого класса. исключительно трудолюбивый, опытный моряк. Для него высо­ кокачественная обработка рыбы — кровное дело. Поэтому-то Ни­ колая Герасимовича можно было увидеть у рыбодела не только на подвахте, но и на аврале, по­ казывающего, как лучше обра­ батывать окунь. А сколько труда стоило на­ шим мастерам по обработке со­ брать трюмные чердаки, кото­ рые у нас нестандартные. Нуж­ но было из большого количест­ ва заборочных досок найти не­ обходимые. В этом, да и в остальных работах хорошими по­ мощниками зарекомендовали се­ бя Р. М. Садыков и А . Я. Стрел­ ков. Они всегда добросовестно выполняли распоряжения свое­ го наставника, у которого есть чему поучиться. За трудрлюбие Н. Г. Мальче­ ков неоднократно отмечался по­ ощрениями. О нем, как о клас­ сном специалисте, писали в на­ шей бассейновой газете « Р ы б ­ ный Мурман». И на этот раз не подвел моряков рыбный мастер. Всю продукцию сдали плановой сортностью. Как говорится, это лучшая награда за его старание и беспокойство. Николай Герасимович .— хо­ роший товарищ. В любую мину­ ту готов он придти на помощь другу. Притом в этом качестве своего характера он не видит чего-то из ряда вон выходяще­ го. По его мнению, так сьно и должно быть, ибо в море без этого нельзя. За большое трудолюбие, за умение работать, за готовность всегда помочь другому, научить его и уважают моряки нашего судна своего товарища. В. КАЛМЫЧЕВСКИИ , клип- фискиый мастер. ОТ РЕДАКЦИИ : Читатели помнят выступление капитана траулера «Алупка» В. Токмачева на страницах бассейновой газеты «Рыбный Мурман». В нем, в частности, говорилось, о том, что на Медвежинской, Шпицбергенской банках в тече­ ние всего года и особенно в мае—сентябре на глубинах 350 — 450 метров постоянно держатся промысловые скопления окуня-клювача. Как видно из рассказов моряков «Сванетни», утверждение капитана В. Токмачева весьма обоснованно. Тем не менее за время между опубликованием этих материалов в западных районах Баренцева моря вели промысел экипажи всего нескольких траулеров. Почему же те районы остались без внимания руководителей флота, промысловиков? Ведь другие банки не изобилуют в этом году устойчивыми концент­ рациями рыбы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz